Я.В. Коженко
КОНЦЕПЦИЯ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Достижение цели социально-экономических реформ и общественно-политических преобразований в современной России невозможно без качественно нового подхода к государственному управлению. Автор приходит к выводу, что эффективная модернизация системы государственного управления в современной России возможна только в рамках концепции сильного государства.
Ключевые слова: сильное государство, эффективное государство, модернизация, система государственного управления.
Проблема сильного государства существует с момента возникновения первых полисных образований. С представлениями мыслителей об идеальных формах государственной организации изменяется и понимание феномена «сильное государство». Предпосылки возникновения концепции сильного государства могут быть с определенной долей условности подразделены на материальные (социально-исторические) и идейнотеоретические. К материальным предпосылкам следует отнести основные закономерности развития общественных отношений, перераспределение управленческих функций в процессе их усложнения от непосредственных участников к аппарату публичной власти - государству. При этом повышение эффективности управления связывается с централизацией данных процессов, что в свою очередь предполагает приобретение управленческим аппаратом широких властных полномочий.
Различные аспекты проблемы сильного государства привлекают пристальное внимание как философов и политологов, так и экономистов, правоведов. Идеи о необходимости усиления государственного начала в обществе прослеживаются в политико-правовых учениях Демокрита, Аристотеля, Платона, Цицерона и др. В античный период феномен сильного государства рассматривается в соответствии с принципом системоцентризма, предполагающего отождествление государства (полиса) и общества. Сильным, по мнению античных мыслителей, является государство, в котором интересы граждан и полиса (части и целого) представляют собой неразрывное и непротиворечивое единство.
В эпоху Средневековья античный системоцентризм сменяется персоноцентризмом, получившим выражение в религиозной сфере в переходе от язычества к «единобожию», а в политической сфере - в усилении абсолютистских устремлений папской власти. В теологических воззрениях этого периода сила государства усматривается в единении с Богом. Идея сильного государства получила свое теоретическое оформление в учении «О Граде Божьем» Блаженного Августина.
Существенный вклад в развитие концепции сильной государственности внесли труды Н. Макиавелли и Ж. Бодена. Новый виток обусловлен тем, что эпоха Возрождения характеризуется кризисом католической церкви как феодально-политического института, сопровождающимся ослаблением папской власти. Разложение феодальных отношений вызвало необходимость экономической и политической централизации, которая могла быть
обеспечена только неограниченной властью монарха (суверена), при этом абсолютная власть суверена и государственный суверенитет рассматриваются как тождественные понятия. Сильное государство в данный период интерпретируется как абсолютная монархия, способная объединить, сплотить под своим суверенитетом дробные части политического целого. Впоследствии эти учения получили свое развитие в либеральном направлении концепции сильного государства.
Период Нового времени был ознаменован чередой буржуазных революций, идейной базой которых выступали либеральные положения эгоцентристского характера, обосновывающие необходимость ограничения государственной власти путем ее разделения и внедрения в механизм взаимодействия ветвей власти системы «сдержек и противовесов». В этот период идея сильного государства приобретает геополитическое значение: сильным может считаться государство, способное оказывать влияние на международную политику. К особенности либеральных теорий относится иное понимание феномена силы - как реальной возможности обеспечить реализацию индивидом своих естественных прав. Идеи о таком государстве представлены в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Свое концептуальное закрепление они получили в парадигме правового государства, особый вклад в формирование которой был внесен немецкими учеными - Велькером, Гегелем, Кантом и др.
В истории отечественной политико-правовой мысли сильное государство рассматривается в неразрывной связи с ценностной триадой «самодержавие - православие - народность». Таким образом, сильным может считаться государство, способное с высокой степенью эффективности защищать законопослушных граждан и карать правонарушителей. В России идею сильного государства, близкую к абсолютистской интерпретации, наиболее последовательно развивали И.С. Аксаков, П.Е. Астафьев, М.Н. Катков и др., а также представители либерального направления - А.И. Герцен, В.М. Гессен, Б. А. Кистяковский, С.А. Котляревский, А.Л. Малицкий, А.Н. Ме-душевский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, А.Н. Радищев, Ф.В. Тарановский, Б.Н. Чичерин и др.
