Научная статья на тему 'Концепция рациональности М. Вебера в современном российском контексте: проблемы местных бюджетов и методы их решения'

Концепция рациональности М. Вебера в современном российском контексте: проблемы местных бюджетов и методы их решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ М. ВЕБЕРА / ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / M. WEBER’S CONCEPT OF RATIONALITY / IDEAL TYPE / SOCIAL REALITY / LOCAL BUDGET

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гусева Ирина Ивановна, Орлов Дмитрий Александрович

Предпринята попытка построения идеальной модели такой подсистемы современной социальной реальности, как местный бюджет муниципального образования (района) с опорой на концепт «идеального типа» М. Вебера. Проанализированы возможности и перспективы рационального использования доходов местного бюджета органами местного самоуправления РФ с использованием некоторых ключевых идей веберовской концепции рациональности. Охарактеризована роль представительного (законодательного) органа местного самоуправления как имеющего право решающего голоса в процессе рассмотрения, утверждения и контроля за исполнением главного финансового документа муниципального образования (района). Показано, что на основе этой методологии создан программный продукт, способный с высокой степенью точности определять наличие социальных проблем у избирателей. Одна из возможностей этого проекта позволяет создать так называемую «карту легитимности» как отдельного депутата, так и депутатского созыва в целом, а также увидеть динамику изменения показателя легитимности от созыва к созыву. Эта карта может служить наглядным визуальным индикатором работы не только депутатского корпуса, но и работы всей системы органов местного самоуправления в динамике. Делается вывод, что концепция рациональности М. Вебера и ее основные методологические установки имеют практические выходы на современные российские социально-экономические и социально-политические реалии и являются эффективными инструментами для создания идеальной модели местного бюджета муниципального образования и выстраивания практических перспектив его рационального использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an ideal model of a local budget of a municipal unit (district) based on M. Weber’s concept of «ideal type». The authors analyze the feasibility and prospects of rational use of local budget rev-enues by local self-governments in Russia using some key ideas of the Weberian concept of rationality. The role of representative (legislative) body of local self-government as having the casting right vote in the process of consideration, approval and control over execution of the main fi nancial document of the municipality (district) is described. Based on this methodology, the authors put forward a software product that can help identify social problems of voters with a high degree of accuracy. The project makes it possible to create a so-called «legitimacy map» of individual parliamentarians or parliament as a whole as well as to see the dy-namics of the indicator of legitimacy from one parliament convocation to another. This map can serve as a visual indicator of not only the work of parliamentarians but also the work of the whole system of local self-government. It is concluded that M. Weber’s concept of rationality and its main methodological guidelines have practical solutions to contemporary Russian socio-economic and socio-political problems and have ef-fective tools for creating an ideal model of the local budget of a municipal unit and its rational use

Текст научной работы на тему «Концепция рациональности М. Вебера в современном российском контексте: проблемы местных бюджетов и методы их решения»

Irina Ivanovna Guseva,

Doctor of Philosophy,

professor of the department of history, philosophy, politics and sociology, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Dmitry Alexandrovich Orlov,

head of the administrative and general department, branch of JSC "Oblkommunenergo" "Balakovo city electric network"

УДК 316.334.2

Ирина Ивановна Гусева,

доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии, политологии и социологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

iris212009@rambler.ru

Дмитрий Александрович Орлов,

начальник службы АХС, филиал АО «Облкоммунэнерго» «Балаковские городские электрические сети»

odasobr@gmail.com

КОНЦЕПЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ М. ВЕБЕРА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ КОНТЕКСТЕ: ПРОБЛЕМЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Предпринята попытка построения идеальной модели такой подсистемы современной социальной реальности, как местный бюджет муниципального образования (района) с опорой на концепт «идеального типа» М. Вебера. Проанализированы возможности и перспективы рационального использования доходов местного бюджета органами местного самоуправления РФ с использованием некоторых ключевых идей веберовской концепции рациональности. Охарактеризована роль представительного (законодательного) органа местного самоуправления как имеющего право решающего голоса в процессе рассмотрения, утверждения и контроля за исполнением главного финансового документа муниципального образования (района). Показано, что на основе этой методологии создан программный продукт, способный с высокой степенью точности определять наличие социальных проблем у избирателей. Одна из возможностей этого проекта позволяет создать так называемую «карту легитимности» как отдельного депутата, так и депутатского созыва в целом, а также увидеть динамику изменения показателя легитимности от созыва к созыву. Эта карта может служить наглядным визуальным индикатором работы не только депутатского корпуса, но и работы всей системы органов местного самоуправления в динамике. Делается вывод, что концепция рациональности М. Вебера и ее основные методологические установки имеют практические выходы на современные российские социально-экономические и социально-политические реалии и являются эффективными инструментами для создания идеальной модели местного бюджета муниципального образования и выстраивания практических перспектив его рационального использования.

