Проблемы Отечественной истории
Л. А. КАРАПЕТЯН
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье анализируется первая в отечественной политико-правовой мысли либеральная концепция социального государства. Определены основные признаки данного государства в теории кадетской партии и некоторые практические меры по ее воплощению в действительность.
Ключевые слова: партия, социальное государство, права человека, конституция, экономическая политика.
В действующей Конституции Российской Федерации 1993 года, которая основана на либеральной модели переустройства общественной и государственной жизни, отмечается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Анализу этой статьи посвящено немало научных трудов. В них, наряду с позитивными оценками ее сути, говорится и о недостатках по ее претворению в действительность.
Однако следует подчеркнуть, что проблема социальной справедливости в государственно-организованном обществе неотделима от государства и права и берет начало с их возникновением. Идеи о социальной справедливости формулировались на разных этапах развития человечества, были и попытки построения такого общества.
В истории отечественной политико-правовой мысли эта проблема заняла особое место на рубеже Х1Х-ХХ веков. Поскольку в то время она была в центре внимания не только в теориях отдельных ученых, но и в программных документах возникших политических партий различной идеологической и тактической (поведенческой) ориентации. Известно, что к числу основополагающих признаков партии наряду с организацией, базирующейся на определенной системе ценностей, относится и борьба за власть; ее осуществление, участие в ее осуществлении будучи в оппозиции в составе государственного органа или вне его. Поэтому у политических партий как субъектов политики имеются реальные возможности по достижению своих целей.
В России в указанное время наиболее влиятельными были социалистические партии, отстаивающие различные модели социализма, и либеральные, близкие по своему типу к западноевропейским.
Из либеральных партий наиболее известной была Конституционно-демократическая партия (кадеты), представлявшая левое крыло отечественного либерализма. Учредительный съезд проходил 12-18 октября 1905 года. Следует отметить
высокий образовательный и культурный уровень ее рядовых представителей и руководителей. Среди них было много профессоров и доцентов права (В. М. Гессен, С. А. Муромцев, С. А. Котлярев-ский, Ф. Ф. Кокошкин, А. С. Изгоев, В. Д. Набоков, Г. Ф. Шершеневич, И. А. Покровский и др.), популярных адвокатов (М. М. Винавер, В. И. Маклаков, М. Л. Мандельштам, И. В. Гессен), историков (П. Н. Милюков, А. А. Корнилов), литераторов и публицистов (П. Б. Струве, А. В. Тыркова, И. А. Петровский), земских и общественных деятелей (Павел и Петр Долгоруковы, И. И. Петрун-кевич, Ф. И. Родичев и др.) [1]. Особенно велика роль этой партии в развитии российской политической и правовой культуры, предложившей конституционные решения и либеральные ценности, как характерные для любого западноевропейского парламентского государства, так и уникальные. Прежде всего это связано с вниманием к социальным вопросам и иным их решением по сравнению с доктринами отечественных социалистических партий.
Программа кадетской партии была ориентирована на проведение комплексных системных реформ с целью утверждения идеи российского неолиберализма - свобода личности во всех сферах жизни, примат частной собственности, демократическое социально-ориентированное правовое государство.
Сущность социально-ориентированного правового государства определялась сквозь призму объема и характера прав человека и гражданина, базирующихся на неотчуждаемых, естественных правах. Только у этой партии программа начиналась с раздела «Основные права граждан» [2]. В нем нашли отражение личные, политические, социально-экономические, культурные права, не зависящие от национальных, социальных, конфессиональных характеристик. В совокупности они должны были обеспечить человеку достойную жизнь. В партии относительно понятия «достойная жизнь» единства не было, поэтому оно не стало программным требованием. Хотя отдельные члены ЦК партии, в частности П. И. Новгородцев,
предлагали на втором съезде партии в январе 1906 года зафиксировать отдельной статьей норму о том, что необходимо законодательно признать право на достойное человеческое существование, право на труд и нормальное приложение труда. Он считал, что государством, способным обеспечить человеку достойную жизнь может быть социальное правовое государство [3].
