Научная статья на тему 'Концепция виртуального музея «Частные художественные коллекции России»'

Концепция виртуального музея «Частные художественные коллекции России» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
664
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ / PRIVATE ART COLLECTIONS / VIRTUAL MUSEUM / PRESERVATION OF CULTURAL VALUES / CULTURAL AND INFORMATION SPACE / RECONSTRUCTION OF COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Екатерина Валерьевна

В настоящее время появляются исследования, раскрывающие тему частного художественного коллекционирования. Объединить данную информацию и донести ее до широкой аудитории сможет виртуальный музей «Частные художественные коллекции России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Private art collections of Russia»: virtual museum concept

Currently, researches dedicated to the subject of private art collectingtend to appear. Virtual museum «Private art collections of Russia» will help to accumulate such information and bring it to wider audience.

Текст научной работы на тему «Концепция виртуального музея «Частные художественные коллекции России»»

УДК 069-027.551:004.738.5

Е. В. Николаева

Концепция виртуального музея «Частные художественные коллекции России»

В настоящее время появляются исследования, раскрывающие тему частного художественного коллекционирования. Объединить данную информацию и донести ее до широкой аудитории сможет виртуальный музей «Частные художественные коллекции России».

Ключевые слова: частные художественные коллекции, виртуальный музей, сохранение культурных ценностей, культурно-информационное пространство, реконструкция коллекции

Ekaterina V. Nikolaeva «Private art collections of Russia»: virtual museum concept

Currently, researches dedicated to the subject of private art collectingtend to appear. Virtual museum «Private art collections of Russia» will help to accumulate such information and bring it to wider audience.

Keywords: private art collections, virtual museum, preservation of cultural values, cultural and information space, reconstruction of collections

В обозримом культурном пространстве до недавнего времени мало акцентировалось внимание на том факте, что музейные коллекции в большинстве своем состоят из личных собраний или произведений, принадлежавших частным владельцам. В постсоветском обществе данная тема обрела актуальность: стали создаваться новые личные коллекции, появилась возможность доступа к закрытым архивным материалам, музеи посвятили коллекционерам и их собраниям выставки и научные конференции. Весомый вклад в изучение данной проблемы внесли О. Я. Неверов, С. О. Андросов, Л. Ю. Савинская, К. А. Акинша, И. А. Соколова, Н. М. Полунина, А. П. Банников, И. И. Сальникова, К. В. Малиновский, И. В. Саверкина, Л. П. Баюра, Т. В. Юденкова1 и др. Однако необходимо отметить, что частное коллекционирование периода конца XIX - начала XX в. в России до настоящего времени предметом специального исследования не становилось, лишь отдельным персоналиям было уделено внимание, например реконструкция коллекции и установление современного местонахождения работ из коллекции Н. Д. Ермакова и С. П. Крачковского Н. Ю. Серебряковой2, а также исследования по выявлению бывших владельцев работ Н. К. Рериха Е. П. Яковлевой3 и ее же исследования о коллекционере А. В. Руманове4 и др.

Рубеж XIX-XX в. в России - время наивысшего подъема художественной жизни во всех ее проявлениях. Множество целенаправленно собранных частных коллекций или просто предметов, приобретенных владельцами для украшения интерьеров, находилось во дворцах и

особняках великих князей, дворян, купцов. После национализации, отторгнутые от своих владельцев, они переходили в собственность государства, а впоследствии расформировывались по музеям страны. В 1920-е гг. в стране шло бурное музейное строительство, и для большинства провинциальных музеев переданные предметы искусства стали ядром, основой музейных собраний. По идеологическим причинам имена коллекционеров при передачах не указывались, и несмотря на усилия сотрудников музеев установить историю бытования полученных работ, провенанс многих произведений до настоящего времени неизвестен. Примером тому может служить недавнее определение автором статьи дореволюционных владельцев произведений, переданных из Петрограда в Рыбинский художественный музей, установление современного местонахождения произведений из коллекции петербургского купца А. А. Коровина5.

