Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СПИРАЛИ ИННОВАЦИЙ И ИНДУСТРИЯ ОТХОДОВ'

КОНЦЕПЦИЯ СПИРАЛИ ИННОВАЦИЙ И ИНДУСТРИЯ ОТХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / НАУКА / ИННОВАЦИИ / ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субракова Людмила Константиновна, Петрушкина Мария Сергеевна

Представление обращения с отходами в России в виде четырехзвенной модели инноваций показало неуравновешенность интересов участников, что создает препятствия на пути развития новой отрасли экономики. Граждане, научно-исследовательский сектор недостаточно представлены в реальной системе обращения с отходами и её реформировании. Государство во многом ориентировано на возможности и интересы бизнеса. Предложены некоторые меры для решения противоречий путем повышения регулирующей роли государства и создания необходимых общественных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Субракова Людмила Константиновна, Петрушкина Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HELIX INNOVATION CONCEPT AND THE WASTE INDUSTRY

The presentation of waste management in Russia in the form of a four-tier innovation model showed the imbalance of interests of participants, which creates obstacles to the development of a new branch of the economy. Citizens and the research sector are not sufficiently represented in the real waste management system and its reform. The state is largely focused on the opportunities and interests of business. Some measures to resolve the contradictions by increasing the regulatory role of the state and creating the necessary public institutions are proposed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СПИРАЛИ ИННОВАЦИЙ И ИНДУСТРИЯ ОТХОДОВ»

УДК 338.462+001.895

КОНЦЕПЦИЯ СПИРАЛИ ИННОВАЦИЙ И ИНДУСТРИЯ ОТХОДОВ

Субракова Людмила Константиновна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и бизнеса

Петрушкина Мария Сергеевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Представление обращения с отходами в России в виде четырехзвенной модели инноваций показало неуравновешенность интересов участников, что создает препятствия на пути развития новой отрасли экономики. Граждане, научно-исследовательский сектор недостаточно представлены в реальной системе обращения с отходами и её реформировании. Государство во многом ориентировано на возможности и интересы бизнеса. Предложены некоторые меры для решения противоречий путем повышения регулирующей роли государства и создания необходимых общественных институтов.

Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, предпринимательство, общество, государственные программы, наука, инновации, циркулярная экономика.

THE HELIX INNOVATION CONCEPT AND THE WASTE INDUSTRY Subrakova Lyudmila Konstantinovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Economics and Business Department

Petrushkina Maria Sergeevna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The presentation of waste management in Russia in the form of a four-tier innovation model showed the imbalance of interests of participants, which creates obstacles to the development of a new branch of the economy. Citizens and the research sector are not sufficiently represented in the real waste management system and its reform. The state is largely focused on the opportunities and interests of business. Some measures to resolve the contradictions by increasing the regulatory role of the state and creating the necessary public institutions are proposed.

Key words: solid municipal waste, entrepreneurship, society, government programs, science, innovation, circular economy.

Модель устойчивого развития экономики и общества, разработанная на основе идей Римского клуба, предполагала такие социально-экономические изменения, которые обеспечивали бы повышение качества жизни человека при минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Резолюция ООН от 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» содержит 17 целей устойчивого развития (ЦУР). Сравнение с текстом восьми Целей развития тысячелетия (ЦРТ) на период до 2015 года, принятых на саммите стран ООН в 2000 году, показывает, что цель «обеспечение экологической устойчивости» получила развитие в пяти новых целях: Чистая вода и санитария, Недоро-

гостоящая и «чистая» энергия, Устойчивые города и населенные пункты, Развитие инфраструктуры, инновации, Ответственные потребление и производство. И это подтверждает актуальность экологической составляющей устойчивого развития, обеспечение которой невозможно без инноваций.

