Научная статья на тему 'Концепция структуры инновационной активности личности'

Концепция структуры инновационной активности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
503
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ / STRUCTURE OF PERSONAL INNOVATIVE ACTIVITY / РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / ВНЕДРЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / BACKBONE COMPONENT / PERSONAL INNOVATIVE ACTIVITY / THE DEVELOPING COMPONENT INTRODUCING A COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терехова Татьяна Александровна

В статье выделена структура инновационной активности личности. С позиций системного подхода определены критерии для выделения компонентов структуры инновационной активности личности, а также выделен ее системообразующий фактор, в качестве которого рассматривается психологическая готовность к инновационной активности личности. Автором установлено соотношение компонентов инновационной активности предприятия и личности. Анализ литературы по проблеме выделения структурных компонентов активности позволил критериально описать и обосновать каждый вид активности, входящий в структуру подсистем инновационной активности. Построена модель инновационной активности личности, включающая развивающий компонент (интеллектуальная и творческая активности), внедряющий компонент (социальная и экономическая активности) и психологическую готовность (поисковая активность), которая была успешно верифицирована в процессе эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure concept of personal innovative activity

The article highlights the structure of personal innovative activity; defines criteria for components allocation of PIA structure from positions of system approach; reveals psychological readiness for personal innovative activity as the backbone factor; observes a ratio of components of personal enterprise innovative activity. According to the analysis of literature on a problem of allocation of structural components of activity, describes and proves criterially each type of activity entering into structure of subsystems of innovative activity. The model of personal innovative activity including the developing component (intellectual and creative activities) introducing a component (social and economic activities) and psychological readiness (search activity) which was successfully verified in the course of empirical research is constructed.

Текст научной работы на тему «Концепция структуры инновационной активности личности»

ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

RESEARCH INNOVATIVE POTENTIAL AND INNOVATIVE ACTIVITY OF THE PERSONALITY

УДК 159.923.3:159.9.072.43

DOI 10.17150/2225-7845.2015.7(1).5-15

Т. А. Терехова

Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск, Российская Федерация

КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье выделена структура инновационной активности личности. С позиций системного подхода определены критерии для выделения компонентов структуры инновационной активности личности, а также выделен ее системообразующий фактор, в качестве которого рассматривается психологическая готовность к инновационной активности личности. Автором установлено соотношение компонентов инновационной активности предприятия и личности. Анализ литературы по проблеме выделения структурных компонентов активности позволил критериально описать и обосновать каждый вид активности, входящий в структуру подсистем инновационной активности. Построена модель инновационной активности личности, включающая развивающий компонент (интеллектуальная и творческая активности), внедряющий компонент (социальная и экономическая активности) и психологическую готовность (поисковая активность), которая была успешно верифицирована в процессе эмпирического исследования.

Ключевые слова. Инновационная активность личности, структура инновационной активности личности, развивающий компонент, внедряющий компонент, психологическая готовность, системообразующий компонент.

T. A. Terekhova

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

STRUCTURE CONCEPT OF PERSONAL INNOVATIVE ACTIVITY

Abstract. The article highlights the structure of personal innovative activity; defines criteria for components allocation of PIA structure from positions of system approach; reveals psychological readiness for personal innovative activity as the backbone factor; observes a ratio of components of personal enterprise innovative activity. According to the analysis of literature on a problem of allocation of structural components of activity, describes and proves criterially each type of activity entering into structure of subsystems of innovative activity. The model of personal innovative activity including the developing component (intellectual and creative activities) introducing a component (social and economic activities) and psychological readiness (search activity) which was successfully verified in the course of empirical research is constructed.

Keywords. Personal innovative activity, structure of personal innovative activity, the developing component introducing a component, psychological readiness, a backbone component.

Активность, по мнению А. К. Абульха-новой-Славской, определяет деятельность (ее мотивы, цели, направленность, желание (или нежелание) осуществлять деятельность, т.е. является движущей силой, источником пробуждения в человеке его «дремлющих потенциалов». Инновационная активность личности — это источник побуждения инновационного потенциала личности, т.е. ресурс социально-психологи-

ческих отношений личности в деятельности. Психика связывает человека с окружающей действительностью, отражая ее, позволяя ему регулировать свое поведение на основе этого отражения. Инновационная активность личности также формируется на основе отражения, но не просто окружающей действительности, а вновь созданной реальности, сущность и содержание которой не соответствует традициям.

