Научная статья на тему 'Концепция развития локомотиворемонтного комплекса «РЖД»'

Концепция развития локомотиворемонтного комплекса «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
482
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ ДЕПО / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ТЕХНОЛОГИЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ / СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СOMPLEX DEPOT / LOGISTIC SUPPORT OF MANAGEMENT / INFORMATION STREAMS / TECHNOLOGY OF TELEMETRIC SYSTEMS / SERVICE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рубежанский Петр Николаевич, Давыдов Анатолий Вячеславович

Авторами предложена комплексная программа объединения в единую систему всех процессов жизненного цикла локомотивов, способствующая сокращению издержек, связанных в первую очередь с эксплуатацией и обслуживанием локомотивного парка ОАО «РЖД». Основным показателем данной комплексной системы является уровень готовности технического изделия, определяемый коэффициентом готовности. Выработанная методология позволит перейти от технологии фиксирования технических отказов с последующим выявлением их причин и проведением восстановительных работ к технологии прогнозирования и предупреждения этих отказов, основанной на постоянном контроле технического состояния локомотивов и прогнозирования запаса ресурса в режиме online.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Рубежанский Петр Николаевич, Давыдов Анатолий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE COMPLEX IN REPAIR OF LOCOMOTIVES OF «RUSSIAN RAILWAY»

By the author it is offered complex programs of association in uniform system of all processes of life cycle of locomotives, promoting reduction of the expenses connected first of all with operation and service of locomotive park JSC RZhD. The main indicator this complex the system is the level of readiness of a technical product determined by an availability quotient. The developed methodology will allow to pass from technology of fixation of technical refusals, with the subsequent identification of their reasons and carrying out recovery work, to the technology of forecasting and the prevention of these refusals based on a constant control of technical condition of locomotives and forecasting of a stock of a resource in the Online mode.

Текст научной работы на тему «Концепция развития локомотиворемонтного комплекса «РЖД»»

References

1. Bazilevich S. V., Zaytsev A. V., Kuznetsov S. M. Organizational and technological parameters of operation of the liner-tamping-straightening machines cyclic action [Organizacionno-tehnologicheskie pokazateli ekspluatacii vipravochno-podbivochno-rihtovochnih mashin ciklich-eskogo deistviya]. Izvestiia Transsiba - The Trans-Siberian Bulletin, 2015, no. 2 (22), pp. 115 - 122.

2. Bazilevich S. V., Zaytsev A. V., Kuznetsov S. M. Model performance liner-tamping-straightening machines VPR-02 and VPRS-02 [Modeli pokazatelei ekspluatacii vipravochno-podbivochno- rihtovochnih mashin VPR-02 i VPRS-02]. Izvestiia Transsiba - The Trans-Siberian Bulletin, 2015, no. 3 (23), pp. 109 - 118.

3. Kuznetsov S. M., Kuznetsova K. S. Processing of results of field tests with the technical and tariff regulation [Obrabotka rezultatov naturnih ispitanii pri tehnicheskom i tarifnom normirovanii]. Ekonomika zheleznykh dorog - Economy railways, 2010, no. 7, pp. 88 - 99.

4. Kuznetsov S.M. Improvement of processing of results of field tests with the technical and tariff regulation [Sovershenstvovanie obrabotki rezultatov naturnih ispitanii pri tehnicheskom i tarifnom normirovanii]. Ekonomika zheleznykh dorog - Economy railways, 2013, no 7, pp. 90 - 97

5. Bazilevich S. V., Kuznetsov S. M., Chulkova I. L. Improving the reliability of construction of buildings and structures [Povishenie nadejnosti vozvedeniya zdanii i soorujenii]. Ekonomika zheleznykh dorog - Economy railways, 2008, no. 12, pp. 66 - 70.

6. Bazilevich S. V., Anferov V. N., Vasil'ev S. I., Kuznetsov S. M. Improvement of organizational and technological reliability of the design of construction projects [Povyshenie organizacion-no-tekhnologicheskoj nadezhnosti proektirovaniya stroitel'nyh ob'ektov]. Izvestiia vuzov. Stroi-tel'stvo - Proceedings of the universities. Building, 2013, no. 8, pp. 51 - 63

7. Kuznetsov S. M., Tkachenko V. I., Golomeeva N. V. Processing of statistical information [Obrabotka statisticheskoi informacii]. Nauchno-issledovatelskie publikacii. Voronej - Scientific research publications. Voronezh, 2014, no. 3 (7), pp. 45 - 54.