Исследование данной темы выявило большое количество неизвестных имен собирателей, одно из них - Н. А. Смирнов6, опись коллекции которого была обнаружена в архиве Русского музея автором статьи, а также обширные материалы архива Государственного музейного фонда, хранящиеся в архиве Государственного Эрмитажа, позволяющие хотя бы приблизительно оценить общее количество произведений искусства, находившихся до Октябрьской революции в частном владении в Петрограде. Также сделан вывод, что несмотря на появившиеся исследования, они, к сожалению, ограничены либо временным периодом, либо видом искусства, либо посвящены одному из крупных кол-

лекционеров, либо излагают материал в сжатой форме. Выставки, учитывая то, что это вообще мероприятия локальные и временные, проводимые в музеях, главным образом, рассматривали коллекционера на материале своего музея, оставляя за рамками другие составляющие его коллекции. Энциклопедический словарь «Собиратели и хранители прекрасного» А. П. Банникова и С. А. Сапожникова, хотя и является большим вкладом в изучение данной проблематики, опубликовав перечень из 2110 имен собирателей, к сожалению, не дает представления о составе их коллекций. На сегодняшний день не существует ни одного издания, в котором была бы собрана информация обо всех коллекционерах России, показано содержание их коллекций, в принципе это и невозможно, поскольку ни одна книга не смогла бы вместить то количество информации и изображений, которое включают все собрания. Постоянно возникающие сведения о переатрибуции произведений, переход их от одного владельца к другому, требуют постоянной корректировки имеющегося материала, поэтому печатное издание, даже если бы такое и существовало, быстро устареет. В вопросе изучения частного коллекционирования России прослеживается фрагментарность, а обнаруженные имена петербургских собирателей, чьи работы впоследствии перешли на хранение в государственные музеи, что подтверждает их истори-ко-художественную ценность, привели к логическому вопросу: как обобщить находящийся в разных местах собранный материал и донести его до широкой аудитории. Соединить воедино ранее целостные коллекции такими, какие они существовали при своих владельцах, в реальности, увы, невозможно. Единственным решением является создание виртуального музея «Частные художественные коллекции России».

В последнее время стала востребованной новая технология бесконтактного информационного взаимодействия с культурной средой -виртуальный музей (иногда - как проекция «физического» музея, иногда - не имеющий реального прототипа), который имеет культурный продукт, репрезентирующий модусы как прошлого, так и настоящего, и будущего. Данное направление, благодаря которому стало возможным осуществление массового доступа к мировым художественным и историческим ценностям, получило широкое распространение, что было отмечено Министерством культуры РФ, которое составило технические рекомендации по созданию виртуальных музеев с целью координации деятельности музеев по популяризации коллекций и культурного наследия России с помощью современных компьютерных техно-

логий. Согласно «Техническим рекомендациям по созданию виртуальных музеев» виртуальный музей - это «интерактивный мультимедийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде. Базовым критерием отнесения программного продукта к понятию „виртуальный музей" служит реализация определенного набора механизмов взаимодействия с посетителем и показателей: механизм презентации экспозиции; механизм презентации экспоната; механизм представления дополнительной информации; показатель языковой локализации; показатель доли экспозиционных помещений, демонстрируемых в формате виртуального музея, от общего числа экспозиционных помещений музея; показатель доли объектов музейного фонда, представленных в формате виртуального музея, от общего числа находящихся в экспозиционных помещениях, демонстрируемых в формате виртуального музея; показатель доступности для людей с ограниченными возможностями»7.

Поскольку принято считать, что частное коллекционирование в России началось с эпохи Петра I, мы предполагаем создать виртуальный музей «Частные художественные коллекции России», который будет охватывать всю историю отечественного частного коллекционирования, начиная с Петровских времен и заканчивая сегодняшним днем. По периодизации виртуальный музей будет состоять из шести разделов, каждый из которых призван представлять определенный исторический период - Петровское время, XVIII в., XIX в., конец XIX - начало XX в., советский период, современный период. Разумеется, что данная структура на сегодняшний день условна, поскольку по мере накопления материала здесь могут выделяться новые группы. Возможно, в дальнейшем будет логично воспользоваться периодизацией, предложенной И. В. Саверкиной в ее работе «История частного коллекционирования в России»: Возникновение и начало частного коллекционирования в России, коллекционирование во второй четверти XVIII в., в эпоху Просвещения, в первой половине XIX в., в пореформенной России, Серебряного века, при военном коммунизме, строительстве социализма, в социалистическом обществе и постсоветском обществе. Каждый из разделов музея открывается вводным текстом, рассказывающим об особенностях коллекционирования в России в данный период, снабжен информацией и специально разработанными интерактивными картами. Внутри каждого «периода» - деление происходит по территориальному признаку (губернии, области). Далее, в каждом регионе - по городам. Напри-

