Научная статья на тему 'Концепция управления высокотехнологичным предприятием на основе инновационных изменений в конкурентной стратегии'

Концепция управления высокотехнологичным предприятием на основе инновационных изменений в конкурентной стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / HIGH-TECH ENTERPRISE / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / INNOVATIVE CHANGES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INTELLECTUAL RESOURCES / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / COMPETITIVE STRATEGY / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / MARKET VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев С.Д., Зайцев А.В.

В статье рассматривается принцип формирования концепции управления высокотехнологичным предприятием на основе инновационных изменений в конкурентной стратегии. Выявлена роль управления инновационными изменениями, возникающими в рамках модификации конкурентной стратегии. Предложен механизм преобразования конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия в инвестиционный проект на основе инновационных изменений. Обоснованы подходы к управлению при реализации преобразованной конкурентной стратегии, позволяющей повысить эффективность и результативность функционирования предприятия. Рассмотрены направления деятельности менеджмента, обеспечивающие рост рыночной стоимости и совершенствование интеллектуального капитала предприятия в турбулентных экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

T he article deals with the principle of forming the concept of managing high-tech enterprise based on innovative changes in competitive strategy. The role of management of innovation changes occurring in the conditions of modification of competitive strategy is determined. The authors offer the mechanism of transformation of the competitive strategy of high-tech companies in the investment project on the basis of innovative changes. They grounded approaches to management in the implementation of the transformed competitive strategy, permitting more efficient and effective functioning of the enterprise. They consider activities of management to ensure the growth of market value and improving the intellectual capital of companies in the turbulent economic conditions.

Текст научной работы на тему «Концепция управления высокотехнологичным предприятием на основе инновационных изменений в конкурентной стратегии»

скромное величие перемен

концепция управления

высокотехнологичным предприятием

на основе инновационных изменений

в конкурентной стратегии

Николаев С.Д.

д-р тех. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ректор

Зайи^в А.В.

д-р философ, наук, заведующий аналитической лабораторией az-inform@mail.ru

_Аннотация

В статье рассматривается принцип формирования концепции управления высокотехнологичным предприятием на основе инновационных изменений в конкурентной стратегии. Выявлена роль управления инновационными изменениями, возникающими в рамках модификации конкурентной стратегии. Предложен механизм преобразования конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия в инвестиционный проект на основе инновационных изменений. Обоснованы подходы к управлению при реализации преобразованной конкурентной стратегии, позволяющей повысить эффективность и результативность функционирования предприятия. Рассмотрены направления деятельности менеджмента, обеспечивающие рост рыночной стоимости и совершенствование интеллектуального капитала предприятия в турбулентных экономических условиях.

Ключевые слова: высокотехнологичное предприятие, инвестиционный проект, инновации, инновационные изменения, интеллектуальные ресурсы, конкурентная стратегия, рыночная стоимость

Московский государственный текстильный университет им. АН. Косыгина

М

ировой финансовый кризис и появившиеся сбои в финансовой системе привели к необходимости разработки предпринимательскими структурами организационных и управленческих мероприятий по поддержанию эффективной хозяйственной

деятельности и сохранению стоимости своих компаний в условиях нестабильности. Стало очевидно, что ранее разработанные конкурентные стратегии могут быть подвержены воздействию негативных факторов внешней среды. Таким образом, под угрозой может оказаться не только исполнение стратегии, но и реализация текущих инвестиционных проектов, обеспечивающих рост рыночной стоимости хозяйствующего субъекта. В кризисной ситуации креативный подход менеджмента позволит обеспечить экономическую адаптивность системы управления компанией к факторам неопределенности внешней среды и быстро меняющимся условиям рыночных отношений. Вследствие нестабильности внешних условий деятельности хозяйствующих субъектов, креативная команда менеджеров разрабатывает для компании комплекс нестандартных управленческих решений, которые воплощаются в концепции управления изменениями конкурентной стратегии и функциональных составляющих этой стратегии.

На практике при изменении конкурентной стратегии в период нестабильности внешней среды необходимо в короткие сроки:

• провести анализ и систематизацию факторов внешней среды, оценить степень их влияния на внутреннюю среду компании;

• проанализировать систему управления компании и оценить эффективность взаимодействия ее подразделений;

• провести анализ работы финансовой системы и организационной структуры;

• определить функциональные взаимосвязи в команде управления бизнесом и создать регламент оперативного и финансового управления.

Последующая аналитическая работа, заключающаяся в поиске оригинальных и нестандартных решений, выборе принципиальных альтернатив и концепции вывода компании из сложившейся ситуации, является одной из самых важных составляющих деятельности руководящего состава. После проведения

в кризисной ситуации

креативный подход

менеджмента

позволит

обеспечить

экономическую

адаптивность

системы

управления

компанией

к факторам

неопределенности

внешней среды

и быстро

меняющимся

условиям рыночных

отношений

усиление

_инновационной

направленности

_конкурентной

_стратегии

_особенно

_характерно

_для высоко_технологичных

_предприятий

аналитических мероприятий для изменения конкурентной стратегии необходимо:

• разработать мероприятия и провести организационные изменения в системе управления бизнесом;

• упорядочить взаиморасчеты и совместную работу с партнерами, проверить клиентскую базу, обеспечив при этом баланс дебиторов и кредиторов, и как следствие повысить доверие и деловую репутацию компании;

• оптимизировать управление финансовыми потоками на основе проведения хозяйственных операций, обезопасить влияние запаздывания финансовых потоков на финансовую устойчивость компании;

• повысить маневрирование ресурсами;

• организовать стратегическое партнерство с крупными коммерческими или государс-

'венными системообразующими банками.

