УДК 338.984
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ
А. А. Голдина
CONCEPT OF INFORMATION AND ANALYSIS ENSURING OF COMPANY'S TAX BUDGET
А. A. Goldina
Аннотация. Рассматривается финансово-экономическая сущность, элементы и инструментарий системы информационно-аналитического обеспечения процесса разработки налогового бюджета как составной части сводного бюджета предприятия.
Ключевые слова: бюджетирование, налоговая нагрузка, финансовые потоки, мониторинг.
Abstract. In the article under study the author examines financial and economic core, elements, tools and methods using for the system of information and analysis ensuring of company's tax budget which is considered as a component of aggregate company's budget.
Key words: budgeting, tax burden, financial flows, monitoring.
Бюджетирование представляет собой систему краткосрочного (до 1 года) и среднесрочного (1-3 года) планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющую анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами [1].
Поскольку формирование базовых экономических показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, невозможно без учета налоговых начислений и платежей, одной из важнейших частей бюджета предприятия является налоговый раздел, в рамках которого прогнозируются суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без налогового бюджетирования сложно добиться реальности и эффективности общего бюджетирования предприятия.
Налоговое бюджетирование представляет собой результирующую часть корпоративного планирования, регулирования и контроля, а также комбинированный способ оптимизации налоговых потоков хозяйствующим субъектом. Налоговое бюджетирование основано на выборе оптимальных решений в области налоговых доходов и налоговых расходов с целью получения максимума налоговой прибыли с последующим принятием решений по эффективному вложению (использованию) налоговой прибыли. Конечной целью налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой стабильности организации.
Основу налогового бюджетирования составляет информационно-аналитический блок.
Изученные и критически осмысленные нами содержание, состав, структура отчетной информации о хозяйственных операциях и финансовых потоках предприятия [2-4] показали, что обработка информации о формировании, динамике и структуре налоговой нагрузки организации должна осуществляться путем применения комплекса инновационных аналитических процедур и дальнейшего развития системы финансово-экономических показателей.
Конструктивный анализ исследований по формированию информационно-аналитической системы во взаимосвязи и взаимодействии ее составляющих элементов [2, 5-7] позволил уточнить базовое определение: «Информационно-аналитическая система представляет собой комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, обеспечивающих процесс непрерывного целенаправленного сбора, накопления, обработки и анализа информации, необходимой для оперативного планирования динамики формирования налоговой нагрузки в целях достижения устойчивого финансового состояния организации с учетом специфики ее функционирования, показателей текущего состояния и ее налогового потенциала».
Определим приоритетные задачи системы информационно-аналитического обеспечения налогового бюджета предприятия:
1) информационная поддержка управленческих решений в части учетной и налоговой политики;
2) развитие документальной основы, согласующей ведение бухгалтерского и налогового учета;
3) оптимизация финансовых потоков с целью синхронизации денежных поступлений и расходов с учетом сроков осуществления налоговых платежей;
4) контроль и планирование показателей формирования, распределения и использования налогового ресурса;
5) оценка эффективности и корректировка налогового бюджета.
Результативность информационно-аналитической системы обеспечивается соблюдением традиционных принципов: системности, комплексности, динамики и сопоставимости данных, а также оценки специфики отраслевой принадлежности предприятия [3]. Данная система выполняет аналитическую, контрольную, регулирующую и диагностическую функции.
Главным условием реализации указанных функций является детализация информации по группам:
а) регламентирующая (законодательная, нормативная, правовая база);
6) учетная (бухгалтерская, налоговая, статистическая, оперативная документация);
в) специфическая (техническая, управленческая информация, внутренние формы отчетности и т.д.).
Анализ опыта развития информационных систем в разных сферах экономики [3, 6, 8] позволил нам адаптировать известные подходы и предложить модель структуры информационно-аналитического обеспечения налогового бюджета предприятия (рис. 1).
Рис. 1. Модель структуры системы информационно-аналитического обеспечения налогового бюджета организации
Основой является расчетно-процедурная подсистема (2 блок). Очевидно, что финансово-экономическое содержание налогового бюджета охватывает движение и синхронизацию денежных потоков, опосредованных составом и структурой налоговых начислений и платежей, и совокупные результаты деятельности организации. С одной стороны, налоговый бюджет подвергается определенной регламентации (виды налогов, порядок формирования налоговой базы, налоговые ставки, сроки уплаты и т.д.). С другой стороны, предприятие имеет некоторую степень свободы в формировании налоговой нагрузки при составлении учетной политики в целях налогообложения (выбор метода начисления амортизации, применение повышающих и понижающих коэффициентов и т.д.).
Элементы «Контроль и мониторинг» (блок 1) и «Расчет и планирование» (блок 3) обладают самостоятельным информационным потенциалом и предлагают набор соответствующих частных показателей количественной и качественной оценки. Их взаимная координация формирует стратегические зоны, определяющие главную задачу и направленность налогового бюджета: «Расчет и планирование налоговой нагрузки организации».
В каждой из названных подсистем генерируется информация для оперативного, тактического и стратегического управления налоговой нагрузкой. Ключевым принципом функционирования системы информационно-аналитического обеспечения налогового бюджета является непрерывность взаимодействия ее составляющих расчета, анализа, контроля и диагностики.
В целях реализации и обеспечения эффективного функционирования указанных выше подсистем предлагается систематизация приемов, инструментов, способов, методов осмысления и анализа многообразных финансово-экономических процедур, составляющих инструментарий системы информационно-аналитического обеспечения налогового бюджета предприятия.