Следует отметить, что идея сильной государственности вызывает особый интерес у исследователей в переломные моменты истории, когда старые политико-правовые формы не могут в полной мере обеспечить требования реально складывающихся общественных отношений. Современная Россия оказалась в ситуации острейшего системного кризиса, охватившего все сферы жизни общества, государства и личности, обусловившего поиск инновационных путей и способов выхода из него.
Кризисное состояние общества требует изменения всей системы ценностей и функционирующих политических институтов, демократического федеративного переустройства российской государственности, отвечающей потребности самоидентификации России как современного, сильного государства, обеспечивающего фундаментальные права и свободы человека, высокий жизненный уровень населения, авторитетное место на международной арене.
В этих условиях особенно важна разработка научно обоснованного, тщательно выверенного стратегического курса развития. Российская Федерация нуждается в укреплении государственной власти, в формировании сильного государства как гарантии выхода страны из кризисной ситуации. Активность, рассматриваемая как одно из главных качеств сильного государства, которое вполне может стать основой устройства политической власти, способной решать поставленные перед ней национальные проблемы государственного развития. Необходимость активизации государства продиктована геополитическими причинами, уровнем проблем человека в современном мире. Поэтому в настоящее время идея сильного государства - это объективная потребность развития нашей страны, условие успешного решения сложнейших задач, стоящих перед ней [5, с. 24]. Без сильной государственности невозможно совершить коренную модернизацию общества.
«Категория “сильное государство” - это довольно неоднозначное и широкое понятие. Сильное государство не является каким-то особым, отдельным видом государства. Это качественное состояние государства, характеризующее его устройство, проявляющееся в его политике по-разному в каждой стране, обществе, в конкретных ситуациях в соответствии с решаемыми обществом задачами, поставленными целями, правами, свободами и законными интересами граждан. Сильное государство - это эффективное, полноценное, авторитетное и уверенное в себе государство, четко выполняющее все свои функции и социальное назначение» [1, с. 97].
Однако идею сильного государства в науке трактуют как сдачу демократических позиций, возврат к тоталитарному прошлому, к командно-административным мерам управления, задавленности человека бюрократической машиной. Между сильным государством и полицейским государством практически ставится знак равенства. Поэтому важно не допустить искажения смысла понятия «сильное государство». Сильное государство - не силовое, хотя, безусловно, его силовое превосходство потенциально всегда было, есть и будет. Однако наличие у государства имманентно присущей ему силы, волевого начала вовсе не означает, что данное государство сильное [1, с. 84].
Таким образом, можно выделить статичную силу государства, являющуюся его пусковым механизмом, «нормой управляемости», и динамическую силу, обусловленную «новыми факторами государственного развития и задачами совершенствования государства в перспективе» [2, с. 195]. «Именно динамический фактор - центральный вопрос при обосновании концепции сильного государства, способного решать проблемы переходного периода. Как известно, крупные реформы проводятся прежде всего правительствами, и уже поэтому роль государства в период реформ неизбежно возрастает. Инициируя изменения в обществе, государство получает возможность влиять на судьбы людей в гораздо большей мере, нежели в стационарном режиме. Отсюда следует, что, например, социальным и экономическим реформам на период до 2020 года должны прежде всего предшествовать усилия по повышению эффективности государственного управления» [4, с. 46]. Полагаем, что укрепление государственности не должно выступать в качестве самоцели, а государственные интересы не должны довлеть над правами человека и гражданина. В связи с этим следует согласиться с высказыванием В.В. Путина о том, что «сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека».