Целью исследования является анализ инфраструктурной отрасли индустрии отходов на основе концепции спирали инноваций. Выбор предметной области исследования объясняется тем, что наряду с энергетикой, туризмом, гостиничным бизнесом, сферой услуг и другими отраслями, пострадавшими от введения западных санкций, индустрия отходов, находящаяся в самом начале своего становления, лишилась значительной части государственного финан-

сирования, тем самым ослабив движение по направлению к устойчивой модели развития. В контексте целей устойчивого развития инфраструктурный сектор экономики тесно связан с инновациями. Поэтому логично обращение к модели тройной спирали инноваций, разработанной в 1995 году Г. Ицковицем и Л. Лейсдорфом [1], в которой участие государства, бизнеса и науки в лице университетов рассматривается как необходимое условие инновационного развития страны. Авторами данной концепции роли институтов партнерства распределяются следующим образом: государство выступает заказчиком и соинве-стором конкретного вида инноваций, наука является разработчиком, а предпринимательский сектор реализует инновационные разработки на практике. В трехзвенной модели действуют не простые линейные связи, а сетевые отношения на всех этапах взаимодействия, интенсивность которых адаптируется в соответствии с новыми условиями [2].

В 2006 году Э. Караяннис и Д. Кэмпбелл расширили тройную модель до четырехзвен-ной спирали инноваций [3], в которую наряду с университетами, государством и бизнесом включили также гражданское общество и гражданскую инициативу. Это позволило учесть в модели инноваций обязательную социальную составляющую и придать модели

долгосрочный характер. Одновременно исследователи [4, с. 39] подчеркивают, что данная модель является более трудной для реализации, так как постоянно меняются условия, вызывающие необходимость вносить обновления и корректировки. Однако иные пути инновационного развития не обладают универсальностью и строго специфичны для каждого случая достижения эффективности. Недаром четырехзвенная модель рекомендована ЕС для использования в проекте Европейского рынка климатического обслуживания и Политике Еврокомиссии в области открытых инноваций.

Индустрия обращения с отходами производства и потребления во всем мире появилась как ответ, вынужденная реакция на экологическую угрозу загрязнения окружающей среды продуктами жизнедеятельности. Отрасль требует значительных инвестиций и при этом не отличается повышенной рентабельностью. Поэтому сектору отходов необходимы инновации, в поиске, создании и реализации технологий которых модель четырехзвенной спирали, несомненно, является полезной. На рисунке 1 «узлы» переплетения четырех спиралей участников инноваций понимаются как критические зоны, обеспечивающие успех государственно -общественно-частного партнерства.

Схема четырехзвенной спирали инноваций [5]

Сфера обращения с отходами исследовалась с помощью эколого-экономического анализа производства и потребления [6], с позиции правового обеспечения [7], как отдельный сектор в модели «затраты-выпуск» В. Леонтьева [8; 9], с целью моделирования выбора рациональных инструментов регулирования систем обращения с отходами [10], путем классификации участников обращения с отходами по формальному или неформальному статусу [11]. Анализ управления отходами в России в рамках четырехзвенной спирали инноваций позволяет углубить понимание проблем в данной сфере и наметить дальнейшую траекторию продвижения реформы.

Анализ современного состояния обращения с отходами в России показывает, что преобладающим способом утилизации отходов потребления - твердых коммунальных отходов -является захоронение их на полигонах ТБО (свыше 90 %). Это находится в противоречии с принятыми приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере и не обеспечивает выполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения [12].

В принятых правительством подзаконных актах не закреплен обязательный раздельный сбор и накопление ТКО, пищевые (органические) отходы не включены в перечень запрещенных к захоронению [13]. Территориальными схемами обращения с отходами в большинстве регионов (в 49 из 85 субъектов федерации в 2021 году) не предусмотрена организация раздельного сбора, но запланировано строительство большого числа новых полигонов ТКО.

Государство как один из участников новой отрасли обращения с отходами действует через созданную в 2019 году публично-правовую компанию «Российский экологический оператор», которая намерена до 2030 года софинан-сировать проекты по созданию 122 объектов в

различных регионах по переработке отходов, при этом из 350 млрд руб. общего объёма необходимых инвестиций 210-230 млрд руб. планируется привлечь от частных инвесторов, оставшиеся средства - государственные, в том числе предназначенные для вкладов в уставные капиталы учреждаемых коммерческих фирм. Кроме того, предусматриваются концессионные и инвестиционные соглашения, а также заимствования в форме так называемых зеленных облигаций. Тем не менее, условий для массового вхождения предпринимательства в переработку и в целом инфраструктуру обращения с отходами пока недостаточно. Введенный в 2015 году механизм расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП) за 7 лет показал неэффективность, не стал основой формирования экономики замкнутого цикла, в котором обеспечивается максимальный объём утилизации отходов. В связи с этим правительством РФ перенесены сроки достижения 100 %-й утилизации товаров и упаковки на 2025 год с изменением ответственности, возлагаемой теперь только на производителей упаковки [14].

