Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ВНЕДРЕНИЮ ДОПОЛНЕННОЙ ВИРТУАЛЬНОСТИ В СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ВНЕДРЕНИЮ ДОПОЛНЕННОЙ ВИРТУАЛЬНОСТИ В СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНЕННАЯ ВИРТУАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАТИКА / СМЕШАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкий Михаил Львович, Заславская Ольга Юрьевна

Технология дополненной виртуальности позволяет влиять на повышение качества обучения за счет активизации эпизодической визуальной памяти учащихся. В статье рассмотрены обоснованные методы применения такой технологии обучения. Результаты исследования внедрения дополненной виртуальности в систему общего образования содержат концептуальные подходы к анализу последствий и ограничений, которые необходимо учитывать руководителям образовательной организации и преподавателям для эффективного применения таких технологий. Выводы статьи могут быть эффективно интегрированы в повседневную педагогическую практику, при наличии соответствующего программного и аппаратного обеспечения. Цель: теоретически обосновать и разработать научные основы использования технологии дополненной виртуальности для повышения эффективности обучения, а также развития содержания и методов общего образования. Задачи: определить концептуальные основания, значимые для реализации фундаментальных подходов внедрения дополненной виртуальности в систему общего образования, последствия и ограничения, которые необходимо учитывать при внедрении таких технологий в образовательной практике. В статье теоретически обоснована возможность проектирования, разработки и применения технологии дополненной виртуальности на примере обучения школьному курсу информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левицкий Михаил Львович, Заславская Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF IMPLEMENTATION OF FUNDAMENTAL APPROACHES TO INTRODUCING ADDED VIRTUALITY INTO THE GENERAL EDUCATION SYSTEM

Augmented virtuality technology allows you to influence the improvement of the quality of education by activating the episodic visual memory of students. The article considers reasonable methods of teaching the use of such learning technology. The results of the study of the introduction of augmented virtuality in the general education system contain conceptual approaches to the analysis of the consequences and limitations that must be taken into account by the leaders of the educational organization and teachers for the effective use of such technologies. The conclusions of the article can be effectively integrated into everyday pedagogical practice, with the appropriate software and hardware. Purpose: to theoretically substantiate and develop the scientific basis for the use of augmented virtuality technology to improve the effectiveness of education, as well as the development of the content and methods of general education. Objectives: to determine the conceptual foundations that are significant for the implementation of fundamental approaches to the introduction of augmented virtuality in the general education system, the consequences and limitations that must be taken into account when introducing such technologies in educational practice. The article theoretically substantiates the possibility of designing, developing and applying augmented virtuality technology by the example of teaching a school computer science course.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ВНЕДРЕНИЮ ДОПОЛНЕННОЙ ВИРТУАЛЬНОСТИ В СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Электронные средства поддержки обучения

Electronic Means of Teaching Support

Научная статья

УДК 004.93

DOI: 10.25688/2072-9014.2022.62.4.01

КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ВНЕДРЕНИЮ ДОПОЛНЕННОЙ ВИРТУАЛЬНОСТИ В СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Михаил Львович Левицкий1, Ольга Юрьевна Заславская2 И

1 Российская академия образования, Москва, Россия, LevitzckyL@mgpu.ru

2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, zaslavskaya@mgpu.ru И, https://orcid.org/0000-0002-6119-8271

Аннотация. Технология дополненной виртуальности позволяет влиять на повышение качества обучения за счет активизации эпизодической визуальной памяти учащихся. В статье рассмотрены обоснованные методы применения такой технологии обучения. Результаты исследования внедрения дополненной виртуальности в систему общего образования содержат концептуальные подходы к анализу последствий и ограничений, которые необходимо учитывать руководителям образовательной организации и преподавателям для эффективного применения таких технологий. Выводы статьи могут быть эффективно интегрированы в повседневную педагогическую практику, при наличии соответствующего программного и аппаратного обеспечения. Цель: теоретически обосновать и разработать научные основы использования технологии дополненной виртуальности для повышения эффективности обучения, а также развития содержания и методов общего

1 Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 19-29-14153 «Фундаментальные основы трансформации содержания и методов общего образования в результате использования учащимися технологии дополненной виртуальности (на примере обучения информатике)».

