Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Н.Н.

Предметом исследования выступает концепция устойчивого развития предприятий реального сектора экономики. Цель исследования - анализ влияния устойчивого развития на положительную деловую репутацию предприятий реального сектора экономики. Применение авторского подхода, основанного на комплексном системнологическом методе, позволило выявить специфику применения концепции устойчивого развития для формирования деловой репутации предприятий. Автором систематизированы и дополнены глобальные цели устойчивого развития. На основании анализа предложены конкретные направления стратегии повышения устойчивости развития предприятий реального сектора экономики, которые будут способствовать укреплению их деловой репутации. Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что она может послужить основой для дальнейших исследований в направлении, определяющем взаимосвязь концепции устойчивого развития и стратегии, формирующей деловую репутацию, а также может быть адаптирована к требованиям конкретного предприятия реального сектора экономики, учитывая специфику ведения его финансово-хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS STRATEGIC BASIS OF BUSINESS REPUTATION FOR ENTERPRISES OF REAL SECTOR OF ECONOMY

The article considers the concept of sustainable development of enterprises in the real sector of the economy. This study aims to analyse the impact of sustainable development on the positive business reputation of enterprises in the real sector of the economy. The use of the author's approach based on an integrated system logical method made it possible to identify the application specifics of the concept “sustainable development” in order to form the business reputation of enterprises. The author systematized and supplemented the global goals of sustainable development. Based on the analysis, specific directions of the strategy for increasing the sustainability of the development of enterprises in the real sector of the economy are proposed, which will contribute to strengthening their business reputation. The practical significance of this work is that it can serve as a basis for further research in the direction that determines the relationship between the concept of sustainable development and the strategy that forms a business reputation, as well as be adapted to the requirements of a particular enterprise in the real sector of the economy, taking into account the features of its financial and economic activities.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

УДК 005.336.6

DOI 10.34822/2312-3419-2020-3-36-44

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Н. Н. Трофимова

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия E-mail: tnn04@mail.ru

Предметом исследования выступает концепция устойчивого развития предприятий реального сектора экономики. Цель исследования - анализ влияния устойчивого развития на положительную деловую репутацию предприятий реального сектора экономики. Применение авторского подхода, основанного на комплексном системно-логическом методе, позволило выявить специфику применения концепции устойчивого развития для формирования деловой репутации предприятий. Автором систематизированы и дополнены глобальные цели устойчивого развития. На основании анализа предложены конкретные направления стратегии повышения устойчивости развития предприятий реального сектора экономики, которые будут способствовать укреплению их деловой репутации. Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что она может послужить основой для дальнейших исследований в направлении, определяющем взаимосвязь концепции устойчивого развития и стратегии, формирующей деловую репутацию, а также может быть адаптирована к требованиям конкретного предприятия реального сектора экономики, учитывая специфику ведения его финансово-хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: концепция устойчивого развития, устойчивое развитие, устойчивое развитие предприятия, стратегическая основа, деловая репутация, предприятия реального сектора экономики, реальный сектор экономики.

Для цитирования: Трофимова Н. Н. Концепция устойчивого развития как стратегическая основа деловой репутации предприятий реального сектора экономики // Вестник Сургутского государственного университета. 2020. № 3 (29). С. 36-44. DOI 10.34822/2312-3419-2020-3-36-44.

CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS STRATEGIC BASIS OF BUSINESS REPUTATION FOR ENTERPRISES OF REAL SECTOR OF ECONOMY

N. N. Trofimova

Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Saint Petersburg, Russia E-mail: tnn04@mail.ru

The article considers the concept of sustainable development of enterprises in the real sector of the economy. This study aims to analyse the impact of sustainable development on the positive business reputation of enterprises in the real sector of the economy. The use of the author's approach based on an integrated system logical method made it possible to identify the application specifics of the concept "sustainable development" in order to form the business reputation of enterprises. The author systematized and supplemented the global goals of sustainable development. Based on the analysis, specific directions of the strategy for increasing the sustainability of the development of enterprises in the real sector of the economy are proposed, which will contribute to strengthening their business reputation. The practical significance of this work is that it can serve as a basis for further research in the direction that determines the relationship between the concept of sustainable development and the strategy that forms a business reputation, as well as be adapted to the requirements of a particular enterprise in the real sector of the economy, taking into account the features of its financial and economic activities.