Граждане являются носителями социального и информационного капитала, они же рассматриваются в качестве ядра четырёхзвенной спирали, поэтому данная модель стимулирует создание инноваций важных для пользователей. Граждане формируют спрос на инновационную продукцию, то есть являются заказчиками НИОКР, генерируют и создают новое назначение и новую продукцию самостоятельно. Из-за этого с точки зрения формирования новых инструментов государственного регулирования можно говорить о том, что четы-рёхзвенная спираль как модель стала основой формирования культуры технологического предпринимательства с соответствующим институциональным базисом [15]. Одновременно домашние хозяйства граждан представляются главными акторами и бенифициарами цивили-

зованного обращения с ТКО [16], поскольку с них начинается (или не начинается) раздельный сбор, а плата за вывоз отходов устанавливается в соответствии с параметрами жилищ или числа проживающих по практикуемому ныне нормативному методу формирования тарифов, либо, что более точно и справедливо - по фактическому объёму образования отходов. Фактический метод тарифообразования при всех своих преимуществах не может внедряться без технических инноваций: смарт-систем для сбора (умные контейнеры), перевозок (смарт-сборщики), интеллектуальных систем переработки и утилизации отходов и др.

[17].

Граждане через общественные организации (Общественная палата при Президенте РФ, НКО «Зеленый патруль», «Гринпис» и др.) высказываются за экологическое решение проблемы отходов, против мусоросжигания, строительства полигонов ТКО, за раздельный сбор отходов, однако положительные сдвиги происходят медленно. Вместо баланса интересов, лежащих в основе спиральных моделей инноваций, в России наблюдается дисбаланс и доминирование одного участника, т. е. монополия.

Поскольку модели партнерских спиралей разрабатывались для обоснования инноваций в экономике, естественно предположить, что новая индустрия обращения с отходами может и должна развиваться как инновационная. С инновациями в нашей стране постоянные проблемы, но те отрасли, которые относительно других более успешны, развиваются комплексно: военно-промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, телекоммуникационный комплекс и т. д. Обращение с отходами также представляет комплекс, состоящий из домашних хозяйств и фирм, производящих отходы; переработчиков вторсырья; территориальных операторов; полигонов захоронения ТКО, транспортных компаний. Назовем его циклическим комплексом, инноваци-

онный характер которого следует из цели «Ноль отходов» и способов её достижения -путем разработки новых технологий малоотходных и безотходных производств и процесса потребления.

В нынешней системе обращения с отходами наука, общество устранены от участия на равных правах в реформе управления отходами, а государство поддерживает бизнес, который руководствуется своими интересами, опасается инвестировать в инфраструктуру отрасли. Обращение с отходами - это своеобразный циклический комплекс инновационного характера, которому есть из чего черпать инновации. Учитывая, что внедрение научных разработок в России традиционно связано с трудностями организационного, финансового, институционального характера, следует создавать новые предприятия по переработке на основе новых технологий с участием как вузовских, так и академических научных лабораторий.

Примером может служить ООО «Энто-протэк» (Пенза), создавшее современное биотехнологическое производство по переработке органических отходов, которые раннее сдавались на полигонное захоронение. Для адаптации технологии, связанной с жизненным циклом насекомого (черной львинкой), питание которого состояло из отходов предприятий пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства, ООО «Энтопротэк» создало три R&D-центра, в том числе в Израиле, получило ряд патентов, свидетельств о сертификации, лицензий. Экологический эффект деятельности предприятия состоит не только в переработке 6,5 тыс. тонн органики, но и предотвращении выброса в атмосферу 1,5 млн кубометров парниковых газов только за 2020 год. Экономические результаты также существенны: «Энтопротэк» производит высокобелковую кормовую добавку, органические удобрения, косметические жиры, выручка от реализации которых составляет свыше 21 млн руб. за 2020 год [16].

Для того чтобы обращение с отходами реально стало циклическим комплексом, необходимо развитие институтов гражданского общества, социального предпринимательства, государственного управления и финансирование научно-исследовательской деятельности.