© Левицкий, М. Л., Заславская, О. Ю., 2022

образования. Задачи: определить концептуальные основания, значимые для реализации фундаментальных подходов внедрения дополненной виртуальности в систему общего образования, последствия и ограничения, которые необходимо учитывать при внедрении таких технологий в образовательной практике. В статье теоретически обоснована возможность проектирования, разработки и применения технологии дополненной виртуальности на примере обучения школьному курсу информатики.

Ключевые слова: дополненная виртуальность; информатика; смешанная реальность; визуализация; информатизация образования; общее образование; теория и методика обучения; цифровизация образования; дополненная реальность.

Original article

UDC 004.93

DOI: 10.25688/2072-9014.2022.62.4.01

THE CONCEPT OF THE IMPLEMENTATION OF FUNDAMENTAL APPROACHES TO THE INTRODUCTION OF AUGMENTED VIRTUALITY IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION

Mikhail L. Levitsky1, Olga Yu. Zaslavskaya2 И

1 Russian Academy of Education, Moscow, Russia, LevitzckyL@mgpu.ru

2 Moscow City University, Moscow, Russia, zaslavskaya@mgpu.ru И, https://orcid.org/0000-0002-6119-8271

Abstract. Augmented virtuality technology allows you to influence the improvement of the quality of education by activating the episodic visual memory of students. The article considers reasonable methods of teaching the use of such learning technology. The results of the study of the introduction of augmented virtuality in the general education system contain conceptual approaches to the analysis of the consequences and limitations that must be taken into account by the leaders of the educational organization and teachers for the effective use of such technologies. The conclusions of the article can be effectively integrated into everyday pedagogical practice, with the appropriate software and hardware. Purpose: to theoretically substantiate and develop the scientific basis for the use of augmented virtuality technology to improve the effectiveness of education, as well as the development of the content and methods of general education. Objectives: to determine the conceptual foundations that are significant for the implementation of fundamental approaches to the introduction of augmented virtuality in the general education system, the consequences and limitations that must be taken into account when introducing such technologies in educational practice. The article theoretically substantiates the possibility of designing, developing and applying augmented virtuality technology by the example of teaching a school computer science course.

Keywords: augmented virtuality; informatics; mixed reality; visualization; informatization of education; general education; theory and methods of teaching; digitalization of education, augmented reality.

Для цитирования: Левицкий, М. Л., Заславская, О. Ю. (2022). Концепция реализации фундаментальных подходов к внедрению дополненной виртуальности в систему общего образования. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», 4(62), 7-21. DOI: 10.25688/2072-9014.2022.62.4.01

For citation: Levitsky, M. L., & Zaslavskaya, O. Yu. (2022). The concept of the implementation of fundamental approaches to the introduction of augmented virtuality in the system of general education. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education, 4(62), 7-21. https://doi.Org/10.25688/2072-9014.2022.62.4.01

Введение

В современном мире наблюдается тенденция активного и повсеместного применения иммерсивных технологий в образовании. По данным отечественных [1-7] и зарубежных2 исследований [8-11], более 70 % учителей используют различные цифровые инструменты и сервисы на своих занятиях каждый день, 13 % — несколько раз в неделю.

Авторы многочисленных публикаций3 [3; 5; 6; 7] делают акцент на положительной динамике изменения количества учителей (около 85 %), отмечающих повышение качества электронных образовательных ресурсов и большие возможности цифровых средств в поиске путей их интеграции в образовательный процесс. Технологии дополненной реальности (далее — AR), виртуальной реальности (далее — VR), дополненной виртуальности (далее — AV) — им-мерсивные технологии, которые обеспечивают возможность познакомиться с цифровым контентом как в физическом, так и в виртуальном пространстве, — допускают наличие значительного потенциала для развития инновационных технологий в сфере образования.

Возможности использования в образовательном процессе технологий AR и VR демонстрируют впечатляющую динамику4, особенно в ситуации вынужденного перехода на удаленное и дистанционное обучение в условиях пандемии. Спецификой этих технологий является новый подход к визуализации информации, который открывает ранее недоступные возможности проецирования виртуальных объектов в реальный мир или обеспечения визуальной трансляции объектов реального мира в виртуальную среду в контексте решения образовательных задач. Сочетая в себе визуальный, аудиальный и кинестетический подход к обучению, иммерсивные технологии позволяют

2 МельникI., Задерей Н., Нефьодова Г. (2018). Доповнена та Вiртуальна Реальшсть як Ресурс НавчальноiДiяльностiСтудентiв//ITCM-2018.URL:http://itcm.comp-sc.if.ua/2018/melnuk.pdf (дата обращения: 20.05.2022); Mystakidis S, Fragkaki M., & Filippousis G. (2021). Ready Teacher One: Virtual and Augmented Reality Online Professional Development for K-12 School Teachers. Computers, 10(10), 134. https://doi.org/10.3390/computers10100134

3 Мельник I., Задерей Н., Нефьодова Г. Указ. соч.

