Научная статья на тему 'Концепция системы мониторинга организационно-правовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного потенциала сельхозорганизаций Ленинградской области'

Концепция системы мониторинга организационно-правовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного потенциала сельхозорганизаций Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MONITORING SYSTEM / ORGANIZATIONAL-LEGAL FORMS OF BUSINESS / PRODUCTION-RESOURCE POTENTIAL / AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / APPLICATION SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боярчик Денис Валентинович

В статье исследована теория, практика освоения и современное состояние мониторинга в различных научных и практических сферах деятельности, определены пути повышения эффективности его применения для реализации поставленных целей и задач в сельском хозяйстве. Рассмотрены понятие и сущность системы мониторинга организационно-правовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного потенциала организаций регионального АПК. Определены ее цели, задачи, последовательность действий, которые необходимо выполнить перед проведением мониторинга, а также условия повышения эффективности системы мониторинга. Обоснована необходимость проведения мониторинга для аппарата управления сельхоз предприятиями, а также рассмотрен широкий комплекс мер организационного, методологического и управленческого характера, который включает в себя система мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the system of monitoring organizational-legal forms of management and production-resource potential of the agricultural organizations in Leningrad region

The article presents the results of research in the theory and practice of development, and the current status of monitoring in various academic and practical fields of activity. The ways to use monitoring for increasing efficiency to implement objects and targets in agriculture are determined. The concept and the nature of the system of monitoring organizational-legal forms of management and production-resource potential of regional agricultural organizations are considered. The objectives, tasks, sequence of actions that are to be done before monitoring, as well as conditions of improving the efficiency of the system of monitoring are worked out. The necessity of agricultural enterprises management monitoring is proved and the wide range of organizational, methodological and managerial issues, which the system of monitoring includes.

Текст научной работы на тему «Концепция системы мониторинга организационно-правовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного потенциала сельхозорганизаций Ленинградской области»

УДК 332.12:631.17:34(470.23)

Д. В. Боярчик

Концепция системы мониторинга организационно-правовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного

потенциала сельхозорганизаций Ленинградской области

В статье исследована теория, практика освоения и современное состояние мониторинга в различных научных и практических сферах деятельности, определены пути повышения эффективности его применения для реализации поставленных целей и задач в сельском хозяйстве. Рассмотрены понятие и сущность системы мониторинга организационно-правовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного потенциала организаций регионального АПК. Определены ее цели, задачи, последовательность действий, которые необходимо выполнить перед проведением мониторинга, а также условия повышения эффективности системы мониторинга. Обоснована необходимость проведения мониторинга для аппарата управления сельхоз предприятиями, а также рассмотрен широкий комплекс мер организационного, методологического и управленческого характера, который включает в себя система мониторинга.

The article presents the results of research in the theory and practice of development, and the current status of monitoring in various academic and practical fields of activity. The ways to use monitoring for increasing efficiency to implement objects and targets in agriculture are determined. The concept and the nature of the system of monitoring organizational-legal forms of management and production-resource potential of regional agricultural organizations are considered. The objectives, tasks, sequence of actions that are to be done before monitoring, as well as conditions of improving the efficiency of the system of monitoring are worked out. The necessity of agricultural enterprises management monitoring is proved and the wide range of organizational, methodological and managerial issues, which the system of monitoring includes.

Ключевые слова: система мониторинга, организационно-правовые формы хозяйствования, производственно-ресурсный потенциал, сельскохозяйственные организации, прикладное программное обеспечение.

Key words: monitoring system, organizational-legal forms of business, production-resource potential, agricultural organizations, application software.

В различных видах деятельности наблюдение издавна использовалось как способ человеческого познания, основанный на длительном и целенаправленном восприятии предметов и явлений окружающего мира. В научной литературе термин «мониторинг» впервые появился в начале XX в. для обозначения повторных целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами

© Боярчик Д. В., 2013

окружающей среды в пространстве и времени. При этом на уровень информационной технологии он вышел только в последней трети XX в., когда общество обрело определенную инфраструктуру (СМИ, мобильная связь, Интернет и т. д.).

