Научная статья на тему 'Концепция продовольственной безопасности АСЕАН в условиях процесса формирования Экономического сообщества'

Концепция продовольственной безопасности АСЕАН в условиях процесса формирования Экономического сообщества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
571
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOOD SECURITY OF THE ASEAN / FOOD INTEGRATION OF THE ASEAN / THE ASEANCOMMUNITY / THE ASEAN ECONOMIC COMMUNITY / ASEAN-RUSSIA DIALOGUE PARTNERSHIP / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АСЕАН / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СООБЩЕСТВО АСЕАН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО АСЕАН / ДИАЛОГОВОЕ ПАРТНЕРСТВО РОССИЯ АСЕАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голубков Михаил Анатольевич

В настоящей статье рассматриваются вопросы актуального состояния продовольственной безопасности в рамках интеграционных процессов, связанных с формированием Экономического сообщества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Тесное сотрудничество государств Ассоциации в области продовольственной безопасности в настоящее время особенно актуально, так как в регионе АСЕАН в настоящее время проживает более 620 млн чел., из которых 9,8% населения испытывает серьезные проблемы с доступностью пищи. Таким образом, при реализации концепции продовольственной без-опасности АСЕАН на современном этапе одним из главных вопросов является создание условий для обеспечения стабильного физического и экономического доступа людей к здоровой пище в количестве, необходимом для обеспечения суточных потребностей организма для поддержания активной и здоровой жизни. Как представляется, обеспечение указанного условия открывает для России дополнительные возможности как для наращивания торгово-экономического сотрудничества с государствами «десятки», так и продвижения своих интересов в АТР в целом. В этой связи России необходимо задействовать имеющиеся конкурентные преимущества, в том числе в сфере производства, НИОКР и организации экспорта «органической» пищевой продукции в регион АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of food security of ASEAN under formation of Economic community

The article analyzes the current stage of the food security in the framework of the ASEAN integration processes and the formation of the ASEAN Economic Community. Close cooperation of the ASEAN member-states at present is even more important as the ASEAN region is home to more than 650 million of inhabitants, 9.8% of which suffer food shortages. Thus, while fulfilling the concept of food security in the ASEAN one of the most important objectives is to create necessary conditions for ensuring stable physical and economic access of people to healthy food in such quantities that are daily required to support healthy and active life.The above mentioned prerequisite of the ASEAN food security provides Russia with additional opportunities, including increasing trade and economic cooperation with the member-states as well as the promotion of its interests in the Asia-Pacific region, in general. In order to take these opportunities Russia needs to use its competitiveness in such fields as production, R&D and the development of exports of organic foods to the ASEAN region.

Текст научной работы на тему «Концепция продовольственной безопасности АСЕАН в условиях процесса формирования Экономического сообщества»

Концепция продовольственной безопасности АСЕАН в условиях процесса формирования Экономического сообщества

УДК 339.9:338.439.02

ББК 65.5:65.9(0)-98 „ 4 ^ „

Г 622 М.А. Голубков,

Минэкономразвития России, Департамент Азии, Африки и Латинской Америки, отдел международных организаций - ведущий советник

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются вопросы актуального состояния продовольственной безопасности в рамках интеграционных процессов, связанных с формированием Экономического сообщества Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Тесное сотрудничество государств Ассоциации в области продовольственной безопасности в настоящее время особенно актуально, так как в регионе АСЕАН в настоящее время проживает более 620 млн чел., из которых 9,8% населения испытывает серьезные проблемы с доступностью пищи. Таким образом, при реализации концепции продовольственной безопасности АСЕАН на современном этапе одним из главных вопросов является создание условий для обеспечения стабильного физического и экономического доступа людей к здоровой пище в количестве, необходимом для обеспечения суточных потребностей организма для поддержания активной и здоровой жизни.

Как представляется, обеспечение указанного условия открывает для России дополнительные возможности как для наращивания торгово-экономического сотрудничества с государствами «десятки», так и продвижения своих интересов в АТР в целом. В этой связи России необходимо задействовать имеющиеся конкурентные преимущества, в том числе в сфере производства, НИОКР и организации экспорта «органической» пищевой продукции в регион АСЕАН.

