ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2008. № 2
С.А. Бушев
КОНЦЕПЦИЯ UMWELT ЯКОБА ФОН ИКСКЮЛЛЯ
И ФОРМИРОВАНИЕ БИОСЕМИОТИКИ
В настоящее время доминировавшая в биологии XX в. тенденция развития по типу естественных наук, так называемая физико-химическая модель, сменяется тенденцией на гуманитаризацию биологии. Живые организмы все чаще рассматриваются в антропоморфных и социоморфных категориях. Разрыв между исследователем и объектом исследования, который не существовал в период натурфилософии и возник в результате прогресса физико-химической биологии, начинает преодолеваться. Изменяется организация самого биологического знания. Это выражается в том числе в формировании и развитии междисциплинарных направлений исследований. Философско-методологический анализ междисциплинарных исследований демонстрирует, что их возникновение обусловлено, с одной стороны, происходящими в обществе изменениями, оказывающими непосредственное влияние на выбор приоритетных направлений научного развития и способов организации познания, а с другой — внутренними интегративными тенденциями.
В истории развития биологии междисциплинарность может рассматриваться и как способ представления биологической реальности, и как форма методологической коммуникации1. Одна из таких форм методологической коммуникации и находит реализацию в биосемиотике.
Биосемиотика как междисциплинарная область теоретических и эмпирических исследований, анализирующая живые системы как знаковые, возникла в конце 70-х гг. XX столетия. Представители биосемиотики исходят из положения К. Лоренца о том, что жизнь можно рассматривать как когногенез и что информационно-знаковые процессы встречаются на всех уровнях организации живого — от клетки до экосистемы. При этом наблюдаемые в мире живого феномены означивания, семиозиса, коммуникации следует считать сущностными характеристиками жизни. Биосемиотика сформировалась и развивается на основе взаимодействия различных областей научного знания, но прежде всего биологии и семиотики. Следовательно, истоки исследовательской парадигмы современной биосемиотики можно найти как в биологической традиции, так и в семиотической. Поэтому особое значение для понимания процесса формирования биосемиотики приобретает
обращение к научному творчеству тех исследователей, в работах которых были заложены основы сближения вышеназванных традиций.
Целью данной статьи является рассмотрение и анализ Umwelt (умвельт) — концепции выдающегося исследователя-биолога, теоретика биологии Якоба фон Иксюолля (Jakob von Uexkull, 1864—1944)2, которая оказала существенное влияние на формирование современной биосемиотики.
Один из лидеров биосемиотики, крупнейший американский исследователь Томас А. Себеок (1920—2001) в статьях, посвященных истории биосемиотики3, подчеркивал значимость работ Якоба фон Иксюолля для зарождения этой научной дисциплины. Себеок не раз отмечал, что знакомство с научным наследием Икс-кюлля способствовало его переходу от идеи зоосемиотики к идее биосемиотики. Отечественный семиотик Ю.С. Степанов замечает, что в биосемиотике Иксюоллю принадлежит «особое место»4. С этим утверждением солидарны ведущие специалисты биосемиотики: например, К. Кулль называет его «пионером семиотического подхода в биологии XX века»5. Действительно, для биосемиотики значим прежде всего тот факт, что Якоб фон Иксюолль был первым, кто очертил круг научных проблем, находящихся на пересечении биологии и семиотики. Он начал разработку первой системы понятий для семиотической биологии в рамках концепции Umwelt6. Также Якоб фон Иксюолль в своих работах не раз обращался к философским вопросам биологии, рассматривал природу и структуру биологического знания, анализировал закономерности познания, процессы дифференциации и интеграции знаний в области наук о живом, что отразилось и в Umwelt — концепции, которая считается одной из самых оригинальных в биологии прошлого столетия.
В работе, вышедшей в 1909 г. под названием «Umwelt und Innenwelt der Tiere» («Внешний и внутренний мир животных»)7, Иксюолль ввел понятие «Umwelt»8. Само понятие «Umwelt», обратил внимание А. Шаров, имеет на немецком языке значение просто «окружающей среды»9. Но в контексте концепции Икс-кюлля обычно означает «субъективный мир организма» или «внешний мир животного»10. Центральной проблемой данной работы Иксюолля являлся вопрос о том, как организмы субъективно воспринимают окружающую среду и как это восприятие детерминирует их поведение. Концепция Umwelt была призвана ответить на этот вопрос.
