Бирюкова Анастасия Сергеевна
« •
m
Концепция самообучающейся образовательной организации
как фактор непрерывного профессионального развития педагогов
The Concept of Learning Organization as the Factor of Continuous Professional Development of Teachers
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, в рамках которого были выявлены ключевые характеристики школы — самообучающейся организации, существующие в контексте российского образования. Анализ полученных данных позволил определить элементы школы — самообучающейся организации, реализация которых способствует непрерывному профессиональному развитию педагогов, а также те аспекты, применимость которых ставится под сомнение.
Ключевые слова: самообучающаяся организация, профессиональное развитие педагогов, концепция непрерывного образования
Abstract. The article presents the results of a study that identified the key characteristics of a school, a learning organization, that exist in the context of Russian education. Data analysis helped to identify the elements of a school as a learning organization, the implementation of which contributes to the continuous professional development of teachers. It also allowed to determine the aspects, applicability of which is questioned.
Keywords: learning organization, professional development of teachers, lifelong learning
Актуальность
Согласно современным тенденциям, становится все более актуальным непрерывное образование на протяжении всей
Бирюкова
Анастасия Сергеевна,
магистрант образовательной программы «Управление образованием» Институт образования НИУ ВШЭ, преподаватель иностранного языка ООО «Фок-сфорд», г. Москва e-mail:
asbiryukova_1@edu.hse.ru
Anastasiia
Biriukova,
Master's Student of the Educational Administration Programme, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Foreign Language Teacher, LLC "Foxford", Moscow
ш
жизни. Такое, когда обучающиеся самостоятельно проектируют свой образовательный маршрут через постановку целей, определение дефицитов, управление темпом работы, отбор содержания и инструментов, исследовательскую деятельность. Таким образом, происходит постепенный переход от накопления знаний к обмену опытом, что становится возможным через коллективное обучение, развитие исследовательской культуры [Образовательные экосистемы, 2020]. Чтобы реализация данных изменений стала возможной, от представителей сферы образования ожидается готовность к осуществлению инновационно-исследовательской деятельности, а для руководителей образовательных организаций на первый план выходит вопрос повышения качества образования через обеспечение и стимулирование непрерывного профессионального развития педагогических работников [Образование..., 2018].
В исследованиях отмечается, что эффективные формы профессионального развития подразумевают активное сотрудничество и взаимодействие педагогов, при котором происходит взаимное распространение опыта и получение обратной связи [Ушаков, 2013].
Однако, несмотря на достаточную вариативность программ повышения квалификации, многие из них по-прежнему реализуются в форме передачи содержания без вовлечения участников в активные формы профессионального взаимодействия [ФИОКО, 2020, с. 63] и не всегда в полной мере отвечают профессиональным дефицитам педагогов [Бысик, Косарецкий, 2018; ФИОКО, 2019, с. 34]. Следовательно, более значимым становится вопрос реализации профессионального развития учителей через механизмы неформального и инфор-мального образования, осуществляемые за счет внутренних ресурсов образовательной организации [Халяпина, 2014]. Результативность таких механизмов, в свою очередь, определяется средой внутри организации и качеством профессионального взаимодействия педагогов [Кухарев, 2014].
В данном контексте интерес отечественных и зарубежных исследователей все чаще вызывает реализация неформального профессионального развития, основанная на концепции самообучающейся организации, подразумевающая организацию пространства, где сотрудники в ответ на изменения внешней среды во взаимном обучении непрерывно расширяют и совершенствуют свои компетенции и результаты [Кеспиков, 2018].
Исследования ОЭСР свидетельствуют об успешном опыте переноса принципов самообучающейся организации из области бизнеса в сферу образования и отмечают положительные эффекты такого переноса на качество обучения, профессиональное развитие педагогов и вовлеченность сотрудников в реализацию инновационных процессов [OECD, 2018]. Кроме того, у сотрудников таких школ отмечается наличие высокой профессиональной
Бирюкова Анастасия Сергеевна
мотивации и удовлетворенности своей работой. Это связывают с тем, что четыре ключевых характеристики школы, самообучающейся организации — общее видение, возможность непрерывного профессионального развития, командное обучение и сотрудничество, развитие лидерства в обучении — имеют положительную корреляцию с реагированием школы на потребности и дефициты персонала [Kools et al., 2019]. Также следует взять во внимание, что данная модель наилучшим образом ложится в контекст реализации концепции непрерывного обучения и исследовательской деятельности [Kools, Stoll, 2016].
