Искусство. Искусствоведение
Образец ссылки на эту статью: Лапонкина Т.Б. Концепция проекта для политехнического музея // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 2(6). С. 9.
УДК 069:001.12
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ДЛЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ Лапонкина Татьяна Борисовна
АНО ВО «Институт Бизнеса и Дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, дом 9, стр. 1), руководитель кружка ГАУК Культурного центра ЗИЛ, [email protected], 8-926-575-65-47.
Процесс обновления музеев в России уже начался, и они никогда не будут прежними. Целью проекта стала возможность зафиксировать этот этап перехода Политехнического музея к новой, современной форме.
В статье применительно к основной теме исследования рассказывается о начале работы над проектом для Политехнического музея, приводятся первые находки изученных материалов и обозначены перспективы развития этой темы.
Автор делится планами о создании фотокниги, составленной из фотографий интерьера музея, предметной фотосъемки, фотографий сотрудников, их рассказов и воспоминаний. Также планируется создание фотовыставки и сопутствующих полиграфических материалов.
Ключевые слова: политехнический музей; дизайн; фотография; проект; книга.
THE PROJECT CONCEPT FOR THE POLYTECHNIC MUSEUM Laponkina Tatyana Borisovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), the head of the circle GAUCK Cultural center ZIL, [email protected], 8-926-575-65-47.
The process of updating the museums in Russia has begun, and they will never be the same. The aim of the project was the opportunity to formalise the transition of the Polytechnic Museum to a new, modern form.
In the article in relation to the main research topic tells about the beginning of work on a project for the Polytechnic Museum presented the first findings of the studied materials and the perspectives of development of this theme.
The author shares his plans about creating a photo book made of photos of the interior of the Museum, subject photography, photographs of employees, their stories and memories. It is also planned the creation of the exhibition and related printing materials.
Keywords: Technical Museum; design; photography; project; book.
Идея проекта для Политехнического музея появилась не случайно. Все началось со знакомства с молодыми фотографами Аллой Афониной и Верой Лапонкиной, выпускницами Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. Они долго работали и снимали свою фотосерию про музей в течение нескольких лет и у них накопился объемный и очень интересный материал.
Политехнический музей, крупнейший технический музей России, задумывался как научно-просветительский центр России и был открыт 12 декабря 1872 г. по инициативе российских ученых-просветителей, членов Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Его музейные фонды насчитывают более 150 коллекций и 190 тысяч предметов из различных областей научного знания [3, 4, 6]. Экспозиции музея рассказывают об истории техники и её изобретателях, поясняют принципы действия технических устройств.
В период с 2012 г. по 2013 г. здание Политехнического музея готовилось к реставрации, коллекции музея — к временному хранению. Вера и Алла начали работать фотографами в Политехническом музее на последнем этапе его закрытия перед реконструкцией. Они снимали экспонаты перед их упаковкой и перевозкой на хранение для последующей описи и каталогизации. Постепенно их работа переросла в отдельный творческий проект. Процесс обновления музеев в России уже начался, и они никогда не будут прежними. Целью проекта стала возможность зафиксировать этот этап перехода Политехнического музея к новой, современной форме.
Сейчас музей закрыт, и в нем уже начались ремонтные работы. Экспозиции разобрали, но на стенах сохранились следы многолетнего присутствия вывезенных предметов. Фотографам было интересно выявить особенности взаимодействия человека, истории и времени. Внимание было также обращено на помещения, где сотрудники музея проводили большую часть рабочего времени. Календари, плакаты, записки, оставленные при переезде, стены с пятнами от покраски в различные годы - все это отражает почти 150-летнюю историю музея.
Также в проект вошли портреты служащих музея и хранителей музейных фондов в интерьерах экспозиции, оставшейся в процессе переезда. Героев окружает сюрреалистическое пространство - в нем можно узнать музей только по отдельным частям, которые еще не демонтировали [2, с. 11]. Экспонатов в нем уже нет, но благодаря хранителям жизнь музея продолжается.
Фотографы не снимали экспозиции во время работы музея. Теперь зритель может сам представить, как все эти отдельные части складывались в единую картину истории технического прогресса.
Нашим возможным совместным проектом станет создание фотокниги, составленной из фотографий интерьера музея, предметной фотосъемки,
фотографий сотрудников, их рассказов и воспоминаний. Также планируется создание фотовыставки и сопутствующих полиграфических материалов.
Первая часть работы над проектом - это изучение и сбор материалов. Для книги наиболее интересны не только фотографии, но и истории залов и музейных объектов. Некоторые из них приведены ниже.
Рисунок 1. Экспонат зала теоретических основ химии - электронный действующий стенд периодической системы элементов Д. И. Менделеева
Рисунок 2. Экспонат зала теоретических основ химии - электронный действующий стенд периодической системы элементов Д. И. Менделеева. Фотография из проекта «Пространство. Экспонат. Хранитель» Аллы Афониной и Веры Лапонкиной
Уникальным является экспонат зала теоретических основ химии -электронный действующий стенд периодической системы элементов Д. И.
Менделеева, в котором заложена разнообразная информация о химических элементах. Этот экспонат по своему устройству можно смело назвать автоматической электронной машиной, синхронно работающей со схемой «Строение атомов». В системе 104 элемента. На стенде они окрашены в четыре цвета, которые соответствуют принадлежности элементов к тому или иному электронному семейству. Каждый элемент в таблице занимает определенное место (клетку). В ней приводятся его порядковый номер, символ, название, атомная масса и распределение электронов по квантовым слоям (электрическим уровням).
По сигналам, поступающим с пульта управления, на маленьком экране рядом с клеткой загораются слова, дающие дополнительную информацию о каждом элементе: латинское название, когда и кем он был открыт, радиус атома, энергия ионизации, изотопный констант и ряд физических констант, характеризующих простое вещество данного элемента.
