Научная статья на тему 'Концепция Umwelt Якоба фон Икскюлля и формирование биосемиотики'

Концепция Umwelt Якоба фон Икскюлля и формирование биосемиотики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
414
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бушев Станислав Александрович

The article analyses the influence of Jakob von Uexkull (1864-1944) on biosemiotics. This paper aims to describe the several general features of Uexküll's concept of Umwelt (i.e. worlds around animals as they themselves perceive them) which considered animals as interpreters of their environment. As a philosophical background, Uexküll applied the epistemology of I. Kant to his research of animal behavior and animal subjective worlds. The term of Umwelt in the meaning of the subjective world of an organism has been used by Uexkull since 1909. The conception of Umwelt was one of the first comprehensive systems of notions for semiotic biology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Umwelt Conception of Jacob von Uexkull and Forming of Biosemiotics

The article analyses the influence of Jakob von Uexkull (1864-1944) on biosemiotics. This paper aims to describe the several general features of Uexküll's concept of Umwelt (i.e. worlds around animals as they themselves perceive them) which considered animals as interpreters of their environment. As a philosophical background, Uexküll applied the epistemology of I. Kant to his research of animal behavior and animal subjective worlds. The term of Umwelt in the meaning of the subjective world of an organism has been used by Uexkull since 1909. The conception of Umwelt was one of the first comprehensive systems of notions for semiotic biology.

Текст научной работы на тему «Концепция Umwelt Якоба фон Икскюлля и формирование биосемиотики»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2008. № 2

С.А. Бушев

КОНЦЕПЦИЯ UMWELT ЯКОБА ФОН ИКСКЮЛЛЯ

И ФОРМИРОВАНИЕ БИОСЕМИОТИКИ

В настоящее время доминировавшая в биологии XX в. тенденция развития по типу естественных наук, так называемая физико-химическая модель, сменяется тенденцией на гуманитаризацию биологии. Живые организмы все чаще рассматриваются в антропоморфных и социоморфных категориях. Разрыв между исследователем и объектом исследования, который не существовал в период натурфилософии и возник в результате прогресса физико-химической биологии, начинает преодолеваться. Изменяется организация самого биологического знания. Это выражается в том числе в формировании и развитии междисциплинарных направлений исследований. Философско-методологический анализ междисциплинарных исследований демонстрирует, что их возникновение обусловлено, с одной стороны, происходящими в обществе изменениями, оказывающими непосредственное влияние на выбор приоритетных направлений научного развития и способов организации познания, а с другой — внутренними интегративными тенденциями.

В истории развития биологии междисциплинарность может рассматриваться и как способ представления биологической реальности, и как форма методологической коммуникации1. Одна из таких форм методологической коммуникации и находит реализацию в биосемиотике.

Биосемиотика как междисциплинарная область теоретических и эмпирических исследований, анализирующая живые системы как знаковые, возникла в конце 70-х гг. XX столетия. Представители биосемиотики исходят из положения К. Лоренца о том, что жизнь можно рассматривать как когногенез и что информационно-знаковые процессы встречаются на всех уровнях организации живого — от клетки до экосистемы. При этом наблюдаемые в мире живого феномены означивания, семиозиса, коммуникации следует считать сущностными характеристиками жизни. Биосемиотика сформировалась и развивается на основе взаимодействия различных областей научного знания, но прежде всего биологии и семиотики. Следовательно, истоки исследовательской парадигмы современной биосемиотики можно найти как в биологической традиции, так и в семиотической. Поэтому особое значение для понимания процесса формирования биосемиотики приобретает

обращение к научному творчеству тех исследователей, в работах которых были заложены основы сближения вышеназванных традиций.

Целью данной статьи является рассмотрение и анализ Umwelt (умвельт) — концепции выдающегося исследователя-биолога, теоретика биологии Якоба фон Иксюолля (Jakob von Uexkull, 1864—1944)2, которая оказала существенное влияние на формирование современной биосемиотики.