Keywords: concept, sustainable development, sustainable development of enterprise, strategic basis, business reputation, real sector of economy.

For citation: Trofimova N. N. Concept of Sustainable Development as Strategic Basis of Business Reputation for Enterprises of Real Sector of Economy // Surgut State University Journal. 2020. No. 3 (29). P. 36-44. DOI 10.34822/2312-3419-2020-3-36-44.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня предприятия реального сектора экономики заинтересованы в устойчивом развитии, которое все чаще становится стратегической основой их деятельности. Предприятия данного сектора управляют устойчивостью не только для того, чтобы улучшить свои бизнес-процессы, добиться роста прибыли и повысить ценность, но и для того, чтобы добиться улучшения своей деловой репутации среди заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Поскольку почти весь мир активно осуществляет природоохранные и экологические проекты для защиты нашей планеты, то и предприятия в настоящее время используют методы устойчивого развития, чтобы сыграть свою роль в ее сохранении и бережном использовании [1].

Сосредоточенность предприятий на эколо-гичности производственных процессов обеспечивает устойчивость, снижая при этом энергопотребление, затраты, отходы и другие параметры, влияющие на окружающую среду.

Принципы и методы устойчивого развития оказывают положительное влияние на деловую репутацию предприятий, которые уже делают все возможное, чтобы помочь сообществу и окружающей среде [2]. Например, многие предприятия перерабатывают или снижают вредные выбросы от производства. Многие потребители и заинтересованные стороны все чаще ожидают от промышленных предприятий инициатив в области устойчивого развития.

Таким образом, в настоящее время устойчивое развитие стало новой частью стратегической, тактической и операционной среды многих предприятий. Принципы устойчивого развития должны быть приняты и интегрированы в бизнес-процессы предприятий реального сектора экономики.

Стремление к устойчивому развитию позволяет предприятиям привлекать новых со-

трудников, акционеров и клиентов, которые разделяют эти же ценности, что в результате помогает укрепить деловую репутацию на рынке, улучшить представление общественности о бизнесе и продуктах предприятия, а также с течением времени может положительно повлиять на рост прибыли и рентабельности [3].

В данном исследовании предпринята попытка изучить совокупность вопросов устойчивого развития предприятий реального сектора экономики в рамках стратегии формирования деловой репутации.

Для этого требуется решить следующие задачи:

- провести анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам устойчивого развития и деловой репутации;

- предложить стратегические направления повышения устойчивости деятельности предприятий реального сектора экономики, которые будут способствовать укреплению деловой репутации;

- определить необходимость дальнейшего изучения взаимосвязи концепции устойчивого развития и стратегии, формирующей деловую репутацию, а также возможность ее адаптации к требованиям конкретного предприятия реального сектора экономики.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В статье проводится исследование устойчивого развития в целях укрепления деловой репутации предприятий реального сектора экономики.

Устойчивое развитие - это развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, максимально сокращая или полностью устраняя всевозможные глобальные угрозы, которые могут крайне негативно повлиять на существование всего человечества в будущем. При этом важным моментом является достижение равновесия между экономикой, социумом и экологией [4-5].

Отметим, что концепция устойчивого развития возникла в 1987 г., когда мировое сообщество стало выражать активное беспокойство по поводу растущей глобализации мировой экономики и ее разрушительного воздействия на экологию всей планеты.

С тех пор концепция устойчивого развития стала постепенно внедряться в различные сферы экономики. Применительно к деятельности предприятий ее главная задача состоит в реорганизации бизнес-процессов таким образом, чтобы имеющиеся денежные средства, технологии и ресурсы направлялись не только на получение дохода, но и на повышение уровня жизни и удовлетворение запросов стейкхолдеров.

Устойчивое развитие - это концепция, в которой сочетаются экономика, социальная справедливость, экология и менеджмент, управление бизнесом, политика и право.

Всемирная комиссия по проблемам защиты окружающей среды и развитию (WCED) признала, что достижение устойчивого развития не может быть просто оставлено на усмотрение государств и политиков, что промышленность должна сыграть значительную роль. Предприятиям необходимо быть более активными в обеспечении баланса защиты окружающей среды отчасти потому, что они были причиной вредных воздействий, а также потому, что они имеют доступ к ресурсам, необходимым для решения проблем.

