Для цитирования: Давиденко Л.М. Концепция цифровой системы управления технологическим ростом компании // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2020/2/articles/1_2.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2020.02.002
УДК 338.36
JEL Classification: F15, L23, M15
Концепция цифровой системы
управления технологическим ростом компании1
1 2
Л.М. Давиденко '
1 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Российская Федерация
2. Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан E-mail: [email protected]
Введение
Разработка и применение цифровых моделей представляет собой основной тренд современного технологического развития отраслей мировой экономики. Применительно к промышленным предприятиям цифровое моделирование включает в себя построение алгоритмов управления бизнес-процессами путем сбора и обработки непрерывного потока информации о функционировании производственных объектов с целью повышения эффективности их работы на всех этапах жизненного цикла предприятия. Несмотря на богатый опыт в построении экономико-математических моделей, в том числе напрямую относящихся к производственному менеджменту, существуют определенные пробелы, касающиеся направления технологического роста путем цифровизации основного и вспомогательного производств. В связи с этим целесообразно остановиться на базовых элементах концепции цифровой системы управления технологическим ростом компании.
1. Базовые элементы концепции цифровой системы управления технологическим ростом компании. Концептуальные основы построения цифровой системы производственных хозяйственных структур связаны с интегрированной системой «производство - инжиниринг бизнес-процессов -отраслевое регулирование - научная сфера - банковский сектор -государственное регулирование и поддержка - международные организации и фонды». Порядок элементов может меняться в зависимости от уровня развития хозяйственных связей, в том числе благодаря платформам и
1 Исследование выполнено в рамках Научного проекта №19-010-00081 по теме «Технологическая интеграция в обрабатывающей промышленности в рамках приоритетов научно-технологического развития России» при финансовой поддержке РФФИ.
экосистемам, в которых предприятие функционирует и развивается. При этом цифровая система управления технологическим ростом будет приобретать специфические черты, например, основываться на использовании средств автоматизации производства, документообороте подсистем управления предприятием, банка данных инженерно-технической информации национальных и международных стандартов. В таблице 1 представлены основные элементы цифровой системы управления технологическим ростом компании.
Таблица 1.
Элементы цифровой системы управления технологическим ростом компании
Table 1.
Elements of a digital system for managing a company's technological growth
Информационное поле Описание Элементы
Основное производство Цифровая модель системы управления основным производством; входящие и исходящие параметры относительно расположения предприятия или подразделения в цепочке формирования добавленной стоимости Алгоритмы взаимодействия участников бизнес-процессов, набор регламентов, политика безопасности, интеграция со смежными информационными системами, арсенал программных средств
Вспомогательное производство Цифровая модель системы управления вспомогательным производством, в т. ч. участки логистики, ремонтные цеха, сервисное обслуживание
Система управления цифровыми знаниями Информационные подразделения и вычислительные центры, специальные лаборатории сбора и обработки информации о состоянии производственных объектов в режиме реального времени
Примечание: автор с использованием источников [1-3]
Note: author using sources [1-3]
Измеряемые параметры цифровой системы управления технологическим ростом можно представить в виде группы показателей, характеризующих процесс цифровой трансформации на предприятии (рисунок 1).
При этом, проводя оценку эффективности системы управления технологическим ростом компании, важно принимать во внимание степень развития хозяйственных связей, в том числе наличие действующих кластерных объединений регионального уровня.
Пока ta гели, мфйкк'рн 1ук>шие upou »во jci пенно »кономпческое
сои он и m-предприятия
Отражение динамики и 1МСНСИШ1 объема выпуска продукппп оказания услуг Уровень ливеренфнкашш проншодства через свяи. номенклатуры выпускаемой продукции оказываемых ус тут и использования производственной мощности оборудования и установок
Изменение показателен ресурсоотлачн и их факторная опенка
Пики 14 UMII. ларакч ери tyioiiiiie гехнолошческое сосюянпе предприятия
Технолог пческля зрелость н уровень автомлшзашш основных и вспомогательных производств
Степень форма-лнзашш процедур и документооборота связанных бизнес-процессов Наличие службы по технологиям и pasmrntio отвечающей за качество и распределение ннф( >рмаинонног о ио тока
Показатели, характеризующие цифровое рашитне пре шрнятия
Стандартизированные процессы и инструмент но сбору хранения» обработке пнформашш
Сквозная интеграция с задействованными производственными участками п корпоративными структурами «Цифровая активность» иредириятя через свЯ!Ь зффекпшносш реазнзашш цифровых проектов (рост пронзводщетьностн. увеличение чистою денежного потока) и портфеля разработанных и внедренных программных продуктов
Рисунок 1. Параметры цифровой системы управления технологическим ростом (автор) Figure 1. Parameters of the digital technology growth management system (author)
2. Цифровые системы управления на уровне нефтехимических кластеров. Цифровая трансформация представляет собой многоаспектную стратегию организации производства в условиях формирования цифровой культуры управления. В качестве положительной практики проследим результативность промышленной революции на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии ПАО «Газпром нефть», имеющих географию размещения связанных производств в России, Сербии, Казахстане и других странах (рисунок 2).
