Научная статья на тему 'Концепция справедливости в учениях манихейства и маздакизма'

Концепция справедливости в учениях манихейства и маздакизма Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
398
69
Поделиться
Ключевые слова
манихейство / эволюция справедливости / метафизика / маздакизм / культурные тенденции

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Абдулатипов Усуф Хасанович

В анализируется концепция справедливости в учениях манихейства и маздакизма. Доказывается что справедливость в этих учениях является воплощением равенства всех адептов общества. Она как регулирующий элемент определяет социальную и политическую сферу общества и государства. Анализ справедливости в учениях манихейства и маздакизма ещё раз доказывает, что все формы человеческой деятельности должны соответствовать некоему принципу закону, норме, установке, обычаю и традиции, о чем свидетельствуют стремления Мани и Маздака к справедливому обществу. Особенно в учении Маздака справедливость во многом имеет принудительный характер, а в учениях Мани она болееметафизична. Определяются коренныеразличия между этими учениями. Результаты статьи можно использовать в сфере исследования в области истории философии, философии права, этики, политологии и конфликтологии.

THE CONCEPT OFJUSTICE IN MANICHAEISM AND MAZDAKISM TEACHINGS

This paper analyzes the concept of justice in Manichaeism and Mazdakism teachings. It is proved that justice is the epitome of equality of all adherents of society in these teachings. it defines the social and political spheres of society and state as a regulatory element. The analysis of justice in Manichaeism and Mazdakism teachings proves once again that all forms of human activity must conform to a certain principle, a law, norms, attitudes, customs and traditions as evidenced by Mani and Mazdak aspirations for a just society. Especiallyjustice has largely mandatory character in Mazdak teachings, and it is more metaphysical in Mani teachings. Fundamental differences between these teachings are identified. The results of the paper can be used in the field of history of philosophy, philosophy of law, ethics, politics and conflict studies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Концепция справедливости в учениях манихейства и маздакизма»

07.00. 10. ТАЪРИХИ ИЛМ ВА ТЕХНИКА (ФАЛСАФА)

07.00. 10. ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ (ФИЛОСОФИЯ)

07.00. 10. THE HISTORY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY

(PHILOSOPHY)

УДК 1Ф У.Х.АБДУЛАТИПОВ

ББК 87.3

КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В УЧЕНИЯХ МАНИХЕЙСТВА И МАЗДАКИЗМА

Совершенствование и последующая эволюция справедливости зороастризма в христианскую эру были связаны с учениями манихейства и маздакизма.

Манихейство как первоначальное учение возникло на Среднем Востоке и как отдельное течение развивалось в соответствии с историческими социальными условиями. Основоположником учений манизма был Крику (род. 216 г.). О творчестве Мани и его учениях проведены значимые исследования (4, 5, 6, 8,9, 10,11).

В учении манихейства за основу мира взяты свет и тьма как источники добра и зла, в нём признаётся непременная победа добра над злом.

Комментируя периоды существования, манихейства противоречия света и тьмы широко характеризует и изображая мир полным от слияния добра и зла признает непременную победу добра и в грядущих веках. Однако в вопросах социального отношения манихейство призывало человека к затворничеству, отшельничеству и бездействию. «Манихейство соблюдение поста, безделье, разгул считает полезным, поскольку они служат ослаблению организма (само тело также является злом, так как является творением Ахримана)» (9, 47).

Всякая практическая деятельность, всякое реальное преобразование на лично действительности и самих людей и отношений между ними обязательно предполагали работу сознания, наличие идеальных планов деятельности. В ходе осуществления таких связей манихейство уточняло, пересматривало, совершенствовало свои концепции и воззрения на социальные проблемы и вопросы нравственности - ложь, зависть, убийство, воровство, колдовство, хитрость, коварство, оплошность, подозрение, критикуя их с точки зрения религии.

Несмотря на то, что справедливость в учениях манихейства определенным образом четко не выражена, она опосредована и находится с ним (учением) в органическом единстве; ведущим постулатом этого единства является отречение от отрицательных человеческих качеств, что само по себе убеждает в наличии идей справедливости в данном учении.

Утверждение справедливости в обществе Мани представляет в свершении мировой катастрофы. С его точки зрения «мир в результате поднятия гигантской бури, впадая в геену огненную, покрывается громадной пылью, и все виновные сгорают в ее огне, благодетели взлетают на небеса, вновь обретая человеческий образ и продолжат в новой форме справедливое благоденствие свое и лучшего поколения» (4, 45).