В процессе исследования были рассмотрены научные публикации российских и зарубежных авторов, посвященные внедрению принципов устойчивого развития.

Также были использованы материалы из научных трудов российских экономистов и данные опроса, проведенного экспертами международной консалтинговой компании МсЮшеу, специализирующейся на решении задач, связанных со стратегическим управлением предприятиями.

Методологическая основа проведенного исследования представлена методами научного обобщения, сравнительного анализа, комплексным, системным и ситуационным подходами.

С помощью комплексного системно-логического метода, основанного на анализе,

сравнении, дедукции и систематизации научных данных, была дана оценка роли применения принципов устойчивого развития в целях укрепления деловой репутации предприятий реального сектора экономики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Отличительной чертой глобального стремления к устойчивому развитию является то, насколько быстро данная повестка развивалась после в Рио-де-Жанейро 1992 г. Главный вопрос состоял в том, как сочетать экономическую эффективность предприятий с экологическим совершенством, чтобы обеспечить непрерывный экономический рост при одновременном потреблении мировых ресурсов и защите окружающей среды таким образом, чтобы не поставить под угрозу потребности будущих поколений.

Защита планеты и обеспечение глобального благосостояния всех людей сегодня выступают ведущими драйверами развития социально-экономического потенциала не только отдельных предприятий, но и целых стран.

Именно поэтому одной из приоритетных задач в рамках формирования положительной деловой репутации предприятий реального сектора экономики должен быть переход к устойчивому развитию [6], основы и цели которого заложены в Повестке дня Организации Объединенных Наций (далее - ООН).

Цели в области устойчивого развития, также известные как глобальные цели, - это призыв ООН ко всем странам мира решать огромные проблемы, с которыми сталкивается человечество, и обеспечивать всем людям одинаковые возможности жить лучше, не ставя под угрозу планету. Эти цели взаимосвязаны и являются ключом к успеху.

Ответной реакцией предприятий была концепция экологической эффективности: объединение экологических и экономических показателей для создания большей ценности с меньшим воздействием на окружающую среду (как для самого бизнеса, так и для всего сообщества).

Традиционно устойчивое развитие строится на трех элементах [7]:

- экономический рост;

- экологический баланс;

- социальный прогресс. Эти пункты всегда были на повестке дня, но до недавнего времени третьему элементу - социальному прогрессу - уделялось меньше внимания. Со временем ситуация меняется благодаря тому, что предприятия стали больше заботиться о своей деловой репутации среди стейкхолдеров [7].

Именно поэтому сейчас гораздо больший акцент делается на социальном прогрессе и, в частности, на том, что делает бизнес для достижения этой цели и как он вносит свой вклад.

Однако, на наш взгляд, глобальные цели устойчивого развития целесообразно дополнить, выделив в отдельный блок элементы, связанные с правовыми гарантиями (рис. 1).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК

Индустриализация и инновации Развитие инфраструктуры Устойчивые города и другие населенные пункты Достойная заработная плата

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Чистая вода и санитария Недорогая и чистая энергия Сохранение экосистем Борьба с изменением климата Экологически чистая продукция

СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК

Ликвидация нищеты и голода Уменьшение социального

неравенства Здоровье и благополучие Качественное образование

Достойная работа Социальное партнерство

ПРАВОВОЙ БЛОК

Мирное сосуществование Гендерное равенство Отвественное потребление и производство Судебное правосудие Эффективные правовые институты Отсутствие дискриминации Гарантированная правовая защита

Рис. 1. Цели в области устойчивого развития

Примечание: составлено автором по [8].

Как можно видеть из рис. 1, предлагается дополнить список целей устойчивого развития следующими направлениями:

1. Обеспечением достойной заработной платы.

2. Производством экологически чистой продукции.

3. Обеспечением гарантированной правовой защиты.

4. Отсутствием всех видов дискриминации.

Открытие мировых рынков, без сомнения,

создало беспрецедентный глобальный экономический рост. К сожалению, преимущества этого не были одинаково распределены по всему миру. Понятно, что в результате это приводит к некоторым сомнениям относительно роли и функций свободных рынков [9-10].

Очевидно, что бизнес верит в свободные и открытые рынки, но рынки должны работать для всех. Цель должна состоять в том, чтобы поддержать глобализацию и свободные, открытые рынки со стабильными обществами и справедливым распределением выгод.

