Научная статья на тему 'Концепция развивающего иноязычного образования в начальной школе: цели и содержание'

Концепция развивающего иноязычного образования в начальной школе: цели и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1457
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / AXIOLOGICAL / МОТИВАЦИОННОКОГНИТИВНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / MOTIVATIONALCOGNITIVE AND SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE PRIMARY EDUCATION / AIMS AND CONTENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко З. Н.

В статье обосновывается теория развивающего иноязычного образования в начальной школе. Предлагается трактовка целей и содержания иноязычного образования в контексте нравственного и когнитивного развития младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the theory of foreign language education at primary school. The author presents her own interpretation of the aims and contents of foreign language education in the framework of young pupils moral and cognitive development

Текст научной работы на тему «Концепция развивающего иноязычного образования в начальной школе: цели и содержание»

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ

З. Н. Никитенко

Аннотация. В статье обосновывается теория развивающего иноязычного образования в начальной школе. Предлагается трактовка целей и содержания иноязычного образования в контексте нравственного и когнитивного развития младших школьников.

Ключевые слова: начальная школа, иноязычное образование, аксиологический, мотивационно- когнитивный и социально-культурный аспекты иноязычного образования в начальной школе.

Summary. The article substantiates the theory of foreign language education at primary school. The author presents her own interpretation of the aims and contents of foreign language education in the framework of young pupils' moral and cognitive development.

Keywords: Foreign Language Primary Education, aims and contents, axiological, motivational-cognitive and socio-cultural aspects of Foreign Language Education.

В философии науки общепринятым является положение о том, что в каждой научной концепции, так же, как и в каждой науке, есть два уровня: теоретический и эмпирический, которые являются взаимозависимыми. Методическая теория - это то, как мы мыслим, а технология - это то, как мы делаем. Данная статья отражает основные положения целевого и содержательного уровней концепции развивающего иноязычного образования, приоритетом которой является личность младшего школьника, его нравственность и интеллект, проявляющиеся не в наборе компетенций, а в становлении его способности вести гуманистически обусловленный диалог культур.

Категория цели является центральной методической категорией,

детерминирующей содержание и способы овладения этим содержанием.

Вопрос «с какой целью должен изучаться предмет "Иностранный Язык" в начальной школе?» является в настоящее время одним из самых актуальных. Наиболее разработанным в методической науке являются понятия «цели обучения иностранному языку (ИЯ)» в школе (А. А. Миролю-бов, Г В. Рогова, И. Н. Верещагина, И. Л. Бим, Р. П. Мильруд, А. В. Щепи-лова и др.) и «цели изучения ИЯ» в школе (Н. Д. Гальскова). Понятие «цели иноязычного образования» является сравнительно новым понятием, которое введено в терминосисте-му методики Е. И. Пассовом и интенсивно разрабатывается основанной им Липецкой методической школой

49

50

(Е. И. Пасов, 2010). Вместе с тем это понятие не является до конца разработанным, а применительно к условиям начальной школы попытки исследовать цели иноязычного образования не предпринимались вовсе.

Цель, с точки зрения науки философии, характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. В психологической науке цель понимается «как образ (представление) результатов, на достижение которых направлены деятельность, действие, поведение» и подчеркивается регулятивная функция цели [1, с. 729].

Слово «образ» является ключевым для исследования проблемы целей развивающего иноязычного образования (РИО), поскольку представление результатов, на достижение которых направлена деятельность, связано с образом личности младшего школьника и его готовности к освоению иноязычного образования в средней школе [2, с. 289]. Перефразируя определение цели, данного в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой («предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить), сделаем попытку охарактеризовать цель РИО как предмет стремления, как то, что нужно и желательно осуществить в российской начальной школе XXI века.

2009 год открыл новый этап в становлении теории начального иноязычного образования, который связан с выходом в свет государственного стандарта общего начального образования нового поколения [3]. В нем зафиксированы новые приоритеты и цели начальной школы XXI века, которые должны найти отражение в системе начального иноязычного образования.

Вместе с тем анализ новой программы по иностранным языкам для начальной школы [4] свидетельствует о том, в данном документе речь идет не об образовании, а об обучении и в качестве цели, которая носит название интегративной, выдвигается «формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме». Эта цель носит прагматический характер, и она является действительно достаточной в качестве цели обучения языку. Но следует признать, что достижение только данной цели является недостаточным для реализации учебным предметом «Иностранный язык» приоритетов начальной школы XXI века, обозначенных нами при исследовании функций иноязычного образования в начальной школе [2, с. 90-120).

