Г. М. Курошева,
д-р экон. наук, проф., СПГУВК
КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
CONCEPTION OF CARRYING OUT THE BRANCH PROGRAMME FOR REORGANISATION OF WATER TRANSPORT BUSINESSES
В статье обоснована необходимость реструктуризации предприятий водного транспорта и приведена концепция формирования отраслевой программы, основанная на результатах анализа тенденций в экономике на мега- и макроуровнях.
The article proves the necessity to reorganize water transport businesses and presents a concept of the branch programme forming, it is based on the results of analysis the trends in economics on mega- and macro levels.
Ключевые слова: реструктуризация, банкротство, антикризисное управление, отраслевая реструктуризация
Key words: reorganization, bankruptcy, crisis management, branch reorganization
К
ОНЦЕПЦИЯ формирования отраслевой программы реструктуризации должна базироваться на результатах анализа тенденций в экономике на мега- и макроуровнях и выявлении влияния этих тенденций на микроэкономику предприятий водного транспорта, положениях Транспортной стратегии на период до 2020 г., учете целей и задач федеральных целевых программ в этой области, основных направлениях социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу и др.
Отраслевая программа реструктуризации предприятий водного транспорта должна включать: обоснование необходимости реструктуризации; цели, задачи, направления и меры по реструктуризации предприятий водного транспорта с учетом их отраслевой специфики.
Необходимость проведения реструктуризации на водном транспорте вызвана: системным кризисом транспортного комплекса, усилением конкуренции на рынке транспортных услуг, устареванием основных производственных фондов, особенно флота и перегрузочной техники, снижением эффективности деятельности большинства предприятий, снижением платежеспособности предприятий, недостатком финансовых ресурсов для
финансового оздоровления, наличием значительного количества убыточных предприятий, высоким уровнем эксплуатационных затрат, банкротством предприятий, высоким уровнем аварийности и негативным воздействием на экологию, недостаточной пропускной способностью внутренних водных путей, недостаточным уровнем применяемых инновационных технологий на перевозках и пог-рузочно-разгрузочных работах и т. д.
Мировой опыт решения неплатежеспособности и банкротства предприятий, особенно в странах бывшего социалистического блока (Словения, Германия, Польша, Венгрия, Болгария и др.), показывает, что основным средством финансового оздоровления предприятий является реструктурирование, которое позволяет в наибольшей мере учитывать отраслевую специфику корпораций и оптимизировать систему управления (активы, обязательства, собственность, ресурсы, кадры и др.). Эта проблема весьма актуальна и для российских корпораций, но использование зарубежного опыта реструктуризации невозможно без адаптации его к российским условиям. Особенностью реструктуризации российских корпораций является то, что она должна осуществляться на основе инновационного подхода. Реструктуризацию следует
во о-
о
рассматривать как комплексную инновацию (услуг, имущества, технологий, ресурсов, системы управления и др.).
Основные различия процессов реструктуризации в России и в зарубежных, развитых странах определяются условиями развития экономики. В странах с развитой рыночной экономикой реструктуризация является инструментом управления стоимостью бизнеса и успешно применяется как кризисными, так и финансово благополучными компаниями. Реструктуризация используется в качестве способа вывода компании на принципиально новый уровень развития (как правило, на стадии зрелости в целях недопущения перехода компании в следующую стадию жизненного цикла — стадию спада). В России, а также в странах, входивших в СССР, странах Центральной и Восточной Европы понятие «реструктуризация» тесно связано с понятием «реформирование». Реструктуризация предприятий в этих странах является неотъемлемой составной частью экономической реформы. Реформирование предприятий в России осуществляется в соответствии с Программой Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 2007-2010 гг.» и Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций.
Типовая программа реформы предприятия включает мероприятия, ряд из которых необходимо реализовывать в обязательном порядке в целях приведения условий их деятельности в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами, другие мероприятия носят рекомендательный характер, и необходимость их реализации определяется органом управления корпорацией.
В рамках программ развития регионов государство должно обеспечить содействие реструктуризации предприятий-банкротов либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении. Объектами структурных преобразований должны стать следующие отрасли экономики: нефтегазовая промышленность, транспорт, агропромышленный комплекс, наука, информационные и коммуникационные технологии, оборонно-
промышленный комплекс, авиационная промышленность.
Помимо федерального направления поддержки структурных преобразований в экономике РФ, необходимо отметить и участие зарубежных институтов в процессах реструктуризации, но уже исключительно на микроуровне. Это относится к программе ТАСИС.
