Научная статья на тему 'Концепция трансскутера-амфибии для лиц с ограниченной подвижностью'

Концепция трансскутера-амфибии для лиц с ограниченной подвижностью Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНССКУТЕР / ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА / ЭЛЕКТРОПРИВОД / АМФИБИЯ / ГЕРМЕТИЧНОСТЬ / ПЛАВУЧЕСТЬ / ОСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Долгушев Дмитрий Михайлович, Семёнов Александр Георгиевич, Элизов Александр Дмитриевич

Приведены результаты разработки проекта амфибийного трансскутера «Аква», предназначенного главным образом для лиц с ограниченной подвижностью. Разработка опирается на первый опыт создания трансскутеров как новой разновидности электроприводных многофункциональных транспортных средств особо малого класса. Предложена концепция машины, ее компоновка, дана оценка плавучести и остойчивости в воде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Долгушев Дмитрий Михайлович, Семёнов Александр Георгиевич, Элизов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design results for floating transport scooter project «Aqua» intended, mainly, for limited mobility persons are resulted. Design is based on creation experience for transport scooters as new version of small class electric driven multipurpose vehicles. Vehicle concept, its configuration is offered, buoyancy estimation and on water stability is given

Текст научной работы на тему «Концепция трансскутера-амфибии для лиц с ограниченной подвижностью»

УДК629.1 1 3

Д.М. Долгушев, А.Г. Семенов, А.Д. Элизов

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНССКУТЕРА-АМФИБИИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННОЙ ПОДВИЖНОСТЬЮ

Трансскутеры как новая разновидность транспортных средств

Трансскутеры (трансформируемые скутеры) как новая разновидность индивидуальных наземных безрельсовых электроприводных транспортных средств особо малого класса, предназначенных главным образом для лиц с ограниченной подвижностью (инвалидов-опорников и др.), впервые были предложены в 90-х годах группой разработчиков под руководством кандидата технических наук доцента А.Д. Элизова (лаборатория электродвижения при кафедре колесных и гусеничных машин СПбГПУ).

На сегодняшний день этот подкласс представлен широкой гаммой многофункциональных компактных трансформеров, подавляющая часть которых была испытана на ходовых полномасштабных макетах. В их числе не только ставшие уже "классикой" концепт-трансскутеры семейств "Перфекта" ("Perfecta"), "Кенгуру" ("Kangaroo"), "Флип" ("Я/>") и др. [1-10], основное назначение которых — движение вне помещений (рис. 1), в помещениях, сверхманевренность (движение под любым углом по азимуту —

Рис. 1. Ходовый макет трансскутера "Кенгуру"

рис. 2), вертикализация (постановка в вертикальное положение) пользователя (рис. 3) и преодоление профильных препятствий, включая вверх и вниз по лестнице (главная особенность — рис. 4), но и более специализированные, даже "экзотические" трансскутеры, созданные под конкретные потребности заказчика и потенциальных пользователей: возможность и удобство эксплуатации на пляже, на площадке для игры в гольф, за рулем легкового автомобиля, на трапе и в салоне самолета, на палубе катера и т. д.

В проектах прорабатывался и дизайн трансскутеров, в том числе совместно с германскими коллегами при подготовке для Международной выставки в г. Дюссельдорф демонстрационного образца трансскутера "ГИр" (см. рис. 2).

В данной статье авторы представляют одну из таких разработок, а именно — концепт-трансскутер "Аква". Речь идет о трансскутере-амфибии, способной, в частности, двигаться по пляжному песку, по дну на мелководье и плыть в частично погруженном в воду положении.

Естественно, такая постановка задачи повлекла за собой ряд новых технических проблем,

Рис. 2. Трансскутер "Флип" на выставке в г. Дюссельдорф (Германия)

I_

Рис. 3. Трансскутер "Кенгуру" в конфигурации "вертикаль"

даже с учетом опыта, накопленного конструкторами, испытателями и пользователями амфибийных транспортных средств вообще. Во всяком случае, проекты плавающих инвалидных колясок и, тем более, серийных их образцов, к тому же с электроприводом, авторам не были известны. Но "успокаивали" мировые разработки в области так называемых погружных электромашин и способов герметизации.

