Научная статья на тему 'Концепция развития корпоративной культуры предприятия отрасли холодильного машиностроения'

Концепция развития корпоративной культуры предприятия отрасли холодильного машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛОДИЛЬНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / REFRIGERATION ENGINEERING / CORPORATE CULTURE / CHANGE MANAGEMENT / MANAGEMENT OF CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князева Вероника Адольфовна

Представлена концепция развития корпоративной культуры как фактора повышения конкурентоспособности компании в отрасли холодильного машиностроения. Особое внимание уделено методам управления корпоративной культуры международной компании. Рассматриваются основные направления развития системы управления корпоративной культуры международных компаний сферы машиностроения, способствующие эффективности их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Князева Вероника Адольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE INDUSTRY OF REFRIGERATION ENGINEERING

The article presents the concept of development of corporate culture as a factor in increasing the competitiveness of companies in the industry of refrigeration engineering. Special attention is paid to corporate culture management of international companies. Explains the basic directions of development of corporate culture management system of international engineering companies, contributing to the efficiency of their functioning.

Текст научной работы на тему «Концепция развития корпоративной культуры предприятия отрасли холодильного машиностроения»

Евсеева Ирина Александровна, канд. экон. наук, доц., доц., [email protected], Россия, Орел, «Госуниверситет-УНПК»

STRATEGIC BENEFITSM&A TRANSACTIONS IN THE OIL AND GAS COMPLEX

I.A. Evseeva

The paper conducted a qualitative assessment of the benefits of strategic mergers and acquisitions in the oil and gas industrial complex, considered the practice of strategic cooperation between Russian companies and leading corporations of the world market.

Keywords: industry, oil and gas sector, integration, mergers and acquisitions

Evseeva Irina Aleksandrovna, PhD, assistant professor, associate professor at the department of «Jekonomika i menedzhment», [email protected], Russia, Orel, State University-Education-Science-Production Conplex.

УДК 005.32(075)

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ ХОЛОДИЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

В.А. Князева

Представлена концепция развития корпоративной культуры как фактора повышения конкурентоспособности компании в отрасли холодильного машиностроения. Особое внимание уделено методам управления корпоративной культуры международной компании. Рассматриваются основные направления развития системы управления корпоративной культуры международных компаний сферы машиностроения, способствующие эффективности их функционирования.

Ключевые слова: холодильное машиностроение, корпоративная культура, управление изменениями корпоративной культуры, методы управления корпоративной культуры.

Процессы охлаждения присутствуют без исключения во всех областях хозяйства нашей страны и в первую очередь - это функционирование холодильной цепи, которое обеспечивает население продуктами питания а, следовательно, и продовольственную безопасность.

Холодильная промышленность обеспечивает формирование, хранение резервов и ресурсов для поставок потребителям. Вместе с тем эта система является одним из основных стабилизирующих звеньев рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса [6].

Общее потребление электроэнергии холодильным оборудованием в общем энергобалансе развитых стран составляет 15-20 %, что говорит о

серьёзных масштабах применения холодильной техники и о проникновении холодильных технологий во все сферы деятельности человека.

В настоящее время в России действует порядка трехсот тысяч организаций, включая малые предприятия с числом работающих 3-5 человек, связанных с проектированием, производством, эксплуатацией и обслуживанием холодильных систем и холодильного оборудования, а также с обучением эксплуатирующего персонала, не считая потребителей автономных кондиционеров и бытового холодильного оборудования. Доля отечественного оборудования на российском рынке составляет около 15 %.

От безотказной работы и своевременного обслуживания холодильного оборудования зачастую зависит не только экономическая эффективность функционирования торговых компаний и пищевых производств, но также и их деловой имидж. Ведь если из-за поломок «холодильников» конечному потребителю на стол попадет некачественный продукт, то это чревато не только неприятностями со стороны контролирующих и надзорных органов, но и неминуемой потерей доверия со стороны покупателей и потребителей, а это самый неблагоприятный результат в бизнесе.

Типы промышленного холодильного оборудования представлены на рис.1.

Рис.1. Типы промышленного холодильного оборудования

Производственное холодильное оборудование обычно размещается на пищевых предприятиях (молочные заводы, мясокомбинаты, рыбоперерабатывающие заводы). Такие холодильные установки необходимы для первичной термической обработки и краткосрочного хранения сырья и готовой пищевой продукции.

