Научная статья на тему 'Концепция ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа'

Концепция ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПОДЗЕМНОЕ ХРАНЕНИЕ ГАЗА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПОТЕРИ / СТРАТЕГИЯ / ИНСТРУМЕНТ / RESOURCE SAVING STRATEGY / UNDERGROUND STORING OF GAS / FUEL AND ENERGY COMPLEX / LOSSES / TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елизарова Г. С.

В статье обоснована актуальность разработки ресурсосберегающей стратегии развития в разрезе подземного хранения газа. Показаны компоненты стратегии и принципиальная схема формирования концепции. Разработаны организационные и финансово-экономические инструменты стимулирующего характера в области ресурсосбережения на объектах подземного хранения газа. Представлена концептуальная модель ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of resource saving strategy in the development of underground storing of the natural gas

The article stresses the topical character of resource saving strategy as applied to the underground storing of the natural gas. The author discusses the components of the strategy and the basic scheme of its formation, describes its organizational and financial tools, and presents a conceptual model of resource saving strategy related to the underground storing of the natural gas.

Текст научной работы на тему «Концепция ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа»

концепция ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа

Г.С. Елизарова,

аспирант кафедры организации и управления экономического факультета Санкт-Петербургского государственного горного

университета

[email protected]

В статье обоснована актуальность разработки ресурсосберегающей стратегии развития в разрезе подземного хранения газа. Показаны компоненты стратегии и принципиальная схема формирования концепции. Разработаны организационные и финансово-экономические инструменты стимулирующего характера в области ресурсосбережения на объектах подземного хранения газа. Представлена концептуальная модель ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа.

Ключевые слова: ресурсосбережение, подземное хранение газа, топливно-энергетический комплекс, потери, стратегия, инструмент.

УДК 621.6:65.01 ББК 65.290-2:38.78

В настоящее время подземное хранение природного газа практически превратилось в самостоятельную подотрасль газовой промышленности, которая отличается не только технологическими особенностями, но и специфическими экономическими проблемами. С точки зрения экономических взаимосвязей, подземное хранение газа оказывает определенное влияние на объем капиталовложений и уровень эксплуатационных издержек Единой системы газоснабжения (ЕСГ). С другой стороны, основные вопросы экономики непосредственно самих подземных хранилищ газа (ПХГ), их расчетные параметры определяются факторами вне газотранспортной системы [4]. Поэтому вопросы повышения эффективности работы ПХГ необходимо коррелировать с условиями обеспечения надежности функционирования ЕСГ.

Исследованием проблем ресурсосбережения в экономической науке занимаются многие ученые-экономисты, однако, вопросу о разработке стратегии ресурсосбережения для подземного хранения газа не уделяется должное внимание. Анализ научной литературы и систематизация понятий, используемых в работах ведущих ученых и специалистов [1, 3, 7], помог автору в рамках исследования дать следующее определение ресурсосберегающей стратегии применительно к подземному хранению природного газа:

Ресурсосберегающая стратегия ПХГ — это система принятия управленческих решений, ориентированная на оптимизацию расхода природных ресурсов по отношению к суммарному объему закаченного и отобранного газа за цикл эксплуатации ПХГ, обеспечивающая надежность функционирования единой системы газоснабжения и реализуемая на основе согласования интересов государства, предпринимателей и потребителей.

Первым шагом к разработке стратегии ресурсосбережения является анализ потерь ресурсов по всей технологической цепочке топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Потери в газовой отрасли (по данным Международного энергетического агентства) составляют 67,5 млрд м3 [7].

Всего в мире действует более 600 подземных хранилищ газа общей активной емкостью порядка 340 млрд м3. В настоящее время в нашей стране эксплуатируются 25 объектов ПХГ с объемом товарного газа 63,5 млрд м3, а за весь период эксплуатации ПХГ в России оборот газа в них составил около 2 трлн куб. м [9]. В силу того, что потери газа при его подземном хранении примерно составляют 1,5-3% от активного объема, а количество и объем объектов хранения увеличивается, можно примерно оценить в экономическом отношении убытки от потерь.

Понятие «потери» является экономической категорией, и означает, как правило, количество чего-либо неиспользованного по назначению, бесполезно растраченного, пропавшего, несбереженного [11]. Поэтому учету потерь при производстве должно уделяться особое внимание. Поскольку работать вообще без потерь невозможно, основной задачей является их минимизация до величины, которая не препятствует максимальному повышению эффективности [5]. Таким образом, возникла объективная проблема: нахождение научно-обоснованного

пути повышения ресурсосбережения, сокращения потерь при подземном хранении природного газа и повышения качества услуг по газоснабжению с помощью ПХГ

При создании концепции автор ориентировался на ключевые функции объектов подземного хранения газа:

• регулирование сезонной неравномерности газопотреб-ления в РФ;

• хранение резервов газа на случай аномально холодных зим;

• регулирование неравномерности экспортных поставок газа;

• обеспечение подачи газа в случае нештатных (аварийных) ситуаций в ЕСГ;

• хранение долгосрочных резервов газа на случай форсмажорных обстоятельств в добыче или импорте газа [2].

