Научная статья на тему 'Концепция религиозной революции в культурфилософской парадигме Д. С. Мережковского'

Концепция религиозной революции в культурфилософской парадигме Д. С. Мережковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
революция / религиозная революция / русская философия / Мережковский / культурфилософская парадигма / духовность / религиозность / revolution / religious revolution / Russian philosophy / Merezhkovsky / cultural-philosophical paradigm / spirituality / religiosity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оксана Васильевна Хрипункова

В статье рассматриваются взгляды Д.С. Мережковского на русскую революцию как на религиозное явление, имеющее мистический, метафизический смысл. Подчеркивается, что для мыслителя революция и религия были едины, что привело к возникновению концепции рели-гиозной революции. Изменения в сознании народа, связанные с революцией, для Д.С. Мереж-ковского носят характер «нового религиозного сознания». Согласно концепции мыслителя, ду-ховность, религиозность – это те начала, которые способны превратить кровавую бойню, чем по сути является революция, в благое начинание, несущее положительные изменения в жизнь общества. Благодаря религиозному пониманию революции у нее появляется объединяющий смысл, то есть она получает возможность сплотить таких разных в революционных действиях субъектов, как народ, церковь и интеллигенция. В таком понимании революционные измене-ния воспринимаются как долгожданные, именно такие, о каких долгое время мечтали русский народ, русская интеллигенция и сам мыслитель. Для церкви же революция – это способ вос-становить свои позиции, вернуть в свое лоно тех людей, которые накануне революции начали утрачивать духовность. Религиозная революция в понимании Д.С. Мережковского имеет апо-калиптический смысл и приводит к очищению и возрождению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF A RELIGIOUS REVOLUTION IN THE CULTURAL-PHILOSOPHICAL PARADIGM OF D.S. MEREZHKOVSKY

The article discusses the views of D.S. Merezhkovsky on the Russian revolution as a religious phenomenon that has a mystical, metaphysical meaning. It is emphasized that for the thinker, revolu-tion and religion were one, which led to the emergence of the concept of a religious revolution. Changes in the minds of the people associated with the revolution, for DS Merezhkovsky bear the character of a «new religious consciousness». Spirituality, religiosity these are the beginnings that can turn the carnage, what revolution is in essence, into a good undertaking that brings positive changes to the life of society. Thanks to the religious understanding of the revolution, she has a unify-ing meaning, that is, she gets the opportunity to unite, even rally, such different subjects in revolution-ary actions as the people, the church and the intelligentsia. In this understanding, the revolutionary changes are perceived as long-awaited, such as the Russian people, the Russian intelligentsia, and the thinker himself have long dreamed of. For the church, revolution is a way to restore its position, to re-turn to its womb those people who, on the eve of the revolution, began to lose their spirituality. Reli-gious revolution in the understanding of D.S. Merezhkovsky has an apocalyptic meaning, and leads to purification and rebirth.

Текст научной работы на тему «Концепция религиозной революции в культурфилософской парадигме Д. С. Мережковского»

Литература

1. Жижек, 2011 - Жижек С. Размышления в красном цвете: коммунистический взгляд на кризис и сопутствующие предметы. Пер. А. Смирнов, М. Рудаков, А. Абельсиитов. М.: Европа, 2011. 476 с.

2. Ильин, 1996 - Ильин И.А. Возникновение и преодоление большевизма в России / Ильин И.А. О грядущей России. М.: Военное издательство, 1993. С. 118-124

3. Ильин, 1996а - Ильин И.А. Очертания будущей России / Ильин И.А. О грядущей России. М.: Военное издательство, 1993. С. 152-158

4. Ильин, 19966 - Ильин И.А. Социальность или социализм? / Ильин И.А. О грядущей России. М.: Военное издательство, 1993. С. 60-62

5. Ильин, 1994 - Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Спб.: Наука, 1994. 541 с.

6. Крылов, 2015 - Крылов К.А. Молодость Ивана Ильина // Бердяевские чтения. Информационный бюллетень. 2015. 2. С. 25-33

7. Куренной, 2012. - Куренной В.А. Новая городская романтика: политические и культур-социальные аспекты новейшего российского протеста // Логос. 2012. 2. С.31-45

8. Мюрберг, 2009 - Мюрберг И.И. Свобода в пространстве политического. Современные философские дискурсы. М.: Идея-Пресс, 2009. 236 с.

9. Оукшот, 2002. - Оукшот М. Что значит быть консерватором? / Оукшот М. Рационализм в политике. Пер. И.И. Мюрберг, Е.Н. Косиловой, Ю.А. Никифорова, О.В. Артемьева. М.: Идея-Пресс, 2002. С.65-90

10. Смирнов, 2010 - Смирнов И.П. Кризис современности. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 296 с.