Ключевые слова: концепция рациональности М. Вебера, идеальный тип, социальная реальность, местный бюджет.

THE CONCEPT OF M. WEBER'S RATIONALITY IN CONTEMPORARY RUSSIA: PROBLEMS OF LOCAL BUDGETS AND WAYS TO SOLVE THEM

The article presents an ideal model of a local budget of a municipal unit (district) based on M. Weber's concept of «ideal type». The authors analyze the feasibility and prospects of rational use of local budget revenues by local self-governments in Russia using some key ideas of the Weberian concept of rationality. The role of representative (legislative) body of local self-government as having the casting right vote in the process of consideration, approval and control over execution of the main financial document of the municipality (district) is described. Based on this methodology, the authors put forward a software product that can help identify social problems of voters with a high degree of accuracy. The project makes it possible to create a so-called «legitimacy map» of individual parliamentarians or parliament as a whole as well as to see the dynamics of the indicator of legitimacy from one parliament convocation to another. This map can serve as a visual indicator of not only the work of parliamentarians but also the work of the whole system of local self-government. It is concluded that M. Weber's concept of rationality and its main methodological guidelines have practical solutions to contemporary Russian socio-economic and socio-political problems and have effective tools for creating an ideal model of the local budget of a municipal unit and its rational use.

Keywords: M. Weber's concept of rationality, ideal type, social reality, local budget.

140 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦

Идеи и концепты Макса Вебера «конвертируются» в разные «форматы схватывания» социальной реальности в современном российском и западном мире. После всех «поворотов» и «вызовов», пережитых социально-гуманитарными науками на исходе XX в. [6], веберовская социальная аналитика остается на удивление современной, а предложенная им методология - работающей. Великий мыслитель показал, что в традиции протестантизма воля к власти над миром привела к его полному «разволшебствлению», предельной технологизации и формализации. Волею исторических судеб искусы «вестернизации» во многом овладели и современной Россией. В перестроечные и постперестроечные времена многие из наших соотечественников, зачастую не ведая этого, а иногда и слова такого не зная, заделались «протестантами». Это, конечно, «протестантизм» нашего, российского, замеса. Как следствие этих процессов, вольно или невольно, зерна веберов-ских концептов и моделей проросли и на российской почве, хотя всходы эти порой довольно причудливы и так не похожи на западные оригиналы. Но невозможно отрицать, что невероятно тяжелый переход к рынку в новейшей российской истории сделал гораздо более узнаваемыми, «примеряемыми на себя» идеальные типы М. Вебера.

В данной статье предпринята попытка построить идеальную модель рационального использования доходов местного бюджета органами местного самоуправления Российской Федерации. В качестве инструмента анализа для построения этой модели использованы некоторые ключевые идеи концепции рациональности М. Вебера.

Если речь идет об идеальной модели какой-либо подсистемы социальной реальности, вполне естественно опереться на веберовское представление об «идеальном типе». Идеально-типическое понятие вообще - это своего рода «конденсат» совокупности черт данной культуры, такое их «сгущение», которое приобретает характер «утопичности». Веберовский же идеальный тип служит способом приближения к действительности, дающим возможность отличить сущностное от эмпирического. Ведь зачастую мотивы действия, кажущиеся наиболее понятными, естественными, очевидными, далеко не всегда являются определяющими. В веберовском варианте генеалогии социального рациональному, ясному, методичному мышлению вполне по силам неявное сделать явным - объективировать рациональность, растворенную в мире повседневности: «... целерациональ-ность, имплицитно содержащаяся в установленном порядке, через введение идеального типа становилась эксплицитной, т.е. очевидной» [1, с. 130].

