Научная статья на тему 'Концепция стратегического планирования как инструмент экономического развития муниципального образования'

Концепция стратегического планирования как инструмент экономического развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ / STRATEGIC PLANNING / THE MUNICIPALITY / DEVELOPMENT METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Правдюк В. Н.

Статья посвящена рассмотрению концептуальных основ стратегического планирования в муниципальных образованиях. Представлена авторская концепция стратегического планирования на муниципальном уровне, а также предложена методика разработки данной концепции. С использованием приведенной методики осуществлен анализ стратегического планирования в г. Шахты Ростовской области. Предложена модель мониторинга стратегического планирования на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Правдюк В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF STRATEGIC PLANNING AS A TOOL FOR ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL EDUCATION

The paper is devoted to review of conceptual foundations of strategic planning in municipalities. A concept of strategic planning at the municipal level was submitted by the author's as well as methodology of the concept development was proposed. By the instrumentality of the given technique the analysis of a strategic planning in city Shakhty, Rostov region was held. A model for monitoring of strategic planning at the municipal level was offered

Текст научной работы на тему «Концепция стратегического планирования как инструмент экономического развития муниципального образования»

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Правдюк В.Н.

Статья посвящена рассмотрению концептуальных основ стратегического планирования в муниципальных образованиях. Представлена авторская концепция стратегического планирования на муниципальном уровне, а также предложена методика разработки данной концепции. С использованием приведенной методики осуществлен анализ стратегического планирования в г. Шахты Ростовской области. Предложена модель мониторинга стратегического планирования на муниципальном уровне.

Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальное образование, методика разработки.

THE CONCEPT OF STRATEGIC PLANNING AS A TOOL FOR ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL EDUCATION

Pravdyk V.

The paper is devoted to review of conceptual foundations of strategic planning in municipalities. A concept of strategic planning at the municipal level was submitted by the author’s as well as methodology of the concept development was proposed. By the instrumentality of the given technique the analysis of a strategic planning in city Shakhty, Rostov region was held. A model for monitoring of strategic planning at the municipal level was offered.

Keywords: strategic planning, the municipality, development methodology.

В современных условиях стратегическое планирование становится одной из ведущих сфер экономических интересов не только организаций различных типов, но и органов государственного и муниципального управления. Оно позволяет разрабатывать механизмы реагирования и адаптации к внешней среде хозяйствования, а также способствует снижению ее неопределенности и формирует основу для последовательной политики, направленной на решение не только текущих проблем, но и вопросов долгосрочного развития.

Несмотря на доказанную эффективность инструментов стратегического планирования на муниципальном уровне в зарубежных странах, в российских условиях многие муниципальные образования лишь начинают задумываться над вопросами разработки жизнеспособных стратегий экономического развития. При этом предложение конкретных стратегических мер нуждается в первоначальном концептуальном обосновании, формирующем общий взгляд на перспективы развития территориального образования, а также определяющем основные направления реализации стратегических целей и задач.

Концепция стратегического планирования развития муниципального образования представляет собой результат теоретического осмысления стратегических ориентиров и перспектив развития муниципального образования, полученный в ходе всестороннего анализа социально-экономической ситуации, а также тенденций движения макроэкономических факторов развития национальной и мировой экономики.

Ключевым барьером на пути развития стратегического планирования на муниципальном уровне является недостаток практического опыта, который возможно восполнить путем формирования комплекса методического и инструментарного обеспечения процессов планирования.

Проблемам стратегического планирования на муниципальном уровне посвящено достаточно много исследований. Особую ценность в данном плане представляют работы зарубежных исследователей, накопивших большой опыт стратегического планирования городского развития. Среди них выделяются труды Э. Малиции, П. Ньюмана, П. Селфа, С. Смита, А. Томли, М. Торадо, Э. Фэзера, П. Холла, М. Эванса.

Анализ существующей информации по данному вопросу дает основание утверждать, что структуру концепции, с определенной долей условности, можно представить как совокупность четырех основных разделов:

1. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации в территориальном образовании.