Отсюда, справедливость в учениях Мани, в которых мудрые сентенции, все же лишена практической деятельности. Справедливость Мани, не имея относительную особенность, является абсолютной, поскольку он распространение справедливости считает возможным по освобождении мира от подлых людей. Так, Мани считает, что мир, в котором живет лишь сообщество справедливых и нет в нем места несправедливости, этот мир потусторонний (метафизический), существующий за пределами земной жизни. Учения Мани на этой основе весьма близки к утопическим учениям Платона, согласно которому (учению) идеи расположены в абсолютном мире и не имеют нетленную особенность (4, 45). Эта склонность Мани со стороны высших слоев общества не воспринималась положительно, особенно его идеи были враждебны воззрениям религиозных культов зороастризма, что и стало причиной его казни.

С течением времени эпоха Сасанидов со стороны представителей различных философских направлений периода ислама оценивалась как образцовая эра правления справедливого государства. Несмотря на высокую оценку деятельности государства Сасанидов, основанного на справедливых канонах, все же воцарение справедливости в нем (государстве) было сложным и неспокойным процессом в жизни общества и человека. Потому что Сасаниды были непримиримы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

с чуждым им учением, особенно с религиозно-философским воззрением маздакизма, сформировавшимся как учение религиозно философского и социального характера приблизительно в IV-V веках христианской эры (2, 3, 12).

Основу их учений составляет вопрос существования, состоящий из двух факторов - света и тьмы. По статусу (степени, градации) эти два фактора равны. «Свету свойственны разум и чувство, и потому его действия происходят по воле и выбору, тьма - не разумна, и ее действия движимы невежеством и незнанием» (7, 15).

Маздакизм как учение отличался от зороастризма, так как, если зороастризм возник на основе веры народа в сверхъестественные силы и притязания Заратустры о его пророческом предназначении, то Маздак свое социальное учение приспосабливает к особенностям социального времени, отчего его учения по сравнению с константами более соответствовали его времени.

«Он (Маздак) - есть первый, кто в истории впервые выразил суждение об определении общественного имущества и социальном равенстве» (7,15).

Социальные учения Маздака были направлены непосредственно против власть имущих общества и эксплуатации человека человеком. Маздак в достижении этих целей перемирие слоев общества не признает, наоборот, использование силы, считал своим основным орудием и все свои стремления направлял на осуществление своих планов: «Маздак единственный путь спасения от эксплуатации человека человеком видел в использовании силы» (5, 52). В этот период все более важное значение приобретали проблемы, связанные с выбором направлений учений и их воздействием на общественно - социальные реалии жизни человека. Признание полной и однозначной зависимости всей социальной и духовно - культурной жизни от уровня правильного, рационального, справедливого управления обществом, реальная противоречивость

складывающиеся соотношений между человеком и обществом, с одной стороны, непрестанно расширяющий спектр социальных проблем и их неотложное решение - с другой, ставили перед философией много новых, порой неожиданных и весьма сложных проблем. Эпохальная социальная обстановка и историческая реальность этого периода требовали в высшей степени ответственного отношения ученых - философов их сознательного подхода к интерпретации основ философской мысли, их трактовок, ибо развитие социально - культурного контекста философских воззрений открывали возможности для повышения интеллектуального потенциала членов общества и разумного осмысления ими социальных проблем. В концепциях своих учений Маздак исходит из признания исторически изменяющегося сложного взаимодействия человека с социальными структурами и, распространяя константы своих воззрений на проблему справедливости, приходит к заключению, что богатства среди народа должны быть распределены равномерно: «Маздак говорил: Имущества между людьми даровать с признанием того, что все являются в равной степени рабом божьим и детьми человека. Следует расходовать имущества друг друга, чтобы никого не постигли нищета и нужда, чтобы все были обеспечены.

Бог создал припасы на земле, чтобы люди делили их между собой, чтобы никто по сравнению с другим больше не уносил, однако люди друг другу делают зло и каждый родичей предпочитает брата. Мы хотим в этом деле создать контроль и излишки имущих изъять для дервишей и все что лишнее что имеют богатеи, отдать беднякам» (13, 24).

Воззрения Маздака на проблему равенства людей перед Богом и равномерного распределения припасов (провизий) между ними является одной из прогрессивных особенностей его учения и создает основы социального равенства людей, идейной платформой которого является справедливость. В учениях Маздака понятие равенства становится основанием справедливости в обществе, ибо мудрый человек людей считает независимо от их принадлежности и положения в обществе обоюдно равными. Однако вопросы особого статуса личности и её вклада в утверждение справедливых канонов общества и государства остались вне поля его взглядов, хотя изучение закономерностей и противоречий общественного бытия дало бы ключ к пониманию политических, правовых, философских, религиозных воззрений и настроений социума, т.е. всей совокупности форм общественного сознания.

