Научная статья Original article УДК 338.262.4
doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10705
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАСПИЙСКОГО
РЕГИОНА
THE CONCEPT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE
CASPIAN REGION
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Долгушин Александр Борисович,
кандидат экономических наук, профессор научно-образовательного центра устойчивого развития, Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва, E-mail: abdolgushin@yandex. ru
Цуканов Александр Александрович, кандидат экономических наук, бизнес-тренер, Общество с ограниченной ответственностью «Бэст Прайс», г. Москва, E-mail: [email protected]
Степанова Анастасия Александровна, кандидат экономических наук, заместитель руководителя центра развития делового туризма, Российско-Китайская Палата по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, г. Москва, E-mail: [email protected]
Dolgushin Alexander Borisovich, PhD in Economics, Professor of the Scientific and Educational Center for Sustainable Development, Moscow Witte University, Moscow, E-mail: [email protected]
Tsukanov Alexander Alexandrovich, PhD in Economics, business-trainer, Limited Liability Company «Best Price», Moscow, E-mail: [email protected]
Stepanova Anastasia Alexandrovna,
PhD in Economics, Deputy Head of the Business Tourism Development Center, Russian-Chinese Chamber for the Promotion of Trade in Mechanical Engineering and Innovative Products, Moscow, E-mail: [email protected]
Аннотация. Антропогенная нагрузка на Каспийское море в последние десятилетия имеет свойство усиливаться, что негативно отражается в виде деградации экосистемных услуг Каспийского бассейна. В случае обмеления моря прогнозируется еще большее увеличение нагрузки на экосистему, которые приведут к снижению социально-экономических показателей региона. Прикаспийские страны разработали и приняли Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, которая дает предпосылки для разработки общей межгосударственной стратегии развития Каспийского региона в соответствии с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В статье даны рекомендации по разработке концепции стратегии, а также даны предложения по разработке отдельных отраслевых программ, касающихся обеспечения экологической безопасности региона, в соответствии с принципами устойчивого развития. Отражена актуальность и перспективы привлечения зеленых инвестиций в проекты устойчивого развития Каспийского региона и роль зеленых облигаций в финансовом обеспечении отдельных отраслевых программ. Abstract. Anthropogenic pressure on the Caspian Sea has tended to increase in recent decades, which has a negative impact in the form of degradation of ecosystem services in the Caspian basin. In case of shallowing of the sea, an even greater increase in the load on the ecosystem is predicted, which will lead to a decrease in the socio-economic indicators of the region. The Caspian countries have developed and adopted a Convention on the Legal Status of the Caspian Sea, which provides prerequisites for the development of an interstate strategy for the development of the Caspian region in accordance with the Sustainable Development Agenda for the period up to 2030. The article provides recommendations for the development of the strategy concept, as well as proposals for the development of individual sectoral programs related to ensuring the environmental safety of the region, in accordance with the principles of sustainable development. The relevance and prospects of attracting green investments in sustainable development projects of the Caspian region and the role of green bonds in the financial support of individual sectoral programs are reflected.
Ключевые слова: Каспийский регион, устойчивое развитие, стратегия, зеленые облигации
Keywords: Caspian region, sustainable development, strategy, green bonds
Недавние исследования в области изменения климата и его влиянии на падение уровня воды во внутренних водоемах прогнозируют в ближайшие 80 лет катастрофическое снижение уровня Каспийского моря на 9-18 метров и площади поверхности на 23-34% [1]. Особенно заметно такое обмеление проявится в северной, северо-восточной и восточной части Каспия, что отражено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Риски обмеления Каспийского моря к 2100 году [2]
Экосистема Каспийского моря обеспечивает экономическое благополучие и развитие миллионам людей, поэтому последствия его обмеления приведут к потере оказываемых местному населению экосистемных услуг, таких как сокращение рыболовных угодий и пересыхание прибрежных морских и речных аквакультур. Кроме того, оскудеет круговорот питательных веществ, сократится перенос влаги и осадков в засушливую Центральную Азию. Экономика региона может испытать кризис в сфере экономических услуг в результате обмеления портов в таких крупных городах с многомиллионным населением, как Махачкала (Россия), Баку (Азербайджан), Туркменбашы (Туркмения), Атырау (Казахстан), Бендер-Энзели (Иран). Серьезный удар почувствует на себе сфера культурно-оздоровительных и рекреационных услуг, связанных с отдыхом и туризмом. Утрата этих услуг будет иметь серьезные социально-экономические последствия и может вызвать локальные и региональные конфликты в этнически разнообразный регион. Исходя из данных представленных на рисунке 2, резкое обмеление Каспийского моря уже происходило в прошлом веке в 1940-х годах и закончилось в 1977 году, которое затем сменилось повышением уровня моря. С 1997 года наблюдается опять резкое понижение уровня на 6-7 см в год.
Им. -24.5 г
-25.0
-25.5
-26.0
-26.5
•27.0
-27.5
•28.0
-28.5
-29.0
-29.5 !_
1830 1850 1870 1890 1910 1930 1950 1970 1990 2010
Рисунок 2 - Колебания уровня Каспийского моря за 1830-2010 годы [3]
Ученые выделяют несколько основных причин колебания уровня воды в Каспийском море:
— потепление климата в Центрально-Азиатском регионе, а также в бассейне реки Волги
[4];
— колебания солнечной активности [5];
— результат дренирования Арала под плато Устюрт и в Каспий вследствие техногенных возмущений недр [6].