Кроме того, как известно, набор компетенций, составляющих коммуникативную компетенцию, велик (более 30), и нет четкого критерия их выделения, как нет и системообразующего фактора или принципа, а, следовательно, нет и логики. Более того, среди всех компетенций ни одна не может обеспечить духовно-нравственное развитие младшего школьника - выдвигая формирование коммуникативной компетенции в качестве цели, мы отказываемся от цели развития личности и лишаемся того, что свойственно образованию как социальному феномену - способу духовного воспитания молодого поколения.

У начальной школы и начального иноязычного образования другие задачи: формирование нравственных ценностей, основных компонентов учебной деятельности и развитие комплекса способностей, обеспечивающих об-

ф

щение и взаимодействие с представителями других культур на ИЯ.

Развивающее иноязычное образование меняет вектор образовательной цели в начальной школе, в качестве которой выступают не знания, навыки и умения (коммуникативная компетенция в области ИЯ), а развитие и саморазвитие личности ученика, овладевающего иностранным языком. Следует подчеркнуть, что при этом значимость знаний, навыков и умений вовсе не умаляется - более того, они являются важным и необходимым средством достижения образовательной цели.

Целям и задачам общего начального образования в наибольшей степени соответствует культуросообразная парадигма, получившая свое полное обоснование в философии образования (В. С. Библер, В. П. Зинченко, Н. Н. Па-хомов, В. М. Розин, Н. С. Розов и др.). Применительно к иноязычному образованию культуросообразная парадигма была развита в концепции диалога культур [5-7], в соответствии с которой стратегической целью иноязычного образования является человек духовный; язык познается через культуру, а культура познается через язык. Культура - это система духовных ценностей, которую каждый человек осваивает и присваивает в деятельности. Следовательно, любое образование должно преследовать цель развития личности как субъекта культуры.

Развивая идею культуросообразно-сти применительно к начальному иноязычному образованию, а также ориентируясь на государственные потребности, реализованные в новом ФГОС для начальной ступени общего образования, мы полагаем, что в формулировке цели должны найти отражение и идеальный образ личности младшего школьника

как высшей ценности, и специфика задач начальной школы, и специфика начального иноязычного образования.

В качестве стратегической цели начального иноязычного образования в данной работе выдвигается духовно-нравственное и интеллектуальное РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ младшего школьника, способного к межкультурному общению на иностранном языке.

Комплекс способностей, включенных в цель РИО и составляющих фундамент способности успешного межкультурного иноязычного общения, содержит:

- духовную способность, то есть способность к добродетельным поступкам на основе духовно-нравственной ориентации в окружающем поликультурном и многоязычном мире;

- иноязычную речевую способность, то есть способность к иноязычной речевой деятельности как новому способу общения;

- способность к общению на новом языке;

- учебно-познавательную способность, то есть способность к учебной деятельности по овладению иностранным языком.

Среди этих способностей мы выделяем две ведущие, интегративные способности, определяющую специфику начального иноязычного образования: речевую способность к иноязычной речевой деятельности и способность к учебной деятельности - умение и желание учиться.

Эти способности (наряду со способностью к духовно-нравственной ориентации) постулируются нами как основа для развития младших школьников и формирования их способности к межкультурному иноязычному общению в начальной школе.

51

52

Рис. Стратегическая цель начального развивающего иноязычного образования и вектор ее реализации в начальной школе

В процессе реализации данной цели происходит становление ученика и как субъекта учебной деятельности, и как субъекта своей культуры, способного и готового достойно представлять в межкультурном общении со сверстниками-носителями языка и свою культуру, и свои духовно-нравственные ценности.

Цель РИО в начальной школе, наглядно представленная на вышеприведенном рисунке, формулируется в категории способностей и конкретизируется через способности,

которые позволят ученику учиться ИЯ как феномену культуры на протяжении всей жизни.

Духовность младшего школьника, являясь определяющей для развития его личности, понимается нами не как абстракция (и это тоже показано на рис.) - духовность объективируется в иноязычной речевой деятельности, которой ученик овладевает на основе учебной деятельности посредством общения. Более того, в зависимости от уровня духовности зависит уровень продукции. Древнегреческий фило-

соф Платон еще две с половиной тысячи лет назад высказал мысль, которая более чем актуальна и сейчас: «Зачем в государстве законы, если у народа нет нравственности».

Завершая рассуждения можно заключить, что выдвинутая стратегическая цель носит для ученика триединый характер и включает:

• духовно-нравственное развитие и саморазвитие ученика - обретение нравственных качеств и ценностей (развитие способности к духовно-нравственной ориентации и к добродетельным поступкам);

• интеллектуальное развитие и саморазвитие в процессе овладения ИЯ как средством межкультурного общения (развитие иноязычной речевой способности, когнитивных способностей, развитие мотивации (учебно-познавательной и социальной) и познавательного интереса к изучению нового языка);

• коммуникативное развитие (развитие способности к иноязычному общению) и саморазвитие на основе учебной деятельности, в процессе которой ученик познает как язык, так и культуру сверстников-носителей языка (развитие учебно-познавательной способности), у него расширяется кругозор и развиваются представления о многоязычной и поликультурной картине мира.