Прозрачность и подотчетность являются дополнительными проблемами для деловой репутации предприятий. В современном глобализированном мире, управляемом информацией, этот аспект крайне важен для общества [11-13].

Управление репутацией и прозрачное ведение бизнеса, таким образом, становятся центральными элементами в управлении предприятием и включают в себя передачу

ценностей и принципов, на которых компании основывают свою стратегию в области устойчивого развития.

Предприятия сталкиваются со все более пристальным вниманием к своей деятельности, и чтобы соответствовать запросам всех заинтересованных сторон, они должны обеспечивать оптимальный набор корпоративных ценностей.

В рамках нашего исследования представляют интерес результаты опроса, проведенного экспертами компании МсК^еу [8]. Так, например, исследование показало, что предприятия все чаще начинают переходить к устойчивости для укрепления своей деловой репутации. При этом параллельно реализуются и другие цели:

- сокращение затрат за счет экономии ресурсов;

- повышение спроса и прибыли за счет производства экологически чистой продукции;

- сокращение текучести кадров за счет повышения удовлетворенности персонала.

Также экспертам компании МсЮшеу удалось выявить ряд особенностей применения концепции устойчивого развития как стратегической основы деловой репутации предприятий реального сектора экономики [8]:

1. Программы устойчивого развития вносят положительный вклад в краткосрочные и долгосрочные перспективы компаний, повышая их гудвилл.

2. Предприятия топливно-энергетической сферы, относительно компаний других секторов экономики, более активно внедряют принципы устойчивости, что обусловлено направлением их деятельности, которая зачастую наносит серьезный ущерб окружающей среде. То же самое касается и предприятий добывающей отрасли, наносящей урон мировым запасам природных ископаемых.

3. Основными причинами перехода к устойчивому развитию большинство руководителей крупных предприятий считают:

- сокращение производственных расходов;

- перспективы вывода на рынок новой продукции, удовлетворяющей требованиям клиентов;

- повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

- повышение эффективности бизнес-процессов и оптимизацию бизнес-модели;

- укрепление деловой репутации и увеличение гудвилла.

Таким образом, несомненно, применение принципов устойчивого развития позволяет компаниям получить достаточно много положительных эффектов, которые в конечном счете способствуют не только укреплению деловой репутации, но и появлению новых конкурентных преимуществ, а также расширению сферы деятельности и росту прибыли.

По данным компании МсК^еу, предприятия также внедряют принципы устойчивого развития и в другие процессы (рис. 2).

0% 20% 40% 60% 80%

Рис. 2. Направления внедрения устойчивого развития на предприятиях [8]

Как видно из данных, приведенных на рис. 2, более половины респондентов (67 %) сообщили, что их компании интегрировали устойчивость в миссию и ценности (67 %), внешние коммуникации (60 %), корпоративную культуру (59 %), производственные операции (58 %), внутренние коммуникации (58 %) и стратегическое планирование (57 %) [8].

Самым ценным выводом экспертов МсЮшеу [8] стало то, что они установили прямую взаимосвязь между устойчивостью предприятий и такими аспектами деятельности, как:

- эффективное управление рисками;

- рост прибыльности предприятия;

- повышение стоимости гудвилла и укрепление деловой репутации.

При этом сами респонденты из числа руководителей крупных промышленных предприятий признали, что их компании активно внедряют принципы устойчивости и оценивают деятельность своих предприятий как более эффективную (по сравнению с остальными респондентами, не применяющими принципы устойчивого развития) [8].

Таким образом, ведущие компании могут служить примером для других. Однако раскрыть весь потенциал устойчивости очень сложно. По сути, компания должна сначала определить свои базовые показатели по вопросам устойчивости, а затем принять решение о портфеле инициатив для создания ценности в этих областях [14].

Сегодня многие предприятия все еще не осознали до конца важность и необходимость денежных вложений в устойчивое развитие, поэтому они теряют шанс укрепить свою деловую репутацию в глазах общественности [15-17].

При этом предприятия реального сектора экономики, инвестируя в устойчивое развитие, имеют множество вариантов для укрепления деловой репутации, например [ 18-20]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сокращение потребления воды и электроэнергии.

2. Внедрение безотходного производства и использование биотоплива взамен традиционных источников энергии.