В тоже время стоит добавить, что изменение уровня воды зачастую зависит и от хозяйственной деятельности человека: строятся водохранилища, производится значительный забор воды из впадающих в Каспийское море рек на нужды промышленности и сельского хозяйства, увеличивается количество и размеры населенных пунктов и их потребности в водопотреблении, развивается транспортная и туристическая прибрежная инфраструктура, увеличивается добыча нефти и потребность в воде для закачивания ее в нефтяные пласты при добыче.
Колебания уровня Каспия уже приводило к экологическим проблемам, таким как массовая гибель птиц, обмеление залива Кара-Богаз-Гол, заболачивание дельт рек Волга и Урал, наводнениям и прочим проблемам, зоны очагов которых отражены на рисунке 3.
м БС
экологическим и экономическим рискам при обмелении1
1 Составлено авторами
На протяжении десятилетий правительства прикаспийских стран работают над различными решениями проблемы обмеления Каспия, были предложены и отчасти реализованы проекты по строительству и разрушению дамб, по переброске стока рек, по строительству водоканалов и т.д. Однако все эти проекты требовали и требуют колоссальных капиталовложений в рамках частно-государственного партнерства, а также привлечению не только национального, но и транснационального финансирования, при этом они требует тщательного анализа на предмет наличия экологических и экономических рисков.
Антропогенная нагрузка на Каспийское море усиливается, результаты воздействия которой выражаются в сокращении популяций ценных промысловых пород рыб, разливах нефти, разгерметизации скважин затопленных месторождений, проникновения интродуцированных видов организмов, эвтрофикация, загрязнение фенолами и тяжелыми металлами, использование ядерных зарядов при строительстве газохранилищ.
В Каспий впадает 130 рек. Волга, Урал, Терек, Кура, Самур и иные реки, впадающие в Каспийское море, ежегодно приносят в море отходы производства и потребления. 85%
водоснабжения приходится на Волгу и Урал, на которых располагается множество промышленных и сельскохозяйственных предприятий, и не все они обладают достаточными мощностями очистных сооружений. Неочищенные стоки канализаций, отработанные химикаты, минеральные удобрения, фосфаты, нитраты, соли тяжелых металлов, диоксины - все это сливается в реки, и соответственно, потом попадает в Каспийское море.
Особую тревогу представляют неочищенные стоки канализации от городов, расположенных по берегам самого Каспийского моря. Отсутствие, либо недостаточная модернизация очистных сооружений ведет не только к общему загрязнению воды, но и, в частности, к гибели сине-зеленых водорослей, вырабатывающих кислород в акватории Каспия, а это, в свою очередь, ведет к уменьшению количества кислорода в воде, а иногда и вовсе к созданию бескислородных зон. Такие явления уже есть и на юге Каспия, и в других его частях. Значительные выбросы вредных веществ в атмосферу также усугубляет ситуацию. Данное явление крайне пагубно влияют и на биоразнообразие [7].
Большую опасность для экологического благополучия Каспия играет избыточный вылов рыбы и браконьерство. Существуют проблемы не только в различиях в законодательном регулировании у пяти прикаспийских государств, но и различия в социально-экономическом развитии. Известно, что существуют в регионе предприятия, которые вылавливают рыбу сверх квот. Также физические лица приторговывают выловом рыбы, которую вылавливают на правах местных жителей. Случаи браконьерства при этом вырастают. Хотя в целом и юридические, и физические лица осознают, что, несмотря на прибыль, надо придерживаться квот, иначе в следующие года рыбы будет меньше, а это их постоянный заработок, однако многие живут сиюминутной выгодой. Эту проблему можно было бы решить при усилении контроля за выловом, например, если увеличить суммы денежных штрафов. Однако здесь крайне важно понимать, что физические лица имеют право на вылов рыбы для себя и своих семей, если эти лица относятся к местному населению.
Множество свалок коммунальных отходов характеризуют низкую экологическую грамотность местного населения. В Каспийском регионе, как на государственных уровнях, так и на международном уровне отсутствует кооперация в области обращения с отходами потребления и вторичными ресурсами.
Важно отметить, что в последнее десятилетие геополитическая ситуация в Каспийском регионе и Центральной Азии стремительно меняется. Ключевым фактором стали энергетические проекты, реализованные при участии внерегиональных государств.
Создание новых маршрутов поставок нефти и газа на внешний рынок стало мощным инструментом геополитического влияния на страны Центральной Азии и Каспийского региона. Активная политика внерегиональных государств: США, Китая, а также деятельность ЕС привели к переориентации потоков углеводородного сырья, а вместе с этим и к геополитической трансформации евразийского пространства. В ходе энергетического соперничества наибольших выгод добился Китай, который значительно расширил границы геополитического влияния. Стратегическая цель США, которую они продвигали с начала 1990-х годов, - перенаправить потоки нефти и газа с российского (северного) направления на западное, в сторону ЕС - была реализована частично. Американской стороне удалось добиться изменения потоков каспийских углеводородов, но не тех, что добываются в Центральной Азии [8].