Ключевые слова: Продовольственная безопасность, АСЕАН, продовольственная интеграция, Сообщество АСЕАН, Экономическое сообщество АСЕАН, Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН.

The concept of food security of ASEAN under formation of Economic community

M.A. Golubkov,

Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Department of Asia, Africa and Latin America, department of the international organizations - Chief Researcher

Abstract

The article analyzes the current stage of the food security in the framework of the ASEAN integration processes and the formation of the ASEAN Economic Community. Close cooperation of the ASEAN member-states at present is even more important as the ASEAN region is home to more than 650 million of inhabitants, 9.8% of which suffer food shortages. Thus, while fulfilling the concept of food security in the ASEAN one of the most important objectives is to create

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

11 Q

necessary conditions for ensuring stable physical and economic access of people to healthy food in such quantities that are daily required to support healthy and active life.

The above mentioned prerequisite of the ASEAN food security provides Russia with additional opportunities, including increasing trade and economic cooperation with the member-states as well as the promotion of its interests in the Asia-Pacific region, in general. In order to take these opportunities Russia needs to use its competitiveness in such fields as production, R&D and the development of exports of organic foods to the ASEAN region.

Key words: Food security of the ASEAN, food integration of the ASEAN, the ASEAN community, the ASEAN Economic Community, ASEAN-Russia Dialogue Partnership.

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА АСЕАН В ОБЛАСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Многостороннее сотрудничество в области продовольственной безопасности1 в регионе АСЕАН развивается на протяжении последних пятидесяти лет. Проблемы обеспечения питанием населения и развития устойчивых продовольственных рынков представляются важными для региона по многим причинам.

Во-первых, численность населения десяти стран, образующих АСЕАН (Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины), по итогам 2014 года составила 622 млн чел.2 По этому показателю государства Ассоциации в совокупности занимают 3-е место в мире после Китая и Индии.

Во-вторых, в настоящее время АСЕАН является одним из динамично развивающихся региональных центров мировой экономики, в котором активно протекают интеграционные процессы, развиваются различные форматы т.н. взаимосвязанности (connectivity) АСЕАН в «физическом», «институциональном» и «человеческом» измерениях.

1 В формате АСЕАН продовольственная безопасность рассматривается в соответствии с положениями «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности», принятой главами государств и правительств в рамках всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия 13 ноября 1996 года в г. Риме. В соответствии с определением, данным на встрече, продовольственная безопасность достигается тогда, когда люди обладают стабильным физическим и экономическим доступом к здоровой пище в количестве, необходимом для обеспечения суточных потребностей организма для поддержания активной и здоровой жизни. При этом продовольственная безопасность достигается при соблюдении условий/измерений: «Наличие продовольствия» (availability); «Физическая доступность» (physical access); «Экономическая доступность» (economic access); «Потребление продовольствия» (food utilization).

2 Asean Summit: AEC off to a good start // TheStar. 20.11.2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.thestar.com.my/news/nation/2015/11/20/aec-off-to-a-good-start-asean-economic-reputation-showing-remarkable-progress/ (дата обращения: 22.11.2015)

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

Отдельно следует отметить, что в настоящее время в рамках Ассоциации реализуется интеграционный проект по созданию Сообщества АСЕАН на основе интеграции в трех измерениях - на уровне Экономического сообщества, Сообщества по политике и безопасности, Социально-культурного сообщества.

В последние десятилетия продолжает наращиваться экономический потенциал Ассоциации. В 20i4 году совокупный ВВП стран «десятки» достиг 2,57 трлн долл. США, увеличившись по сравнению с показателем 2007 года почти вдвое - с i,33 трлн долл. США3. По объему ВВП в указанном периоде Ассоциация вышла на 3-е место в Азии и на 7-е - в мире.

Страны АСЕАН продолжают оставаться в числе наиболее привлекательных регионов мира для поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По итогам 20i4 года приток ПИИ в АСЕАН составил i36 млрд долл. США. Таким образом, в 20i4 году АСЕАН занял ii-е место в мире по данному показателю4.