4 Каменов К. (2017, 15 августа). Иммерсивный опыт — 4-я волна в технологиях: обучение основам (на англ. яз.) // Accenture. URL: https://www.accenture.com/gb-en/blogs/blogs-immersive-experience-wave-learning-ropes (дата обращения: 20.05.2022).

предоставить учащимся большую достоверность и способность динамично контролировать изменения объекта изучения.

Технология AV является многообещающим дополнением к предоставлению участникам педагогического процесса доступа к образовательному пространству и контенту за счет их иммерсивного характера. Такие технологии (AR, "У^ АУ) могут повлиять на эффективность и качество обучения за счет:

1) активации динамической памяти учащихся, предлагая индивидуальные подходы к обучению;

2) способности обмениваться информацией новыми и увлекательными способами, понять абстрактные понятия;

3) получения виртуального опыта с низким уровнем риска по конкретным учебным предметам, снижая барьеры физического пространства: барьеры, связанные со сложностью, расстоянием, ценой и т. п.;

4) предоставления специфических (особых) инструментов для учащихся с ограниченными возможностями обучения, улучшая сотрудничество и практическое обучение и др.

Теоретические работы, выполненные в ходе первого и второго этапов реализации проекта РФФИ «Фундаментальные основы трансформации содержания и методов общего образования в результате использования учащимися технологии дополненной виртуальности (на примере обучения информатике)» (далее — Проект) в отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, наглядно продемонстрировали, что иммерсивные технологии, которые недавно практически не использовались и были только экспериментальными, за короткий промежуток времени превратились в многомиллионный рынок с быстрорастущим спросом: виртуальные экскурсии, научные эксперименты, различные симуля-торы.

Развитие технологий производства, расширение их возможностей, разработка и доступ к иммерсивному контенту, совмещение с мобильными устройствами — все это, с одной стороны, снижает стоимость их применения, с другой — повышает качество применения в образовательном процессе.

На следующем этапе исследования в рамках Проекта исследуются текущее состояние и потенциальные возможности дополненной виртуальности в образовании, а также рассматриваются практические решения по конкретным предметам и уровням обучения:

- исследования передовой педагогической практики по снижению степени влияния на здоровье и безопасность учащихся, предоставление рекомендаций по их применению в соответствии с возрастом и психолого-педагогическим воздействием;

- рассмотрение ресурсов и методических возможностей, оказывающих влияние на формирование и развитие знаний и навыков как действующих, так и будущих педагогов, необходимых для успешного внедрения этих технологий

в образовательный процесс, вопросы интеграции с традиционными образовательными технологиями обучения;

- оценка эффективности представляемого и разрабатываемого иммерсив-ного контента с позиции актуальности, безопасности, соответствия возрастной специфике и другим особенностям участников образовательного процесса.

Методы исследования

Цель: теоретически обосновать и разработать научные основы использования технологии дополненной виртуальности для повышения эффективности обучения, а также развития содержания и методов общего образования на примере курса информатики (дополненная виртуальность — объект и средство обучения).

Задачи проекта:

1. Разработать модель подходов к трансформации содержания и методов обучения в системе общего образования, основанных на использовании дополненной виртуальности;

2. Определить основные подходы к обучению с использованием технологии дополненной виртуальности, разработав методические рекомендации для учителей.

Методы и методики исследования. Общенаучные методы теоретического исследования, обзор научной, научно-педагогической и методической литературы в области информатизации образования; анализ содержания и методов обучения общего образования в результате использования учащимися технологии дополненной виртуальности (на примере обучения информатике); формализация полученных в результате анализа данных в виде модели использования технологии дополненной виртуальности в обучении; моделирование системы обучения с учетом использования технологии дополненной виртуальности, классификация основных подходов к обучению с использованием технологии дополненной виртуальности; обобщение полученных результатов в рамках методических рекомендаций.

Методы исследования: изучение и анализ педагогического опыта использования средств цифровизации образования; беседы с учителями и школьниками о применении технологии дополненной виртуальности в учебном процессе; анкетирование учителей, применяющих технологию дополненной виртуальности в учебном процессе; тестирование школьников.