Следовательно, для познания и осмысления идейных Константов философии прошлого, для анализа её тенденций необходимо начинать поиск того, что говорила о себе та или иная эпоха, с синтеза общественного бытия людей этой эпохи, поскольку соответственно с этим в их сознании этот реальный исторический факт создаст представление о накопленном ранее мыслительном материале, являющемся логическим обобщением совершившихся в прошлом реальных процессов. В такой зависимости и таится сила этих идей. В этих условиях поиска истины справедливость

37

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

просветляет и окрыляет людей, становится могучим стимулом благодеяний, силой, преобразующей как индивида, так и обществ.

С точки зрения Маздака основной причиной недуга общества было отсутствие равноправия и социальной справедливости среди людей. Отсутствие безусловного (абсолютного) равенства, свободы, привилегий в обществе побудило Маздака обратить внимание и на проблемы создания справедливого общества. Шах Кубод сначала одобрил его воззрения, позднее при непосредственной деятельности сына Анушервона Справедливого, миссия которого завершилось казнью Маздака, отдалился от его учений. Низамульмулк в своей «Сиёсатнаме» из уст храма, обращаясь к шаху Кубод, о Маздаке говорит:

«Он не разрешал, чтобы кто-то ходил вокруг гарема, или поступал несправедливо, или чтобы кто-то воровал чью-то вещь, за это он отрубал их руки. И Маздак говорил, что женщины должны принадлежать всем. Если Зороастру указы нисходили от небес, то Маздаку приходят от огня» (13,24).

Анализ воззрений Маздака приводит к выводу, что в целях воцарения сентенций своих учений в общественной системе, он не только стремился изменить политическим способом государство, но и посредством устанавливаемых им законов осуществить наказания по отношению к провинившимся. Это было одной из прогрессивных благодеяний учений Маздака во имя утверждения государства, основанного на концепциях справедливости. Маздак был уверен, что путем насилия сможет создать заветное общество. Если Низамульмулк пишет о том, что Маздак в качестве наказания за проступки определяет отсечение рук, то это свидетельствует о том, что Маздак для создания справедливого общества стремился внедрить устойчивые законы. Воззрения Маздака на проблемы справедливости представляют лишь общие контуры правильного подхода к общественным проблемам.

Обе концепции (манихейство и маздакизм), при всей их видимой противоположности друг другу, имели общую философскую предпосылку - признание сложной природы противоречия между человеком с его притязаниями на справедливость в обществе и государственными учреждениями разных эпох, стремящихся получить большую выгоду от деятельности человека, при отсутствии оснований на получение такой выгоды.

Следовательно, справедливость в эволюции истории человечества, являясь одной из актуальных проблем общества, наравне с развитием социально - политической жизни и духовной культуры, приобретала все новые и новые нюансы значения, обогащающие максимы и постулаты этого уникального социального феномена, действие которого отражается во всей исторической развитии человечества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Асмус,В.Ф. Античная философия / В.Ф.Асмус. - М.: Высшая школа, 1976, -542с.

2. Богоутдинов, А.М. Очерки по истории таджикской философии / А.М.Богоутдинов. -Сталинабад, 1961, -332с.

3. Гафуров, Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении / Б.Г.Гафуров, т1. -М., 1951. -544с.

4. Гафуров, Б.Г. Таджики / Б.Г.Гафуров. -Душанбе: Ирфон, 1989,-416 с.

5. Дьяконов, М.М. Очерк истории Древнего Ирана. -М.: 1961. Содиков А. МонавияЮСТ. ч.2., -Душанбе, 1983. -С.468-469.

6. Комилов, Р. Назарияи чомеаи ормонй дар таърихи фарханги форсу тоҷик / Р.Комилов. -Душанбе: Маориф, 1997. -287с.

7. Комилов, Р.С. Социально-утопическое учение в истории таджикской философии. XIII-XV вв. / Р.С.Комилов - Душанбе: Дониш, 1993. -117с.

8. Қодиров, К. Таърихи фалсафаи тоҷик/ К.Қодиров. - Душанбе: Маориф, 1998. -264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Муҳаммад, Рашшод. Фалсафа аз оғози таърих/ Р.Муҳаммад. - Душанбе: Ирфон, 1990. - 480 с.

10. Содиқов, А. Монавия /А.Содиқов // ЭСТ. Ҷ.2. Душанбе,1983. - С. 302

11. Фалсафа. Иборат аз 2 қисм. -Душанбе: Маориф, 1997. - 352 с.

12. ФрайРичард. Наследие Ирана /Р.Фрай.- М.,1972. - 468с.