Торговое холодильное оборудование служит для краткосрочного хранения продуктов, поступающих для реализации в торговую сеть.

Перевалочное холодильное оборудование служит для краткосрочного хранения продукции в местах ее перегрузки с одного вида транспорта на другой. Обычно строят такие холодильники в портах и в узлах железных и шоссейных дорог.

Транспортное холодильное оборудование предназначено для перевозки продукции железнодорожным, водным, автомобильным транспортом.

Способы продажи и сбыта холодильного оборудования можно сгруппировать по трем основным категориям, представленным на рис.2.

Представительская организация продаж представляет собой открытие компанией-производителем своих международных или региональных представительств и реализация через них своей продукции. Основная характеристика такой организации - это единая ценовая политика на всех направлениях распространения продукции и централизованное управление.

Рис.2. Система сбыта холодильного оборудования в России

Дилерская организация продаж - это наиболее распространенная организация, при которой предприятие-производитель продает свой товар дилерам по специальным ценам, предоставляя им при этом гарантийное обслуживание и другие льготы.

Реализация продукции конечному потребителю без посредников -это такой способ организации продаж, чаще всего которым пользуются производители на местном локальном рынке, параллельно с другими схемами организации продаж.

Наиболее перспективными формами реализации продаж и организации каналов продвижения в настоящее время являются такие способы, при которых обеспечивается географическая близость к потребителю (представительская, дилерская). Компания выбирает определенный способ организации продаж на основе существующего уровня ее развития, а также на основе административных и финансовых возможностей конкретной компании.

Согласно проведенным исследованиям, более 50% оборудования поступает в Россию из четырех стран: Китай, Италия, Германия и Белоруссия. Стоит отметить, что Китай является лидером по импорту холодильного оборудования в Россию.

Однако и заграничные бренды также широко востребованы на российском рынке, в первую очередь за счет высокого качества продукции, низких эксплуатационных расходов, а также используемых современных технологий и долговечности продукции.

Самым продаваемым зарубежным холодильным оборудованием в России являются такие бренды как: LIndle (Германия), Hussman (США), №>г-ре (Финляндия), Tasselli, Arneg, Pastorfigor (Италия), Кохка (Испания). Осо-

бое место можно выделить таким компаниям как Frigoglass (Греция) и торговая марка Не1ката (Финляндия). Данные бренды являются европейскими и мировыми лидерами по производству холодильного оборудования. Так, например греческая компания Frigoglass в настоящее время занимает около половины российского рынка торгового холодильного оборудования [7].

Мировой спрос на холодильное оборудование с прогнозом на 2019 год представлен в табл. 1.

Таблица 1

Спрос на холодильное оборудование в разбивке по регионам мира

Наименование региона Объем продаж, млн. долларов США

2009 2014 2019 (прогноз)

Северная Америка 7 465 8 410 9 770

Западная Европа 6 710 5 975 6 840

Азия/Тихоокеанский регион 7 600 10 615 14 600

Центральная и Южная Америка 845 1 201 1 675

Восточная Европа 1 370 1 465 1 805

Африка/Ближний Восток 1 060 1 384 1 810

Итого 25 050 29 050 36 500

Таким образом, ежегодный прирост спроса на холодильное оборудование в среднем равен 3-5 %, что говорит о динамичном развитии отрасли холодильного машиностроения в мире [7].

Цена импорта холодильного оборудования в динамике по годам представим в табл.2.

Таблица 2

Цена импорта холодильного оборудования в Россию в динамике

за 2009-2014 гг.

Параметр 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Цена импорта, долл. США за шт. 295,61 292,96 306,94 293,73 281,11 286,27

Темп прироста к предыдущему году, % — -0,9 4,8 -4,3 -4,3 1,8

Согласно прогнозам специалистов, с 2015 года цена импорта холодильного оборудования в Россию будет расти в среднем на 2,2 % в год.

Объёмы производства и продаж холодильного оборудования в России растут с каждым годом, что связано с активным развитием отраслей розничной и оптовой торговли. Таким образом, отрасль холодильного машиностроения находится в стадии развития.

Ключевым фактором успеха российской отрасли холодильного машиностроения может стать ее инновационное развитие. Предприятия и институты непрерывно ведут исследовательские и опытно-конструкторские разработки по созданию и освоению новых технологий для традиционных и новых областей применения.

