Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ НА АЛТАЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ НА АЛТАЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / В.И. ВЕРНАДСКИЙ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / -МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МИФОРЕАЛЬНОСТЬ / НООСФЕРА / НООСФЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПНЕВМАТО-СФЕРА / П.А. ФЛОРЕНСКИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волкова Елисавета Александровна, Трофимова Елена Александровна

Рассматривается концепция ноосферного мышления, сформулированная известным ученым и русским мыслителем-космистом В.И. Вернадским и существенно уточненная мыслителем и исследователем П.А. Флоренским, на примере Алтая. Под ноосферой -понимается взаимодействие человека и окружающей среды, при котором разумная -человеческая деятельность становится определяющим фактором развития природы и общества. Республика Алтай является современным воплощением эколого-экономического развития. В качестве предмета исследования выбрано искусство Алтая, устное, письменное, художественное творчество. Предпринята попытка поиска истоков ноосферного мышления у алтайцев. Моделируется «концепция человеческого бытия», где складывание мировоззренческих установок происходит с четким осознанием, что «природа - мать». Особое внимание уделяется экологическому сознанию алтайцев, которое исторически базируется на традиционных верованиях. В современном мире Алтай нередко называют «ноосферной столицей России». Материалы, использованные в статье, позволяют прийти к выводу, что это звание было получено благодаря заботе алтайцев о сохранении своего культурно-исторического наследия. Речь идет не только о предметах -материальной культуры, в первую очередь отмечаются духовные практики, образ жизни, мифология, а также природные ландшафты. Для народов Алтая историческое наследие является своего рода «культурным кодом», возможностью самоорганизации внутри региона и репрезентации себя миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ НА АЛТАЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ШЕМШИШНШ

ОСМЫСЛЕНИЕ НООСФЕРЫ

УДК 008 DOI 10.53115/19975996_2023_02_146-151

ББК 71

Е.А. Волкова, Е.А. Трофимова

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ НА АЛТАЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ*

Рассматривается концепция ноосферного мышления, сформулированная известным ученым и русским мыслителем-космистом В.И. Вернадским и существенно уточненная мыслителем и исследователем П.А. Флоренским, на примере Алтая. Под ноосферой понимается взаимодействие человека и окружающей среды, при котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития природы и общества. Республика Алтай является современным воплощением эколого-экономиче-ского развития. В качестве предмета исследования выбрано искусство Алтая, устное, письменное, художественное творчество. Предпринята попытка поиска истоков ноосферного мышления у алтайцев. Моделируется «концепция человеческого бытия», где складывание мировоззренческих установок происходит с четким осознанием, что «природа - мать». Особое внимание уделяется экологическому сознанию алтайцев, которое исторически базируется на традиционных верованиях. В современном мире Алтай нередко называют «ноосферной столицей России». Материалы, использованные в статье, позволяют прийти к выводу, что это звание было получено благодаря заботе алтайцев о сохранении своего культурно-исторического наследия. Речь идет не только о предметах материальной культуры, в первую очередь отмечаются духовные практики, образ жизни, мифология, а также природные ландшафты. Для народов Алтая историческое наследие является своего рода «культурным кодом», возможностью самоорганизации внутри региона и репрезентации себя миру.

Ключевые слова:

Алтай, В.И. Вернадский, культурно-историческое наследие, материальная культура, мифологическое сознание, мифореальность, ноосфера, ноосферное мышление, пневмато-сфера, П.А. Флоренский, художественное творчество, экологическое сознание.