Совокупный объем внешней торговли АСЕАН в 20i4 году составил 2,5 трлн долл. США, в том числе экспорт достиг i,3 трлн долл. США, импорт - i,2 трлн долл. США5. При этом в указанном периоде объем товарооборота АСЕАН в мировой торговле составил соответственно 6,7%, в том числе экспорт - 7,0% и импорт - 6,5%.

Сельскохозяйственный и пищевой сектор экономики региона является одним из приоритетных направлений в процессе интеграции АСЕАН. Торговля продовольственными товарами оказывает значительное влияние на экономическое развитие многих государств Ассоциации. Согласно данным Секретариата АСЕАН, около 40% от общего населения государств «десятки» задействовано в секторе пищевого и сельскохозяйственного производства6. В свою очередь, большинство населения трудятся в фермерских хозяйствах.

Доля сельскохозяйственного сектора в создании ВВП во многих стран АСЕАН достаточно значительна. Как следует из таблицы i, наибольший вклад сельскохозяйственного сектора в создание ВВП (почти 30%) имеется в Камбодже и Лаосе. Во Вьетнаме, Индонезии, Филиппинах и Таиланде она составляет i0-20%. В тоже время в Сингапуре и Брунее данная доля незначительна.

3 Asean Summit: Asean Economic Community off to a good start // SPH DIGITAL NEWS / ASIAONE GROUP 20.ii.20i5 [Электронный ресурс] URL: http://news.asiaone.com/news/ malaysia/asean-summit-asean-economic-community-good-start (дата обращения: 22.ii.20i5)

4 Там же.

5 ASEANstats, ASEAN Secretariat. Selected basic ASEAN indicators. August, 20i5. i page. [Электронный ресурс] URL: http://www.asean.org/images/20i5/september/selected-key-indicators/Summary%20table_as%20of%20Aug%2020i5.pdf (дата обращения 23.ii.20i5)

6 ASEAN Food & Beverage Alliance. ASEAN Harmonisation in the Food Sector. 20i4. 2 page [Электронный ресурс] URL: http://afba.co/wp-content/uploads/20i4/0i/AFBA-White-Paper.pdf (дата обращения 23.ii.20i5).

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

13 Q

Таблица 1

Доля сельскохозяйственного комплекса в ВВП в странах АСЕАН в 2003-2014 гг. (в %)

Страна 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Бруней-Даруссалам 1,2 1,1 0,9 0,7 0,7 0,6 0,9 0,8 0,6 0,7 0,7 нд

Камбоджа 33,6 31,2 32,4 31,7 31,9 34,9 35,7 36,0 36,7 35,6 33,6 29,8

Индонезия 15,2 14,3 13,1 13,0 13,7 14,5 15,3 14,3 13,8 13,7 13,7 13,7

Лаосская НДР 41,0 39,0 36,2 35,3 36,1 34,9 35,0 32,7 29,5 28,1 26,5 27,5

Малайзия 9,3 9,3 8,3 8,6 10,0 10,0 9,2 10,4 11,8 10,0 9,3 9,1

Мьянма 50,6 48,4 нд нд нд нд нд нд нд нд нд нд

Филиппины 12,7 13,3 12,7 12,4 12,5 13,2 13,1 12,3 12,7 11,8 11,2 11,3

Сингапур 0,1 0,1 0,1 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 нд

Таиланд 10,4 10,3 10,3 10,8 10,7 11,6 11,5 12,4 13,3 12,3 12,0 11,6

Вьетнам 20,9 20,0 19,3 18,7 18,7 20,4 19,2 18,9 20,1 19,7 18,4 18,1

Для сравнения:

Россия 6,3 5,6 5,0 4,5 4,4 4,4 4,7 3,9 4,4 3,9 3,9 нд

Источник: Составлено на основе данных статистической электронной системы Всемирного банка [Электронный ресурс] / Agriculture, value added (% of GDP) - Режим доступа: URL: http://data.worldbank.org/indicator/NV.AGR.TOTL.ZS (дата обращения - 1.12.2015)

Кроме того, в последние годы отмечается значительный рост потребления в Азии за счет роста населения и его доходов. При этом в АСЕАН в настоящее время насчитывается 67 млн домохозяйств, образующих класс потребителей с доходами, позволяющими тратить в объемах, превышающих обычные потребности7. Согласно имеющимся оценкам, к 2025 году число таких домохозяйств должно возрасти до 125 млн.

