Научная статья на тему 'Концепция разделения властей Ш. Л. Монтескье и ее практическая реализация (на примере Соединенных штатов Америки)'

Концепция разделения властей Ш. Л. Монтескье и ее практическая реализация (на примере Соединенных штатов Америки) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17183
993
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / Ш. МОНТЕСКЬЕ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ / КОНСТИТУЦИЯ США / РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мелконян А. А.

Статья посвящена обзору основных идей, предложенных французским мыслителем Ш.Л. Монтескье в концепции разделения властей. Автор рассматривает вопросы последующей реализации данных идей на практике в Соединенных Штатах Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция разделения властей Ш. Л. Монтескье и ее практическая реализация (на примере Соединенных штатов Америки)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 340.15

А.А. Мелконян

Магистрант 1 курса Ростовский филиал ФГБОУ ВО «РГУП»

г. Ростов-на-Дону

КОНЦЕПЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Ш.Л. МОНТЕСКЬЕ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ)

Аннотация

Статья посвящена обзору основных идей, предложенных французским мыслителем Ш.Л. Монтескье в концепции разделения властей. Автор рассматривает вопросы последующей реализации данных идей на практике в Соединенных Штатах Америки.

Ключевые слова

Разделение властей, Ш. Монтескье, конституционное закрепление, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, система сдержек и противовесов, Конституция США, республика.

Выразитель интересов французской буржуазии Ш. Монтескье в XVIII в. выдвинул революционные идеи, предлагавшие новый взгляд на политическое устройство государства, одной из которых была идея о необходимости разделения всех властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

Для того, чтобы преобразовать свои идеи в законченное политическое учение, Ш. Монтескье проделал анализ истории законодательства в своем главном труде «О духе законов» и пришел к выводу, что все изменения общественного устройства подвержены определенным закономерностям. «Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей» [5]. Таким образом, используя метод сравнительно-исторического анализа, он стремился к поиску рационального устройства общества.

Подобное рациональное устройство общества французский просветитель не мыслил без реализации политической свободы каждого отдельного индивида. В этом смысле, республика представлялась ему наиболее благоприятной формой правления. Однако он указывал, что сам факт установления республики не означает, что все граждане автоматически стали свободными. Именно разделение властей способно в полной мере гарантировать свободу каждого члена общества. При этом разделение властей может быть произведено как в республиках, так и в монархиях [См.: 2].

Суть концепции разделения властей Ш. Монтескье состоит в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власть были отделены друг от друга и принадлежали различным государственным органам. Важно, чтобы соблюдался принцип взаимного сдерживания каждой из властей, в дальнейшем закрепившийся в правоведении как система сдержек и противовесов. В противном случае, например, при соединении всех видов власти в одном учреждении или в руках одного правителя, неминуемо последует произвол и вырождение в деспотию. Кстати, деспотию Ш. Монтескье считал самой неудачной формой правления. Он писал, что «нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении» [См.: 5].

По мнению Ш. Монтескье, разделение властей должно быть закреплено на конституционном уровне. Уникальность предложенной концепции состоит в том, что французский мыслитель объединил ключевое для либерализма понятие свободы с идеей о необходимости конституционного закрепления принципа разделения властей. Также, он был первым из всех приверженцев либеральной школы, кто обособил судебную власть, развивая идеи парламентаризма. Судебную власть французский просветитель предлагал «поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года, по указанному способу привлекаются из народа для образования суда; продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости» [5, С. 291].

Высказанные идеи о необходимости разделения властей впоследствии были закреплены в конституционных актах Франции. При написании Конституции США также была задействована концепция разделения властей Ш.Л. Монтескье.

До появления Конституции США 1787 года, была предпринята первая попытка закрепить

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

законодательно союз 13 североамериканских штатов. Такой документ получил название не конституции, а артикулов конфедерации (Articles of Confederation and perpetual Union between the States) и в них впервые был воплощен конституционный принцип разделения властей. В США классическая концепция разделения властей подверглась существенной трансформации: более детально была доработана система сдержек и противовесов, а классическая идея о разделении компетенции властей была дополнена тезисом об их сущностном единстве.

Профессор МГУ им. Ломоносова Мишин А.А. отмечал в своей монографии: «Практическое воплощение локковских идей о верховенстве законодательной власти привело к непредвиденным последствиям. Созданные в штатах легислатуры захватили в свои руки огромные полномочия, во многих случаях полностью подчинили себе не только исполнительную, но и законодательную власть. Современники отмечали, что легислатуры штатов...конфисковали собственность, чеканили монету, взимали налоги, выносили приговоры, беспрерывно изменяли и пересматривали свои собственные законы. Короче говоря, законодательные власти штатов в ряде случаев вели себя подобно коллективным тиранам, нарушая и попирая все запреты чистой теории разделения властей» [См.: 4, С. 12 ].