Результаты исследования

Вопросы внедрения УБ, AR, АУ и смешанной реальности (далее — МБ.) в систему образования напрямую связаны с достижениями четвертой промышленной революции, инновационными процессами в системе образования, а также наличием существенных ограничений в период пандемии СОУТО-19 [12].

Проведенный анализ зарубежных и отечественных научных и научно-педагогических публикаций [13] выявил существенное влияние данных технологий как на повседневную жизнь, социальные и личные коммуникации, взаимодействие с техническими устройствами, так и на систему образования в целом.

Технологии УК, АЯ, АУ и МЯ, по мнению многих ученых [14; 15], могут быть объединены в отдельный технологический термин «кросс-реальность» (ХЯ). Этот подход показывает, что информация, которая представлена и хранится в цифровой электронной среде, может быть передана, принята и обработана с применением этих технологий.

Технология АУ подразумевает проектирование и наличие такой виртуальной среды, в которой будут присутствовать объекты из реальной, физической, материальной среды, доступные для изучения [16]. Доступ к такой виртуальной среде возможен с применением не только стандартных устройств (компьютерных и/или мобильных гаджетов), но и специально разработанных устройств (головных дисплеев или гарнитур).

Проектирование и применение среды дополненной виртуальности создает концептуальное основание новой цифровой среды для взаимодействия с объектами реального мира в виртуальном пространстве на основе интуитивно понятного интерфейса.

В настоящее время школьный курс обучения информатике направлен на овладение учащимися фундаментальными основами информатики, формирование у них информационной культуры5 и основан на шести содержательно-методических линиях (рис. 1), каждая из которых реализуется различными темами и разделами курса в рамках общего образования.

5 Техэксперт (2004, 1 января). Национальный стандарт Российской Федерации от 1 января 2004 г. «Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации». URL: https://docs.cntd.rU/document/1200032010#7D20K3 (дата обращения: 20.05.2022); Техэксперт (2011, 1 января). Национальный стандарт Российской Федерации от 1 января 2011 г. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 20.05.2022); Техэксперт (2015a, 1 января). Национальный стандарт Российской Федерации от 1 января 2015 г. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики». URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200108264 (дата обращения: 20.05.2022); Техэксперт (2015b, 1 января). Национальный стандарт Российской Федерации от 1 января 2015 г. «Информационная технология. Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 1. Основы и эталонная модель». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108266#7D20K3 (дата обращения: 20.05.2022); Техэксперт (2008, 1 июня). Национальный стандарт Российской Федерации от 1 июня 2008 г. «Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDTs). Часть 1. Общие сведения». URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200066538#7D20K3 (дата обращения: 20.05.2022); Техэксперт (2018, 1 сентября). Национальный стандарт Российской Федерации от 1 сентября 2018 г. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Эксперимент виртуальный. Общие положения». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200156823 (дата обращения: 20.05.2022).

Электронные средства поддержки обучения

13

1. Информация и информационные процессы

2. Представление информации

а

Исполнитель

4. Формализация и моделирование

5. Алгоритмизация и программирование

технологии

6. Информационные

Рис. 1. Содержательно-методические линии курса информатики

В рамках данного исследования, на основе анализа возможностей и особенностей применения иммерсивных технологий, целесообразно рассмотреть разделы, содержание которых может быть наиболее подвержено изменению под влиянием развития иммерсивных технологий, например содержательно-методическую линию «Информационные технологии».

На основе анализа научных работ С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, О. Ю. Заславской, А. А. Кузнецова, И. В. Левченко, посвященных формированию содержания школьного курса информатики, были рассмотрены требования к результатам обучения содержательно-методической линии «Информационные технологии» на базовом уровне (см. рис. 2).

При внедрении в содержание обучения дополненной виртуальности необходимо предусмотреть темы и разделы в школьном курсе информатики (на примере содержательно-методической линии «Информационные технологии»). Такое дополнение представлено на рисунке 3.

Дополнение содержательно-методической линии «Информационные технологии» школьного курса информатики темами и разделами, связанными с изучением различных аспектов иммерсивных технологий, потребует изменения целей обучения информатике в сторону их расширения, дополнения содержания обучения, корректировки планируемых результатов обучения, образовательных задач.

На основе анализа традиционных требований к результатам обучения содержательно-методической линии «Информационные технологии» в рамках данного исследования были подготовлены дополнительные требования к результатам обучения в контексте наполнения школьного курса информатики новыми темами и разделами, посвященными изучению иммерсивных технологий (см. рис. 2).