В работах отечественных исследователей, посвященных реализации профессионального развития по принципам самообучающийся организации, прослеживается идея о возрастании интереса к данной теме со стороны профессионального сообщества [Ильясов и др., 2011; Коробейникова, Назарова, 2019].
Мы наблюдаем достаточно широкий опыт внедрения концепции самообучающейся организации в системы образования за рубежом в последнее десятилетие, а также ее положительные эффекты для непрерывного развития и взаимодействия педагогов в странах запада. Однако в настоящее время отмечается недостаток исследований на предмет того, перенос каких параметров самообучающейся организации возможен в контекст российского образования. В связи с этим возникает исследовательский вопрос: в какой степени ключевые элементы самообучающейся организации представлены в школах России и существуют ли ограничения для адаптации и внедрения данной концепции?
Ответ на поставленный вопрос поможет сформулировать рекомендации для руководителей образовательных организаций, планирующих выстроить профессиональное развитие коллектива по принципам самообучающейся организации.
Самообучающаяся организация
В течение последних десятилетий концепция самообучающейся организации стала играть важную роль в теории и практике управления. Появившись в конце 80-х гг., наиболее широкое распространение она получила после публикации работы П. Сенге «Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации», где были описаны основные принципы данной концепции. В работах П. Сенге самообучающаяся организация определяется как «место, в котором люди непрерывно расширяют свои возможности для достижения желаемых результатов, где формируются новые и широкие модели мышления, где общие стремления освобождаются, где сотрудники постоянно учатся способам совместного обучения и обретения целостного видения» [Senge, 1990]. Развивая данную идею, М. Педлер, Дж. Бургойн и Т. Бойделл подчеркивают, что самообучающаяся организация, непрерывно трансформируясь для достижения
стратегических целей, способствует обучению каждого из сотрудников. Большую роль в этом играют саморазвитие и формирование способности к совместному обучению [Pedler et al., 1989].
В современном менеджменте самообучающаяся организация понимается как место, в котором непрерывное обучение (lifelong learning) и самообучение (self-learning) рассматриваются как важнейшие составляющие рабочего процесса через формальный и неформальный форматы. Центральное место в концепции занимают обучение внутри организации, подразумевающее трансформацию организации в соответствии с изменениями окружающей среды через получение и обработку актуальной информации, и связанная с ним концепция общества знаний [Thomas, Allen, 2006].
Отдельно следует акцентировать внимание на разнообразии подходов к определению ключевых элементов самообучающейся организации (Таблица 1). П. Сенге, основоположник концепции, выделяет пять основных характеристик:
• системное мышление, подразумевающее способность видеть общую картину и различать закономерности вместо того, чтобы воспринимать изменения как отдельные разрозненные события;
• личное мастерство - умение постоянно расширять личную и профессиональную эффективность, совершенствовать механизмы достижения результатов;
• ментальные модели — внутренние установки, убеждения и способы принятия решений, которыми необходимо управлять, поскольку они могут препятствовать внедрению новых идей и организационных практик;
• формирование общего видения — ощущение приверженности у каждого сотрудника благодаря общему пониманию долгосрочных перспектив;
• командное обучение — процесс трансформации навыков взаимодействия, обучения и мышления в форме сотрудничества и развитие командной способности сообща работать над достижением целей [Senge, 1990].
К. Арджирис и Д. Шон в своих исследованиях делают акцент на организации обучения по модели двойной петли, что предполагает не просто коррекцию ошибок, а выход на уровень анализа и понимания глубинных причин их возникновения и поиска новых механизмов решения существующих задач [Argyris, Shon, 1989]. С. Гох ключевым для самообучающейся организации определяет лидерство и миссию [Goh, 1988]. Б. Янг, К. Уоткинс и В. Марсик, выделив три основные перспективы в существующих исследованиях, составили интегратив-ную модель, состоящую из 7 ключевых элементов [Yang et al., 2004]. Данные элементы легли в основу модели школы — самообучающейся организации М. Коолса, которая с 2016 года была успешно интегрирована в сферу образования стран ОЭСР.