Мониторинговые технологии впервые появились в практике экологии, затем они получили распространение в других смежных естественных науках (биология, зоология, почвоведение, метеорология и т. д.). Показательно определение понятия «мониторинг» из Большого советского энциклопедического словаря (М., 1990, с. 838): «Мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека». Следовательно, никакого другого мониторинга, кроме как мониторинга в сфере экологии, еще 25 лет назад в научной и практической сфере не существовало [6].

В настоящее время ситуация кардинально изменилась, современный период развития общества характеризуется резким увеличением роли и значения информации в управлении социальноэкономическими процессами. Наличие полных, оперативных и достоверных сведений о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности, является необходимым и определяющим условием организации эффективного управления их развитием.

Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть преимуществом только технических профессиональных сфер, усложнение общества привело к усложнению процедуры наблюдения, в результате чего границы применения мониторинга существенно расширились, примеры его внедрения можно найти в социологии, политологии, педагогике, психологии, теории управления, экономике и во многих других сферах научного знания.

Мониторинг становится отдельным самостоятельным направлением, его место можно определить между измерениями, исследованиями, экспериментом, информатикой и управлением. Термин «мониторинг» появился в противовес (или в дополнение) термину «контроль», который трактуется не только как наблюдение и получение информации, но и включает элементы активных действий и управления. Поэтому понятие «контроль» гораздо объемнее и полнее по сравнению с «мониторинг» [3].

Во всем мире системы мониторинга с каждым годом завоевывают все большую популярность и признание из-за непрерывного роста информационных потоков, которые требуют оперативного отображения, учета и упорядочивания для принятия эффективных управленческих решений. В связи с этим возникла необходимость появления специальных учреждений и организаций, занимающихся

мониторинговой деятельностью. Следовательно, во всем мире практика мониторинга достаточно нова, его основатели еще здравствуют, а в странах СНГ мы еще стоим у ее истоков, все это дает нам уникальную возможность участия в становлении систем мониторинга и определения путей их дальнейшего развития.

Само по себе понятие «мониторинг» представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как оно не имеет точного и однозначного определения, поскольку изучается и применяется в рамках различных сфер научной и практической деятельности. Мониторинг может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ информационного обеспечения сферы управления в разных областях практической деятельности.

На сегодняшний день почти не осталось видов деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг, при этом степень его изученности и интенсивность использования в различных сферах научно-практической деятельности неравнозначны. В одних мониторинг только развивается как на теоретическом, так и на практическом уровне, в других его развитие находится на завершающем этапе. Наиболее полно понятие мониторинга разработано в экологии, причем как на теоретическом, где оно определено и принимается большинством научного сообщества, так и на практическом уровне. Здесь глубоко проработан методологический аппарат, созданы и апробированы средства измерения, существуют и активно применяются отлаженные системы его применения, включающие в себя сбор, обработку, хранение и распространение получаемой в ходе мониторинга информации. В экологии статус мониторинга как системы закреплен на законодательном уровне [1].

Сам по себе мониторинг представляет собой сложное и неоднозначное явление, которое применяется в различных отраслях с различными целями и задачами, но при этом его различные системы обладают общими характеристиками и свойствами, существуют и развиваются достаточно изолированно в рамках той или иной науки или сферы управления. Это дает возможность говорить о мониторинге как о целостном самостоятельном научно-практическом феномене, который носит междисциплинарный характер.

В экологии мониторингом занимались С.А. Бузмаков, И.П. Герасимов, Ю.А. Израэль, А.Б. Иметхенов, Н.В. Реймс, в рамках социологии его рассматривали И.В. Бестужев-Лада, В.Э. Бойков, Т.И. Заславская, В.А. Сапрыка, А.В. Толстых, Л.Ю. Шадрина в психологии мониторинг использовали С.В. Алехина, М.Р. Битянова, Т.И. Боровкова, Е.И. Данилова, А.А. Орлов, И.А. Морев.