ТАСИС — это программа технической помощи Европейского Союза для стран СНГ и Монголии. Целью программы является поддержка усилий стран партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании. Одним из проектов ТАСИС является проект ТЕРФ.
ТЕРФ (TERF — TACIS Enterprise Restructuring Facility) — проект ТАСИС по содействию реструктуризации предприятий. Этот проект финансируется Европейским Союзом и направлен на передачу уникального европейского ноу-хау динамично развивающимся российским предприятиям с целью стимулирования их роста и совершенствования управленческих навыков в рамках проектов по реорганизации и развитию. Следует отметить, что проект ТЕРФ осуществляет консорциум из четырех крупнейших консалтинговых компаний, одна из которых российская (Группа ЦентрИнвест). Услуги по реструктуризации с 2004 г. представляют бесплатно, финансируется проект за счет средств Евросоюза. Для того чтобы участвовать в проекте, предприятие должно соответствовать следующим критериям: должно быть зарегистрировано в соответствии с российским законодательством, функционировать в течение, минимум, трех лет, иметь более 75% частной собственности, иметь от 200 до 5 тыс. работников; быть готовым оказать полную поддержку и работать в сотрудничестве с экспертами ТЕРФ, иметь твердое желание улучшить показатели работы, иметь устойчивое финансовое положение и не находиться под процедурой банкротства.
Таким образом, можно отметить, что методическая поддержка в процессах реструктуризации со стороны Евросоюза осуществляется в основном только по отношению к финансово-благополучным компаниям. Но в России 45% предприятий являются убыточ-
ными и для них наличие нормативного и методического обеспечения реструктуризации, адаптированного к российским условиям, имеет жизненно важное значение.
В экономических исследованиях широко используются понятия: «реформирование», «реорганизация», «реструктуризация организаций». При этом происходит смешение данных понятий в различных вариантах, и нет единой точки зрения в их определении.
Для организаций в странах с развитой экономикой реструктуризация является естественным и постоянным процессом противодействия снижению эффективности деятельности предприятий, изменению экономического окружения, обострению конкуренции. Для российских предприятий также свойственны приспособительные механизмы, но как предмет изучения для исследователей в нашей стране процесс реструктуризации является относительно новым и актуальным.
В последнее время данному вопросу посвящено достаточно много научных работ, в которых дано определение понятия и сущности реструктуризации.
Обобщение определений понятия «реструктуризация» и выявление особенностей и проблем функционирования предприятий водного транспорта позволили уточнить это определение следующим образом: реструктуризация предприятия (организации) водного транспорта представляет целенаправленный процесс взаимосвязанных преобразований, направленных на оптимизацию структур, обеспечивающих рост стоимости бизнеса предприятия в долгосрочной перспективе (для предприятий, имеющих слабые признаки кризиса) или восстановление платежеспособности и сохранение бизнеса (для предприятий, находящихся в кризисном состоянии).
При этом объектом реструктуризации могут быть структуры: организационная, финансовая, функциональная (технологическая), структура имущественного комплекса, структура бизнес-процессов. Предметом реструктуризации является совокупность элементов конкретной структуры, а также связи между ними, определяющие качество структур.
Реализация государственной политики в сфере водного транспорта осуществляется на основании положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. в соответствии с основными целями Правительства Российской Федерации по обеспечению высоких темпов экономического роста, повышению уровня и качества жизни населения, повышению уровня национальной безопасности и укреплению потенциала будущего развития страны.
В рамках реализации основных положений Транспортной стратегии разработана система первоочередных мероприятий на среднесрочный период и определен объем ресурсов, который необходим для достижения запланированных результатов. Так, в 2006 г. завершена разработка Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 г. Документ утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 94. Механизмом реализации стратегии транспорта на среднесрочный период является Федеральная целевая программа — «Модернизация транспортной системы России (2006-2010)», откорректированный вариант, которой утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 338.
На первом этапе (2005-2007) развитие транспортной системы ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей.
На втором этапе (2008-2010) должно быть обеспеченно развитие транспортной отрасли, направленное на ускоренную диверсификацию и решение комплекса приоритетных задач.
Модель ускоренной диверсификации включает:
— радикальное улучшение инвестиционного климата;
— преодоление тенденции нарастающего износа основных фондов транспорта;
— повышение технологического уровня транспортной системы;
— формирование и развитие на территории России международных транспортных коридоров;
— создание максимально благоприятных условий для привлечения негосударственного капитала к строительству и эксплуатации новых транспортных объектов;
— проведение активных структурных преобразований в системе управления, имущества, капитала, кадрового потенциала.
