Научная статья на тему 'Концепция женского бытия в творчестве Барбары Фришмут'

Концепция женского бытия в творчестве Барбары Фришмут Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
289
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФЕМИНИЗМ / ФЕМИННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЖЕНСКОЕ БЫТИЕ / ЖЕНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / AUSTRIAN LITERATURE / FEMINISM / FEMINISTIC LITERATURE / FEMININE LITERATURE / FEMININE BEING / FEMININE IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трофимова Людмила Владимировна

Анализируются произведения австрийской писательницы Барбары Фришмут «Лунные женщины» и «Лето, когда исчезла Анна» как явления женской литературы. Уделяется внимание жанровому своеобразию данных произведений, которое основывается на традициях австрийской литературы XX века. Отмечается, что творчество австрийской писательницы созвучно времени, поэтому в ее произведениях нетрудно отыскать проблемные темы современности, среди которых отношения между мужчиной и женщиной, взаимоотношения восточной и западной культур в контексте семейной жизни, поиск женской идентичности. Автор статьи дает обобщенную характеристику «женской» литературы и рассматривает произведения Б. Фришмут в данном контексте. При этом указывается, что в романах писательницы частично проявляются черты феминной литературы, например, в поисках женщиной своего места в жизни, ее освобождения от мужской власти, при этом отмечается, что автор не является сторонником абсолютного доминирования женщины. Показано, что Б. Фришмут в обоих произведениях затрагивает проблемы, связанные в первую очередь с женской сущностью, поэтому отношения с окружающим миром показаны преимущественно глазами героинь. Сложное сюжетное повествование и особенности композиции создают своеобразие романов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Feminine Being in Barbara Frischmuth’s Works

Works by Austrian writer Barbara Frischmuth “Women on the Moon” (Die Frau im Mond) and “Summer, when Ann disappeared” (Der Sommer, in dem Anna verschwunden war) as phenomena of feminine literature. Attention is paid to genre originality of these works, based on traditions of Austrian literature of the XX-th century. It is specified, that works of Austrian writer tune with the times, this is why it is easy to find problem topics of today in her works; among those are relations between a man and a woman, interrelations of Western and Oriental cultures in context of family life, and search for feminine identity. Author of the article gives a generalized description of “women’s literature” and considers works by B. Frischmuth in this context. At the same time it is specified that in writer’s novels some features of feminine literature partly show up, such as search for place in life by a woman, her liberation from male’s domination; at the same time it is underlined, that author is not a proponent of absolute female domination. It is shown that in both novels B. Frischmuth touches upon the issues predominantly dealing with feminine essence, this is why relations with visual environment are shown mostly in heroes’ eyes. Complicated plot narration and peculiarities of composition form originality of these novels.

Текст научной работы на тему «Концепция женского бытия в творчестве Барбары Фришмут»

Трофимова Л. В. Концепция женского бытия в творчестве Барбары Фришмут / Л. В. Трофимова // Научный диалог. — 2016. — № 1 (49). — С. 170—179.

ешн^МР

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-

УДК 82-311.1

Концепция женского бытия в творчестве Барбары Фришмут

© Трофимова Людмила Владимировна (2016), аспирант, старший преподаватель кафедры немецкой филологии факультета иностранных языков, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета (Елабуга, Татарстан), ^1981@ mail.ru.

Анализируются произведения австрийской писательницы Барбары Фришмут «Лунные женщины» и «Лето, когда исчезла Анна» как явления женской литературы. Уделяется внимание жанровому своеобразию данных произведений, которое основывается на традициях австрийской литературы XX века. Отмечается, что творчество австрийской писательницы созвучно времени, поэтому в ее произведениях нетрудно отыскать проблемные темы современности, среди которых отношения между мужчиной и женщиной, взаимоотношения восточной и западной культур в контексте семейной жизни, поиск женской идентичности. Автор статьи дает обобщенную характеристику «женской» литературы и рассматривает произведения Б. Фришмут в данном контексте. При этом указывается, что в романах писательницы частично проявляются черты феминной литературы, например, в поисках женщиной своего места в жизни, ее освобождения от мужской власти, при этом отмечается, что автор не является сторонником абсолютного доминирования женщины. Показано, что Б. Фришмут в обоих произведениях затрагивает проблемы, связанные в первую очередь с женской сущностью, поэтому отношения с окружающим миром показаны преимущественно глазами героинь. Сложное сюжетное повествование и особенности композиции создают своеобразие романов.