корпоративном уровне измененная конкурентная стратегия должна обеспечить хозяйствующему субъекту стабильную деятельность и возможность сохранения конкурентных преимуществ на рынке, которые позволят удержать созданную или сформировывать новую стоимость в период нестабильности внешней среды. В современной экономической системе ключевым фактором результативности и эффективности функционирования хозяйствующего субъекта становится инновационная деятельность. Усиление инновационной направленности конкурентной стратегии особенно характерно для высокотехнологичных предприятий, деятельность которых ориентирована на создание и использование различных объектов интеллектуальной собственности, являющихся продуктом использования интеллектуальных ресурсов.

В условиях нестабильности внешней среды в конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия инновационные аспекты занимают еще более значимое место. Поэтому управление высокотехнологичным предприятием на основе инноваци-

онных изменений в современных условиях играет ключевую роль.

Результатом воздействия инновационных изменений является не только повышение эффективности, но и активизация процессов формирования интеллектуальной деятельности персонала предприятия. Развитие этой деятельности происходит на основе разработки, освоения и использования совокупности инноваций, включая новые продукты, технологические процессы, организацию производства и продвижение продукции к потребителю, оказание инжиниринговых услуг и т.д.

В теории менеджмента под управлением изменениями понимается процесс прогнозирования будущих изменений и их планирования. Управление изменениями также охватывает формализацию возникших и потенциально возможных изменений функциональных составляющих конкурентной стратегии, в частности совершенствование стратегии управления интеллектуальными ресурсами. В процесс управления изменениями включается измерение фактических изменений и оценка их влияния на стоимость реализуемых высокотехнологичным предприятием бизнес-процессов и рыночную стоимость предприятия в целом. Модификацию конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия с учетом побуждающих воздействий инновационных изменений целесообразно рассматривать как инвестиционный проект с высоким уровнем неопределенности и риска. Этот проект представляет собой трансформацию исходного состояния высокотехнологичного предприятия в новое состояние с более высокой рыночной стоимостью. Такой переход из одного состояния в другое требует затрат времени и ресурсов - материальных, финансовых и в значительной мере интеллектуальных ресурсов.

Поэтому инвестиционный проект, разработанный с учетом воздействия инновационных изменений на систему управления

любое изменение

рассматривается

как система,

объединяющая

взаимоувязанные

цели, ресурсы

и разработанные

программы

достижения

поставленных

целей

Рис. 1. Механизм преобразования конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия в инвестиционный проект на основе инновационных изменений (авторское построение)

интеллектуальными ресурсами высокотехнологичного предприятия, можно рассматривать:

во-первых, как форму целевого управления инновационной деятельностью предприятия с привлечением квалифицированного персонала, обладающего высоким креативным потенциалом;

во-вторых, этот проект можно рассматривать как процесс формирования результатов инновационной деятельности, то есть воспроизводство интеллектуальных ресурсов и создание интеллектуальных продуктов. Механизм преобразования конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия в инвестиционный проект на основе инновационных изменений представлен на рис. 1

Как форма целевого управления инновационными изменениями конкурентной стратегии инвестиционный проект представляет собой сложную систему взаимоувязанных по ресур-

Рис. 2. Механизм формирования эффективной реализации конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия на основе инновационных изменений (авторское построение)

сам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач развития высокотехнологичного предприятия. Как процесс формирования результатов инновационной деятельности инвестиционный проект, охватывающий изменения конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия, представляет собой совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, конс-трукторско-технологических, производственных, организационных, финансовых и других мероприятий, приводящих к появлению новых объектов интеллектуальной собственности (рис. 2).

Таким образом, для эффективной реализа-

_____ ции инвестиционного проекта по иннова-

_____ционному изменению конкурентной стра-

_ _ _ _ тегии необходимо использовать механизм,

_ _ _ изображенный на рис. 2. Этот механизм

_ предполагает, что инвестиционный проект

_ высокотехнологичного предприятия дол_ жен быть представлен в виде комплекта тех_ нической, организационно-плановой и рас_ четно-финансовой документации. С точки

_ зрения менеджмента любое изменение рас_ сматривается как система, объединяющая

_ взаимоувязанные цели, ресурсы и разра-

_ ботанные программы достижения постав_ ленных целей. Эти программы охватывают

_ комплекс научно-исследовательской, опыт_ но-конструкторской, производственной,

_ организационной, финансовой и других

_ видов деятельности персонала предприятия.

