Научная статья на тему 'Концепция приемлемого риска опасного объекта - основа безопасности муниципального образования'

Концепция приемлемого риска опасного объекта - основа безопасности муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
166
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексная система безопасности / системы мониторинга / опасный объект / a complex safety system / Monitoring systems / a dangerous object

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Габричидзе Тамази Георгиевич, Артяков Владимир Владимирович, Миронов Иван Кузьмич

В статье рассмотрены основы создания систем мониторинга опасных объектов, раскрыта суть внутрипроизводственного контроля, контроля производственной территории, а также зоны защитных мероприятий, даны предложения по внедрению комплексных систем безопасности и совершенствованию законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Габричидзе Тамази Георгиевич, Артяков Владимир Владимирович, Миронов Иван Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, there have been considered the bases of establishment of dangerous objects monitoring systems, exposed the essence of the internal manufacturing supervision, of the manufacturing area supervision as well as of the zone of protective measures, given the suggestions to introduce complex safety systems and improve the legislative basis.

Текст научной работы на тему «Концепция приемлемого риска опасного объекта - основа безопасности муниципального образования»

|ll Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 3 (29)

УДК 614.8

Концепция приемлемого риска опасного объекта -основа безопасности муниципального образования

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

Т.Г. Габричидзе, В.В. Артяков, И.К. Миронов Аннотация

В статье рассмотрены основы создания систем мониторинга опасных объектов, раскрыта суть внутрипроизводственного контроля, контроля производственной территории, а также зоны защитных мероприятий, даны предложения по внедрению комплексных систем безопасности и совершенствованию законодательной базы.

Ключевые слова: комплексная система безопасности; системы мониторинга; опасный объект.

The Conception of an Acceptable Risk

of a Dangerous Object is the Basis for the Safety

of a Municipal Formation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

T. Gabrichidze, V. Artyakov, I. Mironov

Abstract

In the article, there have been considered the bases of establishment of dangerous objects monitoring systems, exposed the essence of the internal manufacturing supervision, of the manufacturing area supervision as well as of the zone of protective measures, given the suggestions to introduce complex safety systems and improve the legislative basis.

Key words: a complex safety system; monitoring systems; a dangerous object.

Обеспечение безопасности населения и территории является важнейшей функцией государства, закрепленной в Конституции Российской Федерации и других законодательных, нормативно-правовых актах. В связи с широким спектром современных угроз и решаемых при этом проблем, связанных с безопасностью населения и территории, немаловажным является вопрос создания комплексной безопасности на критически важных, потенциально опасных производственных объектах ((КВО, ПОПО) с массовым пребыванием людей.

Аварии с катастрофическими последствиями, такие как на Чернобыльской АЭС, Саяно-Шушенской ГЭС, пожары в ГУВД Самарской области, станице Камышеватская Краснодарского края, в ночном клубе «Хромая лошадь» в г. Перми и др., взрывы на шахтах, в том числе и на шахте Распадская г. Между-реченска Кемеровской области, служат примером типичных ошибок со стороны как персонала данных объектов, так и руководителей органов управления всех уровней.

Техногенный прогресс существенно повышает риск трагедий, и, хотя каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна, американский исследователь причин аварий и катастроф Ли Дэвис утверждает, что причины у них общие: глупость, небрежность и корысть. К данным утверждениям смело можно добавить и следующие причины, такие как: растерянность, нерешительность, попытки сокрытия истинного положения дел, ошибочные действия, попытка ликвидации аварий своими силами (слабое техническое оснащение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их необученность), позднее сообщение о ЧС. Одной из характерных ошибок всех ЧС является попытка переложить ответственность за последствия ЧС на персонал ЕДДС-112 муниципального образования, ЦУКС региона и силы реагирования на ЧС руководством опасных объектов за свои непрофессиональные в ходе эксплуатации действия и организации своевременного обслуживания ПОПО.