Один из лидеров биосемиотики, крупнейший американский исследователь Томас А. Себеок (1920—2001) в статьях, посвященных истории биосемиотики3, подчеркивал значимость работ Якоба фон Иксюолля для зарождения этой научной дисциплины. Себеок не раз отмечал, что знакомство с научным наследием Икс-кюлля способствовало его переходу от идеи зоосемиотики к идее биосемиотики. Отечественный семиотик Ю.С. Степанов замечает, что в биосемиотике Иксюоллю принадлежит «особое место»4. С этим утверждением солидарны ведущие специалисты биосемиотики: например, К. Кулль называет его «пионером семиотического подхода в биологии XX века»5. Действительно, для биосемиотики значим прежде всего тот факт, что Якоб фон Иксюолль был первым, кто очертил круг научных проблем, находящихся на пересечении биологии и семиотики. Он начал разработку первой системы понятий для семиотической биологии в рамках концепции Umwelt6. Также Якоб фон Иксюолль в своих работах не раз обращался к философским вопросам биологии, рассматривал природу и структуру биологического знания, анализировал закономерности познания, процессы дифференциации и интеграции знаний в области наук о живом, что отразилось и в Umwelt — концепции, которая считается одной из самых оригинальных в биологии прошлого столетия.

В работе, вышедшей в 1909 г. под названием «Umwelt und Innenwelt der Tiere» («Внешний и внутренний мир животных»)7, Иксюолль ввел понятие «Umwelt»8. Само понятие «Umwelt», обратил внимание А. Шаров, имеет на немецком языке значение просто «окружающей среды»9. Но в контексте концепции Икс-кюлля обычно означает «субъективный мир организма» или «внешний мир животного»10. Центральной проблемой данной работы Иксюолля являлся вопрос о том, как организмы субъективно воспринимают окружающую среду и как это восприятие детерминирует их поведение. Концепция Umwelt была призвана ответить на этот вопрос.

Иксюолль начал разработку Umwelt-концепции исходя из идей Канта о невозможности познания мира вокруг таким, какой он есть («вещей-в-себе»). Мы познаем лишь то, что наш рассудок

формирует из данных чувственного опыта на основании априорных предпосылок познания (для чувств — это наличие априорных форм чувственности). Umwelt человека Иксюолль описывает следующим образом: «Каждый, кто посмотрит на природу, обнаружит себя в центре круглого острова, который покрыт голубым небосводом. Это есть данный нам, воспринимаемый мир, он содержит в себе все, что мы можем видеть. И наблюдаемые вещи упорядочиваются согласно их значению для нашей жизни. <...> Вокруг нас есть защитная стена ощущений, которая становится все плотнее и плотнее. Выходящие за границы тела тактильные ощущения, обоняние, слух и зрение закутывают человека подобно четырем прозрачным одеждам. <...> Этот остров ощущений, что скрывает человека подобно одежде, мы назовем его Umwelt»11. Но Иксюолль внес свои поправки в учение Канта. Для биосемиотики оказалась продуктивной его идея о том, что индивидуальный организм не только всегда активно творит свой Umwelt, но и то, что этот процесс детерминируется структурой организма, его действиями, потребностями и т.д.: «Только при поверхностном наблюдении кажется, будто все морские животные жили в однородном мире, общем для всех них. Более близкое изучение показывает нам, что каждая их тех тысяч форм жизни обладает своим особым окружающим миром, который управляется и в свою очередь сам управляет "строительным планом" животного»12. Научное исследование процесса творения Umwelt Иксюолль назвал Umweltforschung (Umwelt-исследование). В более поздних работах Иксюолль разрабатывал методологию Umwelt-исследования13.

