Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»'

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурология / культурологическое образование / культурное наследие / культуры народов России / этнические культуры / история культуры / culture studies / culture studies education / cultural heritage / ethnic cultures of Russia / ethnic cultures / history of culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овчинникова Юлия Сергеевна

Основу учебной программы составил многолетний опыт автора в области теоретических и полевых исследований этнических культур разных регионов России, а также в сфере преподавания дисциплины «Культуры народов России» для студентов отделения культурологии факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Теоретическим фундаментом курса послужили междисциплинарный и компаративный подходы. Тематически материал сгруппирован по типам культур: полукочевые охотники и рыболовы севера, кочевники степей и гор, оседлые горцы Кавказа, оседлые жители равнин, диаспоры народов ближнего зарубежья вдали от исторической родины. Для создания объемной, комплексной картины мира изучаемых народов основное внимание сосредоточивается на преемственности культуры в следующей перспективе: от автохтонных традиций к современному профессиональному творчеству (в области этнической литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа). Различные виды этнического искусства и литературы рассматриваются в контексте процессов культурной идентификации народов в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE ACADEMIC COURSE CURRICULUM ‘ETHNIC CULTURES OF RUSSIA’

The academic program of the course is based on the author’s many years of experience in theoretical and field research on ethnic cultures of Russia and in teaching the course “Cultures of the peoples of Russia” to students of the Department of Cultural Studies at the Faculty of Foreign Languages and Area Studies of Moscow State University. The interdisciplinary and comparative approaches served as the theoretical foundation of this course. Thematically, the material is grouped according to the types of cultures of the peoples of Russia: semi-nomadic hunters and fishermen of the north; nomads of the steppes and mountains; settled mountaineers of the Caucasus; settled inhabitants of the plains; diasporas of the peoples of the near abroad, far from their ancestral homelands. To create a comprehensive picture of the studied peoples, the main attention is focused on the continuity of culture in the following way: from autochthonous traditions to modern professional art (ethnic literature, music, painting, and cinema). Different types of ethnic art and literature are regarded in the context of the processes of cultural identification of peoples in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 26. № 3. С. 166-175 Lomonosov Linguistics and Intercultural Communication Journal, 2023, vol. 26, no. 3, pp. 166-175

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУР Ю.С. Овчинникова

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,

Россия; julia. barkova@gmail. com

Аннотация. Основу учебной программы составил многолетний опыт автора в области теоретических и полевых исследований этнических культур разных регионов России, а также в сфере преподавания дисциплины «Культуры народов России» для студентов отделения культурологии факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Теоретическим фундаментом курса послужили междисциплинарный и компаративный подходы. Тематически материал сгруппирован по типам культур: полукочевые охотники и рыболовы севера, кочевники степей и гор, оседлые горцы Кавказа, оседлые жители равнин, диаспоры народов ближнего зарубежья вдали от исторической родины. Для создания объемной, комплексной картины мира изучаемых народов основное внимание сосредоточивается на преемственности культуры в следующей перспективе: от автохтонных традиций к современному профессиональному творчеству (в области этнической литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа). Различные виды этнического искусства и литературы рассматриваются в контексте процессов культурной идентификации народов в условиях глобализации.

Ключевые слова: культурология; культурологическое образование; культурное наследие; культуры народов России; этнические культуры; история культуры

doi: 10.55959^и-2074-1588-19-26-3-13

Финансирование: Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Для цитирования: Овчинникова Ю.С. Учебная программа курса «Культуры народов России» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. С. 166-175.

Овчинникова Юлия Сергеевна — кандидат культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; julia.barkova@ gmail.com.