Таким образом, можно констатировать, что темпы развития и масштабы экономики АСЕАН, значительный вклад сельскохозяйственного комплекса в создание регионального продукта и его высокая социальная значимость являются определяющими факторами развития интеграции АСЕАН в области продовольственной безопасности на современном этапе.

Сотрудничество в указанной сфере начато в рамках АСЕАН практически с момента его образования. Так, еще в 1968 году министры иностранных дел (на тот момент) пяти стран - участниц Ассоциации (в том числе Индонезии, Малайзии,

7 The growing promise of Asean // Bangkok Post. 9.06.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.bangkokpost.com/print/414384/ (дата обращения: 22.11.2015).

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

Филиппин, Сингапура и Таиланда)8 приняли решение о сотрудничестве в области развития пищевого производства и взаимной торговли продовольствием.

После начала развития сотрудничества в этой сфере государствами было заключено значительное число соглашений о взаимодействии в данной сфере.

Одним из первых документов, направленных на реализацию конкретных мер по поддержанию продовольственной безопасности в регионе АСЕАН, стало соглашение от 1979 года о создании Резерва продовольственной безопасности АСЕАН (Agreement on the ASEAN Food Security Reserve). В частности, оно включило в себя следующие направления сотрудничества:

□ решение проблем доступа к питанию уязвимых слоев населения;

□ развитие национальных продовольственных резервов;

□ сближение законодательства в сфере организации продовольственных поставок в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

□ создание информационной системы продовольственной безопасности и раннего предупреждения;

□ предотвращение пост-урожайных потерь зерновых.

Сотрудничество в области сельского хозяйства и пищевой промышленности также вошло в число основных направлений Рамочного соглашения по расширению экономической кооперации АСЕАН (Framework Agreement on Enhancing ASEAN Economic Cooperation), подписанного в 1992 году (в нем впервые была озвучена концепция по созданию к 2015 году Сообщества АСЕАН).

Учитывая долгую историю взаимодействия АСЕАН в области продовольственной безопасности, создание Экономического сообщества АСЕАН потребует масштабной экономической трансформации региона, в том числе в сфере пищевого и сельскохозяйственного производства. Дальнейшее развитие указанных отраслей во многом соотносится с основными целями формирования Экономического сообщества АСЕАН9. В частности, среди указанных целей, прежде всего, следует отметить превращение региона в высококонкурентный общий рынок, интеграцию в мировую экономику, создание единой производственной базы, свободное перемещение товаров, услуг, инвестиций, капитала и квалифицированной рабочей силы. Выполнение указанных целей потребует глубоких преобразований в области сельскохозяйственного и пищевого производства АСЕАН.

8 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН. Изначально в Ассоциацию входило 5 государств региона - Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапура и Таиланд, которые в августе 1967 года подписали документ о создании Ассоциации - Декларацию АСЕАН, более известную как Бангкокская декларация. В 1984 году к АСЕАН присоединился Бруней-Даруссалам, в 1995 году - Вьетнам, в 1997 году - Лаос и Мьянма (Бирма), в 1999 года - Лаос.

9 Цели и ориентиры создания Экономического сообщества АСЕАН вошли в План действий по развитию экономической интеграции Ассоциации в целях создания к концу 2015 года Экономического сообщества АСЕАН - AEC Blueprint.

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

При оценке продовольственной безопасности в рамках процессов интеграции АСЕАН необходимо отметить, что взаимодействие «десятки» в указанной сфере на протяжении продолжительного периода (т.е. практически с момента образования АСЕАН до начала процесса формирования его Экономического сообщества) в основном носило декларативный характер. Во многом, этому способствовало то, что на протяжении долгого времени при реализации политики продовольственной безопасности в рамках АСЕАН национальные интересы отдельных стран - участниц преобладали над общеасеановскими интересами. Данная тенденция связана, прежде всего, с отличиями в социально-экономическом плане.

