Научная статья на тему 'Концепция теодицеи в произведениях Н. А. Бердяева «Философия свободы», «Смысл творчества»'

Концепция теодицеи в произведениях Н. А. Бердяева «Философия свободы», «Смысл творчества» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
472
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГ / ЗЛО / СВОБОДА / GOD / EVIL / FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козлов М. В.

В статье рассматривается концепция теодицеи Н.А. Бердяева в сочинениях «Философия свободы» и «Смысл творчества». Анализируются такие фундаментальные для религиозно-философской доктрины Бердяева категории, как Бог, зло, свобода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция теодицеи в произведениях Н. А. Бердяева «Философия свободы», «Смысл творчества»»

Козлов М.В. ©

Студент Минской Духовной Академии

КОНЦЕПЦИЯ ТЕОДИЦЕИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.БЕРДЯЕВА «ФИЛОСОФИЯ

СВОБОДЫ», «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА»

Аннотация

В статье рассматривается концепция теодицеи Н.А. Бердяева в сочинениях «Философия свободы» и «Смысл творчества». Анализируются такие фундаментальные для религиозно-философской доктрины Бердяева категории, как Бог, зло, свобода.

Ключевые слова: Бог, зло, свобода. Keywords: God, evil, freedom.

Русский религиозный Ренессанс начала XX века представляет собой необычное направление в истории европейской философии. Подлинный интерес ряда мыслителей к религиозным вопросам, их критическое отношение к официальной церковности и богословию, стремление к созданию «духовного» христианства в противовес «историческому» - характеризует творчество религиозных философов прошлого столетия. Советский историк русской философии Сухов А.Д. отмечает: «Идейный конгломерат из различных компонентов культуры под эгидой христианства (но, разумеется, также интерпретированного) пытались создать деятели "религиозного Ренессанса"» [7, с. 204]. Из целой плеяды отечественных мыслителей ярко выделяется личность и философское наследие Н.А.Бердяева.

Н.А. Бердяев - один из самых знаменитых русских философов, который оказал значительное влияние не только на отечественную, но и на западноевропейскую философию. Такие направления философии как экзистенциализм, персонализм невозможно представить без учёта творчества Бердяева. Часто образованный европеец имеет представление о Православии и России, русской культуре и духовности только благодаря книгам Бердяева.

Можно выделить несколько фундаментальных философско-богословских и историко-философских тем, разрабатываемых Н.А.Бердяевым на протяжении всей его жизни: теодицея, антроподицея, пневматология, персонализм, философия истории, русская идея.

Н.А. Бердяев являлся противником построения чётких логических философских систем. Это отразилось на его стиле изложения. Стиль Бердяева афористичный, «кричащий». Философа многие несправедливо воспринимали как публициста, а не самобытного мыслителя. Действительно, в своих сочинениях он часто не доказывает, а декларирует свои взгляды. Но это отнюдь не делает его книги ущербными или поверхностными. Глубина мысли, необычность философского видения характеризируют творчество русского мыслителя. Из-за стиля Бердяева представлять его концепцию для историков философии несколько затруднительно.

Из большого количества произведений мыслителя, сочинение «Философия свободы» является ранним трудом. Оно было издано в 1911 году и стало одной из первых значительных работ философа. Книга была создана в период наибольшего сближения Бердяева с Церковью, что отразилось на содержании произведения [3, с. 728]. В этом сочинении он пытается сформулировать своё мировоззрение, создать новую философию, как он сам пишет, «сказать что-то» [2, с. 11].

Фундаментальной идеей в творчестве Бердяева была идея свободы. Левицкий С.А. отмечает: «У всякого большого философа есть своя главная философская интуиция, в свете которой он развивает своё учение. Такой главной идеей, одушевлявшей всё творчество Бердяева, была идея свободы. Главный пафос Бердяева в - метафизике и этике свободы, и

© Козлов М.В., 2013 г.

самое оригинальное в нём то, что он построил своеобразную "этику и метафизику свободы"» [4, с. 125]. Бердяев является одним из самых радикальных философов свободы [6, с. 52].