Со стороны государства требуется разработка и реализация комплекса законодательных, нормативных и организационных мер в области протекционистской и регулирующей политики, в том числе в области технического регулирования, направленных на решение основных задач развития отечественного холодильного машиностроения для дальнейшего обеспечения независимости и безопасности страны [6].

Корпоративная (организационная) культура является стратегическим ресурсом, то есть ресурсом, обеспечивающим компании долгосрочное и эффективное преимущество перед конкурентами.

Основное свойство корпоративной культуры как стратегического ресурса - это неповторимость.

Степень неповторимости корпоративной культуры очень высока, так как именно корпоративная культура отражает способы социального взаимодействия, а также использование различных технологий, характерных только для данной компании.

Корпоративная культура - это результат успешного решения компанией двух основных задач: внутренняя интеграция и адаптация к внешней среде. Таким образом, корпоративная культура формируется в результате реализации принципов руководства фирмы и поиска успешной стратегии [1].

Управление корпоративной культурой - это направление менеджмента организации, включающее прогнозирование, организацию, поддержку, координацию и контроль корпоративной культуры компании.

В управлении корпоративной культурой предприятия форма отражает внешний вид этого управления и объединяет различные виды управления корпоративной культурой.

Корпоративная культура должна способствовать повышению эффективности организации и быть привлекательной для потенциальных сотрудников и рынка. Только в этом случае корпоративная культура может стать стратегическим ресурсом организации.

Внешняя среда может влиять на корпоративную культуру международного предприятия.

Влияние изменений внешней среды на сценарий развития деятельности предприятия и корпоративной культуры компании представлено на рисунке 3.

Управление изменениями корпоративной культуры не должно быть направлено на полное искоренение естественности ее развития; его основной задачей является максимальное ограничение стихийности таких изменений, которая опасна непредсказуемыми последствиями. Процесс форми-

рования ценностных ориентиров является имплантационным этапом, в течение которого осуществляется постепенный перенос и их закрепление внутри компании. Он связан с проблемой адаптивности и восприимчивости корпоративной культуры к нововведениям, склонностью компаний к изменениям внутреннего культурного пространства.

Рис.3. Изменения во внешней среде и сценарии развития корпоративной культуры компании

Для каждой компании в определенный период ее жизнедеятельности присуща своя форма управления корпоративной культурой. В этом случае, корпоративная культура является нематериальным ресурсом, уникальным для каждой конкретной организации [5].

Форма управления корпоративной культуры предприятия создается через использование разных классических типов управления организационной культурой путем их дальнейшего объединения и адаптации к конкретной компании.

Множество методов и способов управления корпоративной культурой предприятия объединяются в единую классификацию типов управления корпоративной культурой.

Наиболее часто встречаемые типы управления корпоративной культурой международной компании можно объединить в единую систематизацию (табл.3).

Таблица 3

Систематизация типов управления корпоративной культурой

международной компании

Классификационный признак Тип управления корпоративной культурой

Ориентация - социально ориентированный; - экономически ориентированный; - социально-экономически ориентированный; - условно ориентированный

Связи - личностно-ориентированный; - технократический

Размер бизнеса - полигрупповой; - семейный

Взаимодействие с внешней средой - оранжерея; - сборщик колосьев; - сад; - город; - лиана; - косяк рыбы; - большая плантация; - странствующая орхидея

Интернационализация - внутренний; - национальный; - международный; - глобальный

Учет интересов заинтересованных лиц - без учета интересов; - частичный учет интересов; - полный учет интересов

Представление о принятии решений - коллегиальный; - бюрократический; - политический

Характер участия наблюдательного совета - участие «пилота»; - участие «опекуна»; - участие «сторожевого пса»; - без участия

Характер управления изменениями - наследственный; - ступенчатый; - колебательный; - революционный (глобальный)

Набор ценностей - бюрократический (иерархичный); - рыночный; - планируемый

Стиль управления - культура личности; - культура роли; - культура задачи; - культура власти

Выбор метода и типа управления корпоративной культурой зависит от размера бизнеса. Для небольших компаний характерна «семейная» корпоративная культура, для остальных - полигрупповая культура (управление с учетом специфики отдельных групп, с использованием индивидуального подхода к каждой группе с целью их объединения) [4].

Создание системы управления корпоративной культурой компании предполагает три этапа (рис.4).

