Научная статья на тему 'Концепция "тройной спирали" (государство-бизнес-наука): место и роль в развитии экономики труда'

Концепция "тройной спирали" (государство-бизнес-наука): место и роль в развитии экономики труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ / ЭКОНОМИКА ТРУДА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Докальская В.К., Солодовник А.И.

В статье показаны перспективы применения концепции «тройной спирали» (государство-бизнес-наука) в условиях формирования информационной цифровой экономики. В таких условиях повышение эффективности экономики труда видится в активном использовании знаний. Основой институциональной инфраструктуры может послужить механизм, который обеспечивает взаимосвязь экономики и прикладных знаний. Взаимодействие государства, бизнеса и университетов представляет собой процесс сближения самостоятельных сфер, фактор роста эффективности, а также объективную тенденцию инновационной экономики. Международный опыт показывает рост эффективности при использовании данной концепции в разных национальных инновационных системах. Эти страны учитывали следующие факторы при использовании инновационных концепций и механизмов: социально-экономические особенности экономики страны, организационные форм реализации, факторы и условия институциональной среды. Речь идет о том, что концепция «тройной спирали» может стать стратегическим фактором развития новой информационной цифровой составляющей экономики. Особое внимание уделяется анализу развития сферы ответственности субъектов в институциональном пространстве, а также показателям результативности и эффективности взаимодействия. В статье обозначены результаты от взаимодействия государства, бизнеса и университетов: развитие человеческого капитала, эффективность высокотехнологичного и наукоемкого производства, стимулирование развития новых форм предпринимательства, рост коммерциализации научных исследований, содействие региональному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция "тройной спирали" (государство-бизнес-наука): место и роль в развитии экономики труда»

УДК 331.101: [346.22+339.1+001]

КОНЦЕПЦИЯ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ» (ГОСУДАРСТВО-БИЗНЕС-НАУКА): МЕСТО И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ТРУДА

ДОКАЛЬСКАЯ В.К.,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы, инвестиции и кредит», ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»; e-mail: doka.vera@yandex.ru.

СОЛОДОВНИК А.И.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент в АПК» ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»; e-mail: solodovnik.alexandra@yandex.ru.

Реферат. В статье показаны перспективы применения концепции «тройной спирали» (государство-бизнес-наука) в условиях формирования информационной цифровой экономики. В таких условиях повышение эффективности экономики труда видится в активном использовании знаний. Основой институциональной инфраструктуры может послужить механизм, который обеспечивает взаимосвязь экономики и прикладных знаний. Взаимодействие государства, бизнеса и университетов представляет собой процесс сближения самостоятельных сфер, фактор роста эффективности, а также объективную тенденцию инновационной экономики. Международный опыт показывает рост эффективности при использовании данной концепции в разных национальных инновационных системах. Эти страны учитывали следующие факторы при использовании инновационных концепций и механизмов: социально-экономические особенности экономики страны, организационные форм реализации, факторы и условия институциональной среды. Речь идет о том, что концепция «тройной спирали» может стать стратегическим фактором развития новой информационной цифровой составляющей экономики. Особое внимание уделяется анализу развития сферы ответственности субъектов в институциональном пространстве, а также показателям результативности и эффективности взаимодействия. В статье обозначены результаты от взаимодействия государства, бизнеса и университетов: развитие человеческого капитала, эффективность высокотехнологичного и наукоемкого производства, стимулирование развития новых форм предпринимательства, рост коммерциализации научных исследований, содействие региональному развитию.

Ключевые слова: тройная спираль, экономика труда, цифровая экономика, институциональная среда, инновационная инфраструктура.

CONCEPT OF «TRIPLE HELIX» (STATE-BUSINESS-SCIENCE):

THE PLACE AND THE ROLE IN DEVELOPMENT OF LABOR ECONOMICS

DOKALSKAYA V.K.,

Doctor of Economic Sciences, Professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin"; e-mail: doka.vera@yandex.ru; тел. +74862433075.

SOLODOVNIK A.I.,

Candidate of Economy Science, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin"; solodovnik.alexandra@yandex.ru тел. +7 4862761128.

