Научная статья на тему 'Концепция реформирования системы бюджетных платежей'

Концепция реформирования системы бюджетных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ПЛАТЕЖ / УЧЕТ ДЕНЕГ / КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В. А.

В статье рассмотрена концепция реформирования системы бюджетных платежей и перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция реформирования системы бюджетных платежей»

Бюджетная политика

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ*

В. А. СМИРНОВ, заместитель руководителя Федерального казначейства

Существующую систему бюджетных платежей в РФ можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих проведение расчетов и учет денежных средств, при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Платежи бюджетов бюджетной системы осуществляются Федеральным казначейством и централизуются посредством единого казначейского счета.

Становление существующей системы бюджетных платежей и внедрение единого казначейского счета как основного элемента данной системы осуществлялись в несколько этапов. В 2003—2004 гг. были созданы условия для формирования единого казначейского счета для средств федерального бюджета. С 2005 г. осуществляется кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Каждому бюджету открыт свой единый счет, на котором отражаются все финансовые потоки.

Начиная с 2008 г. концентрация средств федеральных бюджетных учреждений и средств федерального бюджета на едином казначейском счете предоставила возможность управления свободным остатком денежных средств. Процесс распределения доходов начиная с 2001 г. по настоящее время осуществляется на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства.

Принимая во внимание достижения прошлых лет, следует отметить наличие потенциала для раз-

* Статья подготовлена по материалам Всероссийского совещания Федерального казначейства по вопросам бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности в г Геленджике 03.09.2012—07.09.2012.

вития определенных направлений системы бюджетных платежей, таких как управление свободными остатками на счетах бюджетов, необходимость в создании условий для использования современных банковских платежных технологий и в то же время потребность в реформировании механизмов кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Одним из направлений развития в сфере бюджетных платежей является создание условий для применения современных банковских платежных технологий в части полноценного использования форм и инструментов безналичных расчетов клиентами Федерального казначейства, в том числе в целях минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления.

Что касается существующего механизма кассового обслуживания исполнения бюджета в РФ, то реформирование данного направления обусловлено тем, что на сегодняшний день в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях задействовано более 72 тыс. счетов, открытых для осуществления операций органам Федерального казначейства. Ежедневно по данным счетам осуществляются многочисленные платежные операции клиентов Федерального казначейства как внутри бюджетной системы, так и с внешними контрагентами, при этом срок осуществления данных операций в отдельных случаях достигает 3 дней, тогда как практика расчетов в платежной системе Банка России показывает, что осуществление расчетов возможно в режиме реального времени.

Для реализации существующего потенциала развития системы бюджетных платежей и рефор-

мирования отдельных направлений данной системы разработана Концепция реформирования системы бюджетных платежей (далее — Концепция), в рамках реализации мероприятий которой Федеральное казначейство станет своего рода «бюджетным Банком», осуществляющим платежные операции сектора государственного управления.

Проект Концепции был рассмотрен на коллегии Минфина России и представлен на рассмотрение в Банк России.

Концепция предусматривает реализацию мероприятий реформирования системы бюджетных платежей по нескольким направлениям. Так, достаточно важное направление — это создание в платежной системе Банка России единого корреспондентского счета Федерального казначейства и получение Федеральным казначейством кода прямого участника расчетов (БИК). Предполагается, что реализация мероприятий данного направления будет происходить в два этапа.

На первом этапе предполагается сокращение расчетных счетов, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях, с 72 тыс. счетов до 84 счетов (по количеству территориальных органов Федерального казначейства), что позволит сократить количество платежных операций на уровне субъекта РФ.

Также на данном этапе планируется получение территориальными органами Федерального казначейства статуса прямого участника платежной системы Банка России, что в значительной степени упростит осуществление платежей. На данном этапе также предполагается осуществить сближение операционного и бухгалтерского учета Федерального казначейства.

На следующем этапе будет осуществляться объединение всех платежных операций на едином счете, открытом Федеральному казначейству в Банке России. Таким образом, вместо 84 счетов, открытых территориальным органам Федерального казначейства в платежной системе Банка России, планируется функционирование единого корреспондентского счета, что существенно сократит время распределения доходов с 3 до 1 дня, предоставит возможность управления свободным остатком средств на счете и обеспечит проведение всех платежных операций с использованием единого счета.

Реализация мероприятий указанных этапов реформирования будет проводиться согласно изменениям, происходящим в платежной системе Банка России и отраженным в Концепции развития

платежной системы Банка России. На первом этапе ее реализации предусмотрены централизация обработки платежной информации и объединение всех региональных компонент в единую федеральную. Дальнейшее развитие платежной системы Банка России предполагает консолидацию функциональных возможностей системы банковских электронных срочных платежей и федеральной компоненты в единой централизованной для всей страны системе расчетов Банка России, что позволит завершать все расчеты в течение 1 операционного дня. При этом будут реализованы функциональные сервисы для проведения несрочных платежей с применением многостороннего взаимозачета встречных платежей для всех участников платежной системы Банка России, в том числе и для Федерального казначейства, а также сервисы по управлению ликвидностью.

Переход к корреспондентскому счету обеспечит возможность управления размером необходимого ежедневного сальдо на счете путем мониторинга обязательств Федерального казначейства по совершению операций по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, а также использования избыточной ликвидности для получения дохода в рамках операций размещения средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Управление остатком на корреспондентском счете позволит планировать размер избыточных денежных средств и использовать его для получения дополнительного дохода за счет размещения свободных остатков денежных средств в финансовые инструменты, перечень которых в настоящее время весьма ограничен и требует расширения.

Использование новых инструментов размещения средств будет осуществляться в координации с денежно-кредитной политикой Банка России. Политика размещения свободных средств будет основана на использовании передового мирового опыта.

