О.Ю. Апарина. Концепция социального государства: истоки и современность
21 Нерсесянц B.C. Теория права и государства. М., 2001. С. 30.
22 См.: Он же. Конституционная модель российской правовой государственности: опыт прошлого, проблемы и перспективы // Правовое государство, личность, законность. М., 1997. С. 13.
23 См.: Симаков К.А. Модель правового государства по Конституции Российсой Федерации // Гражданин и право. 2007. № 2. Февраль.
24 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 290.
УДК [342.4+340.5](100)
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
О.Ю. Апарина
Саратовский государственный университет, кафедра конституционного и муниципального права E-mail: apparina@rambler.ru
Понятие «социальное государство» все шире, особенно в последние годы, используется в отечественной экономической, политической, юридической науке. В статье предпринята попытка осмысления основных положений концепции социального государства.
Ключевые слова: социальное государство, социальные права, конституция, права человека, гарантия прав.
The Concept of the Social State: Sources and the Present O.Y. Aparina
The concept «the social state» all is wider, especially last years, is used in domestic economic, political, jurisprudence. In the scientific article attempt of judgement of substantive provisions of the concept of the social state is undertaken.
Key words: social state, social rights, constitution, human rights, guarantees of the rights.
Гуманитарная направленность многих государств в формально-юридическом плане всегда отражала общие цивилизационные подходы. В практическом же плане наблюдались и наблюдаются немалые расхождения между социальной политикой и реальностью. Между тем последние пятьдесят лет характеризуются небывалым расширением социальной сферы общества и повышенным вниманием государств к обеспечению прав граждан и высокого уровня их жизни. Обогащается содержание социальной функции государства, признаются конституционные приоритеты в данной сфере, интенсивно развиваются отрасли социального законодательства.
И для нашей страны характерен акцент на обеспечение прав граждан и укрепление их гарантий. Новые императивы социального государства и социального партнерства побуждают действовать в этом направлении всех граждан, государственные и муниципальные органы, социальные учреждения и организации, экономические структуры.
Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Представляется, что данная статья точно и адекватно отражает современное понимание социального государства и полно раскрывает его суть.
Социальные права - это гарантированные Конституцией Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами возможности, а также средства воздействия на сознание и поведение человека, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и социальную защи-щенность1.
Традиционно они относятся ко второму поколению прав человека. Объем и степень реализованности социальных прав во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения менее развиты2.
Провозглашение Российской Федерации социальным государством не означает закрепления государственного патернализма с присущим ему тотальным регулированием экономики и неприятием экономической свободы и активности личности, предпринимательства и иной хозяйственной деятельности. Конституционное закрепление социального государства означает возложение на государство общесоциальной функции. Государство - фактор общественного благополучия, основывающегося на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества.
Закрепление социальных прав на конституционном уровне преследует следующие цели:
© О.Ю. Апарина, 2008
Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2
- они становятся задачами государства, раскрывают его социальную сущность, а тем более сущность «социального государства», поставленные задачи служат ориентиром, целью государства, которое шаг за шагом в законодательстве и в управленческой деятельности должно приближать ситуацию в стране к такому уровню, при котором возможно полное их осуществление;
- они служат важнейшим средством воздействия на сознание и поведение населения, создавая атмосферу защищенности и уверенности в будущем;
- они являются своеобразным каркасом, который лишь на уровне текущего законодательства наполняется конкретным содержанием, кроме того, знание основных видов социальных прав и свобод позволяет гражданам свободнее ориентироваться в достаточно обширном, но разрозненном и хаотичном массиве социального законодательства.
Понятие «социальное государство» все шире, особенно в последние годы, используется в отечественной экономической, политической, юридической науке. В литературе уделяется достаточно много внимания содержанию таких понятий, как «политика социального государства», «достойная жизнь», «свободное развитие человека». Вместе с тем в эти понятия нередко вкладывается разный смысл, в том числе и законодателем, что вызывает определенные сложности в законотворчестве и правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблемы социального государства.
Принципы социального государства закреплены в международном праве и отражены в Европейской социальной хартии (1961 г.)3. Согласно распоряжению Президента РФ от 12 мая 2000 г. было принято решение о подписании этого основополагающего документа от имени Российской Федерации4.
В настоящее время большинство европейских государств являются социальными, и их опыт показывает, что социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и солидарности в целях обеспечения благополучия личности и развития общества. Сегодня один из принципов деятельности демократического государства состоит в создании условий, обеспечивающих такой жизненный уровень, который позволял бы любому члену общества не только существовать, но и активно проявлять себя как личность.
При этом концепция социального государства не является безоговорочным постулатом; вокруг нее, напротив, идут многочисленные дискуссии, причем и среди зарубежных, и среди отечественных авторов. Существует, например, точка зрения, согласно которой нет правовых оснований для принятия государством на себя социальных функций и его социальная политика может рассматриваться только как некая форма благотвори-
тельности. Более ста лет назад видный правовед Б.Н. Чичерин утверждал, что права на помощь никто не имеет. Благотворительность не есть правосудие, но это чистый дар, проистекающий от любвеобильного сердца5. И в наши дни звучат схожие по смыслу утверждения, хотя вся история становления социального государства указывает на его истоки, отличные от благотворительности или иных чисто моральных оснований.