8. Kuznetsov S. M., Golomeeva N. V., Olhovikov S. E. Automation of model building to optimize organizational and technological solutions [Avtomatizaciya postroeniya modelei dlya optimi-zacii organizacionno-tehnologicheskih reshenii]. Nauchno-issledovatelskie publikacii. Voronej -Scientific research publications. Voronezh, 2014, no. 7 (11), pp. 5 - 13.

9. Kuznetsov S. M., Soboleva O. V., Schaefer M. P. Analysis of patterns of organizational and technological solutions [Analiz ostatkov modelei organizacionno-tehnologicheskih reshenii]. Nauchno-issledovatelskie publikacii. Voronej - Scientific research publications. Voronezh, 2014, no. 7 (11), pp. 24 - 32.

10. Kuznetsov S. M., Kruglov A. I., Legostaeva O. A. Construction of confidence intervals of hydrotransport systems [Postroenie doveritelnih intervalov raboti gidrotransportnih system]. Nauchno-issledovatelskie publikacii. Voronej - Scientific research publications. Voronezh, 2014, no. 13 (17), pp. 5 - 15.

УДК 629.471

П. Н. Рубежанский, А. В. Давыдов КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛОКОМОТИВОРЕМОНТНОГО КОМПЛЕКСА «РЖД»

Авторами предложена комплексная программа объединения в единую систему всех процессов жизненного цикла локомотивов, способствующая сокращению издержек, связанных в первую очередь с эксплуатацией и обслуживанием локомотивного парка ОАО «РЖД». Основным показателем данной комплексной системы является уровень готовности технического изделия, определяемый коэффициентом готовности.

Выработанная методология позволит перейти от технологии фиксирования технических отказов с последующим выявлением их причин и проведением восстановительных работ к технологии прогнозирования и

104 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 1(25) ОП4 С

= 2U10

предупреждения этих отказов, основанной на постоянном контроле технического состояния локомотивов и прогнозирования запаса ресурса в режиме online.

Комплексная программа реорганизации и развития отечественного локомотивостроения, организации ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава была утверждена решением коллегии МПС России в 2001 г. с целью снижения издержек на обслуживание и ремонт тягового подвижного состава и повышение эксплуатационной эффективности на протяжении всего жизненного цикла локомотива (указание МПС от 09.10.2001 № Е-1698у).

В данной программе были заложены основы специализации локомотивных депо по типам локомотивов, видам ремонта, отдельных эксплуатационных депо и создание вертикали управления локомотиворемонтным комплексом.

В современных условиях локомотивный комплекс - один из ведущих секторов ОАО «РЖД» - объединяет в себе элементы, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура функционирования локомотиворемонтного производственного процесса

В состав локомотивного комплекса входят следующие элементы:

- дирекция тяги - филиал ОАО «РЖД», в составе которой 16 региональных дирекций -структурных подразделений дирекции и 146 эксплуатационных локомотивных депо;

- дирекция по ремонту тягового подвижного состава - филиал ОАО «РЖД», 17 региональных дирекций по ремонту тягового подвижного состава - структурных подразделений дирекции, 113 ремонтных локомотивных депо;

- проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства - филиал ОАО «РЖД»;

- сервисные и локомотиворемонтные структуры:

- ООО «ТМХ-Сервис» с девятью филиалами;

- ОАО «Желдорреммаш» с 10 заводами по капитальному и среднему ремонту тягового подвижного состава;

- ООО «СТМ-Сервис» с пятью управлениями сервиса.

Под эти реформенные преобразования разработана и введена в действие нормативно-правовая документация (564 документа), регламентирующая порядок работы и взаимодействия созданных структур, определены целевые функции и задачи региональных дирекций, распределены уровни ответственности всех участников перевозочного процесса [3, 5].

К реализации комплексной программы реформирования локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ) приступили в 2008 г. с раз-

работки «Системы сервисного обслуживания локомотивного парка ОАО «РЖД». В то же время были предопределены основные принципы функционирования данной системы сервисного обслуживания (рисунок 2) на основе создания функциональной модели полного сервисного обслуживания. При этом переход к реализации программы полного сервисного обслуживания должен быть осуществлен поэтапно.

Переход на систему полного сервиса

Переход на систему сервисного обслуживания на всем , жизненном цикле ТПС /

Формирование единых \ центров ответственности за техническое состояние ТПС

Разделение компетенций участников системы

Гарантии надежности системы

■ Внедряемая система должна обеспечить комплексную услугу по обслуживанию ТПС, включающую в себя ТО, ТР, СР и капитальные ремонты в гарантийный и послегарантийный периоды, организацию эффективной логистики запасных частей/узлов и агрегатов, обучение персонала, взаимодействие с производителями ТПС и с перевозчиками по усовершенствованию ремонтных регламентов и конструкции ТПС

■ Необходимо построить единую систему сервисного обслуживания и поддержки технического состояния ТПС на всем его жизненном цикле.