Икскюлль продолжил развивать концепцию Umwelt в другой своей работе — «Theoretische Biologie» («Теоретическая биология», 1920, 1928)14, целью которой, как пишет К. Кулль, «являлось сделать биологию более строгой наукой, более обоснованной и учитывающей специфику живого»15. Он высказал значимое для биосемиотики утверждение, что если животные имеют похожую на нашу нервную систему, то, следовательно, они также должны иметь Umwelt. Но вместе со сходством существуют и различия между нервными системами как у человека с животным, так и у животного с животным, значит, их Umwelten (умвельты) не подобны. В действительности каждый вид должен иметь свой собственный Umwelt, так как представители разных видов реагируют различными способами на одинаковые сигналы физического мира. Но и в рамках одного вида существуют индивидуальные особенности Umwelten различных животных. Если в изучении мира живого исходить из того, что каждый Umwelt уникален, то тогда, по мысли Иксюолля, в рамках теоретических обобщений следует изменить представление о биологической реальности, ко-

торое должно включать многообразие индивидуальных пространственных и временных характеристик каждого субъекта16.

Известный биолог М. Барбиери оценивает как наиболее показательную и как наиболее привлекающую внимание биосемиоти-ков идею Икскюлля о том, что животные могут реагировать на один стимул многими разными способами, например игрой, угрозой, ухаживанием или подражанием17. Иными словами, это означает, что животные не просто получают сигналы, а интерпретируют их. Интерпретация предполагает способность трансформировать сигналы в знаки, придавая им значения. Поэтому Иксюолль обратился к исследованию того, как в животном мире происходит порождение значения.

В своей теории значения Иксюолль вновь использовал Um-welt-концепцию. В работе 1940 г. «Bedeutungslehre» («Учение о значении») Иксюолль высказал мысль о том, что биологическая связь между организмом и внешней средой (включая и связь между одним организмом и другими), основанная на соответствии «структурного плана» организма и его Umwelt, и есть значение в органической природе18. Наиболее важным в «Учении о значении» Икскюлля было открытие, что все знаки, применяемые животными, организованы в интегративную систему — Umwelt, и эта система репрезентирует биологическую природу животного.

Дальнейшая разработка концепции Umwelt привела Икскюлля к рассмотрению общеметодологических вопросов научного познания, прежде всего биологии. В работе «Новая концепция Umwelt: связь естествознания и гуманитарного знания»19 он вынес на обсуждение проблему связи естествознания и гуманитарных наук в вопросе познания жизни. Давая оценку современному ему естествознанию, Икскюлль отмечал, что такие науки, как физика и химия, преимущественно исследуют функциональную сторону вещей; в биологии же нельзя ограничиваться только функционированием, необходимо исследовать и перцептивную сторону, планы восприятия живых организмов, их Umwelten. Так как, согласно концепции Umwelt, все живые существа располагаются в различном окружении, каждое имеет свое восприятие и реакцию на восприятие, каждый Umwelt — собственное пространственное и временное измерение, то Umwelten (умвельты) взаимодействуют различными способами. Икскюлль подчеркивал, что они не взаимодействуют механически, а сочетаются согласно плану, «как сочетаются гармонично ноты оратории»20. Следовательно, делал вывод Икскюлль, законы по типу музыкальных, а не законы типа механических необходимо изучать, чтобы раскрыть закономерности жизни. Биология должна исследовать закономерности планов строения исходя не только из функциональной стороны, но и из

перцептивной: «План в противопоставлении материи — это лозунг новой науки о жизни»21. Без сомнения, этот вывод можно назвать одним из важнейших методологических оснований биосемиотических исследований.

Попробуем подвести некоторые итоги нашего рассмотрения Umwelt-концепции Икскюлля, которая оказала существенное влияние на формирование биосемиотики. Исходя из интерпретации философии Канта Иксгаолль высказал идею о том, что в биологическом познании живой организм должен рассматриваться не как объект, а как активный субъект, взаимодействующий с окружающей средой, причем в ходе подобного взаимодействия возникает целостное, уникальное единство организма и среды — его Umwelt. Каждый Umwelt, по мнению ученого, имеет свои пространственные и временные характеристики. Задачи биологии как науки — исследовать Umwelten (умвельты) живых существ, отношения субъектов к объектам, субъектов к субъектам, а также планы строения живых организмов, которые, с точки зрения Икскюлля, имеют свои закономерности формирования и взаимодействия. «Учение о значении» позволило говорить об Я. фон Икс-кюлле как о семиотике в биологии. Туре фон Иксюолль, объясняя семиотический подход своего отца к биологии, утверждал, что «только тот действительно может понять его [Я. фон Икскюлля] терминологию, кто увидит на ее фоне теорию знаковых процессов и прояснит для себя, что Umwelt-исследование — это наука о том, как живые существа получают и пересылают знаки»22.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О междисциплинарности как форме методологической коммуникации см.: Касавин И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности // Эпистемология и теория науки. 2004. № 2. С. 5—12.