Поставленные цели определяют общую стратегию овладения детьми ИЯ как средством межкультурного общения и получают свою конкретизацию в рамках двух этапов раннего школьного образования по иностранному языку (табл. 1), реализующих онтогенетиче-ски-деятельностную модель сопряженного становления иноязычной речевой деятельности и учебной деятельности младшего школьника.

Таблица 1

Этапы РИО в начальной школе

Этапы РИО Классы

Первый этап пропедевтический 1-2 (модель I—IV)

2 (модель 1НУ)

Второй этап основной 3—4 (модель I—IV)

3—4 (модель 1НУ)

Значимость онтогенетически-дея-тельностной модели в том, что ее реализация в начальном иноязычном образовании обеспечивает естественное, понятное младшему школьнику и, что не менее важно, посильное «вхождение» в новое языковое и культурное пространство, помогает ему быть успешным и заинтересованным в овладении иноязычной речью, поскольку включает, как было обосновано, пропедевтический этап развития у младшего школьника чувственного восприятия нового языка в процессе устного иноязычного общения и комплекса способностей, необходимых для дальнейшего успешного овладения иноязычной речевой деятельности, и особенно для овладения чтением и письмом [2, с. 123-211).

Особенностью этой модели является пропедевтический этап, который начинается с курса устного иноязычного общения (длиной в одну четверть в рамках варианта 2-4 и длиной в целый год в рамках варианта 1-4). Этот курс вводит школьника «среднего детства» в мир нового языка и иной культуры и играет решающую роль в становлении личности младшего школьника и его способностей.

Выделенная цель начального иноязычного образования и ее составляющие могут быть реализованы на определенном содержании.

Гуманистическая ориентация иноязычного образования предполагает

53

обязательный учет в его содержании духовного потенциала ученика путем приобщения к культуре носителей ИЯ с опорой на родную культуру, взятой, пользуясь терминологией В. В. Краев-ского, «в аспекте социального опыта».

В отечественной педагогической науке сосуществуют разные концепции содержания образования, каждая из которых по своему трактует место и функции человека в мире и в обществе (В. С. Леднев, В. В. Краевский, И. Я. Лер-нер, С. Е. Шишов и др.). Проведенный анализ имеющихся концепций содержания общего образования позволил выделить концепцию Краевского-Лер-нера, поскольку в ней (а) содержание связывается с культурой ученика и (б) она наиболее соответствует условиям начального образования. В отечественной методической науке содержание иноязычного образования исследует Е. И. Пассов - автор оригинальной (и единственной в нашей стране) концепции культуросообразного содержания образования в области ИЯ.

Базируясь на культурологической концепции содержания образования 54 Краевского-Лернера [8] и концепции культуросообразного содержания иноязычного образования Е. И. Пассова в области ИЯ [5] при конструировании содержания РИО мы руководствовались следующими принципами.

1. Принцип соответствия содержания во всех его аспектах целям общего начального образования и целям развивающего иноязычного образования. Согласно этому принципу содержание РИО должно включать те аспекты, которые важны для реализации поставленных целей.

2. Принцип учета условий иноязычного образования в начальной школе, в соответствии с которым уро-

вень объективной сложности и субъективной трудности должен соответствовать возрасту учащихся и учитывать условия учения. Этот принцип имеет решающее значение для начальной ступени и является определенным ограничителем для действия первого принципа, поскольку означает учет реальных психофизиологических возможностей младшего школьника.

3. Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон начального иноязычного образования. Этот принцип обеспечивает единство подхода к содержанию и образовательному процессу, рассматривает содержание в единстве с психо-ло го-педаго ги че ской и методической реальностью и предполагает учет условий этой реальности.

Как было нами обосновано [2], процесс иноязычного образования, в котором младший ученик является субъектом учебной деятельности, включает три взаимосвязанных аспекта:

1) воспитание и самовоспитание младшего школьника, суть которого заключается в нравственном развитии младшего школьника через обретение духовно-нравственных ценностей родной и мировой культур;

2) развитие и саморазвитие младшего школьника, суть которого состоит в развитии его мотивации и интеллектуальных способностей (восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения), языковой и речевой способностей к иноязычной речи;

3) учение, суть которого составляет познание новой культуры и овладение новым языком как средством общения в процессе учебной деятельности через развитие учебно-познавательной способности (и универсальных учебных действий, опре-

деляющих успешность освоения и новой культуры, и учебной деятельности, и иноязычной речи).

