Научная статья на тему 'Концепция цепочек ценностей как методология управления себестоимостью продукции в условиях судостроительных предприятий'

Концепция цепочек ценностей как методология управления себестоимостью продукции в условиях судостроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ / СТАДИЙНЫЙ ПОДХОД / ЦЕПОЧКА ЦЕННОСТЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОСТРОЕНИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокеева Елена Викторовна, Пышный Валентин Васильевич

В статье дано обоснование эффективности применения стадийного подхода на основе концепции цепочек ценностей как метода управления себестоимостью в условиях предприятий судостроительной отрасли. Построена и проанализирована общая модель цепочки создания ценностей в гражданском судостроении, построена принципиальная модель создания гражданских судов с точки зрения стадийного подхода, проанализирован процесс распределения затрат по стадиям создания судна на примере изготовления серии танкеров проекта Р-668.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокеева Елена Викторовна, Пышный Валентин Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция цепочек ценностей как методология управления себестоимостью продукции в условиях судостроительных предприятий»

Концепция цепочек ценностей как методология управления себестоимостью продукции в условиях судостроительных предприятий

He concept of value chains as a methodology for managing production costs in shipbuilding companies

Мокеева Елена Викторовна к.э.н., доцент каф. Экономика и менеджмент Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова

филиал в г. Северодвинске Архангельской области институт судостроения и морской арктической техники

e-mail: elena-mokeeva@yandex.ru Пышный Валентин Васильевич

к.э.н., доцент

Аннотация

В статье дано обоснование эффективности применения стадийного подхода на основе концепции цепочек ценностей как метода управления себестоимостью в условиях предприятий судостроительной отрасли. Построена и проанализирована общая модель цепочки создания ценностей в гражданском судостроении, построена принципиальная модель создания гражданских судов с точки зрения стадийного подхода, проанализирован процесс распределения затрат по стадиям создания судна на примере изготовления серии танкеров проекта Р-668.

Abstract

The paper presents the effects of applying phasic approach based on the concept of value chains as a method of cost control in enterprises of the shipbuilding industry. Constructed and analyzed a general model of the value chain in civil shipbuilding, built a model of principled civil courts in terms of phasic approach, analyzed the distribution of the costs of a ship under construction at the fabrication series of tankers Project P-668.

Ключевые слова

Себестоимость продукции, стадийный подход, цепочка ценностей в гражданском судостроении, оптимизация затрат.

Keywords

Production cost, the step-wise approach, value chain in civil shipbuilding, cost optimization.

Введение

Практика показывает, что в условиях наукоемких производств, к числу которых относится судостроение, управление себестоимостью продукции возможно только на основе ее оптимизации. Экономия ресурсов, которая может привести к снижению потребительских характеристик судов, является недопустимой, поскольку к современным судам предъявляются высокие требования в части безопасности, мореходности, условий обитания, экологичности и других потребительских свойств. В то же время в судостроительной отрасли доминирует затратный подход к установлению цен и цена является одним из важнейших факторов конкурентоспособности

продукции. Таким образом, проблема оптимизации затрат является наиболее актуальной, необходима адаптация и внедрение на судостроительных предприятиях современных перспективных методов управления себестоимостью продукции. Мы считаем, что использование методологии управления на основе стадийного подхода может способствовать росту конкурентоспособности продукции предприятий судостроения. Данная методика выступает как альтернатива применяемому на предприятиях позаказному методу учета и управления затратами.

Модель цепочки создания ценностей в гражданском судостроении

Стадийный подход к процессу управления себестоимостью продукции основан на концепции цепочек ценностей (Портер, 2005). В рамках данной концепции цепочка создания ценностей представляет собой некоторую последовательность технологических этапов, связных с созданием продукции в рамках отдельно рассматриваемого предприятия или отрасли в целом, при этом на каждом этапе используются активы, с помощью которых создается стоимость. Кроме того, учитываются взаимосвязи предприятий с предыдущими (поставщики ресурсов) и последующими (потребители) звеньями цепочки (Шанк, Говиндараджан, 1999).

Представленная нами общая модель создания цепочки ценностей в гражданском судостроении изображена на рисунке 1. В зависимости от производственных возможностей предприятия и условий контракта на постройку судов возможны следующие варианты построения цепочек ценностей.

Вариант А: судоверфью, имеющей в своем составе проектно-

конструкторское бюро (ПКБ) выполняются все работы по проектированию серии судов, согласование проекта с заказчиком, постройка, испытание судна, достройка остальных судов серии, передача заказчику, а также гарантийное обслуживание, ремонт и утилизация. Данная ситуация характеризует создание полной цепочки ценностей, начиная от инновационных процессов, заканчивая послепродажным обслуживанием. Такая ситуация в современных условиях встречается достаточно редко -большинство проектов разрабатываются в отраслевых ПКБ (например, значительная часть судов, строящихся в ОАО «ПО «Севмаш» спроектированы ОАО ЦКБ МТ «РУБИН»), кроме того, проекты экспортируемых судов, как правило, создаются зарубежными организациями. Возможно также использование ранее разработанного проекта с необходимой доработкой под требования заказчика для постройки судов. Кроме того, в процессе эксплуатации ремонт судов осуществляют специализированные судоремонтные предприятия.