В процессе инновационной активности у индивида формируется система связей с вновь созданной реальностью и определенные виды этих связей сохраняются и становятся его ресурсом, позволяющим ему постоянно адаптироваться к изменениям и новизне в социуме [6].

Поскольку большинство психических явлений многомерны и имеют системную организацию, представляется целесообразным применение системного подхода при анализе структуры инновационной активности личности.

Согласно Л. фон Берталанфи, цель классической теории систем состоит в том, чтобы установить принципы, применимые к системам вообще или к их определенным подклассам, а также разработать средства для их исследования и описания, а затем применить эти средства к конкретным случаям (Фон Берталанфи, 1969). В психологии продуктивно применяются принципы системного подхода (Ломов, 1996; Пономарев, 1996; Шадри-ков, 2008).

Общие принципы системного подхода применительно к психологии, сформулированные Б. Ф. Ломовым (Ломов, 1984), позволяют выделить основные системные социально-психологические характеристики инновационной активности личности.

1. Системный подход в исследовании того или иного психологического явления требует его рассмотрения как элемента более общей системы, имеющей свои специфические закономерности и характеристики, сформированные благодаря ее истории развития. С этой точки зрения инновационная активность личности является элементом системы ресурсов личности (не только психологических).

2. Как отмечал Б. Ф. Ломов, когда мы рассматриваем психические явления в какой-либо одной системе координат и абстрагируемся от их других измерений, то, естественно, выявляется только какой-то один ряд свойств, получается как бы срез в одной плоскости (Ломов, 1984). У социально-психологических феноменов, входящих в структуру инновационной активности личности, много различных свойств. Однако в рамках данной концепции рассматривается их свойство быть ресурсом личности. Поэтому, следуя принципам системного подхода, мы абстрагируемся от других их свойств и характеристик, концентрируясь на данном свойстве.

3. Современные данные позволяют утверждать, что психические явления, по существу, многомерны. Именно как к многомерным к ним и нужно подходить при исследовании (Ломов, 1984). Поэтому мы рассматриваем инновационную активность личности как явление многомерное, при изучении которого необходимо учитывать не только различные его составляющие, но и различные свойства или измерения этих составляющих.

4. В рамках системного подхода постулируется, что система психических явлений многоуровневая и, вероятно, строится иерархически. Она включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами (Ломов, 1984). Таким образом, инновационная активность личности также должна рассматриваться как многоуровневая система. В разрабатываемой концепции ИАЛ каждая из трех подсистем социально-психологических отношений личности представлена рядом компонентов, которые могут быть упорядочены по степени их вклада в инновационную активность личности как целостный психологический ресурс. Порядок такой организации компонентов инновационной активности личности (ИАЛ) описывает его уровни внутри системы.

5. Системный подход требует рассматривать явления в их развитии (Ломов, 1984), что также учитывалось.

Системный подход позволяет определить критерии для выделения компонентов структуры ИАЛ, а также выделить ее системообразующий фактор, в качестве которого рассматривается психологическая готовность к инновационной активности личности.

Критериями при выделении компонентов структуры инновационной активности личности являются следующие:

1. Наличие логических взаимосвязей между компонентами.

2. Способность быть ресурсом личности с психологической точки зрения, т.е. способность увеличивать инновационность личности.

3. Способность к возрастанию.

4. Наличие общего начала для всех компонентов (системообразующего фактора).

Опора на исследования ученых экономистов относительно инновационной активности предприятия позволила выделить составляющие инновационной активности личности, для которой системообразующим

фактором является психологическая готовность (табл. 1). Причем экономисты с помощью метода «черного ящика» выделяют три компонента инновационной активности предприятия:

- «вход» — инновационная восприимчивость компании и ее обеспеченность ресурсами (инновационная активность потребителя);

- «выход» — результат в виде инновационных продуктов, процессов, методик и т.д., инновационная компетентность или инновационная активность поставщика;

- «оператор», преобразующий «вход» в «выход», — качество организации, управления и общения, инновационная активность компании.

Внесем в таблицу составляющие ресурсного компонента инновационной активности предприятия, которым соответствуют определенные компоненты инновационной активности личности (см. табл. 1).