Другой член ЦК и один из авторов программы партии, Г. Ф. Шершеневич, подчеркивал, что государство должно оказывать помощь слабым социальным слоям посредством социального законодательства и демократизации. Он прямо увязывал благосостояние граждан и стабильность государственной власти. К числу наиболее эффективных шагов в этом направлении он относил минимизацию произвола со стороны должностных лиц и государственных органов [4].
Новизной отличалось учение о социальном государстве члена Санкт-Петербургского комитета партии И. А. Покровского. Оно базировалось на ином понимании солидаризма, чем у Л. Дюги. Л. Дюги считал, что человек имеет не права, а социальные обязанности, направленные на увеличение социальной солидарности, и тем самым отрицал идею равенства и естественных прав человека. В отличие от него, И. А. Покровский связывал со-лидаризм с теорией неотъемлемых прав человека и говорил о необходимости органического соединения свободы каждого человека и солидарности между людьми, которые реализуются через систему правовых институтов, в том числе частно -го права вообще и частной собственности в частности. С одной стороны, он не абсолютизировал естественные права и индивидуализм, крайнее проявление которых чревато опасностью для общества, а с другой - говорил об обязанности государства заботиться о социальной справедливости и социальной функции частной собственности (солидарность в экономике) [5]. Поэтому можно говорить о том, что его социальная солидарность стала новым понятием в российском неолиберализме, предполагавшем формирование социального государства, готового сотрудничать с обществом и гражданином.
Таким образом, суть партийной идеологии в понимании социального государства сводилась к тому, что это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В зависимости от характера их реализации понималась и социальная справедливость.
Эти идеи в виде требований составили У-УШ разделы программы партии, в которых нашли отражение экономические, социальные и культурные права. Требования конкретизировались в законопроектах кадетской фракции, вносимых в Государственную думу. Партия была представлена во всех четырех созывах Думы начала ХХ века. В отличие от личных и политических, указанные
права требуют положительных мероприятий государства. Поскольку эти меры во многом зависят от материального состояния, кадеты предлагали права, которые можно было реально обеспечить. Их основой являлась частная собственность и свобода экономической деятельности. Но при этом финансовая и экономическая политика (раздел У) государства приобретали социальную направленность. Параграф 30 программы был ориентирован на пересмотр расходной части государственного бюджета с целью отказа от непроизводительных расходов и увеличения затрат государства на действительные нужды народа. Ставилась задача перехода от косвенного к прямому налогообложению. Первым шагом в этом направлении стала бы отмена косвенных налогов на предметы потребления (п. 32). Основой прямого налогообложения становились прогрессивный подоходный и поимущественный налоги. Вводился прогрессивный налог на наследство (п. 33). Следовало понижать таможенные пошлины, что одновременно должно было содействовать техническому подъему промышленности и земледелия, а в итоге -благополучию населения (п. 34). Кроме того, рост благосостояния трудовых масс связывался с отменой выкупных платежей (п. 31) и направлением средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита (п. 35) [6].
Раздел VI отводился, пожалуй, самому острому вопросу - аграрному - и именовался «Аграрное законодательство» (п. 36-40). Для решения этого вопроса в государственный фонд отчуждались казенные, удельные, кабинетские, монастырские, а также в потребных размерах частновладельческие земли за счет государства по справедливой (нерыночной) оценке. Земли передавались тем, кто обрабатывал их личным трудом - безземельным, малоземельным и другим мелким земледельцам (согласно п. 36-37, форма определялась исходя из местных условий). Для повышения благосостояния сельского населения ставилась задача оказания государственной помощи переселенцам (п. 38). Следовало законодательно упорядочить арендные отношения. При этом обращалось внимание на необходимость создания примирительных камер для урегулирования споров между арендаторами и землевладельцами и роли суда в решении конфликтных ситуаций (п. 39). Специальный параграф был посвящен сельским рабочим, который распространял на них рабочее законодательство, учреждал сельскохозяйственную инспекцию для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда (п. 40) [7].