Необходимость организации морских (речных) пассажир о - и грузоперевозок организации услуг портовых средств

Рис. 1. Общая модель цепочки ценностей в гражданском судостроении Вариант Б: предприятие-производитель разрабатывает проект,

согласовывает его с заказчиком, выполняет строительство серии судов, передает суда заказчику. Работы по ремонтному обслуживанию и утилизации проводятся специализированными судоремонтными предприятиями. Такой вариант цепочки включает инновационный и операционный процессы в полном объеме, а также часть процесса послепродажного обслуживания.

Вариант В: заказчик разрабатывает проект собственными силами или заказывает его разработку проектно-конструкторскому бюро, после чего размещает заказ на судоверфи, где ведется постройка судов, затем в

соответствии с договором предприятие-строитель осуществляет обслуживание, ремонт и утилизацию судна. Данная цепочка включает операционный процесс и послепродажное обслуживание в полном объеме.

Вариант Г включает операционный процесс, а также часть процесса послепродажного обслуживания, начиная от строительства судов, заканчивая их передачей заказчику. Следует отметить, что варианты цепочек В и Г наиболее распространены в современных условиях в российском судостроении.

В судостроении широкая вертикальная интеграция является важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия, поэтому очевидно, что судоверфь А, показанная на рисунке 1 обладает большими конкурентными преимуществами по сравнению с другими предприятиями. Мы считаем, что вертикально интегрированные предприятия имеют возможность долгосрочного планирования собственной производственной деятельности, вводить новую высокопроизводительную технику, значительно повышать качество продукции, изменять ассортимент продукции. Кроме того, предприятия могут инициировать прикладные научные разработки, опираясь на собственные технические достижения.

Использование данной модели создания цепочки ценностей, по нашему мнению, позволит анализировать конкурентоспособность судостроительных предприятий, даст возможность оценки перспектив интеграции с предшествующими или последующими звеньями цепочки, диверсификации, или же наоборот, специализации, с целью повышения эффективности производственной деятельности, а также способствует процессу оптимизации затрат в зависимости от типа цепочки.

Принципиальная схема создания цепочки ценностей в гражданском судостроении представлена на рисунке 2. Данная схема является типичной для процесса постройки судов в гражданском судостроении. Она включает в себя основные стадии постройки судна - создание проекта, подготовку производства, строительство, спуск на воду, доработку с последующей разбивкой на более мелкие стадии. В зависимости от условий контракта и производственных возможностей верфи возможны различные варианты цепочки создания ценностей, но в то же время, их общей чертой является то, что все они содержат стадию инновационного процесса - независимо от того, какая организация занимается созданием проекта судна, на каждом предприятии осуществляется подготовка производства. Она может содержать все этапы инновационного процесса, начиная от НИР, заканчивая подготовкой оборудования, но может также ограничиваться некоторыми из них. Операционный процесс, а также процесс передачи заказчику присутствуют в обязательном порядке. В зависимости от условий контракта послепродажное обслуживание может также проводиться верфью-строителем.

Стадийный подход к управлению себестоимостью в процессе создания судна

Проанализируем цепочку создания ценностей на примере строительства серии танкеров проекта Р-668 в условиях ОАО «ПО «Севмаш» (рисунок 3). Рассматриваемый нами проект постройки серии танкеров включает в полном объеме стадию операционного процесса, а также часть процесса послепродажного обслуживания (тип Г). Технологическая последовательность строительства танкеров проекта Р-668 предусматривает выполнение следующих работ: корпусные работы, механомонтажные

работы, окрасочные и изоляционные работы, электромонтажные работы, достроечные и отделочные работы, швартовные, ходовые испытания. Электромонтажные и наладочные работы выполняются предприятием ОАО СПО «Арктика». Цифрами на схеме представлены доли затрат по стадиям строительства в общей себестоимости судна, рассчитанные на основе данных предприятия о себестоимости строительства танкеров. Необходимо отметить, что для отечественного судостроения характерна общая технологическая последовательность создания судов подобного класса и назначения, поэтому мы считаем, что модель, представленная на рисунке 3 может быть использована в аналитических целях и на других предприятиях судостроения. Кроме того, состав затрат и структура себестоимости однотипных судов, строящихся на разных предприятиях принципиальных отличий не имеет.

Модель создания ценностей, по сути, является укрупненной аналитической схемой возникновения затрат на различных этапах процесса постройки судов. Мы считаем, что ее разработка имеет большое теоретическое и прикладное значение - она имеет определенные преимущества аналитического характера по сравнению с традиционными методами анализа конкурентоспособности предприятий. Например, в данном случае можно провести некоторый сравнительный анализ уровня затрат на различных стадиях постройки судов с аналогичными затратами отечественных и иностранных конкурентов. Кроме того, рассмотренный подход позволяет сформировать механизм управления затратами в процессе строительства судна независимо от варианта степени интеграции верфи с предшествующими или последующими звеньями производственной цепочки.

