Научная статья на тему 'Концепция проекта "экологическая образовательная среда морского технического вуза" и ее нормативно-правовое обеспечение'

Концепция проекта "экологическая образовательная среда морского технического вуза" и ее нормативно-правовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ECOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ / NORMATIVE AND LEGISLATIVE SUPPORT AND MAINTENANCE / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ECOLOGICAL TRAINING / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленкова Валентина Анатольевна, Титова Ирина Викторовна

В статье рассматривается проблема нормативно-правового обеспечения и сопровождения концепции проекта «Экологическая образовательная среда морского технического вуза», суть которой заключается в разработке структуры, принципов, комплекса организационно-управленческих мер и мероприятий с точки зрения законодательства Российской федерации с целью создания комфортных экологических условий здорового образа жизни всех участников образовательного процесса технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даниленкова Валентина Анатольевна, Титова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the project "Ecological educational environment of the Marine Technical University" and its normative legislative support

The article considers the problem of normative and legislative support of the project concept «Ecological educational environment of the Marine Technical University». The meaning of it is in developing the structure, principles, complex of organizational and management measures and activities from the point of view of the legislation of the Russian Federation with the aim of creating comfortable ecological conditions for a healthy lifestyle of all the participants in the educational process of the technical university.

Текст научной работы на тему «Концепция проекта "экологическая образовательная среда морского технического вуза" и ее нормативно-правовое обеспечение»

правовые проблемы образования

Даниленкова Б.А., Титова И.В.

концепция проекта «экологическая образовательная среда морского технического вуза» и ее нормативно-правовое обеспечение

Обеспечение комфортных безопасных условий обучения студентов в техническом вузе является одной из задач подготовки кадров. Однако вопросам научно-педагогического анализа организации системы здоровой, образовательной среды в техническом вузе уделяется недостаточно внимания. Отсюда возникает необходимость создания экологической образовательной среды технического вуза с целью обеспечения здорового жизнеобеспечения обучающихся, сотрудников, преподавателей. Необходимо выяснить значимость нормативно-правовых требований безопасности и создания здоровых условий обучения, воспитания студентов, определить сущность, содержание, функции, структуру экологической образовательной среды с точки зрения соответствия законодательству Российской Федерации в области образования, охраны здоровья и пр.

Таким образом, целью исследования является обоснование нормативно-правового обеспечения и сопровождения экологической образовательной среды технического вуза.

Поставленная нами цель предполагает решение следующих задач:

- обосновать сущность, содержание, структуру концепции проекта экологической образовательной среды и определить нормативно-правовую базу его сопровождения;

- выявить принципы нормативно-правового обеспечения и сопровождения экологической образовательной среды технического вуза;

- разработать комплекс организационно-управленческих мер и мероприятий.

Под сущностью экологической образовательной среды мы понимаем «комплекс мер и мероприятий, направленных на минимизацию рисков, организацию экологического образовательного процесса с точки зрения экологии среды, усло-

вий здорового образа жизни, формирования ответственности за свое здоровье». [6, с. 334]

С научных позиций к изучению идей образовательной среды подходили ученые - педагоги Е.А. Алисов, О.О. Андронникова, Ю.С. Мануйлов, В.И. Панов, и др. Вопросам обеспечения безопасности образовательной среды уделяется много внимания в зарубежных учебных заведениях, в частности в США является неотъемлемой частью реализации права жителей страны на образование. Разработка нормативной базы безопасности образовательной среды в США происходит при активном участии населения.

Приведем примеры определения образовательных сред с точки зрения ученых-педагогов. Как отмечает В.А. Ясвин «с психолого-педагогической точки зрения среда - это возможность развития личности в условиях естественного и социального окружения [11, с. 12], а образовательная среда - это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития» [11, с. 14] О.О. Андронникова рассматривает образовательную среду образовательного учреждения как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда в его исследовании рассматривается как совокупность факторов, формирующихся укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы, организация учебного процесса, питания, медицины, психологический климат и др. [3]