т
Бирюкова Анастасия Сергеевна
Таблица 1. Систематизация подходов к определению ключевых элементов самообучающейся организации
Автор P. Senge (1990) Перспектива системности мышления Argyris, Schön (1978) Перспектива обучения S. Goh (1998) Перспектива стратегии
Личное мастерство Ментальные модели Формирование общего видения Системное мышление Командное обучение Поиск анализ и коррекция ошибок по модели двойной петли обучения Поддержка миссии Распределенное лидерство и вовлеченность Модели передачи знаний Командная работа
*
Yang, B., Watkins, K. & Marsick, V. (2004) Перспектива интеграции
Фокус внимания на обучении каждого | Создание избыточной среды для непрерывного обучения персонала ¡3 Поддержка группового обучения и развития взаимодействия внутри коллектива а Поддержание исследовательской культуры £ Расширение инструментов обучения и обмена знаниями и Взаимосвязь с внешней средой и другими системами, влияющими на обучение Развитие и поддержка лидерства в обучении
Согласно данной модели, школа — самообучающаяся организация — это организация, которая обладает способностью постоянно меняться и адаптироваться к новым условиям и обстоятельствам, поскольку ее сотрудники индивидуально и вместе исследуют собственный путь к реализации их видения [Kools, 2016]. В таких школах педагоги полноценно вовлечены в определение целей и приоритетов своего собственного профессионального обучения в соответствии с целями школы и потребностями учащихся [Fullan, 1995].
Модель М. Коолса, взятая за основу данного исследования, определяется семью ключевыми измерениями — характеристиками [OECD, 2016]:
1. Общее видение. Школа, строящаяся на принципах самообучающейся организации, должна иметь стратегическую цель, миссию, близкую для всех участников образовательного процесса, которая будет, с одной стороны, задавать направление профессионального развития педагогов, а с другой стороны, нацеливаться на повышение результатов всех обучающихся.
2. Возможность непрерывного профессионального развития, побуждающая педагогов постоянно сомневаться в собственных установках и методах осуществления профессиональной деятельности и исследовать новые способы работы.
3. Командное обучение и сотрудничество. Педагоги учатся работе в команде, чувствуют себя комфортно, обращаясь за советом или поддержкой. Групповое обучение подразумевает, что члены коллектива работают, формируют и распространяют знания вместе, при этом расширение деловых контактов является условием повышения профессионализма педагогов. Основными ценностями при организации группового обучения являются доверие и взаимоуважение.
4. Культура инноваций и исследований. Необходимо создание условий, при которых педагогический состав будет замо-тивирован определять собственные профессиональные дефициты и, исходя из этого, экспериментировать и внедрять новые подходы и стратегии. Дух эксперимента и поиска новых решений является основополагающим в школе — самообучающейся организации. Стоит отметить, что не все нововведения и эксперименты успешны, в этом отношении ключевой является позиция, согласно которой ошибка — это возможность научиться чему-то новому.
5. Управление знаниями, что подразумевает наличие системы накопления и обмена знаниями внутри коллектива.
6. Развитие лидерства в обучении. Лидерство — это важный компонент, связывающий вместе все отдельные элементы обучающейся организации и обеспечивающий эффективность профессионального развития. Лидеры являются творческими агентами изменений, реализуют направление развития организации, обеспечивают единое понимание миссии, целей, поддерживают ценности организации, помогают в обучении новых лидеров.
7. Обучение через взаимодействие с внешней средой. Школа — самообучающаяся организация является открытой образовательной системой, в которой профессиональное развитие происходит во взаимодействии и сотрудничестве с внешней средой (сообществом родителей, другими школами, социальными партнерами).
Формирование выборки и характеристика участников исследования
Нами было проведено исследование, направленное на определение ключевых параметров школы — самообучающейся организации, которые уже существуют в России.
Сбор данных осуществлялся методом электронного анкетирования педагогов и административного состава школ, в которых предположительно имеются определенные признаки самообучающейся организации. Участниками исследования стали победители профессиональных конкурсов «Флагманы образования» и Rybakov School Award — конкурса «Школа Рыбаков Фонда», поскольку механика данных конкурсов предполагает
« •
m
Бирюкова Анастасия Сергеевна
командное участие коллективов, в ходе которого происходит выявление школ с высоким уровнем профессионального развития педагогов, наличием профессионального сообщества, открытостью к инновациям и изменениям и взаимодействием с внешней средой. Победители данных конкурсов отличаются высоким уровнем лидерских качеств, открыты к обмену профессиональным опытом [Флагманы образования, 2022].
Среди 10 000 команд-участников, победителями конкурса «Флагманы образования» в 2021 году стали 30 команд из 19 регионов, электронное анкетирование прошли представители 24 команд, ответы получены от 64 респондентов.
Среди победителей Rybakov School Award — конкурса «Школа Рыбаков Фонда» для исследования из 351 победившей школы из 69 регионов Российской Федерации были отобраны 130 образовательных организаций, обладающих наиболее высокими показателями по направлениям «профессиональная среда», «совместное принятие решений» инструмента диагностики школьных сообществ [Инструмент диагностики, 2022]. Из их числа в выборку вошли те школы, где электронное анкетирование прошли минимум 10 представителей педагогического коллектива, включая 2 представителей администрации. Таким образом, выборка школ-победителей конкурса RSA включает себя ответы педагогов и представителей администрации 23 образовательных организаций. В ходе анализа от каждой из этих школ случайным образом были выбраны 7 анкет, 2 из которых обязательно заполнены представителями администрации.