Е. В. Николаева

мер, выбирая период конца XIX - начала XX в., Санкт-Петербургскую губернию и далее город Санкт-Петербург, мы попадаем на интерактивную карту города, на которой расположены ссылки с именами коллекционеров на улицах, где они жили. Заходя по данной ссылке, например, «Александр Коровин», мы входим в подъезд дома, попадаем в квартиру коллекционера, проходим по комнатам и рассматриваем интерьеры, произведения искусства, которые расположены на стенах. В разделе о каждом коллекционере должна быть собрана информация как можно полно характеризующая его жизнь, биографические данные, род деятельности, сословие, личностные особенности, состав коллекции и изображения предметов, указано современное местонахождение произведений, представлены портреты и фотографии коллекционера, его квартиры, в которой находилась коллекция, выложены опубликованные статьи, посвященные данной теме, научные работы, книги, каталоги выставок, фильмы и видеосюжеты, обозначены имена и фамилии исследователей, писавших о нем. Реконструкция коллекции Александра Коровина показала, как широко по музеям страны и ближнему зарубежью разошлись произведения в послереволюционные годы, оказавшись в двенадцати музеях различных городов: Севастополя, Омска, Еревана, Перми, Казани, Твери, Переславля-Залесского, Новгорода, Симферополя, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга. Таким же образом мы можем увидеть собрания и других коллекционеров, например, «зайти» к В. Н. Аргутинскому-Долгорукову, М. П. Боткину, а если вернемся на один уровень назад - в раздел «Санкт-Петербургская губерния» - к Е. Г. Шварцу, поскольку он проживал в Старой Ладоге. Аналогичным образом можно узнать о коллекционерах Екатерининского времени или коллекционерах Сибирского края и т. д.

Источниковой базой виртуального музея станут цифровые изображения художественных объектов, находящихся ныне в государственных музеях или во владении частных лиц, которые ранее принадлежали коллекционерам, также возможно будет представить изображения утраченных ныне произведений либо произведений, местонахождение которых неизвестно. Видео-, аудио-, 3D-модели, интерактивный мультимеди-аконтент будет дополнен текстовыми файлами: сведениями из архивов, описями и каталогами коллекций, фотоматериалами, научными, образовательными и публицистическими материалами, связанными с экспонатами, электронными копиями эпистолярных источников, воспоминаний, мемуаров. Виртуальный музей предполагает наличие каталога экспонатов с их подробным

описанием, позволяющий искать, фильтровать, сортировать предметы искусства по всем параметрам, а также позволяет взаимодействовать с каждым из экспонатов и каталог персоналий. Проект позволит создать трехмерную модель (3Э-модель) помещений виртуального музея «Частные художественные коллекции России», не имеющих реальных прототипов, благодаря чему можно будет совершить виртуальный тур с аудиогидом по музейным залам, в которых расположены произведения каждого коллекционера. Посетители смогут переходить из одного зала в другой, обращаясь в области активации дополнительной информации. Мы надеемся, что современные коллекционеры выразят желание присоединиться к проекту, а также музей представит возможность каждому вошедшему составить собственные коллекции из новых объектов искусства, созданных в электронном формате. Следует рассмотреть вопрос организации общения посетителей музея посредством форума, блога. Музей станет коммуникативной площадкой искусствоведов, сотрудников музеев, родственников ушедших из жизни коллекционеров, которые смогут поделиться информацией. В формате виртуального музея могут быть реализованы выставочные проекты. В конце XIX - начале XX в. предметы из частных собраний многократно экспонировались. Портал позволит воссоздать выставки, проведенные такими журналами, как «Старые годы», организовать новые из имеющихся электронных материалов. Виртуальный музей должен иметь специализированные программные средства, позволяющие добавлять новый контент. Работа по пополнению контента музея является приоритетной в связи с исследовательской работой по нахождению новой информации. Языковая локализация: русский язык, английский, китайский. Доступность для людей с ограниченными возможностями - крупный шрифт для слабовидящих.