Внешним фактором инновационной активности предприятия является инновационная восприимчивость, которая относится, прежде всего, к потребителям новшеств, а также к новаторам и инноваторам и характеризуется как: восприимчивость к информации о новшествах и возможность накапливать и применять полученные данные; готовность к сравнительному анализу опыта, полученного как другими подразделениями в рамках данной организации так и сторонними компаниями и конкурентами; воспри-

имчивость к новшествам и инновационному процессу, готовность к внедрению, коммерциализации новшеств; уровень сотрудников организации, потребность сотрудников в интеллектуальном труде, желание учиться и развиваться, активно участвовать в инновационном процессе.

В качестве внутреннего системообразующего фактора инновационной активности личности рассматривается психологическая готовность. Мы выделяем две сущностные и три функциональные характеристики психологической готовности, которые указывают на то, что оно является системообразующим фактором структуры инновационной активности личности.

Сущностные характеристики психологической готовности как системообразующего фактора инновационной активности личности:

- наличие связи со всеми остальными компонентами системы;

- является важным условием существования каждого из остальных элементов структуры инновационной активности личности.

Функциональные характеристики психологической готовности как системообразующего фактора инновационной активности личности:

- делает возможным склонность к новизне, инициативность, стремление к переменам, готовность к внедрению, риску, т.е. обозначает поисковую активность;

Таблица1

Соотношение компонентов инновационной активности предприятия и личности

Инновационная активность предприятия (ресурс предприятия) Инновационная активность личности (ресурс личности)

Инновационная восприимчивость (к информации о новшестве, готовность к сравнительному анализу опыта, к новшествам, инновационному процессу, готовность к внедрению, коммерциализации новшеств, уровню и мотивации сотрудников) Психологическая готовность к инновационной активности личности (склонность к новизне, инициативность, стремление к переменам, готовность к внедрению, риску)

Обеспеченность ресурсами (инвестициями, человеческими ресурсами, технологиями, знаниями и информацией, основными фондами) Поисковая активность личности (в основе лежит психологическая готовность, проявляющаяся в инициативности)

Качество организации и общения (обновление ресурсной базы: человеческой, технологической, методической и т.п., состояние корпоративной культуры и информационно-коммуникативных технологий) Интеллектуальная активность личности (психологическая готовность, связанная со склонностью к новизне)

Творческая активность личности (основа — психологическая готовность, обусловленная склонностью к новизне)

Инновационная компетентность (качество, полезность, своевременность, поставляемых на рынок продуктов и услуг; компетентность персонала организации) Социальная активность личности (психологическая готовность, объясняющая стремление к переменам, готовность к внедрению и риску)

Экономическая активность личности (психологическая готовность, объясняющая стремление к переменам, готовность к внедрению и риску)

- делает возможным объединение компонентов структуры инновационной активности личности;

- выполняет ориентационную функцию, указывая на уровень мобилизации инновационного потенциала личности.

Инновационная активность является ресурсной частью инновационного потенциала личности, то есть своего рода психологическая готовность, характеризующая устойчивость превращения потенциала (как резерва) в потенцию.

Психологическая готовность рассматривается в качестве одного из компонентов инновационной активности личности. О. М. Краснорядцева представляет описание методического приема, используемого при диагностике ресурсной части инновационного потенциала личности. «Эмпирически измеряемым конструктом выступает психологическая готовность к инновационной деятельности, отражающая динамические характеристики многомерного жизненного мира человека (инициативность как готовность человека действовать в условиях непредсказуемости результатов деятельности, полагаться на свои силы (доверие к себе) и отвечать за результаты; открытость к изменениям; готовность к переменам; легкость перестройки)» [4].

Этапы формирования психологической готовности личности к инновационной активности составляют структурные уровни инновационной активности личности как целостной системы. В данном случае мы опираемся на один из ключевых принципов системного подхода, сформулированный Я. А. Пономаревым, который был обозначен им как «Этапы-Уровни-Ступени» (Пономарев, 2006). Суть этого принципа состоит в том, что каждый более сложный уровень системы является этапом ее развития и включает в себя те ее элементы, которые характерны для предыдущих уровней развития системы. Формирование инновационной активности личности подчиняется этому принципу, что проявляется в его максимальной кумуляции на верхних уровнях системы по сравнению с нижними.

В основе развития большинства систем лежат сходные принципы, выделенные в частности Г. Спенсером: 1) рост дифференцирован-ности, выделение различного в первоначально однородном, т.е. усложнение; 2) рост связанности частей; 3) рост определенности [8]. Этим принципам подчиняются составляющие инновационной активности личности. Инно-

вационная активность личности включает в себя ряд компонентов, характеризующихся разной степенью обобщенности и сложности, которые отражают этапы ее формирования. Основное направление этого формирования идет от наиболее обобщенных форм — компонент инновационной активности личности к формированию видов инновационной активности (поисковая, интеллектуальная, творческая, социальная, экономическая).