3. Оптимизация логистической системы (автопарка, маршрутов доставки) с целью сокращения вредных выбросов в атмосферу.

Проведенное исследование позволяет нам дать некоторые авторские рекомендации для предприятий реального сектора экономики:

1. Внедрение инноваций и принципов устойчивого развития.

Предприятия должны регулярно внедрять технологические инновации и придерживаться принципов устойчивого развития в своей повседневной деятельности, чтобы:

- снизить воздействие на окружающую среду;

- создать большую ценность при меньшем воздействии.

2. Внедрение трехполюсного управления.

По сути, это политическая повестка, при

которой трехполюсное управление должно работать совместно (правительство, гражданское общество и бизнес). Необходимо отказаться от устаревших принципов деятельности, создать новые альянсы и сотрудничать вместе как партнеры, чтобы найти и реализовать решения в области устойчивого развития. Только так в нынешних условиях будет возможно иметь хорошую деловую репутацию.

В целом предприятиям реального сектора экономики необходимо многое сделать для содействия устойчивому развитию и укрепления своей деловой репутации. Фактически изменение границ и перераспределение ролей в новом трехстороннем мире приводят к созданию двух стратегических направлений повышения устойчивости развития, которые будут способствовать укреплению их деловой репутации.

Таким образом, на основе данных проведенного анализа, можно сказать, что концепция устойчивого развития как стратегическая основа деловой репутации позволяет предприятиям реального сектора экономики не только четко обозначить проблемные зоны, но и установить вектор социально-экономического и экологического развития в целях наиболее полного удовлетворения запросов всех заинтересованных сторон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ожидания общества относительно устойчивости и деловой репутации действительно значительны, и они отражают существенное

изменение политического ландшафта после саммита 1992 г. Тогда мир был описан как биполярный (с правительствами и неправительственными организациями). Сегодня общепризнано, что мир триполярен (с правительствами, бизнесом и гражданским обществом).

Поэтому важно, как эти три составные части могут конструктивно взаимодействовать для поиска решения стратегических проблем устойчивого развития предприятий реального сектора экономики.

Между тем роль бизнеса также усилилась и, как следствие, сегодня ожидается, что бизнес даст результаты в областях, которые ранее были бесспорными полномочиями правительств. В целом три части общества должны вступить в партнерские отношения, чтобы найти решение вместе с другими заинтересованными сторонами.

Другим важным пунктом устойчивого развития являются инновации и технологии. Многие руководители предприятий до сих

ЛИТЕРАТУРА

1. Лактюшина О. В., Журавков И. А., Лысенко А. Н. К вопросу о необходимости цифровой экономики // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды : сб. ст. II Всерос. науч.-практич. конф. Брянск : Брян. гос. инженер. -технологич. ун-т, 2019. С. 294-298.

2. Трофимова Н. Н. Актуальные проблемы при выборе направления инвестирования // Актуальные проблемы экономики и управления. 2019. № 2 (22). С. 28-30.

3. Danielyan K., Poghosyan T., Kosyan S. On Moral Aspect of Sustainable Development Theory and Practice // Wisdom. 2016. No. 2 (7). Р. 35-43.

4. Иванова Е. В., Семенова Н. В., Спиридонова Н. Ю. Проблемы юридического образования в интересах устойчивого развития в современных условиях // Вестн. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2019. № 5 (105). С. 164-172.

5. Дмитриев Н. Д. Актуальные проблемы и перспективы развития института прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Частное право в эволюционирующем обществе: традиции и новации : сб. науч. ст. Всерос. науч. конф. Курск : Юго-Запад. гос. ун-т. 2019. С. 324-327.

6. Семенова В. А. Электроэнергетика России: тенденции и направления развития // Завалишин-ские чтения : сб. докл. СПб. : Санкт-Петербург. гос. ун-т аэрокосмич. приборостроения, 2017. С. 312-314.

7. Тополева Т. Н. Формирование инновационной модели развития предприятий промышленного комплекса // Вестн. Перм. нац. исследоват. поли-

пор настороженно относятся к новым технологиям. Тем не менее новые технологии станут ключевым вкладом в устойчивое развитие и деловую репутацию предприятия, повышая его гудвилл.