Сбор материалов исследования от победителей конкурса RSA осуществлялся посредством рассылки электронных писем представителям педагогического коллектива, запустившим данный конкурс в своей образовательной организации. Из 130 школ к заполнению анкет приступили 63 % организаций, однако данные, отвечающие необходимым условиям, были получены от 17 % школ. Победители профессионального конкурса «Флагманы образования» получили доступ к анкетированию через личные сообщения в мессендже-рах, из 90 человек ответы были получены от 71 % участников.
Всего в рамках исследования были проанализированы ответы 225 респондентов, в качестве которых выступили 150 педагогов и 75 представителей администрации более чем 23 общеобразовательных организаций разных регионов Российской Федерации.
В исследовании приняли участие школы с разной численностью обучающихся (Рисунок 1). Большая часть школ территориально располагается
Wrybakov
SCHOOL 1AWARD
42%
более 2000 1000-2000 500-1000 менее500 Количество обучающихся
Рисунок 1. Размер образовательных организаций по численности учащихся, включенных в исследование
в городской местности, однако также получены данные от образовательных организаций из сельской местности (Рисунок 2).
Рисунок 2.
Территориальное расположение образовательных организаций, включенных в исследование
Методология исследования
В основу исследования легла методика оценки школы — самообучающейся организации М. Коолса [Kools et al., 2020]. Данный инструмент детально проработан именно для сферы школьного образования, его валидность подтверждена в разных социокультурных контекстах [OECD, 2018; Tan, 2020; European Commission, 2018; Papazoglou, Koutouzis, 2020].
Анкета включает в себя 47 вопросов, каждый из которых был направлен на оценку выраженности элементов, характерных для одного из семи измерений школы — образовательной организации (Приложение 1). Проявленность каждого параметра в организации оценивалась респондентами по шкале Лайкерта от 1 до 6, где параметр 1 свидетельствует об отсутствии данного элемента в организации, а 6 — о его полной и системной реализации. Согласно методике, по каждому измерению вычисляется средний балл, и если он превышает пороговое значение 4, можно говорить о том, что данное направление имеет определенную степень реализации в организации. Средний балл по направлению меньше 4 свидетельствует о том, что оцениваемое измерение в организации не реализуется на должном уровне.
Собранные данные в обобщенном виде были обработаны с помощью программы jamovi 2.2.5 методом дескриптивного анализа.
Анализ профиля осуществлялся для каждой школы по каждому измерению. Отдельным блоком анализировались индивидуальные ответы победителей конкурса «Флагманы образования». Для формирования общего профиля был осуществлен анализ ответов всех участников, вошедших в выборку, из которых 33 % (75 человек) — административный состав, 67 % (150 человек) — педагоги.
Бирюкова Анастасия Сергеевна
Результаты исследования
На первом этапе исследования предполагалось оценить, в какой мере реализуются все семь измерений школы — самообучающейся организации по мнению респондентов в образовательных организациях, где они работают. Это дает возможность определить, какая доля образовательных организаций обладает характеристиками самообучающейся организации и осуществляет профессиональное развитие внутри коллектива под влиянием данных особенностей (Рисунок 3 на 1-м форзаце обложки).
Для этого в общем массиве данных для каждого значения от 1 до 6 было определено количество повторений, что позволило определить распределение ответов для каждого из параметров. Смещенность шкалы вправо свидетельствует о том, что большинство исследуемых организаций в той или иной мере реализует все измерения, характерные для модели. При этом наиболее выраженными являются измерения, связанные с непрерывным профессиональным развитием, лидерством, командным обучением и сотрудничеством. Более 40 % участников исследования замечают в их организациях реализацию всех измерений на высоком уровне. Это позволяет сделать вывод о существовании определенного потенциала для реализации профессионального развития педагогов на основе данной концепции. Тем не менее более 30 % респондентов отмечают, что в их организациях проявлены в недостаточной степени или отсутствуют такие параметры, как «общее видение», «взаимодействие с внешней средой», «управление знаниями».
Эта тенденция проявляется и при оценке общего профиля организаций, который позволяет определить, при реализация каких измерений самообучающейся организации могут возникать затруднения (Рисунок 4). Данный профиль создан через
Рисунок 4. Средний балл по каждому элементу измерения модели «Школа как самообучающаяся организация»
определение среднего значения для каждого из 47 элементов, характеризующих самообучающую организацию. Затем среднее значение был получено для суммарного набора характеристик по каждому из 7 блоков.