Сталин
I eVHO.lOl 11ЧГСК01 о
upoueccii
Портфель цифровых технологии
Разведка. Управление бурением
Центр управления бурением «ГеоНавнгатор» удаленное сопровождение строительства высокотехнологичных скважин
Ра шелка Добыча
Программа «Цифровая нефть», разработанная Научно-Техинческпм Центром ПАО «Газпром нефть» совместно с «IBM Services» (анализ около 60 тысяч рез\ тьтатов геофизических исследовании скважин)
Полный оперпшюнныП Ш1К1
Программа «Актив будушего» организационные преобразование. создание цифровых двойников и внедрение новых цифровых инстрх'ментов (охват 9 дочерних обшеств. ботее 300 проектов)
Нефтепереработка
Цифровой завод (базовая автоматизация). Уровень 1 контрольно-измерительные
приборы, поточные анализаторы. Уровень 2 система усовершенствованного управления технологическими процессами на Московском НПЗ
Рисунок 2. Программы цифровой системы управления нефтехимического предприятия
(автор с использованием источника [4]) Figure 2. Petrochemical enterprise digital control system programs (author using sources [4])
3. Цифровые методы управления технологическим развитием компаний. Исследования показывают, что в международной практике идет постепенный переход промышленных объектов в область цифровой организации производства, основная цель которого обеспечить устойчивые темпы технологического и финансово-экономического развития. Цифровые преобразования охватывают систему управления на предприятиях, вовлекая в кластерный формат взаимодействия других участников хозяйственных отношений, а также открывая платформенные инициативы нового поколения. В таблице 2 представлены современные подходы к управлению промышленными объектами, ориентированные на цифровизацию внутренних и внешних связей.
Таблица 2.
Современные подходы к управлению технологическим ростом компаний
Table 2.
Modern approaches to managing a company's technological growth
Подходы к управлению технологическим ростом компании Характеристика подхода Авторы исследований
Формирование системы взаимодействия бизнеса, государства, научной сферы путем построения «тройной спирали» Порядок взаимодействия в рамках инновационных кластеров и стратегических альянсов Ю.И. Растова, Д.А. Степаненко [5]
Построение и регулирование интеллектуальной инфраструктуры технологического развития промышленных предприятий Анализ факторов и компонентов интеллектуальной среды, в которой промышленные объекты играют главную роль в регулировании процесса платформенного взаимодействия участников А.Е. Миллер, Е.В. Яковлева [6]
Трансграничные параметры организации электронной коммерции по схеме «B2B» Наращивание объема контрактов в рамках глобальной трансграничной электронной торговли (The global cross-border e-commerce, CBEC) путем роста качества обслуживания платформ, модификации сбора данных от поставщиков, потребителей, экспертов SC. Ho, WL. Chuang [7]
Прогнозные сценарии развития бизнес-моделей в цифровую эпоху применительно к сектору энергетики Формирование интеллектуальных сетей с применением технологии блокчейн, платформы одноранговой торговли и регулирования спроса в торговле энергией на веб-платформах или мобильных приложениях A. Puskas-Tompos [8]
Построение бизнес-моделей в формате многосторонних цифровых платформ (The digital multi-sided platforms, MSPs) Оптимизация бизнес-процессов, прогнозирование будущей ценности предлагаемых продуктов / услуг путем развития партнерских отношений D. Isabelle, M. Westerlund, M. Mane, S. Leminen [9]
Примечание: автор с использованием источников [5-9] Note: author using sources [5-9]
Заключение
Современная экономика способствует формированию новых технологических лидеров, вопрос вхождения в их состав является наиболее острым для промышленных компаний евразийского партнерства. Можно прийти к заключению, что построение цифровой системы управления технологическим ростом компании, платформенное сотрудничество в технологическом поле позволит реализовать на практике модель инновационного развития отечественных компаний, имеющих высокий потенциал в области цифровых технологий и устойчивые связи внутри платформенных экосистем.
Список литературы
1. Научно-методическое обеспечение разработки и реализации стратегического плана хозяйствующего субъекта / Ветрова Е. Н, Карлик А. Е., Тишков П. И., Хакимова Г. Р., Карлик Д. А., Кармазинов Ф. В.; под ред. Е. Н. Ветровой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. 135с.