Essay. The article includes discussion about the perspectives of application the «triple helix» (state - business -science) in the conditions of formation of information digital economy. Active use of knowledge is necessary to improve the efficiency of labor economics in new conditions. The regulating mechanism of interrelation economy and applied knowledge can serve the basis of institutional infrastructure. The interaction of state, business and universities represents process of rapprochement of independent spheres, the factor of efficiency growth, as well an objective trend of innovation economy. The international experience shows growth of efficiency when using this concept in different national innovation systems. These state take into account the following factors when using innovative concepts and mechanisms: social and economic features of national economy, organizational implementation of forms, factors and conditions of the institutional environment. The concept of "triple helix" may become a strategic factor of development of a new information digital component of economy. Special attention is paid to the analysis of development of area of accountability of subjects in institutional space, as well as indicators of effectiveness and efficiency of interaction. In article the results from interaction of state, business and universities are designated: development of human capital, efficiency of high and knowledge-intensive technology production, stimulation of development of new forms of an entrepreneurship, growth of commercialization of scientific research, promotion of regional development.

Key words: triple helix, labor economy, digital economy, institutional environment, innovation infrastructure.

Введение. В настоящем исследовании обозначена важность, ценность и особое место в сложившейся и формируемой структуре информационной цифровой экономики. Модель взаимодействия государства с бизнесом и наукой по отдельности не отвечает современным потребностям инновационного развития. В исследованиях экономических процессов генерирования знаний наука через университеты тесно связана с предметом экономики труда. Организационная структура, кадровый характер, социально-экономические отношения с внешней средой постоянно связаны с движением человеческих ресурсов, развитием кадрового потенциала, а при взаимодействии с бизнесом выполняют аутсорсинговые функции генерации знаний. Наука наравне с бизнесом и государством является значительным элементом в механизме отношений концепции «тройной спирали» в обществе, основанном на знаниях.

Материал и методика исследования. Для достижения целей исследования были изучены статистические отчеты и прогнозы, содержащиеся в экономической литературе, Интернет-ресурсах. Методологической, теоретической, документальной и эмпирической основами послужили научные труды ученых, занимающихся проблемами экономики труда, концепцией «тройной спирали», моделями цифровой экономики и других аспектов повышения эффективности национальной экономики. Исследование основано на сравнительном анализе, принципах диалектики, комплексном и системном подходе.

Основная часть. Постепенное замещение доминирующего уклада новым технологическим укладом сопровождается углублением социально-экономических отношений, складывающихся в системе разделения труда, таким образом, способствует развитию инновационных направлений развития экономики.

Модели инновационного процесса стали интегрированными и системными, значительная роль в которых отводится университетам, в функции которых входит подготовка высококвалифицированных кадров, проведение фундаментальных и прикладных

научных исследований. Междисциплинарный характер исследований при создании новых знаний в информационно-цифровой экономике [1] отражает изменения и сближение институциональных сфер и перекрестном выполнении функций. Концепция «тройной спирали» характеризует изменения, при которых формируются эффективные механизмы взаимодействия и сбалансированные модели развития, т.е. наука включена в сферу производственных интересов и коммерческих стимулов бизнеса, а также повышается уровень ответственности за инновационное развитие не только государства. Отметим такую особенность концепции как обмен опытом, благами на пересечении сфер, что в результате приводит к максимальной эффективности инновационного развития (рисунок 1).

Следовательно, при пересечении институциональных полей государства и науки реализуются наукоемкие программы исследований, которые не привлекательны для частного бизнеса с точки зрения рентабельности и долгосрочности. При пересечении институциональных полей государства и бизнеса реализуются капиталоемкие проекты в форме государственно-частного партнерства с высокой экономической эффективностью для бизнеса. При пересечении институциональных полей науки и бизнеса реализуются ресурсоемкие проекты с высоким уровнем долгосрочного потенциального развития. При пересечении институциональных полей усложняются связи между институтами, а также происходят изменения самих связей (таблица 1, рисунок 2). Государство не только несет ответственность за правовую поддержку социально-экономических отношений, но и определяет новые пространства для взаимодействия. Бизнес несет ответственность не только за производственное и коммерческое сопровождение проектов, но и встраивается в общественное некоммерческое воспроизводство инноваций. Наука несет ответственность не только за производство нового знания, но и берет на себя предпринимательскую функцию коммерциализации знаний.