Среди всеобщих универсальных принципов или законов развития на первом месте стоит закон развития от общего к частному, от форм однородно-простых, глобальных и целостных к формам разнородно-сложным [8].

Более сложные (дифференцированные) компоненты инновационной активности являются наиболее важными для личности в качестве ее ресурса развития. Одна из ведущих целей человека состоит в развитии. Ресурс инновационной активности личности, позволяющий ей развиваться, обозначим как «развивающий» компонент инновационной активности. Развиваясь, человек адаптируется, что приводит в конечном итоге к его успеху. Психологическую готовность можно рассматривать в качестве социально-психологического катализатора развития инновационной активности личности. Таким образом, развивающий компонент инновационной активности личности представляет собой психологический ресурс, позволяющий индивиду стать инновационной личностью.

Развитие — не единственный процесс, связанный с инновационной активностью личности. Другой процесс, который дополняет его — внедрение. Если развитие — это процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его инновационной социализации, т.е. «развивающий» компонент инновационной активности позволяет личности качественно измениться, то внедрение — это распространение нововведений, использование в производстве, в практике результатов каких-нибудь исследований, экспериментов. «Внедряющий» компонент инновационной активности позволяет личности использовать инновации в практике. То есть, это ресурс личности, позволяющий ей реализовать новшества.

Слова «развитие» и «внедрение» не являются синонимами. В современном словаре синонимов в качестве синонимов к слову «развитие» указываются «совершенствование», «изменение», «улучшение», а в качестве сино-

нимов к слову «внедрение» указываются «введение», «укоренение» [2]. Логически эти два понятия взаимодополняют друг друга, что для концепции является необходимым, поскольку они характеризуют два компонента одной системы или точнее — один феномен ИАЛ.

В ресурсной составляющей инновационной активности предприятия также фигурируют три подсистемы: «инновационная восприимчивость», «развитие» и «внедрение». То есть имеет место взаимно-однозначное соответствие двух типов подсистем, входящих в инновационную активность личности и предприятия: развивающей и внедряющей. Что касается инновационной восприимчивости, то она является внешним фактором инновационной активности предприятия, который влияет на формирование внутреннего системообразующего фактора — психологической готовности к инновационной активности личности. Таким образом, ИАЛ имеет системную организацию и состоит из трех компонентов, являющихся его подсистемами — «психологическая готовность», «развивающий» и «внедряющий».

Анализ литературы по проблеме выделения структурных компонентов активности

позволил критериально описать и обосновать каждый вид активности, входящий в структуру подсистем инновационной активности. Опираясь на исследования С. В. Пазухиной мы выделили систему взаимосвязанных показателей-критериев (мотивационный когнитивный, эмоциональный, волевой, операци-онально-деятельностный), позволяющую на практике отслеживать уровень сформирован-ности и динамические характеристики каждого вида активности, проявляющегося в инновационной активности личности (табл. 2) [5].

Существуют работы, рассматривающие различные психологические факторы, лежащие в основе развивающих процессов как личности, так и общества [1; 3; 7]. По сути, важнейшими из них являются интеллектуальная и творческая активность. Эти факторы являются наиболее обобщенными компонентами развивающей подсистемы инновационной активности личности, из которых далее вытекают более конкретные или дифференцированные. Аналогичные принципы существования характерны для внедряющего компонента ИАЛ, т.е. для социальной и экономической активности.

Таблица 2

Критерии сформированности компонентов инновационной активности личности

Критерий Содержание критерия

Мотивацион-ный Широкая научно-познавательная мотивация; активная жизненная позиция; сознательный устойчивый интерес к технологическим инновациям; мотив творческой активности, самосовершенствования и самореализации в научной деятельности, преодоления затруднений в профессиональной деятельности посредством поиска путей ее совершенствования; психологическая установка на инновационную деятельность

Когнитивный Знания об инновационных технологиях; понимание целей инновационной деятельности в свете решения актуальных задач; знания о современных инновациях в области своей специализации; широкий кругозор, обеспечивающий возможность интеграции знаний на междисциплинарной основе; достаточный уровень развития дивергентного, творческого, теоретического, практического, интуитивного мышления; гибкость мышления; преобладающий когнитивный стиль сбора и обработки информации; прогностические способности; способность к критическому анализу результатов собственной инновационной деятельности

Эмоциональный Переживание позитивных эмоциональных состояний по отношению к инновациям; удовлетворенность от выполняемой работы; положительные эмоции, связанные с процессом выполнения поиска решений, жажда открытий и др.