Ключевые слова: австрийская литература; феминизм; феминная литература; женская литература; женское бытие; женская идентичность.

1. Введение

На протяжении многих лет литературоведы задавались вопросом о том, существует ли австрийская литература или же она является частью литературы Германии. В основе проблемы лежит тот факт, как пишет Д. Затонский, что, по мнению большинства немцев, у австрийской литературы нет ни традиций, ни языка, ничего, что придавало бы ей индивиду -

альность [Затонский, 1985, с. 115]. Однако стоит отметить, что XX век стал переломным периодом в истории австрийской словесности. Именно это время называют литературоведы «звездным часом» австрийской литературы. С этого момента австрийскую литературу рассматривают как явление яркое, неповторимое, необычное, с присущими ей особенностями, своеобразием, самобытностью [Затонский, 1995, с. 7].

2. Творчество Барбары Фришмут в контексте «феминной литературы»

70—80-е годы ХХ столетия — время возникновения нового социокультурного образа женственности. Именно эти годы А. Э. Воротникова называет «женским бунтом», когда в литературной среде господствовали как авторы-женщины, так и героини-женщины [Воротникова, 2008, с. 4]. Как известно, сотни лет доминирующее положение в обществе занимал мужчина, а в женщине ценилось лишь ее биологическое предназначение. Так повелось, что женское начало рассматривалось как пассивное, замкнутое, подчиняющееся мужчине. Еще великие мыслители прошлого, такие как Аристотель, Гегель, Кант, Фихте, Руссо, присваивали мужчине особый статус, считая при этом женщину индивидом, не имеющим гражданской личности и обладающим «неопределенным единством чувства» [Кант, 1965, с. 235]. Такое отношение к женщине в обществе обусловливало возникновение феминистских движений, отстаивающих права женщин. Эти общественные волнения нашли отражение и в литературной среде. Особое место в истории литературы Австрии занимают авторы-женщины, которых отличает иное мировидение (И. Бахман, Б. Фришмут, Э. Елинек и др.). Социально-историческая действительность оказывает влияние на произведения женщин-авторов: они воспринимают проблемы со своей точки зрения, что обусловливает особый взгляд на женские образы. Одним из ярких представителей литературы, произведения которого рассматриваются в контексте феминной литературы, является Барбара Фришмут.

Автор данной статьи ранее рассматривал творчество австрийской писательницы на примерах произведений «Мистификация Софи Зильбер» (,,Die Mystifikationen der Sophie Silber", 1976) [Трофимова, 2014, с. 192], «Лето, когда исчезла Анна» (,,Der Sommer, in dem Anna verschwunden war", 2004) [Трофимова, 2015, с. 179].

Цель настоящей статьи состоит в рассмотрении романов Барбары Фришмут «Лето, когда исчезла Анна» (,,Der Sommer, in dem Anna verschwunden waf') и «Лунные женщины» в контексте феминной литературы, поскольку «женской теме» посвящено большинство произведений

австрийской писательницы. Одна из главных тем творчества Фришмут — тема поиска женской идентичности — прослеживается как в самых ранних произведениях («Монастырская школа» („Die Klosterschule", 1968), «Мистификации Софи Зильбер» („Die Mystifikationender Sophie Silber", 1976), «Ами, или Метаморфоза» (,,Amy oder Die Metamorphose", 1978), «Кай и любовь к моделям» (,,Kai und die Liebe zu den Modellen",1979), «Лунные женщины» („Die Frau im Mond", 1982)), так и в более поздних («Лето, когда исчезла Анна» (,,Der Sommer, in dem Anna verschwunden war", 2004).

Исследуя творчество Фришмут 1970-х — 80-х годов, О. С. Кравчук указывает на тот факт, что интерес к произведениям австрийской писательницы проявляется именно в этот период, когда повысился интерес к «феминной литературе» [Кравчук, 1998, с. 4]. В отличие от современниц Фришмут не проповедует феминистские идеалы. Она не подразделяет литературу на мужскую и женскую, для нее это лишь средство в поисках таких жизненных форм, которые бы соответствовали интересам обоих полов. Фришмут считает, что огромную роль играет тот факт, кто является автором, как он воспринимает этот мир — с мужской или женской точки зрения, при этом восприятие определяется не только половой, но и общественной принадлежностью [Frischmuth, 1991, S. 73]. В отличие от других ярких представительниц австрийской литературы Фришмут говорит об этой проблеме в более светлых тонах, поэтому в ее книгах нет той безысходности, которая характерна для творчества её соотечественницы [Gürtler, 1985, S. 288].