Процесс формирования социального государства и его законодательного оформления демонстрирует, что потребности самого государства вызвали к жизни все более развернутую социальную программу его деятельности.
Вплоть до XIX столетия идея социального государства не была сформулирована как научная концепция или самостоятельная правовая теория. Положения о достойном материальном существовании и пагубности неравенства являлись отдельными аспектами философских и политэ-кономических исследований, направленных на поиск наилучшего государственного устройства. Предлагаемые способы достижения счастья всех граждан не имели под собой достаточного обоснования, а некоторые из них носили откровенно наивный, утопический характер, так как сводились к предложениям о принятии справедливых законов об уничтожении частной собственности, то есть к установлению фактического равенства.
В XIX в. в Европе предметом обсуждения стал так называемый социальный вопрос. Он был порожден переходным характером раннего капитализма, когда рушился традиционный уклад нижних слоев общества, что сопровождалось их массовым обнищанием и социальной деградацией. В постановке «социального вопроса», в поисках путей его решения отразилось понимание катастрофических для всего общества последствий этих явлений.
Во-первых, в условиях бурного промышленного развития произошло высвобождение значительной части рабочих, что вызвало их обеднение, которое, в свою очередь, способствовало возникновению экономического кризиса. Во-вторых, сложившееся глубокое фактическое неравенство привело к поляризации общества, чреватой социальными потрясениями и новыми революциями. Ко второй половине XIX в. сложились объективные предпосылки для возникновения теории социального государства, так как назрела необходимость переосмысления роли государства, его взаимоотношений с обществом и отдельной личностью.
Рассмотрев основные моменты, предшествующие законодательному закреплению и практической реализации идеи социального государства, можно сделать вывод, что становление теории социального государства связано, прежде всего, с осознанием необходимости социального мира и согласия, переосмыслением взаимоотношений между человеком, обществом и государством, из-
58
Научный отдел
О.Ю. Апарина. Концепция социального государства: истоки и современность
менением статуса человека в обществе. Именно социальное государство может предоставить человеку в современном стремительно меняющемся мире ориентиры, защиту и гарантии от возрастающих социальных рисков.
Сегодня социальное государство реализует целый ряд важнейших для всего общества в целом и для каждого его отдельного члена направлений. В сфере демографического развития это разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на повышение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения. В сфере социальной защиты населения речь идет о мерах преодоления бедности, о создании эффективной системы защиты населения от социальных рисков, о совершенствовании системы социального страхования и социального обеспечения. Сюда же относится осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.
В сфере занятости социальное государство обеспечивает гражданам возможность трудиться на условиях свободно избранной специальности и полной занятости; трудовые права и интересы работников защищаются через систему социального партнерства. В сфере охраны окружающей среды социальное государство несет ответственность за обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем и за обеспечение экологической безопасности страны. Как видим, современное социальное государство имеет целью обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан.
Однако при всей широте задач, стоящих перед социальным государством и решаемых им, сущность его правового содержания определяют два основных постулата - свобода личности и социальная стабильность. В самом общем смысле свобода означает возможность самостоятельно определять и формировать свои действия, отношения и взгляды. В любом демократическом правопорядке к основным ценностям, которые он защищает, относится, прежде всего, свобода. Однако ее реальное воплощение требует ряда условий. В этом смысле свобода является целью социального государства и важнейшим требованием отдельной личности к нему. Но равнозначен и постулат социальной стабильности, хотя может показаться, что его исключает расширение индивидуальной свободы: любой рост уровня личной свободы ведет к нарушению социального равновесия. Однако в современном демократическом обществе свобода неразрывно связана с ответственностью за собственные поступки и решения, а потому не может войти в неразрешимый конфликт с общими интересами.
Цели, инструментом достижения которых является социальное государство, можно разделить на две большие группы. К основополагающим
целям относятся следующие: обеспечение и повышение материальной свободы, реализация социальной справедливости, поддержание социальной стабильности. Другие цели, вероятно, можно было бы назвать прикладными; речь идет о гарантиях получения образования, медицинской помощи, о развитии сферы социальной защиты населения. Вторая группа целей как бы конкретизирует первую, будучи с ней тесно взаимосвязанной. Выделение второй группы указывает на ее практический характер - более подвижный, изменчивый и более зависящий от жизненных реалий.
Достижение этих целей связано с установлением границ вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь. Государственное регулирование в сфере распределения общественных благ может простираться лишь до пределов, не угрожающих ущемлению личных свобод, к которым относится экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства.
Для социального государства существует и материальный ограничитель: это объем производства, который определяет экономические возможности государства, а следовательно, и материальные возможности социальной политики.