В экономике мониторинг применяется для отслеживания эффективности производственно-экономических показателей (уровня цен, налоговых ставок, выручки, рентабельности и т. д.). Его целью является обнаружение нежелательных отклонений в финансовохозяйственной деятельности организаций и их оперативное устранение. Поэтому на предприятиях необходим непрерывный мониторинг их деятельности, который включает в себя:

1) оценку и контроль за осуществлением текущей деятельности;

2) определение в качестве объектов наблюдения наиболее важных для организации видов и показателей финансовой устойчивости, а также оценивающих угрозу возможности ее банкротства;

3) выбор исполнителей мониторинга, определение их полномочий и уровня ответственности;

4) разработку, доработку и корректировку оценочных показателей, отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и определение сроков их представления;

5) оценку адекватности системы нормативных и планируемых показателей, стратегических целей и задач, поставленных перед организацией, а также изучение причин отклонений фактических показателей от плановых;

6) определение состояния кризисных или находящихся в состоянии изменения явлений и процессов, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;

7) установление оперативного взаимодействия всех подразделений предприятия, обеспечение обратной связи, в отношении прошлых успехов и неудач определенной политики или программ;

8) установление соответствия правилам и обязательствам по контрактам или соглашениям.

Таким образом, как бы ни была велика сфера использования и толкования мониторинга, его главный смысл сводится к выполнению двух взаимосвязанных функций: слежения (наблюдения) и предупреждения. Слежение производится с целью выявления соответствия желаемому результату, а наблюдение и контроль с целью предупреждения нежелательных и негативных последствий. Мониторинг отвечает на вопросы: что уже достигнуто? И есть ли отклонения от заранее запланированных результатов (показателей)? [4].

Он представляет процесс регулярного сбора и оценки основных данных для определения того, какие сдвиги или прогресс достигнуты в изучаемом явлении или процессе, а также отслеживает различия между теорией и практикой, планом и реальностью (фактом).

В нашем случае мониторинг рассматривается как система регулярного сбора, обработки, хранения и предоставления полученной информации о организационно-правовых формах хозяйствования и

производственно-ресурсного потенциала сельхозпредприятий регионального АПК, ориентированная на информационное обеспечение аппарата управления, для оперативного принятия эффективных управленческих решений.

Переход к рыночным отношениям в сельском хозяйстве привел к кардинальным изменениям системы управления. Государственная политика формирования единого информационного пространства аграрной сферы направлена на создание условий для полного, оперативного и качественного информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в области социальноэкономического развития АПК и ориентируется на разработку и широкое применение информационных БД с помощью интеграции различных ИС и технологий, дающих возможность решать следующие задачи:

1) формирование комплексной, автоматизированной информационно-аналитической системы (АИАС) мониторинга;

2) получение, оценка и представление сведений о состоянии организационно-правовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного потенциала сельхозорганизаций;

3) разработка рекомендаций по рациональному ведению финансово-хозяйственной деятельности с учетом внешних и внутренних факторов;

4) прогнозирование перспективных краткосрочных и долгосрочных планов развития организационно-правовых форм хозяйствования в региональном АПК.

Тем не менее современные информационно-аналитические технологии пока еще не получили должного распространения в управлении региональным АПК, основой которого является взаимосвязь информации с системами менеджмента организационноправовых форм хозяйствования и управленческим процессом в целом. Сегодняшний процесс управления аграрным сектором экономики характеризуется многообразием и сложностью экономических, социальных, политических и иных факторов, подлежащих учету и оценке, а также высокими требованиями к обоснованности, оперативности и результативности принятия управленческих мер [5].

В региональных и районных органах управления АПК используется множество прикладного программного обеспечения (далее ППО), впрочем, большинство из них создано разными разработчиками, дифференцированы и несовместимы между собой по форматам данных. Что в свою очередь ведет к дублированию информации и повторному вводу одних и тех же исходных данных, а это затрудняет проведение комплексной оценки с применением всех возможностей компьютерной техники и ППО. При этом низкий уровень

компьютерной подготовки специалистов, высокая стоимость средств вычислительной техники, специализированного ППО, а также недостаточный уровень и высокая стоимость их сервисного обслуживания препятствуют широкому внедрению современных ИТ в систему управления предприятиями АПК.

Кроме того, существующие средства автоматизации и ряд автономного ППО, написанного на настольных системах управления базами данных (СУБД), лишь частично удовлетворяют повышающимся требованиям к полноте, достоверности и своевременности обрабатываемой информации. Ее распределение по локальным БД приводит к несогласованности и повышению длительности процесса доступа к данным. Поэтому отсутствие современных автоматизированных средств аналитической обработки ИР значительно снижает результативность и своевременность принимаемых управленческих решений [2].