■ Производители должны продавать локомотивы с контрактом на их полное сервисное обслуживание в течение всего жизненного цикла

■ Следует устранить многоступенчатость ответственности различных участников системы сервиса (заводов-производителей, ремонтных заводов и депо) за техническое состояние ТПС на различных этапах его жизненного цикла

> Внедряемая система должна быть построена на принципе усиления ключевых компетенций каждого участника

■ Следует сформировать прозрачную систему взаимоотношений между участниками сервиса, основанную на юридически обязывающих договорах, отражающих мотивацию и границы ответственности участников.

■ Необходимо обеспечить постоянное технологическое взаимодействие участников системы сервиса

Рисунок 2 - Базовые принципы организации сервисного обслуживания тягового подвижного состава

В связи с отсутствием опыта и операционных рисков, возникающих в результате перехода к модели сервисного обслуживания, на первом этапе было решено опробовать модель частичного сервисного обслуживания, в котором акцентировалось внимание на своевременном обеспечении качественными запасными частями и на контроле соблюдения технологии ремонта локомотивов.

Первый пилотный проект применения модели частичного сервисного обслуживания был реализован в 2010 г., когда на сервисное обслуживание в ООО «ТМХ-Сервис» были переданы 187 электровозов серии 2ЭС5К «Ермак» и ВЛ85 в локомотивных ремонтных депо Вихо-ревка и Нижнеудинск (распоряжение ОАО «РЖД» от 31.07.2010 №1668р.) Базовым показателем, характеризующим эффективность деятельности сервисной компании, был выбран коэффициент технической готовности (КТГ), отражающий фактически временной период, в течение которого локомотив находится в технически исправном состоянии и готов к осуществлению поездной работы [1, 2].

До передачи на сервисное обслуживание склад запасных частей и материалов для локомотивов серии 2ЭС5К «Ермак» в центре технического ремонта (ЦТР) оценивался в 15 млн р., после - 35 млн р. Дополнительно ООО «ТМХ-Сервис» обеспечило формирование склада линейного локомотивного оборудования на сумму в 30 млн р [4, 6].

106 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 1(25) ОП4 С

■ 2и1о

Для получения кумулятивного эффекта руководством «РЖД» было принято решение об укрупнении проекта, и в 2011 г. на сервисное обслуживание ООО «ТМХ-Сервис» было передано еще 1236 локомотивов. В структуры взаимодействия по реализации укрупненного проекта дополнительно вошли ООО «СТМ-Сервис», сервисная компания ЗАО «Группа «Си-нара». И в целом количество локомотивов на сервисном обслуживании на 01.01.2015 количество локомотивов в системе сервисного обслуживания составляло 5 288 единиц подвижного состава.

В рамках данного проекта полного сервисного обслуживания, определенного решениями Координационного совета начальников железных дорог (пункт 3, протокол от 18 октября 2013 г. № КСН-4/пр), по результатам проведения аукционов на полное сервисное обслуживание локомотивного парка ОАО «РЖД» № 284 с 30 апреля 2014 г. его реализация перешла в две частные компании: ООО «СТМ-Сервис» и ООО «ТМХ-Сервис».

Авторы, являясь координаторами данного проекта, определили дополнительные функции и мероприятия к данному проекту в части его реализации, к которым относятся:

разработка и реализация системы информационной поддержки комплексной системы; создание единого информационного пространства с применением спутниковых технологий диагностики фактического ресурса узлов и деталей локомотивов в эксплуатации;

реализация информационных потоков, характеризующих техническое состояние подвижного состава и технологического оборудования депо;

разработка программного обеспечения управления информационными потоками; разработка алгоритмов выявления предотказного состояния и остаточного ресурса элементов подвижного состава, а также методологии повышения ресурса и износостойкости в первую очередь высоконагруженных элементов;

разработка научно-методических и программно-технических решений, а также нормативно-справочных документов, обеспечивающих внедрение ИПИ-технологий на предприятиях и в организациях отрасли, в том числе интерактивной документации; накопление статистических данных.

