Научная статья на тему 'Концептуализация аутентичности в контексте глобализации культуры'

Концептуализация аутентичности в контексте глобализации культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
675
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соловьева Анна Николаевна

В статье рассматриваются аналитические механизмы и границы применимости концепта «аутентичность» как инструмента исследования специфики традиционных культур (преимущественно этнических), помещенных в модернизационный и глобализационный контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHENTICITY CONCEPTUALIZATION IN THE CULTURAL GLOBALIZATION CONTEXT

The article demonstrates analytical mechanisms and limits of the «authenticity» concept usage as a research instrument for understanding the transformation process of traditional ethnic cultures in the context of modernization and globalization.

Текст научной работы на тему «Концептуализация аутентичности в контексте глобализации культуры»

УДК 008+323.1+141.319.8+141.111

СОЛОВЬЕВА Анна Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения, старший научный сотрудник Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова; докторант сектора социокультурных процессов и систем Российского института культурологии (Москва). Автор 33 научных публикаций

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ*

В статье рассматриваются аналитические механизмы и границы применимости концепта «аутентичность» как инструмента исследования специфики традиционных культур (преимущественно этнических), помещенных в мо-дернизационный и глобализационный контекст.

Аутентичность, этническая культура, глобализация, традиция, модернизация, постмодернизм, туризм

В качестве теоретической единицы исследований культурологов, социологов, этнологов и фольклористов понятие «аутентичность» активно используется со второй половины XX века. С конца 1970-х годов предметом оживленных дискуссий представителей этих наук становятся аналитические механизмы и границы применимости концепта «аутентичность» как инструмента исследования специфики традиционных культур (преимущественно этнических), помещенных в модернизационный и глобализационный контекст. До настоящего времени термин «аутентичность» сохраняет свою многозначность и полемическую направленность, отражая как противоречия, так и взаимную дополнительность концепций осуществления этно-

культурных традиций в современном мире, сложившихся в границах различных теоретических подходов.

Аутентичность - термин, обозначающий комплекс представлений социокультурных групп о подлинности, истинности и неподдельности традиционных культурных черт, на основании которых осуществляется репрезентация и воспроизводство их идентичности.

Данный термин заимствован культурологией, социологией и этнологией из философии, что обуславливает его многозначность и сложности использования в эмпирических исследованиях культуры. Философская трактовка понятия «аутентичность» связана с отражением сущности актуального бытия человека, его экзистен-

* Публикация осуществлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 08-06-98800-р-север-а «Исследование взаимодействия глобальных и локальных факторов в динамике развития этнокультурных ландшафтов Русского Севера»),

ции, рассматриваемой в терминах личностного, наполненного подлинным опытом переживания индивидом ситуаций вовлечения в мир. Категория «аутентичность» используется для описания различных проявлений стремления к «подлинности» как особому способу жизненного опыта Ж.П. Сартром, М. Хайдеггером, Т. Адорно, В. Беньямином и др. В российской науке о культуре концепт «аутентичность» появляется сравнительно недавно и его содержание определяется парадигмой «поиска аутентичности», то есть актуализации «древнего», «первичного», «изначального» смыслового и нормативного содержания различных форм этнокультурных традиций.

Стремление определить «аутентичность» в качестве сущностного атрибута целостной системы изучаемой этнологами или фольклористами культуры доминирует в рамках эссенциали-стских и примордиалистских подходов к этнич-ности. Альтернативный взгляд на «аутентичность» этнокультурных форм и практик как на интеллектуальный конструкт ученых или активистов традиционализма появляется в результате распространения идей социального конструктивизма, рефлексивной антропологии и по-стколониальных исследований. С точки зрения конструктивистов, научная проблема состоит не в том, что такое аутентичность, а в том, кому и зачем она нужна, а также как она используется в различных дискурсах. Аутентичность рассматривается не как качество этнокультурного объекта, а как оценочная категория, постоянно формирующаяся и трансформирующаяся в социальных процессах.

