Научная статья на тему 'Концепция системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в России'

Концепция системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в России Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
736
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STABILITY OF PRODUCTION / CONTROL SYSTEM OF QUALITY / GUARANTEEING QUALITY OF FOOD PRODUCTS / СТАБИЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ГАРАНТИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Андреев С.П.

Продовольственная безопасность страны это производство собственными силами основных видов продовольствия в необходимых объёмах и гарантирования его безопасности и качества на потребительском рынке. Существующая система контроля безопасности и качества продовольствия базируется на сертификации всей номенклатуры продовольственных товаров, находящихся в обращении. Эффективность такой системы невысока, что вызывает нарекания со стороны потребителей. Стране необходима система, исключающая попадание к потребителям низкокачественной и небезопасной пищевой продукции. Предложена концепция системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в России. Она базируется на обеспечении и контроле качества при производстве пищевой продукции. Рассмотрены её построение, принципы и механизм реализации, оценена готовность страны к внедрению как с организационной, так и с методической точки зрения. Решение проблемы обеспечения безопасности и качества продовольствия на потребительском рынке России не требует значительных капитальных вложений. Необходимо лишь желание отечественных товаропроизводителей и понимание, что только производство конкурентоспособной продукции, в первую очередь, за счет её высокого качества гарантирует место на потребительском рынке страны и создаст условия для экспорта продукции за рубеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Андреев С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of system of providing safety and qualities of the food in Russia

The food security of the country is production by own forces of main types of the food in necessary volumes and guaranteeing its safety and quality in the consumer market. The existing monitoring system of safety and quality of the food is based on certification of all nomenclature of foodstuff which is in circulation. Efficiency of such system is low that causes complaints from consumers. The system excluding hit to consumers of low-quality and unsafe food production is necessary for the country. The concept of system of safety and quality of the food in Russia is offered. It is based on providing and quality control by production of food products. Her construction, the principles and the mechanism of realization are considered, readiness of the country for introduction both with organizational, and from the methodical point of view is estimated. The solution of the problem of safety and quality of the food in the consumer market of Russia doesn't demand considerable capital investments. Only the desire of domestic producers and understanding is necessary that only production of competitive production, first of all, at the expense of its quality guarantees the place in the consumer market of the country and will create conditions for export of production abroad.

Текст научной работы на тему «Концепция системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в России»

УДК 664. 012. 1; 664. 658. 62. 018. 012

Концепция системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в России

Concept of system of providing safety and qualities of the food in Russia

Вед. науч. сотрудник С.П. Андреев (Всероссийский научно-исследовательский институт холодильной промышленности) межотраслевая лаборатория систем технологий и систем машин для перерабатывающих и пищевых отраслей АПК, тел. (495) 610-77-40 E-mail: mail@vnihi.ru

Leading Researcher S.P. Andreyev (The All-Russian research institute of the refrigerating industry) interindustry laboratory of systems of technologies and systems of cars for the overworking and food branches of agrarian and industrial complex, tel. (495) 610-77-40 E-mail: mail@vnihi.ru

Реферат. Продовольственная безопасность страны - это производство собственными силами основных видов продовольствия в необходимых объёмах и гарантирования его безопасности и качества на потребительском рынке. Существующая система контроля безопасности и качества продовольствия базируется на сертификации всей номенклатуры продовольственных товаров, находящихся в обращении. Эффективность такой системы невысока, что вызывает нарекания со стороны потребителей. Стране необходима система, исключающая попадание к потребителям низкокачественной и небезопасной пищевой продукции. Предложена концепция системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в России. Она базируется на обеспечении и контроле качества при производстве пищевой продукции. Рассмотрены её построение, принципы и механизм реализации, оценена готовность страны к внедрению как с организационной, так и с методической точки зрения. Решение проблемы обеспечения безопасности и качества продовольствия на потребительском рынке России не требует значительных капитальных вложений. Необходимо лишь желание отечественных товаропроизводителей и понимание, что только производство конкурентоспособной продукции, в первую очередь, за счет её высокого качества гарантирует место на потребительском рынке страны и создаст условия для экспорта продукции за рубеж.