Еще одна цель включает в себя горизонтальную и вертикальную интеграцию образования. Горизонтальная интеграция подразумевает поступательное развитие человека на протяжении каждого этапа жизни. Ее средствами служат социальные сети, средства массовой информации, общественные организации, культурные и религиозные и объединения и т. д. Вертикальная интеграция —

Требования к результатам обучения содержательно-методической линии «Информационные технологии» на базовом уровне

т

т

Знать/понимать: виды информационных технологий и их назначение

Метапредметные результаты обучения

содержательно-методической линии «Информационные технологии» школьного курса информатики

Уметь организовывать свою деятельность по решению поставленной задачи в процессе обучения различным предметам с использованием информационных технологий; работать с разными источниками информации; адекватно выбирать необходимые информационные

технологии, соответствующие решению задачи

Уметь приводить примеры использования различных информационных технологий; использовать различные информационные технологии для решения задач

Личностные результаты обучения содержательно-методической линии «Информационные технологии» школьного курса информатики

Качества личности школьника позволяющие освоить, в соответствии с возрастными особенностями, использование информационных технологий, адекватное поставленной задаче; отразить уровень освоения информационных технологий и информационной культуры,

соответствующий возрастным возможностям школьника; формировать способность анализировать конкретные ситуации и выбирать адекватные им информационные технологии

Интегрированный результат обучения

содержательно-методической линии «Информационные технологии» школьного курса информатики

Принимать решение о выборе соответствующей информационной технологии, необходимой для успешного обучения, решения интеллектуально-

творческих задач и приобретения новых знаний; владеть информационной технологией и приемами деятельности адекватными поставленной задаче и в соответствии со своим индивидуальным стилем деятельности

Рис. 2. Требования к результатам обучения на базовом уровне (раздел «Информационные технологии»)

Общая цель обучения иммерсивным технологиям в курсе информатики основной школы: подготовка учащихся к жизни и работе в информационном обществе путем овладения средствами иммерсивных технологий и самой технологией, подходами к их созданию, содержательному наполнению и использованию в решении различных задач

Знать/ понимать - сущность, определения, особенности и различия иммерсивных технологий (виртуальная, дополненная, смешанная, перекрестная реальности) - виды и состав устройств, средств иммерсивных технологий - применение иммерсивных технологий в науке, искусстве, образовании и т. д., перспективы развития иммерсивных технологий, их возможности и ограничения, в том числе при решении различных задач - историю появления и развития иммерсивных технологий - виды информационных объектов и процессов, которые могут являться наполнением для систем виртуальной, дополненной, смешанной, перекрестной реальности, основные подходы и средства для создания простейшего содержательного наполнения для таких систем.

Уметь — различать виртуальную, дополненную, смешанную, перекрестную реальности — приводить примеры использования виртуальной, дополненной, смешанной, перекрестной реальности в разных областях, в том числе в науке, образовании, искусстве — создавать простейшие информационные объекты модели и маркеры для содержательного наполнения средств иммерсивных технологий — осуществлять выбор средств иммерсивной технологии для решения разных задач — используя системы виртуальной, дополненной, смешанной, перекрестной реальности, демонстрировать виртуальные объекты в реальном окружении

Планируемые результаты обучения

Предметные уметь определять области эффективного использования иммерсивных технологий, рационально и эффективно использовать их для решения различных задач

Личностные уметь взаимодействовать с дополнительной информацией при решении личных бытовых и профессиональных задач

Мстапредметные уметь применять элементы иммерсивных технологий и средства таких технологий в процессе обучения информатике и другим учебным дисциплин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательные задачи

Обучения дать представление учащимся об иммерсивных технологиях, ее средствах, особенностях и областях эффективного применения иммерсивных технологий

Развития развить информационную культуру учащихся

Воспитания способствовать формированию творческой активности обучающихся; повысить познавательный интерес к учебной дисциплине; развить навыки и способности критического мышления (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез -правил решения задач, умений анализировать способы решения задач), развить не только логическое, по и образное мышление, фантазии школьников и их способЕюсть рассуждать

Рис. 3. Темы и разделы содержания школьного курса информатики, дополняющие процесс обучения в условиях применения дополненной виртуальности

это процесс обучения, проходящий на разных уровнях и ступенях образования: дошкольное, школьное, вузовское и т. д.