2. Стратегический выбор территории.

3. Основные направления региональной социально-экономической политики.

4. Ресурсы для реализации стратегического плана региона и механизм их использования.

Анализ различных концепций стратегического планирования

территориального развития показывает, что в настоящее время не выработано единого, лишенного слабых сторон варианта концепции. В связи с этим возникает необходимость координации устанавливаемых целей развития в рамках единого комплексного подхода. Исходя из данных выводов, схематически содержание концепции стратегического планирования на территориальном уровне может быть отражено в виде следующей схемы (рис. 1).

Структура концепции стратегического планирования экономического развития территориального образования должна включать блоки: формирования входных параметров развития, целевой ориентации территории, определения стратегической направленности развития территории, разработки методического и инструментального обеспечения реализации целей, совокупность результирующих показателей экономического развития, что предопределяет вектор экономического планирования для участников процесса разработки стратегии и программы развития территориального образования.

Концепция является консолидирующим элементом процесса разработки стратегических мероприятий, поскольку концентрирует в себе итоги анализа социально-экономической ситуации, складывающейся в территориальном образовании, и внешних факторов его развития, а также формирует основные стратегические ориентиры и описывает экономический инструментарий, необходимый для поэтапной реализации целей и задач экономического развития в долгосрочной перспективе.

Схема методики стратегического планирования на территориальном уровне отражена на рис. 2.

Реализация предложенной методики должна осуществляться с использованием разнообразного экономического инструментария, включающего следующие ключевые инструменты планирования: SWOT-анализ, матричные методы, методы сценарного прогнозирования, анализ разрывов, система сбалансированных показателей, индикативное планирование, метод дерева целей, бюджетное планирование и контроль.

Данный инструментарий должен использовать именно в комплексном варианте, когда для решения конкретных проблем предлагается ряд альтернативных методов их анализа и реализации управленческих решений. Это положение основано на выводе об ограниченности и обязательном наличии недостатков в отдельных инструментах стратегического планирования при повышенной ответственности за результаты плановых изменений по сравнению с микроуровнем стратегического планирования.

Стратегическое планирование традиционно осуществляется в достаточно сложных условиях, когда на местные органы власти, а также на лиц, разрабатывающих стратегические документы, влияет большое число факторов. Следовательно, можно говорить о наличии среды стратегического планирования муниципального образования.

При анализе среды стратегического планирования на территориальном уровне целесообразно использовать такой инструмент

Концепция стратегического планирования муниципального образования

Входные параметры:

■ федеральное, региональное, муниципальное законодательство

■ состояние бюджета территориального образования

■ сложившаяся территориальная и отраслевая структура экономики

■ уровень используемых технологий

■ кадровый потенциал территориального образования

■ уровень инвестиционного обеспечения экономики

■ неэффективное применение научно-технического потенциала региона

Цели: - обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста; - повышения благосостояния и качества жизни населения;

- усиления конкурентных позиций территории в России и мире.

Стратегические направления

С к

3 Я

сЗ I

О

О зк ю х

X 3 g

2 о d

^ с К в

М § & 9

о н X

о X 8 |1* »>»

Он

Н ьг О 2

Р 2

О Я OS О

Он Ы

к

К

«

К

з- О S

и о о

В м ї

Й о

s *

О «Г)

С

х s

Л « со Я

2 S £ ° £ 33 s о s m -

сЗ

О

В

03

g 5 _

X ^ 5

8 о 2

О a g

й « eL

Ч u g-

с I н

>—1 о

4 о

Ьй

Л

Методическое обеспечение и инструментальное обеспечение

t * t * * *

- налоговое - разработка - государственно- - налоговое - налоговое - экологический

стимулирование; целевых программ, частное стимулирование стимулирование; контроль;

- мониторинг проектов партнерство; (налоговые - кластерная - штрафование

рынка трудовых (программно- - нормативно- каникулы, политика; нарушений;