Сюжеты анализируемых романов являются ярким воплощением «женской литературы». Несмотря на то, что роман «Лето, когда исчезла Анна» в отличие от романа «Лунные женщины» был написан не в период рассвета «феминистического направления», а в начале XXI века, с полной уверенностью можно сказать, что произведение является его отголоском. Б. Фриш-мут, безусловно, удалось в обоих случаях донести до читателя проблемы, связанные с положением женщины в современном обществе, и углубиться в проблему женской сущности. Оба рассматриваемые нами романа австрийской писательницы отличает сложная структура повествования.

3. Роман Барбары Фришмут «Лунные женщины»

В основе романа «Лунные женщины» лежат три женских судьбы, которые, с одной стороны, отличаются друг от друга, с другой стороны, имеют много общего. Три героини: Женщина, Художница, Коломбина — тонко чувствующие натуры, страдающие каждая по-своему. Именно через страдания Фришмут ведет своих героинь к самопознанию. Данная мысль

прослеживается уже в эпиграфе, который представлен строками из стихотворения австрийской поэтессы Кристины Лавант: Как хорошо: мой облик скрыт, меня как будто не бывало. Зерно, что Землю отвергало, теперь Луна произрастит ... [Фришмут, 1984, с. 28].

Фришмут повествует параллельно о разных женских судьбах, особое внимание уделяя происходящему в жизни дам, их прошлому и возможностям соединить судьбы с любимыми воедино или же, наоборот, решиться на расставание [Weinzierl, 1992, S. 138]. Образы главных героинь раскрываются через их отношения с противоположным полом. Первая героиня женщина, монологом которой начинается и завершается произведение австрийской писательницы, размышляет на протяжении всего произведения об отношениях с любимым мужчиной, о причинах отсутствия взаимопонимания между ними. женщина предстает пред нами как тень ее любимого, которого она воспринимает как какое-то божество: Ты навек останешься для меня чем-то вроде высшего средоточия всего, что могло произвести на меня впечатление, что-то мне открыть и подтолкнуть вперед, главной пружиной моего существования [Фришмут, 1984, с. 50]. Следует отметить, что превосходство одного пола над другим ставится под сомнение. женщина хочет быть близким человеком любимому, опорой в трудную минуту, а не его тенью, она хочет по жизни идти только вперед, для нее одиночество не цель, не то, к чему она стремится, подобно «лунной женщине» Кристины Лавант: И все же ты для меня бесконечно много значишь. Даже мое отличие от тебя существует лишь постольку, поскольку существуешь ты [Фришмут, 1984, с. 149].

Таким образом, Б. Фришмут стремится к познанию человеческого бытия, идея которого — мирное существование обоих полов. Но, в то же время, героиня женщина, которая наиболее близка автору, сомневается в осуществлении данной задачи: Наступит ли когда-нибудь время, когда мы сможем общаться друг с другом, не держа наготове перевязочных средств? Когда мы станем любовно поддерживать друг друга и избавимся от всех этих каннибальских замашек, от жадного стремления превратить другого в свою тень, чтобы он не загораживал свет солнца? [Фришмут, 1984, с. 126].

Взаимоотношения мужчин и женщин находят отражение и в сюжетной линии второй героини — жизнерадостной, неунывающей кукольницы Коломбины. В отношениях с мужем Пьеро Коломбина занимает ведущую позицию. В отличие от возлюбленного предыдущей героини женщины Пьеро не лидер в отношениях, не образец для подражания, не тот, у кого Коломбина может найти поддержку, скорее всего, наоборот, именно он

нуждается в ее силе. И, возможно, благодаря своему характеру Коломбина легко справляется со всеми трудностями. Отношения супругов лишены гармонии, всю нежность Коломбина дарит вымышленному другу, невидимому другим людям Барсу — верному ее спутнику, с которым она бродит по ночному городу и который вдруг может принять образ ее мужа. Куколь-ница старается быть счастливой со своим мужем Пьеро, воображение помогает ей в этом.

Героини Фришмут представлены в трех временных плоскостях. Так, все мысли женщины связаны с прожитой жизнью, воспоминаниями об отношениях с ее возлюбленным. Коломбина же живет настоящим, тем, что окружает ее именно сегодня. А мечты третьей героини — Художницы — связаны с будущим. Эта героиня загадочна и таинственна, погружена в свои мысли. Она постоянная гостья кафе, которая сидит за столиком и ждет сказочного принца, и, возможно, поэтому ее жизнь неполноценна, поскольку нет еще того единственного, которому она подарила бы свою любовь. Одинокая, жаждущая любви Художница (Голубка) огромную роль отводит влиянию судьбы, считая этот фактор определяющим: Если судьба захочет повернуть ее жизнь, почему бы этому не случиться именно здесь, а не в каком-то другом месте? [Фришмут, 1984, с. 57].

