Научная статья на тему 'Концепция развития культуры П. Сорокина'

Концепция развития культуры П. Сорокина Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4193
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развития культуры П. Сорокина»

Е. А. Муляр, Е. С. Пристав, А. С. Скороход Концепция развития культуры П. Сорокина

В наши дни много пишут о состоянии отечественной и мировои культуры. Одни считают, что она переживает невиданный взлет, и только считанные дюймы отделяют ее от культурного эдема постиндустриального общества; другие полагают, что современная культура переживает глубочайший кризис. Различные трактовки имеет и вопрос о

выходе из кризиса. Особенно ярко проявляют себя противоречия в по__V Л V

нимании культуры в нашей стране. С одной стороны, утверждается, что выход из кризиса в России заключается в том, что надо больше учиться и перенимать у Запада [1; 2]. С другой стороны, есть мнение, что спасение нашей культуры в возрождении, в следовании русской идее, чуждой всему западному. Но в итоге возрождается пока только одно: бесконечные неразрешимые споры западников и славянофилов. Во всяком случае, научные конференции по перспективам развития отечественной культуры способны приходить только к выводам, что ситуация требует принципиально новых подходов, поиска новых путей развития общества. Поэтому актуально обращение к творческому наследию П. Сорокина, проводившего исследования в области социологии культуры, уделявшего особое внимание проблеме кризиса культуры и выхода из него [6; 7; 8].

Культура по Сорокину составляет определяющую сторону социокультурной реальности, существующей в социальном пространстве. Она неограниченно развивается, имея свои относительные границы в геометрическом пространстве, так что всегда «существует одновременно несколько культур, проходящих одну и ту же стадию, но в разных формах» [б]. Таких форм три, и всякая культура последовательно переживает эти три формы с тем, чтобы закончив один цикл смены форм, тут же перейти к другому, повторяющему первый, и так до бесконечности. Следовательно, в каждой культуре есть содержание, которое развивается необратимо в одном и том же направлении, и форма, вращающаяся в циклах трех фаз.

Вся прежняя социологическая и историческая мысль либо трактовала прогресс культуры линейно, т. е. рассматривая лишь рост и развитие содержания, либо же рассматривала ее с точки зрения формы [9], однако тогда конец одной формы (фазы) рассматривался не как переход к другой, а как закат и гибель культуры. П. Сорокин ставит своей задачей преодолеть эти «крайности» [6; 7; 8].

Кроме того, культура на каждой фазе - это единство искусств, науки, философии и религии, этики и права, форм организации социальной, экономической и политической жизни, нравы, обычаи, образ жизни и мышления, спаянное единством ценности. Поскольку

факторами культурного и социального развития являются понятия, идеи, и поскольку они имеют надиндивидуальный характер, они выступают как миры смыслов. Смена фазы - это смена мира смыслов, коренное изменение в мировоззрении и менталитете народов, их идейных ориентаций [6; 7; 8; 9].

Таким образом, в развитии каждой культуры можно выделить этапы сравнительного плавного быстрого подъема на основе определенного мировоззрения и менталитета и этапы кризиса культуры, распада старого ценностного и смыслового единства в ней. Подобный кризис состоит в смене фаз, предвещает ее. Кризис сопровождается взрывом войн, революций, анархии, кровопролитиями, хаосом, нищетой и страданием миллионов, но это не более, чем «родовые муки» [6; 7; 8]. Ближайшей целью исследований в трудах П. Сорокина было создание интегральной теории культуры, отдаленной - разработка теории и методики творческого альтруизма и «нравственной гигиены» как прикладной науки.

Принимая тезис о постоянстве поступательного развития культуры при одновременном видимом отсутствии у истории цели, для того, чтобы не впасть в ловушку неповторимости исторического процесса, лишающего его всякого смысла, П. Сорокин ищет повторяющихся состояний в культуре, своего рода культурных формаций или фаз развития, а также доказательство того, что это состояния социальной реальности, понимаемой идеалистически [6; 7; 8].

В его работах доказывается, что специфика формации состоит в господстве стиля мышления идеационного, идеалистического или чувственного и смене этих господств со временем.

Отсюда вытекает задача анализа современного кризиса культуры и выявления направления выхода из кризиса, а отсюда - прогноза о культуре и человеке будущего, ХХ1 в.

Кризис западной культуры в ХХ столетии и состоит в том, что переживает кризис чувственная культура для того, чтобы снова перейти к идеационной фазе.

Три фазы - идеационная, идеалистическая и чувственная - не просто сменяют друг друга. Нет, они не исчезают никогда ни одна. Происходит лишь смена господства, преобладания в общей культуре той или иной из них. Но смена приоритетов означает вместе с тем смену элит, перестройку своего социально-культурного пространства, что вызывает свирепую борьбу заинтересованных групп людей.