Е.А. Алисов в своем исследовании рассматривает экологическую образовательную среду как «систему психолого-педагогических условий, влияний, возможностей, которые обеспечивают защищенность личности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальность взаимодействия с миром природы» и как объект педагогического проектирования. [1, с. 34]. А.И. Артюхина в своем исследовании рассматривает образовательную среду как педагогический феномен проектирования. [3] С.В. Петров определил, что «безопасная образовательная среда - это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций». [9, с. 17]

А.Е. Алисов, Л.Е. Пикалова рассматривает «концепцию педагогического проектирования экологически безопасной образовательной среды как педагогически обоснованную совокупность научных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса с пространственно-предметным, социальным, психодидактическим компонентами образовательной среды, что является методологической основой обеспечения их экологической безопасности исследования». [1, с. 14] На основании анализа определения безопасной образовательной сре-

ды, сущности экологической образовательной среды приходим к выводу, что содержание концепции проекта экологической образовательной среды как многоаспектного явления определяется совокупностью нормативно-правового обеспечения и сопровождения учебного, организационно-воспитательного процесса; наличием материальных и человеческих ресурсов.

Разработка нормативно-правового обеспечения предполагает обоснование концепции проекта экологической образовательной среды технического вуза. Известно, что концепцией называют систему взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения какой-либо проблемы, которая может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности образовательного учреждения. [9]

Концепции проекта экологической образовательной среды технического вуза базируются на нормативно-правовом обеспечении, которое находит свое отражение в ФГОСах по образовательным программам, законах РФ, Постановлениях Правительства Рф в области образования, приказах, распоряжениях, письмах, рекомендациях и локальных актах вуза.

Для разработки проекта экологической образовательной среды необходимо определить структуру, принципы, необходимые для нормативно-правового обеспечения и сопровождения.

Рассмотрим, какие принципы необходимы для проектирования экологической образовательной среды технического вуза?

Экологическая образовательная среда технического вуза является системным объектом и формируется как совокупность нормативно-правовых программ, мероприятий, приказов, положений, актов, обеспечивающих создание условий для экологически здорового образа жизни всем участникам образовательного процесса в комплексе «экологическое образование - обучение - воспитание», ориентирующая личность студента на минимизацию экологических рисков, избежания конфликтов, способствующая адаптации студентов к экологическим знаниям, обучению, профессиональной деятельности, повышению их стрессоустойчивости в нестандартных экологоориентированных ситуациях. [4, с. 82]

Таким образом, концепция проекта экологической образовательной среды направлена на формирование у студентов экологических знаний, умений, компетенций для избежания конфликтов, повышения стрессоустойчивости. Определим базовые принципы, необходимые для нормативно-правового обеспечения экологической образовательной среды технического вуза:

Взаимодействие и сотрудничество всех участников направлено на формирование инфраструктуры технического вуза с учетом экологической образовательной среды, на обеспечение нормативно-правового контроля, на корректировку и проведение мониторинга эффективности выполнения правовых документов.

Успешность экологической образовательной среды зависит от разработки нормативно-правовой базы, теоретических, методических, справочных, инфор-

мационных материалов; разработки, адаптации и апробации методик, учебных программ и проектов в области экологического образования, обучения, воспитания с учетом отечественного и мирового опыта, результатов исследований и сотрудничества. Критерием успешности является принятие управленческих решений на основе правовых знаний и процессы взаимодействия администрации вуза, преподавателей и студентов. [6, с. 187]

Информационность необходима для оперативного распространения информации и опыта в области экологического образования, направленного на формирование информационной базы данных нормативно-правовых документов; создание телекоммуникационной сети поддержки; развитие системы маркетинга эколого-образовательных правовых услуг и нормативно-методической продукции; обмена опытом и взаимодействия между преподавателями, включая: проведение конференций; осуществление совместных национальных и международных проектов. Информационность, информированность предполагает содержательную и структурную целостность экологической образовательной среды, раскрывающую содержание.

Интегративность предполагает содержательную интеграцию дисциплин образовательных программ подготовки морских специалистов, что позволяет рассматривать экологическую образовательную среду многоаспектно. Основными правилами реализации принципа являются: анализ содержания правовых, экологических, специальных дисциплин учебного плана, взаимодействие преподавателей с целью создания междисциплинарных экологических проектов с привлечением студентов, применение правовых экологических знаний в реальной практической ситуации.