Таким образом, пересмотр и переработка концепции разделения властей были вызваны необходимостью адаптации ее положений к общественным и политическим реалиям США XVIII века, чего не могли не замечать современники и отцы-основатели американской демократии. Т. Джефферсон сетовал: «Выборный деспотизм - отнюдь не та форма правления, при которой правящая власть должна быть так разделена и уравновешена между несколькими институтами власти, чтобы ни один из них не смог выйти за пределы своих законных полномочий, не встретив эффективного сдерживания и противодействия со стороны остальных»[1, С. 83].

Более того, помимо разделения власти (которая, по сути, едина) на три ветви, как в классической триаде Ш. Монтескье, концепция разделения властей в США была дополнена выделением уровней власти. Соответственно законодательная, исполнительная и судебная власть распределялись между государственными органами федерального уровня и органами штатов.

Доработанная и усовершенствованная система сдержек и противовесов в США приобрела законченный вид и незыблемые основы.

Все ветви власти обладают различными источниками формирования:

Сроки полномочий различны:

Власти взаимно сдерживают друг друга:

Для законодательной власти (Конгресса) источником

формирования являются легислатуры штатов. которые избирают палат}' представителей и Сенат; Для исполнительной власти (Президента) в качестве источника выступает коллегия выборщиков, которая в свою очередь избирается населением. Президент избирается посредством косвенных выборов; Судебная власть (Верховный суд) формируется совместно Президентом и Сенатом.

• Палата представителей Конгресса избирается сроком на два года:

• Сенат обновляется на 1/3 каждые два года:

• Президент избирается сроком на четыре года:

• Члены Верховного суда и иные федеральные судьи назначаются на должности пожизненно.

■ Конгресс обладает правом отклонять законопроекты, внесенные Президентом;

■ Конгресс наделен правом привлечения Президента к ответственности в порядке импичмента и: в случае признания его виновным Сенатом, отстранения от должности,

■ Сенат вправе отклонять любые кандидатуры, предложенные Президентом на высшие должности в государственном аппарате, а также отказывать в одобрении заключенных Президентом международных договоров;

■ Президент имеет право вето на законопроекты, одобренные обеими палатами;

■ Верховный суд вправе аннулировать и законы Конгресса, н норматнные акты Президента.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070

Представленная выше схема реализации системы сдержек и противовесов в концепции разделения властей США является наиболее оптимальной и гармоничной формой существования концепции в целом. В то же время, нельзя не отметить ее внутреннюю согласованность и логичность. Невозможно переоценить вклад, который внес Джеймс Мэдисон в доработку этой системы сдержек и противовесов.

Отметим также, что принцип разделения властей по сей день довольно строго соблюдается в США, которые по форме правления являются президентской республикой. В этом смысле, Ш. Монтескье абсолютно точно отмечал, что республиканская форма правления наиболее удачна для проведения в жизнь концепции разделения властей, а также гарантирования политической свободы каждого члена общества. Американская модель разделения властей в юридической литературе именуется классической или «жесткой».

Список использованной литературы:

1. Джефферсон Т. О демократии. / Сост. Сол К. Падовер - СПб., 1992.

2. История политических и правовых учений: Учебник / под ред. Лейста О.Э. - М.: Зерцало, 2006.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С.Нерсесянца. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004.

4. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. - М., 1984.

5. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения - М.: Государственное издательство политической литературы. Академия наук СССР, Институт философии, 1955.

© Мелконян А.А., 2017

УДК 340

Н. Б. Меремянина

студентка 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина",

г. Краснодар, РФ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Аннотация

В данной статье поднимаются актуальные проблемы приватизации жилых помещений, анализируются теоретические и практические проблемы приватизации жилья, а также изменения жилищном законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова

Приватизация, жилые помещения, закон, жилищный фонд, договор социального найма, собственность

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище [1]. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, несут полную ответственность перед гражданами [8, с.47]. В числе прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения важное место занимает возможность приватизации жилого помещения.

Такое право предоставляется ему в соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, цель которого является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилье, а также улучшении и сохранности жилищного фонда РФ [4].

Существуют различные взгляды к вопросу о понимании понятия «приватизация» и о его применении в жилищных правоотношениях. Приватизация (лат. рйуа1ш - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.