Научная статья на тему 'Концепция разработки отраслевой программы реструктуризации предприятий водного транспорта'

Концепция разработки отраслевой программы реструктуризации предприятий водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / БАНКРОТСТВО / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОТРАСЛЕВАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / REORGANIZATION / BANKRUPTCY / CRISIS MANAGEMENT / BRANCH REORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курошева Г. М.

В статье обоснована необходимость реструктуризации предприятий водного транспорта и приведена концепция формирования отраслевой программы, основанная на результатах анализа тенденций в экономике на мегаи макроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the necessity to reorganize water transport businesses and presents a concept of the branch programme forming, it is based on the results of analysis the trends in economics on megaand macro levels.

Текст научной работы на тему «Концепция разработки отраслевой программы реструктуризации предприятий водного транспорта»

Г. М. Курошева,

д-р экон. наук, проф., СПГУВК

КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

CONCEPTION OF CARRYING OUT THE BRANCH PROGRAMME FOR REORGANISATION OF WATER TRANSPORT BUSINESSES

В статье обоснована необходимость реструктуризации предприятий водного транспорта и приведена концепция формирования отраслевой программы, основанная на результатах анализа тенденций в экономике на мега- и макроуровнях.

The article proves the necessity to reorganize water transport businesses and presents a concept of the branch programme forming, it is based on the results of analysis the trends in economics on mega- and macro levels.

Ключевые слова: реструктуризация, банкротство, антикризисное управление, отраслевая реструктуризация

Key words: reorganization, bankruptcy, crisis management, branch reorganization

К

ОНЦЕПЦИЯ формирования отраслевой программы реструктуризации должна базироваться на результатах анализа тенденций в экономике на мега- и макроуровнях и выявлении влияния этих тенденций на микроэкономику предприятий водного транспорта, положениях Транспортной стратегии на период до 2020 г., учете целей и задач федеральных целевых программ в этой области, основных направлениях социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу и др.

Отраслевая программа реструктуризации предприятий водного транспорта должна включать: обоснование необходимости реструктуризации; цели, задачи, направления и меры по реструктуризации предприятий водного транспорта с учетом их отраслевой специфики.

Необходимость проведения реструктуризации на водном транспорте вызвана: системным кризисом транспортного комплекса, усилением конкуренции на рынке транспортных услуг, устареванием основных производственных фондов, особенно флота и перегрузочной техники, снижением эффективности деятельности большинства предприятий, снижением платежеспособности предприятий, недостатком финансовых ресурсов для

финансового оздоровления, наличием значительного количества убыточных предприятий, высоким уровнем эксплуатационных затрат, банкротством предприятий, высоким уровнем аварийности и негативным воздействием на экологию, недостаточной пропускной способностью внутренних водных путей, недостаточным уровнем применяемых инновационных технологий на перевозках и пог-рузочно-разгрузочных работах и т. д.

Мировой опыт решения неплатежеспособности и банкротства предприятий, особенно в странах бывшего социалистического блока (Словения, Германия, Польша, Венгрия, Болгария и др.), показывает, что основным средством финансового оздоровления предприятий является реструктурирование, которое позволяет в наибольшей мере учитывать отраслевую специфику корпораций и оптимизировать систему управления (активы, обязательства, собственность, ресурсы, кадры и др.). Эта проблема весьма актуальна и для российских корпораций, но использование зарубежного опыта реструктуризации невозможно без адаптации его к российским условиям. Особенностью реструктуризации российских корпораций является то, что она должна осуществляться на основе инновационного подхода. Реструктуризацию следует

во о-

о

рассматривать как комплексную инновацию (услуг, имущества, технологий, ресурсов, системы управления и др.).

Основные различия процессов реструктуризации в России и в зарубежных, развитых странах определяются условиями развития экономики. В странах с развитой рыночной экономикой реструктуризация является инструментом управления стоимостью бизнеса и успешно применяется как кризисными, так и финансово благополучными компаниями. Реструктуризация используется в качестве способа вывода компании на принципиально новый уровень развития (как правило, на стадии зрелости в целях недопущения перехода компании в следующую стадию жизненного цикла — стадию спада). В России, а также в странах, входивших в СССР, странах Центральной и Восточной Европы понятие «реструктуризация» тесно связано с понятием «реформирование». Реструктуризация предприятий в этих странах является неотъемлемой составной частью экономической реформы. Реформирование предприятий в России осуществляется в соответствии с Программой Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 2007-2010 гг.» и Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций.

Типовая программа реформы предприятия включает мероприятия, ряд из которых необходимо реализовывать в обязательном порядке в целях приведения условий их деятельности в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами, другие мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется органом управления корпорацией.