Волевой Инициативность, самостоятельность, целеустремленность, умение принимать ответственность на себя, организованность, самодисциплина, решительность, настойчивость в достижении цели и доведении начатого до конца; способность преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути получения нового результата и внедрения инновации; выдержка и упорство в ситуации первичного непонимания, непринятия новой идеи, противоречащей традиционным взглядам; готовность начинать работу заново в случае опровержения изначальных гипотез; способность к волевой регуляции собственной инновационной деятельности; толерантность к изменениям, новшествам, умение рисковать и т. д.

Операцио- нально-дея- тельностный Способность к поиску и критической оценке инновационных идей; наличие необходимых профессиональных умений, исследовательских навыков, опыта, достаточный уровень развития профессиональной компетентности в области специализации, методологической культуры, владение современными информационно-коммуникационными технологиями, которые позволяют осуществлять разработку инновационных проектов, внедрение и использование инновационных технологий; способность эффективно работать в команде

Что касается системообразующего фактора инновационной активности личности — психологической готовности, то она реализуется через поисковую активность, также соответствующую всем выделенным критериями и

является пусковым механизмом для развивающего и внедряющего компонентов ИАЛ.

В табл. 3 представлены структурно-содержательные характеристики компонентов инновационной активности личности.

Структурно-содержательные характеристики компонентов инновационной активности личности

Таблица 3

Критерии Поисковая активность Интеллектуальная активность Творческая активность Социальная активность Экономическая активность

Мотива-ционный Интериоризация внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность, инициативность. Структурные составляющие по-требностно-моти-вационной сферы личности: потребности, интересы, мотивы и цели ИА, принятие и раскрытие личностного смысла ИА, склонность к новизне Направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и овладения умениями, склонность к новизне В основе лежит не только система мотивов, но и моральное сознание личности, ее нравственные знания, развитие мышления Показывает, что наибольшую значимость имеют три потребности: власть, успехи причастность, т.е. обширные возможности социального общения

Когнитивный Умения формулировать вопросы и задачи, намечать и реализовывать ход поисковой активности, анализировать процесс и результат поиска Когнитивный компонент интеллектуальной активности направлен на развитие восприятия, памяти, мышления и воображения Понимание значимости решения проблемы развития творческой активности Оценка и понимание субъектом социальных процессов и своего места в системе социальных отношений; может проявляться в самоэффективности личности Наличие базовых экономических знаний, необходимых для понимания и осознания сущности фактов, понятий и идей в области экономических отношений

Эмоциональный Состояние личности, ее переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями в творческом поиске Способность человека владеть своими эмоциями, распознавать их и управлять ими, а также умение эффективно воздействовать на эмоции других людей, при этом не манипулируя ими Эмоциональное отношение к ИАЛ, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности. Эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания личности, которые могут иметь положительную или отрицательную направленность Умение владеть собой, своим голосом, мимикой, жестами. Одним из основных условий регулирования эмоциональных состояний является самовнушение

Волевой Человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество Проявляется в осознанности и целенаправленности действий, умении владеть собой, своими действиями Активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер Способность к выбору цели социальной активности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления Способность к преодолению различных экономических затруднений, возникающих в процессе экономической активности

Операционально-деятель-ностный Операционально-деятельностный подход определяет владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими Является тем пусковым механизмом интеллектуальной деятельности личности, который обеспечит высокую мотивацию к личностному саморазвитию и самосовершенствованию Организационные способности и умения. Это умения планировать, способность к самоорганизации Овладение и дальнейшее применение умений и способностей по выбору средств, способов и технологий стремление, к переменам, готовность к внедрению и риску Приобретение практических умений в решении экономических вопросов, стремление к переменам, готовность к внедрению и риску

Ф

Интеллектуальная активность личности проявляется, конечно, в любых обстоятельствах, в любой сфере деятельности человека. Мотивы выбора сферы деятельности могут быть также различными: это и потребность в самоутверждении, и желание как-то выделиться, заслужить похвалу, и увлеченность мыслительным (пусть даже и рутинным) процессом, и, наконец, собственно познавательная потребность. Интеллектуальная активность — чисто личностное свойство, это свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, где абстрагирование одной из сторон невозможно.