Рассматривая комплексную систему безопасности опасного объекта, необходимо выделить ее основную составляющую систему мониторинга инженерных сооружений. Данная система обеспечивает контроль основных дестабилизирующих факторов в системе жизнеобеспечения внутри производственных помещений опасного объекта, которая включает в себя программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач бесперебойного обеспечения функционирования оборудования (в пределах нормативных показателей). Обеспечивается контроль:

1. Внутрипроизводственный контроль помещений опасного объекта состоит из следующих систем мониторинга:

а) возникновения пожара;

б) повышения уровня радиации, предельно допустимой концентрации (ПДК) АХОВ, взрывоопасных

концентраций, газовоздушных смесей обнаружения признаков концентраций загрязнения биолого-опасными веществами;

в) нарушений в системе: подачи и утечки газа; отопления и подачи холодной и горячей воды; подачи электроэнергии;

г) затопления помещений, дренажных систем и технологических систем;

д) изменения состояния инженерно-технических конструкций;

е) отказа работы лифтового оборудования;

ж) несанкционированного доступа в служебные помещения;

з) отклонения от нормативных параметров производственных процессов, способных привести к аварии с катастрофическими последствиями;

и) видеонаблюдения.

2. Контроль производственной территории вокруг опасного объекта состоит из:

а) видеонаблюдения;

б) повышения уровня радиации, предельно допустимых концентраций АХОВ, взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей, обнаружения признаков загрязнения биолого-опасными веществами;

в) экологического наблюдения;

г) метеонаблюдения;

д) несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию вокруг опасного объекта.

Вышеперечисленные системы мониторинга (п. 1 и 2) необходимо (обязательно) вывести на дежурно-диспетчерскую службу опасного объекта, а также на ЕДДС-112 муниципального образования

На ЕДДС-112 муниципального образования необходимо в обязательном порядке вывести следующие системы мониторинга опасного объекта:

а) метеонаблюдения;

б) видеонаблюдения.

в) возникновение пожаров;

г) контроль повышения уровня радиации, ПДК АХОВ, взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей, обнаружение признаков концентраций биолого-опасными веществами (используя лидарные системы контроля воздуха);

д) несанкционированного доступа на территорию и в служебные помещения опасного объекта;

е) контроль отклонения от нормативных параметров производственных процессов, способных привести к аварии с катастрофическими последствиями.

Организация мониторинга в зоне защитных мероприятий (запретительных зон, устанавливаемых вокруг опасных объектов):

1. Контроль возникновения крупномасштабных лесных пожаров.

2. Контроль повышения уровня радиации, ПДК опасных химических веществ, взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей, обнаружение

^П SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 3 (29)

признаков концентраций биолого-опасными веществами.

3. Метеонаблюдение.

4. Лазерное зондирование атмосферы и окружающей среды с помощью стационарного или мобильного лидарного комплекса.

5. Ситуационного мониторинга на основе беспилотных летательных аппаратов с уточнением поражающих факторов аварии, ЧС.

Все это позволит осуществлять контроль за исправной работой систем мониторинга, работой дежурно-диспетчерской службы, подразделениями по обслуживанию систем мониторинга, опасного объекта, принимать меры по предупреждению аварий с катастрофическими последствиями, своевременно доводить информацию об инцидентах, авариях до руководства муниципального образования, региона и подразделений Федеральной службы надзора для принятия соответствующих мер воздействия по восстановлению работоспособности систем мониторинга на опасном объекте. Схематично комплексная система безопасности опасного объекта представлена на рисунке.

Существующая законодательная база требует внесения корректив по совершенствованию системы мониторинга как основы комплексной безопасности объекта с четким определением, какие системы мониторинга (пожаровзрывоопасных концентраций, повышения уровней радиации, ПДК аварийно-химических веществ, метеонаблюдения и т. д.) должны напрямую выводиться на ЕДДС-112, с обязательным и своевременным доведением информации об авариях и ЧС до надзорных подразделений феде-

ральных органов исполнительной власти, руководителей опасных объектов, муниципальных и региональных образований.