Данный авторский проект получил условное наименование «Комплексное локомотивное депо». Так что такое комплексное депо? Это производственная структура организации и управления техническим обслуживанием и ремонтом приписного локомотивного парка «РЖД» для осуществления их эффективной эксплуатации на основе интегрированной информационной среды, образованной в результате мониторинга и диагностики технического состояния транспортных средств [5, 8].

Мониторинг и контроль параметров основан на технологиях построения телеметрических систем космических аппаратов, которые обеспечивают сбор информации о техническом состоянии объекта контроля с накоплением статистической информации на локальных серверах, с последующей передачей этой информации для анализа и принятия решений в центр логистической поддержки [9].

Использование спутниковых каналов связи и передачи данных в труднодоступных районах позволит обеспечить передачу необходимых диагностических данных в режиме реального времени, что дает возможность эффективно управлять процессом эксплуатации тепловозов и электровозов, а использование спутниковых навигационных систем позволит не только осуществлять контроль их местоположения, но и осуществлять привязку значений диагностических параметров к условиям эксплуатации транспортных средств (рисунок 3 [9,10]).

Это даст возможность разработать технологию оценки остаточного ресурса диагностируемых деталей, делать оценки рисков отказов с учетом ресурса основных блоков, а следовательно, делать оценки будущего состояния надежности и безопасности. Кроме того, это позволит формировать модели, описывающие управление функционированием, с точки зрения теории автоматизированного управления, а также выработку управляющих воздействий, которые приведут к устойчивому функционированию локомотивов.

№ 1(25) ЛЛ л I11Г1 Г( Till Транссиба 107

=2016 ■

Именно для такой структуры комплексного депо Тында, включающей в себя локомотивы - ремонтное депо - ПТОЛы - ремонтный завод, предлагается реализация пилотного проекта, что позволит охватить и информационно связать жизненный цикл приписного парка локомотивов Байкало-Амурской дирекции (рисунок 4).

Рисунок 3 - Комплексное депо Байкало-Амурской дирекции по ремонту тягового подвижного состава

Рисунок 4 - Схема информационных потоков о техническом состоянии локомотивов

№ 1 (25) 2016

Целевой функцией данной системы является преобразование этапов эксплуатации локомотивов в высокоавтоматизированный процесс, интегрированный путем информационного взаимодействия всех его участников, поэтому центральным звеном комплексной системы является центр логистической поддержки (ЦЛП). Интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла технических изделий (по ГОСТ Р 53393-2009) - это совокупность видов инженерной деятельности, реализуемых посредством управленческих, инженерных и информационных технологий, ориентированных на обеспечение высокого уровня готовности изделий при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием, которые являются значительной, а иногда и определяющей частью стоимости жизненного цикла изделия.

В качестве такого центра предлагается использовать центр мониторинга с уже разработанной нами информационной системой, способной концентрировать в себе данные, полученные от бортовых средств контроля, обрабатывать и предоставлять их в удобном для пользователя виде (рисунок 5). Данная информационная система имеет возможность к расширению ее функций для реализации сбора диагностической информации при углубленном диагностировании переносными и стационарными средствами.

Рисунок 5 - Функциональная схема мониторинга диагностики локомотива

В центре мониторинга технического состояния (ЦТМ, см. рисунок 5) по специальным алгоритмам, разработанным авторами данной статьи, будет осуществляться обработка всей информации о техническом состоянии локомотивов приписного парка депо, которая по радиоканалам поступает как при эксплуатации, так и при осуществлении технического обслуживания и ремонта локомотивов в депо, а также при осуществлении ремонта на заводе [4, 7, 10]. На основе сформированной статистической информации вырабатываются управленческие решения, позволяющие перейти от технологии фиксирования технических отказов с последующим выявлением их причин и проведением восстановительных работ к технологии прогнозирования и предупреждения этих отказов, основанной на постоянном контроле технического состояния локомотивов и прогнозирования запаса ресурса, определяющей в итоге необходимость и объем очередного цикла технического обслуживания или ремонта.

Список литературы

1. Белов, В. С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения [Текст] / В. С. Белов / МЭСИ. - М., 2008.

2. Макаров, Г. Н. Теория экономических информационных систем [Текст] / Г. Н. Макаров / Смоленский гуманитарный ун-т. - Смоленск, 2008. - 49 с.

3. Давыдов, А. В. Методические подходы к измерению показателей системы управления перевозочным комплексом [Текст] / А. В. Давыдов, П. Н. Рубежанский // Транспорт Урала / Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург, 2010. - № 1. - С. 19 - 22.