Summary. The food security of the country is production by own forces of main types of the food in necessary volumes and guaranteeing its safety and quality in the consumer market. The existing monitoring system of safety and quality of the food is based on certification of all nomenclature of foodstuff which is in circulation. Efficiency of such system is low that causes complaints from consumers. The system excluding hit to consumers of low-quality and unsafe food production is necessary for the country. The concept of system of safety and quality of the food in Russia is offered. It is based on providing and quality control by production of food products. Her construction, the principles and the mechanism of realization are considered, readiness of the country for introduction both with organizational, and from the methodical point of view is estimated. The solution of the problem of safety and quality of the food in the consumer market of Russia doesn't demand considerable capital investments. Only the desire of domestic producers and understanding is necessary that only production of competitive production, first of all, at the expense of its quality guarantees the place in the consumer market of the country and will create conditions for export of production abroad.

Ключевые слова: стабильность производства, система управления качеством, гарантирование качества пищевой продукции.

Keywords: stability of production, control system of quality, guaranteeing quality of food products.

С Андреев С.П., 2016

Обеспечение продовольственной безопасности следует оценивать по двум направлениям:

- производство собственными силами основных видов продовольствия в объёмах, необходимых для питания населения страны в соответствии с установленными медицинскими нормами;

- гарантирование безопасности и качества всего продовольствия, поступающего на потребительский рынок страны.

Традиционно основное внимание при оценке обеспеченности продовольственной безопасности уделяется вопросам производства продовольствия в необходимых объёмах и по необходимой номенклатуре, а гарантирование безопасности и качества всего продовольствия, поступающего непосредственно населению для ежедневного питания, рассматривается отдельно как важный, но всё же самостоятельный, менее значимый вопрос.

В настоящее время существует система контроля безопасности и качества продовольствия, которая базируется на сертификации всей номенклатуры поступающих на потребительский рынок продовольственных товаров. При этом проверке на безопасность и качество подвергаются не все выпускаемые изделия, а отдельные единичные экземпляры. По результатам оценки проверенных образцов на соответствие установленным требованиям предприятию выдаётся сертификат со сроками действия от одного до трёх лет. Для гарантирования достоверности оценки зафиксированных в сертификате показателей безопасности и качества продукции предусмотрен периодический анализ состояния производства, который должен оценить возможности предприятия выпускать продукцию с зафиксированными в сертификате показателями на протяжении всего срока его действия.

Эффективность такой системы невысока, что и подтверждают материалы периодических проверок - от 15 до 50 % проверяемой продукции не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и нормативной документацией. По результатам социологических исследований, периодически проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство респондентов считают, что часто сталкиваются с некачественными товарами.

Ужесточение правил проведения сертификации, сокращение срока действия сертификатов и увеличение числа проверяемых образцов проблемы обеспечения безопасности и повышения качества пищевых продуктов на потребительском рынке страны не решат.

Существующие методы оценки качества продукции на основе статистических выборок образцов товара достаточно эффективны, при соблюдении всех правил контроля для партий продукции, поступающей из-за рубежа, но практически не применимы для непрерывно функционирующего производства отечественных предприятий, так как даже чисто физически невозможно отобрать достаточно представительные выборки и провести анализ образцов из каждой, часто очень незначительной, партии отгружаемого товара. Кроме того, обязательная сертификация продукции призвана гарантировать, в первую очередь, её безопасность, т.е. сертификат может быть выдан на безопасную, но недостаточно качественную, неконкурентоспособную на рынке продукцию.

Для приведения в соответствие отечественного законодательства существующему международному порядку, а это было обязательным условием для вступления страны в ВТО, с 1 июля 2003 г. в РФ введён в действие Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании». Закон устанавливает порядок разработки, принятия, применения и исполнения требований к продукции, а также порядок оценки соответствия продукции этим требованиям, контроля за их выполнением и ответственность сторон в случае несоблюдения

требований. Обязательные требования и порядок оценки соответствия этим требованиям содержатся в технических регламентах. «Добровольные требования» и порядок соответствия им приводятся в национальных стандартах и стандартах организаций.

Обязательные требования - это требования обеспечения безопасности производства и применения продукции, все остальные требования контролируются на добровольной основе, по желанию изготовителя продукции. При этом выполнение даже обязательных требований может подтверждаться не сертификацией (как раньше), а декларированием самим изготовителем безопасности своей продукции.