ресурсов; целевой подход); правовое снижение ставок - льготы по аренде - стандартизация

- квотирование - организационная регулирование; налогов); имущества и земли; предельно

рабочих мест; поддержка; - оптимизация - кредитная - развитие системы допустимых норм

- квотирование на - тарифная административных политика; бизнес-инкубаторов, выбросов;

прием в учебные политика; процедур; - инструментарий технопарков; - налоговое

заведения; - внедрение систем - система госзаказа; софинансирования - венчурное стимулирование;

- совместная бюджетирования; - система (бюджетные финансирование. -

разработка - формирование территориальных инвестиции); энергосберегающи

учебных планов; особых гарантий - инвестиционный е программы.

- профориентация экономических зон; банковским маркетинг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

молодежи; - аренда структурам. - долгосрочное

- система государственного стратегическое

госзаказов. имущества. прогнозирование.

Результаты:

- создание стабильного сбалансированного механизма функционирования социально-экономического комплекса территории;

■ повышение инвестиционной привлекательности территории;

- создание эффективной системы прямых и косвенных мер государственной поддержки экономики;

- повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, переход на международные стандарты качества;

■ рост объемов валового продукта территории;

- рост инвестиций в социальную сферу и экономику;

- повышение эффективности функционирования бизнеса на территории;

- рост реальной заработной платы;

- создание новых рабочих мест;

- рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Рис. 1, Структура концепции стратегического планирования муниципального образования Источник: составлено автором

Методика стратегического планирования муниципального образования

t

Анализ сложившейся социально-экономической ситуации

—► Анализ внутренних и внешних факторов развития

і

Прогнозирование показателей экономического развития, исходя из существующих условий (в т.ч. внешних)

і

Выявление проблемных зон территориального развития

і

Определение целей стратегического развития муниципального образования

і

Согласование целей с федеральными / региональными / местными приоритетами развития

і

Разработка концепции стратегии экономического развития

—► Формирование альтернатив экономического развития

і

Оценка альтернатив экономического развития

і

Выбор варианта экономического развития

1

Разработка обобщенной модели развития

*

Разработка / корректировка генеральной схемы пространственного размещения

1

Разработка стратегии экономического развития

—► Формирование целевых и отраслевых программных мероприятий

*

Установление временных этапов достижения целей

1

Разработка индикаторов и механизмов контроля достижения целей

*

Разработка программы экономического развития

—► Разработка целевых программ по достижению целей развития

і

Разработка функциональных мероприятий по достижению целей развития

1

Формирование системы ресурсного обеспечения программных мероприятий и механизмов контроля над распределением средств

i Реализация

Распределение центров ответственности за реализацию программы развития —► стратегических мероприятии

Рис. 2. Методика стратегического планирования развития муниципального образования Источник: составлено автором

Рис. 3. Схема мониторинга реализации мероприятий стратегического планирования Источник: составлено автором

стратегического управления как методика T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). В рамках данной статьи проведен T.E.M.P.L.E.S.-анализ на примере г. Шахты, Ростовская область.

Установлено, что технологический уровень основных промышленных предприятий муниципального образования нуждается в повышении, что может быть достигнуто с использованием договоров о поддержке предприятий в рамках реализации законодательства о развитии шахтерских территорий. Анализ эффективности данных договоров позволил сделать вывод об эффективности их использования в целях совершенствования технологической оснащенности производства.

Рассмотрение группы экономических факторов позволяет заключить, что в экономике города в настоящее время происходят структурные изменения: развиваются металлургическая и текстильная промышленность при одновременном упадке традиционной для региона угольной промышленности.

Рыночные факторы среды стратегического планирования показывают, что в муниципальном образовании осуществляется развитие конкурентной среды в секторе оптовой и розничной торговли, что благоприятно сказывается на развитии и местного производства.

