УДК 159.923
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕСУРСНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ
Реферат: статья посвящена рассмотрению проблемы ресурсов, активно разрабатываемой в современных исследованиях. Представлены психологические подходы к пониманию ресурсов и их классификациям. За основу принято широкое толкование ресурсов - как изначально имеющихся, а также приобретаемых, накапливаемых личностью в течение жизни индивидуальных возможностей, собственных психических свойств, духовных и материальных средств, опыта, ценностей для качественной и благополучной жизнедеятельности и реализации смысла жизни, позволяющих в случае необходимости преодолевать сложные жизненные ситуации.
Обобщены подходы к пониманию ресурсов, показано назначение использования ресурсов возобновляемых, не-возобновляемых и накапливаемых - достижение цели деятельности и жизнедеятельности, обозначены условия их использования (необходимость и/или факт наличия), охарактеризованы как внутренняя составляющая ресурсов, так и внешняя, причем внешняя - возможность применения ресурсов как самого организма в результате деятельности, так и ресурсов окружающей среды.
В статье предложено понимание ре-сурсности как системы, включающей в себя такие компоненты, как ресурсная база, ресурсообеспеченность, ресурсы личности, факторы ресурсности (субъек-
© Илюшина М. И., Краснощеченко И. П., 2017
М. И. Илюшина, И. П. Краснощеченко
тно-личностные, организационные, социальные), личностный потенциал, резервы организма, жизненные способности личности, человеческие ресурсы.
Вводится понятие ресурсной субъ-ектности как системной характеристики, проявляющейся в способности личности к накоплению, осознанию, своевременному и результативному использованию ресурсов в решении поставленных задач, в процессе осуществления деятельности и жизнедеятельности, реализации смысла жизни, преодоления трудных жизненных ситуаций, самоорганизации и саморазвитии личности. Предложенные системное понимание ресурсности и концепт «ресурсная субъектность» определили научную новизну статьи.
Ключевые слова: ресурсы, ресурс-ность личности, ресурсная субъектность, факторы ресурсности (субъектно-лич-ностные, организационные, социальные), личностный потенциал, жизненные способности личности.
Для осуществления любой деятельности - групповой или индивидуальной, интеллектуальной, физической, творческой - необходимым условием является наличие ресурсов: материальных, духовных, физических, природных, экономических, административных, информационных, временных и тех, которые нужны для достижения конкретной цели. В литературе нет единого понимания и толкования данного феномена ввиду того, что существует большое разнообразие самих ресурсов. Россий-
ский энциклопедический словарь определяет ресурсы как ценности, запасы и возможности, источники средств и доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы). Проблемы ресурсов разных типов исследуются экономическими, политологическими, геологическими, юридическими и другими науками в разных аспектах и контекстах. Активно разрабатывается проблема ресурсов и в психологических исследованиях, что, в свою очередь, определило наше стремление систематизировать существующие подходы и обосновать концепты - ресурсность и ресурсную субъектность.
А. А. Ухтомский писал, что «вопрос о ресурсах человека волновал многих ученых и исследователей на протяжении многих столетий и всегда сопрягался с вопросами о ресурсах физических и психических (духовных). Если ресурсы рассматривать как многогранные возможности человека, то становится понятным, что до сих пор мы еще не смогли во всей полноте описать и изучить все тонкости этой многогранности» [8].
За последние три десятилетия опубликовано значительное число отечественных и зарубежных работ, посвященных непосредственно обоснованию концептуальных представлений о ресурсах личности, а также в контексте смежных исследований. Началом для обращения к проблеме ресурсов стали проводившиеся в 80-е гг. ХХ в. исследования жизнестойкости личности американского психолога С. Мад-ди, пришедшего к выводу о том, что жизнестойкость является ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на успешность деятельности, соматическое и душевное здоровье личности [9]. Результаты данных исследований при-
влекли внимание ученых разных стран к изучению личностных ресурсов, опосредующих жизнестойкость, устойчивость к стрессам, способствующих личности в противостоянии сложным жизненным ситуациям и пр.