2. Рыжкова М.В., Чиков М.В. Институциональная природа цифровых платформ // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2019. №4. С. 72-80. DOI: 10.18101/2304-4446-2019-4-72-80.
3. Кольган М.В. Концептуальные основы построения самовоспроизводящейся маркетинговой системы в период цифровой модернизации предприятий // Практический маркетинг. 2019. №7 (269). С. 29-35.
4. Разведка и добыча: главные проекты. Ключевые проекты «Газпром нефти» в сегменте upstream // Сибирская нефть. 2020. №6 (173) Июль-Август. С. 30-31.
5. Растова Ю. И., Степаненко Д. А. Инновационная активность бизнеса в процессе реализации модели «тройной спирали» Генри Ицковича // Омский научный Вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2020. Том 5. №3. С. 117-121.
DOI: 10.25206 / 2542-0488-2020-5-3-117-12.
6. Миллер А.Е., Яковлева Е.В. Концептуальные основы интеллектуальной инфраструктуры технологического развития промышленных предприятий // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. №2 (34). С. 117-125.
DOI: 10.24411/2225-8264-2020-10031.
7. Ho SC., Chuang WL. Identifying the Service Quality for B2B Cross-Border E-Commerce // Conference of the Association-for-Information-Systems (AMCIS), Aug 10-14, 2020. ELECTR NETWORK, 2020.
8. Puskas-Tompos A. Energy Trading Perspectives in the Digital Era // Proceedings of the International Conference on Business Excellence, Jun 11-12, 2020. Volume 14. Issue 1. Рр. 1627. DOI: 10.2478/picbe-2020-0003.
9. Isabelle D., Westerlund M., Mane M., Leminen S. The Role of Analytics in Data-Driven Business Models of Multi-Sided Platforms: An exploration in the food industry // Technology Innovation Management Review. 2020. Volume 10. Issue 7. Рр. 4-15. DOI: 10.22215/timreview/1371.
References
1. Nauchno-metodicheskoe obespechenie razrabotki i realizatsii strategicheskogo plana khozyajstvuyushchego sub"ekta / Vetrova E. N, Karlik A. E., Tishkov P. I., Khakimova G. R., Karlik D. A., Karmazinov F. V.; pod red. E. N. Vetrovoj. SPb.: Izd-vo SPBGEU, 2020. 135 s.
2. Ryzhkova M.V., Chikov M.V. Institutsionalnaya priroda tsifrovykh platform // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment. 2019. №4. S. 72-80. DOI: 10.18101/2304-4446-2019-4-72-80.
3. Kolgan M.V. Kontseptualnye osnovy postroeniya samovosproizvodyashchejsya marketingovoj sistemy v period tsifrovoj modernizatsii predpriyatij // Prakticheskij marketing. 2019. №7 (269). S. 29-35.
4. Razvedka i dobycha: glavnye proekty. Klyuchevye proekty «Gazprom nefti» v segmente upstream // Sibirskaya neft'. 2020. №6 (173) Iyul'-Avgust. S. 30-31.
5. Rastova Yu. I., Stepanenko D. A. Innovacionnaya aktivnost' biznesa v processe realizacii modeli «trojnoj spirali» Genri Ickovicha // Omskij nauchnyj Vestnik. Seriya «Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'».2020. Tom 5. №3. S. 117-121. DOI: 10.25206 / 2542-0488-2020-5-3117-12.
6. Miller A.E., Yakovleva E.V. Konceptual'nye osnovy intellektual'noj infrastruktury tekhnologicheskogo razvitiya promyshlennyh predpriyatij // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij. 2020. №2 (34). S.117-125. DOI: 10.24411/2225-8264-202010031.
7. Ho SC., Chuang WL. Identifying the Service Quality for B2B Cross-Border E-Commerce // Conference of the Association-for-Information-Systems (AMCIS), AUG 10-14, 2020. ELECTR NETWORK, 2020.
8. Puskas-Tompos A. Energy Trading Perspectives in the Digital Era // Proceedings of the International Conference on Business Excellence, Jun 11-12, 2020. Volume 14. Issue 1. Рр. 1627. DOI: 10.2478/picbe-2020-0003.
9. Isabelle D., Westerlund M., Mane M., Leminen S. The Role of Analytics in Data-Driven Business Models of Multi-Sided Platforms: An exploration in the food industry // Technology Innovation Management Review. 2020. Volume 10. Issue 7. Рр. 4-15. DOI: 10.22215/timreview/1371.
Наука и образование Большого Алтая»