Основные положения принятой концепции трансскутера "Аква"

Предложенная в результате проработки проекта концепция машины включает в себя следующие основные положения:

пользователь находится в обычном сидячем положении (рис. 6);

кресло с подножками полностью перфорировано как для облегчения конструкции и снижения центра масс машины, так и для максимально возможного контакта тела с водой;

по периметру машины на уровне руля предусмотрены поплавки для обеспечения плавучести и остойчивости машины;

поплавки установлены на поворотных бортах с возможностью оперативной трансформации из положения (опции) "на суше" в положение (опцию) "на воде" и обратно (рис. 7,8);

шасси на плаву (включая аккумуляторные батареи) полностью погружено в воду при герметичном выполнении всех ответственных состав-

Рис. 4. Трансскутер "Кенгуру" при преодолении лестничного марша (спуск вниз)

ных частей — электромоторов, аккумуляторных батарей, другого электрооборудования и электроники, включая систему управления (см. рис. 6);

машина при удовлетворительных массогаба-ритных показателях (не более 120 кг и габариты 2,0x0,8x1,0 м) характеризуется достаточно высокой несущей проходимостью на песчаном и гальковом пляже, на песчаной отмели;

водоходным движителем служит гребной винт Архимеда, аналогичный применяемым на лодоч-

Й

Л

Рис. 5. Символическая интерпретация дизайнерской концепции трансскутеров семейства "Кенгуру"

Рис. 8. Трансформация трансскутера "Аква" из опции "на суше" в опцию "на воде" а—д— последовательность поворота поплавков

ных подвесных моторах и обеспечивающий скорость машины на плаву порядка 8—10 км/ч.

Определение полной массы трансскутера "Аква"

С использованием функции, предоставляемой программой "SolidWorks", определены, в частности, полная масса (115 кг) и объем (268 м-') амфибии, масса основных ее компонентов по их плотности.

Определено также положение центра тяжести машины в целом (примерно в середине колесной базы с небольшим смещением назад на высоте чуть выше оси гребного винта).

Оценка положения трансскутера "Аква" в воде

При оценке положения трансскутера "Аква" в воде предполагалось, что плавучесть человеческого тела, погруженного в воду, является нулевой, т. е. в качестве нагрузки машины необходимо учитывать только часть человеческого тела, расположенную над водой. В дальнейшем расчете эта масса была принята 35 кг, соответственно полная масса машины с нагрузкой составляет 150 кг. Таким образом, объем погруженной в

>>

воду части машины должен составлять 0,15 м~ для того, чтобы она находилась в воде в состоянии равновесия.

При помощи программы "SolidWorks" было получено расположение центра водоизмещения при объеме погруженной в воду части объемом 0,15 м\ Соответственно расчетным путем было обеспечено расположение центра тяжести и центра водоизмещения трансскутера на одной вертикали с отклонением от нее не более +2°, при

СПИСОК J

1. Келеман, С.А. Новая разновидность малоразмерных электроприводных транспортных средств [Текст] / С.А. Келеман, A.A. Красильников, А.Д. Самойлов |и др. j // Демиург (Вестник Акад. техн. творчества). - 2000. № 2." - С. 54-55.

2. Джумаев, CA. Вертикализация и горизонтиро-вание "колясочников": медико-реабилитационные и технические аспекты [Текст] / С.А. Джумаев, J1.A Дрожжина, A.A. Красильников [и др.] // Проблемы реабилитации. — 2001. N° 2 (5). — С. 105-108.

3. Волков, Ю.П. О разработках в области индивидуального малогабаритного транспорта [Текст] / Ю.П. Волков, С.А. Бушеленков, A.A. Красильников |и др.] // Научно-технические ведомости СПбГТУ. - 2003. №1 - С. 65-75.

этом центр тяжести — ниже центра водоизмещения на 0,18 части колесной базы. То есть теоретически возможен некоторый наклон машины от равновесного горизонтального положения, но она не имеет тенденции к самопроизвольному опрокидыванию, остойчивость соблюдена.

Степень готовности проекта

Трансскутер "Аква" проработан авторами до стадии эскизного проекта, изготовлена масштабная модель и смоделированы эксплуатационные режимы на компьютере в формате ЗО. Анимационный фильм демонстрировался в 2000-х годах на выставочно-ярмарочных мероприятиях городского и регионального масштаба.

В печатном виде сведения о трансскутере "Аква" публикуются впервые.