11. Ставракакис, 2004 - Ставракакис Я. Двусмысленная демократия и этика психоанализа. Пер. А. Смирнова // Логос. 2004. 2. С.198-216

УДК 140.8:21

КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЕ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО

Оксана Васильевна Хрипункова

Старший преподаватель Санкт-Петербургский государственный экономический университет

В статье рассматриваются взгляды Д.С. Мережковского на русскую революцию как на религиозное явление, имеющее мистический, метафизический смысл. Подчеркивается, что для мыслителя революция и религия были едины, что привело к возникновению концепции религиозной революции. Изменения в сознании народа, связанные с революцией, для Д.С. Мережковского носят характер «нового религиозного сознания». Согласно концепции мыслителя, духовность, религиозность - это те начала, которые способны превратить кровавую бойню, чем по сути является революция, в благое начинание, несущее положительные изменения в жизнь общества. Благодаря религиозному пониманию революции у нее появляется объединяющий смысл, то есть она получает возможность сплотить таких разных в революционных действиях субъектов, как народ, церковь и интеллигенция. В таком понимании революционные изменения воспринимаются как долгожданные, именно такие, о каких долгое время мечтали русский народ, русская интеллигенция и сам мыслитель. Для церкви же революция - это способ восстановить свои позиции, вернуть в свое лоно тех людей, которые накануне революции начали утрачивать духовность. Религиозная революция в понимании Д.С. Мережковского имеет апокалиптический смысл и приводит к очищению и возрождению.

Ключевые слова: революция, религиозная революция, русская философия, Мережковский, культурфилософская парадигма, духовность, религиозность.

THE CONCEPT OF A RELIGIOUS REVOLUTION IN THE CULTURAL-PHILOSOPHICAL

PARADIGM OF D.S. MEREZHKOVSKY

Oksana Vasilyevna Khripunkova

Senior Lecturer Saint-Petersburg State University of Economics

The article discusses the views of D.S. Merezhkovsky on the Russian revolution as a religious phenomenon that has a mystical, metaphysical meaning. It is emphasized that for the thinker, revolution and religion were one, which led to the emergence of the concept of a religious revolution. Changes in the minds of the people associated with the revolution, for DS Merezhkovsky bear the

character of a «new religious consciousness». Spirituality, religiosity - these are the beginnings that can turn the carnage, what revolution is in essence, into a good undertaking that brings positive changes to the life of society. Thanks to the religious understanding of the revolution, she has a unifying meaning, that is, she gets the opportunity to unite, even rally, such different subjects in revolutionary actions as the people, the church and the intelligentsia. In this understanding, the revolutionary changes are perceived as long-awaited, such as the Russian people, the Russian intelligentsia, and the thinker himself have long dreamed of. For the church, revolution is a way to restore its position, to return to its womb those people who, on the eve of the revolution, began to lose their spirituality. Religious revolution in the understanding of D.S. Merezhkovsky has an apocalyptic meaning, and leads to purification and rebirth.

Keywords: revolution, religious revolution, Russian philosophy, Merezhkovsky, cultural-philosophical paradigm, spirituality, religiosity.

В эпоху русского Ренессанса в культурной сфере самым масштабным и резонансным, вызывающим ожесточенные споры, стал вопрос взаимовлияния культуры и революции. В работах представителей Серебряного века часто рассматривается вопрос о том, что культурные и революционные процессы связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и соотношении, а степень их взаимообусловленности в обществе очень высока.

Среда русских философов отличалась многообразием взглядов на революцию. Вызывает интерес классификация, предложенная Н.А. Бердяевым, в которой выделено три точки зрения. Первая - «революционная и контрреволюционная», когда имеет место активное участие людей в революции. Вторая - «объективно-историческая, научная», приверженцы которой в революционном процессе не участвовали, а лишь созерцали его и пытались познать его суть. Третья - «религиозно-апокалиптическая и историософическая» позиция людей, всем сердцем воспринявших и остро переживавших революцию, но отстраненных от «ее повседневной борьбы» [Бердяев, 1990, с. 106].

Д.С. Мережковский был в числе первых мыслителей, которые выступили с инициативой постановки этой проблемы. В процессе создания своей концепции «религиозной революции» он отмечает, что революционные события в начальной стадии носят метафизический характер, и рассматривает их в свете «нового религиозного сознания» [Мережковский, 1914].

Цель статьи - рассмотреть взгляды Д.С. Мережковского на религиозную революцию и выявить место этих взглядов в культурфилософской парадигме мыслителя.

