ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ
ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА ЩЕРБАЧЕВА,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя Научная специальность 12.00.03 - гражданское право, предпринимательское право,
семейное право, международное частное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что все концепции развития прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации базируются на концепциях Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и синхронизированы с концепциями развития Организации объединенных наций (ООН).
В современном мире успешными становятся те страны, где уважают и поддерживают не только права собственности на осязаемое имущество, но и права интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: исключительные права; интеллектуальная собственность; субъективные права; способы правовой защиты; судебно-арбитражная практика.
Annotation. Analysis of the legislation suggests that all concept of the development of intellectual property rights in the Russian Federation are based on the concepts, the World Intellectual Property Organization (WIPO) and synchronized with the concepts of development of the United Nations (UN).
The author notes that in today's world, successful become those of the country where respect and support not only ownership of the tangible property, but also intellectual property rights.
Keywords: exclusive rights; intellectual property; subjective rights; remedies; judicial-arbitration practice.
Все концепции развития прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации базируются на концепциях Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и синхронизированы с концепциями развития Организации объединенных наций (ООН). Чтобы лучше представлять данные цели, считаю необходимым подробнее остановиться на данных, представленных в ежегодных отчетах ВОИС.
Отчет Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) от 2012 г. получил название: «Авторское право + Творческий потенциал = Новые рабочие места + Экономический рост». Подобные исследования ВОИС проводит с 2002 г., а на этот раз эти исследования вобрали в себя информацию о тридцати как развитых, так и развивающихся странах со всех континентов.
Два главных показателя, принятых во внимание в отчете - доля стоимости продукта творческой экономики в совокупном объеме национального валового внутреннего продукта - ВВП и доля занятых в индустрии авторского права. Усредненное значение первого параметра по 30 странам составило 5.42%; максимальные доли творческой экономики в ВВП оказались в США - 11.1% и Австралии - 10.3%, а минимальная доля в Брунее - 1.58%. В России данный показатель составил 6.06% Стоит отметить следующую тенденцию: в странах, переживших
стремительный экономический рост, доля креативного сектора в ВВП выше среднего значения.
Что касается доли занятых в творческом секторе, средний показатель по вошедшим в отчет странам достиг 5.88%; максимальные доли зафиксированы в таких странах, как Филиппины (11.1%,), Мексика (11.01%) и Бутан (10.09%), меньше всего работающих граждан в «копирайт-индустрии» занято в Украине (1.90%). В Российской Федерации данный показатель составил (7.30%.) Большинство государств, для которых характерна большая доля креативного продукта в ВВП, отличились и с точки зрения доли занятых в рассматриваемом секторе.
По результатам двух вышеописанных оценок специалисты ВОИС ввели индекс эффективности труда, который рассчитывается пропорцией между вкладом «копирайт-индустрии» в ВВП и долей занятых в этом секторе.
Оказалось, что наиболее производительны творческие люди из Южной Кореи, Панамы, Кении и Ямайки, в то время как труд их коллег из Мексики, Филиппин, Колумбии и Перу наименее эффективен. Поскольку нейтральное значение индекса было принято за 100, в России этот показатель оказался существенно ниже среднего.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проведенный анализ позволяет предположить, что страны с высоким индексом эффективности труда отличаются высоким уровнем специализации персонала в творческих отраслях, а также высокой ценностью креативного продукта, производимого на единицу труда.
Более детально стоит рассмотреть структуру ключевых отраслей экономики творчества с точки зрения их вклада в ВВП 30 стран.
Наибольший вклад в ВВП стран составляют такие отрасли, как пресса и литература, включая научную и учебную (40.46%), программное обеспечение и базы данных (23.19%), радио и телевидение (12.18%).
В результате исследования удалось доказать неразрывную связь между вкладом авторского права в ВВП государств и существенными параметрами, определяющими место государства на международной арене.
Очевидно, что в современном мире успешными становятся те страны, где уважают и поддерживают не только права собственности на осязаемое имущество, но и права интеллектуальной собственности1.
Доклад ВОИС за 2015 г. имеет несколько иную структуру данных и наглядно отображает динамику запланированных базовых для всех государств концепций развития интеллектуальной собственности. В докладе состояние дел ВОИС характеризуется как весьма положительное, отмечен существенный прогресс в большом числе областей, но особо следует отметить 9 основополагающих концепций развития, непосредственно отражающих дальнейшее развитие авторских и смежных прав во всем мире.
1. Расширение и совершенствование технических средств защиты авторских и смежных прав в информационной среде.
2. Увеличение помощи в правовой сфере странам, которые стремятся привести свое законодательство в соответствие с требованиями договоров ВОИС. Большинство просьб о консультировании в законодательной сфере объясняется их заинтересованностью в присоединении к конкретным договорам ВОИС в области авторского права (речь идет о новых договорах, либо о договорах, которые уже вступили в силу) и в этом ряду можно выделить Бернскую конвенцию, Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. В 2014 г. помощь в принятии законов по авторскому праву была оказана 14 государствам-членам; также ВОИС, проводились разъяснение государствам, желающим присоединиться к международным договорам ВОИС о правовых последствиях такого присоединения и в дальнейшем планируется расширение числа таких стран.