Ответственность и санкции за необеспеченность безопасности продукции наступают после выявления нарушений и только в сфере обращения продукции, то есть в торговле и у потребителя. При этом в соответствии с законом ответственность за соблюдение требований безопасности продукции возлагается только на изготовителя. Санкции для «бракодела» могут быть очень серьёзными, но потребитель уже продукцию получил, применил и испытал на себе последствия её использования.

Государство должно гарантировать населению безопасность и качество товаров на потребительском рынке, и уж тем более продовольствия, так как это напрямую связано со здоровьем и даже жизнью людей. Стране необходима продуманная, чётко функционирующая система контроля и обеспечения качества продовольствия, которая будет гарантировать россиянам защиту их прав на получение безопасной и качественной пищи.

Цель создания такой системы - исключить попадание на потребительский рынок страны не отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям, опасного для здоровья продовольствия и обеспечить населению возможность выбора, гарантировав достоверность и объективность информации о качестве каждого из приобретаемых в розничной торговле товаров.

Основные задачи, которые должны быть при этом решены:

- создание единой структуры, позволяющей объединить и скоординировать работу органов государственного контроля безопасности продовольствия и негосударственных систем добровольной сертификации продукции и производства, систем качества различных союзов и объединений предприятий, а также независимых структур, занимающихся оценкой качества продукции и производства как на общественных началах, так и на коммерческой основе;

- гарантия возможности независимого и объективного контроля безопасности и качества всей продовольственной продукции на потребительском рынке;

- отсутствие увеличения в калькуляции себестоимости продукции доли затрат, связанных с контролем её безопасности и качества как самим производителем, так и внешними контролирующими и сертифицирующими органами;

- повышение достоверности и точности оценок безопасности качества товаров на потребительском рынке;

- повышение доступности для населения информации о качестве товаров, добросовестности и открытости производителей, их заботе о постоянном повышении качества выпускаемой продукции;

- формирование у населения стремления к приобретению качественных товаров;

- помощь российским производителям в желании повышать качество отечественных товаров, росте их авторитета и конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Из этих задач вытекают основные принципы построения системы обеспечения безопасности и качества продовольствия.

1. Система является звеном государственной политики в области здорового питания населения России, способствующим достижению её главной цели - сохранению и укреплению здоровья граждан страны.

2. Система должна гарантировать защиту населения от опасной для здоровья продовольственной продукции и возможность получения гражданами максимально достоверной, объективной и полной информации о качестве продуктов питания для реализации права выбора продукции необходимого качества всем группам населения.

3. Система должна базироваться на законодательстве РФ, подписанных и действующих на территории РФ международных соглашениях в области защиты прав потребителя, охраны здоровья граждан и окружающей среды, безопасности и качества пищевых продуктов.

4. Система должна обеспечить адекватность оценок качества международным требованиям и признание выдаваемых в ней документов о качестве и безопасности пищевых продуктов во всех ведущих странах мира.

5. Система не должна создавать дополнительные трудности в деятельности добросовестных товаропроизводителей, необоснованно увеличивать стоимость, трудоёмкость и частоту контроля, расширять номенклатуру контролируемых показателей. Система должна способствовать развитию на предприятиях своих систем обеспечения качества и безопасности производимой продукции путём передачи части контролирующих функций самому предприятию и упрощения процедуры получения различных документов, подтверждающих качество выпускаемой продукции.

6. Система должна быть открытой, позволяющей включаться в неё любым новым независимым органам и методам подтверждения соответствия продукции действующим требованиям по безопасности и качеству, если при этом гарантирована объективность и достоверность оценок и не нарушается принцип свободной конкуренции товаров на потребительском рынке.

7. Система не должна быть препятствием для функционирования других внутрикорпоративных или региональных систем обеспечения безопасности и качества продовольственных товаров.

Что же может составить методологическую основу системы обеспечения безопасности и качества продовольствия?

Для обеспечения качества продовольствия на потребительском рынке страны нельзя ограничиваться только контролем готовой продукции. Качество продукции формируется при её производстве, и обеспечить качество всей выпускаемой продукции возможно только достигнув определённого уровня качества производственного процесса [1]. Поэтому создаваемая система должна акцентироваться на качестве технологического процесса, на его способности обеспечить стабильный выпуск продукции с показателями, предусмотренными НТД, на протяжении всего времени функционирования производства. Лишь обеспечив стабильное функционирование производства, возможно гарантировать качество всей выпускаемой продукции.