Проблема ресурсов как фактора личности получила развитие в работах зарубежных психологов S. E. Hobfoll, D. Canetti-Nisim, R. J. Johnson, R. S., Lasarus S. Folkman, К. Роджерса, Фромма. Ресурсы рассматриваются как значимые предикторы благополучия и качества жизни, ее самореализации (А. Маслоу). Р. Лазарус и C. Фол-кман исследуют ресурсы, используемые индивидом в процессе когнитивной оценки события для обеспечения совладания как ответа организма на стрессовые обстоятельства [10]. Потеря ресурсных запасов является ключевым фактором, приводящим к стрессу. Ученые показали, что во время переживания стресса и трудных жизненных ситуаций становятся очевидными различия между людьми, обладающими разными ресурсами [10].
В советской, а далее и российской психологии обращение к исследованию ресурсов человека стало следствием «открытия» внутреннего мира личности в работах Ф. Е. Василюка и введения им в психологию категории переживания (понимаемой как особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта) [4], а также благодаря исследованиям психологии субъективности В. И. Слобод-чикова, психологии смысла Д. А. Леонтьева [7], разработке проблем субъекта в работах К. Абульхановой-Славской
[1], исследованиям «человеческого в человеке» и нравственности в работах Б. С. Братуся, Е. Н. Богданова [2] и др. Кроме того, активное научное взаимодействие ведущих российских ученых с зарубежными психологами и анализ зарубежных публикаций, регулярно представляемый в российских научных журналах, создали возможность для работы российских психологов в сходной предметной области.
В последние годы российские ученые активно участвуют в разработке проблемы ресурсов. Изучению ресурсов в контексте проблемы разрешения внутриличностных конфликтов посвящены работы А. Я. Анцупова, Д. В. Греш-нева, Н. В. Гришиной, В. Г. Зазыкина, Л. Козера, Н. И. Леонова и др. Ученые исследуют психологические ресурсы в аспекте создания условий для самореализации личности (Н. Р. Битяно-ва, Л. А. Коростылева, Д. А. Леонтьев [7] и др.), ее гармоничного развития (А. Г. Асмолов, А. Б. Орлов, В. А. Петровский и др.), благополучия (О. А. Идобаева, Ж. Н. Истюфеева), сохранения личностной автономии и самодостаточности в социальной среде (С. К. Нартова-Бочавер, Э. В. Сайко, Е. Б. Старовойтенко и др.), использования личностно-развивающего ресурса семьи (И. В. Ткаченко). Психологи обращаются к рассмотрению ресурсов при изучении адаптации личности и преодоления неблагоприятных, кризисных ситуаций (Р. Ю. Ветров, Н. Е. Водопьянова, А. В. Кирпаль, Е. Ю. Кожевникова, Ю. В. Постылякова, М. А. Шабанова и др.), ее жизнестойкости (С. А. Калашникова, Е. И. Кузьмина, О. С. Мороз, Т. В. Наливайко и др.), удовлетворенности качеством жизни (И. А. Джидарьян, И. В. Полушкина и др.), анализируют ресурсы профессионального становления личности (И. В. Вачков, С. А. Дружилов,
И. П. Краснощеченко [6], А. Н. Осянин, Л. В. Темнова и др.)
В исследовании психологических последствий переживания экономического кризиса, выполненного Т. Ю. Ивановой и Д. А. Леонтьевым, выявлена взаимосвязь уровня субъективного благополучия не с субъективной оценкой степени влияния кризиса, а с актуальной потерей ресурсов. В случае наступления стрессовых обстоятельств, как установлено авторами, ресурсы помогают не только оставаться стойким и противостоять их воздействиям, но и сохранять силу и решительность, продолжая развиваться и добиваться поставленных целей, поддерживая физическое здоровье и благополучие.
Ресурсы традиционно понимаются как запасы и (или) источники чего-либо, как средства, к которым обращаются в необходимом случае. В психологических исследованиях ресурсы рассматриваются в контексте состояния, активности, жизнедеятельности личности, преодоления ею сложных жизненных ситуаций. Ресурсные концепции рассматривают ресурсы с позиции психологического стресса как адаптационные возможности - способность противостоять трудным жизненным ситуациям. Так, С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Согласно его теории сохранения ресурсов, «ресурсы» представляют те ценности, которые индивидуумы и сообщества стремятся приобретать, сохранять, преумножать и накапливать, а также средства, с помощью которых эти ценности могут быть сохранены и преумножены.