Поскольку содержание призвано обеспечить основу (идеальную и материальную) для реализации целей РИО, связанных с тремя аспектами иноязычного образования, представляется целесообразным и в его составе выделить три аспекта, что отражает понимание образования как развития личности и ее освоения накопленного человечеством опыта.

Следуя концепции Краевского-Лернера, содержание иноязычного образования трактуется в данной работе как методическая модель социального опыта [см.: 8]. Другими словами, иноязычное образование в начальной школе составляет не что иное, как новый для ученика «среднего детства» социальный опыт - опыт освоения ИЯ как части культуры народа-носителя данного языка и как средства межкультурного общения в процессе учебной деятельности, определяющей (в отличие от других возрастов) социальную ситуацию развития младших школьников.

Таким образом, логика нашего исследования приводит к тому, что содержание начального развивающего иноязычного образования включает в себя следующие аспекты.

1. Аксиологический аспект содержания иноязычного образования, связанный с опытом обретения духовно-нравственных ценностей и нравственных качеств, формирующий нравственную культуру ученика, который готовится к диалогу культур на иностранном языке.

2. Мотивационно-когнитивный аспект содержания иноязычного образования, связанный с опытом заин-

тересованного овладения иноязычной речью, формирующий речевую культуру младшего школьника.

3. Социально-культуроведческий аспект содержания иноязычного образования, связанный с опытом овладения иноязычным общением на основе учебной деятельности, формирующий культуру общения и культуру учебного труда, включающий опыт знакомства с иной культурой.

На самом деле, каждый выделенный аспект представляет одну из сторон социального опыта младшего школьника, овладевающего ИЯ. Этот социальный опыт является изоморфным, то есть тождественным по структуре (разумеется, не по объему) культуре нравственной (1), речевой культуре (2) и культуре общения и культуре учебного труда (3).

Представленное содержание РИО (см. табл. 2) согласуется с культурологической теорией В. В. Краевского и не противоречит культуросообразной концепции содержания иноязычного образования Е. И. Пассова.

Как видно из этой таблицы, содержание РИО обращено к духовности и нравственности, к развитию чувственного правого, а не перегрузке рационального левого полушария, в отличие от содержания обучения ИЯ в начальной школе (зафиксированное в новом ФГОСе по ИЯ), которое по сути является технократическим. К сожалению, содержание обучения ИЯ, заданное в централизованном порядке через единый образовательный стандарт по ИЯ, определяет весьма узкий «коридор», внутри которого предоставлено право двигаться и автору учебника, и учителю, и ученику, и в котором обучение является приоритетным по отношению к развитию (нравственному и интеллектуальному).

55

ф

Таблица 2

Стратегическая цель начального развивающего иноязычного образования и вектор ее реализации в начальной школе

Содержание начального РИО

^^Аспекты Критериш^^ Аксиологический Мотивационно-когнитивный Социально-культуроведческий

Средства объективации аспекта познание ценностей в ситуац по оценка нравственного выбора ии гуманного едения мотивация овладения иноязычной речью речевая деятельность учебная деятельность иноязычное общение

Результат освоения аспектов содержания Способность к нравственной ориентации в межкультурном общении Речевая способность, когнитивные способности Способность к общению и учебно-познавательная способность

Вид формируемой культуры Нравственная культура Речевая культура Культура общения и учебного труда

56

Выделенное содержание начального развивающего иноязычного образования:

- отвечает как его собственным целям, так и целям общего начального образования, все его аспекты находятся в тесной диалектической взаимосвязи друг с другом и выполняют определенные функции;

- может служить основой для достижения учеником поставленных целей, поскольку реализует культуросо-зидающую и человекообразующую ме-тафункции РИО и обеспечивает приоритет духовно-нрав ствен ного развития младшего школьника [2, с. 90-122].

В заключении отметим, что основные положения концепции начального развивающего иноязычного образования получили свою реализацию в федеральных УМК под нашим руководством.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь. -

Изд. 4-е, расширенное / Сост. и общ.

ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. -

М.: АСТ Москва; СПб.: Прайм-Евро-знак, 2009.

2. Никитенко З. Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. - М.: Глосса-Пресс, 2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. - М.: Просвещение, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Примерные программы начального общего образования. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2009.

5. Пассов Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования. -Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010.

6. Пассов Е. И., Кибирева Л. В., Колларо-ва Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): Методическое пособие для русистов. - СПб: «Златоуст», 2007.

7. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М.: Русский язык; Курсы, 2010.

8. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.