Кратко охарактеризуем содержание каждого вида инструментария:
1. Нормативный инструментарий включает законодательные нормативно-правовые акты и внутрифирменные регламенты учетной, налоговой и финансовой политики предприятия.
2. Расчетный инструментарий предполагает учет ключевых факторов и нормативных методик формирования и использования информации для отражения планирования, формирования и динамики налоговой нагрузки организации.
3. Оценочный инструментарий содержит информацию, позволяющую использовать соответствующие аналитические показатели оценки динамики денежных потоков.
4. Аналитический инструментарий включает комплекс аналитических процедур, позволяет оценить эффективность налогового планирования и вы-
работать направления оптимизации налоговой нагрузки, а также рекомендации по ликвидации финансового дефицита, возникающего вследствие отсутствия синхронности сроков поступления денежных средств и сроков уплаты налогов.
Анализ эффективности процедуры налогового бюджетирования планирования предполагает обязательный мониторинг результативности системы его информационно-аналитического обеспечения. В общем виде мониторинг есть «...метод сбора объективной информации посредством непрерывного или периодически повторяющегося наблюдения и/или исследования за состоянием конкретного объекта, бизнес-процесса, окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам» [4]. В сфере управления мониторинг рассматривают как один из методов контроля за процессом деятельности с целью выявления тенденций динамики развития организации [9]. Отсюда следует, что мониторинг системы информационно-аналитического обеспечения налогового бюджета представляет собой специально организованный процесс наблюдения, сбора, оценки и анализа сведений о факторах влияния, динамике и структуре налоговой нагрузки и последующего прогноза ее развития. Предметом мониторинга выступают сферы формирования и использования налогового бюджета предприятия, а объектом - система финансово-экономических отношений и расчетно-аналитических процедур, связанных с формированием и использованием налоговой нагрузки организации.
В рамках рассматриваемой проблемы основными задачами мониторинга являются:
- системная идентификация предмета мониторинга в разрезе внешней и внутренней среды функционирования организации;
- создание информационной базы по показателям текущего состояния налоговой нагрузки и положения организации в целом;
- подготовка на ее основе материалов аналитической направленности;
- накопление информации, необходимой для анализа ситуации, прогнозирования и моделирования вариантов налоговой нагрузки при различных направлениях ее оптимизации.
Организация мониторинга системы информационно-аналитического обеспечения налогового бюджета предполагает реализацию четырех этапов:
I этап - разработка программы, определение системы показателей и форм учета результатов мониторинга;
II этап - делегирование полномочий специалистам;
III этап - реализация программы мониторинга:
а) обработка действующих документов бухгалтерского и налогового
учета;
б) обработка технико-экономической информации;
в) обработка статистической информации;
г) обработка отчетов об итогах финансово-экономической деятельности предприятия;
д) обработка новых форм учета полученных результатов;
V этап - составление заключения по результатам мониторинга, разработка выводов и рекомендаций.
Предлагаемый подход к организации и мониторингу результативности системы информационно-аналитического обеспечения налогового бюджета позволяет:
- в методологическом плане - обосновывать необходимость развития и расширения прикладных приемов учетной практики (использование вариативности учета, предлагаемой налоговым законодательством РФ);
- в аналитическом плане - добиться оптимизации финансовых потоков с целью синхронизации денежных поступлений и расходов с учетом сроков осуществления налоговых платежей;
- в организационно-техническом плане - обеспечить интеграцию инструментов комплексного анализа, моделирования, позиционирования, прогнозирования возможных сценариев корректировки налоговой нагрузки в общую систему информационно-аналитического обеспечения деятельности предприятия с учетом отраслевых и региональных особенностей;
- в практическом плане - предложить специалистам конкретные методики разработки налогового бюджета как составной части совокупного бюджета организации.
Список литературы
1. Голдина, А. А. Методика бюджетирования как элемента управленческого учета / А. А. Голдина // Инновационные факторы экономического роста: проблемы теории и практики : сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза : ПГПУ, 2010. - С. 62.
2. Галкина, Е. В. Аналитические процедуры в аудиторской деятельности / Е. В. Галкина // Аудитор. - 2009. - № 9. - С. 20-23.
3. Экономика предприятия : учеб. для вузов : пер. с нем. / под ред. Ф. К. Бея, Э. Ди-хтла, М. Швайтцера. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 928 с.
4. Крупина, Н. Н. Мониторинг социальной ответственности бизнеса : моногр. / Н. Н. Крупина, Н. С. Чегринцева ; Рост. гос. эконом. ун-т «РИНХ». - Ростов н/Д, 2009. - 184 с.
5. Бланк, И. А. Стратегия и тактика управления финансами / И. А. Бланк. - Киев : МП «ИТЕМ лтд», СП «АДЕФ-Украина», 1996. - 534 с.
6. Крылов, С. И. Концепция стратегического финансового анализа деятельности коммерческой организации / С. И. Крылов // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 19. - С. 2-10.
7. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 2-е изд., исправ. - М. : ИНФРА-М, 1998. - 479 с.
8. Богатая, И. Н., Лабынцев Н. Т., Хахонов Н. Н. Аудит : учеб. пособие / И. Н. Богатая, Н. Т. Лабынцев, Н. Н. Хахонов. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 544 с.
9. Хатри, Г. П. Мониторинг результативности в общественном секторе / Г. П. Хатри. -М. : ИЭК, 2005. - 224 с.
Голдина Анна Александровна кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита,
Пензенский государственный университет E-mail: anna3103@rambler.ru
Goldina Anna Aleksandrovna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University
УДК: 338.984 Голдина, А. А.
Концепция системы информационно-аналитического обеспечения налогового бюджета организации / А. А. Голдина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 1 (9). - С. 25-29.