В рамках программ развития регионов государство должно обеспечить содействие реструктуризации предприятий-банкротов либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении. Объектами структурных преобразований должны стать следующие отрасли экономики: нефтегазовая промышленность, транспорт, агропромышленный комплекс, наука, информационные и коммуникационные технологии, оборонно-

промышленный комплекс, авиационная промышленность.

Помимо федерального направления поддержки структурных преобразований в экономике РФ, необходимо отметить и участие зарубежных институтов в процессах реструктуризации, но уже исключительно на микроуровне. Это относится к программе ТАСИС.

ТАСИС — это программа технической помощи Европейского Союза для стран СНГ и Монголии. Целью программы является поддержка усилий стран партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании. Одним из проектов ТАСИС является проект ТЕРФ.

ТЕРФ (TERF — TACIS Enterprise Restructuring Facility) — проект ТАСИС по содействию реструктуризации предприятий. Этот проект финансируется Европейским Союзом и направлен на передачу уникального европейского ноу-хау динамично развивающимся российским предприятиям с целью стимулирования их роста и совершенствования управленческих навыков в рамках проектов по реорганизации и развитию. Следует отметить, что проект ТЕРФ осуществляет консорциум из четырех крупнейших консалтинговых компаний, одна из которых российская (Группа ЦентрИнвест). Услуги по реструктуризации с 2004 г. представляют бесплатно, финансируется проект за счет средств Евросоюза. Для того чтобы участвовать в проекте, предприятие должно соответствовать следующим критериям: должно быть зарегистрировано в соответствии с российским законодательством, функционировать в течение, минимум, трех лет, иметь более 75% частной собственности, иметь от 200 до 5 тыс. работников; быть готовым оказать полную поддержку и работать в сотрудничестве с экспертами ТЕРФ, иметь твердое желание улучшить показатели работы, иметь устойчивое финансовое положение и не находиться под процедурой банкротства.

Таким образом, можно отметить, что методическая поддержка в процессах реструктуризации со стороны Евросоюза осуществляется в основном только по отношению к финансово-благополучным компаниям. Но в России 45% предприятий являются убыточ-

ными и для них наличие нормативного и методического обеспечения реструктуризации, адаптированного к российским условиям, имеет жизненно важное значение.

В экономических исследованиях широко используются понятия: «реформирование», «реорганизация», «реструктуризация организаций». При этом происходит смешение данных понятий в различных вариантах, и нет единой точки зрения в их определении.

Для организаций в странах с развитой экономикой реструктуризация является естественным и постоянным процессом противодействия снижению эффективности деятельности предприятий, изменению экономического окружения, обострению конкуренции. Для российских предприятий также свойственны приспособительные механизмы, но как предмет изучения для исследователей в нашей стране процесс реструктуризации является относительно новым и актуальным.

В последнее время данному вопросу посвящено достаточно много научных работ, в которых дано определение понятия и сущности реструктуризации.

Обобщение определений понятия «реструктуризация» и выявление особенностей и проблем функционирования предприятий водного транспорта позволили уточнить это определение следующим образом: реструктуризация предприятия (организации) водного транспорта представляет целенаправленный процесс взаимосвязанных преобразований, направленных на оптимизацию структур, обеспечивающих рост стоимости бизнеса предприятия в долгосрочной перспективе (для предприятий, имеющих слабые признаки кризиса) или восстановление платежеспособности и сохранение бизнеса (для предприятий, находящихся в кризисном состоянии).

При этом объектом реструктуризации могут быть структуры: организационная, финансовая, функциональная (технологическая), структура имущественного комплекса, структура бизнес-процессов. Предметом реструктуризации является совокупность элементов конкретной структуры, а также связи между ними, определяющие качество структур.

Реализация государственной политики в сфере водного транспорта осуществляется на основании положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. в соответствии с основными целями Правительства Российской Федерации по обеспечению высоких темпов экономического роста, повышению уровня и качества жизни населения, повышению уровня национальной безопасности и укреплению потенциала будущего развития страны.

В рамках реализации основных положений Транспортной стратегии разработана система первоочередных мероприятий на среднесрочный период и определен объем ресурсов, который необходим для достижения запланированных результатов. Так, в 2006 г. завершена разработка Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 г. Документ утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 94. Механизмом реализации стратегии транспорта на среднесрочный период является Федеральная целевая программа — «Модернизация транспортной системы России (2006-2010)», откорректированный вариант, которой утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 338.

На первом этапе (2005-2007) развитие транспортной системы ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей.

