Е. А. Муляр, Е. С. Пристав, А. С. Скороход Концепция развития культуры П. Сорокина
В наши дни много пишут о состоянии отечественной и мировои культуры. Одни считают, что она переживает невиданный взлет, и только считанные дюймы отделяют ее от культурного эдема постиндустриального общества; другие полагают, что современная культура переживает глубочайший кризис. Различные трактовки имеет и вопрос о
выходе из кризиса. Особенно ярко проявляют себя противоречия в по__V Л V
нимании культуры в нашей стране. С одной стороны, утверждается, что выход из кризиса в России заключается в том, что надо больше учиться и перенимать у Запада [1; 2]. С другой стороны, есть мнение, что спасение нашей культуры в возрождении, в следовании русской идее, чуждой всему западному. Но в итоге возрождается пока только одно: бесконечные неразрешимые споры западников и славянофилов. Во всяком случае, научные конференции по перспективам развития отечественной культуры способны приходить только к выводам, что ситуация требует принципиально новых подходов, поиска новых путей развития общества. Поэтому актуально обращение к творческому наследию П. Сорокина, проводившего исследования в области социологии культуры, уделявшего особое внимание проблеме кризиса культуры и выхода из него [6; 7; 8].
Культура по Сорокину составляет определяющую сторону социокультурной реальности, существующей в социальном пространстве. Она неограниченно развивается, имея свои относительные границы в геометрическом пространстве, так что всегда «существует одновременно несколько культур, проходящих одну и ту же стадию, но в разных формах» [б]. Таких форм три, и всякая культура последовательно переживает эти три формы с тем, чтобы закончив один цикл смены форм, тут же перейти к другому, повторяющему первый, и так до бесконечности. Следовательно, в каждой культуре есть содержание, которое развивается необратимо в одном и том же направлении, и форма, вращающаяся в циклах трех фаз.
Вся прежняя социологическая и историческая мысль либо трактовала прогресс культуры линейно, т. е. рассматривая лишь рост и развитие содержания, либо же рассматривала ее с точки зрения формы [9], однако тогда конец одной формы (фазы) рассматривался не как переход к другой, а как закат и гибель культуры. П. Сорокин ставит своей задачей преодолеть эти «крайности» [6; 7; 8].
Кроме того, культура на каждой фазе - это единство искусств, науки, философии и религии, этики и права, форм организации социальной, экономической и политической жизни, нравы, обычаи, образ жизни и мышления, спаянное единством ценности. Поскольку
факторами культурного и социального развития являются понятия, идеи, и поскольку они имеют надиндивидуальный характер, они выступают как миры смыслов. Смена фазы - это смена мира смыслов, коренное изменение в мировоззрении и менталитете народов, их идейных ориентаций [6; 7; 8; 9].
Таким образом, в развитии каждой культуры можно выделить этапы сравнительного плавного быстрого подъема на основе определенного мировоззрения и менталитета и этапы кризиса культуры, распада старого ценностного и смыслового единства в ней. Подобный кризис состоит в смене фаз, предвещает ее. Кризис сопровождается взрывом войн, революций, анархии, кровопролитиями, хаосом, нищетой и страданием миллионов, но это не более, чем «родовые муки» [6; 7; 8]. Ближайшей целью исследований в трудах П. Сорокина было создание интегральной теории культуры, отдаленной - разработка теории и методики творческого альтруизма и «нравственной гигиены» как прикладной науки.
Принимая тезис о постоянстве поступательного развития культуры при одновременном видимом отсутствии у истории цели, для того, чтобы не впасть в ловушку неповторимости исторического процесса, лишающего его всякого смысла, П. Сорокин ищет повторяющихся состояний в культуре, своего рода культурных формаций или фаз развития, а также доказательство того, что это состояния социальной реальности, понимаемой идеалистически [6; 7; 8].
В его работах доказывается, что специфика формации состоит в господстве стиля мышления идеационного, идеалистического или чувственного и смене этих господств со временем.
Отсюда вытекает задача анализа современного кризиса культуры и выявления направления выхода из кризиса, а отсюда - прогноза о культуре и человеке будущего, ХХ1 в.
Кризис западной культуры в ХХ столетии и состоит в том, что переживает кризис чувственная культура для того, чтобы снова перейти к идеационной фазе.
Три фазы - идеационная, идеалистическая и чувственная - не просто сменяют друг друга. Нет, они не исчезают никогда ни одна. Происходит лишь смена господства, преобладания в общей культуре той или иной из них. Но смена приоритетов означает вместе с тем смену элит, перестройку своего социально-культурного пространства, что вызывает свирепую борьбу заинтересованных групп людей.
П. Сорокин разработал теорию исторического процесса как циклической флуктуации основных типов культуры, а также выдвинул программу спасения человечества на основе творческого альтруизма и создал в Гарварде «Центр по изучению творческого альтруизма» [6; 7; 8].