Сводный анализ данных свидетельствует о том, что все измерения имеют определенную степень реализации, однако стоит принимать во внимание — едва преодолено нижнее пороговое значение 4. Наибольшее количество баллов получили направления «командное обучение и сотрудничество», «развитие лидерства в обучении», «возможность непрерывного профессионального развития». Измерение «общее видение» реализуются в меньшей степени, что может говорить о существовании определенных ограничений в их реализации.
В рамках исследования была рассмотрена взаимосвязь размера образовательной организации и степени выраженности тех или иных элементов концепции (Рисунок 5 на 1-м форзаце обложки). С этой целью внутри выборки были определены средние показатели по каждому измерению для школ с разным количеством обучающихся. Результаты говорят о том, что небольшие школы с численностью обучающихся до 500 имеют более высокие баллы по направлениям «общее видение», «управление знаниями», «культура инноваций и исследований». При этом школы с большим количеством обучающихся имеют меньшее количество баллов по всем измерениям. Опираясь на идеи развития социального капитала [Ушаков, 2013], можно предположить, что размер организации может влиять на качество и количество профессиональных связей в коллективе, а также степень доверия между сотрудниками.
Поскольку каждое из семи измерений выражается в организации через ряд отдельных элементов, следующим шагом исследования стало определение, какие именно элементы наиболее выражены, а реализация каких находится под вопросом. Для этого был выведен средний балл по каждому из вопросов внутри блока, относящегося к тому или иному измерению (Рисунок 6 на 1-м форзаце обложки).
Анализ профиля позволил выявить ключевые элементы школы — самообучающейся организации, которые наиболее проявляются в исследуемых школах (Таблица 2) и реализация которых находится на низком уровне (Таблица 3).
ш
Бирюкова Анастасия Сергеевна
Таблица 2. Элементы модели школы — самообучающейся организации, которые наиболее системно реализуются в исследуемых образовательных организациях
Оцениваемый элемент Средний балл Стандартное отклонение
1.2 Видение и миссия школы направлены на улучшение образовательных и социально-психологических результатов учащихся, включая благополучие 4,7 1,30
2.5 Вновь пришедшие сотрудники получают помощь и поддержку 4,7 1,27
2.8 Сотрудники имеют возможность экспериментировать и отрабатывать новые навыки на практике 4,9 1,38
3.6 Сотрудники объединяются для работы над решением важных проблем 4,7 1,29
6.2 Административная команда регулярно учится и совершенствует мастерство 4,8 1,36
6.3 Руководитель содействует индивидуальному и групповому обучению педагогов 4,7 1,27
6.7 Руководители делегируют сотрудникам руководство мероприятиями и проектами 4,8 1,27
Таблица 3. Элементы модели школы — самообучающейся организации, в реализации которых существуют затруднения
Оцениваемый элемент Средний балл Стандартное отклонение
1.4 В разработке видения школы участвует весь коллектив 3,7 1,36
1.5 Сотрудники мотивированы претворить в жизнь сформулированное в организации видение 3,7 1,42
1.6 Обучающиеся и их родители участвуют в разработке видения школы 3,5 1,49
3.7 Педагоги сообща определяют направления своего профессионального развития 4,0 1,30
4.4 Педагоги открыто обсуждают направления своего профессионального развития 3,8 1,28
4.5 Неудачи воспринимаются как возможность научиться чему-то новому 4,0 1,30
5.2 Регулярно осуществляется сбор данных для оценки сильных сторон и пробелов в работе школы 4,0 1,46
5.5 Сотрудники оценивают эффективность используемых ими методов для достижения результата и при необходимости меняют траекторию профессионального развития 4,0 1,18
6.6 Обучающиеся имеют возможность участвовать в принятии решений на уровне организации 3,9 1,53
7.1 Родители выступают в качестве партнеров в организационном и образовательном процессах школы 3,9 1,27
7.2 Профессиональное развитие педагогов и обучение школьников усилено через взаимодействие организации с вузами и учреждениями СПО 4,0 1,40
Представители образовательного сообщества сходятся в том, что в их организациях системно реализуются следующие направления: общее видение, которое направлено на улучшение результатов обучающихся, поддержка вновь пришедших коллег в адаптации, возможность обмениваться опытом, а также поддержка со стороны администрации с точки зрения развития профессионального мастерства. В то же время западающим аспектом является принятие и трансляция общего видения всеми участниками процесса. Кроме того, недостаточно выраженным являются параметры, связанные с открытостью школы и готовностью взаимодействовать с партнерами и сторонними организациями. Также измерения, связанные с инновациями и управлением данными, показывают сложности в реализации. В частности, педагоги испытывают дискомфорт при реализации модели обучения «от ошибки», обсуждении промахов с коллегами и анализе собственного опыта с целью выявления зон роста.