со см о

о

3

ю о

Волкова Е.А. , Трофимова Е.А. Концепция развития ноосферного мышления на Алтае: традиции и современность // Общество. Среда. Развитие. -

2023. - № 2. - С. 146-151. - DOI 10.53115/19975996_2023_02_146-151

© Волкова Елисавета Александровна - студентка магистратуры, Остравский университет (Чешская Республика), Москва; e-mail: jelisaveta.wi@ gmail.com

© Трофимова Елена Александровна - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; ассоциированный сотрудник, Социологический институт РАН - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (СИ РАН - филиал ФНИСЦ РАН), Санкт-Петербург; e-mail: trele@mail.ru

Новое понимание эволюции, учитывающее особенности саморазвивающихся систем, впервые встречается в работах известного ученого и русского мыслителя-космиста Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945). В основе космизма лежит представление о живой органической связности мира, человека и человечества. Многозначный термин

«космос» с течением времени претерпевает глубокую трансформацию: от идеи «украшения» и «наряда» через понятие упорядоченности и стройности всего мироздания к обозначению Универсума как самоорганизующейся целостной системы или даже единой суперинформационной модели, обладающей способностью к трансдуховной самореализации. При

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 22-18-00018 «Этнософия Алтая: идеология и мифология национального сознания» (СИ РАН - филиал ФНИСЦ РАН).

этом из сферы внимания исследователей выпадает мифологема «Живого Космоса», доминирующая в русском космизме и связующая его различные направления. Это мирочувствование нашло яркое воплощение в идее «Живого Космоса», которая зачастую рядилась в чувственную ткань мифа или даже оборачивалась мифоре-альностью. Понятие мифореальности было существенно уточнено А.Ф. Лосевым: «Миф - трансцендентально необходимая категория мысли и жизни, и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это подлинная и максимально конкретная реальность» [3, с. 24]. Мифоре-альность, как точно отметил К.С. Пигров [8], в основе своей имеет социальную реальность. Искусство, философия, религия, этика являются своеобразными способами культивирования, постижения мифо-реальности, единства микро-, мега- и макрокосма.

Предложенная В.И. Вернадским концепция ноосферы стала своего рода наброском наиболее благоприятного сценария развития для всего человечества. В ноос-ферном проекте В.И. Вернадского важную роль играет понятие «жизни». Для уточнения этого понятия Вернадский ввел понятие «живое вещество», учитывая полисемантическое богатство понятия «жизнь» в гуманитарных науках [1, с. 504].

Ученик В.И. Вернадского - Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945) обратил внимание на то, что «законы энтропии если не нарушаются, то во всяком случае замедляются процессами жизни» [15, с. 508].

Проект Вернадского - это своеобразный путь преодоления экологического и антропологического кризисов. Мифо-реальность Живого Космоса, т.е. интуитивная идея Живого Космоса, введенная в сам фундамент бытия, с необходимостью должна поменять представления людей о форме их включенности в ритмы мира, природы, социума, расширить формы и границы морали и нравственности, подготовив людей к принципиальной встрече с разнообразными и неведомыми формами жизни.

В письме А.А. Полканову от 21 июня 1943 г. В.И. Вернадский писал: «Я смотрю в ближайшее будущее очень оптимистично. Моя большая книга должна закончиться главой о "ноосфере", дать понятие о новом состоянии биосферы, благодаря которому человек становится геологической силой, с одной стороны, а с другой -

благодаря тому, что интересы народных масс являются впервые сознательным объектом исторического процесса. Геология становится субстратом истории» [15]. Ноосфера мыслилась в широком смысле слова как новое состояние биосферы под влиянием научной мысли и человеческого труда. Это была вдохновляющая идея и вдохновляющее понятие в эпоху научно-технического прогресса.

В последние десятилетия понятие «ноосфера» выявило свою некоторую неустойчивость, нестабильность, продемонстрировало скатывание, соскальзывание к понятию «техносфера». Становится ясно, что понятие «ноосфера» — продолжение новоевропейского проекта преобразования мира на основе разума с преимущественным использованием науки и техники. Драматическое соотношение между искусственным и естественным, нарастание агрессивного наступления искусственного по отношению как к естественно-природной среде обитания человека, так и к самому человеку с необходимостью приводят к неким духовно-нравственным сдвигам, девиациям: рост тенденции к постоянному приумножению дискурсов насилия, появление невиданных ранее немотивированных форм жестокости, неадекватное отношение к фактам насилия, притупление естественного чувства опасности, некая «замутненность» моральных чувств, нравственный релятивизм, подмена добра злом, непроявленность и неопознаваемость добра - все это не может не вызывать тревогу... Человек действует не как целостное, чувственно-духовное, телесное существо, а как только лишь как носитель интеллекта. Меняются меры, метки, знаки подлинно человеческого, искажаются человеческие смыслы и замыслы. Сциентизм и технократизм - духовные эманации техносферы.