Иксюолль начал разработку Umwelt-концепции исходя из идей Канта о невозможности познания мира вокруг таким, какой он есть («вещей-в-себе»). Мы познаем лишь то, что наш рассудок
формирует из данных чувственного опыта на основании априорных предпосылок познания (для чувств — это наличие априорных форм чувственности). Umwelt человека Иксюолль описывает следующим образом: «Каждый, кто посмотрит на природу, обнаружит себя в центре круглого острова, который покрыт голубым небосводом. Это есть данный нам, воспринимаемый мир, он содержит в себе все, что мы можем видеть. И наблюдаемые вещи упорядочиваются согласно их значению для нашей жизни. <...> Вокруг нас есть защитная стена ощущений, которая становится все плотнее и плотнее. Выходящие за границы тела тактильные ощущения, обоняние, слух и зрение закутывают человека подобно четырем прозрачным одеждам. <...> Этот остров ощущений, что скрывает человека подобно одежде, мы назовем его Umwelt»11. Но Иксюолль внес свои поправки в учение Канта. Для биосемиотики оказалась продуктивной его идея о том, что индивидуальный организм не только всегда активно творит свой Umwelt, но и то, что этот процесс детерминируется структурой организма, его действиями, потребностями и т.д.: «Только при поверхностном наблюдении кажется, будто все морские животные жили в однородном мире, общем для всех них. Более близкое изучение показывает нам, что каждая их тех тысяч форм жизни обладает своим особым окружающим миром, который управляется и в свою очередь сам управляет "строительным планом" животного»12. Научное исследование процесса творения Umwelt Иксюолль назвал Umweltforschung (Umwelt-исследование). В более поздних работах Иксюолль разрабатывал методологию Umwelt-исследования13.
Икскюлль продолжил развивать концепцию Umwelt в другой своей работе — «Theoretische Biologie» («Теоретическая биология», 1920, 1928)14, целью которой, как пишет К. Кулль, «являлось сделать биологию более строгой наукой, более обоснованной и учитывающей специфику живого»15. Он высказал значимое для биосемиотики утверждение, что если животные имеют похожую на нашу нервную систему, то, следовательно, они также должны иметь Umwelt. Но вместе со сходством существуют и различия между нервными системами как у человека с животным, так и у животного с животным, значит, их Umwelten (умвельты) не подобны. В действительности каждый вид должен иметь свой собственный Umwelt, так как представители разных видов реагируют различными способами на одинаковые сигналы физического мира. Но и в рамках одного вида существуют индивидуальные особенности Umwelten различных животных. Если в изучении мира живого исходить из того, что каждый Umwelt уникален, то тогда, по мысли Иксюолля, в рамках теоретических обобщений следует изменить представление о биологической реальности, ко-
торое должно включать многообразие индивидуальных пространственных и временных характеристик каждого субъекта16.
Известный биолог М. Барбиери оценивает как наиболее показательную и как наиболее привлекающую внимание биосемиоти-ков идею Икскюлля о том, что животные могут реагировать на один стимул многими разными способами, например игрой, угрозой, ухаживанием или подражанием17. Иными словами, это означает, что животные не просто получают сигналы, а интерпретируют их. Интерпретация предполагает способность трансформировать сигналы в знаки, придавая им значения. Поэтому Иксюолль обратился к исследованию того, как в животном мире происходит порождение значения.
В своей теории значения Иксюолль вновь использовал Um-welt-концепцию. В работе 1940 г. «Bedeutungslehre» («Учение о значении») Иксюолль высказал мысль о том, что биологическая связь между организмом и внешней средой (включая и связь между одним организмом и другими), основанная на соответствии «структурного плана» организма и его Umwelt, и есть значение в органической природе18. Наиболее важным в «Учении о значении» Икскюлля было открытие, что все знаки, применяемые животными, организованы в интегративную систему — Umwelt, и эта система репрезентирует биологическую природу животного.
Дальнейшая разработка концепции Umwelt привела Икскюлля к рассмотрению общеметодологических вопросов научного познания, прежде всего биологии. В работе «Новая концепция Umwelt: связь естествознания и гуманитарного знания»19 он вынес на обсуждение проблему связи естествознания и гуманитарных наук в вопросе познания жизни. Давая оценку современному ему естествознанию, Икскюлль отмечал, что такие науки, как физика и химия, преимущественно исследуют функциональную сторону вещей; в биологии же нельзя ограничиваться только функционированием, необходимо исследовать и перцептивную сторону, планы восприятия живых организмов, их Umwelten. Так как, согласно концепции Umwelt, все живые существа располагаются в различном окружении, каждое имеет свое восприятие и реакцию на восприятие, каждый Umwelt — собственное пространственное и временное измерение, то Umwelten (умвельты) взаимодействуют различными способами. Икскюлль подчеркивал, что они не взаимодействуют механически, а сочетаются согласно плану, «как сочетаются гармонично ноты оратории»20. Следовательно, делал вывод Икскюлль, законы по типу музыкальных, а не законы типа механических необходимо изучать, чтобы раскрыть закономерности жизни. Биология должна исследовать закономерности планов строения исходя не только из функциональной стороны, но и из
перцептивной: «План в противопоставлении материи — это лозунг новой науки о жизни»21. Без сомнения, этот вывод можно назвать одним из важнейших методологических оснований биосемиотических исследований.
