Вопросы экологии
И.С. МАЙОРОВ,
В.П. СЕЛЕДЕЦ,
М.В. СЫРИЦА
Концепция природоохранного комплекса Приморского края
Применительно к конкретным природным и социально-экономическим условиям Приморского края приводится концепция развития природоохранного комплекса, который представляет собой непрерывную сеть охраняемых природных территорий, созданную для решения задач управления качеством окружающей природной среды и воспроизводства биологических ресурсов.
Концепция природоохранного комплекса (ПОК) разрабатывается нами в качестве раздела научной программы рационализации природопользования на Дальнем Востоке России (ДВР).
Анализ современного состояния заповедного дела показывает, что крупная нерешенная проблема - «островное» положение охраняемых природных территорий (ОПТ). Вследствие этого сложные экосистемы, окруженные хозяйственно освоенными территориями, имеют тенденцию к упрощению.
Задача состоит в том, чтобы найти способы включить их в систему хозяйственных связей, при которой они с максимальной эффективностью выполняли бы свои природоохранные функции, а также распространяли их на окружающие территории. Необходимо принципиально новое решение. Таким решением нам представляется ПОК -непрерывная сеть ОПТ, в ячеях которой локализованы очаги антропогенных воздействий на природную среду. Эта непрерывность является принципиальным отличием ПОК от всех других ранее предлагавшихся совокупностей ОПТ - островов либо архипелагов дикой природы среди культурных или техногенных ландшафтов.
На ДВР первое упоминание ПОК принадлежит Е.К. Козину [4], который считал целесообразным формировать такой комплекс из участков ОПТ разных категорий. Подробное определение ПОК впервые дано Б.В. Поярковым и В.П. Каракиным: «ПОК (заповедники и буферные зоны) представляют собой такие естественные резерваты природы, которые находятся под специальной системой охраны с целью поддержания спонтанного воспроизводства ресурсов и условий сколь угодно долго.
В отдельных участках таких комплексов возможно ведение экстенсивных форм хозяйства, не альтернативных (по объемам и видам) природоохранной деятельности. Ядрами таких комплексов являются заповедники, в которых сохраняется естественный ход развития природных систем и запрещена всякая хозяйственная деятельность. ПОК являются основной формой сохранения и использования генетических, лекарственных, рекреационных и других видов побочных ресурсов» [7, с. 17].
Развитие концепции ПОК отражено в табл. 1.
Таблица 1
Развитие концепции природоохранного комплекса
Авторы
Содержание концепции Е.К. Козин [4] Б.В. Поярков, В.П. Каракин [7] В.П. Каракин, А.С. Шейнгауз [3]; В.А. Красилов [5]; В.В. Богатов и др. [1] В.П. Селедец [8-10, 12]; В.П. Селедец, Б.В. Поярков [11]
Цели Поддержание воспроизводства ресурсов + + + +
Регламентация природополь- зования + +
Гармонизация отношений в системе «природа-общество» +
Задачи Повсеместная охрана природы + + +
Охрана заповедников и других ОПТ + - - -
Охрана уникальных природных комплексов + +
Охрана эталонов природы + +
Методы Создание благоприятного окружения для заповедников + + +
Увеличение размеров ОПТ - - + +
Увеличение разнообразия ОПТ - - + +
Преобразование сети ОПТ в ПОК +
Окончание табл. 1
Авторы
Содержание концепции Е.К. Козин [4] Б. В. Поярков, В.П. Каракин [7] В.П. Каракин, А. С. Шейнгауз [3]; В.А. Красилов [5]; В.В. Богатов и др. [1] В. П. Селедец [8_10, 12]; В.П. Селедец, Б.В. Поярков [11]
Критерии отбора ОПТ Ресурсная ценность + +
Максимальное природное разнообразие + +
Способность к само-воспроизводству _ _ + +
Ключевое положение в регионе, природной зоне, ландшафте +
Средообразующее и объектнозащитное значение + +
Расположение в природно-миграционном русле + +
Взаимодействие ОПТ Использование эффекта соседства ОПТ + +
Дифференциация ОПТ по целевому назначению + + +
Ориентация различных ОПТ на решение общей задачи +
Функционирование природоохранной системы Природная саморегуляция + + +
Непосредственное воздействие на природные комплексы +
Косвенное воздействие путем регламентации природопользования на сопредельных территориях + + +
Системное регулирование с помощью экологических коридоров и технических средств +
Концепция ПОК возникла не на пустом месте. К 1990-м гг. скопился обширный фактический материал о различных охраняемых природных территориях. Согласно нашей концепции ПОК является системой ОПТ, созданной для решения задач управления качеством окружающей природной среды и воспроизводства биологических ресурсов; он представляет собой сеть ОПТ (в идеале непрерывную), которая охватывает сохранение присущей ему территориальной организации ландшафтных единиц; формируется в пределах одного или нескольких административных районов на основании схемы природоохранного районирования; регламентирует характер территориальной организации хозяйственного комплекса исходя из исторически сложившегося ландшафтного разнообразия территории, а также степени и характера ее освоенности.