Заключение
Концепция самообучающейся организации действительно имеет большой потенциал для реализации непрерывного развития педагогов в контексте российского образования, все элементы данного измерения реализуются в образовательных организациях наиболее полно. При этом реализация данного направления связана с развитием лидерства, которое проявляется в том числе в содействии со стороны администрации инициативам, экспериментам и профессиональному взаимодействию педагогов, поддержке в процессе адаптации. В качестве рекомендации для руководителей школ хочется отметить, что созвучным идеям самообучающейся организации является управление школой на основе распределенного лидерства. Оценить степень вовлеченности администрации в управление образовательным процессом так, чтобы на первый план выходило управление обучением позволяет инструмент PIMRS, сформулированный Ф. Халлингером [НаШ^ег et а1., 2013].
Тем не менее данные исследования ставят под вопрос применимость полноценной модели школы — самообучающейся организации в российском социокультурном контексте. Несмотря на то, что в выборку вошли школы, заведомо обладающие характерными признаками самообучающей организации, в среднем все семь измерений модели едва перешагнули пороговые значения, а многие элементы, через которые выражаются данные измерения, показали низкую степень реализации. Стоит обратить внимание на то, что реализация измерений «общее видение», «культура инноваций и исследований», «обучение через взаимодействие с внешней средой» имеет особые затруднения.
Полученные результаты могут быть связаны с существующим социокультурным контекстом российского образования,
Бирюкова Анастасия Сергеевна
которое характеризуется высоким уровнем дистанции власти и низким уровнем доверия педагогов. Похожие результаты показывают исследования применимости концепции школы — самообучающейся организации в Китае. В силу культурной традиции и иерархической структуры управления формулирование видения и миссии здесь осуществляется исключительно руководителем, а культура инноваций, которая предполагает обсуждение ошибок и негативного опыта с коллегами и директором школы, как и открытость процессов внутри организации, могут повлиять на профессиональный статус сотрудников [Tan, 2020].
С нашей точки зрения, осуществление непрерывного профессионального развития педагогов внутри школы по модели самообучающейся организации возможно лишь при должной степени развития лидерства и высокого уровня профессионального доверия внутри коллектива. При этом руководителям стоит делать упор на вовлечение в вопросы развития организации всех участников образовательного процесса и внешних партнеров, поддерживая и поощряя инициативы, эксперименты и профессиональное взаимодействие педагогов. Вместе с тем результаты исследования говорят о том, что возможность реализации полноценной модели школы — самообучающейся организации в контексте российского образования имеет ряд ограничений и вызывает вопросы, требующие дополнительного изучения. И*
Литература:
Бысик, Косарецкий, 2018 — Бысик Н. В., Косарецкий С. Г. Профессиональное развитие учителей // Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, 2018. № 1 (67).
Ильясов и др., 2011 — Ильясов Д. Ф, Кудинов В. В., Зарипов А. X. Школа как самообучающаяся организация // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2011. № 1 (6).
Инструмент диагностики, 2022 — Инструмент диагностики школьных сообществ // Рыбаков фонд, НИУ ВШЭ, 2022. Режим доступа: https://rf-diagnostics.tilda.ws/.
Кеспиков, 2018 — Кеспиков В. Н. Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников: современные подходы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2018. № 3 (36).
Коробейникова, Назарова, 2019 — Коробейникова Е. Р., Назарова О. Р. Развитие потенциала педагога в условиях школы как самообучающейся организации // Современная модель управления: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2019. С. 141-146.
Кухарев, 2014 — Кухарев А. И. Роль социального капитала как условие инновационного развития образовательной организации // Современная педагогика, 2014. № 4. Режим доступа: https://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2195.
Образование..., 2018 — Образование для сложного мира: зачем, чему и как. Доклад о форуме Global Education Leaders' Partnership Moscow / Под ред. П. Лукши, П. Рабиновича, А. Асмолова // Образование для сложного общества // Global Education Futures Report, 2018. С. 130-212. Режим доступа: https://futuref.org/educationfutures_ru.
Образовательные экосистемы, 2020 — Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования // Школа управления СКОЛКОВО, 2020. Режим доступа: https:// www.skolkovo.ru / researches / obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya.