Представления об «объективной аутентичности» основываются на убеждении в существовании комплекса типичных сущностных черт традиционной культуры, являющихся критерием «исконности» ее современных, трансформирующихся в ходе модернизации форм. Важнейшей характеристикой аутентичности при объективном подходе к ее описанию становится «некоммерческий», не соответствующий логике процессов производства и потребления смысл традиционных культурных текстов и

артефактов. Желание выявить и зафиксировать «аутентичность» отражает основополагающее для логики модернизации стремление к универсальным истинам и вневременным ценностям. Парадокс «объективной аутентичности» состоит в том, что модернизационные и глобализационные процессы (в том числе и исследовательские), инициируемые желанием обрести аутентичность, разрушают ее целостность: в момент, когда традиционный артефакт становится объектом целенаправленного и рационализированного воздействия (с целью фиксации, реконструкции или потребления), он выделяется из естественной среды формирования и утрачивает «ауру» своей подлинности. Конструктивист-кая модель аутентичности направлена на преодоление ограничений ее толкования как объективно заданной сущности культурной традиции, не позволяющих объяснять коммерциализован-ные и глобализированные практики, порожденные стремлением людей пережить «подлинный» культурный опыт. Наиболее разносторонними и разнообразными как по методам, так и по эмпирической базе являются исследования процессов конструирования, производства и потребления аутентичности культур, помещенных в туристический контекст.

Концепция «постановочной аутентичности» (staged authenticity) Д. МакКаннела1, основана на гипотезе о том, что процессы конструирования и репрезентации культурных объектов и пространств в качестве аутентичных одновременно отражают стремление удовлетворить желание туристов пережить аутентичный опыт и невозможность «реального» обретения состояния «подлинности жизни» в коммерциализированном мире. Риторика туризма основана на демонстрации значимости «аутентичности» как смысловой единицы взаимодействия туриста и воспринимаемого им пространства: набора «типичных предметов народного быта», подлинных домов, «в которых жили выдающееся деятели истории и культуры», «тех самых предметов», которыми они пользовались и т.д. Туристы сравнивают «постановочные» (искусственно сконструированные) контексты представленных

их взору «аутентичных» предметов и практик не столько с возможным непосредственным опытом восприятия настоящей культурной или природной среды, сколько с уже сформированным у них под влиянием медиа стереотипным и искаженным их образом2. Альтернативные (например, экологические или экстремальные) формы туризма также репрезентируются как путешествия в «заповедные» места ради получения такого типа аутентичного опыта, который недоступен туристу, способному довольствоваться «фальшивыми» постановочными эффектами «присутствия» в культурной реальности.

Концепция «эмерджентной»3 (проявляющейся ситуативно) аутентичности акцентирует внимание исследователя на исторически и социально сконструированных динамических измерениях этнокультурных практик и текстов. В определенных исторических условиях традиционные артефакты могут оцениваться как привнесенные извне или «неаутентичные», а со временем или в результате изменения социальной ситуации они начинают признаваться аутентичными даже уче-ными-экспертами. В контексте культурных индустрий (туризма, моды, арт-бизнеса) аутентичность проявляется в процессах отбора и интерпретации, реализующих приоритеты исследователей, представителей региональной власти, маркетологов и т.д. Например, работы ремесленников оцениваются участниками рынка произведений искусства и сувениров на основании их уникальности и оригинальности, рукотворнос-ти, соответствия технологическим, эстетическим и функциональным критериям, выработанным в рамках исторически сложившихся локальных декоративных стилей. Наблюдать процесс придания аутентичности этнокультурным объектам можно на ярмарках и в магазинах сувениров, где демонстрируется процесс их ручного изготовления. Для того, чтобы подтвердить наличие и степень аутентичности тех или иных предметов, а также присвоить им «локальный» статус, зачастую применяется научная (этнологическая или искусствоведческая) экспертиза. Используя категорию «аутентичность», исследователи выявляют степень влияния представле-

ний о «подлинности» и «исконности» художественных приемов, форм и жанров, сложившихся в локальных племенных и этнических сообществах, на определение места «традиционного творчества» в контексте современного глобализированного искусства, формирование параметров эффективности процессов его сохранения и возрождения4.

Термин «экзистенциальная аутентичность»5 отражает специфику психологического подхода к рассмотрению «подлинности» как потенциально присущего индивиду состояния, которое может быть актуализировано той или иной культурной практикой. Например, аутентичность туристического опыта включает в себя индивидуальные или интерсубъективные переживания, стимулирующиеся лиминальным контекстом поведения «путешественника». Туристы ощущают необычайность «встречи с подлинным» в значительной степени потому, что включаются в виды деятельности, отличные от повседневных рутин. Аутентичное состояние возникает в ситуациях, когда отношения между продавцом и покупателем культурных товаров и услуг отличаются от тех, которые индивиды (по-преимуществу представители индустриальных и постиндустриальных обществ) ассоциируют со стандартизированными и стереотипными практиками потребления.