В соответствии с программными требованиями партийной фракцией в первую Думу был внесен аграрный законопроект за подписью 42-х членов. 30 апреля 1907 года во вторую Думу внесен законопроект «О земельном обеспечении
земледельческого населения», а 29 мая того же года - законопроект - «О подготовительных учреждениях по земельным делам». В противовес нормативным правовым актам П. А. Столыпина о крестьянской общине фракция 28 мая 1907 года приняла проект закона «Об условиях выдела из общины». Готовились законопроекты и по другим параграфам VI раздела [8].
Седьмой раздел - «Рабочее законодательство» (п. 41-49) - заключал в себе основные принципы регулирования и защиты трудовых прав и прав в области социального обеспечения. В нем предполагались: свобода союзов, собраний и стачек (п. 41-42); восьмичасовой рабочий день, запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых (п. 44); охрана труда женщин и детей, мужчин во вредных производствах (п. 45); учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для урегулирования вопросов, не охваченных рабочим законодательством и разрешения трудовых конфликтов (п. 46); распространение рабочего законодательства и надзора независимой инспекции труда с участием выборных от рабочих на все виды наемного труда (п. 43); обязательное при поддержке государства страхование от болезни, несчастных случаев и профессиональных заболеваний за счет предпринимателей (п. 47); государственные пенсии по старости и инвалидности (п. 48); установление уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране труда (п. 49) [9].
ЦК партии совместно с партийной фракцией Думы подготовили законопроекты: «О свободе стачек», «О рабочем договоре», «О продолжительности рабочего времени в промышленных заведениях», «Об обязательном страховании рабочих», «О профсоюзах», «О нормальном отдыхе торговых служащих» [10].
Из культурных прав кадеты особое внимание уделили вопросам просвещения. Раздел VIII так и именовался «По вопросам просвещения» (п. 5057). Народное просвещение должно было быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации. В центре внимания находилось право на образование. Оно включало: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего профессионального и высшего образования; полная автономия и свобода преподавания в высшей школе, ликвидация безграмотности взрослого населения. С целью защиты культуры народов многонациональной России партия высказывалась за национально-культурную автономию [11].
Следует отметить, что законотворческая деятельность партии и ее думской фракции оказала влияние на позитивное законодательство, в котором нашли отражение многие их предложения. Особенно это относится к сфере регулирования трудовых отношений лиц, работающих по найму. В качестве примера сошлемся на Устав
о промышленном труде 1913 года. А после Февральской революции 1917 года, когда партия была представлена во всех четырех составах Временного правительства (в первом составе она доминировала), в этом отношении было сделано немало. Временное правительство в апреле легализовало рабочие комитеты на предприятиях; в августе утвердило Положение о примирительных камерах и третейских судах и Положение о биржах труда в населенных пунктах с числом жителей не менее 50 тыс. человек. К октябрю были подготовлены проекты закона «О трудовом договоре» и «О стачках рабочих». Хотя правительство не успело их принять, но актуальность в том, что в них нашли отражение передовые тенденции в развитии трудового права того времени, а некоторые институты были использовании при подготовке действующего трудового кодекса РФ.
Итак, в концепции кадетов основу социального правового государства составляли экономические, социальные и культурные права с учетом реальных возможностей их обеспечения. Но эти права неотделимы от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и образуют единый правовой статус гражданина. Кроме того, социальное государство не мыслилось партией вне структурной реформы всей экономической и политической системы.
К числу главных признаков социального государства следует отнести: социальный характер финансовой и экономической политики государства; правовое регулирование (право на труд, отдых, забастовку, охрана труда, защита от безработицы) и охрану труда не только лиц, работающих по найму, но и земледельцев, обрабатывающих землю личным трудом; социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, болезни. Особое место в решении этих вопросов отводилась профсоюзам.