Одной из актуальных задач современного культурологического образования является подготовка творчески мыслящих специалистов, имеющих фундаментальные знания в области культурно-исторического наследия. В связи с тем, что изучению истории русской культуры (в том числе фольклора, литературы, искусства) уделяется много внимания в образовательной программе, возникла необходимость расширить представления студентов о культуре России с учетом ее этнической гетерогенности и этнокультурного многообразия. С этой целью нами был разработан учебный курс «Культуры народов России», который уже более 10 лет преподается на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ. Курс адресован студентам отделения культурологии и входит в блок общепрофессиональных дисциплин вариативной части образовательного стандарта. Объем аудиторной работы — 36 акад. ч. Формой промежуточной аттестации является зачет. Педагогический инструментарий совмещает лекционную подачу материала и семинарские формы работы. Курс методологически связан с другими предметами профессионального цикла, содержит материал, важный для усвоения таких дисциплин, как «Теория и история литературы», «Теория и история искусств», «Культура России Х1Х-ХХ1 веков», «Сравнительная мифология», «Фольклор» и др.

Теоретическим фундаментом курса служат междисциплинарный и компаративный подходы. Ограниченное количество часов не позволяет в содержании предмета охватить культуры всех народов России. Так как русская культура объемно представлена в разных дисциплинах образовательной программы культурологов, здесь основное внимание сосредоточивается на изучении других этнических традиций. Основными принципами построения курса являются: 1) изучение народов по типу культур (полукочевые охотники и рыболовы севера, кочевники степей и гор, оседлые жители равнин, оседлые горцы Кавказа, диаспоры народов ближнего зарубежья вдали от исторической родины), каждый из которых раскрывается на двух или нескольких примерах; 2) данные типы культур рассматриваются в следующей перспективе — от автохтонных традиций к профессиональному искусству второй половины ХХ — начала XXI в., знакомство с которым осуществляется не обзорно, а на примере отдельных творческих личностей. Дальнейшее изучение народов России, в том числе не представленных в содержании программы, может быть продолжено студентами в процессе работы над рефератами в рамках данной дисциплины, а также над курсовыми исследованиями на авторском спецсеминаре «Этнические культуры в современном мире».

Основная цель курса — компаративное изучение культур народов России, от автохтонных традиций к этническим культурам второй половины ХХ — начала XXI в. (литературе, музыке, изобразительному искусству, кинематографу) и формам трансляции культурного наследия в условиях современности. Задачами дисциплины выступают: знакомство с различными типами культур и с этническим многообразием русского мира; формирование навыков компаративного анализа явлений традиционных и современных этнокультур; знакомство с формами трансляции культурного наследия; формирование навыков анализа произведений этнической литературы, этноискусства, музыки и кинематографа; раскрытие роли автохтонных традиций в процессах этнокультурной идентификации народов.

Тема 1. Теоретические основы изучения культур народов России

Ключевые понятия: культура, народ (этнос), этничность, этнокультурная идентичность. Подходы к изучению народов России: по языковым семьям, по географическому признаку, по типам культур. Теоретико-методологические основы культурологической компаративистики. Описательный (этнографический), сопоставительный, сравнительно-исторический методы. Тематика компаративных исследований. Национальные образы мира (Г.Д. Гачев). Сравнительная мифология А.В. Ващенко. Культурные универсалии (Дж. Мердок, Д. Браун и др.). Константы культуры (Ю.С. Степанов, М.Ю. Шишин). Мотивный анализ произведений фольклора и литературы (А.Н. Ве-селовский). Этнопоэтика (А.В. Ващенко). Коллективные идентификационные символы (Э. Спайсер).

Тема 2. Культура полукочевых охотников и рыболовов севера (на примере хантов и якутов)

История и этноистория хантов. Традиционная экономика и особенности природопользования. Мифология, верования, картина мира. Промысловые культы. Материальная культура (типы жилищ, средства передвижения, культовые сооружения, одежда и украшения, декоративно-прикладное искусство). Культура питания. Календарные обряды и праздники. Медвежья церемония: содержание, обрядовые песни и танцы, аксиология. История и этноистория якутов (саха). Тюркские корни как один из факторов идентичности. Традиционная экономика и особенности природопользования. Мифология, фольклор, верования. Особенности материальной культуры. Декоративно-прикладное искусство якутов. Культура питания. Кумыс как символ традиционной культуры саха. Олонхо: космогония, сюжеты, традиции исполнения. Календарные обряды и праздники. Праздник летнего солнцестояния Ысыах: аксиология и кар-168

тина мира. Круговые танцы осуохай. Культурные взаимодействия с «северными русскими» и аборигенными народами Севера (эвенами, эвенками, юкагирами, долганами).