Эта регламентация осуществляется путем изменения соотношения между интенсивно используемыми землями и буферными зонами различного типа, в качестве которых выступают те или иные ОПТ; включает в себя систему ОПТ, развивавшуюся по мере усложнения природно-хозяйственной ситуации. Охраняемые природные территории соединены между собой экологическими коридорами, что обеспечивает охрану разнообразия растительного покрова и генофонда (пути миграции), поддержание экологического равновесия и качества окружающей среды, а также воспроизводство природных ресурсов и условий рекреации.
По нашему определению, ПОК - система ОПТ, имеющая целью гармонизацию отношений в системе «природа-общество» применительно к задачам социально-экономического развития региона в условиях изменяющейся природно-хозяйственной ситуации.
Принципиальные отличия нашей концепции от ранее предлагавшихся: внимание к экотонам как особым участкам биосферы [13, 14], включение в ПОК экологических коридоров в качестве компонента, обусловливающего жизнеспособность ПОКа и устойчивость его функционирования. Обеспечивающий природную саморегуляцию экосистем в масштабах Приморского края ПОК составляет его экологический каркас (табл. 2).
Исследуя состояние окружающей среды в Приморском крае, ученые ДВО РАН пришли к выводу, что бух. Золотой Рог следовало бы объявить зоной экологической катастрофы: она отравлена, биологически мертва и опасна в санитарно-гигиеническом отношении. К выявленным ранее трем зонам экологического бедствия (Амурский залив, бассейн оз. Ханка и бассейн р. Рудной) мы предлагаем отнести район пос. Дунай, Уссурийский залив, особенно в таких его частях, как бухты Кирпичная, Горностай, Промежуточная, Стрелок, Чажма [6]. Практически вся южная часть Приморского края относится к зоне экологических конфликтов, которые могли бы быть решены при условии значительных капитальных вложений на модернизацию всех отраслей производства. Центральную часть Сихотэ-Алиня можно рас-
сматривать как зону экологического благополучия, отдельные очаги, не соответствующие данной оценке, здесь могут быть локализованы без особых затрат.
Таблица 2
Функциональные зоны природоохранного комплекса
Функциональная зона природоохранного комплекса Группа типов охраняемых природных территорий Тип охраняемой природной территории
Эталонная Природно-заповедные территории 1. Заповедники 2. Биосферные заповедники 3. Памятники природы (в том числе охраняемые урочища и одиночные памятники природы) 4. Природные национальные памятники 5. Охранные зоны природнозаповедных территорий
Культурные природные территории 6. Ботанические сады 7. Дендрологические парки 8. Зоологические парки 9. Памятники садово-паркового искусства
Ресурсоохранная Запретные и защитные лесные территории 10. Заказники 11. Ореховопромысловые зоны 12. Заповедно-охотничьи хозяйства 13. Заповедно-лесоохотничьи хозяйства 14. Государственные охотничьи хозяйства 15. Государственные лесоохотничьи хозяйства 16. Опытно-показательные охотничьи и рыболовно-спортивные хозяйства 17. Запретные зоны лова рыбы (морей, водохранилищ и т. д.) 18. Леса зеленых зон 19. Почвозащитные и полезащитные леса 20. Курортные леса 21. Запретные полосы вдоль рек и вокруг водоемов 22. Защитные полосы вдоль железных и шоссейных дорог 23. Защитные полосы лесов на селео-пасных склонах 24. Защитно-эксплуатационные леса 25. Прочие леса первой группы
Окончание табл. 2
Функциональная зона природоохранного комплекса Группа типов охраняемых природных территорий Тип охраняемой природной территории
Рекреационные Санитарнозащитные природные территории 26. Округа санитарной охраны курортов 27. Зоны санитарной охраны источников 28. Прочие санитарно-защитные природные территории
Рекреационные природные территории 29. Курортные зоны и местности 30. Зоны отдыха 31. Туристические зоны и местности 32. Природные местные (ландшафтные) парки 33. Природные территории, резервируемые для рекреации
Природные территории, связанные с памятниками истории и культуры 34. Историко-архитектурные и природные музеи-заповедники 35. Природно-исторические заповедники 36. Природно-литературные заповедники 37. Природно-археологические заповедники 38. Природно-исторические заказники