В книге «Философия свободы» Бердяев утверждает: «Философия свободы значит здесь - философия свободных, философия, исходящая из свободы... свобода означает состояние философствующего субъекта. Свободная философия есть философия религиозная, философия интуитивная...» [2, с. 5]. Претендуя на истинность своих воззрений, философ утверждает, что свобода не выводится не из чего, в ней лишь можно пребывать изначально. Мыслитель разделяет два типа мироощущения: мистический и магический. Мистика, по мнению Бердяева, прорывается из оков необходимости в сферу свободы, в то время как магия пребывает в природном, естественном порядке.

Не занимаясь специально вопросами гносеологии, Бердяев подчёркивает бессилие современной ему философии познать бытие. Последовательно подвергнув критике кантианство, гегельянство, материализм и позитивизм, он утверждает, что философия утратила подлинные источники питания. Настоящим питанием для философии, по мнению Бердяева, является религия. Он говорит: «Религия есть жизненная основа философии, религия питает философию реальным бытием» [2, с. 16].

Понятие «свободы» для Бердяева является не отвлечённой абстракцией, а подлинной реальностью. Противопоставляя свою философию рационалистической, мыслитель утверждает примат свободы: «Для мистической философии свобода есть исходное, она утверждается в её безмерности и бездонности и ни на что не сводима» [2, с. 37]. Она не соотносима с природным порядком: «свобода - чудесна, она не натуральна, она не есть результат развития» [2, с. 278].

В философии Бердяева тайна свободы неразрывно связана с проблемой существования Бога и наличия зла в мире. Наличие зла приводит к необходимости богооправдания.

В книге «Философия свободы» мыслитель пытается сформулировать свой первый вариант теодицеи. Бердяев признаёт присутствие зла внутри человека, которое господствует над индивидуумом и подчиняет его природному порядку. Недостаточно изменить социально-экономические отношения, чтобы освободить человека. Это не будет являться освобождением, но только лживой иллюзией. Необходима внутренняя свобода, которая выведет человека из рабского состояния.

Зло началось с первородного греха, который, по мнению Бердяева, не был совершён в этом мире, а, следовательно, он не соотносится с категорией времени. Мыслитель замечает: «Грехопадение совершилось предвечно и предмирно, и из него родилось время - дитя греха и данный нам мир результат греховности» [2, с. 159]. Грех служит исходным фактом гносеологической проблемы - разделения на категории субъект - объект.

Бердяев, рассматривая библейское повествование о грехопадении, отмечает мифологичность Священного Писания, но не надо считать, что для него миф, символ - это ложь, неправда. «Миф», в терминологии Бердяева, несёт в себе часть истины, за ним скрывается «некоторая реальность» [2, с.163]. Н.О. Лосский, излагая философскую концепцию Бердяева, подчёркивает: «Символы суть действительная естественная реальность, понятая в связи с её сверхъестественным значением» [5, с. 270].

Библейский рассказ о грехопадении первых людей, по мнению Бердяева, надо понимать как отпадение от Бога мировой души, которая является «носительницей соборного единства творения» [2, с. 163]. Мировая душа заключает в себе женское начало, т.е. является Софией: «Мировая душа женственна в своей пассивной восприимчивости как к добру, так и злу. Тайна этой женственности и есть тайна греха; она связана с свободой» [Там же, с. 163]. Философ считает, что в грехопадении участвовало всё творение. Вслед за раннехристианским богословом Оригеном, мыслитель признаёт, что «все существа предвечно и предмирно творятся Божеством; всё живое пребывает в божественном плане

космоса, до времени и до мира совершается в идеальном процессе божественной диалектике» [Там же, с.163]. Следовательно, ответственность за это деяние ложится на всех.

Зло противоположно Логосу, как поясняет философ, оно «непознаваемо, бездонно, бессмысленно» [2, с. 164]. Только Божество обладает подлинным бытием: «Вне Божества нельзя мыслить никакого бытия, в Нём пребывает идеальный космос, в космосе этом осуществлено совершенное бытие всех и всего» [Там же, с. 164]. Если бытие пребывает в Божестве, то, следовательно, зло - это небытие. Но это не означает, что зла не существует. В тоже время, наличие зла не приводит к признанию истинности дуалистического мировоззрения. Божество - бытие, а зло не часть этого бытия или другое бытие, но является небытием, таким образом, добро и зло находятся в различных, несопоставимых категориях.