Проектирование корпоративной культуры

Внедрение системы трансляции и поддержания корпоративной культуры

Рис.4. Этапы создания системы управления корпоративной культурой

компании

По мнению исследователей, этап диагностики корпоративной культуры включает в себя следующие мероприятия:

- определение силы, разделяемости и типа корпоративной культуры;

- анализ разницы между фактической и желаемой корпоративной культурой;

- выявление факторов и условий, оказывающих наибольшее влияние на формирование корпоративной культуры.

Этап проектирования корпоративной культуры компании предполагает:

- определение и формирование ценностей, норм, идеалов корпоративной культуры топ-менеджером предприятия;

- проектирования систем поддержания и трансляции корпоративной культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение системы трансляции и поддержания корпоративной культуры предприятия характеризуется следующими мероприятиями:

- подбор и постановка кадров с учетом требований корпоративной культуры компании;

- психологическая и профессиональная адаптация сотрудников компании к нормам корпоративной культуры;

- создание системы мониторинга организационного поведения сотрудников компании, внедрение системы поощрений и наказаний;

- целенаправленное распространение «историй», поощряющих определенные ценности, нормы, традиции, способы решения задач;

- разработка системы управления карьерой для сотрудников, приверженных новой корпоративной культуре.

Таким образом, основной целью управления корпоративной культурой компании является преднамеренное изменение культуры организации с целью увеличения приверженности сотрудников и ориентации поведения персонала на достижение целей компании.

Развитие корпоративной культуры международной компании зависит от склонности организации к управленческим инновациям и накоплению информации, что стимулирует обучение эффективному управлению, а также раскрывает возможности для совместного использования управленческого опыта.

Список литературы

1. Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента. М.: «ПРИОР», 2013. 288 с.

2. Алтухова Г.А. Основы корпоративной культуры. М.: Литера,

2009. 224 с.

3. Балабанов В. В. Типология и особенности современных коммуникаций. М.: Литера, 2009. 365 с.

4. Князева В.А., Лаушкина Н.С., Татенко Г.И. Организационная культура в системе менеджмента [Текст]: учеб. пособие. Орел: ОрелГТУ,

2010. 195 с.

5. Лисогор, М. Н. Влияние организационной культуры компании на повышение уровня стратегических взаимоотношений с корпоративными клиентами (партнерами) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. №3. С. 104-107

6. Реалии и перспективы российской холодильной промышленности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://exposfera.com/news/realn-i-perspektivy-rossiyskoy-kholodilnoy-promyshlennosti/

7. Рынок холодильного оборудования. Текущая ситуация и прогноз 2014-2018 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alto-group.ru/ otchot/marketing/335-rynok-xolodilnogo-oborudovaniya-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2014-2018-gg.html

Князева Вероника Адольфовна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Орел, «Госуниверситет-УНПК»

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE INDUSTRY OF REFRIGERATION ENGINEERING

V.A. Knyazeva

The article presents the concept of development of corporate culture as a factor in increasing the competitiveness of companies in the industry of refrigeration engineering. Special attention is paid to corporate culture management of international companies. Explains the basic directions of development of corporate culture management system of international engineering companies, contributing to the efficiency of their functioning.

Keywords: refrigeration engineering, corporate culture, change management, corporate culture, management of corporate culture

Knyazeva Veronika Adolfovna, Cand.Econ.Sci., the lecturer of chair «Economy and management», knyazeva [email protected], Russia, Orel, State University-Education-Science-Production Conplex.

УДК 330.332.122

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭКОИННОВАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНАХ

РОССИИ

Е.Е. Кононова

Проведен анализ развития экоинноваций в России. Согласно проведенному исследованию 2011г год был максимальным по развитию экоинноваций в регионах России (25% регионов можно отнести к лидерам, 28,75% регионов имеют достаточный уровень, а 13,75% продвинутый уровень развития экоинноваций), а в 2013 году ситуация изменилась (72,5% относятся к отстающим и 27,5% регионов к слаборазвитым в области экоинноваций). Делается вывод, что устойчивое развитие возможно на основе механизмов зеленой экономики, среди которых экологические инновации занимают одно из первых мест.

Ключевые слова: экоинновации, зеленая экономика, анализ, регион

В последние десятилетия в зарубежной теории управления появилось понятие «зеленая экономика», которое активно вошло в практику хозяйствования европейских стран.

Основы зелёной экономики базируются на следующих ограничениях: нельзя бесконечно расширять сферу человеческого влияния на природу, нельзя бесконечно удовлетворять растущие потребности, нельзя забы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.