Методологически вопросы оценки стабильности производства [2, 3] и создания эффективных систем управления качеством решены [4, 5]. Необходимо их широкое внедрение на практике.

Механизм реализации системы обеспечения безопасности и качества продовольствия может быть следующим. Система обеспечения безопасности и качества продовольствия организационно должна состоять из двух функционирующих практически независимо друг от друга подсистем - подсистемы контроля безопасности продовольствия на потребительском рынке (уже почти в полном

объёме существует) - и подсистемы обеспечения качества продовольствия на стадии производства (её практически нет).

Первая подсистема реализует функцию контроля безопасности продовольствия со стороны государства и включает в себя проверку и сертификацию уже готовой продукции. Действующие в настоящее время структуры с этой функцией вполне справляются.

Вторая подсистема, основанная на различных системах добровольной сертификации (как в большинстве развитых стран), призвана помочь производителям создать конкурентоспособное производство, а потребителям гарантировать появление на прилавках магазинов только безопасной и качественной продукции. Эта подсистема реальна и должна обеспечивать поступление на потребительский рынок только безопасной и качественной продукции. Большинство составных частей этой подсистемы в стране в том или ином виде уже существуют.

Для повышения эффективности функционирования эти две подсистемы необходимо объединить в единую систему, работающую на достижение одной цели - обеспечение качества и конкурентоспособности российских товаров. При этом предприятия должны иметь возможность получать:

- качественные, прошедшие необходимые проверки и испытания технологии и машины;

- организационную и методическую помощь в создании систем управления качеством продукции;

- кадры, понимающие необходимость и способные обеспечить качество продукции.

Государство должно поддерживать и поощрять создание различных систем управления качеством продукции на предприятиях, участие предприятий в различных конкурсах качества, системах контроля и сертификации как самой продукции, так и производства, отдельных его звеньев, формирующих качество продукции.

Только предприятие, заботящееся о качестве выпускаемой продукции и постоянно внедряющее различные мероприятия по его повышению, может рассчитывать на государственную поддержку, в том числе путём закупок продукции на государственные нужды, налоговых и кредитных льгот, предоставления государственных гарантий для модернизации и расширения производства и т.д.

Объединение и координация усилий производителей продукции, научных и машиностроительных организаций, органов государственного управления, задействованных в обеспечении страны продовольствием - необходимое условие для решения проблемы качества и конкурентоспособности российских продовольственных товаров.

Таким образом, решение проблемы обеспечения безопасности и качества продовольствия на потребительском рынке России не требует значительных капитальных вложений. Необходимо лишь желание отечественных товаропроизводителей и понимание, что только производство конкурентоспособной продукции, в первую очередь, за счет её высокого качества гарантирует место на потребительском рынке страны и создаст условия для экспорта продукции за рубеж.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панфилов, В.А. Теория технологического потока [Текст] / В.А. Панфилов. - М.: Колосс, 2007. - 318 с.

2. Методика оценки стабильности производства.- М.: Россельхозакадемия, 2001. - 25 с.

3. Андреев, С.П. Оценка стабильности производства при управлении качеством пищевой продукции [Текст] / С.П. Андреев. - М.: МГУПП, 2001. - 138 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Госстандарт России, 2001.

5. ГОСТ Р 51705. 1 - 2001. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. - М.: Госстандарт России, 2003.

REFERENCES

1.Panfilov V.A. Teoriya tekhnologicheskogo potoka [Theory of a technological flow], Moscow, 2007, 318 pp. (Russian).

2.Metodika otsenki stabil'nosti proizvodstva [Stability assessment technique production], Moscow, 2001, 25 pp. (Russian).

3.Andreyev S.P. Otsenka stabil'nosti proizvodstva pri upravlenii kachestvom pishchevoy produktsii [Assessment of stability of production in case of quality management of food products], Moscow, 2001, 138 pp. (Russian).

4.GOST P ISO 9000 - 2001. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar' [Quality management system. Basic provisions and dictionary], Moscow, 2001 (Russian).

5.GOST P 51705. 1 - 2001. Sistemy kachestva. Upravlenie kachestvom pishchevykh produktov na osnove printsipov KhASSP. Obshchie trebovaniya [Quality systems. Quality management of foodstuff on the basis of the principles of HASSP. General requirements], Moscow, 2003 (Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.