Широкое толкование понятия «ресурсы» находим у К. В. Карпинского.
Согласно его подходу, ресурсы представляют собой предметные условия жизни, индивидуальные возможности, собственные психические свойства и, наконец, весь репертуар деятельно-стей, которыми удалось овладеть в течение жизни [5]. К ресурсам личности как субъекта жизни автор в первую очередь относит все внешние и внутренние условия, позволяющие наращивать и поддерживать на субъективно приемлемом уровне продуктивность реализации индивидуального смысла жизни. Исследуя условия преодоления человеком стресса, А. В. Бодров отмечает, что ресурсы есть «физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [3, с. 115-116]. Как систему внутренних и внешних условий, способствующих устойчивости личности в стрессогенных ситуациях и обеспечивающих качественное выполнение деятельности определяет ресурсы С. А. Калашникова. Как совокупность ценностей и запасов, которые при необходимости могут быть использованы субъектом, характеризует ресурсы С. А. Дружилов.
Сравнивая представленные подходы, мы принимаем за основу позицию широкого толкования ресурсов - как изначально имеющихся, а также приобретаемых, накапливаемых личностью в течение жизни индивидуальных возможностей, собственных психических свойств, духовных и материальных средств, опыта, ценностей для качественной и благополучной жизнедеятельности и реализации смысла жизни, позволяющих в случае необходимости преодолевать сложные жизненные испытания.
Ориентируясь на понимание ресурсов как запасов, источников чего-либо,
средств, к которым субъект обращается в необходимом случае, мы посчитали целесообразным сопоставить употребляемые в разных психологических подходах вместе с понятием «ресурсы» термины и представить их во взаимосвязи и упорядоченности, усмотрев в этом систему ресурсности (как совокупности всех ресурсов, которые имеет субъект), включив в нее такие компоненты, как личностный потенциал [7], резервы организма, личностные ресурсы, психобиографические характеристики субъекта [3, с. 25-34], жизненные способности личности [1] (рис.1).
Следующий этап нашего теоретического исследования был обращен на анализ подходов к классификации ресурсов, среди которых выделяются следующие:
1) дифференциация ресурсов в концепции С. Хобфола, с одной стороны, объективных, социальных, личностных и энергетических, с другой -материальных объектов, внешних и внутренних, интраперсональных переменных, психических и физических состояний, волевых, эмоциональных и энергетических характеристик;
2) выделение надежды, рациональной веры и душевной силы - при рассмотрении преодоления трудных жизненных ситуаций в работах Э. Фромма;
3) различение ресурсов человека в соответствии с их ролью в регуляции процессов совладания со стрессом в концепции В. А. Бодрова [3]: личностных, социальных, психологических, профессиональных, физических и материальных;
4) разделение множества ресурсов на четыре категории К. В. Карпинским: две из них представляют собой внешние (непсихологические) средства жизнедеятельности, не входящие в психологическую структуру личности, и две - вну-
тренние (психологические) средства, которые непосредственно связаны с проявлением личности в качестве субъекта жизни. К. В. Карпинский пишет: «Каждая личность владеетуникальным набором возможностей, которые в качестве своеобразной «экипировки» определяют ее оснащенность, готовность к эффективной самореализации в различных, в том числе негативных, жизненных ситуациях. Субъектность и индивидуальность личности проявляется в том, как она приобретает, накапливает, расходует и восполняет, а также пользуется и распоряжается этими средствами в своей жизнедеятельности» [5].
С нашей точки зрения, особо важным в позиции данного автора является признание того, что ресурсы связаны между собой, находятся в зависимости
друг от друга и представляют систему -ресурсный запас, которым располагает индивидуум или группа. Отсутствие или потеря одного ресурса при адекватном восприятии данного факта может быть компенсирована наличием, распределением ресурсов или приобретением другого ресурса. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. Вместе с тем не все ресурсы и не во всех ситуациях могут компенсировать друг друга, в результате чего, согласно теории сохранения ресурсов, возникает стресс. По мнению К. В. Карпинского, стресс возникает в следующих ситуациях:
1) представляющих угрозу потери ресурсов;
2) фактической потери ресурсов;
3) отсутствия адекватного возмещения затраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемой цели значительно превышает результат [5].