Конечно, по сравнению с современной теорией социального государства, в кадетской отсутствует ряд важных признаков. Однако значение концепции определяется не тем, что в ней нет относительно сегодняшнего дня, а тем, чем она обогащала теорию по сравнению с предшественниками и современниками. В этом же отношении кадетская концепция социального государства была первой в отечественной правовой культуре, которая определяла конституционно-правовой статус государства, предполагающей гарантирование прав и свобод гражданина и соответствующие обязанности государства по обеспечению достойной жизни человеку.
Литература и источники
1. Карапетян Л. А. Конституционализм российских либеральных партий в контексте политико-правовой культуры на рубеже ХК-ХХ вв. М., 2012. С. 96, 98.
2. Программы политических партий России. Конец Х!Х - начало ХХ вв. М., 1995. С. 326-328.
3. Политические партии России. Конец Х1Х -первая треть ХХ века. Документальное наследие. Съезды и конференции Конституционно-демократической партии: в 3 т. Т. 1. М., 1997. С. 189-190.
4. Там же. С. 52, 156.
5. Карапетян Л. А. Конституционализм российских либеральных партий ... С. 143-144.
6. Программы политических партий России ... С. 331.
7. Там же. С. 331-332.
8. Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы 1905-1907 гг. СПб., 1907. С. 301-305, 317-322, 325.
9. Программы политических партий России . С. 332-333.
10. Законодательные проекты и предположения... С. 345-361, С. 487.
11. Программы политических партий России ...
L. K. KARAPETYAN. CONCEPT OF SOCIAL GOVERNMENT IN THE LEGAL CULTURE OF THE CONSTITUTIONAL DEMOCRATIC PARTY OF RUSSIA IN THE BEGINNING OF XX CENTURY: TO THE STATEMENT OF THE PROBLEM
The article analyzes the first in the domestic political legal thought liberal conception of the welfare state. Main principles of the given government in the theory of Cadet Party and some practical measure according to its working out in reality.
Key words: party, the welfare state, human rights, constitution, economic politics.
М. И.СЕРОВА
ВЛИЯНИЕ ДЕКАБРИСТОВ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕРНОМОРИИ
В статье исследуется влияние «первенцев свободы» на развитие культуры Юга России в 30-е годы XIX века. Ключевые слова: движение декабризма, «теплая Сибирь», культура Северного Кавказа.
При слове декабристы в сознании каждого образованного человека возникают пушкинские строки: «Во глубине сибирских руд.»; или романтические, пленительные образы героев кинофильма «Звезда пленительного счастья»; или силуэт пяти казненных декабристов, выполненный по просьбе А. И. Герцена В. Линтоном для обложки «Полярной звезды» № 1, ставший символом первого революционного выступления в России «первенцев свободы» [1]. Образы вечные. Они -навсегда. Событийный ряд, породивший эти образы, однозначен, а в своих временных рамках очень короткий. Это - два восстания лучших, передо -вых людей России против господства в стране самодержавия и крепостничества и установления представительного образа правления. Одно - в Санкт-Петербурге 25 декабря 1825 года, длившееся один день, а если уж совсем точно, то около пяти часов.
Второе восстание состоялось на Юге России, во второй армии. Началом его послужило выступление Черниговского пехотного полка 26 декабря 1825 года, а разгромлено оно было 3 января 1826, т. е. продолжалось девять дней.
Обозначенные события явились следствием предшествовавшей почти десятилетней работы тайных обществ России, в которые объединялись передовые люди, преимущественно из дворян, которые отчетливо понимали необходимость для «любезного Отечества», как они говорили, модернизации как в области организации власти, так и в области всей внутренней политики, экономики, культуры.