Недостаточность ноосферного подхода осознали представители христианской ветви русского космизма. В письме В.И. Вернадскому от 21 сентября 1929 г. П.А. Флоренский предложил «мысль о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т. е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа. Несводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую

о

стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе...» Термин пневматосфера - эвристическая основа для последующих изысканий - фиксирует вселенский характер культуры, в которой жизнь - важнейшая космическая категория, а дух - неустраним: «.духовная сила всегда остается в частицах тела, его оформленного, где бы и как бы они не были рассеяны и смешаны с другим веществом. Следовательно, вещество, участвовавшее в процессе жизни, и притом жизни индивидуальной, остается навеки в этом круговороте...» [6, с. 197-198]. Термин «пнев-матосфера» существенно смягчил понятие ноосферы, поставил новые цели для дум и размышлений.

Россия не только усвоила неоромантический интерес к Востоку, но и внесла значимый оригинальный вклад в преодоление европоцентризма. Повышается интерес к опыту переживания запредельного, и тут на помощь разочаровавшимся в материализме и позитивизме эпохи приходит «Свет с Востока». Неоромантические тенденции эпохи, любовь к родной природе, русской земле, патриотизм, усиленный Первой мировой войной и страданиями - все это привело к вспышкам вдохновенного творчества в философии и искусстве. Вернадский не оставлял надежд на появление человека высокой культуры, который, являясь центром материального мира, отнесется с любовью, заботой и участием ко всему, что его окружает: «Особым романтическим настроем озарено творчество русской интеллигенции, пережившей революционный подъем в начале XX в. Именно она принесла в советскую Россию веру в высокие идеалы, в торжество разума и справедливости. Отблеск романтизма озаряет полет творческой мысли великого естествоиспытателя В.И. Вернадского - основоположника учения о биосфере. И хотя сам Вернадский неоднократно подчеркивал, что в основе его научных работ лежат не гипотезы, а эмпирические обобщения и наблюдения натуралиста, я бы назвал его мысли о ноосфере смелой романтической гипотезой», -отмечал К.М. Петров [7, с. 16]. Среди современников ученого, а в дальнейшем и их последователей прочно укоренилось мнение о бесперспективности и наивности учения о ноосфере. Однако мысли В.И. Вернадского оказались востребованы на постсоветском пространстве,

предлагая своеобразную идеологическую альтернативу утратившему монополию марксизму, с одной стороны, и националистическим учениям, - с другой. В качестве примера можно указать на получившее распространение на Алтае этнософское мировоззрение, адаптировавшее идеи В.И. Вернадского в рамках национально-мифологизированного дискурса. Концепция В.И. Вернадского, часто воспринимаемая не только не критически, но и вне того научного багажа, на который опирался ученый, заметно примитивизируется и встраивается в ряд этнософских поисков, набирающих популярность в регионе: «Национально-религиозно-культурный синкретизм вместе с особенностями "ме-сторазвития" создают благодатную почву не только для нового этногенеза, но и культурогенеза. Широкое распространение получают не скрывающие своих философских претензий ноосферное мышление, рериховианство, различные эзотерически ориентированные контактерские практики» [4, с. 159].

Согласно мнению современных исследователей, единственная альтернатива выхода из эколого-капиталисти-ческого тупика - ноосферная парадигма устойчивого развития, означающая собой переход России и человечества к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества [13, с. 78].