Избыточная ликвидность в части средств федерального бюджета будет использоваться для предоставления краткосрочных бюджетных кредитов на покрытие временного кассового разрыва бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

В свою очередь применение новых инструментов, таких как краткосрочное кредитование субъектов РФ, сделки РЕПО (от англ. repurchase agreement, repo — сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через

определенный срок по заранее определенной цене), привлечение средств для покрытия временного кассового разрыва, будет способствовать эффективному управлению государственными финансами.

Еще одним из направлений Концепции являются расширение возможностей по оплате налогов, штрафов, государственных услуг и иных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и создание условий для использования новых платежных технологий, что сделает более удобным и доступным для плательщиков процесс осуществления платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, а для бюджетной системы РФ — этот процесс быстрым.

В рамках развития системы бюджетных платежей планируется реализовать мероприятия по повышению доступности осуществления платежей физическими и юридическими лицами в адрес организаций сектора государственного управления в электронном виде, а также мероприятия по упрощению администрирования поступающих платежей организациями сектора государственного управления. Для этого Федеральным казначейством предполагается осуществление функций интер-нет-эквайринга, создание платежных шлюзов на интернет-сайтах организаций сектора государственного управления — клиентов Федерального казначейства, в рамках которых будет реализована возможность осуществления расчетов физических и юридических лиц с организациями сектора государственного управления с помощью современных электронных платежных сервисов, позволяющих плательщику, используя возможности современных устройств, поддерживающих работу в сети Интернет (персональный компьютер, мобильный телефон, иные устройства), осуществлять платежи с использованием разнообразных электронных средств платежа (электронный кошелек, платежные карты, мобильные переводы).

В дальнейшем планируется реализовать механизм по обмену электронными подтверждающими документами (акты выполненных работ, товарные накладные, счета и иные документы) между заказчиками (исполнителями) — организациями сектора государственного управления и поставщиками по государственным (муниципальным) контрактам, договорам и иным гражданско-правовым сделкам, а также интеграцию данного сервиса с «Официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов» (http://zakupki. gov. ru/wps/portal/base/topmain/home). Функционирование сервиса будет обеспечиваться Федераль-

ным казначейством по установленным им правилам и позволит реализовать электронное санкционирование оплаты на основе документов, составленных и подписанных в электронном виде.

Отдельным направлением в Концепции отражена работа, направленная на развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

С 01.01.2013 вступают в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым гражданам и организациям будет предоставлена возможность получить информацию об имеющихся обязательствах перед бюджетом и оперативно их исполнить, а организациям, оказывающим государственные и муниципальные услуги, оказать услугу заявителю без истребования с него документов, подтверждающих оплату. Уже сейчас система пилотируется при участии ряда кредитных организаций, среди которых ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк», АКБ «Банк Москвы», и администраторов доходов, в числе которых ФНС России, Госавтоинспекция МВД России, ФССП России, которые передают в систему сведения о начислениях, а кредитные организации — сведения об оплате.

Таким образом, уже с 01.01.2013 граждане и организации будут иметь возможность:

— получать полную и актуальную информацию о начислениях на порталах государственных услуг, в многофункциональных центрах и через кредитные организации;

— оперативно оплачивать штрафы, сборы, пошлины, платежи за оказание государственных и муниципальных услуг;

— контролировать погашение имеющихся у них начислений, в том числе задолженностей;

— не предоставлять государственным органам документы (квитанции, платежные поручения), подтверждающие факты оплаты платежей за оказание государственных услуг.

Администраторы доходов в свою очередь смогут:

— оперативно получать информацию о произведенных платежах и погашении задолженностей;

— сократить объем невыясненных поступлений в бюджеты РФ;

— сократить затраты на администрирование поступлений.

Основными принципами, заложенными при построении ГИС ГМП, являются:

— возможность получения исчерпывающей информации обо всех неоплаченных начислениях конкретным плательщиком по принципу «одного окна»;

— совершенствование процедуры администрирования доходов бюджетов.

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах представляет собой информационный сервис, который функционирует в рамках «Электронного правительства» в единой системе межведомственного электронного взаимодействия по общеустановленным принципам. Информация между участниками передается только в электронном виде. В ГИС ГМП при проектировании заложен большой потенциал для развития.

Отдельным направлением Концепции является минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления, которая возможна только при полноценном обеспечении альтернативными наличным денежным платежам безналичными способами осуществления расчетов клиентов Федерального казначейства, в том числе с использованием платежных корпоративных карт. Мероприятия реализации данного направления предусматривают:

— получение Федеральным казначейством статуса участника платежных систем (международных Visa, Mastercard, иных платежных систем) с возможностью осуществлять эмиссию и эквайринг платежных карт;

— постепенный отказ от перечисления средств для выплаты наличных денежных средств с использованием банковских счетов, открытых на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям», открытых органам Казначейства России в кредитных организациях.

В рамках предоставления услуг эквайринга Федеральным казначейством будет организован прием организациями сектора государственного управления к оплате платежных карт, в том числе в сети Интернет.

Преследуя в качестве цели обеспечение эффективного управления государственными финансами, реформирование системы бюджетных платежей позволит устранить существующие недостатки и предоставит возможность применения современных банковских технологий при исполнении бюджета. Результатами указанных мероприятий станут повышение оперативности осуществления расчетных операций клиентов Федерального казначейства, увеличение скорости распределения доходов и осуществления выплаты средств, размещение свободных остатков денежных средств не только федерального бюджета, но и средств бюджетов бюджетной системы РФ в целом. Стандартизация процедур, применяемых при исполнении бюджета, также создаст надлежащие условия для использования современных инструментов безналичных расчетов.

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»: Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ.

2. О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ.

3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.