Научная статья на тему 'Концепция системы показателей деятельности организации на основе международных стандартов ISO серии 9000, ISO серии 14000, ISO 20252, OHSAS серии 18000, sa 8000'

Концепция системы показателей деятельности организации на основе международных стандартов ISO серии 9000, ISO серии 14000, ISO 20252, OHSAS серии 18000, sa 8000 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илюшина Елена Олеговна

В статье дается краткий обзор современных моделей оценки деятельности предприятия, а так же предлагается концепция системы показателей, основанной на требованиях стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contents review of the modern evaluation models of activity of an enterprise, and also it offers concept of metrics based on requirements of standards

Текст научной работы на тему «Концепция системы показателей деятельности организации на основе международных стандартов ISO серии 9000, ISO серии 14000, ISO 20252, OHSAS серии 18000, sa 8000»

воздействия;

- анализ эффективности управленческого воздействия;

- формирование изменений в регламенты процессов, структур, функции системы в целом.

Таким образом, целостность является условием функционирования и развития - как формы протекания обоих этих процессов. Кроме того, соорганизованность всех компонентов предприятия обусловливает проявление положительного синергетического эффекта, а при их дезорганизации возникает

отрицательный синергетический эффект. Нами утверждается также, что поскольку целостность является сущностным свойством системных объектов, проявляется в различных качествах и разной степени, то это не может не отражаться и на их функционировании. Целостность не столько атрибут, сколько параметр системы. Всё это требует изучения влияния фактора целостности на эффективность функционирования предприятия и возможность управления этой эффективностью через управление параметром целостности.

Е.О. Илюшина

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ISO СЕРИИ 9000, ISO СЕРИИ 14000, ISO 20252, OHSAS СЕРИИ 18000, SA 8000

Единственная цель организации, которая хочет долго и успешно работать на рынке -удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон. Известно: цели можно эффективно достигнуть только в том случае, если существуют измеримые показатели, говорящие управленцу, в каком состоянии находится объект управления, и правильно ли с точки зрения достижения цели принимаются решения.

Не так давно считалось, что для полной характеристики деятельности любого предприятия достаточно располагать его стандартными финансово-экономическими показателями. Появившиеся в 20-х годах прошлого столетия первые модели измерения и оценки результатов деятельности предприятия, были достаточно простыми и строились из финансовых показателей (таблица 1). Однако использование исключительно финансовых показателей приводит к тому, что большинство руководителей отказываются вкладывать средства в долгосрочное развитие предприятия, поскольку это ухудшает

текущие результаты. Они привязывают руководителей к уже достигнутому результату, тем самым становясь малопривлекательными для стратегического планирования.

Современная мировая тенденция показывает, что компании становятся ориентированными на контроль выполнения стратегических целей; переходят от финансовых показателей к комплексной системе показателей, включающей как финансовые, так и нефинансовые элементы. Это модели: BSC Нортона-Каплана, «Стратегических карт» Л. Мейселя, «Пирамида результативности» К. Мак-Найра, Р. Линча, К. Кросса, «модель стейкхолдер», ЕР2М К. Адамса и К. Робер-тса, «Tableau de bord» Ж.Ж.Мало и т.д. Каждая из названных концепций имеет свои преимущества, но не лишена и недостатков. Для того чтобы компенсировать недостатки одной модели, ее часто комбинируют с другими.

Например: BSC Нортона-Каплана и система управления на основе показателя EV; BSC Нортона-Каплана и «Пирамида резуль-

тативности» К. Мак-Найра, Р. Линча, К. Кросса, «модель стейкхолдер». Однако это не решает следующих проблем:

1. Во всех моделях внешняя среда представлена только уже существующими потребителями, что ведет к исключению учета потребностей ряда заинтересованных сторон (поставщики, потенциальные потребители,

государство).

2. Сложность адаптации для российских предприятий.

3. В связи с повышением сложности современных систем менеджмента, данные модели не способны дать необходимую информацию для эффективного управления организацией.

Таблица 1

Развитие парадигмы определения стоимости и эффективности деятельности предприятия

1920-е годы 1970-1980-е годы Начиная с 1990-х годов

Модель Дюпона (Du Pont Model); Рентабельность инвестиций (ROI) Чистая прибыль на одну акцию (EPS); Коэффициент соотношения цены акции и чистой прибыли (P/E) Коэффициент соотношения рыночной и балансовой стоимости акций (M/B); Рентабельность акционерного капитала (ROE); Рентабельность чистых активов (RONA); Денежный поток (Cash Flow) Экономическая добавленная стоимость (EVA); Рыночная добавленная стоимость (MVA); Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard -BSC); «Пирамида результативности» К. Мак-Найра, Р. Линча, К. Кросса ЕР2М К. Адамса и К. Робертса Показатель совокупной акционерной доходности (TSR); Модель «Стратегических карт» Л. Мейселя Денежный поток отдачи на инвестированный капитал (CFROI)

Таблица 2

Связь стандартов с потребностями заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны Стандарты