Для максимально рационального использования какого-либо ресурса необходимо главное - всестороннее знание предметности использования этого ресурса. В данном конкретном случае в качестве ресурса выступают денежные средства местного бюджета муниципального образования (района) в части его расходов. Отметим, что выбор местного

бюджета как предмета исследования, помимо несомненной практической актуальности, попадает и в методологический тренд: стратегии исследования в современных социальных науках отличает ярко выраженный интерес к микромеханизмам производства и воспроизводства социального [7].

В нашей модели ключевую роль играет представительный (законодательный) орган местного самоуправления, поскольку именно он имеет право решающего голоса в процессе рассмотрения, утверждения и контроля за исполнением главного финансового документа муниципального образования (района) - местного бюджета [10]. С учетом чрезвычайной важности данного документа для рационального расходования денежных средств местного бюджета процесс его рассмотрения представительным (законодательным) органом местного самоуправления требует детального, точного расчета, планирования и целостного охвата всех сфер жизнеобеспечения населения муниципального образования (района). Поэтому мы более детально остановимся на скрытых и явных проблемах, которые, на наш взгляд, если пользоваться веберовской терминологией, не позволяют «целерациональным действиям» депутатов представительного органа местного самоуправления, в части максимально-детализированного анализа расходных статей проекта местного бюджета, выйти на первый план.

Напомним, что у Вебера подчеркивается методологическое значение идеи рациональности, означающее, что рациональное начало отнюдь не преобладает в действительности: «его надо рассматривать только как методический прием и ни в коем случае не делать в данном случае вывод о действительном преобладании рационального в повседневной жизни» [4, с. 456]. Он строит идеальную модель и к ней, посредством введения различных переменных - мотивов, которые неадекватны цели и с этой точки зрения являются иррациональными размерностями человеческого поведения, - начинает приближать реальность, а следовательно, прояснять ее. Так, говоря о законах и категориях экономической теории, Вебер констатирует, что эти идеально-типические конструкции «показывают, каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель (экономику)» [4, с. 458].

Попробуем же и мы следовать этой установке как методологическому ориентиру: не онтологи-зировать рациональность, а по мере сил и возможностей рационализировать действительность.

Одной из проблем, которую в нашей модели мы относим к разряду скрытых, является процесс неявного «поглощения» исполнительной ветвью власти (исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления) представительной (законодательной) ветви власти органов местного самоуправления.

Реализация механизма неявного «поглощения» возможна ввиду отсутствия в законодательстве РФ норм, препятствующих данному процессу. Таким образом, орган исполнительной власти в лице высшего должностного лица исполнительной власти (исполнительно-распорядительного органа) местного самоуправления имеет возможность заключать трудовой договор (контракт) с действующим депутатом представительного органа местного самоуправления того же муниципального образования (района). Как правило, действующий депутат представительного органа местного самоуправления в соответствии с трудовым договором (контрактом) принимается на работу руководителем МУП (муниципальное унитарное предприятие), МКУ (муниципальное казенное учреждение), МАУ (муниципальное автономное учреждение) и т.д., учредителем которых является орган исполнительной власти (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования (района). В результате действующий депутат представительного органа местного самоуправления переходит в непосредственное подчинение высшему должностному лицу исполнительной власти (исполнительно-распорядительного органа) данного муниципального образования (района).

Теоретически этот механизм может повторяться до полного неявного «поглощения» исполнительной ветвью власти представительной (законодательной) ветви власти органа местного самоуправления данного муниципального образования (района), органа, который по своей сути обязан представлять интересы граждан-избирателей во властных структурах, защищать их права в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе в части рационального расходования денежных средств местного бюджета исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

Неявное «поглощение» в нашей модели переводит действующего депутата из потенциально целерациональной в категорию, которую М. Вебер классифицировал как «избираемое чиновничество» [5], и приводит к «параличу» представительного (законодательного) органа местного самоуправления, а также к обесцениванию самого института представительного органа местного самоуправления. Решение данной проблемы лежит в сфере законодательства Российской Федерации.