Тема 3. Этнокультура народов севера второй половины ХХ — начала XXI в.: литература и кинематограф

А. Неркаги: творческий путь. Повесть «Анико из рода Ного». Проблема этнокультурной идентификации на уровне сопоставления ценностей цивилизации и традиционной культуры. Проблема «маргинального героя». Тема судьбы народа. Своеобразие ненецкой культуры, лексики, мировоззрения в повести. Проблема судьбы ненецкого рода. Экранизация произведений А. Неркаги. Е. Айпин «Ханты или звезда утренней зари»: лирико-эпическое повествование о судьбах народа ханты в ХХ в. Своеобразие формы и композиции романа. Особенности романного времени. Мотив путешествия, хронотоп дороги. Тема природы. Проблема родства. Воссоздание народной истории. Медвежий праздник в романе. Чувство родины в творчестве Ю. Вэллы. Сочетание устных традиций и литературных инноваций. Ю. Вэлла и Н.С. Момадэй: поэтический диалог и родство ценностей. Магический мир якутского кино. Короткометражные визуальные поэмы П. Ноговицына. «Мальчик и озеро» (2004): поэтика олонхо. Философская кинокомпозиция «Буор Кут»: образ родной земли. Мифологические мотивы в фильме «Царь-птица» (2018, режиссер Э. Новиков). Этнический компонент якутского кинематографа.

Тема 4. Культура кочевников степей и гор (на примере бурят и теленгитов)

Особенности миросозерцания кочевника (Г.Д. Гачев). История и этноистория бурят. Традиционная экономика и особенности природопользования. Бурятский шаманизм и буддизм: аксиология и картина мира. Материальная культура (типы жилищ, средства передвижения, культовые сооружения, одежда и украшения, декоративно-прикладное искусство). Культура питания. Календарная обрядность. Праздник Белого месяца — Сагаалган. Бурятский фольклор. Героический эпос: Гэсэриада. Своеобразие буддийской танки. Тибетская медицина в Бурятии. История и этноистория телен-гитов. Алтайский шаманизм. Традиционная экономика и природопользование. Материальная культура. Культура питания. Календарные обряды и праздники. Эл-Ойын. Эпическое наследие Алтая: картина мира и аксиология. Искусство кайчи: традиции и современность.

Тема 5. Этноискусство народов Сибири второй половины ХХ — начала XXI в.

Неоархаика и метаисторический экспрессионизм в современном искусстве. Образы сакральной географии и мифологии Алтая в творчестве С.В. Дыкова. Трехуровневая модель мироздания и традиционные представления алтайцев о реальном и идеальном образе Алтая в графике В.Г. Тебекова. Метаисторический экспрессионизм в творчестве Л.Н. Пастушковой. Элементы традиционной пластики древних тюрков в скульптуре А.В. Гурьянова. Обращение к эпической тематике и традиционным символам хакасов в творчестве Г.Н. Сагалакова и В.А. Тодыкова. Этноархаика А.В. Доможакова: древнетюркская семантика, единство макро- и микрокосма. Степные мотивы и историческое прошлое в скульптуре Д.Б. Намдакова. Метафизическое восприятие действительности в жизни и творчестве этнических художников.

Тема 6. Культура оседлых горцев Кавказа (на примере народов Дагестана)

Особенности миросозерцания горцев Кавказа (Г.Д. Гачев, Ю.Ю. Карпов). Народы Дагестана (аварцы, даргинцы, лакцы и др.): история и этноистория. Традиционная экономика и особенности природопользования. Религия дагестанских горцев: доисламские верования и ислам. Дагестанское селение. Материальная культура (типы жилищ, предметы быта, средства передвижения, одежда и украшения, декоративно-прикладное искусство). Женское пространство. Культура питания. Календарные обряды и праздники. Фольклор и традиционная музыка. Картина мира и аксиология (джамаат, традиции гостеприимства, куначество, кровная месть, воинские способности др.).