4. Рубежанский, П. Н. Методы повышения эффективности организации локомотиво-ремонтной деятельности холдинга «Российские железные дороги» [Текст] / П. Н. Рубежан-ский // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока / Сибирский гос. ун-т водного транспорта. - Новосибирск. - 2014. - № 3. - С. 60 - 65.

5. Рубежанский, П. Н. Надежность и эффективность системы управления перевозочным процессом [Текст] / П. Н. Рубежанский // Экономика железных дорог. - 2013. - № 8. - С. 81 - 87.

6. Рубежанский, П. Н. Особенности качества перспективного планирования в транспортных системах Алтайского края [Текст] / П. Н. Рубежанский, А. И. Колпаков // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока / Сибирский гос. ун-т водного транспорта. -Новосибирск. - 2014. - № 1. - С. 58 - 61.

7. Бубнова, Г. В. Модели управления маркетингом грузовых перевозок. Монография [Текст] / Г. В. Бубнова. - М.: Маршрут, 2003. - 256 с.

8. Бубнова, Г. В. Корпоративная система управления маркетингом [Текст] / Г. В. Бубнова / МИИТ. - М., 2006. - 14 с.

9. Бубнова, Г. В. Информационные технологии, системы анализа, оценки, прогнозирования и управления работой ОАО «РЖД» на рынке транспортных услуг [Текст] / Г. В. Бубнова, М. М. Ковшова, А. М. Тюфаев / МИИТ. - М., 2005. - 13 с.

10. Гапанович, В. А. Прогрессивные технологии обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов [Текст] / В. А. Гапанович, И. И. Галиев, В. П. Клюка / УМЦ ЖДТ. - М., 2008. - 220 с.

References

1. Belov V. S. Informatsionno-analiticheskie sistemy. Osnovy proektirovaniia i primeneniia (Information-analytical systems. Fundamentals of Design and Applications). Moscow: MESI, 2008.

2. Makarov G. N. Teoriia ekonomicheskikh informatsionnykh sistem (Theory of economic information systems). Smolensk: SGU, 2008.

3. Davydov A. V., Rubezhanskii P. N. Methodical approaches to measuring the performance of the system of transportation of controlled-complex [Metodicheskie podkhody k izmereniiu poka-zatelei sistemy upravleniia perevozochnym kompleksom]. Transport Urala - Transport of Ural, 2010, no. 1, pp. 19 - 22.

4. Rubezhanskii P. N. Methods to improve the organization locomotive-repair activity holding company «Russian Railways» [Metody povysheniia effektivnosti organizatsii lokomotivo-remontnoi deiatel'nosti kholdinga «Rossiiskie zheleznye dorogi»]. Nauchnye problemy transporta Sibiri i Dal'nego - Scientific problems of Siberia and the Far East, 2014, no. 3, pp. 60 - 65.

5. Rubezhanskii P. N. Reliability and efficiency of transportation process control system [Nadezhnost' i effektivnost' sistemy upravleniia perevozochnym protsessom]. Ekonomika zheleznykh dorog - Economics railways, 2013, no. 8, pp. 81 - 87.

6. Rubezhanskii P. N., Kolpakov A. I. Features quality long-term planning in the transport systems of the Altai Territory [Osobennosti kachestva perspektivnogo planirovaniia v transportnykh sistemakh Altaiskogo kraia]. Nauchnye problemy transporta Sibiri i Dal'nego Vostoka - Scientific transport problems of Siberia and the Far East, 2014, no. 1, pp. 58 - 61.

7. Bubnova G. V. Modeli upravleniia marketingom gruzovykh perevozok. Monografiia (Marketing freight management models. The monograph). Moscow: Marshrut, 2003, 256 p.

8. Bubnova G. V. Korporativnaia sistema upravleniia marketingom (Enterprise marketing management system). Moscow: MIIT, 2006, 14 p.

9. Bubnova G. V., Kovshova M. M., Tiufaev A. M. Informatsionnye tekhnologii, sistemy analiza, otsenki, prognozirovaniia i upravleniia rabotoi OAO «RZhD» na rynke transportnykh uslug (In-

110 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 1(25) ОП4 с

= 2U1o

formation technology, analysis, evaluation, prediction and management of JSC "Russian Railways" in the market of transport services). Moscow: MIIT, 2005, 13 p.

10. Gapanovich V. A., Galiev I. I., Kliuka V. P. Progressivnye tekhnologii obespecheniia be-zopasnosti dvizheniia poezdov i sokhrannosti perevozimykh gruzov (Advanced technologies ensure traffic safety and security of goods transported). Moscow, 2008, 220 p.

ИЗВЕСТИЯ Транссиба

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.