На основе проведенного анализа трансформации содержания и методов образования в условиях цифровизации спроектируем обобщенную структуру технологии дополненной виртуальности (рис. 4).

Рис. 4. Обобщенная структура технологии дополненной виртуальности

Одним из концептуальных подходов к внедрению в педагогическую практику обучения, построенном на основе применения технологии дополненной виртуальности, является специальным образом сформированная компетентность учителя, которая включает в себя, помимо общих педагогических и дидактических знаний, методической компетентности в рамках преподаваемого учебного предмета:

- определенные знания коммуникативных приемов обучения;

- умение участвовать в работе различных сетевых профессиональных сообществ;

- понимание принципов аппаратного и программного взаимодействия специфических устройств, используемых в ходе применения иммерсивных технологий.

Это подтверждают данные, полученные в ходе исследования [17].

Рассмотренные методы обучения, реализованные с применением технологии дополненной виртуальности, строятся на следующих основных концептуальных подходах [8; 16].

1. Традиционные:

- обучение от простого к сложному;

- от пассивного к активному обучению;

- обучение, ориентированное на ученика.

2. Специфические:

- ведущей роли визуализации;

- активизации мотивационной сферы;

- активизации сферы сотрудничества;

- формирования личного практического опыта;

- погружения в предмет и объект изучения.

Применение в образовательной практике технологии дополненной виртуальности позволяет воздействовать на эмоциональное состояние обучающихся за счет влияния на развитие таких качеств, как интерес, внимание, любознательность, инициатива, мотивация, творчество и пр.

В ходе настоящего исследования и на основании изучения зарубежного и отечественного педагогического опыта [2; 6-8; 11] отмечались повышение успеваемости и эффективность реализации современных педагогических технологий обучения, таких как проблемное обучение, в области изучения не только дисциплин информатики и информационных технологий, но и других дисциплин инженерного и технического цикла.

Дискуссионные вопросы

Однако полученные результаты и проведенный анализ [18-20] становятся основанием и для дискуссионных вопросов, открывают направления для продолжения исследований в области психологии применения иммерсивных технологий, возможности их применения и влияния на развитие личностных качеств.

Все эти вопросы непосредственно связаны с новыми технологиями профессиональной подготовки будущих педагогов, изменения форматов группового обучения, самообучения, исследований. Исходя из этого, требуется переосмысление системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с опорой на персонализированные запросы педагогов, применения новых форм такого обучения не только в режиме офлайн, но и в формате массовых открытых онлайн-курсов.

Результаты исследования показали, что подобных курсов профессионального развития все еще недостаточно, однако такое направление подготовки востребовано, актуально и позволяет использовать иммерсивные технологии для повышения интереса учащихся к обучению, их вовлеченности в образовательный процесс, улучшения результатов обучения.

Заключение

Внедрение иммерсивных технологий, в том числе и технологии дополненной виртуальности, не является образовательной панацеей. Устойчивая

эффективность применения подобных технологий и средств еще требует подтверждения, доказательства и проведения многостороннего и многофакторного исследования. Однако их применение для достижения конкретных педагогических целей, решения специфических задач и формирования определенных видов деятельности может обеспечить ощутимые преимущества обучения, получение запоминающихся впечатлений, современной визуализации, совместного присутствия и вовлеченности.

Список источников

1. Гриншкун, А. В. (2014). Возможности использования технологий дополненной реальности при обучении информатике школьников. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», 3(29), 87-93.

2. Заславская, О. Ю. (2020). Анализ подходов к трансформации образования в условиях развития иммерсивных и других цифровых технологий. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», 3(53), 16-20.

3. Заславская, О. Ю. (2016). Интерактивные технологии обучения. Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения. Сборник статей Восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (с. 67-71). Москва: МПГУ.

4. Заславская, О. Ю. (2020). Как меняется обучение: трансформация образования в условиях развития цифровых технологий. Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Международной научной конференции (с. 426-430). Красноярск: СФУ.

5. Заславская, О. Ю. (2020). Трансформация образования в условиях развития цифровых технологий. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации. Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции (с. 70-74). Москва: Международная академия наук педагогического образования.

6. Левицкий, М. Л. (2019). Качество образования в эпоху глобальных информационных трансформаций. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 10(143), 4-9.

7. Левицкий, М. Л., Гриншкун, А. В. (2020). Иммерсивные технологии: способы дополнения виртуальности и возможности их использования в образовании. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», 3(53), 21-25.