Три героини, три различные судьбы и один объединяющий символ — символ загадочной Луны, образ которой, как известно, имеет мифологические истоки, символизируя женское начало. Барбара Фришмут связала образ Луны с женским началом, воображением, творчеством. Пьеса Коломбины и Пьеро, давшая название роману, посвящена образу женщины. Коломбина и Пьеро повествуют о женщине, живущей на Луне в одиночестве. Устав от этого, женщина решает спуститься на бренную землю. У Фришмут образ женщины занимает центральное положение в художественной картине действительности.

Как заметила А. Э. Воротникова, героини Фришмут — это носительницы высоких нравственных ценностей, они олицетворяют животворное, мирное начало бытия. Их присутствие в обществе необходимо для установления гармонии во всех сферах человеческого существования [Воротникова, 2008, с. 272]. Барбара Фришмут не преследует цель показать события в стране, но тем не менее она возлагает на женщин большие надежды в преобразовании бытия.

4. Произведение Фришмут «Лето, когда исчезла Анна»

Сюжет романа «Лето, когда исчезла Анна» также является ярким воплощением «женской литературы». Главная героиня Анна — прекрасная,

умная женщина, выходит замуж за турка, который по политическим причинам покидает свою страну. Можно с уверенностью сказать, что Анна всегда всё ставила на карту, особенно когда причиной являлась любовь. Так случилось и с ее замужеством. Анна, забросив учебу, отправляется с мужем из Берлина в свой родной провинциальный городок. Несмотря на то что в семейной жизни не все было гладко, Анна старается казаться счастливой. Однако женщина не может смириться с однообразием и рутиной в отношениях, она с головой уходит в новое чувство. Она нарушает данное мужу обещание, разорвав некогда заключенное между супругами соглашение быть всегда вместе. Героиня выбирает новые отношения ради того, чтобы вновь испытать чувства, и в этот раз не к своему мужу, чтобы вновь почувствовать себя женщиной (... dass sie den Pakt brechen musste, um wieder fühlen zu können) [Frischmuth, 2004, S. 352]. На этот раз Фришмут не дает слова своей героине. Вся ее жизнь предстает перед нами как пазл, собрать воедино который нам помогают мысли и слова других героев, в частности, представительниц еще двух поколений — матери Анны, подруги матери и дочери главной героини.

В один из дней главная героиня исчезает. Ни муж, ни дети не догадываются, что могло произойти, поиски не увенчались успехом. Постепенно они возвращаются к повседневной жизни, не найдя при этом ответа на главный вопрос «Где Анна?». Дочь Анны вспоминает о турецких корнях и находит утешение в религии.

Фришмут позволяет своим героям высказываться об Анне по очереди, на этом основано композиционное построение романа, каждому персонажу отводится отдельная глава. Нужно отметить, что Барбара Фришмут дает слово лишь героиням. Об Али (муже Анны) и сыне Омо можно получить информацию из воспоминаний и рассуждений героинь-женщин.

Фришмут показывает, что Анна считалась с силой и властью мужа, смирилась с тем, что, ревнуя, он угрожал ей и оскорблял. Случайная встреча с М. взволновала Анну и наполнила ее жизнь романтикой. В свою очередь М., который долгое время не мог найти свою вторую половинку, посчитал, что Анна — это именно та женщина, которую он так долго ждал.

Однако не все так однозначно, Фришмут погружает любовные отношения Анны и М. в темные краски. Из идеала она превращает М. в демона, угрожающего жизни Анны: Ich versetzte ihr einen Schlag, der sie auf die Seite schleuderte. Dann trat ich auch noch nach ihr, trat sie aus dem Bett. „ Hau ab", zischte ich. „Tu mir bitte den Gefallen und hau endlich ab!" Ich hörte sie schlagen, sie schrie dabei [Frischmuth, 2004, c. 353] (Я ударил ее и она упала, затем я подошел к ней, поднял ее с кровати. «Убирайся», — прошипел я.

«Сделай одолжение, исчезни». Я слышал, как она ударилась и кричала при этом... (здесь и далее перевод выполнен автором статьи Л. В. Трофимовой)). Хотела ли Фришмут этим преподнести урок Анне? А может, лишь в очередной раз показала уязвимость женской судьбы и те трудности на пути к долгожданному счастью, которое так не просто обрести?