Например, Индонезия - это один из наиболее крупных рынков сбыта в регионе. На Индонезию приходится почти 40% регионального ВВП и 40% населения. ВВП на душу населения в Сингапуре более чем в 30 раз выше, чем в Лаосе и в 50 раз выше, чем в Камбодже и Мьянме. При этом Мьянма недавно вступила на путь либерализации экономики и сейчас находится в процессе формирования своих государственных институтов. В Индонезии более 90% общества исповедуют ислам, в то время как на Филиппинах 80% принадлежат к романо-католической церкви, а в Таиланде 95% населения - буддисты.

Кроме того, государствам АСЕАН также свойственны и свои особенности в области специфики деловой этики, культурной среды и национальной бизнес-пси-хологии10.

НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА АСЕАН

В рамках процессов по созданию Экономического сообщества АСЕАН развитие пищевой промышленности, сельского и лесного хозяйства основывается во многом на усилении как внутренних, так и внешних взаимосвязей отраслевых организаций, сельскохозяйственных и пищевых компаний, кооперативов и фермерских хозяйств государств «десятки». При этом реализация концепции продовольственной безопасности АСЕАН на современном этапе базируется на совместной реализации следующих торгово-политических направлений сотрудничества: вопросы либерализации внешней торговли и выполнение совместных программ и планов действий в области продовольственной безопасности в регионе.

Эти направления напрямую, либо опосредовано оказывают влияние на развитие взаимосвязей хозяйствующих субъектов, занятых в сфере сельскохозяйственного и пищевого производства АСЕАН.

В настоящее время торговля внутри АСЕАН ведется на основе Соглашения от 1992 года о свободной торговле АСЕАН (ASEAN Free Trade Agreement -

10 Мягков В.Ю. Деловое страноведение. Особенности хозяйственного развития и внешнеэкономической практики ведущих партнеров России по торгово-экономическому сотрудничеству на современном этапе. М.: ВАВТ, 2012, с. 5.

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

AFTA)11 (далее - АФТА) и преференциального тарифа АСЕАН (Common Effective Preferential Tariff - CEPT) (далее - СЕПТ).

В частности, АФТА включил основополагающие меры по снижению таможенных тарифов во внутренней торговле, устранению нетарифных барьеров и количественных ограничений, сближению в области технических стандартов и сертификации. АФТА также определил поэтапное сокращение импортных тарифов до 5% и ниже в соответствии с индивидуальными планами по снижению таможенных ставок государств - членов АСЕАН. При этом государства имели возможность исключить из СЕПТа т.н. «чувствительные» сельскохозяйственные товары. К ним, в частности, среди прочих были отнесены рис и сахар.

В 2009 году тарифные планы снижения импортных пошлин были обновлены в рамках Соглашения по торговле товарами АСЕАН (ASEAN Trade in Goods Agreement - ATIGA) (далее - АТИГА) - документе, который объединил положения АФТА и СЕПТ, а также формализовал более ранние и дополнительные меры, направленные на либерализацию торговли. К дополнительным мерам, прежде всего, можно отнести положения об определении страны происхождения, упрощении процедур организации торговли и таможенного оформления, сближении в области сертификации в соответствии с санитарными и фитосанитарными нормами.

В соответствии с обновленными тарифными планами (Приложение № 2 АТИГА) к 2010 году снижение тарифов до 5% и ниже должно было быть достигнуто государствами т.н. группы АСЕАН-6 (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд). При этом для Камбоджи, Мьянмы, Лаоса и Вьетнама снижение тарифов было запланировано к 2015 году (с возможностью отсрочки по некоторым товарным линиям до 2018 года).

Вопросы либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией являются, пожалуй, наиболее чувствительными для государств АСЕАН. Они активно обсуждаются в рамках широких дискуссий, в которых приводятся примеры как положительных, так и отрицательных эффектов воздействия снижения тарифов на национальные экономики.

Например, во Вьетнаме после сокращения таможенных пошлин ожидается снижение издержек и повышение объемов производства риса. Это позволит вьетнамской продукции «отвоевать» свою долю на рынке этого товара у Таиланда12. При этом Таиланд потеряет 0,5% своей доли рынка, или примерно 13 млн долл. США в пользу Вьетнама.