Научность определяет результативность нормативно-правовых документов экологической образовательной среды.

Целостность раскрывает содержательную преемственность в овладении правовыми экологическими знаниям «учебная дисциплина - образовательная среда - здоровье и гигиена студента».

Общность предполагает взаимодействие «администрация - преподаватель - студент», что подчинено общей цели и решению поставленных задач для выявления «узких мест» нормативно-правого обеспечения экологической образовательной среды морского технического университета.

Исследование показало, что существенное место в содержании, сущности, структуре экологической образовательной среды технического вуза принадлежит нормативно-правовому обеспечению и сопровождению.

Выявление принципов нормативно-правового обеспечения и сопровождения экологической образовательной среды технического вуза позволило поставить необходимость решения следующих задач:

1. Создание условий для экологически здорового образа жизни всех участников образовательного процесса с целью минимизации экологических рисков и возникновения конфликтных ситуаций.

2. Поддержка активности всех участников образовательного процесса в

формировании среды, в применении интеллектуальных, информационных, здо-ровьесберегающих технологий, в поиске экологоориентированных, правовых решений на различных этапах.

3. Обеспечение научного подхода к определению показателей повышения стрессустойчивости и адаптивности студентов. Проведение мониторинга экологической образовательной среды, анализ и принятие экологоориентирован-ных управленческих и технологических решений по корректировке, разработке нормативно-методических рекомендаций по улучшению условий экологической образовательной среды.

для решения поставленных задач по нормативно-правовому обеспечению экологической образовательной среды технического вуза необходимо разработать для дальнейшего исследования комплекс организационно-управленческих мер и мероприятий:

1. Развитие нормативно-правовых механизмов в системе взаимоотношений и сотрудничества «администрация - преподаватель - студент - работодатель», взаимосвязей «преподаватель - студент - экологическая образовательная среда».

2. Разработка нормативно-правового, методического обеспечения экологического обучения на разных уровнях экологической подготовки студентов и определение функциональной нагрузки (содержательной, организационной) преподавателей по подготовке экологического обучения.

3. Реализация разноуровнего оценивания результатов. Разработка бал-льно-рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей как фактор снижения экологических рисков и конфликтов в экологической образовательной среде технического вуза.

4. внедрение здоровьесберегающих, информационных, интеллектуальных технологий, интерактивных методов экологического обучения и воспитания.

5. Обоснование критериально - диагностического инструментария оценки эффективности и результативности нормативно-правого обеспечения экологического образования - обучения - воспитания.

Таким образом, обязательным условием концепции проекта «экологическая образовательная среда» является нормативно-правовое обеспечение и сопровождение, которое направлено на эффективность и результативность экологического образования, воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алисов Е.А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: дис. ... д-ра пед.наук. - Курск, 2011. - 405 с.

2. Андронникова О.О. Организация безопасности образовательной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu54.ru/upload/files/2015/

org-261115.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

3. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2007. - 377 с.

4. Даниленкова В.А. Формирование экологической образовательной среды в современном техническом университете (глава 5 монографии) // Психология и педагогика: теория и практика: коллективная научная монография / под ред. д.п.н. профессора М.А. Сурхаева. - Махачкала: «Фирма КИТ», 2015. - С. 80 - 98.

5. Даниленкова В.А. Методология создания экологической образовательной среды в техническом вузе // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 декабря 2014 г., г. Уфа). - в 2 ч. - Ч. 2. - Уфа: Аэтерна. - 2014. - С. 186 - 189.

6. Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. - 2014. - №16. - С. 334 - 336.

7. Мануйлов, В. Современные технологии в инженерном образовании // ВОР. - 2003. - №3. - 117 с.

8. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004. - 197 с.

9. Петров С.В. Обеспечение безопасности ОУ [электронный ресурс]. Режим доступа: http://thelib.ru/books/sergey_viktorovich_petrov/obespechenie_ bezopasnosti_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya-read-2.html (дата обращения: 12.01.2017).

10. Пикалова Л.Е. Развитие образовательной среды на основе системы экологического менеджмента в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т.3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept. т/2013/53467.Мт. (дата обращения: 12.01.2017).

11. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., - 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.