В экономическом развитии Каспийского региона сохраняются определенные риски реализации энергетических проектов, обусловленные как введенными санкциями против России и Ирана, так и развитием конкуренции транспортных коридоров, в том числе через Грузию и Азербайджан. Усиление санкционного давления со стороны Запада ведет к снижению притока инвестиций в регион, в том числе в энергетические проекты. Возрастает влияние Китая в Центральной Азии, который, как показано на рисунке 4, также ведет работу по развитию транспортных коридоров в рамках инициатив «Пояс и Путь», «Новый Шелковый Путь» и развитии международных транспортных коридоров, таких как «Север - Юг» и др. В случае обмеления портов Каспийского моря все эти планы и инициативы будут иметь серьезные риски, в этом случае их успешной реализации ожидается кратное увеличение антропогенной нагрузки пропорционально росту мощностей грузоперевозок.
/иио^г о:
«В^ЛИИИИ МОСТ>
М* ждуивро ДН ый коридор в Север Юг*
М«? ждуилродн ы й коридор« Трвсеке»
М^жДундроДмьмл иоридор « Имогемг»
Рисунок 4 — Транспортные коридоры Средней Азии [9]
Экологические-экономические проблемы Каспийского моря носят международный характер и требуют международного комплексного подхода. Важным событием, способствующим решению проблем комплексного развития Каспийского региона, определения его правового статуса, стало подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря (далее - Конвенция). Конвенцию подписали Президенты всех пяти стран Каспийского региона - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении на саммите в городе Актау в Казахстане в 2018 году. Россия подписала ее 29 июня 2018 года [10], ратифицировала 1 октября 2019 года [11]. В соответствии с Конвенцией, основная площадь водной поверхности Каспийского моря признаётся морем, а не озером, с вытекающими из этого юридическими последствиями. Каспийское море остаётся в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договорённости между ними на основе международного права, как это показано на рисунке 5. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов вне внутренних вод осуществляются по согласованным сторонами правилам. Конвенцией (пункт 3 статьи 15) запрещена любая деятельность, наносящая ущерб биологическому разнообразию. Следует особо подчеркнуть, что соблюдение норм Конвенции поможет народам Каспия сохранить мир и благополучие в регионе.
Работа, направленная на подписание Конвенции, началась еще в 1996 году, но каждая страна имела ряд противоречащих друг другу требований и подходов, препятствующих выработке единого согласованного всеми сторонами документа. Это определялось и неравномерностью распределения природных ресурсов в самой акватории, в первую очередь газо- и нефте- месторождений, различиями законодательств стран-участниц Конвенции, вопросами регулирования и квотирования вылова водных биологических культур. Иран настаивал на том, что Каспий является озером (и не поддерживал в этом контексте Конвенцию ООН о морском праве 1982 года) [12]. Также в течение этих лет были заключены ряд двусторонних и трехсторонних соглашений как между Россией, Казахстаном и Азербайджаном, так и между Казахстаном и Туркменией.
Рисунок 5 - Разделение акватории Каспийского моря между странами прикаспийских государств согласно Конвенции о правовом стату се Каспийского
моря [13]
Стоит отметить, что международное сообщество поддерживает усилия всех стран, которые заинтересованы в устойчивом развитии прибрежных регионов, т.к. аналогичные проблемы морей существуют во всем мире. В декабре 2017 г. Организация Объединенных Наций провозгласила Десятилетие науки об океане в интересах устойчивого развития (2021-2030 гг.) [14]. По поручению Генеральной Ассамблеи ООН, Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО (МОК) приглашает мировое океанологическое сообщество составить план на следующие десять лет в области науки и технологий. Главная задача Десятилетия - «Принятие в сфере морской науки решений в интересах устойчивого развития, способных вызвать изменения и сблизить человека с океаном».
Каспий является важным аспектом геополитической повестки. Благодаря значительным природным ресурсам, к нему привлечено большое внимание со стороны многих стран и регионов. Так, вырастает его значение в геополитическом плане для США, Великобритании и ЕС. Определенное ослабление российского влияния после развала СССР на Центральную Азию и Кавказ, открыло новые перспективы в политическом и экономическом аспекте как для Америки, Европы, так и для Азии. Странами Кавказа и Центральной Азии проводится курс на независимость, развитие собственных интеграционных связей. В дополнение, заключаются контракты с иностранными инвесторами, которые диктуют свои условия. Вырастает кооперация и по южному
направлению. За счет долгосрочных контрактов, сохраняется длительный период взятых сторонами на себя обязательств.
Россия в настоящее время активно продвигает развитие Евразийского Экономического Союза (Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Кыргызстан), однако только две из пяти стран Каспийского региона -Россия и Казахстан - в него входят. Есть торговое соглашения ЕАЭС с Ираном, а также сохранение народнохозяйственных отношений со странами СНГ, но степень развития интеграционных связей с ними является различной. В тоже время, Китай активно продвигает Новый Шелковый Путь, куда входит несколько крупных транспортных коридоров через Центральную Азию и Кавказ в Европу. Китай также ведет активную работу по развитию коммерческих и торговый связей со странами Кавказа и Центральной Азии, выдает им кредиты на развитие. При этом, развитие кооперации между Китаем и Россией также возрастает, поэтому эта проблема носит комплексный характер.