В тайных обществах были выработаны программные документы - «Русская правда» (П. И. Пестель) в Южном обществе и «Конституция» (Н. М. Муравьёв) в Северном, а также стратегия и тактика борьбы за новые идеалы. Идея борьбы за благо народа и всего Отечества осветила весь дальнейший путь декабристов и декабризма как передовой идеологии.
Последовавшие после разгрома восстаний следствие и репрессии предопределили тридцатилетнюю по времени «политическую смерть декабристов», по замыслу нового императора. Но он ошибся. Забвения декабристов в российском обществе, на что рассчитывал Николай I, после казни пятерых наиболее активных деятелей движения, ссылки остальных в холодную Сибирь, дальние гарнизоны, на каторгу, в тюрьмы не случилось. Благое дело и благие мысли не умирают. Однако все годы своего правления, с 1825 по день смерти в 1855 году, царь, пережив страх за себя и свою власть, отслеживал судьбу каждого из репрессированных декабристов и своими указами руководил их судьбами. Показательный пример в этом плане - жизнь А. А. Бестужева-Марлинского. Когда его переводили из Сибири на Кавказ в Отдельный Кавказский корпус, который участвовал в трех войнах: Русско-персидской (1826-1828 г.), Русско-турецкой (1828-1829 г.) и Кавказской (18171864 г.), то Николай I распорядился ни при каких подвигах не представлять декабриста к наградам, почестям, продвижениям по службе, а только доносить об этом непосредственно самому императору. И более того, «Бестужева следует посылать
сироты Мовли из рассказа «Вкус айвы» отражена трагедия всего народа, высланного с цветущего Кавказа в бескрайние просторы холодного Казахстана и Сибири: голод, сиротство, бесправие, одиночество, тоска по Родине, гибель близких. Но несмотря на это мощно звучит мотив преодолевающей силы человека, способного, как и герой Кайсына Кулиева, «в черный день видеть белизну снега», не потерявшего чистоту души, верного и на чужбине традициям своего края, придающим стальную терпимость сердцу. А запах айвы, ее вкус, незнакомый маленькому переселенцу, приходит во снах как символ родной земли, надежды на возвращение, неизбежного торжества светлых начал жизни.
Тематически и интонационно перекликается с работами Сулимана и художественная публицистика другого чеченского автора - Саламбека Алиева.
Милена Тедеева из Владикавказа представила прозу в жанре нон-фикшн, поражающую своей искренностью, способностью автора в судьбе отдельно взятого героя либо семьи высветить острые проблемы современности. Цхинвал и его жители до и после августа 2008 года, межнациональные отношения, дружба и вражда, вера и отчаяние, потери и обретения, любовь к отчему дому и боль - все переплелось в клубок, который
с наслаждением разматывает читатель. Он знакомится с неофициальной версией о событиях в Грузии и Осетии, отличной от той, что предлагают тенденциозные репортажи.
Проблема одиночества, дихотомия «Я» и «Другие», чуждость мира, неприятие человеком изменившихся реалий современного Кавказа, попытки ухода от действительности, невозможность бегства от других и себя и как следствие -экзистенциальный бунт исследует в своих рассказах «Самолет» и «Линли» Алексей Козловцев из Нальчика.
В жанре хоррора и фэнтези написаны произведения самого юного автора совещания - четырнадцатилетнего Исмаила Гаджиева из Дагестана.
