ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА
УДК 332.822.2
МИНАЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, докт. экон. наук, профессор, [email protected]
ФИЛЮШИНА КРИСТИНА ЭДУАРДОВНА, канд. экон. наук, доцент, [email protected]
МЕРКУЛЬЕВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, студентка, [email protected]
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
КОНЦЕПЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ*
Интенсивное развитие малоэтажного строительства и современные тренды, ориентированные на повышение энергоэффективности строительства с учётом нормативных требований, обуславливают необходимость разработки концепции, основанной на вариативных моделях управления процессами малоэтажного жилищного строительства. Однако эффективное управление этими процессами не может осуществляться без увязки документов федерального и территориального отраслевого планирования с требованиями технических регламентов. Таким образом, разработка концепции повышения энергоэффективности малоэтажного строительства на основе государственной жилищной политики должна строиться в рамках комплексного и системного подхода, учитывающего факторы и задачи социально-экономического развития регионов, а также специфику социально-экономического развития, сложные градостроительные, транспортные и инженерные условия освоения территорий малоэтажной застройки, которые в свою очередь опираются на технические регламенты. Программно-целевой подход при реализации мероприятий по развитию малоэтажного строительства позволяет обеспечить комплексность и взаимосвязь с техническими требованиями энергоэффективности.
Ключевые слова: энергоэффективность; малоэтажное строительство; регион; техническое регулирование; модели взаимодействия.
NIKOLAI N. MINAEV, DSc, Professor, [email protected]
* Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 577 «Исследование закономерностей процессов управления повышением энергетической эффективности и экономическое обоснование внедрения технологий энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе».
© Н.Н. Минаев, К.Э. Филюшина, Ю.А. Меркульева, 2014
KRISTINA E. FILYUSHINA, PhD, A/Professor,
YULIYA A. MERKUL'EVA, Student,
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
ENERGY EFFICIENCY OF LOW-RISE CONSTRUCTION AND HOUSING AND UTILITY INFRASTRUCTURE IN THE CONTEXT OF TECHNICAL REGULATION
Intensive development of low-rise construction and modern trends focused on improving the efficiency of construction, taking into account regulatory requirements facilitate the development of version models of low-rise construction control. However, the effective management of these processes is impossible without a mutual documentation of Federal and regional sectoral planning with regard to the requirements for technical regulations. Thus, the development of the energy efficiency concept of low-rise construction based on governmental housing policy should be in terms of the integrated and systems approach allowing for the socio-economic development of regions, as well as complex urban planning, transportation and engineering requirements for low-rise construction based on technical regulations. The target-oriented approach to the implementation of low-rise construction helps to ensure the integrity of technical requirements for energy efficiency.
Keywords: energy efficiency; low-rise construction; region; technical regulation; interaction model.
Доказано, что малоэтажное домостроение обладает рядом существенных преимуществ перед строительством многоэтажного жилья, а именно: мобильность, простота транспортировки, быстрота и легкость сборки, безопасность, эстетический вид, комфорт, индивидуальность, возможность эксплуатации менее затратной автономной жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также возможность гибкого использования технологий энергосбережения и др. Но до сих пор на федеральном и региональном уровнях не отработаны модели взаимодействия между субъектами отношений, которые должны включать в себя эффективные механизмы и инструменты, обеспечивающие устойчивость развития процессов малоэтажного строительства (МЭС), а также не доработаны требования к энергоэффективности малоэтажного домостроения.
Необходимость и актуальность разработки концепции повышения энергоэффективности и внедрения технологий энергосбережения МЭС обусловлены бурными темпами развития МЭС и новыми тенденциями, предусматривающими переход от точечной внутрипоселенческой застройки к линейно-протяженным структурам малоэтажных поселений вокруг крупных центров. При этом они формируются как вдоль существующих инженерно-коммунальных и транспортных артерий, так и в местах, требующих создания точек генерации коммунальной энергетики при реализации проектов комплексной застройки в малых городах и сельской местности территорий, что обуславливает целый комплекс проблем, связанных с разработкой новых схем энергообеспечения, влияющих на экономическую эффективность строительства [6].