3. Более глубокое исследование местных экономических структур и влияния альтернативных политических решений на экономические показатели. Оказание помощи развивающимся странам при проведении глубоких фактологических исследований в целях поддержки принятия решений по вопросам интеллектуальной собственности.
4. Увеличение числа и качества научных публикаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.
5. Расширение проекта по развитию аудиовизуальной отрасли. Данный проект подразумевает под собой проведение учебных семинаров с большим числом участников, с помощью которых работникам киноиндустрии будет рассказываться, как максимально эффективно использовать практические инструменты, с тем чтобы авторское право лучше обеспечивало финансирование этой отрасли и повышало доходы благодаря улучшению практики заключения контрактов, более эффективному управлению аудиовизуальными правами и заключению сделок в этой области, надежному распространению кинопродукции, а также увеличению организации денежных потоков по законным каналам. Проект поможет развивающимся странам создать необходимую инфраструктуру для обеспечения процветания аудиовизуальной отрасли и, как следствие, внести значительный вклад в развитие, творческую работу и создание рабочих мест.
6. Подготовка большего числа дипломированных специалистов в рамках дистанционной концепции обучения на базе дистанционного обучения Академии ВОИС. Обучение может проходить в любой стране-участнице проекта Академии ВОИС, создавшей необходимую для обучения инфраструктуру. Обучение высококвалифицированных специалистов в области интеллектуальной собственности придаст позитивный импульс к повышению уровня защиты всей интеллектуальной собственности на территории тех стран, где оно будет проводиться.
7. Увеличение усилий по разъяснению значимости интеллектуальной собственности и по ознакомлению с негативными последствиями выпуска контрафактной продукции и пиратства. Действуя таким образом, государствам следует сочетать усилия по защите прав с усилиями по предотвращению нарушений. Поэтому программы ВОИС направлены не только на оказание помощи в создании нормативно-правовой базы, но и на стратегическое сотрудничество в целях информирования более широких слоев населения. В 2014 г., реагируя на большой интерес со стороны государств-членов, ВОИС провела исследование, посвященное национальным мероприятиям в информационной области, которые были направлены, в первую очередь, на детей и предусматривали использование средств коммуникации, в первую очередь, социальных сетей для просвещения населения. При финансовом содействии со стороны Республики Корея было разработано пять планов уроков для детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Сегодня ВОИС смещает фокус своей деятельности в области укрепления потенциала: если раньше основное внимание уделялось прямому оказанию услуг, то сейчас основное внимание уделяется укреплению существующих специальных учебных заведений. В качестве примера можно привести тот факт, что было подготовлено учебное пособие по уголовному пресле-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
дованию за преступления в области интеллектуальной собственности, которое предназначено для обучения сотрудников правоохранительных органов и прокуроров, благодаря этому пособию данные сотрудники имеют сборник практических, понятных и взвешенных рекомендаций о том, как надо проводить расследования и уголовные преследования в связи с преступлениями, касающимися интеллектуальной собственности.
8. Обеспечение доступа к качественным научным знаниям, в частности, через создание общедоступных, глобальных баз знаний в самых различных отраслях (базы научных публикаций, электронные библиотеки с бесплатным контентом).
9. Расширение информационно-пропагандистской деятельности ВОИС в СМИ и Интернете, в частности через социальные сети и средства рекламы.
В 2015 г. в Глобальном инновационном индексе (ГИИ - рейтинг, который ежегодно публикуют ВОИС, Корнельский университет и Г^ЕЛВ - одна из лучших французских бизнес-школ и исследовательский институт по совместительству) ВОИС отметила в числе лидеров инноваций: Швейцарию, Соединенное Королевство и Швецию - из стран с высоким уровнем дохода; Китай, Малайзию и Венгрию - из стран с средним уровнем дохода; Молдову, Вьетнам и Армению - с доходом ниже среднего; Кению, Мозамбик и Уганду - с низким уровнем дохода. По качеству инноваций отличились: США, Соединенное Королевство и Япония -из стран с высоким уровнем дохода; Китай, Бразилия и Индия - из стран со средним доходом2.
Необходимо отметить, Россия в докладе ВОИС 2015 г. не упоминается вообще, но это говорит совсем не о том, что в РФ за 2015 г. не наблюдалось прогресса в области защиты авторского права и права интеллектуальной собственности, а скорее о необходимости ВОИС больше внимания уделять более уязвимым в данной сфере странам. Итак, чего же достигла Российская Федерация с момента выхода в свет ежегодного доклада ВОИС 2013 г. по настоящее время?
В первую очередь, главным событием в области защиты авторских прав в Российской Федерации с момента ввода гл. IV в Гражданский кодекс РФ, стало подписание Президентом РФ Владимиром Путиным так называемого «антипиратского закона», а точнее, Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». ГПК РФ был дополнен ст. 144.1, которая ввела процессуальный институт предварительного обеспечения авторских прав. Правообладатель (гражданин или организация) теперь может обратиться в суд с требованием ограничить доступ к размещенному с нарушением авторских прав контенту, приложив документы, подтверждающие исключительные права на произведение (ч. 4 ст. 144.1 ГПК РФ). Определена исключительная подсудность для такого рода заявлений - они подаются в Московский городской суд
(ч. 3 ст. 144.1 ГПК РФ). Закон № 187-ФЗ вступил в силу 1 августа, и за месяц действия закона было подано 56 заявлений о предварительном обеспечении защиты авторских прав, по 16 из них в обеспечительных мерах было отказано3.