Анализ политических факторов среды стратегического планирования позволяет сделать вывод о том, что на муниципальном уровне политические факторы функционирования играют не меньшую роль, чем на федеральном. При этом здесь проявляется особая специфика, связанная с гораздо большей осведомленностью и личным знакомством сотрудников органов власти с ведущими предприятиями и организациями муниципального образования. В результате в качестве решения возникающих проблем и разногласий используется режим личных контактов, в отличие от более формальных решений, принимаемых на высших уровнях управления. Кроме того, муниципальное управление, особенно глава муниципального об-

разования, имеет возможность напрямую ознакомиться с проблемами, возникающими в той или иной сфере социально-экономического развития. Следовательно, при наличии достаточного объема ресурсов, планирование экономического развития, а также реализации принятых планов приобретает более активный характер, связанный со всесторонней вовлеченностью в них всех участников экономического процесса.

В законодательном плане г. Шахты обеспечен обширной региональной законодательной базой (Ростовская область относится к числу лидеров среди основных регионов-конкурентов), в то же время муниципальное законодательство практически не затрагивает вопросы стратегического развития и планирования (имеется инвестиционный паспорт г. Шахты, однако, какие-либо стратегические мероприятия на территории не намечены). Другим неблагоприятным фактором развития является экологический, что связано с наличием на территории муниципального образования ряда вредных производств, использующих устаревшие производственные технологии. Негативным явлением, выявленным при анализе социальных факторов экономического развития, выступает большая межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация в уровнях оплаты труда в муниципальном образовании:

Проведенный анализ среды стратегического планирования на примере г. Шахты показал, что муниципальное образование характеризуется следующим набором положительных и отрицательных характеристик.

Конкурентные преимущества Шахты: выгодное географическое положение на пересечении важнейших коммуникаций; наличие мощного промышленного потенциала, развитая строительная индустрия, транспортная система города; высокий образовательный, профессиональный и культурный уровень населения, хороший кадровый потенциал; значительный научно-образовательный комплекс; привлекательность городской среды, его истории, архитектуры и дизайна; эффективность органов местного самоуправления.

Неблагоприятные факторы: демографическая динамика; значительная дифференциация доходов населения; изношенная и затратная инженерная инфраструктура; высокая степень износа основных фондов организаций; сложная экологическая обстановка.

Следовательно, в муниципальном образовании сложились условия и существует потребность для реализации мероприятий стратегического планирования. Планирование позволит использовать сильные стороны города в целях развития, а также может способствовать разработке мероприятий по снижению воздействия неблагоприятных факторов на перспективы экономического развития территории.

Реализация мероприятий стратегического планирования всегда связана с наличием определенных рисков в развитии экономической ситуации. Особенно актуальной данная проблема становится в настоящее время, когда мы являемся свидетелями мирового экономического кризиса. Инструментом своевременного выявления и предупреждения рисков стратегического планирования территориального образования должен стать мониторинг. Мониторинг (рис. 3) и контроль реализации стратегического плана развития муниципального образования должен осуществляться посредством комплексного экономического анализа, с применением метода проектного управления, других методов и методик, ориентированных на получение точной достоверной оценки хода реализации концепции, ее эффективности. При этом обращается внимание на достижение конечных результатов, выполнение сроков, предусмотренных в планах реализации мероприятий стратегического планирования, целевое и эффективное использование выделенных средств, привлечение внебюджетных источников финансирования.

Заинтересованные органы государственной власти муниципаль-

ного образования совместно с объединениями промышленников и других отраслей организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий стратегического планирования. По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования отдельных мероприятий стратегического планирования или об их прекращении.

Таким образом, разработка концепции стратегического планирования территориального образования является одним из наиболее действенных инструментов экономического развития, нуждающихся в применении на всех уровнях государственного и муниципального управления РФ.