5. Черты «женского произведения» в романах Б. Фришмут

Проанализировав работы, посвященные «женским» художественным произведениям, О. С. Кравчук выделяет ряд черт, характеризующих произведения с феминисткой точки зрения [Кравчук, 1998, с. 11]. Не вызывает сомнений, что в основе лежит поиск героиней самоидентичности, попытка познать свой подлинный женский образ, что возможно лишь при освобождении от мужской власти. Важно отметить, что Фришмут намеренно не уделяет внимания мужским образам, тем самым ставя женщин во главу повествования. Кроме того, следует подчеркнуть, что наряду с женской темой в романе «Лето, когда исчезла Анна» всплывает и еще одна излюбленная тема австрийской писательницы — взаимоотношения Востока и Запада. В данном произведении эта тема рассматривается на примере брака между людьми разных национальностей.

Как отмечает О. С. Кравчук, одной из особенностей «женской» прозы является незавершенность и открытость произведения [Кравчук, 1998, с. 13], что проявляется в произведениях Фришмут. На первый взгляд в романе «Лето, когда исчезла Анна» всё кажется ясным. Анна вернулась, однако она вернулась к родным ей людям, а не к мужу. У нее множество планов на будущее: Das sei wirklich ein Glück, meinte Anna, denn sie würde lieber heute als morgen ihre Sachen packen, um sich erst einmal einen Job zu suchen....sie würde nach Berlin gehen und ihr Studium wieder aufnehmen [Frischmuth, 2004, c. 364] (Наверное, это действительно счастье, подумала Анна, она с радостью уже бы сегодня упаковала свои вещи в поисках работы... она бы поехала в Берлин и возобновила учебу...). Напротив, М. не знает, что ждет его дальше, для него ясно лишь то, что ответов на его вопросы, которыми заканчивается роман, нет: Muss ich mich dann nicht aufmachen, um nach ihr zu suchen? Gibt es nicht auch zwischen uns einen Pakt? Einen Pakt auf Leben und Tod? [Frischmuth, 2004, c. 367] (Должен ли я поехать и найти ее? Существует ли между нами соглашение? Пакт о жизни и смерти?). Так и Женщину в конце романа «Лунные женщины» волнует вопрос о будущем не только ее и возлюбленного, но и всех людей: Будем ли мы среди тех, кто действует, или среди тех, кто сидит и ждет? Будем ли мы страдать или причинять страдания? [Фришмут, 1984, c. 212].

6. Выводы

В «женских» романах представлены различные типы концепций женского бытия, основанные на мировоззренческих взглядах их создательниц. Так, в произведениях Б. Фришмут прослеживаются возможности гуманистического преобразования действительности, гармонизации отношений полов. Фришмут не позволяет героиням как представительницам слабого пола властно доминировать. При этом автор подчеркивает, что основная миссия женщины — сохранение и облагораживание жизни.

Источники

1. Фришмут Б. Лунные женщины : повесть / Б. Фришмут ; пер. с нем. Е. Михе-левич; предисл. Г. Знаменской. — Москва : Радуга, 1984. — 216 с.

2. Frischmuth B. Der Sommer, in dem Anna verschwunden war / B. Frischmuth. — Berlin : Aufbau — Verlag GmbH, 2004. — 368 S.

3. Frischmuth B. Traum der Literatur — Literatur des Traums. Münchener Poetik — Vorlesungen / B. Frischmuth. — Salzburg, Wien : Residenz, 1991. — 122 S.

Литература

1. Воротникова А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970— 1980-х гг. : диссертация ... доктора филологических наук / А. Э. Воротникова. — Воронеж, 2008. — 443 с.

2. Затонский Д. Австрийская литература в XX столетии / Д. Затонский . — Москва : Художественная литература, 1985. — 444 с.

3. Затонский Д. Эта гротескная Австрия / Д. Затонский // Иностранная литература. — 1995. — № 8. — С. 113—122.

4. Кант И. Метафизика нравов в двух частях 1797 / И. Кант // Сочинения в шести томах / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. П. Ойзермана. — Москва : Мысль, 1965. — Т. 4. — Ч. 2. — 478 с.

5. Кравчук О. С. Романы Барбары Фришмут1970-х годов : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. — Санкт-Петербург, 1998. — 18 с.