Командная экономика: отсутствие партнерства (статичная модель)

Индустриальная рыночная экономика: двойные спирали с обратной связью)

Постиндустриальная экономика:

тройная спираль (сетевое переплетение функций)

Рисунок 1 - Эволюция моделей партнерских взаимодействий в экономических системах [2]

Пространство знаний

Пространство инноваций

Рисунок 2 - Пространства «тройной спирали» [4]

Университет Государство Бизнес

Наука цитирование - -

Технология патенты

Инновации официальная статистика, косвенные индикаторы

Обратимся к институциональному полю науки, в котором осуществляется обучение и подготовка кадров, проводятся фундаментальные и прикладные исследования, т.е. деятельность непосредственно связанная с производством знаний. Однако само производство нового знания без других составляющих не может способствовать инновационному развитию экономической системы в целом. Поэтому концепцию «тройной спирали» необходимо рассматривать в рамках экономики труда, т.е. с точки зрения исследования, анализа и оценки человеческих ресурсов и человеческого потенциала, а также исследования рассогласованности институционального взаимодействия рынков образования и рынков труда [5, 6].

Возникает вопрос оценки прогресса генерации знаний и человеческого потенциала в пространстве науки. Существующие показатели (например, количество научных публикаций, индекс научного цитирования, количество полученных патентов учеными, количество образовательных программ, доля исследователей в экономически активном населении) не отражают влияние на экономическое развитие (например, влияние университетов на региональное развитие). При том наблюдается низкий уровень производительности труда [7], уровень развития высокотехнологичного сектора экономики и доля цифрового технологического уклада. В мировой практике используются такие показатели как доходы от лицензирования; доля расходов на исследования; созданные изобретения в процессе колоборации науки и бизнеса; доля фирм, практикующих совместные проекты; доля совместных публикаций университета и предпринимательской структуры; доля от ВВП финансирования НИОКР университета со стороны предпринимательского сектора; число совместных проектов университетов и предпринимательского сектора, в том числе венчурных предприятий; число совместных проектов, направленных на развитие инноваций; доля проектов, поддерживающих колоборацию университетов и бизнеса в общем числе проектов.

Результаты исследования. Представляется, что на основе концепции «тройной спирали» и междисциплинарного подхода субъекты сферы науки должны обладать такими навыками, как коммуникация, сознание ответственности, способность принимать нестандартные решения, открытость новым идеям, умение сотрудничать, навыки презентации идеи. Мировой опыт показывает примеры реализации - формирование предпринимательских университетов тем способом, который учитывает национальные особенности. Такие предпринимательские университеты являются образовательными, научно-исследовательскими и производственными центрами, которые решают социально-экономические задачи национального и регионального развития. Вместе с тем осуществляются инфраструктурные виды деятельности, также связанные с созданием знания: организация и участие в конференциях, форумах; рекламно-выставочная деятельность; информационно-библиотечная деятельность; издательская деятельность; научно-методическое обеспечение.

Отметим, что осуществление и функционирование предпринимательского университета связано с движением человеческих ресурсов из университетов в бизнес, из власти в университеты. Первостепенным становится взаимодействие между субъектами. Таким образом, можно выделить новые функции предпринимательских университетов: программы предпринимательского образования, создание и коммерциализация научных исследований, патентование и лицензирование технологий; новые способы организации и управления; творческая индивидуальная или командная деятельность; комплексный маркетинг.

В России развитие университетов предпринимательского типа связано с появлением и развитием федеральных, национальных исследовательских и опорных университетов. Цель создания таких образовательных центров обозначена как эффективное осуществление инновационной образовательной и научной деятельности и укрепление связей с экономикой и социальной сферой регионов. Университе-

ты показывают способность создавать знания, проводят фундаментальные и прикладные исследования по научным направлениям по заказу предпринимательского сектора, создают конкурентоспособный человеческий капитал, объединяют кадровое и научное обеспечение федеральных и региональных программ развития, осуществляют трансфер технологий в предпринимательский сектор, способствуют интеграции в мировое образовательное пространство. Отдельно назовем фонд «Сколково» (Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий), созданный в 2010 году.

По нашему мнению наиболее перспективной моделью для России является кластерная модель взаимодействия на основе концепции «тройной спирали» и государственно-частного партнерства (рисунок 3).

Результаты анализа показали, что можно выделить следующие преимущества создания инновационного кластера с центральным местом предпринимательского университета с точки зрения оценки результативности создания знаний и человеческих ресурсов:

- анализ всей цепочки создания нового знания;

- оценка эффективности на основе междисциплинарных методов;

- анализ достигнутых результатов и проблем их достижения на основе проектного подхода;

- регулирование и корректирование процесса и результатов;

- создание долгосрочных связей;

- развитие сотрудничества и новых форм социальной ответственности;

- усложнение структуры контроля качества создаваемого нового знания.

Также интересным представляется исследование Кехян М.Г. [8], в котором выделены цели и результаты взаимодействия субъектов инновационного образовательного кластера.