Впервые предложена концепция амфибийного варианта трансскутера ("Аква") для лиц с ограниченной подвижностью, которая расширяет спектр трансскутеров новой, разработанной в стенах СПбГПУ, разновидности индивидуальных транспортных средств особо малого класса. Концепт при удовлетворительных мас-согабаритных показателях характеризуется достаточно высокими показателями несущей проходимости на песчаном и гальковом пляже, на песчаной отмели, а на плаву — хорошими показателями плавучести, остойчивости и ходкости. При этом агрегаты машины и аккумуляторные батареи оказывают ниже ватерлинии, а пользователь находится в сидячем положении в комфортных условиях.

4. Долгушев, Д.М. Электроприводной индивидуальный транспорт на лестничном марше: эксцентриковые рычажные механизмы [Текст] / Д.М. Долгушев, A.A. Красильников, А.Д. Самойлов [и др.] // Вестник КГТУ. Сер. Транспорт. — Вып. 43: Межвуз сб. науч. трудов. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - С." 117-122.

5. Красильников, A.A. Инвалидные кресла-коляски на лестничном марше: средства передвижения [Текст]: сб. матер, научно-практич. конф. "Научные исследования и инновационная деятельность". - СПбГПУ. 18-20 июня 2007. / A.A. Красильников, А.Д. Самойлов, А.Г. Семенов |и др.].— СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2007. — С. 232-239.

6. Посевкин, A.A. Транспортные средства особо малого класса с изменяемой колеей [Текст] / A.A. Посевкин, М.А. Ткачев, А.Г. Семенов [и др. j; Под общ. ред. Ю.Г. Попова и А.Г. Семенова. — Сб. матер, межрегиональной научно-технич. конф. изобретателей и каталог гор. выставки изобретений "Инновационная политика и изобретатели (Россия — начало XXI века)". - СПбГПУ. - 28-29 апр. 2009. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2009. - С. 107-110.

7. Пат. № 2215510 РФ. Транспортное средство и способ его подъема по лестничным маршам [текст] / О.В. Бойко, А.Д. Элизов, A.A. Красиль-ников |и др.] // Бюл. "Изобретения...". — 2003. N° 31. - С. 377.

8. Пат. № 2304952 РФ. Транспортное средство,

преимущественно для перемещения человека по лестницам [Текст] / С.А. Бушеленков, A.A. Кра-сильников, А.Д. Самойлов |и др.] // Бюл. "Изобретения...". - 2007. № 24. - С. 142.

9. Пат. № 2312788 РФ. Шасси транспортного средства для движения, в частности, по лестницам [Текст] / С.А. Бушеленков, Д.М. Долгушев, A.A. Красильников |и др.] // Бюл. "Изобретения...". - 2007. № 35. - С. 441.

10. Пат. № 2381127 РФ. Способ оперативного изменения колеи самоходного колесного транспортного средства и самоходное колесное транспортное средство для его осуществления [Текст] / A.A. Посевкин, А.Г. Семенов, М.А. Ткачев [и др.] // Бюл. "Изобретения...". — 2010. N° 10.

УДК629.1 1 3

Ф.А. Кудряшев, A.A. Посевкин, А.Г. Семенов, А.Д. Элизов

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИБРИД-КОНЦЕПТОВ НА БАЗЕ АВТОМОБИЛЯ И ТРАНССКУТЕРА

Для всего мира, не исключая и Россию с ее большими запасами углеводородов, актуальны вопросы электроснабжения и экологии. Немаловажно также повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

В порядке реальной помощи российскому автопрому изобретатели кафедры колесных и гусеничных машин (КГМ) СПбГПУ и Студенческого конструкторского бюро (СКВ) при кафедре предлагают доработать с минимальными конструктивными изменениями известный серийный автомобиль "Лада-Калина" ("При-

ора") до так называемого параллельного гибрида, позволяющего в Европейском городском ездовом цикле (NEDC) снизить расход топлива с 8 до 4—5 л/100 км за счет трогания с места, разгона и движения в городских "пробках" на электромоторе, а также использования рекуперации при торможении. Упомянутый Европейский ездовой цикл представлен графиком (рис. 1), отражающим (если укрупненно) следующее процентное распределение: разгон — 29, равномерное движение — 32, торможение — 26 и холостой ход — 13.

Время движения 1, с Рис. 1. Европейский ездовой цикл NEDC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.