Представленная проза и поэзия разнообразна по тематике, проблематике, по уровню мастерства авторов. Среди них есть и уже состоявшиеся, как, например, Сулиман Мусаев, Алексей Козловцев, Милена Тедеева - участники Форумов молодых писателей России, стран СНГ и дальнего зарубежья в Липках, публикующиеся в литературных журналах Москвы, Владикавказа, Нальчика, Грозного. А есть и те, кто только начинает свой путь в литературе. Но их всех объединяет любовь к слову, жажда творчества и уважение к писательскому труду.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Адаменко Снежанна Викторовна Adamenko Snezhanna Viktorovna Анисимов Николай Васильевич Anisimov Nikolai Vasil'evich
Антоненко Александр Николаевич
Antonenko Aleksandr Nikolaevich Ашинова Ирина Викторовна
Ashinova Irina Viktorovna
Будыка Житкова Ольга Константиновна
Budyka Zhitkova Olga Konstantinovna
Виноградов Борис Витальевич Vinogradov Boris Vital'evich
Волкова Полина Станиславовна Volkova Polina Stanislavovna
Габоева Зульфия Мустафировна Gaboeva Zulfiya Mustafirovna
Габуниа Зинаида Михаиловна
Gabuniya Zinaida Mihailovna Гаврилова Вера Николаевна
Gavrilova Vera Nikolaevna Гапоненко Артем Васильевич
Gaponenko Artiom Vasilievich
Гасанова Надежда Курамагомедовна Hasanova Nadezhda Kuramagomedovna
Горобец Людмила Николаевна Gorobets Lyudmila Nikolaevna
Гребешкова Анна Васильевна
Гребешкова Anna Vasilyevna Довлеткиреева Лидия Махмудовна
Dovletkireeva Lydia Maxmudovna
Докшина Наталья Валериановна Dokshina Natalia Valerianovna
Зеленский Юрий Викторович Zelenskiy Yury Viktorovich
Иванцов Игорь Григорьевич Ivantsov Igor Grigorievich
Исмаилов Тимур Исаевич Ismailov Timur Isaevich
Казаченко Елена Валерьевна Kazachenko Elena Valerievna
- аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ), [email protected]
- post-graduate student of Krasnodar State University of Culture and Arts (KGUKI)
- кандидат культурологии, доцент Кубанского государственного университета (КубГУ), [email protected]
- candidate of Cultural sciences, assistant professor of Kuban State University (KubGU)
- преподаватель Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого, [email protected]
- teacher of Bohdan Khmelnytsky Melitopol State Pedagogical University
- кандидат педагогических наук, доцент Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (КБГУ им. Х. М. Бербекова), [email protected]
- candidate of Pedagogical sciences, assistant professor of Kh. M. Berbekov
Kabardino-Balkarian State University (Kh. M. Berbekov KBSU)
- преподаватель Королевской школы музыки (Мадрид, Испания), [email protected]
- teacher of music of Royal School of Music (Madrid, Spain)
- доктор исторических наук, профессор КГУКИ, [email protected]
- doctor of Historical sciences, professor of KGUKI
- доктор философских наук, профессор КГУКИ, [email protected]
- PhD, professor of KGUKI
- аспирант КБГУ им. Х. М. Бербекова, [email protected]
- post-graduate student of Kh. M. Berbekov KBGU
- доктор филологических наук, профессор КБГУ им. Х. М. Бербекова, [email protected]
- doctor of Philological sciences, professor of Kh. M. Berbekov KBGU
- соискатель Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), [email protected]
- competitor of South Federal University (Rostov-on-Don)
- кандидат экономических наук, доцент Краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, [email protected]
- candidate of Economic sciences, assistant professor of Krasnodar branch of
Russian State University of Trade and Economics
- докторант МГУКИ, [email protected]
- working for doctors degree in MGUKI
- доктор педагогических наук, профессор Армавирской государственной педаго-
гической академии (АГПА), [email protected]
- doctor of pedagogical Sciences, professor of Armavir State Pedagogical Academy (AGPA)
- ст. преподаватель Института сервиса и технологий (Пятигорск), [email protected]