Экстенсивного хозяйства Особые формы охраняемых природных территорий 39. Нерестовые реки 40. Пригородные (включая зеленые) зоны 41. Рекреационные (включая курортные, оздоровительные и туристические) районы 42. Ландшафтно-эстетические трассы 43. Охранная зона побережья Японского моря 44. Водоохранная зона вокруг оз. Ханка 45. Другие водоохранные зоны озер, водохранилищ и рек 46. Прочие территории особого природопользования
Экологическая ситуация в Приморском крае может быть улучшена при соблюдении следующих условий: признание на высшем государственном уровне существования в Приморском крае зоны экологической катастрофы и трех зон экологического бедствия, принятие
соответствующего решения, обеспечение Приморского края современной аппаратурой и другими техническими средствами; выделение 25 % территории Приморского края для создания ПОК, объявление Приморского края специальной зоной экологически безопасного природопользования; категорический запрет на возведение в Приморском крае экологически опасных сооружений и предприятий.
Одним из способов контроля природно-хозяйственной ситуации является экологическое районирование территории по бассейновому принципу, поскольку речной бассейн - это естественная геосистема. Охрана генофонда и экосистемы может эффективно осуществляться лишь в контексте управления биосферой; за основу концепции ПОК нами принимаются современные представления о пространственновременной организации биосферы. При разработке данной концепции мы исходили из того, что основная задача природоохранной деятельности состоит в том, чтобы обеспечить инвариантность биосферы, обусловливающую ее способность противостоять возмущениям.
Географический подход к проблеме повышения устойчивости биосферы состоит в оптимальной локализации ОПТ, в создании эффективных природоохранных систем. Неустойчивость биосферы в первую очередь проявляется там, где ее элементы наиболее чувствительны к воздействию. Области неустойчивости биосферы - экотоны -границы между экосистемами, природными зонами и горными поясами. В экотонах наблюдается наибольшая пространственно-временная вариабельность всех свойств. Именно в экотонах и должны преимущественно располагаться ОПТ, поскольку там в основном локализуются древние формы, эндемики, наблюдается повышенное генетическое разнообразие, а также повышенная фенотипическая и модифика-ционная изменчивость. Для экотонов характерны уникальные сочетания видов, уникальные сообщества, здесь наиболее высоки колебания численности («волны жизни»), а также волны расселения.
В центральных частях природных (ландшафтных) зон и горных поясов наблюдается компенсационный эффект взаимодействия многих факторов, состояние которых в целом благоприятно для большинства элементов, образующих экосистемы. В условиях экологического оптимума по большинству факторов элементы высокочувствительны к позитивным воздействиям, переводящим управляющие факторы из среднего состояния в оптимальное. В области границ действие управляющего фактора менее надежно, поскольку любые внешние или внутренние флуктуации здесь легко могут свести на нет эффективность управляющего воздействия. Территории интенсивного ведения хозяйства целесообразно располагать в центральных частях природных (ландшафтных) зон, а ОПТ - в экотонах.
В иерархической структуре пространственно-временной организации биосферы наименьшей территориальной единицей, с которой начинается глобальный отчет ответственности за судьбу биосферы, является физико-географическая область [13]. Сохранение природ-
ного комплекса горной страны Сихотэ-Алинь как экосистемы высокого ранга, несомненно, имеет биосферное значение. Именно та часть Сихотэ-Алиня, которая относится к Приморскому краю, подвергается наиболее значительным антропогенным воздействиям. Нормализация природно-хозяйственной ситуации на территории Приморского края благоприятно повлияет на природно-хозяйственную ситуацию в Дальневосточном регионе.