Ушаков, 2013 — Ушаков К. М. Диагностика реальной структуры образовательной организации // Вопросы образования, 2013. № 4. С. 247-260.
ФИОКО, 2019 — Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey). Часть 1. Непрерывное обучение учителей и директоров школ // ФИОКО, 2019. Режим доступа: https://fioco.ru/Talis-18-results.
ФИОКО, 2020 — Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey). Часть 2. Учителя и директора школ как ценные профессионалы // ФИОКО, 2020. Режим доступа: https://fioco.ru/Talis-18-results-2.
Флагманы образования, 2022 — Флагманы образования. Школа 2021 // Россия — страна возможностей, 2022. Режим доступа: https://flagmany.rsv.ru/#about.
Халяпина, 2014 — Халяпииа Л. П. К вопросу о внедрении неформальных моделей профессионального развития педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2014. № 2 (14). С. 124-128.
Argyris, Schon, 1978 — Argyris, C., Schon, D. Organizational Learning: A Theory in Action Perspective. Reading, MA: Addison-Wesley, 1978.
European Commission, 2018 — Teachers and school leaders in schools as learning organisations. Guiding principles for policy development in school education. Brussels: European Commission, 2018.
Fullan, 1995 — Fullan, M. The School as a Learning Organization: Distant Dreams // Theory Into Practice, 1995. Vol. 34 (4). Pp. 230-235.
Goh, 1998 — Goh, S. C. Towards a Learning Organisation: The Strategic Building Blocks // SAM Advanced Management Journal, 1998. Vol. 63 (2). Pp. 15-22.
Hallinger et al., 2013 — Hallinger, P., Chen, C. W, Wang, W. C. Assessing the Measurement Properties of the Principal Instructional Management Rating Scale: A Meta-Analysis of Reliability Studies // Educational Administration Quarterly, 2013. Vol. 49 (2). Pp. 272-309.
Kools et al., 2018 — Kools, M., Pont, B., Gouedard, P., Rodriguez, T, Stoll, L., George, B. Developing schools as learning organisations in Wales. Implementing Education Policies. Paris: OECD Publishing, 2018.
Kools et al., 2019 — Kools, M., Gouedard, P., Steijn, B., Bekkers, V., Stoll, L. The relationship between the school as a learning organisation and staff outcomes: A case study of Wales // European Journal of Education, 2019. Vol. 54 (3). Pp. 426-442.
Kools et al., 2020 — Kools, M., Stoll, L., George, B., Steijn, B., Bekkers, V., Gouedard, P. The school as a learning organisation: The concept and its measurement // European Journal of Education, 2020. Vol. 55 (1). Pp. 24-42.
Kools, Stoll, 2016 — Kools, M., Stoll, L. What Makes a School a Learning Organisation? // OECD Education Working Papers, No. 137. Paris: OECD Publishing, 2016.
OECD, 2016 — What makes a school a learning organisation? A guide for policy makers, school leaders and teachers. Paris: OECD Publishing, 2016.
OECD, 2018 — Developing schools as learning organisations in Wales: Highlights. Paris: OECD Publishing, 2018.
Papazoglou, Koutouzis, 2020 — Papazoglou, A., Koutouzis, M. Schools as Learning Organisations in Greece: Measurement and First Indications // EuropeanJournal of Education, 2020. Vol. 55 (1). Pp. 43-57.
Pedler et al., 1989 — Pedler, M., Boydell, T., Burgoyne, J. The Learning Company // Studies in Continuing Education, 1989. Vol. 11 (2). Pp. 91-101.
Senge, 1990 — Senge, P. M. The Fifth Discipline. The Art and Practice of the Learning Organization. New York: Currency Doubleday, 1990.
Stoll, Kools, 2017 — Stoll, L., Kools, M. The school as a learning organisation: a review revisiting and extending a timely concept // Journal of Professional Capital and Community, 2017. Vol. 2 No. 1. Pp. 2-17.
Tan, 2020 — Tan, C. The school as a learning organisation in China // Journal of Professional Capital and Community, 2020. Vol. 5 No. 1. Pp. 15-26.
Thomas, Allen, 2006 — Thomas, K., Allen, S. The learning organisation: a meta analysis of themes in literature // The Learning Organization, 2006. Vol. 13 No. 2. Pp. 123-139.
Yang et al., 2004 — Yang, B., Watkins, K. E., Marsick, V.J. The Construct of the Learning Organization: Dimensions, Measurement, and Validation // Human Resource Development Quarterly, 2004. Vol. 15 No. 1. Pp. 31-55.