Теоретики постмодернизма рассматривают аутентичность как автономную «симулятив-ную» единицу, характеризующую не «реальные» или «настоящие» культурные объекты, а набор предшествующих им и претендующих на «воображаемую реальность» их искусственных подобий, созданных массовой индустрией.

В постколониальных исследованиях аутентичность описывается как часть процесса репрезентации образа «Другого» (чаще всего «примитивного», «архаичного» и неспособного к развитию племенного или этнического сообщества), механизмы которого выработаны и контролируются доминирующей «западной» культурой, а также являются отражением идеологии модернизации. Консервативный подход к аутентичности как категории «внеисторичности» и статично-

сти традиционных культурных черт служит в колониальной риторике инструментом культурной дискриминации (маргинализации) как сообществ, которым в большей степени присущи гибридные формы, возникшие в результате взаимодействия различных этнических, религиозных и сословноклассовых традиций, так и племенных (аборигенных) групп, целостность и органичность традиций которых воспринимается в качестве атрибута «экзотичности» и «примитивности».

Теоретиками мультикультурализма6 категория «аутентичность» используется для характеристики комплексности процессов этнокультурной идентификации в современном постнацио-нальном глобализированном мире. При изучении транснациональных групп (диаспор, субкультур мигрантов, интернет-сообществ и т.д.) аутентичность не может определяться как следствие абсолютной и полной принадлежности индивида «своей» культуре, «укорененности» в ее традициях. Признание «множественной» (мультиплицированной) идентичности в качестве неотъемлемой характеристики современного человека, находящегося в пространстве пересечения глобальных политических, информационных и экономических потоков, означает принятие многообразия способов быть «аутентичным субъектом». В мультикультуралистском контексте «аутентичность» - это характеристика способности индивида к диалогу с другой культурой,

атрибут коммуникации, построенной на основании риторики различий, противостоящей стереотипности опыта, сформированного доминантными идеологизированными дискурсами. Аутентичность субъекта «культуры различий» основывается на идее свободы и признания права быть «другим», опираясь на «подлинность» жизненного опыта, предшествующую процессам самоидентификации, находящуюся за пределами образов «я» и их репрезентаций. Поэтому «аутентичность» индивида рассматривается в мультикультуралистских концепциях как внеоце-ночная и неоперационализируемая базовая теоретическая рефлексивная доминанта исследования, не имеющая в отличие от понятия «идентичность» четких политических (гражданского, например), ценностных, языковых, религиозных и других эмпирических показателей культурной принадлежности.

Таким образом, многообразие интерпретаций понятия «аутентичность», сложившееся в современных социальных науках, позволяет исследователям анализировать и описывать не столько фиксированные различия «настоящих» и искусственно «изобретенных» черт культурных объектов, сколько динамические социальные процессы обретения или утраты качеств «подлинности», что значительно расширяет круг решаемых ими значимых социокультурных проблем.

Примечания

1 См.: MacCannell D. The Tourist: ANew Theory of the Leisure Class. N.Y., 1976.

2 Cm.: Hughes G. Authenticity in Tourism// Annals ofTourism Research. 1995. № 22. P. 781-803.

3CohenE. Authenticity and Commoditization in Tourism //Idem. 1988.№ 15. P. 371-386.

4 Coleman E.B. Appreciating «Traditional» Aboriginal Painting Aesthetically II The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2004. № 62(3). P. 237.

5 WangN. Tourism and Modernity: A Sociological Analysis. Oxford, 2000.

6 Cm.: Taylor C. The Politics ofRecognition II Multiculturalism. Examining Politics of Recognition / A. Gutmann (ed). Princeton, 1994. P. 25-73.

Solovyova Anna

AUTHENTICITY CONCEPTUALIZATION IN THE CULTURAL GLOBALIZATION CONTEXT

The article demonstrates analytical mechanisms and limits of the «authenticity» concept usage as a research instrument for understanding the transformation process of traditional ethnic cultures in the context of modernization and globalization.

Контактная информация: e-mail: annasolov@mail.ru

Рецензент - Теребихин H.M., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.