Мысли Д.С. Мережковского по поводу религии, его творчество в контексте религиозных представлений рассматривали и продолжают рассматривать многие исследователи: Б.В. Емельянов [Емельянов, 2016], М.А. Ковыршин [Ковыршин, 2007], Я.В. Сарычев [Сарычев, 2017] и др. Воззрения мыслителя, как учение о религиозной революции, анализируются нечасто [Кошарный, 2017].

Статья Д.С. Мережковского «Грядущий Хам» стала программным заявлением о приближающихся переменах и их понимании, а также об оценке событий революции. В ней автор поднимает тему религиозности российской интеллигенции, рассматривает проблему мещанской психологии низов и в религиозном аспекте освещает вопрос об отношении народных масс к революции.

Д.С. Мережковский изначально занял радикальную общественную позицию в своем отношении к происходящим в отечестве событиям: "Мироправитель тьмы века сего и есть грядущий на царство мещанин, Грядущий Хам. У этого Хама в России - три лица. Первое, настоящее - над нами, лицо самодержавия, мертвый позитивизм казенщины...

Второе лицо прошлое - рядом с нами, лицо православия, воздающего кесарю Божие... (...) Третье лицо будущее - под нами, лицо хамства, идущего снизу - хулиганства, босячества, черной сотни - самое страшное из всех трех лиц" [Мережковский, 1906].

Далее мыслитель говорит, что это трехликое духовное мещанство противостоит духовному благородству в трех его проявлениях: «живой плоти» (народ), «живой душе» (церковь), «живому российскому духу» (интеллигенция) [Там же].

Д.С. Мережковский утверждает, что лишь некая объединяющая мысль позволит сплотить народ, церковь и интеллигенцию и вступить в конфронтацию с тремя началами «духовного рабства и хамства». Автор уверен, что такую всеобъемлющую идею можно получить лишь в результате слияния религиозного и общественного перерождения: "Ни религия без общественности, ни общественность без религии, а только религиозная общественность спасет Россию. (...) Разум, доведенный до конца своего, приходит к идее о Боге. Интеллигенция, доведенная до конца своего, придет к религии" [Там же].

Статья Д.С. Мережковского «Теперь или никогда», посвященная проблеме «религиозной революции», содержит призыв к объединению православного духовенства и интеллигенции. Автор считает освободительное движение в родном отечестве продолжением «дела Христова». "Есть ли вообще в русской церкви и во всем историческом христианстве какая-либо возможность для ... перехода к христианству апокалипсическому? - спрашивает автор и тут же отвечает: - Да, конечно" [Мережковский, 2000, с. 98-99].

По мнению Д.С. Мережковского, с целью осуществления подобной возможности должен произойти сознательный разрыв связей между русской православной церковью и отечественной «самодержавной государственностью», проявляющейся в неактуальных ныне формах. Мыслитель приветствует союзничество

русского народа и интеллигенции с церковью, которая должна активно бороться за свершение грандиозных общественно-политических перемен, освобождающих Россию, чтобы совместно с интеллигенцией "внести свет нового религиозного сознания в темную религиозную стихию русского народа..." [Там же].

Первую революцию в России 1905-1907 годов Д.С. Мережковский называет «религиозной» - «революцией Духа». Социальное преобразование достигается, по мнению мыслителя, только благодаря отказу государства от насилия и развороту в сторону религиозной общественности - «от власти человека к власти Бога». Общественная революция, с этой позиции, имеет смысл только при условии слияния с революцией религиозного толка.

Концепция «религиозной революции» Д.С. Мережковского пронизана темой схожести преобразований в политике и религии, ведь "религия - это революция в категории Божеского, а революция - есть религия в категории человеческого" [Мережковский, 1991, с. 7]. Отсюда следует, что "религия и есть революция, революция и есть религия" [Там же].

Работа мыслителя «Революция и религия» говорит о том, что личная духовная (религиозная) человеческая потребность наряду с необходимостью единобожия отражается во внешних формах самодержавия. На земле - один царь, на небе - один Бог. Монархия рассматривается автором как символ теократии. Соответственно, русская революция и свержение самодержавия «имеют великий смысл религиозный» [Мережковский, 2000, с. 7].

По наблюдениям Д.С. Мережковского, «Православный Катехизис» декабристов критикует точку зрения мистического основания монархии и любой другой формы государственной власти. Он пишет: "Да всем будет один царь на земле и на небе, - Христос - это чаяние русских искателей града грядущего... осуществимо только абсолютною безгосударственностью, безвластием как утверждением боговластия" [Там же, с. 10-11].