При включении любого элемента в таблице и на стенде «Строение атома» синхронно включается схема строения того или иного атома.
Стенд «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева» имеет 34 групповых включения. Используя заготовленные перфокарты, экскурсовод может вести программированную работу и набирать любое нужное ему сочетание элементов.
Рисунок 3. Паровой котел демонстрационная модель
О гигантских достижениях и перспективах развития советской энергетики рассказывают и другие экспонаты: действующие модели и макеты мощных паротурбинных и гидроэлектрических агрегатов, ядерных
реакторов на медленных и быстрых нейтронах, макеты электростанций, котлов и турбин, а также многочисленные натурные образцы, иллюстрирующие развитие и достижения техники производства, передачи и распределения электроэнергии. «В электричестве, - писал активный пропагандист знаний в Политехническом музее профессор А. Г. Столетов, - человек нашел путь к решению самых разнообразных, самых фантастических задач своего ума».
Вся экспозиция отдела энергетики - яркая иллюстрация мысли ученого. Здесь глубоко раскрыты научные основы получения, преобразования, передачи и использования электроэнергии в производстве и в быту. Посетители знакомятся с историей создания устройства и принципами работы энергетических установок, начиная с моделей паровых машин И. И. Ползунова (1764 г.) и Д. Уатта (1784 г.), первых электродвигателей Б. С. Якоби и М. О. Доливо-Добровольского (1889 г.), первых паровых котлах французского физика Д. Папена (1860 г.) и русского инженера-изобретателя В. Г. Шухова (конец XIX в.) [1, с. 4-6].
Рисунок 4. Лебедев Валентин Андреевич, старший научный сотрудник, и Лебедева Софья Николаевна, руководитель группы хранителей, группа «Информационные
технологии»
Демонстрационная установка «Робот-экскурсовод «Сепулька» -неофициальный символ Политехнического музея. Телеуправляемый робот, работающий от электросети, передвигается при помощи колёс, закрытых «кожухами-ногами», которые при движении имитируют ходьбу. Его назвали в честь фантастических персонажей из произведений Станислава Лема. Рост «Сепульки» - 1750 мм, вес - 49 кг.
«Сепулька» был изготовлен конструктором Михаилом Александровым в 1962 г. на Опытно-экспериментальной фабрике
наглядных пособий и демонстрационной аппаратуры Всесоюзного общества «Знание». Создателем он задумывался как говорящий робот для проведения часовой обзорной экскурсии по отделу «Основы автоматики и телемеханики» в Политехническом музее. В 2000 г. робот был отреставрирован научным сотрудником музея Валентином Лебедевым.
У «Сепульки» есть голова и лицо. Декоративная решётка в виде стилизованного рта закрывает громкоговоритель. Чуть выше глаза - две выпуклые линзы, которые во включённом состоянии подсвечиваются лампочками с зелёными светофильтрами. Текст, который произносит «Сепулька», записан на встроенный магнитофон. Управление роботом осуществляется дистанционно по инфракрасному каналу. Существует в единственном экземпляре [5, с. 3].
Очевидно, что Политехнический музей содержит очень много разнообразных экспонатов, которые могут быть интересны самому широкому кругу читателей. Передо мной поставлена серьезная задача-объединить все материалы в итоговую работу, сделать оригинальный и интересный дизайн проекта, увлечь зрителя и привлечь новых посетителей в Политехнический музей. Работа над проектом продолжается, в настоящее время производятся расшифровки и корректура текстов для издания, обработка и отбор фотографических материалов, исследование и решение различных элементов дизайна.
Список литературы
1. Барский Я.Д. Краткий путеводитель «По залам Политехнического музея». М.: Знание, 1980.
2. Баталина Т.С. Анализ особенностей формирования общественного пространства // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 1(5). С. 11.
3. Научное описание музейных предметов основного вещевого фонда по истории науки и техники: Метод. рекомендации / Политехн. музей [Сост. Г. Г. Мерцалова]. М.: Знание, 2000.
4. Наш Политехнический: Страницы истории / А. И. Анисимов. М.: Знание,
1983.
5. Описания к подарочному коллекционному макету робот-экскурсовод «Сепулька». Политехнический музей. М.: [б.м.],[ б.и.], 2016.
6. Размышления о музейном деле в Старом доме на Новой площади: публ. и выступления (1988-2005 г.) / Григорян Г. Г. М.: Знание, 2005.
References
1. Barskiy Ya. D. Kratkiy putevoditel «Po zalam Politekhnicheskogo muzeya». M.: Znanie, 1980.
2. Batalina T.S. Analiz osobennostey formirovaniya obschestvennogo prostranstva -Biznes i dizayn revyu. 2017. Т. 1. no 1(5). p. 11.
3. Nauchnoe opisanie muzeynykh predmetov osnovnogo veschevogo fonda po istorii nauki i tekhniki: Metod. rekomendatsii / Politekhn. muzey [Sost. G. G. Mertsalova]. M.: Znanie, 2000.
4. Nash Politekhnicheskiy: Stranitsy istorii [Politekhn. muzeya] / A. I. Anisimov. M.: Znanie, 1983.
5. Opisaniya k podarochnomu kollektsionnomu maketu robot-ekskursovod «Sepulka». Politekhnicheskiy muzey. М.: [Ь.М.],[ b.i.], 2016.
6. Razmyshleniya o muzeynom dele v Starom dome na Novoj ploschadi: publ. i vystupleniya (1988-2005 g.) / Grigoryan G. G. M.: Znanie, 2005.
Рецензенты:
Уваров В.Д. - доктор искусствоведения, профессор, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Работа поступила в редакцию: 14.02.2017 г.