Анализ нормативно-правовых документов показал, что в транспортном комплексе проводится значительная работа по реструктуризации структуры управления, капитала, имущества, изменению организационно-правовой формы предприятий водного транспорта. В то же время, несмотря на то что практически во всех перечисленных документах отмечается необходимость реформирования, реорганизации и реструктуризации предприятий водного транспорта, в настоящее время отсутствует отраслевая программа реструктуризации, а также научно-обоснованные методы ее разработки, что значительно усиливает актуальность, научную и практическую значимость поставленной проблемы.
Главной целью проведения отраслевой реструктуризации должно быть повышение конкурентоспособности транспортных предприятий и обеспечение роста их эффективности (стоимости их бизнеса) в перспективе.
Основными задачами реструктуризации предприятий водного транспорта являются:
— оптимизация организационной и функциональной структур и системы управления в соответствии со стратегическими целями их развития;
— реинжениринг бизнес-процессов, коммерческой и финансовой деятельности с целью повышения эффективности работы предприятий;
— рациональное использование всех видов ресурсов;
— оптимизация количественного и качественного состава персонала;
— эффективное использование капитала и др.
Введение института частной собственности на водном транспорте посредством приватизации предприятий происходило в условиях общего падения производства без соответствующей структурной перестройки предприятий и отраслей народного хозяйства.
Структура активов многих предприятий практически не претерпела изменений. Функционирование предприятий водного транспорта в таком состоянии привело к появлению невостребованных производственных мощностей и пропускных способностей, моральному и физическому старению основных фондов, нецелесообразности использования и неэффективности содержания непроизводственных активов. В структуру активов предприятий водного транспорта входило несколько групп объектов:
— эффективно функционирующие активы в условиях рынка;
— неэффективно функционирующие активы;
— мобилизационные мощности и объекты гражданской обороны;
— объекты незавершенного строительства;
— объекты социально-культурного и бытового назначения;
— объекты, обеспечивающие энерго- и теплоснабжение предприятия и муниципальной инфраструктуры.
У большинства приватизированных предприятий водного транспорта эти активы были включены в уставной капитал вновь образованных открытых акционерных обществ.
Многие предприятия отрасли, имеющие низкий спрос на услуги и высокую степень износа основных фондов, стали неплатежеспособными и подверглись банкротству. В связи с этим реструктуризация задолженностей таких предприятий была одним из основных методов антикризисного управления.
Характерная структура задолженности большинства предприятий включает следующие виды задолженностей: бюджетам всех уровней, внебюджетным фондам, госрезерву, коммерческим банкам по кредитам, предприятиям ТЭК, предприятиям-смежникам.
Содержанием реструктуризации задолженностей является их погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, обмен, конвертация или иные процедуры, предотвращающие банкротство.
Реструктуризация задолженности приводит к реструктуризации активов, обеспечивающих имущественные права кредиторов.
Содержанием реструктуризации активов предприятия является:
— формирование системы управления предприятием, ориентированной на эффективное функционирование в условиях рынка;
— дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия;
— ликвидация отдельных нерентабельных производств;
— продажа, сдача в аренду, передача в залог части активов;
— ввод новых производственных мощностей;
— приобретение новых судов, перегрузочной техники, аренда оборудования, освоение новых технологий (перевозки и перегрузки);
— создание рыночной инфраструктуры, обеспечивающей ликвидность производимых транспортных услуг;
— образование или вхождение в финансово-промышленные объединения;
— сокращение избыточного персонала, переподготовка или прием нового персонала;
— освобождение предприятий от содержания объектов социальной и производственной сфер и др.
Возможности государства по реструктуризации предприятий отрасли основываются на правах собственника (для государственных унитарных предприятий или акционерных обществ со значительной долей госсобственности) и правах кредитора (для предприятий, имеющих задолженности в федеральный бюджет и госрезерв). Для осуществления реструктуризации предприятий возможна национализация убыточных предприятий и последующая их приватизация.
Основными направлениями реструктуризации (без привязки к конкретным предприятиям и производствам) могут быть: выполнение национальных программ по ресурсосбережению, обеспечение экологических требований и высоких потребительских качеств производимых транспортных услуг, сертификация, внедрение современных и перспективных технологий перевозки и погрузо-разгрузочных работ, диверсификация производств, конверсия предприятий, интеграция производственного и банковского капитала.