11 ASEAN trade in goods agreement (ATIGA). 6 pages. [Электронный ресурс] URL: http:// www.miti.gov.my/miti/resources/fileupload/Write-up%20on%20ASEAN%20Trade%20in%20 Goods%20Agreement%20(ATIGA).pdf (дата обращения: 1.12.2015)

12 The Asean Sugar Market: Losing Sweetness in the Run Up to AEC 2015? // The Establishment Post. 8.02.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.establishmentpost.com/asean-sugar-market-losing-sweetness-run-aec-2015/ (дата обращения: 13.12.2015)

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Q

Филиппинские же производители сахара высказывают серьезные опасения в связи со снижением импортного тарифа, так как, по их мнению, это может привести к потерям позиций на рынке из-за усиления конкурентного давления со стороны Таиланда, занимающего второе место в мире по экспорту сахара после Бразилии и первое - по производству и экспорту этого товара в Азии. При этом Таиланд напрямую и косвенно поддерживает национальных производителей сахара, включая дополнительные выплаты фермерам, низкую кредитную ставку в размере 2% в год, фиксированные внутренние цены, возможность получения бесплатных услуг в области ирригации, хорошо развитую транспортную инфраструктуру13.

Другим важным направлением в развитии сотрудничества АСЕАН в области продовольственной безопасности является совместная выработка, одобрение и реализация соглашений, различных планов действий и программ, связанных с развитием продовольственной безопасности в регионе.

Среди важных документов АСЕАН в этой сфере можно было бы отметить Программу по созданию комплексной системы продовольственной безопасности АСЕАН (ASEAN Integrated Food Security Framework - AIFS) и Стратегический план действий по развитию продовольственной безопасности АСЕАН (Strategic Plan of Action on ASEAN Food Security - SPA-FS, 2009-2013). Эти документы в последствии были обновлены на период 2015-2020 гг.

Основной акцент в указанных документах был сделан на мерах, направленных на обеспечение доступности питания для уязвимых слоев населения в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций или внезапных сбоев в поставках продовольствия. Для решения этого вопроса было решено предпринять меры по совершенствованию механизмов функционирования национальных продовольственных резервов, а также пищевой сферы и продовольственных рынков.

Кроме того, Дорожная карта по созданию Сообщества АСЕАН на 2009-2015 гг. включила в себя ряд важных стратегических целей по следующим направлениям продовольственной безопасности в регионе, в том числе:

П пищевая, лесная промышленность и сельское хозяйство (развитие внутренней и внешней торговли, конкурентоспособности асеановских продовольственных товаров на внешних рынках, сотрудничества в области трансферта технологий между государствами АСЕАН, международными и региональными организациями и частным сектором).

П продвижение сельскохозяйственных кооперативов (развитие сельскохозяйственных кооперативов, а также механизма их взаимосвязанности для большей вовлеченности малых и средних фермеров на внутренние и внешние рынки сельскохозяйственной продукции).

13 Asean free trade looms as threat to sugar industry II INQUIRER.net. 22.12.2014 [Электронный ресурс] URL: http:IIopinion.inquirer.net/81121Iasean-free-trade-looms-as-threat-to-sugar-industry#ixzz3tA0U0gbY (дата обращения: 5.12.2015)

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

□ повышение безопасности продуктов питания (развитие большей доступности к здоровой, безопасной пище).

В свою очередь, продвижение политики АСЕАН в области продовольственной безопасности в рамках создания Экономического сообщества АСЕАН обеспечивает т.н. структура продовольственной безопасности АСЕАН, отвечающая за выполнение совместных стратегических планов, рабочих программ и соглашений в данной сфере. Во главе этой структуры находятся Секретариат АСЕАН и министры сельского хозяйства и лесной промышленности АСЕАН. В рамках министерских встреч министры отвечают за выполнение решений, принятых в области развития продовольственной безопасности в регионе. Им в свою очередь подчиняются отраслевые совместные комитеты/советы и экспертные группы АСЕАН, отвечающие за развитие отдельных секторов пищевого производства, вопросы санитарного и фитосанитарного регулирования, а также за вопросы торговой либерализации. При этом Секретариат АСЕАН координирует усилия «десятки» по реализации достигнутых соглашений, программ и проектов сотрудничества в области продовольственной безопасности, включая сферы производства, торговли и НИОКР.