Ш
Бирюкова Анастасия Сергеевна
Оцените, насколько утверждения и характеристики соотносятся с организацией, в которой вы работаете по шкале от 1 до 6 (1 — абсолютно не соответствует, 6 — совершенно соответствует).
Если в организации не сформулированы видение и миссия, можно сразу перейти к следующему блоку.
В моей образовательной организации:
1. Общее видение
1) Единое видение и миссия организации принимаются и разделяются всеми сотрудниками
2) Видение и миссия школы направлены на улучшение образовательных и социально-психологических результатов учащихся, включая благополучие
3) Обучение и преподавание проектируются и реализуются с учетом общего видения и миссии ОО
4) В разработке видения школы участвует весь коллектив
5) Сотрудники мотивированы претворить в жизнь сформулированное в организации видение
6) Обучающиеся и их родители участвуют в разработке видения школы
2. Непрерывное профессиональное развитие
1) Профессиональное развитие сотрудников является одним из приоритетных направлений работы организации
2) Сотрудники самостоятельно определяют цели своего профессионального развития
3) Профессиональное развитие педагогов осуществляется, исходя из потребностей обучающихся
4) Профессиональное развитие соотносится с реализацией видения и миссии школы
5) Вновь пришедшие сотрудники получают помощь и поддержку
6) Профессиональное развитие и обучение сопровождаются честной обратной связью со стороны коллег и руководства
7) Профессиональное развитие обуславливает изменение установок, убеждений, подходов к работе
8) Сотрудники имеют возможность экспериментировать и отрабатывать новые навыки на практике
3. Командное обучение и сотрудничество
1) Коллеги активно сотрудничают и помогают друг другу повысить уровень профессионального мастерства
2) Коллектив обучается сотрудничеству и работе в команде
3) Педагоги обмениваются опытом и практиками и поддерживают друг друга в освоении нового
4) Сотрудники прислушиваются к идеям и мнениям друг друга, открыто обращаются за советом друг к другу
5) Педагоги выстраивают доверительные отношения друг с другом
6) Сотрудники объединяются для работы над решением важных проблем
7) Педагоги сообща определяют направления своего профессионального развития
4. Культура инноваций и исследований
1) Инициатива педагогов повсеместно поощряется на всех уровнях
2) Педагоги открыты к экспериментам, внедрению инноваций и новых способов работы
3) Педагоги анализируют существующий опыт и ищут способы повышения профессионального мастерства
4) Педагоги открыто обсуждают свои неудачи с целью приобретения нового опыта
5) Неудачи воспринимаются как возможность научиться чему-то новому
5. Управление знаниями
1) Существуют отработанные механизмы взаимодействия и обмена опытом между сотрудниками
2) Регулярно осуществляется сбор данных для оценки сильных сторон и пробелов в работе школы
3) План развития организации составляется с учетом анализа и оценки прогресса профессионального развития педагогов и обновляется каждый год
4) Педагоги учатся, анализируя удачные и неудачные примеры из профессиональной практики
5) Сотрудники оценивают эффективность используемых ими методов для достижения результата и при необходимости меняют траекторию профессионального развития
6) Для повышения уровня профессионального развития сотрудники обучаются механизмам поиска необходимой информации и навыкам работы с ней
6. Развитие лидерства в обучении
1) Руководитель следит за тем, чтобы действия сотрудников соответствовали видению, целям и ценностям школы
2) Административная команда регулярно учится и совершенствует мастерство
3) Руководитель содействует индивидуальному и групповому обучению педагогов
4) Руководители развивают потенциал сотрудников и способствуют появлению новых лидеров
5) Руководители предоставляют сотрудникам возможность участвовать в принятии решений
6) Обучающиеся имеют возможность участвовать в принятии решений на уровне организации
7) Руководители делегируют сотрудникам руководство мероприятиями и проектами
8) Руководители прилагают усилия для налаживания доверительных отношений внутри коллектива
9) Администрация уделяет большое внимание повышению качества работы и профессионального развития сотрудников
10) Руководители привлекают к сотрудничеству внешних партнеров
7. Обучение через взаимодействие с внешней средой
1) Родители выступают в качестве партнеров в организационном и образовательном процессах школы
2) Профессиональное развитие педагогов и обучение школьников усилено через взаимодействие организации с ВУЗами и учреждениями СПО
3) Педагоги взаимодействуют с внешними партнерами для повышения уровня профессионального развития и улучшения результатов обучения школьников
4) Педагоги сотрудничают и обмениваются опытом с коллегами из других школ
5) Осуществляется сетевое взаимодействие и сотрудничество с другими школами на городском, региональном, международном уровнях