Конкурентная борьба между глобальными и региональными центрами возрастает. Вместе с тем, влияние США и ЕС в регионе также велико. Множество энергетических проектов на Каспии развиваются с участием западного финансирования, которые в свою очередь, навязывают свои правила и стандарты. Экономические мотивы дополняются линией США на ослабление влияния в регионе таких стран, как Россия, Иран и Турция. В соответствии со стратегией американского лидерства Каспий был объявлен зоной интересов США и ему уделяется особое внимание. Однако, как уже было сказано выше, принятие Конвенции вносит диссонанс в политику западных властей по усилению их влияния в регионе.
Каспий обладает огромными природными запасами цветных, редких и драгоценных металлов. В частности, в части Казахстана находятся месторождения урана, серебра, хромовой руды, а также залежи фосфоритов мирового уровня, месторождения меди, свинца, никеля, вольфрама. В части Туркмении находятся огромные запасы калийных и других природных ресурсов [15].
В целом, все Прикаспийские страны обладают значительным запасом природных ресурсов, в то время как ЕС, страны Азии, ощущают на себе их нехватку. Следовательно, в наиболее развитых странах минерально-сырьевая база в значительной мере истощена. Лишены ее Япония, Южная Корея, частично Китай и другие, быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, которые тоже заинтересованы в ресурсах Каспия.
Важным фактором сохранения устойчивого развития региона является формирование совместных научных проектов и программ по противодействию основным экологическим,
экономическим и политическим вызовам в Каспийском регионе. Необходимо комплексно рассматривать такие направления, как: —решение вопросов экологии на Каспии;
—развитие предприятий промышленности и сельского хозяйства в соответствии с принципами устойчивого развития, в том числе сфере аквакультуры;
— создание устойчивого квотированного промысла водных биоресурсов;
— обеспечение энергоэффективности и развитие низкоуглеродных технологий, в том числе в сфере нефтепереработки;
— развитие транспортной инфраструктуры;
— развитие инфраструктуры туризма, в том числе экологического;
— цифровизация и др.
В 2017 году в России была утверждена Стратегия развития портов в Каспийском бассейне до 2030 года [16]. Она призвана способствовать развитию транзитной торговли, в альтернативу проливам через Черное море и Средиземное море, а также морскому пути через Суэцкий канал. Основное движение, в первую очередь грузовых судов, по направлению Азия-Европа идет с Индии, Китая и других стран Азии в Западную Европу, а также грузы идут в сторону Саудовской Аравии и других государств Персидского залива. В настоящее время в Каспийском регионе располагается 20 портов. При этом 5 из них обладают развитой инфраструктурой, мощностью более 10 млн тонн. Немаловажный фактор при этом имеет не только наличие портовой инфраструктуры, но и наличие иной транспортной инфраструктуры, такой как автомобильные дороги, железные дороги, вокзалы, пункты обработки грузов, логистические центры.
Так, по оценкам Министерства экономического развития России, совместное развитие Каспийского региона позволит получить выгоду от суммарного прироста оборота несырьевых товаров на сумму 4 млрд долларов США уже к 2025 году [17]. При этом, как уже отмечалось выше, важно комплексное формирование разных составляющих инфраструктуры:
— торговой инфраструктуры;
— транспортной и логистической инфраструктуры;
— информационной инфраструктуры;
— туристической инфраструктуры;
— регуляторной инфраструктуры;
— финансово-инвестиционных механизмов и развитие ГЧП;
—развитие корреляции транспортных маршрутов Каспия с другими коридорами Евразийского континента.
Прикаспийскими странами также уже разрабатываются стратегии развития каспийского региона с учетом их встраивания в парадигму устойчивого развития. Так Туркменистан, Азербайджан и Казахстан продвигаются по пути укрепления своего геополитического сотрудничества и развития новых зеленых портов в регионе Каспийского моря в рамках проекта ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Планируется, что реализация зеленых проектов, подготовленных совместно с ОБСЕ, будет способствовать диверсификации энергопоставок из портов Туркмении, Азербайджана и Казахстана, а также соединению центральноазиатских стран на рынки ЕС через Каспийское море. Проект планируется реализовать в партнерстве с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) и ведущими экспертами частного сектора [18].
Данными странами также планируется создание цифровой платформы для облегчения обмена данными между портами Каспийского моря, что позволит минимизировать издержки, сократить время пересечения границ, расширить возможности межстранового сотрудничества.
Растущая взаимозависимость и более тесные экономические отношения в регионе позволяют сформировать своего рода кластер, основанный на долгосрочном экономическом сотрудничестве стран Каспийского региона по обеспечению устойчивого зеленого роста, международной и региональной безопасности и развитию выгодных торговых отношений между Азией и Европой. Перспективность данного направления подтверждается заинтересованностью европейских стран в развитии зеленых проектов Каспийского региона. Так Италия софинансирует проект ОБСЕ по продвижению зеленых портов на Каспийском море. Инициатива направлена на повышение пропускной способности порта Туркменбаши (Туркмения) с Баку (Азербайджан) и Актау (Казахстан) для использования принципов зеленых портов для снижения негативного воздействия производства и потребления энергии на окружающую среду, обеспечения энергетической безопасности и энергоэффективности за счет диверсификации поставок [19]. К подобным инициативам подключилась и Исландия, оказывая поддержку развития зеленых портов в регионе Каспийского моря путем предоставления своих экспертов для консалтинга в области возобновляемой энергетики [20].