Весьма глубока любовь к наследию всей семьи Рерихов на Алтае. Жизнь и творческая деятельность Н. Рериха прошла под знаком «Синтеза» — «священного», «благословенного», «живого» — именно поиск синтеза стал вдохновляющим началом рериховской философии: «Вместо отталкивающей нетерпимости, не приводящей ни к чему кроме зла и разложения, появились проблески творящего синтеза» [10, с. 23]. Рериховские дарования проявились в разных жанрах и областях: этот удивительный «мастер гор» писал стихи, сказки, поэмы, статьи, очерки, рецензии, письма - воззвания, дневники, воспоминания, иконы; работал над мозаиками, фресками, архитектурными замыслами, эскизами театральных костюмов и декораций. Глубина постижения Рерихом единства древнерусской природы и архитектуры, точность археолога, воображение художника заставляют взывать к неотложной необходимости сохранения исторических пейзажей: «... а настанет ли время, когда и у нас выдвинется на сцену неприкосновенность целых историче-

ских пейзажей, когда прилепить отвратительный современный дом - вплотную к историческому памятнику станет невозможным, не только в силу строительных и других практических соображений, но и во имя красоты и национального чувства» [9, с. 49-50].

Согласно представлениям о ноосфере, человек должен быть озабочен рефлексией о будущем своего народа, региона, страны в контексте устроения ментального пространства, неразрывно связанного с природой и культурно-историческим наследием. Экологическая культура является условием выживания цивилизации на планете Земля. Следовательно, стоит вопрос о ее усвоении, понимании, признании. Большинство экологических проблем не вошли в опыт нашей жизни, поэтому и не могут быть осознаны [14, с. 82].

В своих работах В.И. Вернадский нередко размышлял о вненаучных источниках формирования научного знания. По его мнению, представители чуждых науке направлений, например, древних мистических философских учений не только не вредны, но и полезны для развития внутренней культуры народа и, как следствие, науки. Легенды, мифы, сказания и предания позволяют человеку сформировать устойчивое представление о своих корнях, к которым, безусловно, прямое отношение имеет природный ландшафт. Поклонение природным объектам и животным может оцениваться как зачатки ноосферного мышления во «вненаучном» обществе.

Одушевление окружающего мира нашло яркое отражение в творчестве алтайского художника Г.И. Гуркина. Нередко он составлял литературное сопровождение к своим рисункам, в котором делал акцент на мыслях и чувствах рек, неиссякаемых силах гор. Его не интересовала «вещь в себе». Презентация образов Гуркиным всегда связана с «вещью в пространстве». Восприятие действительности через пространство особенно характерно для культуры кочевников. Это обстоятельство обусловило формирование художественного представления о пространстве в традиционных культурах [12, с. 106]. Следует отметить, что произведения Григория Ивановича отражают представления народа о мире и о себе самом. Картины Г.И. Гуркина показывают, что «вне» ноосферы нет жизни, что природа одушевлена, наполнена смыслом. Безусловной доминантой его творчества становится природа, масштабная, многоликая,

живая. Талант художника проявляется в созерцании, а находящая выражение любовь к родине не предполагает утилитарного отношения к ней.

Большую роль в созидании общего художественного пространства играет внутренний мир художника, истоки которого надо искать в детстве. Менталь-ность - это устойчивая характеристика творца, она сохраняется в течение всей жизни, но в то же время она и обогащается общением другими людьми, культурами, знакомством с другими территориями, возвышая творчество до понимания общечеловеческих ценностей, среди которых главной является природа [12]. Вероятно, ментальность не только самого Григория Ивановича, но и каждого алтайца основана на поклонении природе. Алтай как «колыбель», взрастившая и воспитавшая в лоне рек и гор, воспринимается коренными жителями не как эфемерный литературный образ, Алтай - «отец», «предок», носитель духовного опыта и часть культурно-исторического прошлого. Этнокультурные традиции в настоящее время выполняют функцию восстановления и развития духовно-нравственной связи между поколениями, между этносами, функцию сохранения национального своеобразия [12].