Тема 7. Литература народов Кавказа второй половины ХХ — начала XXI в.

Литература народов Кавказа: архетипы, картина мира, национальный характер, жанрово-стилевые искания, билингвизм. Этническое своеобразие поэзии Р. Гамзатова. Отражение народной культуры в произведении «Мой Дагестан». Своеобразие художественного языка Р. Гамзатова. Национальный характер и особенности горского миросозерцания в творчестве писателя. Авторская интерпретация этнических архетипов. Мир Абхазии в творчестве Ф. Искандера. Принцип принятия бытия как безусловного единства и абсолютной целостности. Абхазский хронотоп Ф. Искандера. Юмор как основа творчества писателя. Роман «Сандро из Чегема». Духовно

ная связь с абхазским морально-этическим кодексом Апсуара, сходство повествовательной структуры с Нартским эпосом. Чегем как нравственно-этическое понятие. Отношения родства.

Тема 8. Традиционная культура оседлых жителей равнин (на примере карелов и бесермян)

Карелы: история и этноистория. Традиционная экономика и природопользование. Дохристианские верования и христианство. Материальная культура (типы жилищ, средства передвижения, культовые сооружения, одежда и украшения, декоративно-прикладное искусство). Обряды жизненного и календарного циклов. Музыкальный фольклор карелов: эпические песни, йойки, заклинательная поэзия, лирические песни и др. Карело-финский эпос «Калевала». Бесермяне Удмуртии: история и этноистория. Особенности природопользования. Религия бесермян: православие с элементами исламского происхождения. Материальная культура бесермян. Сакральные локусы сельского дома. Декоративно-прикладное искусство. Календарные праздники и обряды жизненного цикла. Традиционная кухня: технология приготовления блюд и символика. Музыкально-песенная традиция.

Тема 9. Этномузыкальные традиции оседлых жителей равнин в современном культурном контексте

Стилевые пласты песенной культуры карелов: архаический, поздний, современный. Эпос «Калевала» как объект нематериального культурного наследия. Современные формы актуализации эпического наследия в живописи, театре, кинематографе. «Калевала» в музыке композиторов Карелии (А. Белобородова, Л. Иванова, В. Кошелева, А. Репникова, Г. Синисало, И. Смирновой). Международный фестиваль «Калевальская мозаика». Эпическое наследие и развитие туризма. Культура бесермян между прошлым и будущим. Специфика современного бытования традиции. Крези как архаичный жанр бесермянского фольклора и как народная терапевтическая практика индивидуального и совместного интонирования переживаний. Психология переживания в пространстве крезей. Роль творческой личности исследователя, восприемника и исполнителя музыкальной традиции в ее возрождении и развитии.

Тема 10. Вдали от исторической родины: от традиционной культуры народов ближнего зарубежья к культуре диаспор (на примере кыргызов и армян)

Кыргызы: история и этноистория. Традиционная экономика и природопользование. Доисламские верования и ислам. Представ-

ления о пространстве и времени. Материальная культура. Эпос «Манас» и фольклорное наследие. Искусство манасчи. Творчество акынов. Календарные праздники и обряды. Армяне: история и эт-ноистория. Традиционная экономика и особенности природопользования. Древние верования и принятие христианства. Хачкары. Матах. М. Маштоц: создание армянского алфавита и перевод Библии. Материальная культура (поселения и жилища, одежда и украшения, декоративно-прикладное искусство). Особенности армянской кухни. Традиционные праздники. Армянский фольклор и традиционная музыка. Этнокультурные особенности кыргызской и армянской диаспор в России.