13. Ходжа, Низамулмулки Туей. Сийосатноме / Н.Х. Туей.- Техрон - 1377 ҳиҷрӣ. -295с.

14. Забеҳулло, Сафо. Таърихе адабиёт дар Ирон / З.Сафо.- Техрон - 1335 ҳиҷрӣ. -719с.

REFERENCES:

1. Asmus, V.F. Ancient Philosophy / V.F.Asmus. - M .: Visshaya shkola, 1976, -542p.

2. Bogoutdinov, A.M. Essays on the History of Tajik Philosophy / A.M.Bogoutdinov. -Stalinabad, 1961, -332p.

38

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

3. Gafurov, B.G. The history of Tajik people in summary / B.G.Gafurov, V.1. -M., 1951. -544p.

4. Gafurov, B.G. Tajiks / B.G. Gafurov. -Dushanbe: Irfon, 1989, -416p.

5. Dyakonov, M.M. A Short History of Ancient Iran. -M .: 1961. Sodikov A. Manichaeism // Tajik Soviet Encyclopedia. v.2.,-Dushanbe, 1983. -P.468-469.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Komilov, R. The theory of a utopian society in the history of Persian and Tajik culture/ R. Komilov. -Dushanbe: Maorif, 1997. -287p.

7. Komilov, R.S. Socio-utopian doctrine in the history of Tajik philosophy. Thirteenth and fifteenth centuries / R.S.Komilov - Dushanbe: Donish, 1993. -117p.

8. Qodirov, K. The history of Tajik philosophy / K.Qodirov. - Dushanbe: Maorif, 1998. -264 p.

9. Muhammad, Rashshod. Philosophy since the beginning of the history / R.Muhammad. - Dushanbe: Irfon, 1990. -480 p.

10. Sodiqov, A. Manichaeism /A.Sodiqov // Tajik Soviet Encyclopedia. v.2., Dushanbe, 1983.- P. -302

11. Philosophy. Of two volumes. -Dushanbe: Maorif, 1997. -352 p.

12. Richard Fry. Iran Heritage /R. Fry.- M., 1972. -468p.

13. Khoja Nizamulmulki Tusi. Siyosatnome (Policy guidebook)/ N.Kh. Tusi.- Tehran - 1377 hijri (Islamic calendar). -295p.

14. Zabehulla, Safa. The history of literature in Iran / Z.Safa.- Tehran - 1335 hijri (Islamic calendar).-719p.

Концепция справедливости в учениях манихейства и маздакизма

Ключевые слова: манихейство, эволюция справедливости, метафизика, маздакизм, культурные тенденции

В анализируется концепция справедливости в учениях манихейства и маздакизма. Доказывается что справедливость в этих учениях является воплощением равенства всех адептов общества. Она как регулирующий элемент определяет социальную и политическую сферу общества и государства. Анализ справедливости в учениях манихейства и маздакизма ещё раз доказывает, что все формы человеческой деятельности должны соответствовать некоему принципу - закону, норме, установке, обычаю и традиции, о чем свидетельствуют стремления Мани и Маздака к справедливому обществу. Особенно в учении Маздака справедливость во многом имеет принудительный характер, а в учениях Мани она болееметафизична. Определяются коренныеразличия между этими учениями.

Результаты статьи можно использовать в сфере исследования в области истории философии, философии права, этики, политологии и конфликтологии.

The concept ofjustice in Manichaeism and Mazdakism teachings

Keywords: Manichaeism, the evolution ofjustice, metaphysics, Mazdakism, cultural trends

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This paper analyzes the concept of justice in Manichaeism and Mazdakism teachings. It is proved that justice is the epitome of equality of all adherents of society in these teachings. it defines the social and political spheres of society and state as a regulatory element. The analysis of justice in Manichaeism and Mazdakism teachings proves once again that all forms of human activity must conform to a certain principle, a law, norms, attitudes, customs and traditions as evidenced by Mani and Mazdak aspirations for a just society. Especiallyjustice has largely mandatory character in Mazdak teachings, and it is more metaphysical in Mani teachings. Fundamental differences between these teachings are identified.

The results of the paper can be used in the field of history of philosophy, philosophy of law, ethics, politics and conflict studies.

Сведения об авторе:

Абдулатипов Усуф Хасанович, кандидат философских наук, заместитель начальника факультета №4 Академии МВД Республики Таджикистан по учебной части, полковник милиции (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: usuf66@mail.ru

Information about the author:

Abdulatipov Yusuf Hasanovich, Candidate of Science in Philosophy, Deputy Head of Study at the Faculty №4, The Academy of Ministry of Internal Affairs, a Militia Colonel (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: usuf66@mail.ru

39