Продолжая говорить о ментальном пространстве народов, населяющих Алтай, следует отметить их особое экологическое сознание. Оно базируется на древних верованиях и мифах. В качестве символа или, если уместно, «божества» определяется «небо» и окружающая природа Алтая. Следует ли из этого, что картины Г.И. Гуркина стали своего рода «иконами» для алтайцев? В.И. Вернадский не ошибся, заметив, что не ортодоксальные религии однажды станут «прародителями» ноосферы. Считается, что моления священным горам влияют на благополучие местных жителей. Проведение регулярных ритуалов позволяет установить контакт с духами гор. Несоблюдение традиции приводит к негативным моментам: болезням, смерти, неудаче в делах. С освященными территориями на Алтае связан сложный и очень устойчивый ритуально-мировоззренческий комплекс, в который наряду с образами духов-покровителей входят и обряды, и жертвоприношения в их честь [11, с. 319]. Одним из значимых локусов современного Алтая являются родовые места, где представители родов проводят поклонение предкам. Эти места традици-

о

со см о

о

3

ю о

онно принадлежат родам и связываются с какими-либо историческими событиями [Там же]. Во время прохождения «религиозного пути» алтайцы не отделяют мифологическое сознание от обыденного или рационального. Связь с природой для них настолько естественное состояние, что легенды о душах предков, заключенных в горах, воспринимаются как данность и очевидность. Забота о нематериальной культуре Горного Алтая возводится в абсолют, больше напоминая опеку над ребенком или родственником почтенных лет.

Гармоничные отношения человека с природой на Алтае складывались с древнейших времен. Если мы обратимся к устному народному творчеству народов, проживающих в данной местности, станет понятно, что сюжетно оно полностью выстроено на «неприкосновенности» и «непогрешимости» родной земли. Как было сказано ранее, благополучие алтайцев напрямую связано с благополучием природы, а значит приходить к ней нужно с благородством и чистотой помыслов. Для алтайцев природа - мать, природа - храм.

На Алтае не только этнософски мыслящая интеллигенция настаивает на следовании принципам ноосферного мышления. Существует правительственная программа по ноосферному развитию региона. Республика Алтай воспринимается в качестве «ноосферной» или «экологической» столицы России. Традиционное мировоззрение коренного населения, сложившиеся практики щадящего отношения к окружающему миру, поклонение перед родной природой - эти факторы создают условия для выработки норм экологического поведения современного человека. Все экономические, технические, общественно-политические и духовно-нравственные ресурсы должны быть направлены на установление гармоничных отношений человека с природой.

«Экологическое» сознание алтайцев восприимчиво не только к природному богатству. Важным моментом по-прежнему остаются межличностные отношения. Невозможно серьезно говорить о ноос-ферном сознании, если не будет соблюден принцип созидательного взаимодействия с ближним. Только через абсолютную любовь к человеку можно понять и принять природу. Возможно, даже В.И. Вернадский в своих умозаключениях исходил не столько из практической пользы, сколько из христианской морали. Современное

плачевное состояние окружающей среды указывает на внутреннюю трагедию человечества, превалирующую нестабильность психоэмоционального состояния людей. Общество, отказавшись от ценностей традиционализма и коллективизма в пользу модернистского подхода, стало разлагаться изнутри. Важно культивировать нравственный долг и ответственность, пожертвовать мнимым комфортом и беспечным гедонизмом.

Если общество равнодушно, в нем разрушены нравственные ориентиры и традиционные системы, доминирует потребительская психология, нацеленная на удовлетворение сиюминутных желаний, то все мероприятия по спасению природной среды на достойном экологическом уровне будут безрезультатны. Экологический кризис - это следствие, а причина - кризис душевный. Единственный выход из глобального экономического кризиса - это становление экологии души каждой личности, которое посредством духовной экологии создаст экологию жизни [5, с. 254].