Эффекты от взаимодействия для вузов:

- дополнительное финансирование;

- занятость преподавательских кадров;

- повышение информационной прозрачности о востребованных образовательных услугах [8].

Эффекты от взаимодействия для предпринимательского сектора:

- обеспеченность квалифицированными кадрами;

- использование аналитических и исследовательских разработок университетов в рамках развития перспективных направлений бизнеса;

- снижение затрат на рекрутинг;

- рост производительности труда;

- использование интеллектуального ресурса вузов для повышения квалификации сотрудников предприятия;

- увеличение прибыли;

- повышение конкурентоспособности на рынках товаров и услуг [8].

Эффекты от взаимодействия для специалистов:

- снижение контрактных рисков и затрат на обучение;

- возможность трудоустройства за счет получения актуальных компетенций;

- рост доходов и улучшение качества жизни;

- приобретение дополнительных знаний и навыков;

- повышение конкурентоспособности на рынке труда [8].

Эффекты от взаимодействия для региональных органов управления:

- снижение уровня безработицы и социальной напряженности;

- увеличение информационной прозрачности и сбалансированности состояния рынков труда и образовательных услуг;

- улучшение качества жизни населения;

- модернизация и диверсификация структуры экономики региона;

- повышение конкурентоспособности на межрегиональных рынках [8].

Государственная инициатива

О

Государственно-частное партнерство

Инновационный кластер

Рисунок 3 - Система формирования инновационного кластера

Выводы. Значимость проведенного исследования заключается в постановке проблемы и определении направлений дальнейшей разработки показателей эффективности университетов в инновационном кластере на основе концепции «тройной спирали». Также отметим формирование научно-обоснованных методических рекомендаций кадровой политики для региональных органов управления [9, 10] и при проектировании университетских комплексов.

Выделение взаимосвязи концепции «Тройной спирали» для экономики труда связано с движением человеческих ресурсов, что подчеркивает динамизм карьерной траектории, перемещением из

одного институционального поля в другие, в результате чего человеческий ресурс может выполнять двойную роль либо одновременно, либо последовательно.

Выбор концепции обоснован, тем, что к основным ожидаемым результатам от взаимодействия государства, науки и бизнеса относятся кадровое и научное обеспечение по всей воспроизводственной цепочке восприятия, трансформации, трансляции, применения знаний и потребления его результатов в явной и неявной форме с целью обеспечения социально-экономического развития и создания дополнительных предпосылок развития инновационных продуктов.

Список использованных источников

1. Ловчикова Е.И., Первых H.A., Солодовник А.И. Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Вестник аграрной науки. - 2017 - № 5(68). - С. 107-112.

2. Смородинская Н. Тройная спираль как новая матрица экономических систем // Инновации. - 2011. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/troynaya-spiral-kak-novaya-matritsa-ekonomicheskih-sistem (дата обращения: 14.08.2018).

3. Пугачев А.В. Особенности регулирования инновационного ресурса развития современной экономики // Вестник ЧГУ. - 2009. - № 3. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/osobennosti-regulirovaniya-innovatsionnogo-resursa-razvitiya-sovremennoy-ekonomiki (дата обращения: 14.08.2018).

4. Генри Ицковиц Модель тройной спирали // Инновации. - 2011. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali (дата обращения: 14.08.2018).

5. Докальская В.К. Методологические подходы в изучении факторов повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве // Вестник аграрной науки. - 2017. - № 6 (69). - С. 108-111.

6. Ловчикова Е.И., Савкин В.И., Солодовник А.И. Институциональные проблемы и перспективы развития кадрового аутсорсинга // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2017. - № 2. - Т. 65. - С. 85-89.

7. Шестаков Р.Б. Анализ динамики индекса производительности труда в сельском хозяйстве РФ // Центральный научный вестник. - 2018. - Том 3. - № 4s (45s) - С. 88-91.

8. Гордашникова О.Ю., Кехян М.Г. Инновационное развитие высших учебных заведений как фактор повышения их конкурентоспособности. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2017. - 108 с.

9. Прока Н.И. Кадровая политика и продовольственная безопасность: оценка и направления развития // Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Орел: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2017. - С. 499-503.

10. Уровень занятости и безработица в сельском хозяйстве / М.А. Пархомчук, В.М. Солошенко, И.Я. Пи-горев, Д.И. Дорошенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - № 3. -С. 13-17.