Поэтому предложенная концепция предусматривает структурированный процесс для достижения постоянного улучшения работы объектов ПХГ.

Формирование проектов и программ ресурсосбережения при подземном хранении, на которые направлена стратегия, должно быть увязано с долгосрочными целями объектов ПХГ. Поэтому главной (основной) целью подземных хранилищ на перспективу должно стать создание потенциала для повышения экономической эффективности газоснабжения, что отвечает требованиям перехода развития экономики страны на модель устойчивого развития. Принципиальная схема формирования концепции ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения природного газа показана на рис.1.

Опыт ведущих индустриальных стран (Франции, Германии, Японии, США) показывает, что ресурсосбережение невозможно без государственной поддержки. Вследствие этого, одним из ключевых направлений повышения ресурсосбережения в нашей стране является создание сильных, устойчивых и готовых к конструктивному диалогу с государством мер поддержки ресурсосбережения. На основании отчета, подготовленного группой Всемирного банка в сотрудничестве с Центром по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) [10] и основных направлений энергетической политики, указанных в Энергетической стратегии России до 2030 года [8], автором предложен ряд организационных и финансово-экономических инструментов. Они направлены на экономическое стимулирование внедрения программ ресурсосбережения и придание ресурсосберегающим проектам на объектах ПХГ инвестиционной привлекательности. Базовым критерием при разработке инструментов по уменьшению уровня ресурсоемкости при хранении газа была принята организация учета потерь и потребления ресурсов.

Прогноз развития ПХГ на период до 2030 г. предусматривает прирост объема товарного газа хранилищ на 37% и производительности по отбору газа на 78%. При этом значимая часть прироста технологических показателей ПХГ (90% по объему и 75% по производительности) прогнозируется на основе развития и реконструкции действующих хранилищ. Увеличение производительности по отбору предусматривается в основном за счет

реконструкции действующих хранилищ и лишь 25% — на основе ввода новых мощностей [2]. Поэтому основными направлениями ресурсосберегающей стратегии выбраны:

• сокращение объема буферного газа;

• снижение пластовых потерь газа;

• сокращение затрат природного газа на основное производство, необходимых для эксплуатации наземного оборудования хранилищ.

Таким образом, все организационно-экономические инструменты стимулирующего характера на подземном хранении природного газа можно выделить в следующие группы:

• Оперативные меры. Эти мероприятия можно разработать менее чем за год, и они будут иметь значительный эффект при умеренных затратах [10].

• Основополагающие меры. Эти инструменты представляют собой основу политики ресурсосбережения и будут способствовать более быстрому осуществлению экономически рентабельных инвестиций [10].

• Затратные, высокоэффективные меры. Данные меры устранят основополагающие причины возникновения потерь при хранении, а также будут способствовать повышению ресурсосбережения. Они связаны со значительно более высокими начальными затратами, однако большинство из них также гаран-

тирует более существенную экономию ресурсов и способствует снижению потерь [10].

На рис.2 представлен комплекс организационных и финансово-экономических инструментов применительно к подземному хранению природного газа.

Анализ научных работ в сфере энерго- и ресурсосбережения показывает, что в основу построения стратегии ресурсосбережения для подземного хранения природного газа должны, должны быть положены следующее методологические принципы:

1. Принцип единства. Основан на том, что планирование и принятие решений по разработке и внедрению ресурсосберегающих проектов и программ должны иметь системный характер.

2. Принцип согласованности. Подразумевает под собой взаимосвязь управленческих решений на уровне предприятия с генеральной схемой развития газовой отрасли, Энергетической стратегией России, федеральными, отраслевыми и региональными целевыми программами.

3. Принцип совместимости. Заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи на всех стадиях технологического цикла (поиск объектов для создания ПХГ, проектирование хранилищ, разметка и бурение сетки скважин, газопровод, закачка, отбор, хранение и проч.).