- senior lecturer of Institute of service and Technology (Pyatigorsk)
- кандидат филологических наук, доцент Чеченского государственного университета, [email protected]
- candidate of Philological sciences, assistant professor of Chechen State University
- аспирант АГПА, [email protected]
- post-graduate student of AGPA
- аспирант КГУКИ, [email protected]
- post-graduate student of KGUKI
- кандидат исторических наук, доцент КГУКИ, [email protected]
- candidate of Historical sciences, assistant professor of KGUKI
- аспирант КГУКИ, [email protected]
- post-graduate student of KGUKI
- соискатель КГУКИ, [email protected]
- competitor of KGUKI
Казмин Николай Валериевич Kazmin Nikolai Valerievich
Карапетян Лев Александрович Karapetyan Lev Aleksandrovich
Карпухин Николай Николаевич
Karpukhin Nikolay Nikolaevich Кокова Олеся Талиновна
Kokova Olesya Talinovna
Коленец Оксана Викторовна Kolenets Oksana Viktorovna
Коновалова Нина Алексеевна
Konovalova Nina Alekseevna
Куашева Ляна Фузельевна Kuasheva Lyana Fuzelevna
Кудинова Анна Васильевна Kudinova Anna Vasilevna
Кучукова Зухра Ахметовна Kuchukova Zukhra Akhmetovna
Лазарян Сергей Степанович Lazaryan Sergey Stepanovich
Левитина Ирина Юрьевна Levitina Irina Yurievna
Лухтан Ася Сергеевна Lukhtan Asya Sergeevna
Мартиросян Карен Минасович Martirosyan Karen Minasovich
Муртузова Зинаида Дмитриевна Murtuzova Zinaida Dmitrievna
Найденко Михаил Константинович Naidenko Mikhail Konstantinovich
Невская Полина Вячеславовна Nevskaya Polina Vyacheslavovna
Полосин Николай Николаевич Polosin Nikolay Nikolayevich
Серова Майя Игнатьевна Serova Maya Ignatievna
Сивер Александр Викторович Siver Alexander Victorvich
Синицына Юлия Николаевна Sinitsyna Yuliya Nikolaevna
Скрипкина Алина Вячеславовна Skripkina Alina Viacheslavovna
Трехбратов Борис Алексеевич Trekhbratov Boris Alekseyevich
Трехбратова Светлана Александровна Trekhbratovа Svetlana Aleksandrovna
Шак Федор Михайлович Shak Fyodor Mikhailovich
ст. преподаватель КГУКИ, [email protected] senior lecturer of KGUKI
доктор исторических наук, профессор КГУКИ, [email protected] doctor of Historical sciences
аспирант Славянского-на-Кубани филиала Кубанского государственного университета, [email protected]
post-graduate student of the Slavic-on-Kuban branch of Kuban State University
аспирант Северо-Кавказского государственного института искусств, [email protected]
post-graduate student of North-Caucasus State Institute of Arts
соискатель АГПА, [email protected] competitor of AGPA
кандидат педагогических наук, профессор КГУКИ, [email protected]
candidate of Pedagogical sciences, professor of KGUKI
соискатель КБГУ, [email protected] competitor of KBSU
кандидат исторических наук, доцент КГУКИ, [email protected] candidate of Historical sciences, assistant professor of KGUKI
доктор филологических наук, профессор КБГУ, [email protected] doctor of Philological sciences, professor of KBSU
кандидат исторических наук, доцент Пятигорского государственного лингвистического университета, [email protected]
candidate of historical science, assistant professor of Pyatigorsk State Linguistic University
кандидат педагогических наук, доцент КГУКИ, [email protected] candidate of Pedagogical sciences, assistant professor of KGUKI
соискатель КГУКИ, [email protected] competitor of KGUKI
кандидат исторических наук, доцент КГУКИ, [email protected] candidate of Historical sciences, assistant professor of KGUKI
кандидат исторических наук, ст. преподаватель КГУКИ, [email protected] candidate of historical Sciences, senior lecturer of KGUKI
доктор культурологии, профессор КГУКИ, naidenko07@ mail.ru doctor of Culturological sciences, professor of KGUKI
кандидат филологических наук, доцент КГУКИ, [email protected] candidate of Philological sciences, assistant professor of KGUKI
докторант МГУКИ, [email protected] working for doctors degree in MGUKI