П. Сорокин разработал теорию исторического процесса как циклической флуктуации основных типов культуры, а также выдвинул программу спасения человечества на основе творческого альтруизма и создал в Гарварде «Центр по изучению творческого альтруизма» [6; 7; 8].

П. Сорокин видел новизну своей концепции в преодолении двух догматических подходов в социологии:

- понимания социологической структуры общества вне развития, как чего-то постоянного, вневременного и пространственно не привязанного. Это то понимание культуры, против которого выступал Шпенглер, когда под культурой понимается только культура западноевропейского образца;

- в равной мере П. Сорокин выступает и против шпенглеровского подхода, когда историчность в рассмотрении культур оказывается линейно направленной от рождения к гибели. Интегральная социология культуры Сорокина призвана преодолеть недостатки того и иного подхода [6; 7; 8; 10].

Кроме того, его концепция сочетает в себе поступательность и круговорот в трактовке культур истории. В итоге круговорот разворачивается во времени в спираль - как у Гегеля [3]. Всякий виток спирали как бы повторяет предыдущий, но на новом уровне развития. Таким образом, концепция Сорокина допускает неограниченный прогресс в развитии культуры и не оставляет места для регресса и гибели. Это концепция исторического оптимизма [6; 7; 8].

Концепция П. Сорокина интересна еще и тем, что впервые в культурологии кризис культуры трактуется как стадия перехода к более высокой культуре. Здесь тоже очевидно влияние Гегеля на Сорокина.

Взгляды П. Сорокина на роль и место России в мировом кризисе культуры не оставались неизменными. В 20-е гг., по словам Л.А. Козера, американские ученые оценивали его отношение к России как отношение «рассерженного политического эмигранта, злопамятного и не извлекшего никаких уроков» [4; 5], то в 60-е гг. он приходит к мысли о конвергенции как пути выхода из кризиса и перехода к идеационной системе культуры: тип представляется промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни» [4; 5]. Позднее его прогнозы и социологические анализы становятся все более апологетическими по отношению к России, и, по его мнению, острый мировой кризис культуры завершится созданием новой идеационной культуры с перемещением центра культурного лидерства на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Россию [6; 7; 8]. Особую роль он отводит при этом «новой коммунистической этики», определяемой как этика сотрудничества, бескорыстной помощи и поддержки, этика коллективной защиты достоинства, свободы и самореализации личности - высшей ценности. По своим основаниям эта этика является воспроизведением и модификацией вечных и универсальных моральный принципов, провозглашенных всеми великими религиями и этическими системами, включая Нагорную проповедь и заповеди Христа. Эта этика все больше воплощается в жизнь» [7].

Этот прогноз, подобно аналогичным прогнозам блестящего будущего России, данный В. Шубартом, А. Тойнби и др., не сбылся в силу поражения России в холодной войне и распада СССР [10; 11]. Но, кажется, такова судьба всех и прогнозов, и пророчеств - они не сбываются, а история преподносит всякий раз сюрпризы.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Образование в России: сохраняя традиции, двигаться дальше. -М.: Федер. ин-т развития образования, 2012. - 39 с.

2. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века). - Челябинск: Б. и., 1993. - 237 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб.: Наука, 1992. - 441 с.

4. Козер Л. А. Интегральная социология П. Сорокина // История социологии в Западной Европе и США / под ред. П. П. Гайденко, и др. - М.: Наука, 1993. - 424 с.

5. Козер Л. А. Мастера социологической мысли: идеи в историческом и социальном контексте / пер. с англ. Т. И. Шумилиной. - СПб.: Нестор-История, 2013. -463 с.

6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред. А.Ю. Согомонова. -М.: Политиздат, 1992. - 542.

7. Сорокин П. Основные черты русской нации в ХХ столетии - О России и русской философской культуре // Философы русского зарубежья. - М.: Наука, 1990. -С. 463-490.

8. Сорокин П. А. О русской общественной мысли: Сочинения / отв. ред. И.А. Голосенко; [Социол. ин-т РАН и др.]. - СПб.: Алетейя, 2000. - 221 с.

9. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: сб. / пер. с англ. Е.Д. Жарков и др. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 588 с.

10. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Искусство, 1993. - 298 с.

11. Шубарт В. Европа и душа Востока / пер. с нем. В. Васильева (Востокова). -М.: Посев, 1947. - 124 с.

В. Э. Орлова

Проблемы изучения символики и атрибутики новых религиозных движений

Распад Советского Союза повлек за собой кризис этнокультурной и гражданской идентичности. Поиск ее новых оснований и утверждение норм свободы совести обусловили появление большого количества новых религиозных движений (НРД) как отечественного, так и зарубежного происхождения. За последние два десятилетия о данном типе религиозных сообществ было написано немалое количество трудов отечественных исследователей. Однако значительное количество работ по определению, классификации и проблемам НРД указывает не только на то, что этот феномен интересен для научного сообщества, но и на от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.