На втором этапе (2008-2010) должно быть обеспеченно развитие транспортной отрасли, направленное на ускоренную диверсификацию и решение комплекса приоритетных задач.

Модель ускоренной диверсификации включает:

— радикальное улучшение инвестиционного климата;

— преодоление тенденции нарастающего износа основных фондов транспорта;

— повышение технологического уровня транспортной системы;

— формирование и развитие на территории России международных транспортных коридоров;

— создание максимально благоприятных условий для привлечения негосударственного капитала к строительству и эксплуатации новых транспортных объектов;

— проведение активных структурных преобразований в системе управления, имущества, капитала, кадрового потенциала.

Анализ нормативно-правовых документов показал, что в транспортном комплексе проводится значительная работа по реструктуризации структуры управления, капитала, имущества, изменению организационно-правовой формы предприятий водного транспорта. В то же время, несмотря на то что практически во всех перечисленных документах отмечается необходимость реформирования, реорганизации и реструктуризации предприятий водного транспорта, в настоящее время отсутствует отраслевая программа реструктуризации, а также научно-обоснованные методы ее разработки, что значительно усиливает актуальность, научную и практическую значимость поставленной проблемы.

Главной целью проведения отраслевой реструктуризации должно быть повышение конкурентоспособности транспортных предприятий и обеспечение роста их эффективности (стоимости их бизнеса) в перспективе.

Основными задачами реструктуризации предприятий водного транспорта являются:

— оптимизация организационной и функциональной структур и системы управления в соответствии со стратегическими целями их развития;

— реинжениринг бизнес-процессов, коммерческой и финансовой деятельности с целью повышения эффективности работы предприятий;

— рациональное использование всех видов ресурсов;

— оптимизация количественного и качественного состава персонала;

— эффективное использование капитала и др.

Введение института частной собственности на водном транспорте посредством приватизации предприятий происходило в условиях общего падения производства без соответствующей структурной перестройки предприятий и отраслей народного хозяйства.

Структура активов многих предприятий практически не претерпела изменений. Функционирование предприятий водного транспорта в таком состоянии привело к появлению невостребованных производственных мощностей и пропускных способностей, моральному и физическому старению основных фондов, нецелесообразности использования и неэффективности содержания непроизводственных активов. В структуру активов предприятий водного транспорта входило несколько групп объектов:

— эффективно функционирующие активы в условиях рынка;

— неэффективно функционирующие активы;

— мобилизационные мощности и объекты гражданской обороны;

— объекты незавершенного строительства;

— объекты социально-культурного и бытового назначения;

— объекты, обеспечивающие энерго- и теплоснабжение предприятия и муниципальной инфраструктуры.

У большинства приватизированных предприятий водного транспорта эти активы были включены в уставной капитал вновь образованных открытых акционерных обществ.

Многие предприятия отрасли, имеющие низкий спрос на услуги и высокую степень износа основных фондов, стали неплатежеспособными и подверглись банкротству. В связи с этим реструктуризация задолженностей таких предприятий была одним из основных методов антикризисного управления.

Характерная структура задолженности большинства предприятий включает следующие виды задолженностей: бюджетам всех уровней, внебюджетным фондам, госрезерву, коммерческим банкам по кредитам, предприятиям ТЭК, предприятиям-смежникам.

Содержанием реструктуризации задолженностей является их погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, обмен, конвертация или иные процедуры, предотвращающие банкротство.

Реструктуризация задолженности приводит к реструктуризации активов, обеспечивающих имущественные права кредиторов.

Содержанием реструктуризации активов предприятия является:

— формирование системы управления предприятием, ориентированной на эффективное функционирование в условиях рынка;

— дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия;

— ликвидация отдельных нерентабельных производств;

— продажа, сдача в аренду, передача в залог части активов;

— ввод новых производственных мощностей;

— приобретение новых судов, перегрузочной техники, аренда оборудования, освоение новых технологий (перевозки и перегрузки);

— создание рыночной инфраструктуры, обеспечивающей ликвидность производимых транспортных услуг;

— образование или вхождение в финансово-промышленные объединения;

— сокращение избыточного персонала, переподготовка или прием нового персонала;

— освобождение предприятий от содержания объектов социальной и производственной сфер и др.

Возможности государства по реструктуризации предприятий отрасли основываются на правах собственника (для государственных унитарных предприятий или акционерных обществ со значительной долей госсобственности) и правах кредитора (для предприятий, имеющих задолженности в федеральный бюджет и госрезерв). Для осуществления реструктуризации предприятий возможна национализация убыточных предприятий и последующая их приватизация.