Также использование данной модели целесообразно для принятия решения о ценообразовании, определения оптимальной степени интеграции с предшествующими или последующими звеньями цепочки, процесса контроля за затратами на разных стадиях производства, процесса минимизации нерациональных затрат. Цепочка ценностей дает возможность определять источники и необходимый размер финансирования по стадиям производства, оптимизировать процесс привлечения кредитов, совершенствовать организацию производственного процесса, добиться технологической

ПРОЕКТ СУДНА

Разработка в ПКБ Разработка ка базе сушествуюшего проекта Покупка на проектном рынке Проект заказчика

ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА

Адаптация проекті к условиям производства

НІІР Материально техническая

Конструктор :ка подготовка

кно'огіпки

подготовка

Оргакиіаиионно-плановая подготовка

Экономическая

подготовка

Подготовь

кадров

Изготовление, подготовка, реновация ооор'.'дования

Заказы разработок Подготовка Разработка Норшірова Разработка задания на Об'-'ченпе. Психологическая

НИИ документации технологии нне изготовление оснастки наоор кадров подготовка

СТРОИТЕЛЬСТВО СУДНА

Машиностроитель _____над часть___

ш

Ш

Обработка Изготовление Формированы Деревооб Монтаж Монтаж Прокладка Черновая Монтаж систем Изготовление

детален СЄКШІИ II -* е корпуса на дел. механи: греонои труоопрсео -* окраска -> вентнляшпс и ХСІЗЇЛХШ МЧС

корпуса блоков стапеле раооты МОЕ установки дов ко нд іппі с нир ? вания

.. -Д4ЇФКІЛ5. ШУЗВДйЭЯЫХ ЛЛВДиЗВТ йВ_.

СПУСК СУДНА НА ВОДУ

Цэстзэечдазасод: |-»| Пшд

■звнке ;::гьтк:'_г ~Кошпесн» хашянм |-*| лзхзкьн ислктигая

изздгкіиігеваріоьнкк^йкліігкіоі_______________________________________________________I____________________________________________________Закр ьдшао кумяп ое п о_р ¿^улы а там испьланий.

ДОРАБОТКА

ІЕ

?їїн:кї::і>:інк::: зї

Оїзнчїгєлькія пзззисха

X

Кзетззльныйвькгд

Пздлигінкг їігї з ЛїТїЛіЧї "дні ¡ізаічизг.

ПЕРЕДАЧА II ПОСЛЕПРОХ-ЧЖНОЕ ОБС.ТГЛІИВАШІЕ

СДАЧА СУДНА ЗАКАЗЧИКУ

Рис. 2. Принципиальная схема цепочки ценностей в гражданском судостроении

Размегпзныз заказа н= строительство танкеров

Рис. 3. Стадийная модель создания танкеров проекта Р-668 выравненности по переходам, сокращения длительности производственной стадии, принять решение об оптимизации размещения производства с учетом затрат в случае если производственные мощности находятся в географической отдаленности по отношению друг к другу. Кроме того, существенным отличием данного метода является возможность внесения в продукцию функциональных усовершенствований в процессе ее создания и выполнения требований потребителей (заказчиков) к продукции, ее функциональности с учетом производственных стадий, поскольку на каждом

этапе формируются требования или к величине затрат, или функциям продукции. Таким образом, по нашем мнению, использование методологии цепочек ценностей в условиях судостроительных предприятий дает возможность оптимизировать затраты на разных стадиях инновационного, операционного процессов создания судна, а также на стадии послепродажного обслуживания.

Заключение

В современных условиях взгляды на проблематику себестоимости продукции трансформируются. В связи с вступлением в рыночные отношения отмечается ориентированность уже не на минимизацию затрат и снижение себестоимости продукции, а на их оптимизацию. Результатом представленных в данной работе исследований является описание и оценка целесообразности применения стадийного подхода к процессу управления себестоимостью продукции в условиях предприятий судостроительной отрасли.

Для отечественного гражданского судостроения характерна общая технологическая последовательность создания продукции, поэтому представленная нами модель цепочки создания ценностей может быть

широко использована в аналитических целях на современных судостроительных предприятиях.

Библиографический список

1. Джон К. Шанк, Винджей Говиндараджан. Стратегическое управление затратами / Пер. с англ. СПб.: ЗАО «Бизнес-Микро», 1999. - 288 с.

2. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Е. Портер; Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.

Bibliography

1. John K.Shank, Vindzhej Govindaradzhan. Stratégie management of expenses. St.-Petersburg: «Business-mikro», 1999. - 288 p.

2. Porter, M. Competitive advantage: How to reach a good result and to provide its stability. - Moscow: Alpina Business Books, 2005. - 715 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.