Основной признак территории - ее экологическая неоднородность, разная степень антропогенной трансформации экосистем. Весь комплекс мер по рационализации природопользования и охране природы должен базироваться на этом фундаментальном факте.
Способы управления системой «природа-общество» основаны на оценке состояния природных и природно-хозяйственных систем, прогнозе развития экологической ситуации и осуществлении комплексных программ экологических действий. Главный результат социально-экологического подхода к ОПТ - зонирование территории Приморского края, предусматривающее для каждого административного района приоритеты охраны природы и систему целей социальноэкономического развития. Следствием социально-экономического подхода к природоохранной системе и к территории в целом является дифференциация стратегии и тактики природоохранной деятельности в разных экологических зонах.
В зоне экологической катастрофы необходимы локализация очагов воздействия, изоляция очагов загрязнения, допустимы чрезвычайные меры по спасению культурно-исторического наследия и генофонда, эвакуации населения в безопасные зоны, восстановлению здоровья, материального и культурного уровня жизни населения. В зоне экологического бедствия необходимо в первую очередь определить возможность восстановления экосистем. В зоне экологических конфликтов требуются более тщательное определение приоритетов социально-экономического развития, поиск путей разрешения наиболее напряженных конфликтных ситуаций. В зоне экологического благополучия в системе природоохранных мер на первое место выходит контроль качества природной среды и анализ перспектив социальноэкономического развития с целью не допустить обострения экологической ситуации. С этой точки зрения рассмотрены природоохранные комплексы и приведены их рекомендуемые размеры (табл. 3).
Организационно-технический аспект проблемы рассматривается здесь с целью разработки предложений по формированию оптимальной особо охраняемой природной территории (ООПТ), которая должна обеспечивать сохранение и воспроизводство природных ресурсов и генофонда, регулировать отношения в системе «природа-общество», компенсировать различные нарушения в экосистемах, а также способствовать (в комплексе с другими мероприятиями) поддержанию экологического равновесия и благоприятной среды для жизни человека.
Таблица 3
Соотношение функциональных элементов в природоохранных комплексах Приморского края
Природнохозяйственные и рекреационные зоны Пло- щадь ПОКа, % Соотношение функциональных зон, % Кол-во памятников природы на 100 км2
Эта- лонная Средооб- разующая Ресурсо- охранная Рекреа- ционная
Бассейн р. Уссури (Раздольнен-ский сельскохозяйствен-ный) 23,5 3,0 15,0 5,3 0,2 8
Центральный Сихотэ-Алинь (Центрально- Приморский сельско- хозяйственный) 18,0 1,9 10,1 5,8 0,2 8
Северное побережье (Терней-ский охотничье-промысловый) 50,4 1,9 38,5 7,5 2,5 1
Бассейн оз. Ханка (Ханкайский сельскохозяйственный) 24,0 3,0 15,0 5,8 0,2 8
Южный Сихотэ-Алинь (Южно-Сихотэ-Алин-ский сельскохозяйственный) 23,8 1,9 16,1 5,8 0,2 6
Бассейн зал. Петра Великого (Раздольненский и Хасанский сельскохозяйственные районы) 24,0 3,0 15,0 5,8 0,2 8
Уссурийский, Владивостокский и Находкинский рекреационные районы 34,7 1,0 13,7 5,0 15,0 15
Дальнегорский (Дальнегорский горнорудный) 65,9 5,3 43,6 15,8 1,2 1
Примечание. В скобках указан тип природоохранного комплекса.
При этом решается ряд задач: анализ современного состояния и определение оптимальной площади ООПТ, разработка предложений по совершенствованию природоохранной системы, увязка планировочных решений системы природоохранных мероприятий с предложениями по развитию экологического каркаса территории. Особое место занимают природно-заповедные территории, обеспечивающие наиболее полное сохранение типичных, характерных, редких, уникальных или особо живописных ландшафтов.
По мнению многих исследователей, заповедники являются высшей и наиболее эффективной формой охраны природных комплексов. Высказываются и другие мнения, во многих случаях достаточно обоснованные. На наш взгляд, ни одна из категорий ОПТ самостоятельно не может решить всех проблем охраны природы и рационализации природопользования. Только совместно системой природоохранных, контролирующих и научно-исследовательских учреждений, организаций и предприятий составляются ПОК, которые могут оказать существенное влияние на практику природопользования.