П. Сорокин видел новизну своей концепции в преодолении двух догматических подходов в социологии:
- понимания социологической структуры общества вне развития, как чего-то постоянного, вневременного и пространственно не привязанного. Это то понимание культуры, против которого выступал Шпенглер, когда под культурой понимается только культура западноевропейского образца;
- в равной мере П. Сорокин выступает и против шпенглеровского подхода, когда историчность в рассмотрении культур оказывается линейно направленной от рождения к гибели. Интегральная социология культуры Сорокина призвана преодолеть недостатки того и иного подхода [6; 7; 8; 10].
Кроме того, его концепция сочетает в себе поступательность и круговорот в трактовке культур истории. В итоге круговорот разворачивается во времени в спираль - как у Гегеля [3]. Всякий виток спирали как бы повторяет предыдущий, но на новом уровне развития. Таким образом, концепция Сорокина допускает неограниченный прогресс в развитии культуры и не оставляет места для регресса и гибели. Это концепция исторического оптимизма [6; 7; 8].
Концепция П. Сорокина интересна еще и тем, что впервые в культурологии кризис культуры трактуется как стадия перехода к более высокой культуре. Здесь тоже очевидно влияние Гегеля на Сорокина.
Взгляды П. Сорокина на роль и место России в мировом кризисе культуры не оставались неизменными. В 20-е гг., по словам Л.А. Козера, американские ученые оценивали его отношение к России как отношение «рассерженного политического эмигранта, злопамятного и не извлекшего никаких уроков» [4; 5], то в 60-е гг. он приходит к мысли о конвергенции как пути выхода из кризиса и перехода к идеационной системе культуры: тип представляется промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни» [4; 5]. Позднее его прогнозы и социологические анализы становятся все более апологетическими по отношению к России, и, по его мнению, острый мировой кризис культуры завершится созданием новой идеационной культуры с перемещением центра культурного лидерства на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Россию [6; 7; 8]. Особую роль он отводит при этом «новой коммунистической этики», определяемой как этика сотрудничества, бескорыстной помощи и поддержки, этика коллективной защиты достоинства, свободы и самореализации личности - высшей ценности. По своим основаниям эта этика является воспроизведением и модификацией вечных и универсальных моральный принципов, провозглашенных всеми великими религиями и этическими системами, включая Нагорную проповедь и заповеди Христа. Эта этика все больше воплощается в жизнь» [7].
Этот прогноз, подобно аналогичным прогнозам блестящего будущего России, данный В. Шубартом, А. Тойнби и др., не сбылся в силу поражения России в холодной войне и распада СССР [10; 11]. Но, кажется, такова судьба всех и прогнозов, и пророчеств - они не сбываются, а история преподносит всякий раз сюрпризы.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Образование в России: сохраняя традиции, двигаться дальше. -М.: Федер. ин-т развития образования, 2012. - 39 с.
2. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века). - Челябинск: Б. и., 1993. - 237 с.
3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб.: Наука, 1992. - 441 с.
4. Козер Л. А. Интегральная социология П. Сорокина // История социологии в Западной Европе и США / под ред. П. П. Гайденко, и др. - М.: Наука, 1993. - 424 с.
5. Козер Л. А. Мастера социологической мысли: идеи в историческом и социальном контексте / пер. с англ. Т. И. Шумилиной. - СПб.: Нестор-История, 2013. -463 с.
6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред. А.Ю. Согомонова. -М.: Политиздат, 1992. - 542.
7. Сорокин П. Основные черты русской нации в ХХ столетии - О России и русской философской культуре // Философы русского зарубежья. - М.: Наука, 1990. -С. 463-490.
8. Сорокин П. А. О русской общественной мысли: Сочинения / отв. ред. И.А. Голосенко; [Социол. ин-т РАН и др.]. - СПб.: Алетейя, 2000. - 221 с.
9. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: сб. / пер. с англ. Е.Д. Жарков и др. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 588 с.
10. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Искусство, 1993. - 298 с.
11. Шубарт В. Европа и душа Востока / пер. с нем. В. Васильева (Востокова). -М.: Посев, 1947. - 124 с.
В. Э. Орлова
Проблемы изучения символики и атрибутики новых религиозных движений
Распад Советского Союза повлек за собой кризис этнокультурной и гражданской идентичности. Поиск ее новых оснований и утверждение норм свободы совести обусловили появление большого количества новых религиозных движений (НРД) как отечественного, так и зарубежного происхождения. За последние два десятилетия о данном типе религиозных сообществ было написано немалое количество трудов отечественных исследователей. Однако значительное количество работ по определению, классификации и проблемам НРД указывает не только на то, что этот феномен интересен для научного сообщества, но и на от-