В то же время необходимо подчеркнуть, что человек может распоряжаться как внешними, так и внутренними ресурсами, а также привлекать внешние ресурсы и на их основе создавать внутренние для качественного осуществления деятельности и снижения стрес-согенных ситуаций.
Результатом анализа психологических исследований явилась схематизация ресурсов человека как феномена (рис. 2), где ресурсы представлены и как потенциальные возможности, запасные средства и дополнительные возможности организма, а назначение
использования ресурсов связано с достижением цели.
Условиями использования ресурсов субъектом являются необходимость и (или) факт их наличия. На рисунке 2 обозначены как внутренняя составляющая ресурсов (например, такие личностные качества, как настойчивость, оптимизм, активность, а также творческие способности, выступающие в роли резервных ресурсов личности, изредка используемые; к этой категории ресурсов могут быть отнесены те ресурсы, которые могут возникнуть или сформироваться у личности в результате взаимодействия с окружающей средой, например умение ждать, сохранять позитивный настрой), так и внешняя (возможность использования ресурсов окружающей среды, например, поддержки ближних, друзей).
Показаны возобновляемые, невоз-обновляемые и накапливаемые ресурсы. К возобновляемым ресурсам мы относим, например, работоспособность человека, которая восстанавливается в
результате отдыха человека, его переключения на другие виды активности. Невозобновляемыми ресурсами являются те, что исчезают по мере их использования, например, в результате
перегрузок, эмоционального выгорания, «нездорового» образа жизни происходит нарушение здоровья. К невоз-обновляемым ресурсам можно отнести утрату друзей, близких людей, если такое случается в жизни человека. Накапливаемыми ресурсами могут быть постепенно формирующиеся личностные качества и умения: уверенность в себе, выносливость, опыт выполнения какой-то деятельности, формирующиеся в результате социальной активности смелость, контактность, коммуникабельность и др.
Ресурсы личности в нашем понимании - это система взаимосвязанных компонентов. Выстраивание этой системы в функциональную, более эффективно действующую является задачей человека как субъекта развития.
Важно отметить деятельностный аспект использования ресурсов. Ресурсы используются личностью для удовлетворения потребностей, что предполагает необходимость осуществления конкретной деятельности. Вместе с тем результаты деятельности (некоторые виды деятельности как косвенно, так и целенаправленно) могут, в свою очередь, способствовать возникновению, накоплению и (или) возобновлению ресурсов. При этом ресурсы являются необходимым условием для осуществления жизнедеятельности, реализации цели в соответствии с ценностями и смыслом жизни.
Поскольку ресурсы представляют собой определенные предметные условия жизни, индивидуальные возможности, собственные психические свойства и, наконец, весь репертуар деятельностей, которыми субъект овладевает в течение жизни, то сочетание ресурсов обнаруживает свою реальную полезность только в контексте деятельностного взаимодействия лич-
ности с собственной жизнью. Без дея-тельностного осуществления различные обстоятельства выступают лишь как потенциальные, возможные ресурсы, возможность, а не реальность в обеспечении качества жизни, удовлетворении потребностей и достижении смысла жизни. При этом личность, осуществляющая деятельность и жизнедеятельность, выступает как субъект, а проявления субъекта обозначаются в психологии понятием субъектности [1, с. 35].
В связи с этим целесообразным, по нашему мнению, является введение понятия о ресурсной субъектности, проявляющейся в способности личности к накоплению, осознанию, своевременному и результативному использованию ресурсов в решении поставленных задач, в процессе осуществления деятельности и жизнедеятельности, реализации смысла жизни, преодоления трудных жизненных ситуаций, самоорганизации и саморазвитии личности.
Ресурсная субъектность как интегральная характеристика субъектных проявлений личности, обладает следующими системными характеристиками:
1) система - это целое, состоящее из образующих ее компонентов, ресурсная субъектность как система представлена многообразными, разносторонними ресурсами личности (как внешними, так и внутренними);
2) система обладает иерархией, соответственно ресурсы, входящие в структуру ресурсной субъектности, находятся в иерархических отношениях, от первостепенно используемых до менее востребованных, от частных элементарных функциональных действий до ресурсов наиболее высокого иерархического уровня, относящихся к самосознанию и саморегуляции собственной активности в контексте использования ресурсов;
3) компоненты ресурсной субъект-ности как системы взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга, использование одних ресурсов зависитот применения и состояния других;
4) отношения компонентов системы ресурсной субъектности со средой оказывают влияние на систему в целом и на среду. Актуализация и использование одних ресурсов влияет на другие ресурсы, на осуществляемую субъектом деятельность, на состояние ресурсной субъектности в целом, что, в свою очередь, определяет влияние на состояние отдельных, частных ресурсов личности, приводит к изменению и преобразованию как ресурсной субъектности, так и внешней среды.