Однако стоит учитывать, что потеря возможности предоставления различного рода экосистемных услуг, о которых говорилось ранее, может привести к огромным финансовым потерям не только для стран, имеющих выход к Каспийскому морю, но и для всех тех, кто инвестирует в экономические проекты данного региона или использует его в своих логистических цепочках. Для минимизации этих рисков требуется не локальное, а комплексное системное решение экологических проблем и переориентация реализуемых проектов данного региона на принципы устойчивого развития. При этом стоит учитывать, что подобные проекты, нацеленные не на ускоренный экономический рост с краткосрочными результатами и быстрой прибылью, а на обеспечение зеленого роста со смещением акцентов в сторону формирования экономических кластеров, делающих акцент на долгосрочное сотрудничество и устойчивое развитие, требуют значительных финансовых вложений.
Также важно учитывать, что, исходя из специфики политики каждого из Прикаспийского государства, основным источником финансового обеспечения экологизации производственной деятельности как в целом по стране, так и в Каспийском регионе в частности, должны стать не бюджетные ресурсы, а частный капитал. Исходя из чего, встает вопрос о том, каким образом государство осуществляет поддержку данного направления и какими методами обеспечивает переориентацию капитала из традиционных проектов в зеленые.
Одним из наиболее популяризированных методов за последнее время, направленных на финансовое обеспечение зеленых проектов и реализацию долгосрочного зеленого роста, стало внедрение дополнительных форм финансирования, таких как зеленые облигации (green bonds), представляющие собой облигации, поступления от размещения которых направляются исключительно на финансирование или рефинансирование (полное или частичное) новых или существующих зеленых проектов, которые соответствуют четырем ключевым элементам Принципов зеленых облигаций разработанных ICMA (Международная ассоциация рынков капитала) [21]. Кратко эти принципы можно сформулировать как:
—Целевое использование средств. Поступления от размещения направляются исключительно на финансирование существующих или рефинансирование новых зеленых проектов.
—Процесс оценки и отбора проектов. Эмитент должен четко донести до инвесторов информацию о том, почему его проект признан зеленым, в том числе, какие процедуры верификации подтверждают это.
—Управление средствами. Поступления от размещения зеленых облигаций должны быть структурированы в отдельный пул, который будет управляться обособленно от остальных средств. Привлеченные средства должны быть использованы только на зеленые проекты. —Регулярная отчетность. Эмитенту необходимо регулярно собирать и раскрывать необходимую информацию об использовании привлеченных средств. GBP приветствует высокий уровень прозрачности.
Так для переориентации частного капитала в сторону более наукоемких и экологичных проектов помимо ужесточения экологических нормативов государство осуществляет финансовую поддержку инвестиционных проектов нацеленных на внедрение наилучших доступных технологий, предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации таких проектов. Так же стоит отметить, что на данный момент зеленые облигации набирают все большую инвестиционную привлекательность на мировом рынке, как один из ключевых инструментов финансирования экологических проектов, о чем свидетельствует общемировая тенденция эмиссии зеленых облигаций в размере 1 трлн. долларов за 2020 г. [22]. Данная тенденция по развитию рынка зеленого финансирования и поддержка со стороны государства делают подобные инструменты крайне эффективными для финансового обеспечения устойчивого развития Каспийского региона, особенно с учетом того, что экологические и экономические проблемы Каспийского региона соответствуют проблематике, отраженной в 17-ти Целях Устойчивого Развития ООН, благодаря чему при привлечении зеленых инвестиций под подобные проекты, будет легче обосновать целевое расходование таких средств.
Выводы. В случае развития сценариев обмеления Каспийского моря существуют риски и угрозы устойчивому развитию Каспийского региона. Обмеление моря приведет к остановке функционирования крупнейших портов региона, что, в свою очередь, приведет к пересмотру торговых маршрутов как по направлению Север-Юг, так и по направлению Восток-Запад.
Перспективы обмеление моря, а также существующие экологические проблемы несут серьезную угрозу экосистеме Каспийского бассейна, что в итоге негативно отразится на экономическом развитии региона.
Успешное подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая дала начало обеспечению экологической безопасности региона, создает предпосылки для стратегического межгосударственного взаимодействия в парадигме устойчивого развития.
Однако для эффективного при планировании сценариев развития требуется усилить акцент на отдельных направлениях обеспечения экологической безопасности.
С этой целью рекомендуется при дальнейшем нормативно-правовом регулировании межгосударственных отношений прикаспийских стран разработать совместно Стратегию устойчивого развития Каспийского региона на основе принятых на международном уровне, в том числе всеми пятью странами Каспийского бассейна, 17-ти целей устойчивого развития [23], которые содержат в себе достаточно указаний в виде установленных 169-ти задач и которые содержат количественные индикаторы по достижению 17-ти целей.
Такая Стратегия устойчивого развития Каспийского региона в дальнейшем должна содержать в себе отдельные программы в части обеспечения экологической безопасности.
В первую очередь должна быть сформулирована и реализована программа научного изучения Каспия, содержащая в себе мероприятия по сбору, анализу и систематизации как экологических, так и экономических показателей состояния Каспийского региона. Результаты реализации такой программы должны определить экологическую ёмкость территорий Каспийского региона, потенциальные векторы устойчивого экономического развития и пределы допустимого антропогенного воздействия на экосистему Каспийского бассейна. Кроме того, программа должна содержать в себе задачи по разработке межгосударственной системы экологического мониторинга и информирования общественности, системы экстренной ликвидации аварийных утечек нефти, системы мониторинга борьбы с браконьерством.