8. Sáez-López, J. M., Cózar-Gutierrez, R., González-Calero, J. A., Gomez Carrasco, C. J. (2020). Augmented Reality in Higher Education: An Evaluation Program in Initial Teacher Training. Educ. Sci, 10(26).

9. Collins, J., Regenbrecht, H., Langlotz, T. (2017). Visual coherence in mixed reality: A systematic enquiry. Presence Teleoperators and Virtual Environments, 26(1), 16-41.

10. Frein, L., Ott, M. (2015). A literature review on immersive virtual reality in education: state of the art and perspectives. Institute for Educational Technology, CNR, Genova, Italy. 125 p.

11. Falloon, G. (2020). From digital literacy to digital competence: The teacher digital competency (TDC) framework. Educ. Technol. Res. dev., 68, 2449-2472.

12. Boltz, L. O., Yadav, A., Dillman, B., Robertson, C. (2021). Transitioning to remote learning: Lessons from supporting K-12 teachers through a MOOC. Br. J. Educ. Technol., 52, 1377-1393.

13. Mystakidis, S. (2021). Motivation Enhancement Methods for Community Building in Extended Reality. In Fisher, J. A. (Ed.). Augmented and Mixed Reality for Communities (pp. 265-282). CRC Press: Boca Raton, FL, USA.

14. Ziker, C., Truman, B., Dodds, H. (2021). Cross Reality (XR): Challenges and Opportunities Across the Spectrum. In Innovative Learning Environments in STEM Higher Education: Opportunities, Challenges, and Looking Forward (pp. 55-77). Springer International Publishing: Cham, Swizerland.

15. Alizadehsalehi, S., Hadavi, A., Huang, J. C. (2020). From BIM to extended reality in the AEC industry. Autom. Constr, 116, 103254.

16. Minocha, S., Tudor, A., Tillings, S. (2017). Affordances of mobile virtual reality and their role in learning and teaching. 31st British Human Computer Interaction Conference, University of Sunderland's St. Peter's Campus, UK, 2(18), 79-84.

17. Maaranen, K., Kynaslahti, H., Byman, R., Sintonen, S., Jyrhama, R. (2020). Do you mean besides researching and studying? Finnish teacher educators' views on their professional development. Prof. Dev. Educ., 46, 35-48.

18. Van der Klink, M., Kools, Q., Avissar, G., White, S., Sakata, T. (2017). Professional development of teacher educators: What do they do? Findings from an explorative international study. Prof. Dev. Educ., 43, 163-178.

19. Jyrhama, R., Kynaslahti, H., Krokfors, L., Byman, R., Maranen, K., Toom, A., Kansanen, P. (2008). The appreciation and realization of research-based teacher education: Finnish students' experiences of teacher education. Eur. J. Teach. Educ., 31, 1-16.

20. Mystakidis, S., Berki, E. (2014). Participative Design of qMOOCs with Deep Learning and 3d Virtual Immersive Environments: The case of MOOCAGora. In Proceedings of the Can MOOCs Save Europe's Unemployed Youth? Workshop, ECTEL 2014 Conference, Graz, Austria (p. 345).

References

1. Grinshkun, A. V. (2014). The possibilities of using augmented reality technologies in teaching computer science to schoolchildren. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education, 3(29), 87-93. (In Russ.).

2. Zaslavskaya, O. Yu. (2020). Analysis of approaches to the transformation of education in the context of the development of immersive and other digital technologies. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education, 3(53), 16-20. (In Russ.).

3. Zaslavskaya, O. Yu. (2016). Interactive learning technologies. Prospects for the development of domestic education: priorities and solutions. Collection of articles of the eighth All-Russian Shamov pedagogical readings of the scientific school of Management of educational systems (pp. 67-71). (In Russ.).

4. Zaslavskaya, O. Yu. (2020). How learning is changing: the transformation of education in the context of the development of digital technologies. Informatization of education and e-learning methodology: digital technologies in education. Proceedings of the IV International Scientific Conference (pp. 426-430). Krasnoyarsk: SFU. (In Russ.).

5. Zaslavskaya, O. Yu. (2020). Transformation of education in the conditions of development of digital technologies. Horizons and risks of education development in the context of systemic changes and digitalization. Collection of scientific papers of the XII International Scientific and Practical Conference (pp. 70-74). Moscow: International Academy of Sciences of Pedagogical Education. (In Russ.).