Тем не менее усиление государства означает подчинение интересов личности государственной целесообразности. Сильное государство в истинном смысле слова - это демократическое государство, которое знает только одну власть - власть закона, права. И задача юридической науки состоит в том, чтобы понятия «сильное государство», «демократическое государство», «правовое государство», «социальное государство»
признавались тождественными, поэтому необходимо рассматривать процесс усиления государства одновременно с проблемами укрепления, усиления, повышения дееспособности институтов гражданского общества. В связи с этим к характерным чертам сильного государства можно отнести: сильное государство не противостоит гражданскому обществу; граждане отличаются высокой политической и правовой культурой; активность граждан в управлении государством; приоритет во всех социальных сферах государства; централизация государственной власти; самоограничение соизмерению государственной целесообразности с субъективными интересами частного и корпоративного характера.
Позитивная и негативная оценки сильного государства зависят от адекватности его действий социальному контексту и от его отношений с законностью и демократией, что обусловливает объективную заинтересованность государства в укреплении доверия граждан к своим действиям, своей политике.
Именно в связи с вышесказанным особое значение приобретают вопросы выработки концептуальных принципов сильной демократической государственности, в основу которых заложена идея логически последовательной парадигмы сильного государства, подразумевающей гармоничное сочетание публичных и частных интересов, стабильность и поступательное развитие системообразующих социально-политических институтов, обеспечение естественных прав и свобод человека и гражданина. А это в свою очередь возможно лишь в государстве с высокоразвитой экономикой, действенной системой социального обеспечения всех слоев населения. Итак, сильное государство является ценностью, пока его сила позитивна, конструктивна, а политическая и правовая энергия, заключенная в ней, направлена на установление, поддержание, совершенствование устойчивого правопорядка, основанного на дисциплине и законности, ответственности, обеспечении прав человека, его свобод, создании условий для реализации гражданами своих законных интересов.
Рассматривая концепцию сильного государства, следует обратить внимание и на «эффективное государство». Данная категория впервые была использована в России 8 июля 2000 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию как аналог сильного государства, способного гарантировать стабильность общественного развития и соблюдения прав личности. В западной литературе длительное время эффективным государством считалось государство благоденствия или благосостояния [6, с. 12].
В реализации концепции сильного - эффективного государства «идея усиления роли государства не в социальном развитии, а в том, чтобы сделать эту роль прогрессивной, чтобы сформировать не просто сильное, а сильное эффективное государство. Только сильное государство в состоянии эффективно выполнять свои функции, добиваться полезного для всего общества результата. Слабое государство этого не может» [1, с. 91]. Эффективность предполагает развитие и поддержание механизмов выявления и интеграции общественных предпочтений, ориентацию на цели, разделяемые обществом, способность решать поставленные задачи.
В связи с этим вполне оправданной и своевременной представляется проблема разработки модели эффективного государства. Эффективное государство - это суверенное государство, которое:
- гарантирует суверенитет народа (наций и народностей); верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти;
- обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости для всех, без исключения, граждан;
- использует правовые регуляторы;
- исключает беззаконие и произвол при осуществлении принуждения [3, с. 34];
- ключевое значение в концепции развития эффективного государства отводится нравственной стороне жизни личности, началам гуманизма, духовным принципам и ценностям, которые в наибольшей степени реализуются в таких существенных для человека категориях, как «свобода», «справедливость», «юридическое равенство», «юридическая защищенность личности при учете общественных интересов» [3, с. 30].
В современной России происходят модернизация системы власти, поиск пути развития -создания правового, социального и демократического государства. В данном процессе основное место отведено параметрам государственной власти, созданию более сбалансированной системы за счет усиления государственной власти, повышения ее статуса в жизни всех членов нашего общества. Безусловно, концепция сильного государства не может носить универсальный характер, напротив, ее исходные начала должны отражать национальную самобытность, уровень развития институтов публичной власти, ее силу, а также публичные интересы.
Литература
1. Затонский В. А. Эффективная государственность. М., 2006.
2. Петров М.П. Сильное государство и активная личность как потребность времени // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3.
3. Степанов О. А. Принципы, основы и предпосылки развития эффективного государства // Современное право. 2003. № 4.
4. Степанов О. А. Концепция эффективного государства и участие органов внутренних дел в ее реализации // Современное право. 2008. № 10.
5. Топорнин Б.Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопросы философии. 2001. № 7.
6. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2.