Стратегия устойчивого развития Каспийского региона должна также создать предпосылки для разработки программ устойчивого развития отдельных отраслей народного хозяйства, таких как:
— программа устойчивого развития водоснабжения и водоотведения;
— программа устойчивого развития туризма, в том числе экологического туризма;
— программа устойчивого развития транснациональной системы особо охраняемых природных территорий;
— программа устойчивого развития рыбного хозяйства;
— программа устойчивого развития сельского хозяйства;
— программа обращения с отходами и вторичными ресурсами;
— программа повышения энергоэффективности;
— программа поддержки малых зеленых проектов.
Финансовое обеспечение реализации программ Стратегии устойчивого развития Каспийского региона должны основываться на принципах зеленого финансирования. Для чего потребуется разработать программу финансового обеспечения зеленых проектов Каспийского региона, сформировать алгоритм государственной поддержки таких проектов, осуществить содействие со стороны банковской сферы по выпуску зеленые облигации через механизм секьюритизации для зеленых проектов малого и среднего бизнеса, сформировать базы данных ключевых рисков, характерных для зеленых проектов, а также разработать методологию страхования рисков зеленых проектов.
Список источников
1. Nandini-Weiss SD, Prange M, Arpe K, Merkel U, Schulz M. Past and future impact of the winter North Atlantic Oscillation in the Caspian Sea catchment area. Int J Climatol. 2019; 1-15. Doi: https://doi.org/10.1002/joc.6362 - Текст: электронный // Журнал International Journal of Climatology, издательство Royal Meteorological Society. - 2019. - том - №5. - С. 2717-2731. URL: https://rmets.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/joc.6362 (дата обращения: 24.10.2021).
2. Prange M., Wilke T. & Wesselingh F.P. The other side of sea level change. Commun Earth Environ 1, 69 (2020). Doi: https://doi.org/10.1038/s43247-020-00075-6. - Текст: электронный // Журнал Communications Earth & Environment, издательство Springer Nature. - 2020. -№69. - С. 1-15. URL: https://www.nature.com/articles/s43247-020-00075-6#article-info (дата обращения: 19.09.2021).
3. Магрицкий Д.В. Каспийское море. Научно-популярная энциклопедия «Вода России»: [сайт]. URL: https://water-rf.ru/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D 1%8B%D0%B5 %D0%BE%D0%B 1%D 1%8 A%D0%B5%D0%BA%D 1%82%D 1%8B/870/%D0%9A%D0%B0%D 1%81%D0%BF%D0%B 8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 %D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5 ( Дата обращения: 19.09.2021).
4. Георгиевский В.Ю. Изменения стока рек России и водного баланса Каспийского моря под влиянием хозяйственной деятельности и глобального потепления: автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра геогр. наук: 25.00.27 / В.Ю. Георгиевский; [Гос. гидрол. ин-т]. - Санкт-Петербург, 2005. - 39 с.: ил. - Библиогр.: с. 35-39. URL: https://new-disser.ru/ avtoreferats/01002802601.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
5. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии: история Хазарского государства от возникновения и до его исчезновения / Л.Н. Гумилев; Лев Гумилев. - Москва: Изд-во АСТ, 2008. -(Историческая библиотечка). - ISBN 9785170316090.
6. Голубов Б.Н. Аномальный подъём уровня Каспийского моря и катастрофическое обмеление Аральского моря как результат дренирования Арала под плато Устюрт и в Каспий вследствие техногенных возмущений недр / Б.Н. Голубов // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2018. - Т. 16. - № 1-2. - Doi: 10.24411/22279490-2018-11072. URL: http://ecogosfond.kz/wp-content/uploads/2019/07/CA.D.228-Anomalnyi-podiom-urovnia-Kaspiiskogo-moria-i-katastroficheskoe-obmelenie-Aralskogo-morja.pdf (дата обращения: 18.10.2021).
7. Сыромятников Н. Чем опасны воды Каспийского моря? // Русская Семерка: [сайт]. URL: https://russianru/post/chem-opasny-vody-kaspiyskogo-
morya/?utm referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (Дата обращения: 24.10.2021).
8. Жильцов С. Энергетические проекты в Каспийском регионе и Центральной Азии меняют геополитический ландшафт Евразии / С. Жильцов, И. Зонн, Е. Маркова // Центральная Азия и Кавказ. - 2019. - Т. 22. - № 1. - С. 26-35. URL: https://ca-c.org/online/2019/iournal rus/cac-01/02.shtml (Дата обращения: 20.10.2021).
9. Управление правительства провинции Нижняя Австрия: [сайт]. URL: https://www.noel.gv.at/noe/Internationales-
Europa/26_SdLB_Beilage_4.8._Die_neue_Seidenstrasse.pdf (Дата обращения: 28.10.2021).
10. Распоряжение Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 173-рп «О подписании Конвенции о правовом статусе Каспийского моря». URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201806290006.pdf (Дата обращения: 24.10.2021).
11. Федеральный закон от 01.10.2019 № 329-Ф3 «О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910010008 (Дата обращения: 18.10.2021).