Итак, границы социального государства определяются тем, что оно, с одной стороны, не должно стать тормозом развития экономики, а с другой - обязано правовыми мерами обеспечить каждому человеку реализацию его права на достойную жизнь.
Социальное государство развивается и трансформируется в той же мере, в какой развиваются и трансформируются общество и экономика, сохраняя постоянную взаимосвязь между ними. Сегодня в мире происходят масштабные экономические и общественно-политические изменения, которые бросают вызов многим фундаментальным представлениям. Речь идет, прежде всего, о процессе глобализации. Как же этот процесс затронул социальное государство?
Социальное государство вынуждено адаптироваться к изменившимся условиям, что выражается в корректировке большинством европейских стран своих установок в области социальной политики. «Сжатие» этой политики представляется западным правительствам на сегодняшний день самым эффективным способом для оптимизации производственных издержек.
Модель социального государства закреплена и в конституциях, и в законодательстве многих стран, в том числе и России. Свое легальное воплощение нашли базовые принципы социального государства, к которым принято относить поддержку более слабых членов общества, защиту от значительных жизненных рисков, уменьшение социального неравенства. При этом речь идет не просто о социальном, но о правовом социальном государстве. Институты социального государства
Право
59
Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2
имеют правовые основы и правовое оформление. Любые изменения социальных обязательств государства могут происходить либо благодаря принятию нового закона, либо на основании действующего законодательства.
В контексте российской действительности все эти проблемы звучат несколько иначе. Условия жизни большинства современных россиян не достигают уровня жизни среднестатистического европейца, но информированность российских граждан в этом вопросе обусловливает повышение уровня притязаний в целом. Следует отметить, что ни в одной из известных классификаций типов социального государства современная Россия не упоминается. Она пока не квалифицируется современными учеными как социальное государство, а посему статью 7 Конституции Российской Феде-
УДК 34-055.2 (470.440) (09)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
(на материалах Саратовской области)
Л.Е. Васильева
Саратовский государственный университет, кафедра истории государства и права E-mail: jurid@info.sgu.ru
В статье показан процесс участия женщин в СССР в послевоенные годы в политической жизни страны и Саратовской области. Однако отмечается, что высокий образовательный уровень женщин мало влиял на их представительство в партийных органах. В послевоенные годы было издано много постановлений, директив по выдвижению женщин на работу в партийные, советские, профсоюзные органы, однако недостаточный контроль за их выполнением, недоверие к способностям женщин со стороны мужчин-руководителей приводили к игнорированию этих постановлений, вследствие чего женщин было мало на руководящих должностях, к тому же их властные полномочия оставались чисто номинальными.
Ключевые слова: политическая активность, равноправие мужчин и женщин, права женщин.
Political Activity of Women in the USSR in Post-war Years (on materials of the Saratov Area) L.E. Vasileva
In clause process of participation of women during the considered{examined} period in a political life of the country and the Saratov area is shown. However it is marked, that the high educational level of women influenced their their representation in party bodies a little. In post-war years many decisions have been issued, instructions on promotion of women for work in the party, Soviet, trade-union bodies, however the insufficient control over their performance, mistrust to abilities of women on the part of men - heads resulted in ignoring these decisions owing to what women was a little on supervising posts, same their imperous powers remained only nominal.
Key words: political activity, equality of men and women, rights of women.
рации на сегодняшний день можно считать лишь программным требованием, реализация которого предполагается в будущем.
Примечания
1 Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты. М., 2006. С. 280-281.
2 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лу-кашева. М., 2003. С. 159.
3 Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.
4 См.: СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2118. Европейская социальная хартия Российской Федерацией еще не ратифицирована.
Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1990. С. 276.
Для обеспечения провозглашенного равенства мужчин и женщин в политической сфере советское государство должно было решить ряд задач, среди которых достаточно острой было достижение равного представительства женщин и мужчин в государственных органах власти.
Формально равные с мужчинами политические и иные права женщинам обеспечило новое законодательство - «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (один из первых документов советской власти), а также советские Конституции 1918, 1924 и 1936 гг.1 Проследим, как реализовывались данные принципы на практике.
В 1920-1930-е гг. в Советском Союзе сложилась политическая система, основу которой составляла коммунистическая партия, являвшаяся до конца 1980-х гг. единственной политической организацией в стране. Главным показателем социальной активности советских людей являлось их членство в рядах КПСС (это относилось и к женской части населения страны).
В годы Великой Отечественной войны женщины тыла взяли на себя значительную долю мужской работы. Это сказалось и на возросшем притоке представительниц слабого пола в партию. Так, произошло количественное увеличение численности женщин в Саратовской областной парторганизации более чем в 2.5 раза2. При этом возрос и удельный вес женщин в составе коммунистов области - с 17.1% в 1941 г. до 30.6% в 1945 г.
Однако эти успехи оказались относительными, поскольку упрощенные в период войны
© Л.Е. Васильева, 2008