Следующая проблема связана с таким понятием, как «партийная дисциплина». Это явление, по сути дела, является инструментом, с помощью которого партийный «штаб управления» осуществляет принуждение к порядку и повиновению своих соратников, пытаясь превратить их, по выражению М. Вебера, в «не что иное, как отлично дисциплинированное голосующее стадо» [3, с. 679]. Данная мера носит неоднозначный характер, так как ставит интересы партии выше проблем избирателей, а ведь всенародно избранный депутат по закону должен представлять именно их интересы. И, несмотря на то что мера партийного взыскания

за нарушение «партийной дисциплины» чаще всего носит имиджевый характер, не исключено, что в проигрыше остаются все стороны конфликта (избиратель - в силу отсутствия возможности защиты своих интересов, депутат - в силу невозможности защиты интересов избирателей, партия - в силу снижения уровня легитимности).

Мы не исключаем ситуацию, при которой с помощью оформленного по всем канонам экономического обоснования своей правоты, представленного в развернутом виде своим партийным соратникам, депутат может избежать конфликтной ситуации. Но это уже в полной мере зависит от уровня квалификации как депутата, так и всего партийного «штаба управления».

Таким образом, мы подошли к следующей проблеме - уровень квалификации депутатского корпуса. Данный аспект не регламентирован выборным законодательством и иными законами Российской Федерации, но в нашей модели его может исправить «штаб управления» партии, подходя целерационально к процессу формирования партийного кадрового резерва, который будет полноценно использоваться в период выдвижения кандидатов в депутаты по партийной линии.

Представительный орган местного самоуправления - орган законодательной ветви власти, в сферу деятельности которого входят вопросы управления, права и экономики, что само по себе предполагает наличие у депутата высокого уровня квалификации как минимум по одному из представленных направлений. Но в таких важнейших вопросах, как рассмотрение и утверждение бюджета, особенно в части расходных статей, необходима максимальная компетенция во всех трех направлениях (управление, право, экономика).

В настоящее время эта проблема решается силами «штаба управления», который либо находится в подчинении представительного органа местного самоуправления в лице главы представительного органа местного самоуправления, либо интегрирован в аналогичный «штаб» исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. И в том, и в другом случае «штаб управления» подчинен одному должностному лицу, который М. Вебером отнесен к категории «избираемое чиновничество».

С учетом того что в нашей модели тип легитимности власти определен в веберовских концептах как «традиционное господство» со значительной долей «харизматического господства» и претензией (в виде деклараций) на «легальное господство», то «штаб управления» представительного органа местного самоуправления в приоритетном порядке работает в интересах одного избираемого чиновника и не заинтересован в успешной (рациональной) работе каждого депутата представительного органа местного самоуправления. А в случае, если «штаб управления» представительного органа местного самоуправления интегрирован в аналогичный «штаб» исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, то он

142 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦

неизбежно вынужден ориентироваться на мнение высшего должностного лица исполнительной власти (исполнительно-распорядительного органа). Во всех рассмотренных случаях «штаб управления» представительного органа местного самоуправления постигает участь тотального снижения составляющей «целерационального действия».

Поэтому в нашей модели мы возлагаем функции «штаба управления» представительного органа местного самоуправления на институт помощника депутата. В этой модели помощник депутата работает на постоянной оплачиваемой основе (если помощник один), обладает квалификацией, которая позволяет дополнить квалификацию депутата по одному из трех обязательных направлений сфер деятельности представительного органа местного самоуправления.

Институт помощника депутата в этой модели предстает как мощный, квалифицированный « бюрократический» аппарат, который способен генерировать новые идеи и выполнять работу, многократно превосходящую как по объему, так и по качеству аналогичную работу, выполняемую в настоящее время существующей моделью «штаба управления» представительного органа местного самоуправления, и в то же время позволяет его позиционировать как кадровый резерв кандидатов в депутаты.

При законодательном включении нормы, закрепляющей обязательную ротацию главы представительного органа местного самоуправления в

пределах одного созыва из числа действующих депутатов представительного органа местного самоуправления данного муниципального образования (района) (например, один раз в год), мы получим значительный стимулирующий фактор для работы именно для так называемой связки «депутат - помощник депутата».