Зло неразрывно связано с тайной свободы. Свобода является фундаментальным признаком существа сотворённого по образу и подобию Божьему. Творение может осуществить свободу греха, пойти по пути противления Богу. Бердяев пишет: «Свобода греха, поистине есть величайшая тайна, рационально непостижимая, но близкая каждому существу, каждым глубоко испытанная и пережитая» [2, с. 172]. Отпавшее от Бога творение пошло по пути осуществления небытия, началась история мира: «Основа истории - в грехе, смысл истории - в искуплении греха и возвращении творения к Творцу... » [Там же, с. 172]. Человек в грехопадении утратил свободу, он не может самостоятельно спастись, вырваться из оков природной необходимости. Свободу может вернуть только Сам Бог, вмешавшись в ход мировой истории. Центром истории становится Христос, в Нём творение возвращается к Богу.

Рассматривая искупление человечества, Бердяев раскрывает своё видение тайны Пресвятой Троицы. Внутрибожественная жизнь представляется Бердяеву как драматическое действие с участием трёх ипостасей: «Сама божественная диалектика, идеально протекающая в первоначальном Божестве, чуется нами как драма с драматическими действующими лицами - ипостасями» [2, с. 178].

Он утверждает, что мир сотворён через Логос, Логос же в своей сущности равен Богу. Далее мыслитель в духе гностицизма считает, что у Бога двое детей: «Дитя - Логос, и дитя мир» [2, с. 179]. Логос во плоти - Христос жертвует собой ради мира. Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух «есть осуществлённое заступничество Христа за мир» [Там же, с. 179]. Он становится связью между Богом и миром.

Над Тремя ипостасями Святой Троицы находится некое Перво-Божество. Оно не сводимо ни к одному Лицу божественной Триады: «В Перво-Божестве, которое выше всех Лиц Троицы и связанной с ними диалектики, предвечно и абсолютно преодолевается всякая антиномичность, по отношению к Нему исчезает даже сам вопрос о бытии и небытии» [2, с. 183]. Сам Бердяев даёт указание, на то, что учение о Перво-Божестве он заимствовал у средневекового мистика Майстера Экхарта. Впоследствии, под влиянием творчества Якоба Бёме, мыслитель будет определять Перво-Божество как «божественное ничто» или Ungrund.

Таким образом, по мнению Бердяева: «Бог предстает в трояком образе: как предшествующее триединству Божество, лишенное определений, которые Майстер Экхарт назвал «непостижимое Ничто», а Якоб Беме Ungrund, как Бог—Творец и, наконец, как страдающий, явившийся в человеческом облике Иисус Христос» [Цит. по: 8, с. 606].

Рассмотрев проблему теодицеи в книге Н.А. Бердяева «Философия свободы» можно сделать следующие выводы:

1. Понятие свободы таинственно, изначально, исходно, бездонно, безосновательно, иррационально [2, с. 281].

2. Свобода не создана Богом.

3. С проблемой свободы связана тайна греха и тайна искупления.

4. Бог обладает подлинным бытием.

5. Категория бытия не относится к злу, зло - это небытие.

6. Наличие в мире зла приводит к необходимости богооправдания.

Бердяев не будет удовлетворён этим вариантом теодицеи. В произведении «Смысл творчества» он возвращается к проблеме богооправдания.

В 1916 году выходит книга Н.А. Бердяева «Смысл творчества», которая стала подлинным философским шедевром мыслителя. С.А. Левицкий отмечает, что «В этой вдохновенной книге Бердяеву удаётся высказать с полнотой своё религиозно-философское "кредо"» [4, с. 120]. Это сочинение проникнуто господством идеи человеческой свободы и необходимостью религиозного освящения человеческого творчества. Основная тема произведения: антроподицея, т.е. учение об оправдании человека.