Потребители, в том числе и потенциальные ISO серии 9000, ISO 20252

Персонал предприятия OHSAS 18000, ISO серии 9000

Владельцы организации ISO 27000, ISO серии 9000

Поставщики ISO серии 9000

Государство и общество ISO серии 14000, SA 8000

Современное предприятие существует одновременно в нескольких средах, и возможность его устойчивого развития определяется тем, в какой мере ему удается соответствовать требованиям, предъявляемым

этими средами. Во всем мире сегодня основным направлением совершенствования менеджмента является создание и внедрение интегрированных систем менеджмента (ИСМ) на основе международных стандартов:

Таблица 3

Связь между показателями и заинтересованными сторонами

Заинтересованная сторона Показатели

Потребители Уровень соответствия изготовленной продукции установленным требованиям. Доля своевременных поставок. Доля постоянных потребителей. Число рекламаций и жалоб со стороны потребителя. Время ответа на вопрос клиента. Награды, полученные от потребителей. Доля новых видов продукции.

Персонал Уровень соответствия состояния охраны труда рабочим критериям, законодательству и нормативным документам Уровень обеспечения компетентности персонала в области менеджмента качества, охраны труда, безопасности информации, экологического менеджмента. Текучесть кадров. Уровень удовлетворенности сотрудников условиями работы. Доля времени, предоставленная сотрудникам на образование. Затраты на обучение. Уровень укомплектованности рабочих мест. Прирост числа рациональных предложений от сотрудников.

Поставщики Доля постоянных поставщиков. Уровень соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Степень выполнения плана закупок. Число задержек закупок комплектующих.

Владельцы и руководство организации Изменчивость доли рынка. Затраты на исследования и разработки. Доля новых инновационных продуктов или технологий. Степень выполнения целей в области качества, экологии, охраны труда. Уровень выполнения программы внутренних аудитов. Степень выполнения корректирующих действий по результатам внутреннего аудита. Степень выполнения предупреждающих действий по результатам внутреннего аудита.

Государство и общество Количество увольнений. Штрафы или нарушения по данным государственных инспекций. Уровень безопасности производства для окружающей среды. Уровень безопасности продукции для окружающей среды. Степень выполнения планов по утилизации продукции. Степень готовности организации к ЧС.

- ISO серии 9000 - менеджмент качества;

- ISO серии 14000 - экологический менеджмент;

- OHSAS 18000 - охрана труда и техника безопасности;

- SA 8000 - социальная ответственность;

- ISO 20252 - исследование рынка, об-

щественного мнения и социальных проблем;

- ISO 27000 - информационная безопасность.

Данные стандарты сконцентрировали в себе лучшее, что известно современной науке и практике о менеджменте, и позволяют организациям решать экономические, соци-

альные и экологические проблемы с пользой для персонала, общества и государства (Табл. 2).

Однако в стандартах говорится только то, что должно быть сделано, но не указывается способ. Неудачный выбор способа зачастую ведет к разочарованию в целесообразности их использования и отказу от столь мощного инструмента

Невозможно подобрать единую стратегию внедрения данных стандартов, так как получаемая в результате усовершенствованная система управления будет всегда уникальной для каждой организации. Решением в данной ситуации может служить создание инвариантной системы измеримых показателей, соответствующей требованиям перечисленных стандартов. Такая система позволит руководителям получать достоверную, своевременную и полную информацию о качестве продукции и эффективности деятельности предприятия во всех актуальных областях.

Деятельность ИСМ анализируется и оценивается по результатам внутренних и внешних аудитов, мониторинга процессов, по информации об удовлетворенности заин-

тересованных сторон. В таблице 3 представлен пример группировки показателей в соответствии с требованиями вышеперечисленных стандартов и заинтересованных сторон.

Перечень показателей не полон и может быть дополнен в соответствии со спецификой деятельности организации. В таблице 3 умышленно были опущены финансовые показатели деятельности организации, т.к. экономическая эффективность не входит в перечень требований данных стандартов. Требования стандартов направлены на повышение эффективности менеджмента организации, что в конечном итоге приводит и к росту ее экономических показателей. Связь эта не линейна и имеет сложный характер, в настоящее время идет подбор математического аппарата, устанавливающего данную связь и дающего возможность для прогнозирования.

Организация должна добиваться совершенствования своих внутренних процессов, повышать уровень компетенций персонала, внедрять инновации. Все это приводит к повышению качества, а значит повышения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Е.В. Кошелев, С.Н. Яшин

ИНВЕСТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ

В настоящее время особо пристальное внимание уделяется инновационному инвестиционному развитию промышленных предприятий. В условиях сложившегося финансового кризиса в стране необходимо осуществлять поиск новых, нестандартных методов и инструментов управления инновационной деятельностью предприятий, использованию современных технологий менеджмента, действующих в коммерческой среде. Промышленные предприятия играют важнейшую роль в развитии современного общества, являясь одновременно и микро-

элементом и стимулом для экономического развития. Внедрение новых или усовершенствованных товаров несет в себе реальные преимущества и оказывает позитивное воздействие на результаты деятельности предприятий, способствуя, в частности, повышению конкурентоспособности продукции, завоеванию лидерских позиций на рынке, сохранению высоких темпов развития. Именно поэтому использование научных разработок и активизацию инновационной деятельности можно выделить как одно из ключевых условий устойчивого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.