Связка «депутат - помощник» способна решать гораздо более масштабные задачи на основе соответствующей квалификации и знаний. Ведь именно знания лежат в основе управления обществом и служат залогом успеха процессов рационализации и модернизации. Они способны сдвинуть чашу весов в сторону «целерационального действия» человека и общества в целом (рис. 1).

Знание о проблемах социального характера избирателей ограничено тем обстоятельством, что проблема приобретает свой статус лишь в момент обращения избирателя к депутату. Как правило, это происходит лишь в крайнем случае, когда проблема ставит избирателя буквально на грань выживания. Как же выявить такие проблемы, которые приобрели статус скрытых системных проблем до того, как они вступят в самую острую стадию?

На протяжении последних 10 лет один из авторов этой статьи занимался разработкой методологии и созданием программного продукта, способного безошибочно, с точностью до квартиры, определять наличие такого рода проблем. Одна из возможностей этого проекта позволяет создать так называемую «карту легитимности» как отдельно-

Рис. 1. Структура знания по М. Веберу

го депутата, так и депутатского созыва в целом, а также увидеть динамику изменения показателя легитимности от созыва к созыву. Фрагмент «карты легитимности» представляет собой картографию избирательного округа, на котором каждый дом подсвечен (выделен цветом) в зависимости от количества нерешенных проблем в доме - от красного до зеленого. Эта карта может служить отличным визуальным индикатором работы не только депутатского корпуса, но и работы всей системы органов местного самоуправления в динамике.

За весь период работы над этим проектом чаще всего наблюдался эффект устойчивого снижения показателей легитимности как отдельного депутата, так и всего созыва в целом, а это значит, что количество проблем социального характера нарастает, но избиратели с ними либо не обращаются, либо, обращаясь к депутату, не находят положительного решения, и проблема переходит в разряд скрытых системных проблем.

Мы привели этот пример, потому что для каждого тандема «депутат - помощник» в нашей модели недостаточно знать только проблемы обратившихся к ним избирателей; необходимо знать и скрытые системные проблемы, оставленные в наследство предыдущим созывом депутатов. Весь список проблем необходимо вносить в единую базу данных программного продукта, который создан для этих целей. И только после этого представительный орган местного самоуправления сможет дать объективную оценку и составить классификацию проблем населения по приоритетности, а следовательно, максимально рационально рассматривать, утверждать и контролировать исполнение местного бюджета в части его расходных статей.

Подводя итоги, хочется обратить внимание на то, что наша попытка построить модель рационального использования доходов местного бюджета органами местного самоуправления выявила целый ряд проблем, которые освещаются наряду с другими в панорамных исследованиях таких авторов, как В.Н. Лексин, Е.В. Булюлина, А.М. Елохов [2; 8; 9]. Но, на наш взгляд, именно эти конкретные проблемы требуют первоочередного комплексного решения.

Таким образом, концепция рациональности М. Вебера и ее основные методологические установки имеют практические выходы на современные российские социально-экономические и социально-политические реалии и являются эффективными инструментами для создания идеальной модели местного бюджета муниципального образования и выстраивания практических перспектив его рационального использования.

1. Бикбов А. Пространственная схема аналитики Фуко: социальное объяснение как инструмент разрыва с горизонтом обыденной очевидности // Мишель Фуко и Россия: сб. ст. / под ред. О. Хархордина. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001. С. 111-137.

2. Булюлина Е.В. Партия и Советы: История отстранения властных органов от власти // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2004. № 9. С. 73-80.

3. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем., сост., общ. ред. и послеслов. Ю.Н. Давыдова, предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.

4. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., доп. и испр. М.: РОССПЭН, 2006. С. 453-482.

5. Вебер М. Типы господства // Хозяйство и общество / Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Sociolog/veber/tip_gosp.php.

6. ГусеваИ.И. Социально-гуманитарные науки: уроки кризиса // Власть. 2006. № 4. С. 59-63.

7. Гусева И.И. Стратегии исследования в социально-гуманитарных науках: философско-эпистемологический анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2008.

8. Елохов А.М. Муниципальная социально-экономическая система как объект программно-целевого управления // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2010. № 3 (6). С. 6-19.

9. Лексин В.Н. Местное самоуправление и местная власть в современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4. № 4. С. 6-27.

10. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант: офиц. сайт компании. URL: http:// ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 10.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.