Попробуем подвести некоторые итоги нашего рассмотрения Umwelt-концепции Икскюлля, которая оказала существенное влияние на формирование биосемиотики. Исходя из интерпретации философии Канта Иксгаолль высказал идею о том, что в биологическом познании живой организм должен рассматриваться не как объект, а как активный субъект, взаимодействующий с окружающей средой, причем в ходе подобного взаимодействия возникает целостное, уникальное единство организма и среды — его Umwelt. Каждый Umwelt, по мнению ученого, имеет свои пространственные и временные характеристики. Задачи биологии как науки — исследовать Umwelten (умвельты) живых существ, отношения субъектов к объектам, субъектов к субъектам, а также планы строения живых организмов, которые, с точки зрения Икскюлля, имеют свои закономерности формирования и взаимодействия. «Учение о значении» позволило говорить об Я. фон Икс-кюлле как о семиотике в биологии. Туре фон Иксюолль, объясняя семиотический подход своего отца к биологии, утверждал, что «только тот действительно может понять его [Я. фон Икскюлля] терминологию, кто увидит на ее фоне теорию знаковых процессов и прояснит для себя, что Umwelt-исследование — это наука о том, как живые существа получают и пересылают знаки»22.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 О междисциплинарности как форме методологической коммуникации см.: Касавин И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности // Эпистемология и теория науки. 2004. № 2. С. 5—12.
2 Якоб фон Икскюлль родился в Эстонии 8 сентября 1864 г. в семье немецко-прибалтийских аристократов. В 1884 г. окончил университет в Дерпте (Тарту), где изучал зоологию. В 1890 г. переехал в Гейдельберг, где проводил исследования по физиологии. Затем в различных странах он проводил лабораторные и полевые исследования поведения и физиологии животных. В 1925— 1934 гг. Я. фон Икскюлль^ профессор Гамбургского университета. Умер в Италии на о. Капри в 1944 г.
3 Sebeok Т. Biosemiotics: Its roots, proliferation, and prospecte // Semiótica. 2001. Vol. 134(1/4). P. 61—78.
4См.: Степанов Ю.С. Биосемиотика //Семиотика. М., 1971.
5 Kull К Jakob von Uexkull: An introduction // Semiótica. 2001. Vol. 134 (1/4). P. 1—59.
6 Kull К Biosemiotics in the twentieth century: a view from biology // Semiótica. 1999. Vol. 127(1/4). P. 385-414.
7 Такой перевод названия работы предлагает Ю.С. Степанов: См.: Степанов Ю. С. Указ. соч.
8 Об истории понятия «Umwelt» в науке и культуре, а также современные интерпретации этого понятия см.: Deify J. Umwelt // Semiótica. 2001. Vol. 134 (1/4). P. 125—135.
9 Sharov A. Pragmatism and Umwelt-theory 11 Semiótica. 2001. Vol. 134 (1/4). Special Issue: Jakob von Uexkull: A paradigm for biology and semiotics. P. 211-228.
10 Сравните: понятие «Umwelt» у Ю.С. Степанова употребляется в значении «внешний мир животного» (см.: Степанов Ю.С. Указ. соч.).
11 Uexkull Jakob von. An introduction to Umwelt // Semiótica. 2001. Vol. 134(1/4). P. 107-110.
12 Umwelt und Innewelt der Tiere. 1921. 2 Aufl. S. 4.
13 Uexkull Jakob von. Streifzuge durch die Umwelten von Tieren und Menschen. Berlin, 1934.
14 Uexkilll Jakob von. Theoretische Biologie. Berlin, 1920.
15 Kuli K. Jakob von Uexkull: An introduction // Semiótica. 2001. Vol. 134 (1/4). P. 1-59.
16 Uexküll Jakob von. Theoretische Biologie. Berlin, 1928. S. 232.
17 Barbieri M. Review article. Jacob von Uexkull: A paradigm for biology and semiotics. Special issue of Semiótica. 2001. Vol. 134(1/4) //Semiótica. 2002. Vol. 139(1/4). P. 283^295.
18 Uexkull Jakob von. Bedeutungslehre, Bios 10. Leipzig, 1940.
19 Uexkull Jakob von. The new concept of Umwelt: A linkbetween science and the humanities//Semiótica. 2001. Vol. 134(1/4). P. 111—123.
20 Ibid. P. 117.
21 Ibid. P. 123.
22 Uexkäll Thure von. In Komposition der Natur. Biologie als undogmatische Naturwissenschaft. Ausgewählte Schriften Jakob von Uexkulls. Herausgegeben und eingeleitet von Thure von Uexkull. Frankfurt/a Main; Berlin; Wien, 1980. S. 292.