Цель виртуального музея «Частные художественные коллекции России» - составление систематизированной обширной базы данных, основанной на научных материалах, представляющей собой живую неустанно пополняющуюся коллекцию, что способствует сохранению и популяризации культурных ценностей. Единое культурно-информационное пространство, где предметы искусства моделируют связи с персоналиями своих владельцев, являющихся полноправными участниками художественного процесса, будут повествовать об истории бытования, соединяя таким образом прошлое и настоящее. С помощью современных технологий мы сможем реконструировать эпоху, «вернуть»

произведения в контекст их первоначального окружения. Виртуальный музей «Частные художественные коллекции России» позволит не только консолидировать исследования в области коллекционирования, но и введет в научный оборот собрания, не имевшие до сей поры широкой известности либо впервые выявленные, внесет лепту в изучение музейного фонда страны путем установления связей музейных предметов с историческими событиями, сделает доступным культурное наследие широкой аудитории пользователей: предоставит возможность сформировать наиболее целостное представление о коллекционной деятельности, получить именно ту информацию, которая интересна каждому виртуальному посетителю, оказаться в музее в удобное время и с помощью удаленного доступа, что является решением проблемы труднодоступности жителей многих регионов в посещении музеев. Данный проект позволит создать широкие возможности для межкультурного диалога участников, принять участие в работе огромному количеству музеев, в том числе региональных, поскольку произведения из частных столичных коллекций разошлись далеко по стране, а также в каждом музее находятся работы, принадлежавшие ранее местным собирателям, визуализировать достижения собирательства в России, провести углубленный анализ деятельности коллекционеров прошлого и дать ответ на вопрос - что происходит в этой сфере сегодня, а также поддержать традиции коллекционирования и приобщить к собиранию прекрасного современное поколение.

Примечания

1 Неверов О. Я. Коллекции Российской империи. СПб., 2004; Андросов С. О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. СПб., 1999; Савинская Л. Ю. Коллекционирование французской живописи в России второй половины XVIII - первой трети XIX в.: на примере материала част. коллекций: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1991; Акинша К. А. Время коллекций: универс. собр. России 60-80-х гг. // Типология русского реализма второй половины XIX в. М.: Наука, 1990; Соколова И. А. Картинная галерея П. П. Семенова-Тян-Шанского и антикварный рынок Петербурга, 1860-1910. СПб., 2006; Полунина Н. М. Кто есть кто в коллекционировании старой России: нов. биогр. слов.

М., 2003; Банников А. П. Коллекция генерала А. И. Корсакова: опыт реконструкции // Памятники культуры: новые открытия: письменность, искусство, археология: ежегодник: 1995 / Науч. совет по истори мировой культуры РАН; редкол.: Д. С. Лихачев и др.; сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1996. С. 223-242; Банников А. П., Сапожников С. А. Собиратели и хранители прекрасного: энцикл. слов. рос. коллекционеров от Петра I до Николая II, 1700-1918 гг. М., 2007; Сальникова И. И. Мы были.: из истории гос. и част. собирательства произведений рус. искусства XVIII - первой половины XIX в. СПб., 2003; Малиновский К. В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII в. СПб., 2012; Саверкина И. В. История частного коллекционирования в России: учеб. пособие. СПб.: СПбГУКИ, 2006; Баюра Л. П. Художественные коллекции Симбирского края: собиратели; мастера; хронисты, конец XVIII - первая треть XX в.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2005; Юденкова Т. В. Проблема художественного собирательства П. М. и С. М. Третьяковых во второй половине XIX в.: миро-воззрен. аспекты: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2014.

2 Серебрякова Н. Ю. Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900-1910-х гг.: петербург. коллекции Н. Д. Ермакова и С. П. Крачковского: опыт реконструкции: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2007.

3 Яковлева Е. П. О дореволюционных владельцах произведений Н. К. Рериха // Рериховское наследие: междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2002. Т. 1: Музей-институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга.

4 Ее же. Художественное собрание А. В. и Е. Л. Рума-новых как источник музейных поступлений // Художественные коллекции музеев и традиции собирательства: материалы шестых Боголюб. чтений, посвящ. 175-летию со дня рождения А. П. Боголюбова. Саратов, 1999. С. 57-71.

5 Николаева Е. В. А. А. Коровин и его коллекция // Павел Третьяков: предшественники и последователи: част. и музейн. коллекционирование XVIII - начала XX в.: сб. материалов междунар. науч. конф., приуроч. к 180-летию со дня рождения П. М. Третьякова / науч. ред. Т. В. Юденкова. М.: Гос. Третьяков. галерея, 2014. С. 179-201.

6 Николаева Е. В. Собрание Н. А. Смирнова: неосуществленный дар музею // Тр. Гос. музея истории Санкт-Петербурга: исслед. и материалы / сост. И. А. Карпенко. СПб., 2015. Вып. 25. С. 107-112.

7 Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев. Версия 1. 0 // Министерство культуры РФ: офиц. сайт. 11^: ИИр: // mkrf.ru (дата обращения: 06.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.