Мыслитель заявляет, что русская революция 1905 года определила границы и подвела черту под революцией религиозной, "может быть, не только русской, но и всемирной" [Там же].

Д.С. Мережковский уверен в том, что социально-политическая революция глубинно преобразуется в религиозную, и эта новая ипостась не отрицает общественно-политических преобразований. Это процесс, в котором объединяются духовный и политический аспекты: "Когда эти два движения сольются в одно, тогда Россия выйдет из православной церкви и самодержавного царства во вселенскую церковь единого первосвященника и во вселенское Царство единого царя - Христа" [Мережковский, 2000, с. 21].

Свою позицию приверженности революции Д.С. Мережковский объяснял как человек верующий, мечтой которого является революционное изменение мира в глобальном смысле. Обосновывая связь религиозного мира с революцией, мыслитель представляет революционные события с позиции историософии, когда внутренняя свобода способна «преодолеть внешний закон причинности», и как ряд трагедий, соотносимых по значимости с изгнанием из Эдема, великим потопом, разрушением Вавилонской башни и Апокалипсисом.

Современный исследователь О.Д. Волкогонова считает, что радикальные взгляды Д.С. Мережковского выразились в определении им революции как события, вытекающего из христианства, а значит, носящего религиозный характер. Охарактеризовав мировоззрение мыслителя как религиозный анархизм и мистическую революцию, О.Д. Волкогонова справедливо отмечает, что концепция эта была характерна для культуры символизма Серебряного века и являлась следствием упадка православия в России дореволюционного периода [Волкогонова, 1998].

Причины религиозной революции близки к причинам социально-политического переворота, но не сливаются с ними. Исследователь А. Эткинд предлагает рассматривать позицию Д.С. Мережковского как апокалиптическую. А. Эткинд полагает, что мыслителю свойственен особого рода мистицизм, который объединяет для него революцию и Апокалипсис [Эткинд, 1998, с. 193]. По мнению исследователя, концепция «революции Духа» Д.С. Мережковского основывается на эсхатологическом понимании истории, а ее создатель сочетает в себе знатока Апокалипсиса и «визионера земного рая».

По мнению современных исследователей, поколение революционеров начала XX века своими корнями уходит в "наивную эсхатологию средних веков" [Чаликова, 1991, с. 178]. Рождение же идеи «религиозной революции» произошло в тот момент, "когда люди, независимо от статуса и степени богатства, перестали считать общество чем-то навсегда потерянным, как золотой век в глубинах прошлого, а взамен этого приблизили его, уготовив ему место в неминуемом обозримом будущем" [Там же].

Итак, Д.С. Мережковский уверен, что подлинным революционером всегда движет утопическая вера в чудесную природу революции, в ее способность изменить все в одночасье. Для мыслителя религиозная революция - это естественный путь изменений. Для него революционные события имеют религиозный смысл, развиваются по метафизическому сценарию. Только религиозное и общественное перерождение, в представлении мыслителя, способны сплотить народ, церковь и интеллигенцию как идея, благодаря которой революция из разрушающего явления превратится в созидающее.

Литература

1. Бердяев,1990 - БердяевН.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. - 224 с.

2. Волкогонова, 1998 - Волкогонова О.Д.Образ России в философии Русского Зарубежья. - М.:

РОССПЭН, 1998. - 324 с.

3. Емельянов, 2016 - Емельянов Б.В. Богоискательство Д.С. Мережковского // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2016. - № 4 (36).

- С. 242-249.

4. Ковыршин, 2007 - Ковыршин М.А. Религия святого духа Д.С. Мережковского: символика идолопоклонства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007.

- № 1. - С. 46-48.

5. Кошарный, 2017 - Кошарный В.П. Учение о религиозной революции Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус и Д.В. Философова // Соловьевские исследования. - 2017. - № 3 (55). - С. 96-111.

6. Мережковский, 1991 - Мережковский Д.С. В обезьяньих лапах (О Леониде Андрееве) // В тихом омуте.

- М.: Советский писатель, 1991. - 36 с.

7. Мережковский, 2000 - Мережковский Д.С. Революция и религия // Не мир но меч. - М.: Аст, 2000. -119 с.

8. Мережковский, 2000 - Мережковский Д.С. Теперь или никогда // Не мир но меч. К будущей критике христианства. - М.: Аст, 2000. - 119 с.

9. Сарычев, 2017 - Сарычев Я.В. Религия Дмитрия Мережковского: «неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение: монография. - М.: Флинта, 2017. - 224 с.

10. Чаликова, 1991 - Чаликова В.А. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. -М.: Прогресс, 1991. - 405 с.

11. Эткинд, 1998 - Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.