Основными направлениями реструктуризации (без привязки к конкретным предприятиям и производствам) могут быть: выполнение национальных программ по ресурсосбережению, обеспечение экологических требований и высоких потребительских качеств производимых транспортных услуг, сертификация, внедрение современных и перспективных технологий перевозки и погрузо-разгрузочных работ, диверсификация производств, конверсия предприятий, интеграция производственного и банковского капитала.

Структурные преобразования в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют об общности подходов в выборе направлений вне зависимости от масштабов и времени реструктуризации. Эти направления должны учитываться также и вне зависимости от того, кто выступает инициатором реструктуризации — государство, собственники или кредиторы.

При обосновании стратегии отраслевой реструктуризации предприятий водного транспорта можно выделить три группы предприятий, сформированные по уровню потребности в инвестиционных ресурсах, — группу базовых предприятий, производящих инвестиционные ресурсы, группу перспективных предприятий, способных производить инвестиционные ресурсы после реструктуризации, группу структурно-депрессивных предприятий, подлежащих полной или частичной ликвидации.

Свертыванию или ликвидации (частичной или полной) должны подвергаться предприятия водного транспорта, не имеющие потенциала для производства конкурентоспособных транспортных услуг даже после реструктуризации. В первую очередь, это относится к предприятиям, ликвидация которых: не создает существенных социальных проблем; не оказывает влияния на национальные интересы и безопасность страны.

Реструктуризация даже одного предприятия представляет собой сложный, длительный по времени и требующий значительных финансовых и материальных ресурсов процесс, планирование которого должно осуществляться в рамках бизнес-плана (программы).

Разработке программы реструктуризации предприятий водного транспорта должен предшествовать анализ финансового состояния и важнейших технико-экономических показателей предприятий отрасли, анализ рынков транспортных услуг, определение направлений реструктуризации с учетом специфики предприятий водного транспорта, приоритетов и перспектив развития отрасли.

Отраслевая программа реструктуризации предприятий водного транспорта должна разрабатываться с целью определения источников, механизмов финансирования, сроков,

задач и перечней предприятий, реструктуризация которых будет осуществляться силами и средствами:

— федеральных органов исполнительной власти посредством процедур приватизации, банкротства, ликвидации;

— органами власти субъектов федерации;

— местных органов исполнительной власти;

— исключительно предприятий;

— кредиторов или инвесторов предприятий;

— предприятий с привлечением средств бюджета и других источников финансирования.

Отраслевая программа реструктуризации предприятий водного транспорта должна содержать следующие основные разделы:

— цели реструктуризации предприятий;

— направления реструктуризации;

— перечни предприятий, реструктуризация которых осуществляется в соответствии с решениями федеральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов предприятий, кредиторов и инвесторов;

— порядок и критерии принятия решений о выборе варианта реструктуризации;

— способы реструктуризации;

— средства, необходимые для проведения реструктуризации, и механизм финансирования;

— сроки реструктуризации;

— мероприятия по стимулированию реструктуризации предприятий;

— меры, обеспечивающие социальную защиту работников предприятий;

— порядок взаимодействия с местными органами власти в ходе реструктуризации

* и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

= Алгоритм формирования отраслевой

л

00 программы реструктуризации предприя-

тия водного транспорта должен включать (рис. 1):

— анализ бизнес-процессов и структуризацию бизнес-единиц предприятия;

— анализ финансового и производственного состояния предприятия;

— оценку структуры имущественного комплекса, оценку бизнеса;

— разработку стратегии, оценку конкурентных преимуществ предприятия на рынке транспортных услуг;

— разработку концепции реструктуризации на основе вариантных расчетов эффективности бизнеса, различных вариантов формирования бизнес-единиц предприятия и их организационно-правового статуса;

— формирование экономической модели функционирования предприятия в процессе реструктуризации;

— разработку программы мероприятий по реструктуризации;

— практическое осуществление мероприятий по реструктуризации.

Концепция реструктуризации пред-прия-тий водного транспорта должна включать оперативную реструктуризацию с комплексом мер по восстановлению платежеспособности предприятий и сохранению стоимости их бизнеса и стратегическую реструктуризацию, обеспечивающую рост стоимости (эффективности) бизнеса предприятий в перспективе.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что реструктуризацию предприятий отрасли следует рассматривать как метод антикризисного управления, обеспечивающий комплексное воздействие на хозяйствующий субъект в его правовой, экономической, организационной и технической подсистемах с целью восстановления платежеспособности и повышения конкурентоспособности (в текущем периоде) и роста эффективности (стоимости бизнеса) в долгосрочной перспективе.

Рис. 1. Алгоритм и содержание отраслевой концепции реструктуризации предприятий водного транспорта

с<х о>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.