Литература:

1. Evans, Matt H. Strategic Planning: First Step to the Balanced Scorecard / Matt H. Evans. - [Электронный ресурс]. - [2009]. - Режим доступа: http://www.exinfm.com/board/strategic_planning_scorecard.htm

2. Hall, P.G. Urban and regional planning / Peter Geoffrey Hall. Edition 4. - Routledge, 2002. - 237 p.

3. Malizia, Emil E. and Edward J. Feser. 1999. Understanding Local Economic Development. New Brunswick, NJ: Center for Urban Policy Research, Rutgers University

4. Newman, P. Urban planning in Europe / P. Newman, A. Thomley.

- Routledge, 1996. - 291 p. - P. 69-70.

5. Self, P. Planning the urban region: a comparative study of policies and organizations / P. Self. - Taylor & Francis, 1982. - 174 p.

6. Todaro, Michael P. Economic Development / Michael P. Todaro, Stephen C. Smith. - Edition 10. Published by Pearson Education, 2008.

- 861 p.

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ

Коваленко Н.П., доцент Невинномысского технологического института (филиал) Северо-Кавказского государственного технического

университета (СевКав ГТУ)

В данной статье рассматриваются вопросы роли, значения и сущности финансов предприятия. На основании проведенного анализа автором выстраивается система взаимосвязей на предприятия, которая определяет финансы как часть триединого потока информации, финансов и материальных ресурсов, которые требуют комплексного подхода к правлению ими. При этом автором отмечается, что в условиях российской действительности данная взаимосвязь учитывалась в недостаточной мере, что и привело к разрастанию негативных последствий мирового экономического кризиса.

BUSINESS FINANCE AND DISTRIBUTION OF FINANCIAL FLOWS

Kovalenko N., Nevinnomyssky Technological Institute (branch) of the North Caucasus State Technical University, the docent

Ключевые слова: предприятие, финансы, мировая экономическая система.

This article examines the role, importance and nature of the enterprises’finances. Based on the analysis the author builds up the relations system on enterprises’, that determines finance as part of the triune flow of information, finances and material resources, which requires an integrated approach to manage them. The author notes that in Russia, this relationship actually been insufficiently considered, that led to the widening of the negative effects of the global economic crisis.

Keywords: business, finance, global economic system.

Развитие мировой экономической системы происходило по пути постоянного увеличения ее сложности. Росло число участников экономических отношений, теснота межстрановых и внутринациональных связей, качество и разветвленность экономической деятельности. Если сравнивать мировую экономическую систему с человеческим организмом, то можно сказать, что мировая экономическая система находилась в периоде активного подросткового роста. Особенностью данного периода в физиологии человека является то, что отдельные части организма могут развиваться чуть медленнее, чем система в целом, что приводит к диспропорциям и перекосам подросткового развития.

К сожалению, развитие мировой экономической системы не стало исключением из описанного правила. При этом «органом», развитие которого шло тормозящими темпами, стала финансовая сфера экономической жизни. Было неправильно утверждать, что она не развивалась совершенно, просто увеличения ее количественных показателей оказалось недостаточным для обеспечения роста всего экономического «организма». Качественное развитие финансовой сферы должно было сопровождаться выработкой определен-

ных механизмов устойчивости «иммунитета», который бы обеспечил нормальное функционирование финансовой сферы и всей экономической системы в условиях рыночной нестабильности. Однако в реальности именно несовершенство финансовой сферы привело к возникновению внутренних расшатывающих тенденций, которые в итоге явились предвестниками мирового экономического кризиса. Именно поэтому одной из наиболее актуальных проблем настоящего времени является разработка комплекса мер по восстановлению и модернизации мировой финансовой системы, в целях обеспечения основы функционирования мировой экономики в целом.

Принципиальным моментом настоящего анализа должен стать тот факт, что в целом роль финансовых служб на различных уровнях достаточно сходна. Так, ситуация, описанная выше, была актуальна для высшего уровня экономической системы - предполагающего глобальное функционирование всех субъектов мировой экономики. Следует обратить внимание на определения самого термина «финансов», которое дает подробное представление о том, что такое финансы для экономики, и какова их существенная роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.