12. Досым С. Геополитические, геоэкономические и экологические риски Каспийского региона: взгляд из Казахстана. Региональная аналитическая сеть Центральной Азии (КААН): [сайт]. URL: https://www.caa-network.org/archives/8828 (Дата обращения: 17.10.2021).
13. Luke Coffey. Caspian Sea Ownership: Not an Issue the U.S. Should Ignore. The Heritage Foundation: Фонд «Наследие»: [сайт]. URL: https://www.heritage.org/energy-economics/report/caspian-sea-ownership-not-issue-the-us-should-ignore (Дата обращения: 19.09.2021).
14. ЮНЕСКО: специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры: [сайт]. URL: https://en.unesco.org/ocean-decade (Дата обращения: 18.101.2021).
15. Александрова Н. Европейская политика безопасности. Pandia.ru: интернет-издание: [сайт]. URL: https://pandia.ru/text/77/470/1002.phph (Дата обращения: 20.10.2021).
16. Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2017 N 2469-р (ред. от 24.06.2020) «Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71707372/ (Дата обращения: 17.10.2021).
17. Фонд Росконгресс: Информационно-аналитическая система: [сайт].
URL: https://roscongress-org.turbopages.org/roscongress.org/s/materials/_srednesrochnaya-
programma-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-strany-do-2025-goda-strategiya-rosta/?utm_source=turbo_turbo&turbo_feed_type=full (Дата обращения: 04.11.2021).
18. Business Turkmenistan (BT): служба деловых новостей и информации: [сайт]. URL: https://business.com.tm/post/4009/hazar-portlary-has-hem-yashyllashyp-sanly-ulgamda-birigerler (Дата обращения: 10.06.2021).
19. PortSEurope: новостной канал: [сайт]. URL: https://www.portseurope.com/italy-co-finances-project-to-promote-green-ports-in-caspian-sea/ (Дата обращения: 24.10.2021).
20. Gis: веб-сайтами министерства Исландии: [сайт]. URL: https://www.government.is/diplomatic-missions/embassy-article/2019/05/27/Iceland-Contributes-to-the-Project-Supporting-Green-Ports-and-Connectivity-in-the-Caspian-Sea-Region/ (Дата обращения: 11.06.2021).
21. ICMA: Международная ассоциация рынков капитала: [сайт]. URL: https://www.icmagroup.org/assets/documents/Sustainable-finance/2021-updates/Green-Bond-Principles-June-2021 - 140621.pdf (Дата обращения: 01.11.2021).
22. MOEX: московская биржа: [сайт]. URL: https://bondguide.moex. com/articles/bond-preparation-process/42 (Дата обращения: 10.11.2021).
23. ООН: Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 13.11.2021).
References
1. Nandini-Weiss SD, Prange M, Arpe K, Merkel U, Schulz M. Past and future impact of the winter North Atlantic Oscillation in the Caspian Sea catchment area. Int J Climatol. 2019; 1-15. Doi: https://doi.org/10.1002/joc.6362 - Tekst: eTektronny'j // Zhurnal International Journal of
Climatology, izdatel'stvo Royal Meteorological Society. - 2019. - tom 40. - №5. - S. 27172731. URL: https://rmets.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/joc.6362 (data obrashheniya: 24.10.2021).
2. Prange M., Wilke T. & Wesselingh F.P. The other side of sea level change. Commun Earth Environ 1, 69 (2020). Doi: https://doi.org/10.1038/s43247-020-00075-6. - Tekst: e'lektronny'j // Zhurnal Communications Earth & Environment, izdatel'stvo Springer Nature. - 2020. - №69. -S. 1-15. URL: https://www.nature.com/articles/s43247-020-00075-6#article-info (data obrashheniya: 19.09.2021).
3. Magriczkij D.V. Kaspijskoe more. Nauchno-populyarnaya e'nciklopediya «Voda Rossii»: [sajt]. URL: https://water-rf.ru/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D 1%8B%D0%B5_%D0%BE%D0%B 1 %D1%8 A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/870/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B 8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5 (Data obrashheniya: 19.09.2021).
4. Georgievskij V.Yu. Izmeneniya stoka rek Rossii i vodnogo balansa Kaspijskogo morya pod vliyaniem xozyajstvennoj deyatel'nosti i global'nogo potepleniya: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni d-ra geogr. nauk: 25.00.27 / V.Yu. Georgievskij; [Gos. gidrol. in-t]. -Sankt-Peterburg, 2005. - 39 s.: il. - Bibliogr.: s. 35-39. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002802601.pdf (data obrashheniya: 20.09.2021).
5. Gumilev L.N. Otkry'tie Xazarii: istoriya Xazarskogo gosudarstva ot vozniknoveniya i do ego ischeznoveniya / L.N. Gumilev; Lev Gumilev. - Moskva: Izd-vo AST, 2008. -(Istoricheskaya bibliotechka). - ISBN 9785170316090.
6. Golubov B.N. Anomafny'j pod«yom urovnya Kaspijskogo morya i katastroficheskoe obmelenie Aral'skogo morya kak rezul'tat drenirovaniya Arala pod plato Ustyurt i v Kaspij vsledstvie texnogenny'x vozmushhenij nedr / B.N. Golubov // E'lektronnoe nauchnoe izdanie Al'manax Prostranstvo i Vremya. - 2018. - T. 16. - № 1-2. - Doi: 10.24411/2227-9490-201811072. URL: http://ecogosfond.kz/wp-content/uploads/2019/07/CA.D.228-Anomalnyj-podjom-urovnja-Kaspij skogo-morja-i-katastroficheskoe-obmelenie-Aralskogo-morja.pdf (data obrashheniya: 18.10.2021).