ПОК формируется поэтапно. Прежде всего осуществляется функциональное зонирование территории: выделяются территории для интенсивного освоения (урбанизация и сельское хозяйство); территории для экстенсивного хозяйства (охотничье-промысловые, рекреационные); охраняемые природные территории. Далее проводится анализ экологической ситуации в целом по Приморскому краю, а также в каждом природно-хозяйственном и административном районе: выясняется, в какой степени естественные экосистемы обеспечивают экологический баланс территории. Последний этап - анализ современного состояния ОПТ, их репрезентативности, правовой защиты, организационно-технического обеспечения, их количественных параметров, функционального зонирования и планировочной структуры.
На всех этапах работы должны соблюдаться основные принципы функциональной и планировочной структуры ПОК: функциональное разнообразие ОПТ, плавность перехода от ОПТ к зонам интенсивного хозяйства. Рекомендуется избегать чрезмерного расчленения ОПТ, при этом они должны быть соединены экологическими коридорами. ПОК административного района должен включаться в природоохранную систему более высокого ранга, являясь ее функциональной составляющей.
Набор природоохранных территорий и ОПТ может быть основан на анализе природно-хозяйственной ситуации. Социально-экономическая мотивация в пользу учреждения той или иной природоохранной территории или ОПТ определяется по принципу предотвращения ущерба.
Природоохранный комплекс начинает формироваться на этапе земле- и лесоустройства. Простейшие ПОК представляют собой неформальные природоохранные территории, леса различного хозяйственного назначения, различные охранные и защитные зоны. К нефор-
мальным природоохранным территориям мы относим все мелкие элементы ландшафта, не объявленные ОПТ: бросовые земли и практически используемые участки, полуформальные природные объекты, как, например, микрозаповедники и школьные заказники [2], - а также квазизаповедные экосистемы: различные территории, по каким-либо причинам сохранившие свою естественную структуру (полосы отчуждения вдоль государственной границы, военные полигоны и др.), и, кроме того, экстенсивно используемые угодья - охотничьи, сенокосные, рекреационные и др.
Такой ПОК обычно образуется как побочный эффект деятельности различных природопользователей. По мере насыщения территории хозяйственными объектами возникают задачи вычленения из неформальных природоохранных территорий ОПТ и соразмерения площади ПОК с площадью интенсивно используемых угодий; повышения уровня социально-экономической организации территории с целью дальнейшего роста структурной организованности биосферы. Первая задача решается в результате научных исследований, вторая - нормативным путем повышения статуса ОПТ, дальнейшей структуризации и комплексирования.
Повышение ПОК в ранге нередко осуществляется под влиянием общественности или с целью защиты ведомственных интересов. Чаще всего наблюдается преобразование неформальных памятников природы в формальные, в государственные памятники природы и в заказники, заказников - в государственные заповедники, некоторым из которых позднее присваивается статус биосферных.
Проанализировав эти явления на ДВР, мы сочли целесообразным внести в них системность и плановость. Для этого надо было четко определить цель, задачи, функции, структуру и этапы формирования ПОК.
Основная цель ПОК - обеспечить экологическое равновесие территории, которое обусловлено разнообразием местообитаний, биологическим разнообразием, определенным соотношением между интенсивно и экстенсивно используемыми землями.
Задачи ПОК можно объединить в три группы соответственно основным направлениям охраны растительного покрова.
1. Организация рационального использования растительных ресурсов и обеспечение их восстановления и повышения продуктивности: сохранение экологического баланса территории, типичных и уникальных ландшафтов; мобилизация экологических ресурсов природной среды, регулирование техногенных и антропогенных нагрузок; сохранение всего разнообразия растительных сообществ, видов и популяций, в том числе находящихся в опасности из-за антропогенных воздействий; управление природными процессами для непосредственной или перспективной эксплуатации растительного покрова; сохранение ценных растительных сообществ и популяций растений в целях длительного их использования.
2. Создание новых высокоорганизованных биоценозов как составной части оптимизируемых ландшафтов индустриальных и урбанизированных районов: создание полуприродных или искусственных растительных сообществ для получения различных видов продукции и обеспечения среды, благоприятной для здоровья человека; сохранение их как образцов рационального природопользования; увеличение численности и продуктивности видов и популяций растений, имеющих ресурсное или фитомелиоративное значение, для их последующей эксплуатации.