Творческая активность является необходимым условием выявления и развития творческого потенциала личности и механизмом реализации ее творческих способностей. Она проявляется в трех категориальных формах: в личности как творческом потенциале в виде ин-териоризации, затем в социуме как творческом процессе деятельности в виде экстериоризации с целью создания и распространения творческого опыта и в конце снова в личностной интерио-ризации как творческом личностном новообразовании, приобретая, на основе накопленного творческого и интеллектуального опыта, новые формы личностного саморазвития.

Интеллектуальная и творческая активности являются обобщенным развивающим компонентом инновационной активности личности.

Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение ее В. З. Коганом — Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности.

Экономическая активность-это сложное многокомпонентное образование, уровень, мера взаимодействия субъекта с объектами экономической действительности; интенсивность и качественное наполнение распоряжения субъектами ограниченными ресурсами, способ самовыражения и самоосуществления личности в жизни, включенной в экономические отношения не только производства, об-

мена и распределения, но также сбережения и потребления.

Социальная и экономическая активность создают условия для движения к общей цели, открывает возможности для сотрудничества и объединения. То есть, они является необходимым условием существования внедряющего компонента инновационной активности личности.

Напомним, что системообразующим фактором ИАЛ является поисковая активность. Поисковая активность — это активность, направленная на изменение ситуации (или изменение отношения к ней) без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Она проявляется в склонности к новизне, инициативности, стремлении к переменам, готовности к внедрению, риску.

На рисунке приводится гипотетическая модель инновационной активности личности, которая была успешно верифицирована в процессе эмпирического исследования.

В этой структуре отражена общая логика сопряженности компонентов ИАЛ, входящих в каждую из трех подсистем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Развивающий» и «внедряющий» компоненты ИАЛ находятся в отношениях компле-ментарности — они дополняют друг друга. В этой комплементарности они стремятся к балансу, поскольку они репрезентируют одно явление — инновационную активность личности. Психологическая готовность является системообразующим фактором инновационной активности личности и поэтому является составной частью структур обоих компонентов ИАЛ.

Для верифицикации структуры «развивающего» и «внедряющего» компонентов ИАЛ были использованы дескриптивные статистики. В исследовании приняли участие 440 респондентов.

В табл. 4 приводятся средние значения и стандартные отклонения по пунктам, шкалам и значения коэффициента а-Кронбаха для каждой шкалы, компонента и модели в целом.

Концепция структуры инновационной активности личности характеризуется содержательной, конструктной валидностью. Специализированный семантический дифференциал для оценки инновационной активности личности, представленный в статье А. О. Шишкиной «Психометрический анализ инновационной активности личности», имеет связь с показателями стандартизированных и адаптированных опросников, направленных на диагностику каждого отдельного компонента ИАЛ [9].

Таблица 4

Средние, стандартные отклонения, значения а-Кронбаха для шкал, компонентов и модели инновационной активности личности