Для удобства правообладателей Мосгорсуд запустил специальный сервис, позволяющий оперативно направить такое заявление в электронном виде после регистрации (требуется усиленная квалифицированная электронная подпись).
Правда, в заключении профильного комитета Госдумы на законопроект, послуживший основой для «антипиратского» закона, отмечалось, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обеспечение будущего иска и позволяет применять эту меру только после принятия дела к производству. Тем не менее, такое новшество было решено ввести в целях быстрой защиты интересов правообладателей.
В определении Мосгорсуда о применении обеспечительных мер указывается срок (не более 15 дней), в течение которого правообладатель должен подать соответствующий иск4.
Определение о назначении обеспечительных мер правообладатель направляет в Роскомнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) - это также можно сделать в электронном виде благодаря специальному сервису, запущенному ведомством. С его помощью можно известить Роскомнадзор о принятом судом определении, приложив его в электронной форме (также с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи). Кроме того, всем пользователям доступны данные реестра сайтов, распространяющих пиратские версии фильмов. Точнее, можно получить информацию о том, внесен ли в этот реестр конкретный сайт, введя его ГР-адрес, доменное имя или адрес ссылки страницы. После извещения Ро-скомнадзора запускается многоступенчатый механизм. Ведомство направляет уведомление о необходимости удаления конкретного видео-продукта на русском и английском языках хостинг-провайдеру, а последний в течение одного дня информирует об этом владельца сайта. Владелец сайта, на котором размещено пиратское видео, обязан в течение одного рабочего дня после получения такого требования от хостинг-провайдера удалить нелегальный контент.
Если же этого не происходит, за ограничение доступа к видео отвечает сам хостинг-провайдер, который обязан совершить это действие не позднее трех рабочих дней со дня получения первоначального уведомления Роскомнадзора в свой адрес.
В случае, если бездействует и хостинг-провайдер, Роскомнадзор обращается непосредственно к оператору связи, обеспечивающему доступ в Интернет (Интернет-провайдеру) с аналогичный требованием, на выполнение которого также отводится один рабочий день5.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Тем не менее, открытым остается вопрос: как будут выполняться требования антипиратского закона, если хостинг-провайдер и владелец сайта зарегистрированы на территории иностранного государства и не подчиняются нашему законодательству? Не секрет, что такая ситуация встречается нередко.
1 Доклад Генерального директора на сессии Ассамблей ВОИС (Обзор за год) 2012 г. // Обзор Василия Терлецкого от 17 февраля 2012 г., URL: http://www.copyright.rU/ru/news/main/2012/2/17/wipo_research/.
2 Доклад Генерального директора Ассамблеям ВОИС (Годовой отчет) 2015 г.
3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N° 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».
4 Часть 5 ст. 144.1 ГПК РФ.
5 Статья 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N° 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
УДК 343.3/.7 ББК 67
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ХУЛИГАНСКОГО И ЭКСТРЕМИСТСКОГО МОТИВА
ВЕРА ЕВГЕНЬЕВНА БАТЮКОВА,
старший научный сотрудник сектора уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института государства и права РАН,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право Рецензент: доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент М.В. Денисенко
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Делается попытка определить содержание хулиганского и экстремистского мотивов, разграничить их, поскольку в правоприменительной практике в этой связи часто возникают проблемы, обусловленные не только определением их содержания, но и квалификацией содеянного.
Ключевые слова: экстремистский и хулиганский мотивы совершения преступления, их соотношение.
Annotation. The author tries to define the content of an extremist and hooligan motives to differentiate them as in law enforcement in this regard are often problems associated not only with the definition of the content of such motives, but with the qualification of the offense.
Keywords: extremist and hooligan motives of committing a crime, their ratio.
Преступная мотивация представляет собой достаточно сложный механизм, так как в детерминации поведенческого акта участвуют все признаки, характеризующие личность субъекта, а не только его сознание. При этом в личности интегрируется сознательная и подсознательная деятельность индивида1. Б.Д. Овчинников указывает, что полнота мотивации хулиганских действий и характер мотива зависят от социальных условий жизни индивида, его социально-экономического положения, от конкретной ситуации и повода, от психических и социальных особенностей (свойств) личности, отношения
индивида к общественному мнению, к общественной оценке своего поведения, от половозрастных состояний организма, состояний его психической деятельности2.
Достаточно глубокое исследование сущности хулиганских побуждений провел И.Н. Даньшин, который отмечал, что для них свойственны следующие четыре основные черты: внезапность их появления и скоротечность формирования; явная недостаточность повода или несоразмерность его с учиненным действием; относительная легковесность мотивации; явная внешняя выраженность3.