3. Сохранение наиболее ценных объектов растительного мира на заповедных и других ОПТ, используемых как хранилища генофонда видов растений и эталонных экосистем для обогащения растительного мира: сохранение типичных и уникальных популяций, сообществ, экосистем для научно-образовательных целей как источника информации об эволюции органического мира, для размножения и последующей репатриации, а также для селекции и биотехнологии.
Чтобы выполнение этих задач было возможно, ПОК должен характеризоваться функциональной развитостью, территориальной взаимосвязанностью, географической репрезентативностью, открытостью и простотой устройства.
Исходя из анализа вещественно-энергетических связей, в ландшафтной оболочке выделяются функциональные типы территорий: 1) природно-географические узлы - элементы ландшафтов, наиболее подверженные антропогенным воздействиям (верховья рек, озера, болота); 2) транзитные коридоры - магистрали обмена веществом и энергией (пути перемещения вод, воздушных масс, пути миграции видов); 3) буферные полосы (зоны охраны транзитных коридоров); 4) малоареальные объекты (отдельные деревья, малочисленные популяции редких видов и т. п.). Их соотношения разнообразны, но обычно природно-географические узлы и транзитные коридоры - обширные мультифункциональные ОПТ (биосферные заповедники и национальные парки), буферные полосы - средообразующие и объектнозащитные ОПТ, малоареальные объекты - памятники природы.
Для обеспечения эффективности ПОК осуществляется специальный анализ природной среды. При этом особое внимание уделяется растительному покрову. Природоохранная разнокачественность территории позволяет придать ПОК функциональную развитость, обеспечить географическую репрезентативность и территориальную взаимосвязь. ПОК включает функциональные зоны: экстенсивного хозяйства, рекреационную, ресурсоохранную, средообразующую, эталонную. Для каждого природоохранного района ДВР предусмотрен ПОК, соответствующий природно-хозяйственной ситуации. Для каждой природно-хозяйственной ситуации с учетом биогеографической приуроченности разработан комплекс ОПТ, с помощью которого возможна эффективная регламентация природопользования, смягчение и ликвидация конфликтных ситуаций. Соотношение функциональных зон в процентах от площади природоохранного района рассчитано с
учетом экспертных оценок и особенностей антропогенной динамики растительности в различных природных зонах.
Структура ПОК определяется поэтапно: 1) выбор типа и размера ПОК соответственно природно-хозяйственной ситуации; 2) функциональное зонирование ПОК; 3) определение набора ОПТ; 4) распределение ОПТ по функциональным зонам ПОК; 5) определение очередности включения ОПТ в состав ПОК.
Природоохранный комплекс представляет собой сеть ОПТ, пронизывающую всю территорию. Тем самым он закрепляет ландшафтную организацию территории. Вместе с тем ПОК - один из механизмов регламентации деятельности природопользователей. Ранее этой функции не уделялось должного внимания. Для выполнения своих задач ПОК должен обладать свойством функциональной развитости. Функциональная зона ПОК - часть его территории, предназначенная преимущественно для выполнения одной из основных функций: 1) охраны окружающей природной среды и предупреждения разрушительных природных процессов (средообразующая зона), 2) сохранения биологического разнообразия, генофонда, природных систем, а также для проведения научных исследований (эталонная зона), 3) сохранение и воспроизводство возобновимых ресурсов (ресурсоохранная зона), 4) сохранение и воспроизводство рекреационных ресурсов (рекреационная зона).
Простейший ПОК - совокупность лесов различного хозяйственного назначения, охранных и защитных зон, памятников природы, неформальных природоохранных территорий. Такой ПОК универсален и может быть организован в любой природной зоне и при любом типе природопользования. На последующих этапах освоения территории возрастает значение других ОПТ, особенно мультифункциональ-ных (биосферные заповедники, природные национальные парки и др.), поскольку они имеют несомненные преимущества перед другими ОПТ, особенно в охране природно-географических узлов и транзитных коридоров. ПОК развивается и усложняется по мере развития и усложнения природно-хозяйственной ситуации в соответствующем природоохранном районе и на ДВР в целом.
В создании ПОК участвуют многие организации и представители разных профессий с разным пониманием проблем природопользования и охраны природы и путей их решения. Необходимы единые ориентиры, ими и служат параметры ПОК.