List of used sources

1. Lovchikova E.I., First H.A., Solodovnik A.I. Digital economy and human resources of the agroindustrial complex: strategic interconnection and prospects // Bulletin of Agrarian Science. - 2017 - № 5 (68) - P. 107-112. 2. Smorodinskaya N. The Triple Helix as a New Matrix of Economic Systems // Innovations. - 2011. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/troynaya-spiral-kak-novaya-matritsa-ekonomicheskih-sistem (access date: 14.08.2018).

3. Pugachev A.V. Features of the regulation of the innovation resource of the development of the modern economy. Vestnik ChSU. - 2009. - № 3. URL: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-regulirovaniya-innovatsionnogo-resursa-razvitiya-sovremennoy-ekonomiki (appeal date: 14.08.2018).

4. Henry Herzkowitz The Triple Helix Model // Innovations. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali (appeal date: 08/14/2018).

5. Dokalskaya V.K. Methodological approaches to the study of factors of increasing the efficiency of labor resources use in agriculture // Bulletin of Agrarian Science. - 2017. - № 6 (69) - P. 108-111.

6. Lovchikova E.I., Savkin V.I., Solodovnik A.I. Institutional problems and prospects for the development of personnel outsourcing // Bulletin of the Oryol State Agrarian University. - 2017. - № 2. - T. 65. - P. 85-89.

7. Shestakov R.B. Analysis of the dynamics of labor productivity index in agriculture of the Russian Federation // Central Scientific Bulletin. - 2018. - Volume 3. - № 4s (45s) - Pp. 88-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Gordashnikova O.Yu., Kekhyan M.G. Innovative development of higher educational institutions as a factor in increasing their competitiveness. - Saratov: KUBiK Publishing House, 2017. - 108 р.

9. Proka N.I. Personnel policy and food security: assessment and development directions // Food security: from dependence to independence: materials of the All-Russian scientific-practical conference. - Orel: Orlovsky State Agrarian University, 2017. - P. 499-503.

10. The Level of employment and Unemployment in Agriculture / M.A. Parkhomchuk, V.M. Soloshenko, I.Y. Pigorev, D.I. Doroshenko // Bulletin of Kursk State Agricultural Academy. - 2009. - №. 3. - P. 13-17.

УДК 332.2.021(075)

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ЦОРАЕВА Э.Н.,

кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель кафедры землеустройства и земельного кадастра, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», e-mail: elionora@list.ru.

ИВАНОВ АС.,

студент 4 курса землеустроительного факультета, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», e-mail: anton1608_1997@mail.ru.

ГАГАРИНОВА Н.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры землеустройства и земельного кадастра, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», e-mail: nina_gagarinova@mail.ru.

Реферат. Целью исследования явилось раскрыть актуальные проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения в Краснодарском крае, а также предложены меры по совершенствованию системы управления земельными ресурсами. В статье приведены результаты исследования динамики изменения площади земель сельскохозяйственного назначения за период 20002017 гг. Анализ проводился на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики, Россельхознадзора и Федеральной службы кадастра и картографии Краснодарского края. В статье приведена характеристика земель Краснодарского края, определен состав и структура земельного фонда, выявлена тенденция изменения видов угодий, проанализирована динамика изменения площади земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края за последние семнадцать лет. Сформулированы основные причины сокращения площади сельскохозяйственных угодий и пашни: реорганизация сельскохозяйственных организаций, формирование фонда перераспределения земель, наличие невостребованных и неиспользуемых в сельскохозяйственном производстве земельных долей. Для нормализации оборота земель сельскохозяйственного назначения были выдвинуты предложения, придерживаясь которых могут решаться проблемы связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения и земельных долей в Краснодарском крае, а также обеспечивать продовольственную безопасность страны, за счет увеличения эффективного использования землеустройства и земель сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: землеустройство, земельные ресурсы, оборот сельхозугодий, управление земельными ресурсами.

LAND MANAGEMENT AS A MECHANISM FOR EFFECTIVE AGRICULTURAL LAND USE IN THE KRASNODAR REGION

TSORAEVA E.N.,

candidate of agricultural Sciences, senior lecturer of the Department land management and land cadastre of the "Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin", e-mail: elionora@list.ru.

IVANOV AS.,

student of 4 course land management DepartmentHt of the "Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin", e-mail: anton1608_1997@mail.ru.

GAGARINOVA N.V.,

assistant professor of land management and land cadastre FGBOU in "Kuban State Agrarian University named after Ivan T. Trubilin», e-mail: nina_gagarinova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.