доктор исторических наук, профессор КГУКИ, [email protected] doctor of Historical sciences, professor of KGUKI
кандидат исторических наук, доцент Государственного морского университета им. адмирала Ф. Ф. Ушакова, [email protected]
candidate of Historical sciences, assistant professor of Admiral F. F. Ushakov State Maritme University
кандидат филологических наук, доцент КГУКИ
candidate of Philological sciences, assistant professor of KGUKI
кандидат педагогических наук, доцент КГУКИ, [email protected] candidate of Pedagogical sciences, assistant professor of KGUKI
доктор исторических наук, профессор КГУКИ, [email protected] doctor of Historical sciences, professor of KGUKI
кандидат исторических наук, доцент КГУКИ, [email protected] candidate of Historical sciences, assistant professor of KGUKI
кандидат искусствоведения, доцент КГУКИ, [email protected] candidate of art criticism, assistant professor of KGUKI
ПАМЯТКА АВТОРУ
Материалы предоставляются в редакцию регионального научного журнала «Культурная жизнь Юга России» в электронном виде в текстовом редакторе Word с распечаткой в одном экземпляре. Оформление стандартное (электронный адрес: [email protected]).
В начале статьи автор помещает аннотацию (не более 3-4 строк) и ключевые слова на русском языке, а в конце (после списка литературы) - свою фамилию и инициалы, название статьи, аннотацию и ключевые слова на английском языке.
Сноски проставляются в тексте в квадратных скобках (с клавиатуры) и выносятся в конец статьи в раздел «Литература». Автоматическая постановка сносок не допускается. Сноски располагаются не по алфавиту, а по мере цитирования литературы. Они должны содержать следующую информацию: сведения об авторе, полное название книги, место и год издания, указание на конкретную страницу.
Иллюстрации (фотографии, рисунки, диаграммы) должны быть высокого качества и подписаны. Они должны быть размещены в тексте статьи в виде внедренных объектов. Не допускается создание рисунка с помощью функции «Рисование». Под рисунками должны располагаться подписи типа «Рис. 1. Название рисунка». Таблицы должны также сопровождаться заголовком вида «Таблица 1. Название таблицы».
Статья дополняется сведениями об авторе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность, место работы, домашний адрес, номера телефонов для связи, адрес электронной почты).
К тексту статьи прилагаются (в оригинале) два внешних отзыва докторов и кандидатов наук - специалистов в данной отрасли знания, заверенные по месту работы рецензента.
К статье, написанной в жанре рецензии, в обязательном порядке предоставляется рецензируемое издание.
Предлагаемые к изданию рукописи проходят обязательное рецензирование и не возвращаются. Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу отклоненных материалов, а лишь сообщает мотивированное заключение научных рецензентов или решение редколлегии.
Перепечатка опубликованных в журнале материалов разрешается только с согласия редакции.
Редакция не рассылает авторские экземпляры. Журнал распространяется только по подписке (см. каталог «Роспечати»).
Стоимость одной журнальной страницы (чуть более двух страниц обычного компьютерного текста, набранного 14 кеглем через полтора компьютерных интервала) составляет 1500 руб. 00 коп.
Адрес редакции: 350072, г. Краснодар, ул.40-летия Победы, 33, тел (861) 252-66-30, электронный адрес: [email protected], ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств», редакция журнала «Культурная жизнь Юга России».
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ Региональный научный журнал № 4 (51), 2013
Верстка: Е. Г. ПАХОМОВА
Отпечатано в типографии издательства «Экоинвест» 350072, г. Краснодар, ул. Зиповская, 9. Тел./факс (86l) 277-92-42.
Подписано в печать 23.12.13. Формат 60x90/8. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная. Бумага офсетная. Объем 15 усл.-печ. л. Тираж 500. Заказ № 1664.
E-mail: [email protected] http://publishprint.ru