Научная статья на тему 'Концепция современного образовательного менеджмента'

Концепция современного образовательного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4284
1639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция современного образовательного менеджмента»

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В. Н. Максимова

Концепция современного образовательного менеджмента

Современный образовательный менеджмент - это инновационная теория и практика управления образованием в условиях его реформирования, основанного на инновационном мышлении и поведении субъектов управления и направленного на создание новой модели образования, ориентированной на жизненную карьеру человека в высокотехнологичном, конкурентном, открытом обществе.

Современный образовательный менеджмент - это междисциплинарная область знаний, в которой интегрированы продуктивные идеи, принципы, методы, подходы и механизмы, раскрывающие социальные, экономические, педагогические, юридические, психологические и акмеологические аспекты теории и практики управления инновационно развивающимся образованием.

Цель современного образовательного менеджмента - достижение высокого качества функционирования и развития отечественной системы образования в открытом культурно-образовательном пространстве современной цивилизации XXI в.

Менеджмент качества - наиболее актуальная составная часть современного образовательного менеджмента. Управление качеством образования стало основной задачей модернизации всей системы образования и инновационного развития каждого образовательного учреждения. Менеджмент качества в образовании - это область теории и практики обеспечения нового качества образования и его повышения, адекватного новым направлениям инновационного развития общества и основанного на продуктивном использовании внутренних ресурсов самореализации личности обучающихся и обучающих. Очевидно, что качество образования - это системная категория, которая включает качество цели, качество управления, качество образовательного процесса и качество результата. Результат образования - это производная функция от качества всех других компонентов образовательной системы, в том числе от эффективности управления. Качество результата современного образования характеризуется как степень его соответствия

8

целям и задачам активного и конструктивного участия человека в инновационном развитии общества, его экономики и культуры.

Способность к инновационной деятельности как обобщенный критерий качества результатов образования формируется при наличии акмеологической направленности управления образовательными системами всех уровней, направленности на мотивацию достижений, на развитие творческого потенциала личности, способности к самоорганизации и самореализации, потребности в саморазвитии и непрерывном образовании. Образование для жизненной карьеры человека в инновационном обществе - это актуальная задача современного образовательного менеджмента. Такая задача предполагает создание в процессе управления организационнопедагогических условий, которые способствуют развитию качеств личности, характерных для преуспевающего в жизни человека: целеустремленность, амбициозность, предприимчивость, изобретательность, креативность, коммуникабельность, работоспособность, трудолюбие и др.

Образовательный менеджмент имеет свои особенности, обусловленные спецификой системы образования как социальнопедагогической организационной структуры, обеспечивающей воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.

1. Образовательный менеджмент - это вид социального управления, детерминированный внешними и внутренними социальными факторами и основанный на развитии межсубъектного взаимодействия участников управленческих и педагогических структур в соответствии с нормативно-правовой базой образования.

2. Образовательный менеджмент - это всегда инновационный менеджмент, поскольку инновационные процессы в системе образования носят перманентный характер, связанный с задачами опережающего развития качества человека и его социальнопрофессиональной адаптации к постоянно меняющимся условиям социума.

3. В образовательном менеджменте доминируют социальнопсихологические методы управления, так как административные и экономические методы имеют ограниченные возможности в стимулировании творческих инициатив педагогов и в решении нарастающего числа социально-психологических проблем в педагогических коллективах.

4. В современном образовательном менеджменте приоритет занимает менеджмент качества, обусловленный ростом социальноэкономических и стратегических функций системы образования в новых геополитических условиях развития России и цивилизации XXI в.

9

5. Научной основой современного образовательного менеджмента является интеграция знаний об образовании и об управлении, а управленческая деятельность менеджера в образовании всегда носит интегративный характер: управленческо-

педагогическая, управленческо-психологическая, управленческоэкономическая, управленческо-организационная, финансовохозяйственная.

Современный образовательный менеджмент как деятельность строится на основе совокупности научных принципов управления:

• системности управления, достигаемой путем сочетания «вертикали власти» (управления федеральным, региональным, муниципальным и институциональным уровнями иерархической структуры системы образования) и «горизонтали взаимодействия», сотрудничества, социального партнерства организаций (образовательных, культурно-массовых, медицинских, спортивных, производственных, научных, социально-бытовых) на каждом уровне управления системой;

• непрерывности управления функционированием и развитием системы образования на каждом уровне, каждого образовательного учреждения, каждого педагогического коллектива, каждого управленца, которые выступают субъектами непрерывного образования как обязательного условия эффективности управления в целом;

• региональности управления развитием региональной и муниципальной системы образования, направленного на реализацию социального заказа региона в подготовке кадров для экономики, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства с учетом демографической ситуации и на создание новой модели управления инновационным развитием региональной системы образования;

• самоуправления как основы обеспечения государственнообщественного характера управления, усиления роли общественности в контроле качества образования, приоритета коллегиальнодемократических методов управления, стимулирования творческих инициатив и подготовки кадрового резерва, сочетания инноваций «сверху» и инноваций «снизу»;

• корпоративности управления, выраженной в формировании корпоративной культуры в педагогических коллективах, управленческой команды единомышленников, в создании корпоративных би-зенс-образовательных организаций, в развитии партнерских отношений и диалога между личностью и коллективом;

• обеспечения и повышения качества как главной цели и основного результата системы образования, качества человеческого капитала, принцип ориентирует на создание системы менеджмента качества образования (СМКО) в каждом образовательном учреждении;

10

• акмеологической направленности управления, выраженной в создании условий для активизации внутренних ресурсов творческой самореализации личности, саморазвития и самосовершенствования каждого субъекта управленческой и образовательной деятельности, в моральном и материальном поощрении творческих достижений, ориентации на успех и высокое качество труда, на создание «школы креативного образования» (А.Г. Асмолов); в стимулировании потребности в достижениях, мотивации достижений и способности к самоорганизации и инновационной деятельности.