2 Якоб фон Икскюлль родился в Эстонии 8 сентября 1864 г. в семье немецко-прибалтийских аристократов. В 1884 г. окончил университет в Дерпте (Тарту), где изучал зоологию. В 1890 г. переехал в Гейдельберг, где проводил исследования по физиологии. Затем в различных странах он проводил лабораторные и полевые исследования поведения и физиологии животных. В 1925— 1934 гг. Я. фон Икскюлль^ профессор Гамбургского университета. Умер в Италии на о. Капри в 1944 г.

3 Sebeok Т. Biosemiotics: Its roots, proliferation, and prospecte // Semiótica. 2001. Vol. 134(1/4). P. 61—78.

4См.: Степанов Ю.С. Биосемиотика //Семиотика. М., 1971.

5 Kull К Jakob von Uexkull: An introduction // Semiótica. 2001. Vol. 134 (1/4). P. 1—59.

6 Kull К Biosemiotics in the twentieth century: a view from biology // Semiótica. 1999. Vol. 127(1/4). P. 385-414.

7 Такой перевод названия работы предлагает Ю.С. Степанов: См.: Степанов Ю. С. Указ. соч.

8 Об истории понятия «Umwelt» в науке и культуре, а также современные интерпретации этого понятия см.: Deify J. Umwelt // Semiótica. 2001. Vol. 134 (1/4). P. 125—135.

9 Sharov A. Pragmatism and Umwelt-theory 11 Semiótica. 2001. Vol. 134 (1/4). Special Issue: Jakob von Uexkull: A paradigm for biology and semiotics. P. 211-228.

10 Сравните: понятие «Umwelt» у Ю.С. Степанова употребляется в значении «внешний мир животного» (см.: Степанов Ю.С. Указ. соч.).

11 Uexkull Jakob von. An introduction to Umwelt // Semiótica. 2001. Vol. 134(1/4). P. 107-110.

12 Umwelt und Innewelt der Tiere. 1921. 2 Aufl. S. 4.

13 Uexkull Jakob von. Streifzuge durch die Umwelten von Tieren und Menschen. Berlin, 1934.

14 Uexkilll Jakob von. Theoretische Biologie. Berlin, 1920.

15 Kuli K. Jakob von Uexkull: An introduction // Semiótica. 2001. Vol. 134 (1/4). P. 1-59.

16 Uexküll Jakob von. Theoretische Biologie. Berlin, 1928. S. 232.

17 Barbieri M. Review article. Jacob von Uexkull: A paradigm for biology and semiotics. Special issue of Semiótica. 2001. Vol. 134(1/4) //Semiótica. 2002. Vol. 139(1/4). P. 283^295.

18 Uexkull Jakob von. Bedeutungslehre, Bios 10. Leipzig, 1940.

19 Uexkull Jakob von. The new concept of Umwelt: A linkbetween science and the humanities//Semiótica. 2001. Vol. 134(1/4). P. 111—123.

20 Ibid. P. 117.

21 Ibid. P. 123.

22 Uexkäll Thure von. In Komposition der Natur. Biologie als undogmatische Naturwissenschaft. Ausgewählte Schriften Jakob von Uexkulls. Herausgegeben und eingeleitet von Thure von Uexkull. Frankfurt/a Main; Berlin; Wien, 1980. S. 292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.