Многие промышленные предприятия обладают инновациями для вывода на рынок новых технологий и уже занимаются крупномасштабной передачей технологий в рамках сотрудничества. Это поможет менее развитым предприятиям, наносящим ущерб окружающей среде, повысить эффективность своего устойчивого развития, приобрести необходимые навыки, внедрить инновации на рынок и тем самым укрепить свою деловую репутацию.

В заключение стоит отметить, что на основе данных, представленных в исследовании, вполне возможно обеспечить устойчивое развитие предприятий реального сектора экономики в целях формирования эффективной стратегии деловой репутации.

REFERENCES

1. Laktyushina O. V., Zhuravkov I. A., Lysenko A. N. K voprosu o neobkhodimosti tsifrovoy ekonomiki // Vyzovy tsifrovoy ekonomiki: itogi i novyye trendy. Collection of articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. Bryansk: Bryanskiy gosu-darstvennyy inzhenerno-tekhnologicheskiy universi-tet. 2019. P. 294-298. (In Russian).

2. Trofimova N. N. Aktualnye problemy pri vybore napravleniya investirovaniya // Aktualnyye problemy ekonomiki i upravleniya. 2019. No. 2 (22). P. 28-30. (In Russian).

3. Danielyan K., Poghosyan T., Kosyan S. On Moral Aspect of Sustainable Development Theory and Practice // Wisdom. 2016. No. 2 (7). Р. 35-43.

4. Ivanova Ye. V., Semenova N. V., Spiridonova N. Yu. Problemy yuridicheskogo obrazovaniya v interesakh ustoychivogo razvitiya v sovremennykh usloviyakh // Vestnik CHGPU im. I. Ya. Yakovleva. 2019. No. 5 (105). Р. 164-172. (In Russian).

5. Dmitriyev N. D. Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya instituta prav intellektualnoy sobstvennosti v Rossiyskoy Federatsii // Chastnoye pravo v evoly-utsioniruyushchem obshchestve: traditsii i novatsii: collection of scientific articles of the All-Russian scientific conference. Kursk: Yugo-Zapadnyy gosudar-stvennyy universitet. 2019. Р. 324-327. (In Russian).

6. Semenova V. A. Elektroenergetika Rossii: tendentsii i napravleniya razvitiya // Zavalishinskiye chteniya: collection of articles. Saint Petersburg : Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet aero-kosmicheskogo priborostroyeniya. 2017. Р. 312314. (In Russian).

технич. ун-та. Социально-экономические науки. 2018. № 4. С. 220-232.

8. The business of sustainability. URL: https://www.mckinsey.com/ (дата обращения: 11.08.2020).

9. Дмитриев Н. Д., Зайцев А. А. Управление рыночной стоимостью с помощью регулирования инновационной активности предприятия // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: Форсайт Россия : сб. тр. науч.-практич. конф. с зарубежным участием. СПб. : Политех-пресс, 2020. С. 55-64.

10. Ursul A., Ursul T., Dugarova M. New Goals of Sustainable Future // ISPC. 2017. No. 18. P. 37-50.

11. Родина Т. Е., Тысячная Д. Д. Управление экономическими системами: проблемы, тенденции и перспективы // От синергии знаний к синергии бизнеса : сб. ст. и тезисов докл. V Междунар. науч. -практич. конф. студентов, магистрантов и преподавателей. Омск : КАН, 2018. С. 320-324.

12. Буньковский Д. В. Налоговое стимулирование развития легального предпринимательства // Вестн. Уфим. юрид. ин-та МВД России. 2018. № 1 (79). С. 84-88.

13. Krykun V. Sustainable Development and Ecological Responsibility of Business // Baltic Journal of Economic Studies. 2016. No. 1. Р. 65-71.

14. Трофимова Н. Н. Ключевые проблемы современного корпоративного управления предприятиями реального сектора экономики // Стратегии бизнеса. 2020. Т. 8, № 3. С. 70-74.

15. Родина Т. Е. К вопросу обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты : сб. ст. Междунар. науч. -практич. конф. Брянск : Брян. гос. инженер.-технологич. ун-т, 2018. С. 418-421.

16. Трофимова Н. Н. Необходимость стимулирования инновационной активности предприятий для развития наукоемких производств // Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. № 4 (12). С. 98-101.

17. Mironenko O., Lucas P. L., Tarasova N., Zlinszky J. Sustainable Development Goals: Why Do We Need Them? // Social Evolution & History. 2015. No. 2. Р. 176-190.