Тема 11. Литература народов ближнего зарубежья второй половины ХХ в. в контексте общего с Россией исторического прошлого

Мифологические и эпические мотивы в творчестве Ч. Айтматова. Легенда о матери-оленихе, о птице Доненбай. Проблема совести в повести «Белый пароход». Образы и мотивы романа «И дольше века длится день». Буранный Едигей. Образ верблюда Каранара. Судьба Абуталиба и его детей. История кладбища Ана-Бейит и сказание о манкуртах. Проблема памяти. Философская притча «Белое облако Чингиз-Хана» и ее место в романе. Мотив установления контакта с внеземной цивилизацией. Взаимосвязь человека и вселенной. Творчество Г. Матевосяна. Рассказы «Под синим небом старые горы», «Зеленая долина», «Буйволица» и др. Образы природы. Тема верности земле. Жизнь сельских чабанов в повести «Мы и наши горы». Особенности эпического мира села Цмакут. Тема Родины. Антагонизм города и деревни. Традиционные ценности и связь поколений.

Тема 12. Культурное наследие народов России от этнических традиций к современности: аспекты преемственности и трансформации

Традиционные общества в ситуации транзитивности. Трансформация традиционной культуры в условиях глобализации. Неотрадиционализм как результат инкорпорации традиционной социальности в новую реальность. Современные формы трансляции нематериального культурного наследия. Усиление этнокультурной художественности и экспериментирование с глубинными элементами культуры. Сущностные блоки этнопоэтики. Роль нематериального культурного наследия в процессах этнокультурной идентификации народов России. 172

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Армяне. М., 2012.

2. Буряты. М., 2004.

3. Ващенко А.В. Возвращение на Итаку: этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины ХХ века. М., 2013.

4. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия — космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999.

5. Дубровин Н.Ф. Кавказ и народы его населяющие: В 2 т. М., 2017.

6. Карташева Н.В. Проблема русификации коренных народов Сибири в православной миссионерской публицистике второй половины XIX в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. С. 172-183.

7. Комков О.А. К вопросу о концептуальных основаниях теории культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 136-145.

8. Кыргызы. М., 2016.

9. Малькова В.К. Этнокультурное многообразие столицы России или «С кем поведешься, от того и наберешься». М., 2022.

10. Ненецкая литература. М., 2003.

11. Овчинникова Ю.С. Программа лекционного курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 135-143.

12. Попова Е.В. Культовые памятники и сакральные объекты бесермян. Ижевск, 2011.

13. Прибалтийско-финские народы России. М., 2003.

14. Хантыйская литература. М., 2002.

15. Хомич Л.В. Ненцы. СПб., 1995.

16. Якуты Саха. М., 2012.

17. Spicer E. Persistent Cultural Systems: A Comparative Study of Identity Systems that Can Adapt to Contrasting Environments. Science. 1971. Vol. 174, no. 4011. P. 795-800.

Julia S. Ovchinnikova

THE CONCEPT OF THE ACADEMIC COURSE CURRICULUM 'ETHNIC CULTURES OF RUSSIA'

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; julia.barkova@gmail.com

Abstract. The academic program of the course is based on the author's many years of experience in theoretical and field research on ethnic cultures of Russia and in teaching the course "Cultures of the peoples of Russia" to students of the Department of Cultural Studies at the Faculty of Foreign Languages and Area Studies of Moscow State University. The interdisciplinary and comparative approaches served as the theoretical foundation of this course. Thematically, the material is grouped according to the types of cultures of the peoples of Russia: semi-nomadic hunters and fishermen of the north; nomads of the steppes and mountains; settled mountaineers of the Caucasus; settled inhabitants of the plains; diasporas of the peoples of the near abroad, far from their ancestral homelands. To create a comprehensive

picture of the studied peoples, the main attention is focused on the continuity of culture in the following way: from autochthonous traditions to modern professional art (ethnic literature, music, painting, and cinema). Different types of ethnic art and literature are regarded in the context of the processes of cultural identification of peoples in the context of globalization.