Целевые установки -1 Ь Стратегический анализ

Факторы, влияющие на развитие ПХГ:

Геологическое строение объекта хранения; Особенности технологии создания и эксплуатации ПХГ;

Состояние нормативно-правовой базы; Конъюнктура рынка и уровень цен на нефть и газ на мировом рынке;

Политика государства в области развития ПХГ; Достижения НТП;

Экологическая политика;

Характер потребительского спроса;

Возможность обеспечения подачи газа в случае нештатных ситуаций в ЕСГ;

Объемы экспортных поставок газа.

ЗІГ

Условия эффективного развития отрасли:

Совершенствование технологий закачивания и капитального ремонта скважин ПХГ; Совершенствование системы надзора за созданием и эксплуатацией подземных хранилищ газа;

Оценка экономической эффективности ПХГ;

Разработка новейших технологий хранения газов; Совершенствование оборудования для скважин ПХГ; Совершенствование нормативных документов в области создания и эксплуатации ПХГ;

Разработка технологий и технологических проектов временных подземных хранилищ попутного нефтяного газа;

Создание интеллектуальных ПХГ;

Поиск объектов для создания ПХГ;

Разработка стратегии развития системы хранения газа.

ЗІГ

Стратегия ресурсосбережения

-Л ]_

Пересмотр объема буферного газа в сторону его снижения;

Формирование мощной национальной научной базы для разработки ресурсосберегающих технологий; Сокращение пластовых потерь газа;

Сокращение затрат природного газа на основное производство;

Повышение использования тепловой энергии из внешних источников для осуществления технологического процесса;

Совершенствование системы геолого-промыслового контроля при создании и эксплуатации ПХГ; Разработка способов повышения производительности скважин;

Надзор за рациональным природопользованием при строительстве и эксплуатации подземных газохранилищ;

Повышение уровня экологической безопасности технологических процессов при эксплуатации ПХГ.

Рис.1. Принципиальная схема формирования концепции ресурсосберегающей стратегии развития подземного хранения

Оперативные меры Корректировка времени работы скважины в зависимости от пластового давления.

Основополагающие меры Поощрение разработки и вознаграждение внедрения методов поиска и ликвидации перетоков газа;

Введение системы штрафов за перерасход электроэнергии на аппараты воздушного охлаждения газа.

Затратные, высокоэф- фективные меры Разработка и согласование планов по оптимизации затрат на создание буферного объема газа (при проектировании хранилищ);

Повышение достоверности исходной информации и разработка достоверных методов определения пластовых потерь.

Рис.2. Организационно-экономические инструменты ресурсосбережения ПХГ

4. Принцип гибкости. Предполагает способность стратегии изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому она должна содержать так называемые «резервы» (ресурсов, мощностей на случай изменения факторов внешней среды) и корректироваться по ходу реализации.

5. Принцип точности. Исходит из того, что стратегия должны быть конкретизирована и детализирована в той степени, в кото-

рой позволяют внешние и внутренние условия деятельности на современном этапе (информационное обеспечение, научные разработки, налоговая политика и проч.) [6].

На основе вышеперечисленных принципов строится стратегия ресурсосбережения для подземного хранения газа. В основе такой стратегии лежит модель принятия прогнозных стратегических решений в сфере хранения на федеральном и региональном уровне (рис.3.).

Поскольку, в соответствие с Энергетической стратегией России к 2030 г. предполагается сокращение доли ТЭК в ВВП и доли ТЭР в экспорте — не менее чем в 1,7 раза, удельной энергоемкости ВВП — более чем в 2 раза; удельной электроемкости ВВП — не менее чем в 1,6 раза [8], в предложенной концептуальной модели на федеральном уровне ключевыми ориентирами выбран вектор развития ПХГ до 2030 г., предложенный в Генеральной схеме развития газовой отрасли [2]. На региональном уровне центральное место занимает проектный анализ, целью которого в концепции является исключить из множества предлагаемых проектов ресурсосбережения несовместимые с направлением стратегии [2].

В соответствии со схемой развития газовой отрасли к 2030 году планируется увеличить объем товарного газа до 87 млрд м3, (кроме того, долгосрочный резерв до 24 млрд м3). Также планируется довести максимальную суточную производительность до 1050 млн м3 за счет расширения действующих и строительства новых ПХГ, в том числе пиковых хранилищ в отложениях каменной соли [2]. Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая

Федеральный уровень

I ---------

Поддержание Наращивание суточной Обеспечение Развитие системы

достигнутого уровня производительности мощностями ПХГ ПХГ в увязке с

мощностей ПХГ ПХГ дефицитных регионов развитием ЕСГ

I

Управленческие решения по реализации развития ПХГ

Региональный уровень

I -----------

Проведение Замена Расширение Строительство

реконструкции устаревших действующих новых

ПХГ мощностей ПХГ ПХГ

Проектный анализ

Оценка

реализуемости

проекта

Оценка соответствия проекта стратегии

Выявление резерва ресурсосбережения

Оценка экономической эффективност и проекта

Выбор наиболее эффективных проектов

^_____и =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласование системы прогнозных показателей федерального и регионального уровней