Этих проблем можно избежать с помощью применения в системе мониторинга регионального АПК единой информационной БД. Таким образом, неэффективность имеющихся средств автоматизации, применяемых в системе информационного обеспечения управления сельхозорганизациями и высокая значимость оперативной и достоверной информационной поддержки в процессе принятия управленческих решений, определили актуальность внедрения и использования современной АИАС мониторинга, обеспечивающей процессы сбора, хранения, обработки и представления информации о состоянии организационно-правовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного потенциала сельхозпредприятий регионального АПК.

Главной целью мониторинга в системе управления региональным АПК является непрерывное наблюдение за состоянием организационно-правовых форм хозяйствования и производственноресурсного потенциала сельхозпредприятий для своевременного выявления негативных тенденций (проблем и отклонений), ведущих к уменьшению эффективности сельхозпроизводства, определения возможностей их оперативной корректировки и ликвидации для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики. Осуществление данной цели невозможно без наличия интеллектуальных, финансовых и материально-технических возможностей самой системы АПК и ее структурных элементов.

Основными задачами системы мониторинга организационноправовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного потенциала сельхозпредприятий мы видим следующие:

1) формирование и поддержание в актуальном состоянии информационной БД организационно-правовых формах хозяйствова-

ния и производственно-ресурсного потенциала сельхозорганизаций, районов и региона;

2) диагностика, прогнозирование и оценка негативных и кризисных ситуаций в деятельности организационно-правовых форм хозяйствования, муниципальных районов и отраслей в системе регионального АПК для их своевременного выявления и ликвидации;

3) информатизация аппарата управления полной, оперативной и достоверной информацией об организационно-правовых формах хозяйствования и производственно-ресурсном потенциале сельхозпредприятий для своевременного принятия эффективных управленческих решений, сценариев и прогнозов их безопасного развития;

4) контроль и стабилизация деятельности организационноправовых форм хозяйствования в соответствии с поставленными целями и плановыми ориентирами;

5) оценка эффективности использования бюджетных средств всех уровней (федерального, регионального и местного) и принимаемых управленческих решений;

6) группировка организационно-правовых форм хозяйствования по оценкам, показателям и коэффициентам производственноресурсного потенциала, а также визуальное представление результатов с помощью текстовой информации, графиков и таблиц;

7) мониторинг сельхозорганизаций на предмет появления признаков банкротства.

Последовательность действий, которые необходимо выполнить перед созданием системы мониторинга, следующая:

1) определить проблемы, которые необходимо решить;

2) установить цели и задачи политики или программы, а также способы их достижения;

3) разработать систему показателей и индикаторов для отслеживания прогресса в реализации указанных мероприятий, целей и задач, а также методы и источники их сбора, обработки и предоставления;

4) определить ответственных за проведение мониторинга, потребность в специалистах, ресурсах и времени;

5) разработать техническое задание для выполнения работ с определением подробных должностных инструкций и определением полномочий всех участников мониторинга.

Для целей повышения эффективности функционирования сельхозорганизаций различных организационно-правовых форм хозяйствования и использования их производственно-ресурсного потенциала региональные органы власти могут создать специальную систему мониторинга, учитывающую оба этих фактора.

Проведение мониторинга организационно-правовых форм хозяйствования, по нашему мнению, позволит:

1) регулярно получать оперативные сведения о текущем состоянии их производственно-ресурсного потенциала, ее промежуточных результатах и достижениях, эффективности реализации проектов, программ, стратегий или управленческих решений на любом конкретном этапе функционирования, сравнивать достигнутые результаты с плановыми показателями, а также прогнозировать их дальнейшее развитие;

2) определять и принимать решения по исправлению недостатков производственно-ресурсного потенциала сельхозпредприятий, вносить корректировки в намеченные мероприятия, политику, цели и задачи на основе разработанной системы показателей;

3) определять перспективные проекты, программы, стратегии и эффективные способы их реализации;

4) обосновывать запросы на финансирование (бюджетное, инвестиционное) и банковское кредитование;

5) обеспечивать оперативную и постоянную обратную связь (между всеми уровнями принятия управленческих решений (предприятие, район и регион в целом).