Бердяев подвергает критике святоотеческое богословие: «Святоотеческая антропология не раскрыла сколько-нибудь полно христологической истины о человеке. Религиозная антропология отцов и учителей Церкви не вмещает творческой тайны человеческой природы антропология эта всё ещё слишком подавлена сознанием падения человека, она учит о страстях человека и об избавлении от греха» [1, с.111-112]. Он считает, что оно, проповедуя унижение человека, до конца не воспринимало тайну вочеловечения Христа. Философ замечает: «В сознании святоотеческом абсолютной и головокружительной христологической истине об искуплении не соответствует абсолютная и головокружительная истина о человеке» [1, с. 112]. По мнению мыслителя, богословие отцов Церкви не раскрыло богоподобие человека. Освобождение человека от греховного состояния есть только первая ступень в возрождении его достоинства. Конечная цель для человека заключается не в спасении, а в творчестве.

Понятие творчества Бердяев понимает не как создание новых культурных ценностей, но как явление «нового бытия». Он пишет: «Не творчество должны мы оправдывать, а, наоборот, творчеством должны мы оправдывать жизнь» [1, с. 27]. Творчество человека является непосредственным миротворением, потому что, творя, он уподобляется, подражает Богу-Творцу: «Человек призван быть творцом, соучастником в Божьем деле миротворения и мироустроения, а не только спасаться» [1,с.29].

Философ утверждает значение творчества в одном ряду со святостью и искуплением. Он замечает: «Ценна перед Богом не только святость Серафима, спасавшая его душу, но и гениальность Пушкина, перед людьми как бы губившая его душу» [1, с. 206].

В главе VI «Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм» мыслитель обращается к проблеме теодицеи.

Рассматривая понятие свободы, Бердяев утверждает: «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит... Тайна свободы - бездонна и неизъяснима, она бездна» [1, с. 177].

Грехопадение, совершённое Адамом, не являлось творческой свободой. Свобода превратилась в необходимость. Он пишет: «Свобода в грехопадении... была отрицательной, формальной свободой, пустотой, небытием...» [1, с. 180]. Философ признаёт наличие двух свобод: божественной и дьявольской. Категория зла отрицает наличие смысла в мире. Зло, как абсолютная бессмыслица и утеря, отрицает абсолютный смысл бытия и ведёт к дуализму» [1, с. 181]. Зло связано с небытием: «Творчество диавола созидает лишь небытие» [1, с. 182]. В религиозно-философской концепции Бердяева небытие, бездна обретает статус реальности.

Бердяев выстраивает следующую схему отношения Бога, свободы и зла. Одна категория включает в себя Бога, благодать, свободу; другая категория представляет собой ничто, нетварную свободу и зло. Кроме этого Бердяев считает, что существует некая «основа Бога». Он пишет: «Зло имеет источник не в рожденном Боге, а в основе Бога, в Бездне, из которой течёт и свет, и тьма. Осмысливать зло можно лишь через внесение принципа развития в божественную жизнь» [1, с.183].

Таким образом, проблема теодицеи занимает в творчестве Бердяева одно из доминирующих положений. Мыслитель периодически возвращается к этой во многом сложной теме. Он предлагает своё объяснение наличия зла в мире. Такие понятия, как Бог, свобода, зло обретают в его философской концепции фундаментальное значение. Не во всём

его выводы согласны с православным вероучением, но не стоит забывать, что Бердяев не позиционировал себя в качестве богослова, в первую очередь он философ, «Рыцарь свободы».

Литература

1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. П.: YMCA-PRESS, 1991. 449 с.

2. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: АСТ МОСКВА, 2010. 319 с.

3. Зеньковский Василий, протоиерей. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.

4. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Т. II. Франкфурт - на - Майне, 1981. 231 с.

5. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.

6. Русские философы (конец XIX века - середина XX века): Антология. Сост.: А. Л. Доброхотов, С. Б. Неволин, Л. Г. Филонова. М.: «Книжная палата», 1993. 368 с.

7. Сухов А. Д. Русская философия. Пути развития. Очерки теоретической истории. М.: «Наука», 1989. 208 с.

8. PRO ET CONTRA. Н. А. Бердяев. Антология, книга I. Сост.: А.А.Ермичев СПб.: Изд-во РХГИ, 1994. 703 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.