В районах нового освоения земли для ПОК могут быть зарезервированы заранее на основе прогноза природно-хозяйственной ситуации. В староосвоенных районах формирование ПОК начинается обычно с анализа конфликтных ситуаций и выявления возможных путей снятия или смягчения конфликтности между природопользованием и охраной природы. Основу сформированного ПОК обычно составляют заповедники и заказники, в которых охраняются типичные и уникальные ландшафты, биологическое разнообразие и разнообразие местообитаний.
По мере развития рыночных отношений возрастает значение природных ресурсов и, соответственно, природоохранных систем как гаранта рационального неистощительного природопользования. Формирующийся ПОК Приморского края все больше испытывает на себе тенденции экономического развития: усиление глобальных взаимосвязей и формирование региональных систем. В природоохранной деятельности первая тенденция выражается в формировании глобальной сети биосферных заповедников, в которую входит Сихотэ-Алинский биосферный заповедник, вторая - в усилении связей между заповедниками и другими ОПТ, в формировании ПОК административных и природно-хозяйственных районов, краев, областей, всего ДВР.
Настоящая работа может служить ориентиром, но не претендует на роль практического руководства по организации пространственных систем объектов и территорий природоохранного назначения. Ее ни в коем случае не следует рассматривать как шаблон, по которому можно «выкроить» ПОК для любой природно-хозяйственной ситуации. Главная задача виделась в том, чтобы показать все разнообразие ОПТ Приморского края как основы для формирования ПОК применительно к конкретным природным и социально-экономическим условиям.
Литература
1. Богатов В.В. Стратегия сохранения биоразнообразия Сихотэ-Алиня / В.В. Богатов, Д. Микелл, В.А. Розенберг, Б.А. Воронов, С.М. Краснопеев, Т. Мерил. - Владивосток, 2000. - 135 с.
2. Заровный Г.М. Школьные заказники / Г.М. Заровный. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
3. Каракин В.П. Концепция управления природопользованием / В.П. Каракин, А.С. Шейнгауз. - Владивосток: ДВО АН СССР, 1988. - 24 с.
4. Козин Е.К. Природоохранные комплексы / Е.К. Козин // Рациональное природопользование в условиях Дальнего Востока. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1981. С. 153-157.
5. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, при-
оритеты / В. А. Красилов. - М.: Ин-т охраны природы и запо-вед. дела, 1992. - 173 с.
6. Майоров И.С. Залив Петра Великого: экологические про-
блемы, вопросы применения береговых кадастров / И. С. Майоров. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2006. - 156 с.
7. Поярков Б.В. Общая концепция разработки подпрограммы
«Рациональное природопользование» целевой комплексной программы «Дальний Восток» / Б.В. Поярков, В.П. Каракин. -Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1996. - 117 с.
8. Селедец В. П. О природоохранных комплексах Дальнего Вос-
тока / В.П. Селедец // География и природные ресурсы. 1983. № 2. С. 28-34.
9. Селедец В.П. Природоохранные комплексы и рациональное использование земельного фонда / В.П. Селедец // Развитие, размещение производительных сил и транспортное обеспечение Дальневосточного экономического района: тез докл. Все-союз. науч.-практ. конф. Хабаровск, 1984. С. 51-53.
10. Селедец В.П. Типизация природоохранных комплексов Дальнего Востока по особенностям функционирования и режиму охраны / В.П. Селедец // Природоохранные комплексы Дальнего Востока. Перспективы и пути формирования. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. С. 5-16.
11. Селедец В.П. Научные основы формирования природоохранных комплексов / В.П. Селедец, Б.В. Поярков // Географические основы рационального природопользования. М.: Наука, 1987. С. 40-51.
12. Селедец В.П. Природоохранные комплексы Дальнего Востока. Методологический аспект / В.П. Селедец. - Владивосток: ДВО АН СССР, 1991. - 84 с.
13. Соколов В.Е. Экология заповедных территорий России / В.Е. Соколов и др.; под ред. В.Е. Соколова, В.Н. Тихомирова. - М.: Янус-К, 1997. - 576 с.
14. Пузаченко Ю.Г. Методические вопросы инвентаризации / Ю.Г. Пузаченко // Проблема инвентаризации живой и неживой природы в заповедниках. Проблемы заповедного дела. М.: Наука, 1988.
© Майоров И.С., Селедец В.П., Сырица М.В., 2008 г.