В АИАС мониторинга регионального АПК Ленинградской области все объекты разделяются на три уровня, взаимодействующие и взаимосвязанные между собой и являющиеся его комплексными составляющими: 1) предприятие, КФХ и ЛПХ; 2) муниципальный район; 3) регион в целом.

На первых двух уровнях АИАС мониторинга формируются системы сбора, обработки и перемещения информации на следующий уровень. На третьем уровне обеспечивается проверка, согласование, оценка, систематизация и хранение получаемых данных, а также проводится интеграция с БД региональных органов статистики (Петростата), в результате чего становится возможной аналитическая обработка накопленной информации с целью содействия в принятии эффективных управленческих решений руководством на каждом из перечисленных уровней системы. Модели БД на всех уровнях системы предполагают возможность оперативного и бесперебойного сбора полной и достоверной информации по организационно-правовым формам хозяйствования, районам и региону в целом. Предлагаемая методика сбора и хранения информации является основой создания региональной АИАС мониторинга, обеспечивающей постоянный доступ к необходимой информации, источники которой дифференцированы организационно и территориально, а их учет и оценка могут способствовать оперативному принятию эффективных управленческих решений в региональном АПК.

Для создания и эксплуатации АИАС мониторинга используется платформа ведомственной интегрированной информационной системы (ВИИС) комитета АПК Ленинградской области. Она представляет собой надежную, эффективную и интеллектуальную платформу управления данными, имеющую множество возможностей, обеспечивающих простоту установки и использования, а также позволяющих увеличить системную интеграцию с другим ППО. Данная программа поможет сократить затраты на обслуживание существующих систем и разработку нового ППО для использования в районах и регионе. Доступ пользователей к информации в АИАС обеспечивается через локальную сеть комитета АПК Ленинградской области и глобальную сеть Интернет. Возможность работы в АИАС мониторинга предоставляется как в автономном режиме, так и в пол ьзовател ьском.

Формирование АИАС мониторинга должно осуществляться на основе принципов доступности и открытости, оперативности получения информации, удаленного и одновременно беспрепятственного режима работы с данными в сочетании с инновационными технологиями работы, широкого информационного обмена, а также совместимости ППО. Следование этим принципам способно обеспечить эффективность АИАС мониторинга при оперативном принятии управленческих решений в АПК региона.

Средством распространения информации, получаемой в ходе мониторинга, являются аналитические отчеты, рекомендации и проекты, в основном не имеющие возможности широкого распространения, так как они носят конфиденциальный характер (информация о состоянии организационно-правовых форм хозяйствования и производственно-ресурсного потенциала сельхозпредприятий).

Эффективность системы мониторинга обеспечивается соблюдением следующих основных условий:

1) наличие четкой и слаженной организации всех звеньев сбора, обработки, оценки и предоставления получаемой информации;

2) использование мощной информационно-технической базы;

3) привлечение высококвалифицированных специалистов;

4) наличие компетентного методического контроля реализации мониторинга;

5) достаточный объем финансирования.

Таким образом, предложенная концепция системы мониторинга является основой повышения оперативности, объективности и обоснованности управленческих решений, принимаемых структурами регионального АПК.

Список литературы

1. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Ч. 1. Теоретические аспекты: учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 150 с.

2. Гордина В.В. Информационно-аналитическая система мониторинга финансово-экономического состояния промышленных предприятий в регионе: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - Орел, 2007. - 213 с.

3. Еремин Р.В. Формирование системы мониторинга социальноэкономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. -Ставрополь, 2011. - 22 с.

4. Замятин А.В. Научно-методические основы построения и программное обеспечение региональной системы мониторинга с интеллектуальной высокопроизводительной обработкой данных: дис. ... д-ра техн. наук: 05.11.13. - Зеленоград, 2012. - 313 с.

5. Махачева З.М. Формирование и развитие системы мониторинга экономической деятельности хозяйствующих субъектов АПК: на примере Республики Дагестан: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Махачкала, 2009. - 169 с.

6. Меденников В.И., Сергованцев В.Т., Сальников С.Г. и др. Основы мониторинга информатизации АПК. [Электронный ресурс]. Всерос. ин-т аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова: официальный интернет-портал. -М., 2004. - URL: http://www.viapi.ru/publication/e-biblio/detail.php?IBLOCK_ID= 45&SECTION ID=1069&ELEMENT ID=8999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.