18. Шибанов К. С., Лосев А. Н., Жильцов С. А. Совершенствование методов оценки эффективности бережливого производства // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 991-993.

19. Антонова А. Е., Пономарева Е. А., Жильцов С. А., Романов А. А., Украинцев С. Д. Роль управления проектами в цифровой экономике // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 688-693.

20. Ling V. V., Yumashev A. V. Estimation of Worker Encouragement System at Industrial Enterprise // Espacios. 2018. No. 39 (28). Р. 22.

7. Topoleva T. N. Formirovaniye innovatsionnoy modeli razvitiya predpriyatiy promyshlennogo kom-pleksa // Vestnik permskogo natsionalnogo issle-dovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sot-sialno-ekonomicheskiye nauki. 2018. No. 4. P. 220232. (In Russian).

8. The business of sustainability. URL: https://www.mckinsey.com/ (accessed: 11.08.2020).

9. Dmitriyev N. D., Zaytsev A. A. Upravleniye rynochnoy stoimostyu s pomoshchyu regulirovaniya innovatsionnoy aktivnosti predpriyatiya // Tsifrovaya ekonomika i Industriya 4.0: Forsayt Rossiya: collection of works of scientific and practical conference with foreign participation. Saint Petersburg : Politekh-press. 2020. P. 55-64. (In Russian).

10. Ursul A., Ursul T., Dugarova M. New Goals of Sustainable Future // ISPC. 2017. No. 18. P. 37-50.

11. Rodina T. Ye., Tysyachnaya D. D. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami: problemy, tendentsii i perspektivy // Ot sinergii znaniy k sinergii biznesa: collection of articles and abstracts of the V International scientific-practical conference of students, undergraduates and teachers. Omsk: Izdatelskiy tsentr "KAN". 2018. P. 320-324. (In Russian).

12. Bunkovskiy D. V. Nalogovoye stimulirovaniye razvitiya legalnogo predprinimatelstva // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. No. 1 (79). P. 84-88. (In Russian).

13. Krykun V. Sustainable Development and Ecological Responsibility of Business // Baltic Journal of Economic Studies. 2016. No. 1. P. 65-71.

14. Trofimova N. N. Klyuchevyye problemy sovremen-nogo korporativnogo upravleniya predpriyatiyami realnogo sektora ekonomiki // Strategii biznesa. 2020. Vol. 8. No. 3. P. 70-74. (In Russian).

15. Rodina T. E. K voprosu obespecheniya informatsion-noy bezopasnosti suyektov Rossiyskoy Federatsii // Tsifrovoy region: opyt, kompetentsii, proyekty: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Bryansk: Bryanskiy gosudar-stvennyy inzhenerno-tekhnologicheskiy universitet. 2018. P. 418-421. (In Russian).

16. Trofimova N. N. Neobkhodimost stimulirovaniya innovatsionnoy aktivnosti predpriyatiy dlya razvitiya naukoyemkikh proizvodstv // Aktualnyye problemy ekonomiki i upravleniya. 2016. No. 4 (12). P. 98101. (In Russian).

17. Mironenko O., Lucas P. L., Tarasova N., Zlinszky J. Sustainable Development Goals: Why Do We Need Them? // Social Evolution & History. 2015. No. 2. P. 176-190.

18. Shibanov K. S., Losev A. N., Zhiltsov S. A. Sovershenstvovaniye metodov otsenki effektivnosti be-rezhlivogo proizvodstva // Ekonomika i predprini-matelstvo. 2019. No. 7 (108). P. 991-993. (In Russian).

19. Antonova A. E., Ponomareva E. A., Zhiltsov S. A., Romanov A. A., Ukraintsev S. D. Rol upravleniya proyektami v tsifrovoy ekonomike // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2019. No. 7 (108). P. 688-693. (In Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Трофимова Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры наукоемких производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: tnn04@mail.ru

20. Ling V. V., Yumashev A. V. Estimation of Worker Encouragement System at Industrial Enterprise // Espacios. 2018. No. 39 (28). P. 22.

ABOUT THE AUTHOR

Natalya N. Trofimova - Candidate of Sciences (Economics), Docent, Associate Professor, Department of Economics Of High-Tech Manufacturing, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Saint Petersburg, Russia.

E-mail: tnn04@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.