Современный образовательный менеджмент развивается в следующих направлениях:

• информатизация и интернетизация управления, создание единого информационно-образовательного пространства, единых информационных сетей в системах «органы управления образованием - директор, (ректор)», «директор-учитель-ученик», «директор-родитель-ученик», в целях оперативного управления;

• технологизация управления, разработка и применение новых управленческих технологий: социальных (стратегического проектирования, принятия управленческих решений, формирования корпоративной культуры, социального партнерства, сетевого взаимодействия, комплексной оценки деятельности образовательного учреждения и др.); автоматизированных информационных технологий («АРМ Директор», «АРМ РОНО», сетевой программнотехнологический комплекс «Параграф» и др.); педагогических технологий управления (управления качеством образования, мониторинга качества образования, проектирования авторских педагогических систем, инновационного моделирования, системного целеполагания и др.);

• экономизация управления, выраженная в усилении экономических факторов управления образованием (подушевое финансирование, разделение образовательных учреждений на казенные, бюджетные и автономные, платные образовательные услуги и т.п.), в сокращении численности управленческого аппарата, в усилении роли экономических показателей эффективности управления, когда при минимальных затратах достигается высокий уровень качества результатов управления, в создании бизнес-образовательных структур;

• психологизация управления, рост значимости психологии менеджмента и психологической компетентности менеджера в образовании, психологического обеспечения качества инновационной профессиональной деятельности управленцев и педагогов, мотива-

11

ционного управления и мотивирования творческой активности персонала как управленческой функции и управленческого процесса;

• модернизация управления, это обобщенное направление развития образовательного менеджмента как открытой динамической системы, в которой не может быть стереотипов и традиционных моделей управления, тормозящих инновационное развитие практики образования; это направление включает в себя все выше названные направления развития образовательного менеджмента, предполагает новые вариативные модели управления в новых видах формирующихся образовательных учреждений.

Модернизация управления - это исходное условие обеспечения успеха в модернизации всей системы образования. Изменения, происходящие в практике образования, значительно опережают развитие теории и нормативно-правовой базы образования. Создаются новые виды образовательных учреждений, интегративные, корпоративные, бизнес-образовательные структуры; вводятся в действие новые архитектурные конструкции зданий, площадь которых превышает ранее установленные нормы; возникает необходимость введения в штатное расписание нового персонала (заместителя директора по экономическим вопросам, директора бассейна, директора начальной школы и др.); компьютеризация, распространение интерактивных досок в учебных кабинетах требуют новых методов управления образовательным процессом; и т. д. Возникают существенные противоречия между интенсивно изменяющейся практикой образования и устаревшей теорией педагогики XX века, традиционными методами административного управления и нормативно-правовыми документами.

Дискуссионным является вопрос о том, кто должен стать директором средней школы: менеджер по образованию или педагог? Однозначного ответа быть не может. В вариативной системе образования есть различные типы и виды образовательных учреждений. Во главе интегративной бизнес-образовательной структуры должен стоять менеджер, способный создать новую продуктивную модель управления, которая может включать топ-менеджера, менеджера по качеству, менеджера знаний, менеджера по персоналу, менеджера инноваций, менеджера по бизнесу (или финансовоэкономического директора).

Современная теория педагогики как целостная система знаний ещё не сложилась, её нельзя прочитать в учебниках педагогики, она формируется параллельно с изменением практики. Очевидно, что современная педагогика должна иметь новый предмет изучения и преобразования, новую модель педагога и его функции, новые виды

12

его деятельности и компетентности, новые технологии обучения, новые модели управления и междисциплинарный характер знаний об образовании. Развитие современного образовательного менеджмента в значительной степени зависит от развития новой теории педагогики.

Составной частью современного образовательного менеджмента является проектирование стратегий управления развитием образовательного учреждения на основе определенного парадигмального подхода. Перспективной в условиях модернизации образования стала апробированная в широкой практике акмеологи-ческая стратегия управления образованием.

Акмеологическая стратегия управления реализует акмеологи-ческий парадигмальный подход в педагогике и в образовании. Акмеологическая стратегия - это стратегическое ценностномотивационное управление инновационным развитием образовательного учреждения на основе актуализации внутренних ресурсов творческой самореализации личности управленца, педагога, ученика, мотивации достижений, стремления к успеху и высокому качеству результатов деятельности. Акмеологическая стратегия как управленческий документ может быть представлена в виде системы перспективных управленческих и педагогических акмеологических задач, определяющих долгосрочный прогноз развития и критерии качества образования, отражающие эталоны личности, востребованной в высокотехнологичном, конкурентном мире, и системы средств и технологий достижения этих задач.

Акмеологическая стратегия управления образованием предполагает создание новой системы ценностей, отражающих высшие формы и уровни (акме - формы) целостного развития человека в образовательной деятельности: саморазвитие, творчество, профессионализм, индивидуальность, духовность, одаренность, зрелость, здоровье. Данная система ценностей ориентирована на формирование саморазвивающейся и самоорганизующейся творческой личности, способной к успешной жизнедеятельности и самореализации в инновационном обществе в условиях его модернизации.

Таковы концептуальные основы современного образовательного менеджмента как системы научно-практических знаний об управлении образованием.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.