7. Sy'romyatnikov N. Chem opasny' vody' Kaspijskogo morya? // Russkaya Semerka: [sajt]. URL: https://russian7.ru/post/chem-opasny-vody-kaspiyskogo-morya/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (Data obrashheniya: 24.10.2021).
8. Zhil'czov S. E'nergeticheskie proekty' v Kaspijskom regione i Central'noj Azii menyayut geopoliticheskij landshaft Evrazii / S. Zhil'czov, I. Zonn, E. Markova // Central'naya Aziya i
Kavkaz. - 2019. - T. 22. - № 1. - S. 26-35. URL: https://ca-c.org/online/2019/journal_rus/cac-01/02.shtml (Data obrashheniya: 20.10.2021).
9. Upravlenie pravitel'stva provincii Nizhnyaya Avstriya: [sajt]. URL: https://www.noel.gv.at/noe/Internationales-
Europa/26_SdLB_Beilage_4.8._Die_neue_Seidenstrasse.pdf (Data obrashheniya: 28.10.2021).
10. Rasporyazhenie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29.06.2018 № 173-rp «O podpisanii Konvencii o pravovom statuse Kaspijskogo morya». URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201806290006.pdf (Data obrashheniya: 24.10.2021).
11. Federalny'j zakon ot 01.10.2019 № 329-FZ «O ratifikacii Konvencii o pravovom statuse Kaspijskogo morya». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910010008 (Data obrashheniya: 18.10.2021).
12. Dosy'm S. Geopoliticheskie, geoe'konomicheskie i e'kologicheskie riski Kaspijskogo regiona: vzglyad iz Kazaxstana. Regional'naya analiticheskaya set' Central'noj Azii (KAAN): [sajt]. URL: https://www.caa-network.org/archives/8828 (Data obrashheniya: 17.10.2021).
13. Luke Coffey. Caspian Sea Ownership: Not an Issue the U.S. Should Ignore. The Heritage Foundation: Fond «Nasledie»: [sajt]. URL: https://www.heritage.org/energy-economics/report/caspian-sea-ownership-not-issue-the-us-should-ignore (Data obrashheniya: 19.09.2021).
14. YuNESKO: specializirovannoe uchrezhdenie Organizacii Ob«edinyonny'x Nacij po voprosam obrazovaniya, nauki i kul'tury': [sajt]. URL: https://en.unesco.org/ocean-decade (Data obrashheniya: 18.101.2021).
15. Aleksandrova N. Evropejskaya politika bezopasnosti. Pandia.ru: internet-izdanie: [sajt]. URL: https://pandia.ru/text/77/470/1002.phph (Data obrashheniya: 20.10.2021).
16. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.11.2017 N 2469-r (red. ot 24.06.2020) «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya rossijskix morskix portov v Kaspijskom bassejne, zheleznodorozhnyx i avtomobilny'x podxodov k nim v period do 2030 goda». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71707372/ (Data obrashheniya: 17.10.2021).
17. Fond Roskongress: Informacionno-analiticheskaya sistema: [sajt]. URL: https://roscongress-org.turbopages.org/roscongress.org/s/materials/ srednesrochnaya-programma-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-strany-do-2025-goda-strategiya-
rosta/?utm_source=turbo_turbo&turbo_feed_type=full (Data obrashheniya: 04.11.2021).
18. Business Turkmenistan (BT): sluzhba delovy x novostej i informacii: [sajt]. URL: https://business.com.tm/post/4009/hazar-portlary-has-hem-yashyllashyp-sanly-ulgamda-birigerler (Data obrashheniya: 10.06.2021).
19. PortSEurope: novostnoj kanal: [sajt]. URL: https://www.portseurope.com/italy-co-finances-project-to-promote-green-ports-in-caspian-sea/ (Data obrashheniya: 24.10.2021).
20. Government.is: veb-sajtami ministerstva Islandii: [sajt]. URL: https://www.government.is/diplomatic-missions/embassy-article/2019/05/27/Iceland-Contributes-to-the-Project-Supporting-Green-Ports-and-Connectivity-in-the-Caspian-Sea-Region/ (Data obrashheniya: 11.06.2021).
21. ICMA: Mezhdunarodnaya associaciya ry'nkov kapitala: [sajt]. URL: https://www.icmagroup.org/assets/documents/Sustainable-finance/2021-updates/Green-Bond-Principles-June-2021-140621.pdf (Data obrashheniya: 01.11.2021).
22. MOEX: moskovskaya birzha: [sajt]. URL: https://bondguide.moex.com/articles/bond-preparation-process/42 (Data obrashheniya: 10.11.2021).
23. OON: Organizaciya Obcedinenny'x Nacij: [sajt]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (data obrashheniya: 13.11.2021).
Для цитирования: Долгушин А.Б., Цуканов А.А., Степанова А.А. Концепция стратегии устойчивого развития Каспийского региона // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje. su/rekreacia-i-turizm/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-11 -2021 -63/ © Долгушин А.Б., Цуканов А.А., Степанова А.А., 2021. Московский экономический журнал,
2021, № 11.