6. Трофимова Л. В. Сюжетообразующие функции хронотопа в романе Барбары Фришмут «Лето, когда исчезла Анна» / Л. В. Трофимова // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире : сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015 г. — Уфа : АЭТЕР-НА, 2015. — С. 179—182.

7. Трофимова Л. В. Художественный вымысел в романе Барбары Фришмут «Мистификация Софи Зильбер» / Л. В. Трофимова // Современные вопросы языкознания и переводоведения / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. — Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. — С. 192—196.

8. Gürtler Ch. Schreiben die Frauen anders? Untersuchungen zu Ingeborg Bachmann und Barbara Frischmuth / Ch. Gürtler. — Stuttgart : Hans—Dieter Akademischer Vertag, 1985. — 417 S.

9. Weinzierl U. Mit dem Panther durch die Nacht / U. Weinzierl // Barbara Frischmuth. DOSSIER 4. — Wien : Literaturverl. Droschl, 1992. —S. 137—139.

Concept of Feminine Being in Barbara Frischmuth's Works

© Trofimova Lyudmila Vladimirovna (2016), post-graduate student, senior lecturer

of German Philology Department, Faculty of Foreign Languages, Yelabuga Institute of Kazan

(Privolzhsky) Federal University (Yelabuga, Tatarstan), [email protected].

Works by Austrian writer Barbara Frischmuth "Women on the Moon" (Die Frau im Mond) and "Summer, when Ann disappeared" (Der Sommer, in dem Anna verschwunden war) as phenomena of feminine literature. Attention is paid to genre originality of these works, based on traditions of Austrian literature of the Xx-th century. It is specified, that works of Austrian writer tune with the times, this is why it is easy to find problem topics of today in her works; among those are relations between a man and a woman, interrelations of Western and Oriental cultures in context of family life, and search for feminine identity. Author of the article gives a generalized description of "women's literature" and considers works by B. Frischmuth in this context. At the same time it is specified that in writer's novels some features of feminine literature partly show up, such as search for place in life by a woman, her liberation from male's domination; at the same time it is underlined, that author is not a proponent of absolute female domination. It is shown that in both novels B. Frischmuth touches upon the issues predominantly dealing with feminine essence, this is why relations with visual environment are shown mostly in heroes' eyes. Complicated plot narration and peculiarities of composition form originality of these novels.

Key words: Austrian literature; feminism; feministic literature; feminine literature; feminine being; feminine identity.

References

Gürtler, Ch. 1985. Schreiben die Frauen anders? Untersuchungen zu Ingeborg Bachmann und Barbara Frischmuth. Stuttgart: Hans—Dieter Akademischer Verlag. 417. (In Germ.).

Kant, I. 1965. Metafizika nravov v dvukh chastyakh 1797. In: Asmus, V. F., Gulyga, A. V., Oyzermana, T. P. (eds.). Sochineniya v shesti tomakh, 4 (2). Moskva: Mysl'. 478. (In Russ.).

Kravchuk, O. S. 1998. Romany Barbary Frishmut1970-kh godov: avtoreferat dissertat-sii ... kandidata filologicheskikh nauk. Sankt-Peterburg. 18. (In Russ.).

Trofimova, L. V. 2014. Khudozhestvennyy vymysel v romane Barbary Frishmut «Misti-fikatsiya Sofi Zilber». In: Kormilina, N. V., Shugaeva, N. Yu. (eds.). Sovre-mennyye voprosyyazykoznaniya iperevodovedeniya. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t. 192—196. (In Russ.).

Trofimova, L. V. 2015. Syuzhetoobrazuyushchiye funktsii khronotopa v romane Barbary Frishmut «Leto, kogda ischezla Anna». In: Teoreticheskiye iprakticheskiye voprosy razvitiya nauchnoy mysli v sovremennom mire. Ufa: AETERNA. 179—182. (In Russ.).

Vorotnikova, A. E. 2008. Ginotsentricheskiye romany Germanii i Avstrii 1970—1980-kh gg.: dissertatsiya ... doktora filologicheskikh nauk. Voronezh. 443. (In Russ.).

Weinzierl, U. 1992. Mit dem Panther durch die Nacht. In: Barbara Frischmuth. DOSSIER 4. Wien: Literaturverl. Droschl. 137—139. (In Germ.). Zatonskiy, D. 1985. Avstriyskaya literatura v XX stoletii. Moskva: Khudozhestvennaya

literature. 444. (In Russ.). Zatonskiy, D. 1995. Eta grotesknaya Avstriya. Inostrannaya literature, 8: 113—122. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.