В существующую законодательную базу необходимо также внести коррективы по совершенствованию системы подготовки, переподготовки, аттестации кадров по эксплуатации опасных объектов, формирования у граждан Российской Федерации общей и специальной культуры обеспечения безопасности, подчеркнуть обязательность своевременного информирования федеральных органов исполнительной власти в области надзора, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов муниципального образования и населения об авариях, угрозах ЧС на опасных объектах, способах защиты от воздействия опасных факторов аварий и катастроф, мерах по локализации и ликвидации их последствий.

Необходимо отметить, что МЧС России очень много полезного сделано под лозунгом «Предотвращение, спасение, помощь». Со спасением и помощью все понятно, это не требует комментариев. Однако предотвращение чрезвычайных ситуаций при современном уровне контроля за строительством и вводом в эксплуатацию и организации контроля в ходе эксплуатации опасных объектов зачастую мало зависит от надзорных органов, в том числе и от МЧС России. Здесь необходимы усилия всех федеральных органов исполнительной власти, глав муниципальных образований и местного самоуправления, надзорных органов всех уровней с четкой регламентацией прав и обязанностей, единым и централизованным руководством всеми функциональными звеньями.

Рис. Схема комплексной системы безопасности опасного объекта

Представляется, что вопросы предупреждения ЧС на опасных объектах возможно решить, но требуются коренные изменения в создавшейся ситуации и прежде всего: необходимо, во-первых, рассмотреть вопрос внедрения комплексных систем безопасности на основе концепции приемлемого риска, создания комплексных (многоступенчатых) систем мониторинга и их сопряжения со всеми дежурно-диспетчерскими службами (опасного объекта, муниципального образования, ЦУКС в регионах), системами информирования, оповещения и силами предупреждения, реагирования, локализации и ликвидации угрозы и возникновения ЧС, в т. ч. и террористических актов; во-вторых, подчинения всех надзорных (инспектирующих) структур напрямую Председателю Правительства России, а соответствующие структуры в субъектах должны иметь двойное подчинение: председателям Правительства в субъектах, а также подразделениям Федерального органа исполнительной власти в области надзора в России.

Все это в конечном итоге позволит перейти к культуре предупреждения аварий и ЧС на опасных объектах, сохранит жизненно важные интересы личности, общества и в целом государства.

Литература

1. Шойгу С. К. Спешите жить // Аргументы и факты.16-22 июня 2010. № 24 (1545). С. 7.

2. Стигнеева М. Техногенные катастрофы // Тайны ХХ века. М.: ООО «ИД Пресс-курьер», 2007. № 49. С. 26-27.

3. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 01.09.2003 г. № 229 «Об организации государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера на территории Удмуртской Республики».

4. ГОСТ Р 22.1.12.2005. Безопасность в ЧС. Структурированная си-

стема мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования.

5. Патент 281003. Способ экологического мониторинга химически опасных объектов. Авторы: Алексеев В. А., Габричидзе Т. Г., Заболотских В. И.

6. Габричидзе Т. Г. Организация комплексной системы безопасности критически важных объектов на территории Удмуртской Республики // Технологии гражданской безопасности / Научно-технический журнал МЧС России. 2006. № 3 (9). С. 74-79.

7. Габричидзе Т. Г., Янников И. М. Структура и принципы построения комплексной многоступенчатой системы безопасности критически важного, потенциально опасного объекта // Теоретическая и прикладная экология. Киров, 2007. № 2. С. 55-69.

8. Габричидзе Т. Г. Комплексная многоступенчатая система безопасности критически важных, потенциально опасных объектов: Дисс. д-ра тех. наук. Ижевск: ИжГТУ, 2008. 406 с.

9. Габричидзе Т. Г., Артяков В. В., Миронов И. К. Концепция приемлемого риска — основа безопасности региона // Технология гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 12. С. 107-114.

Сведения об авторах

Габричидзе Тамази Георгиевич: д. т. н., засл. работник аварийно-спасательных подразделений Удмуртской Республики, ООО «Самарская строительная корпорация», генеральный директор, генерал-майор запаса. E-mail: sok.gabrichidze@yandex.ru

Артяков Владимир Владимирович: д. э. н., губернатор, начальник гражданской обороны Самарской области. Миронов Иван Кузьмич: председатель комисии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.