Мо- Компо- Шкалы Пункты Сред- Среднее ква- а-Кронбаха для

дель ненты нее дратичное отклонение шкал компонентов модели

ИАЛ Психоло- Поис- Немощь/сила 1,11 2,01 0,873 0,873 0,687

гическая ковая Апатия/интерес 1,35 2,11

готов- актив- Усталость/бодрость 0,62 2,03

ность ность Глупость/ум 1,88 1,53

Пассивность/активность 1,47 1,98

Нерасторопность/подвижность 1,69 1,61

Безделье/труд 1,15 2,11

Принудительный/самодеятельный 0,91 1,89

Произвольность/планомерность -0,19 2,19

Мечта/реальность 0,4 1,78

Грусть/веселье 0,95 2,16

Безразличие/любопытство 1,17 1,9

Безыдейность/идейность 1,18 1,79

Провал/успех 1,43 1,73

Ложь/истина 1,43 1,74

Безволие/воля 1,53 2,01

Развива- Интел- Подвижность/нерасторопность -1,54 1,72 0,859 0,918

ющий лекту- Сообразительность/тупость -2,05 1,42

альная Разум/безумие -1,94 1,67

активность Осмысленность/бессмысленность -1,95 1,4

Понимание/непонимание -2,07 1,28

Остроумие/тупоумие -1,85 1,57

Эрудит/неуч -1,90 1,37

Умозаключение/отсутствие мыслей -1,77 1,59

Познавательность/апатия -1,74 1,7

Сила духа/бессилие -1,46 1,68

Мастерство/неумение -1,74 1,51

Воспитание/запущенность -1,33 2,01

Ответственность/безответственность -2,01 1,33

Умный/глупый -1,75 1,68

Целеполагание/отсутствие -1,46 1,71

Ф

Продолжение табл. 4

Мо- Компо- Шкалы Пункты Сред- Среднее ква- а-Кронбаха для

дель ненты нее дратичное отклонение шкал компонентов модели

Продуктивность/непродуктивность -1,64 1,56

Дальновидность/поверхность -1,46 1,73

Движение/покой -0,96 1,98

Самодеятельный/принудительный -1,16 1,84

Деятельный/бездействие -1,67 1,7

Принятие решения/непринятие -1,67 1,63

решения

Свобода/зависимость -1,50 1,74

Устремление/застой -1,59 1,64

Бодрость/усталость -1,32 1,73

Мобильность/инертность -0,94 2,11

Активность/пассивность -1,42 1,93

Здоровье/болезнь -1,77 1,52

Твор- Свобода/зависимость -2,08 1,54 0,861

ческая Личность/обезличивание -1,83 1,7

актив- Успеть/опоздать -1,73 1,56

ность Ум/глупость -1,88 1,51

Выражение/сокрытие -1,73 1,71

Развитость/отсталость -1,91 1,52

Сила/немощь -1,98 1,29

Самодеятельный/принудительный -1,67 1,69

Интерес/апатия -1,75 1,69

Интеллектуальный/неинтеллекту- -1,79 1,47

альный

Принятие решения/непринятие -1,65 1,51

решение

Обучение/неграмотность -1,79 1,61

Модификация/застой -1,56 1,64

Культура/бескультурье -1,84 1,59

Новый взгляд/стандарт -1,73 1,71

Свет/темнота -1,54 1,85

Продуктивность/непродуктивность -1,66 1,59

Краски/отсутствие красок -1,87 1,58

Дело/безделье -1,71 1,51

Духовность/без духовность -1,58 1,77

Озарение/непонимание -1,52 1,78

Польза/вред -1,51 1,74

Желание/нежелание -1,89 1,47

Вовлеченность/безразличие -1,66 1,62

Привязанность/отчужденность -1,38 1,66

Подвижность/нерасторопность -1,58 1,56

Внедряю- Соци- Бездействие/деятельность 1,78 1,47 0,863 0,908

щий альная Деградация/развитие 1,89 1,45

актив- Покой/движение 1,06 2,09

ность Немота/язык 1,77 1,55

Бестолковый/умный 1,74 1,46

Инертность/мобильность 0,70 2,09

Неосмысленность/осмысленность 1,20 1,82

Нерасторопность/подвижность 1,65 1,61

Замкнутость/общительность 1,88 1,56

Отсутствие коллектива/коллектив 1,78 1,67

Интернет/живое общение 1,50 1,85

Окончание табл. 4

Мо- Компо- Шкалы Пункты Сред- Среднее ква- а-Кронбаха для

дель ненты нее дратичное отклонение шкал компонентов модели

Безразличие/интерес 1,69 1,58

Застой/устремление 1,47 1,66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усталость/бодрость 1,11 1,91

Опоздать/успеть 1,42 1,68

Неграмотность/обучение 1,89 1,58

Личность/общество 0,5 2,29

Бездумье/интеллект 1,78 1,57

Грусть/веселье 1,46 1,77

Пассивность/активность 1,43 1,85

Эконо- Неинтеллектуальный/интеллекту- 1,69 1,59 0,822

мическая альныи

актив- Отказ/сделка 1,13 1,96

ность Без опытность/опыт 1,53 1,62

Безработица/труд устроенность 1,33 1,93

Обесценивание/ценность 1,31 1,83

Бесхребетность/воля 1,42 1,75

Банкротство/преуспевание 1,63 1,55

Деградация/развитие 1,8 1,61

Апатия/интерес 1,25 1,96

Глупость/ум 1,81 1,61

Неграмотность/обучение 1,96 1,47

Грусть/веселье 0,62 2,05

Пассивность/активность 1,72 1,62

Нерасторопность/подвижность 1,59 1,57

Инертность/мобильность 1,07 1,85

Таким образом, подтверждается, что «развивающий» компонент ИАЛ объясняется при помощи трех шкал. Первая шкала характеризует интеллектуальную активность, вторая — творческую активность, третья — поисковую

После того, как была верифицирована структура каждой из двух составляющих ИАЛ по отдельности, была проведена верификация всей системы компонентов ИАЛ (см. табл. 4), что подтвердило предложенную структуру инновационной активности личности, включающую в себя два составных компонента — «развивающий» и «внедряющий».