Характеризуя ресурсную субъект-ность, мы имеем в виду ее следующие характеристики:
- активность и функциональную динамичность;
- способность использования ресурсов субъектом;
- разрешение противоречий в отношении потребления и сохранения разных типов ресурсов, необходимых в реализации деятельности и жизнедеятельности, в решении поставленных задач и в ситуациях преодоления трудных жизненных ситуаций;
- ответственность за осознание, накопление, возобновление и использование ресурсов для эффективной реализации целей деятельностей, жизнедеятельности, ценностей и смысла жизни;
- обеспечение возможностей самоорганизации и саморазвития личности.
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил выявить значительное число отечественных и зарубежных работ, посвященных как обоснованию концептуальных представлений о ресурсах личности, так и
рассмотрению ресурсов в контексте смежных исследований. Сравнивая эти подходы, мы приняли за основу позицию широкого толкования ресурсов -как изначально имеющихся, а также приобретаемых, накапливаемых в течение жизни возможностей, личностных средств, опыта, связанных между собой, находящихся в зависимости друг от друга и представляющих систему, для качественной и благополучной жизнедеятельности, осуществления значимой для человека деятельности, преодоления сложных жизненных ситуаций.
В работе представлена попытка сопоставления употребляемых в разных подходах вместе с понятием «ресурсы» терминов и их презентации во взаимосвязи и упорядоченности в виде ресурсной системы - ресурсности, включившей в себя такие структурные компоненты, как «личностный потенциал», «резервы организма», «личностные ресурсы», «психобиографические характеристики субъекта», «жизненные способности личности».
Ресурсы человека - это особая система взаимосвязанных структурных компонентов, выстраивание которой в функциональную, более эффективно действующую является задачей личности как субъекта развития. В связи с этим стоит сослаться на К. А. Абуль-ханову: «Личность в качестве субъекта определяется особой способностью использовать свои психические, личностные, профессиональные, жизненные возможности в качестве средств решения этих противоречий» [1, с. 36].
Поскольку проявления субъекта рассматриваются в рамках субъектного подхода в психологии как субъект-ность, то способность человека к накоплению, осознанию, своевременному и результативному использованию ресурсов в процессе реализации деятель-
ностей и жизнедеятельности, в преодолении жизненных трудностей, решении поставленных задач, самоорганизации и саморазвитии личности мы обозначаем как ресурсную субъектность.
Определение конкретных ресурсов личности, их аккумуляция и развитие, а также осознание и своевременное использование в процессе преодоления жизненных трудностей, в решении поставленных задач, в самоорганизации и саморазвитии - все названное имеет огромное практическое значение, что определяет необходимость дальнейшего исследования путей, механизмов и технологий развития и повышения эффективности субъектной ресурсности в интересах совершенствования человека и общества.
Список литературы
1. Абульханова К. А. Идеальность или реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В. Т. Моросановой. М. ; Ставрополь, 2007. С. 31-45.
ö. Богданов Е. Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. M., 1995.
3. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол. журн. S006. № г. т. г7. ч. г. с. 113-1гг.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). M., 1984. SOS с.
5. Карпинский К. В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология : журн. Высшей школы экономики. SOIS. Вып. 4. Т. 9.
6. Краснощеченко И. П. Особенности образовательного пространства вуза как интегративного фактора субъектно-профессионального становления будущих психологов. // Образование и наука. SO1O. № 6. С. 40-48.
7. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал какоснова самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии Mry / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. M., SOOS. Вып.1.
8. Ухтомский А. А. Собрание сочинений. Т. 1S. M., 1988.
9. Khoshaba D., Maddi S. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. V. 63. № S. P. S65-S74.
10. Lasarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N. Y. : Springer, 1984. S18 p.