Гражданское общество в России только формируется, необходимы некоммерческие экологические организации, массовые общественные движения в поддержку современной системы управления отходами, создание которой сбалансирует интересы всех сторон.

Библиографический список

1. Ицковиц Г. Тройная спираль: университеты - предприятия - государство: инновации в действии: пер. с англ. / под ред. А. Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 237 с.

2. Бесчастнова О. В., Райская М. В. Управление инновационной инфраструктурой в рамках действий сетевого механизма «тройной спирали» на мезо- и макроуровне // Вестник Казанского технологического университета, 2012. Выпуск № 18. Том 15. С. 252-256.

3. Carayannis E. G. & Campbell D. F. J. Knowledge creation, diffusion, and use in innovation networks and knowledge clusters: A Comparative Systems Approach across the United States, Europe, and Asia. Praeger Publishers, Westport, CT, 2006. Pp. 1-25. ISBN 0-313-08323-1. OCLC 70209391.

4. Караяннис Э., Григорудис Э. Четырехзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт. Журнал НИУ «ВШЭ», 2016. Т. 10. № 1. С. 31-42. D0I:10.17323/1995-459x.2016.1.31.42

5. Boyes B. Applying the quadruple helix model of open innovation in knowledge-based development. RealKM Magazine. URL: https://realkm.com/2018/10/11 (дата обращения: 16.02.2023).

6. Экологический менеджмент: учеб. пос. / под ред. Н. В. Пахомовой, К. К. Рихтера, А. Эндреса СПб.: Питер, 2004. 352 с.

7. Трофимец С. С. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления: дис. ... канд. юр. наук. Уфа, 2006. 169 с.

8. Allan G., Hanley N., McGregor P. G., Swales J. K., Turner, K. An extension and application of the leontief pollution model for waste generation and disposal in Scotland. University of Strathclyde, Glasgow, Scotland/Official. URL: http://www.economics.strath.ac.uk/Research/Discuss (дата обращения: 16.02.2023).

9. Nakamura S., Nakajima K., Yoshisawa Y., Kondo Y., Yokoyama K. Waste Input-Output Material Flow Analysis: a new approach to compiling a PIOT that is consistent with mass conservation. URL: www.iioa.org/.../nakamura %20Waste %20Input (дата обращения: 16.02.2023).

10. Шабалов М. Ю. Совершенствование организационно-экономического механизма обращения с муниципальными твердыми отходами: дис. ... канд. экон. наук. СПб, 2014. 151 с.

11. Institutional Matrix for Sustainable Waste Management By Peter Appiah Obeng and Joseph Boateng Agyenim. URL: http://www.intechopen.com/books/integrated-waste-management-volume-i/institutional-matrix-for-sustainable-waste-management (дата обращения: 16.02.2023). DOI: 10.5772/16423.

12. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р. // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289114/549eef11ae953dc6e4261b88ed6d14f776df3203/ (дата обращения: 19.12.2022).

13. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается». СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221683/ (дата обращения: 19.12.2022).

14. РОП: проект обновленных изменений к закону об отходах // Твердые бытовые отходы. 2022. 14 октября. URL: https://news.solidwaste.ru/ (дата обращения: 19.12.2022)

15. Юревич М. А. Новые институциональные инициативы России в контексте концепции четырехзвенной инновационной спирали // Journal of Institutional Studies, 11(2), 079-093. URL: https://d0i:10.17835/2076-6297.2019.11.2.079-093 (дата обращения: 19.12.2022).

16. Субракова Л. К. Эффект и стимулы раздельного сбора твердых коммунальных отходов домашними хозяйствами // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2021. № 3 (37). С. 151-156.

17. Субракова Л. К. Цифровые технологии для населения в системе обращения с отходами // Материалы докладов 52-й международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. В 2-х томах. Том 1. 2019. Витебск: Изд-во: Витебский государственный технологический университет, 2019. С. 318-321.

18. Как российский стартап обратил отходы в доходы // Эксперт. 2020. № 41 (1179) URL: https://expert.ru/expert/2020/41/kak-rossij skij -startap-obratil-othodyi-v-dohodyi/ (дата обращения: 19.12.2022).

© Субракова Л. К., Петрушкина М. С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.