В настоящее время можно подвести некоторые промежуточные итоги и положительные примеры АСЕАН в области развития продовольственной безопасности в регионе в контексте формирования Экономического сообщества АСЕАН. Так, в рамках направления работы АСЕАН в области борьбы с голодом можно отметить учреждение в июне 2012 года совместно с Китаем, Республикой Кореей и Японией «Чрезвычайного резерва риса АСЕАН плюс три» (ASEAN Plus Three Emergency Rice Reserve - APTERR). Необходимо отметить при этом, что создание резерва, хотя во многом и смягчило ситуацию с голодом в регионе, но далеко не решило эту проблему.

В сфере развития конкурентоспособности пищевой продукции АСЕАН на международных рынках, в регионе на регулярной основе проводятся крупные международные выставочно-ярмарочные мероприятия, в том числе Международный форум по продовольственной безопасности АСЕАН, а также форум, посвященный вопросам торговли рисом. В целях развития информационного обмена и раннего предупреждения была создана комплексная информационная система (платформа) продовольственной безопасности АСЕАН (ASEAN Food Security Information System - AFSIS). В рамках платформы налажена системная работа по сбору, обработке и распространению информации, связанной с вопросами обеспечения продовольственной безопасности. В частности, можно выделить наличие данных в AFSIS по прогнозам сельскохозяйственного производства, оценкам спроса и предложения, потерям урожаев и их причинам.

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

К мерам, предпринимаемым АСЕАН в области продовольственной безопасности, можно также отнести взаимодействие с восьмью своим партнерами по т.н. диалоговому сотрудничеству, в числе которых находится и Россия.

Несмотря на имеющиеся положительные примеры в области продовольственной интеграции АСЕАН в рамках развития Экономического сообщества АСЕАН «десятке» еще предстоит предпринять определенные усилия для достижения заявленных целей в полном объеме. При этом важным вопросом будет способность «десятки» обеспечить разумный и экономически обоснованный баланс между либерализацией торговли пищевыми и сельскохозяйственными товарами и сохранением условий для стабильного экономического развития соответствующих национальных секторов сельскохозяйственного и пищевого производства.

Одним из главных нерешенных вопросов остается проблема наличия недоедания и голода в регионе. По данным ФАО, в настоящее время в АСЕАН число недоедающих людей составляет 60,5 млн, или 9,6% от общего числа народонаселения АСЕАН14.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие взаимодействия АСЕАН в области продовольственной безопасности в соответствии с планами формирования Экономического сообщества АСЕАН открывают дополнительные возможности для расширения торгово-экономического сотрудничества с «десяткой».

В этой связи Россия могла бы интенсифицировать взаимодействие с государствами АСЕАН в сфере обеспечения продовольственной безопасности в регионе, в том числе на основе использования ряда конкурентных преимуществ. В частности, одним из главных конкурентных преимуществ России может стать высокий потенциал сотрудничества с АСЕАН в области производства, НИОКР и развития поставок в АСЕАН пищевой и сельскохозяйственной продукции органического происхождения. Безусловно, развитие указанных отраслей окажет высокий позитивный эффект на развитие российской экономики.

С другой стороны, развитие взаимодействия с Россией в указанной сфере для АСЕАН также является актуальным, так как оно будет способствовать достижению важного условия в области продовольственной безопасности при формировании Экономического сообщества АСЕАН - решению проблемы недоедания и голода.

14 OECD-FAO Agricultural Outlook 2015-2024. 19 page. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/tad/events/Session%202-1%20Agricultural-Outlook%20ASEANorg.pdf (дата обращения: 12.12.2015)

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Asean Summit: AEC off to a good start // TheStar. 20.11.2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.thestarcom.my/news/nation/2015/11/20/aec-off-to-a-good-start-asean-economic-reputation-showing-remarkable-progress/ (дата обращения: 22.11.2015)

2. Asean Summit: Asean Economic Community off to a good start // SPH DIGITAL NEWS / ASIAONE GROUP 20.11.2015 [Электронный ресурс] URL: http://news.asiaone.com/news/ malaysia/asean-summit-asean-economic-community-good-start (дата обращения: 22.11.2015)

3. ASEANstats, ASEAN Secretariat. Selected basic ASEAN indicators. August, 2015. 1 page. [Электронный ресурс] URL: http://www.asean.org/images/2015/september/selected-key-indicators/Summary%20table_as%20of%20Aug%202015.pdf (дата обращения 23.11.2015)

4. ASEAN Food & Beverage Alliance. ASEAN Harmonisation in the Food Sector. 2014. 12 pages [Электронный ресурс] URL: http://afba.co/wp-content/uploads/2014/01/AFBA-White-Paper.pdf (дата обращения 23.11.2015).