Key words: culture studies; culture studies education; cultural heritage; ethnic cultures of Russia; ethnic cultures; history of culture

Funding: This research has been supported by the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage".

For citation: Ovchinnikova J.S. (2023) The concept of the academic course curriculum 'Ethnic cultures of Russia'. Lomonosov Linguistics andIntercultural Communication Journal, no. 3 (26), pp. 166-175. (In Russ.)

About the author: Julia S. Ovchinnikova — PhD, Associate Professor at the Department of Comparative Literature and Culture, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University; julia.barkova@gmail.com.

REFERENCES

1. Armyane [Armenians]. 2012. Moscow, Nauka. (In Russ.)

2. Buryaty [Buryats]. 2004. Moscow, Nauka. (In Russ.)

3. Vashchenko A.V. 2013. Vozvrashchenie naItaku: ehtnokul'turnyi faktor v khudozhest-vennom prostranstve vtoroi poloviny XX veka [Return to Ithaca: Ethnocultural factor in artistic space of the second half of the 20th century]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. (In Russ.)

4. Gachev G.D. 1999. Natsional'nye obrazy mira. Evraziya — kosmos kochevnika, zemledel'tsa i gortsa [National Images of the World: Cosmos of Nomad, Cultivator and Mountaineer]. Moscow, DIDIK. (In Russ.)

5. Dubrovin N.F. 2017. Kavkaz i narody ego naselyayushchie [The Caucasus and its peoples]. In 2 volumes. Moscow, Kuchkovo pole; Gornye tekhnologii. (In Russ.)

6. Kartasheva N.V. 2022. Problema rusifikatsii korennykh narodov Sibiri v pravoslavnoi missionerskoi publitsistike vtoroi poloviny XIX v. [Russification of the indigenous peoples of Siberia in the orthodox missionary publicism of the second half of the 19th century]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics andIntercul-tural Communication, no. 4, pp. 172-183. (In Russ.)

7. Komkov O.A. 2017. K voprosu o kontseptual'nykh osnovaniyakh teorii kul'tury [On the conceptual foundations of the theory of culture]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 136-145. (In Russ.)

8. Kyrgyzy [Kyrgyz]. 2016. Moscow, Nauka. (In Russ.)

9. Mal'kova V.K. 2022. Ehtnokul'turnoe mnogoobrazie stolitsy Rossii ili "S kem povedesh'sya, ot togo i naberesh'sya" [Ethno-cultural diversity of the Russian capital]. Moscow, IEA RAN. (In Russ.)

10. Nenetskaya literature [Nenets literature]. 2003. Moscow, Literaturnaya Rossiya. (In Russ.)

11. Ovchinnikova Yu.S. 2020. Programma lektsionnogo kursa "Traditsionnaya muzyka v kul'ture narodov mira" [The program of the lecture course "Traditional music in the culture of peoples of the world"]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 135-143. (In Russ.)

12. Popova E.V. 2011. Kul'tovye pamyatniki i sakral'nye ob"ekty besermyan [Cult monuments and sacral objects of the Besermyans]. Izhevsk, UIYAL URO RAN. (In Russ.)

13. Pribaltiisko-finskie narody Rossii [Baltic-Finnishpeoples of Russia]. 2003. Moscow, Nauka. (In Russ.)

14. Khantyiskaya literatura [Khanty litersture]. 2002. Moscow, Literaturnaya Rossiya. (In Russ.)

15. Khomich L.V. 1995. Nentsy [Nenets]. San-Petersbourgh, Russkii dvor. (In Russ.)

16. Yakuty Sakha [Sakha Yakuts]. 2012. Moscow, Nauka. (In Russ.)

17. Spicer E. 1971. Persistent Cultural Systems: A Comparative Study of Identity Systems that Can Adapt to Contrasting Environments. Science, vol. 174, no. 4011, pp. 795-800.

Статья поступила в редакцию 04.02.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023;

принята к публикации 22.03.2023

The article was submitted 04.02.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 22.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.