_ В свою очередь мероприятия, проводимые

_ на основе разработанных программ, долж-

_ ны быть увязаны по ресурсам, срокам и

_ исполнителям, оформлены в виде комплек-

_ та проектной документации. Только при

_ выполнении этих условий они обеспечива-

_ ют эффективное решение задач, стоящих

_ перед высокотехнологичным предприятием.

_ Решение этих задач приводит к появлению в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ результате реализации конкурентной стра-

_ тегии высокотехнологичного предприятия

_ совокупности инноваций, в том числе тех-

_воспроизводство

интеллектуальных

_ресурсов

_и созданные

_инновации

_оказывают

_существенное

_воздействие на

совершенствование

_и развитие

интеллектуального _капитала высоко_технологичного

предприятия

нологических, организационных, управленческих, маркетинговых и т.д. Созданная совокупность является продуктом воздействия инновационных изменений не только на конкурентную стратегию, но и на систему управления интеллектуальными ресурсами предприятия. Новая генерация инновационных достижений качественно наполняет интеллектуальные ресурсы новым содержанием и перемещает предприятие в область доминирующих участников конкурентного рынка. Таким образом, воспроизводство интеллектуальных ресурсов и созданные инновации оказывают существенное воздействие на совершенствование и развитие интеллектуального капитала высокотехнологичного предприятия. Использование инновационных изменений, предполагает применение новых методов и форм управления бизнес-процессами, реализуемыми в рамках инновационной деятельности предприятия. Эти методы и формы ориентированы на процессный подход к управлению и связаны с использованием механизмов венчурного финансирования, включая формирование внутренних и внешних венчуров, реинжиниринг бизнес-процессов и т.д. Все это предполагает формирование портфеля прав интеллектуальной собственности, наилучшим образом, учитывающего интересы инициаторов инновационного процесса (в данном случае высокотехнологичного предприятия) и венчурных инвесторов, вкладывающих финансовые и материальные ресурсы в реализацию проекта.

Концепция инвестиционного проекта, построенная с учетом воздействий инновационных изменений на систему управления интеллектуальными ресурсами, должна определять варианты его реализации, формировать основные цели инновационных изменений, учитываемых в конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия, и ожидаемые результаты реализации проекта. В процессе разработки концепции проекта

и расходование ресурсов

привязывается

к каждой стадии жизненного цикла проекта

формируется совокупность инновационных идей по созданию системы инноваций, осуществляется постановка целей проекта, проводятся маркетинговые исследования с целью определения объемов сбыта продуктовых инноваций и т.д.

При определении концепции инвестиционного проекта, в основе которого лежит совокупность инновационных изменений, разрабатывается дерево целей. После оценки степени выполнимости этих целей определяются конкретные задачи, которые необходимо решить в рамках инновационной деятельности высокотехнологичного предприятия. В процессе разработки бизнес-плана проекта рассчитывается инвестиционный бюджет проекта, определяются показатели эффективности (экономической, социальной, научно-технической и т.д.), оценивает_ _ ся финансовая реализуемость проекта. При

_ этом планирование и расходование ресур-

_ сов привязывается к каждой стадии жиз-

_ ненного цикла проекта. Стадия окончания

_ инвестиционного проекта наиболее важна

_ для высокотехнологичного предприятия, так

_ как инновационные изменения в конечном

_ итоге предполагают производство сложной

_ наукоемкой продукции.

_ Практическая реализация предлагаемых

_ механизмов и подходов к управлению высо-

_ котехнологичным предприятием на основе

_ инновационных изменений в конкурентной

_ стратегии позволит повысить эффективность

_ и результативность деятельности предпри-

_ ятия, совершенствовать и развивать интел_ лектуальный капитал, а также обеспечить

_ рост рыночной стоимости в турбулентных

_ экономических условиях.

Литература

1. Баранов В.В., Зайцев А.В., Карпова В.Б. Управление изменениями стратегии роста стоимости холдинговой компании в период нестабильности внешней среды // Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны: Сборник статей

креативная экономика, 2010, № 3

5 /..........-

V Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008.

2. Зайцев А.В Особенности управления инновационными изменениями на высокотехнологичных предприятиях // Вестник университета. ГОУВПО «Государственный университет управления». - 2009, №1.

3. Лукичёва Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: учебное пособие / Л.И. Лукичёва. -2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009.

Nikolaev S.D.

Dr. of Tech. Sci, Professor, Honored Scientist of RF, Rector Zaytcev A.V.

Dr. of Phil. Sci., Head of Analytical Laboratory, Moscow State Textile University n.a. AN. Kosygin

The concept of management of high-tech enterprise based on innovative changes in the competitive strategy

_Abstract

The article deals with the principle of forming the concept of managing high-tech enterprise based on innovative changes in competitive strategy. The role of management of innovation changes occurring in the conditions of modification of competitive strategy is determined. The authors offer the mechanism of transformation of the competitive strategy of high-tech companies in the investment project on the basis of innovative changes. They grounded approaches to management in the implementation of the transformed competitive strategy, permitting more efficient and effective functioning of the enterprise. They consider activities of management to ensure the growth of market value and improving the intellectual capital of companies in the turbulent economic conditions.

Keywords: high-tech enterprise, investment project, innovation, innovative changes, intellectual resources, competitive strategy, market value

управление предприятием

- ■ —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.