При условии внутренней сбалансированности системы компонентов, входящих в структуру инновационной активности личности, в сочетании с высокими значениями

этих компонентов, можно говорить о высоком уровне саморазвития, саморегуляции и конструктивного взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми, т.е. об успешной самореализации личности. Если внутри системы наблюдается дисбаланс, это характеризует снижение инновационной активности личности, даже если абсолютные значения отдельных его составляющих являются высокими. Разбалансированность компонентов инновационной активности личности затрудняет, прежде всего, проявление таких волевых качеств как настойчивость, ответственность, предусмотрительность, а также в коммуникативном плане ведет к снижению стремления к сотрудничеству, пониманию и доверию по отношению к окружающим.

Список использованной литературы

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002. — 320 с.

2. Гаврилова А. С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка: 50 000 слов / А. С. Гаврилова. — М. : Аделант, 2014. — 512 с.

3. Зинченко В. П. Школа должна учить мыслить? / В. П. Зинченко // Прикладная психология. — 2001. — № 1. — С. 1-18.

4. Краснорядцева О. М. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» / О. М. Краснорядцева, Д. Ю. Баланев, Э. А. Щеглова // Сибирский Психологический журнал. — 2011. — Вып. 40. — С. 164-175.

5. Пазухина С. В. Инновационная активность молодых ученых: содержание, структура, условия развития / С. В. Пазухина // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 363-371.

6. Терехова Т. А. Интеллектуальная активность личности: подходы, формы, механизмы / Т. А. Терехова, А. О. Шишкина // Психология в экономике и управлении. — 2013. — № 2. — С. 142-149.

7. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. — Томск : Изд-во Том. ун-та ; М. : Барс, 1997. — С. 16-32.

8. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. — М. : Столетие, 1995. — 189 с.

References

1. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostei [Psychology of creative abilities]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 320 p.

2. Gavrilova A. S. Slovar' sinonimov i antonimov sovremennogo russkogo yazyka: 50 000 slov [Dictionary of synonyms and antonyms of modern Russian: 50 000 words]. Moscow, Adelant Publ., 2014. 512 p.

3. Zinchenko V. P. The school has to learn to think? Prikladnaya psikhologiya = Applied psychology, 2001, no. 1, pp. 1-18. (In Russian).

4. Krasnoryadtseva O. M., Balanev D. Yu., Shcheglova E. A. Diagnostic opportunities of a questionnaire «Psychological readiness for innovative activity». Sibirskii Psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology, 2011, iss. 40, pp. 164-175. (In Russian).

5. Pazukhina S. V. Innovative activity of young scientists: contents, structure, development conditions. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2012, no. 10, pp. 363-371. (In Russian).

6. Terekhova T. A., Shishkina A. O. Intellectual activity of the personality: approaches, forms, mechanisms. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in Economics and Management, 2013, no. 2, pp. 142-149. (In Russian).

7. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence: paradoxes of research]. Psychology of intelligence: paradoxes of research. Tomsk State University, Moscow, Bars Publ., 1997, pp. 16-32. (In Russian).

8. Chuprikova N. I. Umstvennoe razvitie i obuchenie: Psikhologicheskie osnovy razvivayushchego obu-cheniya [Intellectual development and training: Psychological bases of the developing training]. Moscow, Stoletiye Publ., 1995. 189 p.

Информация об авторе

Терехова Татьяна Александровна — доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, Ленина, 11; e-mail: terehovata@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Терехова Т. А. Концепция структуры инновационной активности личности / Т. А. Терехова // Психология в экономике и управлении. — 2015. — T. 7, № 1. — С. 5-15. — DOI : 10.17150/2225-7845.2015.7Щ.5-15.

Author

Terekhova, Tatyana A. — Doctor of Psychology, Professor, Department of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economics and Law, 664003, Russian Federation, Irkutsk, Lenin Str., 11; e-mail: terehovata@mail.ru.

Reference to article

Terekhova T. A. Structure concept of personal innovative activity. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in Economics and Management, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 5-15. DOI: 10.17150/2225-7845.2015.7(1).5-15 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.