Структурные преобразования в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют об общности подходов в выборе направлений вне зависимости от масштабов и времени реструктуризации. Эти направления должны учитываться также и вне зависимости от того, кто выступает инициатором реструктуризации — государство, собственники или кредиторы.
При обосновании стратегии отраслевой реструктуризации предприятий водного транспорта можно выделить три группы предприятий, сформированные по уровню потребности в инвестиционных ресурсах, — группу базовых предприятий, производящих инвестиционные ресурсы, группу перспективных предприятий, способных производить инвестиционные ресурсы после реструктуризации, группу структурно-депрессивных предприятий, подлежащих полной или частичной ликвидации.
Свертыванию или ликвидации (частичной или полной) должны подвергаться предприятия водного транспорта, не имеющие потенциала для производства конкурентоспособных транспортных услуг даже после реструктуризации. В первую очередь, это относится к предприятиям, ликвидация которых: не создает существенных социальных проблем; не оказывает влияния на национальные интересы и безопасность страны.
Реструктуризация даже одного предприятия представляет собой сложный, длительный по времени и требующий значительных финансовых и материальных ресурсов процесс, планирование которого должно осуществляться в рамках бизнес-плана (программы).
Разработке программы реструктуризации предприятий водного транспорта должен предшествовать анализ финансового состояния и важнейших технико-экономических показателей предприятий отрасли, анализ рынков транспортных услуг, определение направлений реструктуризации с учетом специфики предприятий водного транспорта, приоритетов и перспектив развития отрасли.
Отраслевая программа реструктуризации предприятий водного транспорта должна разрабатываться с целью определения источников, механизмов финансирования, сроков,
задач и перечней предприятий, реструктуризация которых будет осуществляться силами и средствами:
— федеральных органов исполнительной власти посредством процедур приватизации, банкротства, ликвидации;
— органами власти субъектов федерации;
— местных органов исполнительной власти;
— исключительно предприятий;
— кредиторов или инвесторов предприятий;
— предприятий с привлечением средств бюджета и других источников финансирования.
Отраслевая программа реструктуризации предприятий водного транспорта должна содержать следующие основные разделы:
— цели реструктуризации предприятий;
— направления реструктуризации;
— перечни предприятий, реструктуризация которых осуществляется в соответствии с решениями федеральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов предприятий, кредиторов и инвесторов;
— порядок и критерии принятия решений о выборе варианта реструктуризации;
— способы реструктуризации;
— средства, необходимые для проведения реструктуризации, и механизм финансирования;
— сроки реструктуризации;
— мероприятия по стимулированию реструктуризации предприятий;
— меры, обеспечивающие социальную защиту работников предприятий;
— порядок взаимодействия с местными органами власти в ходе реструктуризации
* и т. д.
и
= Алгоритм формирования отраслевой
л
00 программы реструктуризации предприя-
тия водного транспорта должен включать (рис. 1):
— анализ бизнес-процессов и структуризацию бизнес-единиц предприятия;
— анализ финансового и производственного состояния предприятия;
— оценку структуры имущественного комплекса, оценку бизнеса;
— разработку стратегии, оценку конкурентных преимуществ предприятия на рынке транспортных услуг;
— разработку концепции реструктуризации на основе вариантных расчетов эффективности бизнеса, различных вариантов формирования бизнес-единиц предприятия и их организационно-правового статуса;
— формирование экономической модели функционирования предприятия в процессе реструктуризации;
— разработку программы мероприятий по реструктуризации;
— практическое осуществление мероприятий по реструктуризации.
Концепция реструктуризации пред-прия-тий водного транспорта должна включать оперативную реструктуризацию с комплексом мер по восстановлению платежеспособности предприятий и сохранению стоимости их бизнеса и стратегическую реструктуризацию, обеспечивающую рост стоимости (эффективности) бизнеса предприятий в перспективе.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что реструктуризацию предприятий отрасли следует рассматривать как метод антикризисного управления, обеспечивающий комплексное воздействие на хозяйствующий субъект в его правовой, экономической, организационной и технической подсистемах с целью восстановления платежеспособности и повышения конкурентоспособности (в текущем периоде) и роста эффективности (стоимости бизнеса) в долгосрочной перспективе.
Рис. 1. Алгоритм и содержание отраслевой концепции реструктуризации предприятий водного транспорта
с<х о>