5. The growing promise of Asean // Bangkok Post. 9.06.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.bangkokpost.com/print/414384/ (дата обращения: 22.11.2015)

6. Joint Communique Of The Second ASEAN Ministerial Meeting Jakarta, 6-7 August 1968. 1 page. [Электронный ресурс] URL: http://www.asean.org/communities/asean-political-security-community/item/joint-communique-of-the-second-asean-ministerial-meeting-jakarta-6-7-august-1968 (дата обращения: 2.12.2015)

7. Agreement On The ASEAN Food Security Reserve New York, 4 October 1979. 6 pages. [Электронный ресурс] URL: http://www.iatp.org/files/451_2_106815.pdf (дата обращения: 2.12.2015)

8. Ministerial Understanding on ASEAN Cooperation in Food, Agriculture and Forestry, Bandar Sen Begawan, Brunei Darussalam Brunei Darussalam, 28-30 October 1993. 1 page. [Электронный ресурс] URL: http://www.asean.org/communities/asean-economic-community/ item/ministerial-understanding-on-asean-cooperation-in-food-agriculture-and-forestry-bandar-seri-begawan-brunei-darussalam-brunei-darussalam-28-30-october-1993 (дата обращения: 2.12.2015)

9. Strategic plan of action on food security in the ASEAN region 2009-2013. 9 pages. [Электронный ресурс] URL: http://www.gafspfund.org/sites/gafspfund.org/files/Documents/ Cambodia_11_of_16_REGIONAL_STRATEGY_ASEAN_Integrated_Food_Security_ Framework.pdf (дата обращения: 2.12.2015)

10. 2007 ASEAN economic community blueprint. 65 pages. [Электронный ресурс] URL: http://cil.nus.edu.sg/rp/pdf/2007%20ASEAN%20Economic%20Community%20Blueprint-pdf. pdf (дата обращения: 3.12.2015)

11. ASEAN trade in goods agreement (ATIGA). 6 pages. [Электронный ресурс] URL: http://www.miti.gov.my/miti/resources/fileupload/Write-up%20on%20ASEAN%20Trade%20 in%20Goods%20Agreement%20(ATIGA).pdf (дата обращения: 1.12.2015)

12. OECD-FAO Agricultural Outlook 2015-2024. 20 pages. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/tad/events/Session%202-1%20Agricultural-Outlook%20ASEANorg.pdf (дата обращения: 12.12.2015)

4 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

13. The Asean Sugar Market: Losing Sweetness in the Run Up to AEC 2015? // The Establishment Post. 8.02.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.establishmentpost. com/asean-sugar-market-losing-sweetness-run-aec-2015/ (дата обращения: 13.12.2015)

14. Asean free trade looms as threat to sugar industry // INQUIRER.net. 22.12.2014 [Электронный ресурс] URL: http://opinion.inquirer.net/81121/asean-free-trade-looms-as-threat-to-sugar-industry#ixzz3tA0U0gbY (дата обращения: 5.12.2015)

15. Europenian comission. Countries and regions. 1 page. [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/indonesia/ (дата обращения: 1.12.2015)

16. Мягков В.Ю. Деловое страноведение. Особенности хозяйственного развития и внешнеэкономической практики ведущих партнеров России по торгово-экономическому сотрудничеству на современном этапе. М.: ВАВТ, 2012. - 185 с. (Mjagkov VJu. Delovoe stranovedenie. Osobennosti hozjajstvennogo razvitija i vneshnejekonomicheskoj praktiki vedushhih partnerov Rossii po torgovo-jekonomicheskomu sotrudnichestvu na sovremennom jetape. M.: VAVT, 2012. - 185 s.)

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.