Анализ отклонений и выбор корректирующих мероприятий

Рис.3. Концептуальная модель принятия прогнозных стратегических решении

концепция дает системное решение по усовершенствованию государственной политики в области энерго- и ресурсосбе-

процесса принятия прогнозных решений в сфере ресурсосбе- режения, она создает предпосылки для развития подземного

режения на уровне объектов подземного хранения природно- хранения газа и содействует укреплению ресурсосберегающей

го газа. Стратегия не противоречит основополагающим целям модели развития в средне- и долгосрочной перспективе.

Литература

1. Андронова И.В. Стратегическое управление эффективным ресурсопотреблением // Российское предпринимательство. — 2006. — № 9.

2. Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года. — М., 2008.

3. Дмитриевский А.Н. Ресурсосбережение: основные задачи и направления ресурсосбережения в нефтяной и газовой промышленности // Вестник Отделения наук о земле РАН. — Т.2. — 2010.

4. Казарян В.А. Подземное хранение газов и жидкостей — М. — Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2006. — С. 432.

5. Лобанова А.Н. Геолого-технологические условия повышения эффективности создания и эксплуатации подземных хранилищ газа: Автореф. дисс.... канд. геолого-минералог. Наук. — М., 2007.

6. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Под общ. ред Г.Б. Клейнера. — М.: «КОНСЭКО», 1998.

7. Фирсова Е.Ю. Проблемы ресурсосбережения в нефтегазовом комплексе России (по материалам докладов на заседании Отделения наук о Земле РАН) // Вестн. ОНЗ РАН. — Т.2, NZ2002, doi:10.2205/2010NZ000010, 2010.

8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: Утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р.

9. www.gazprom.ru

10. www.cenef.ru — отчет группы Всемирного банка «Эффективность в России: скрытый резерв»

11. Толковый словарь русского языка / Под ред Т.Ф. Ефремовой // www.slovopedia.com

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В сфере здравоохранения в РЕГИОНАХ РОССИИ

М.В. Сюткин,

соискатель кафедры финансов факультета финансовых, кредитных и международных экономических отношений

Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

[email protected]

Статья посвящена развитию государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения России. Рассматривается международный опыт партнерства, его формы, тенденции в сфере здравоохранения России. Показаны предпосылки развития партнерства в сфере здравоохранения, существующие проблемы российского здравоохранения, преимущества и проблемы с реализацией партнерств в России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, регионы России.

УДК 336.5 ББК 65.05

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года1 сформулированы формы и механизмы стратегического партнерства государства и бизнеса. Устранение неравноправной конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг значится в концепции как одна из приоритетных задач здравоохранения, обозначенных Президентом России. Повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения (и как следствие, создание государственно-частных партнерств в этой сфере) является важнейшей государственной задачей, которая позволит обеспечить снижение смертности от управляемых причин, повышение рождаемости, улучшение качества медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни и экономию бюджетных средств.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере здравоохранения заключается в следующем.

Государство обязуется закупать у частного партнера на долгосрочной основе и оплачивать предоставляемые им высококачественные услуги, такие как:

• строительство, оснащение нового или модернизация существующего лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ);

• обслуживание и эксплуатация инфраструктуры ЛПУ;

• медицинские услуги населению в рамках государственного заказа.

В свою очередь частный партнер обязуется оказывать услуги, в соответствии с критериями установленного государственного заказа, а также поддерживать, модернизировать или создавать новые активы, необходимые для поддержания качества и количества предоставляемых услуг.

Мировой опыт применения ГЧП в медицине свидетельствует о росте эффективности и снижении стоимости лечения.

В Германии распространена продажа государственных ЛПУ инвесторам за символическую сумму в обмен на обеспечение оговоренной суммы инвестиций и обязательства по выполнению государственного заказа. Доля частных ЛПУ за последние 10 лет увеличилась с 4 % до 22 %. Количество частных и некоммерческих клиник растет высокими темпами, при этом каждый год открывается лишь 2-3 новые государственные клиники.

В Великобритании частный партнер поддерживает построенные сооружения в рабочем состоянии в течение всего времени их эксплуатации (обычно 25-30 лет), но государство остается ответственным за предоставление услуг. Государственные органы производят расчёты с подрядчиками только после завершения строительства объектов инфраструктуры и

3 1 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.