Мировые религии в равной мере указывают на следование принципу «любви к ближнему». На территории Алтая проживают представители различных этносов и последователи основных мировых религий (христианства, буддизма, ислама). При этом сохраняются и шаманские культы, вера в одухотворенность природы. Казалось бы, противоречие между политеизмом и монотеизмом может перерасти в непримиримую вражду. Однако на Алтае религии сосуществуют относительно мирно. Можно вспомнить известного миссионера Михаила Челва-кова, автора первого литературного произведения на алтайском языке - «Памятного завещания». В его творчестве обилие религиозных, преимущественно православных, символов переплетается с множеством фольклорных образов, имеющих отношение к языческим верованиям. Ощутимо контрастируют с «Памятным завещанием» М. Чевалкова небольшие стихи, рассказы и зарисовки Г.И. Гур-кина. В них находит отражение пантеистическое, языческое отношение человека к природе. Тексты М.В. Чевалкова и Г.И. Гуркина позволяют судить о мифологических, исторических и культурных мировоззренческих моделях алтайцев. В тексте «Мой Алтай» Г.И. Гуркина очевидна победа мифологического сознания над христианским. Оказавшись в сложных жизненных обстоятельствах, лири-

ческий герой произведения ищет помощи и совета у реки, называя ее спасительницей и охранительницей.

Жизнь по заветам ноосферы требует объединения всех живых существ. В традиционной культуре считалось, что на нашей планете люди пребывают лишь временно, в качестве гостей, откуда происходило особое почитание хозяина дома и стремление не нарушать его покой. Такое понимание природы и главенствование природоцентристской морали помогало сохранять устойчивое развитие мира. По мере осмысления прошлого и народных традиций расширяется и накапливается опыт экологического мышления.

Отсюда мы видим бережное отношение к Алтаю как к святыне и желание сохранить его первозданность для будущих поколений [2, с. 319].

Почитание природы, бережное отношение к окружающему миру стало одной из основ алтайского мировоззрения и национальной идентичности местного населения. Исторический опыт народов, населяющих Алтай, набирающие силу попытки осмысления культурно-исторического пути народа и его сознания, все чаще воплощающиеся в этнософских сочинениях, свидетельствуют о формовании на Алтае ноосферного мышления, о котором писал В.И. Вернадский.

Список литературы:

[1] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста - М.: Наука, 1988. - 520 с.

[2] Кукушкина Е.Н. Этнософский аспект «алтайской философии» // Вече. - 2017, вып. 29. - С. 316-323.

[3] Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

[4] Малинов А.В. На пути к этнософии // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2013, № 4 (184). - С. 155-162.

[5] Мамыев Д.И. От тенгрианства к ноосфере (или от экологии души к экологии жизни) // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: сборник статей VI-й Международной научно-практической конференции, Астана, Казахстан, 14-16 июня 2017 года. - Астана: Мастер По, 2017. - С. 252-255.

[6] Переписка В.И. Вернадского и П.А. Флоренского / Публ., вступ. статья и прим. П.В. Флоренского // Новый мир. - 1989, № 2. - С. 197-203.

[7] Петров К.М. Эволюция и коэфолюция биосферы ноосферы // Биология и культура. - М.: Канон+, 2004. - С. 16.

[8] Пигров К.С. Социальная философия (Пропедевтический курс лекций для студентов гуманитарных специальностей). - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.ssu.samara.ru/philosophy/exlibris/pigrov. html #21 (08.01.2015)

[9] Рерих Н.К. По пути из варяг в греки // Собр. соч. Кн.1. - М., 1914.

[10] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Париж, 1932. - 385 с.

[11] Садалова Т.М., Самушкина Е.В. Священные территории Республики Алтай // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2021, № 3(37). - С. 317-324.

[12] Степанская Т.М. Особенности художественного пространства Г.И. Чорос-Гуркина // Культурное наследие Сибири. - 2010, № 11. - С. 105-110.

[13] Субетто А.И. Общенациональная стратегия ноосферного развития России на основе потенциала многонационального народа и его общественного интеллекта // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 4. - C. 78-90.

[14] Туренко Ф.П. Экологическая культура человека в ноосфере // Успехи современного естествознания. - 2004, № 9. - С. 81-82.

[15] Ферсман А.Е. Избранные труды академика Ферсмана А.Е. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. -588 с.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.