6. Levitsky, M. L. (2019). The quality of education in the era of global information transformations. Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, 70(143), 4-9. (In Russ.).

7. Levitsky, M. L., Grinshkun, A. V. (2020). Immersive technologies: ways to complement virtuality and the possibility of their use in education. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education, 3(53), 21-25. (In Russ.).

8. Sáez-López, J. M., Cózar-Gutierrez, R., González-Calero, J. A., & Gomez Carrasco, C. J. (2020). Augmented Reality in Higher Education: An Evaluation Program in Initial Teacher Training. Educ. Sci, 70(26). (In English).

9. Collins, J., Regenbrecht, H., & Langlotz, T. (2017). Visual coherence in mixed reality: A systematic enquiry. Presence Teleoperators and Virtual Environments, 26(1), 16-41. (In English).

10. Frein, L., & Ott, M. (2015). A literature review on immersive virtual reality in education: state of the art and perspectives. Institute for Educational Technology, CNR, Genova, Italy. 125 p. (In English).

11. Falloon, G. (2020). From digital literacy to digital competence: The teacher digital competency (TDC) framework. Educ. Technol. Res. dev., 68, 2449-2472. (In English).

12. Boltz, L. O., Yadav, A., Dillman, B., & Robertson, C. (2021). Transitioning to remote learning: Lessons from supporting K-12 teachers through a MOOC. Br. J. Educ. Technol., 52, 1377-1393. (In English).

13. Mystakidis, S. (2021). Motivation Enhancement Methods for Community Building in Extended Reality. In Fisher, J. A. (Ed.). Augmented and Mixed Reality for Communities (pp. 265-282). CRC Press: Boca Raton, FL, USA. (In English).

14. Ziker, C., Truman, B., & Dodds, H. (2021). Cross Reality (XR): Challenges and Opportunities Across the Spectrum. In Innovative Learning Environments in STEM Higher Education: Opportunities, Challenges, and Looking Forward (pp. 55-77). Springer International Publishing: Cham, Swizerland. (In English).

15. Alizadehsalehi, S., Hadavi, A., & Huang, J. C. (2020). From BIM to extended reality in the AEC industry. Autom. Constr, 116, 103254. (In English).

16. Minocha, S., Tudor, A., & Tillings, S. (2017). Affordances of mobile virtual reality and their role in learning and teaching. 31st British Human Computer Interaction Conference, University of Sunderland's St. Peter's Campus, UK, 2(18), 79-84. (In English).

17. Maaranen, K., Kynaslahti, H., Byman, R., Sintonen, S., Jyrhama, R. (2020). Do you mean besides researching and studying? Finnish teacher educators' views on their professional development. Prof. Dev. Educ., 46, 35-48. (In English).

18. Van der Klink, M., Kools, Q., Avissar, G., White, S., Sakata, T. (2017). Professional development of teacher educators: What do they do? Findings from an explorative international study. Prof. Dev. Educ., 43, 163-178. (In English).

19. Jyrhama, R., Kynaslahti, H., Krokfors, L., Byman, R., Maranen, K., Toom, A., Kansanen, P. (2008). The appreciation and realization of research-based teacher education: Finnish students' experiences of teacher education. Eur. J. Teach. Educ., 31, 1-16. (In English).

20. Mystakidis, S., Berki, E. (2014). Participative Design of qMOOCs with Deep Learning and 3d Virtual Immersive Environments: The case of MOOCAGora. In Proceedings of the Can MOOCs Save Europe's Unemployed Youth? Workshop, ECTEL 2014 Conference, Graz, Austria (p. 345). (In English).

Статья поступила в редакцию: 15.06.2022; The article was submitted: 15.06.2022;

одобрена после рецензирования: 04.08.2022; approved after reviewing: 04.08.2022; принята к публикации: 02.09.2022. accepted for publication: 02.09.2022.

Информация об авторах:

Михаил Львович Левицкий — доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, Москва, Россия,

oped-rao2017@mail.ru

Ольга Юрьевна Заславская — доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента информатизации образования, Институт цифрового образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, zaslavskaya@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6119-8271

Information about authors:

Mikhail L. Levitsky — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of RAO, Academician-Secretary of the Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of RAO, Moscow, Russia,

oped-rao2017@mail.ru

Olga Yu. Zaslavskaya — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Informatization of Education, Institute of Digital Education, Moscow City University, Moscow, Russia,

zaslavskaya@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6119-8271

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.