Всего за последние 20 лет ввод малоэтажного жилья в РФ увеличился в 7 раз, а в период с 2008 по 2013 гг. наметилась тенденция особой активизации процессов малоэтажного строительства. Так, в 2012 г. было введено 34,9 млн м2 (доля ввода малоэтажного жилья от общего объема составила 53,6 %), а в 2013 г. в России было введено уже 37 млн м2 малоэтажного жилья, что составило 53,3 % от общего объёма жилья. Всего за период с 2008 по 2013 гг. введено более 183 млн м2 малоэтажного жилья (таблица), что составляет более 50 % от общего объема введенного на территории России жилья. Увеличение доли ввода жилья, в том числе малоэтажного, в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» к 2015 г. должно составить 60 % или порядка 54 млн м2. Но она не содержит требований к энергоэффективности вводимого жилья и не рассматривает его соответствие новым техническим регламентам.
Ввод жилья в 2008-2013 гг.
Введено в действие малоэтажного жилья 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Общая площадь жилых домов, млн м2 27,2 28,5 25,5 30,3 34,9 37
Проведённый анализ [1] показал, что процессу развития малоэтажного жилищного строительства препятствует ряд проблем, связанных, с одной стороны, с отсутствием необходимой региональной нормативно-правовой базы, а также с изменениями действующего земельного и градостроительного законодательства, а с другой - с отсутствием инженерно подготовленных территорий, включающих создание коммунальной, дорожной и социальной инфраструктуры под малоэтажную застройку. Другой проблемой на пути развития МЭС, характерной для наиболее развитых социально-экономических территорий, является высокая стоимость земли. Так, около 25 % в структуре стоимости жилья составляет себестоимость строительства здания, до 15 % - это стоимость отделки, около 30 % - стоимость подведения инженерных коммуникаций традиционного типа к поселку и внутри него и до 30 % - стоимость земли с учетом расходов на оформление. При относительно невысоком уровне доходов отдельных групп населения (молодые специалисты, работники бюджетной сферы, иные льготные категории граждан), нуждающихся в недорогом и комфортном жилье, платежеспособный спрос оказывается существенно ниже планируемых объёмов строительства. При этом финансово-кредитные учреждения крайне неохотно кредитуют объекты малоэтажного жилищного строительства, что не позволяет привлекать кредитные ресурсы для формирования отдельных программ кредитования. Ситуация усугубляется тем, что использование традиционных низкоэнергоэффективных технологий строительства малоэтажных домов делает высокими дальнейшие эксплуатационные расходы [7].
Наконец, отдельно стоит выделить проблему технического регулирования и разработки национальных стандартов в аспекте обеспечения энергоэф-
фективности малоэтажного строительства. Стандарты, разрабатываемые НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей), утверждаются общими собраниями саморегулируемых организаций (СРО) в качестве собственных и становятся для членов СРО обязательными для применения. Однако по состоянию на первую половину 2014 г. в области энергоэффективности был разработан только один стандарт «Р НОСТРОЙ 2.15.6-2013 «Рекомендации по устройству энергоэффективных схем систем вентиляции и кондиционирования воздуха»» (решение Совета национального объединения строителей, протокол от 19 сентября 2013 г. № 46), который находился на издательском редактировании. Стоит отметить, что целью принятия технических регламентов, согласно ст. 6 ФЗ «О техническом регулировании», является обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения. Таким образом, процессы развития энергоэффективного малоэтажного строительства существенно сдерживаются отсутствием соответствующих регламентов, следовательно, вводимое малоэтажное жильё нельзя считать отвечающим современным нормам и требованиям [8].
Поэтому для решения указанных проблем требуется активное внедрение относительно недорогих энергоэффективных технологий быстровозводи-мых домов, обладающих необходимыми эксплуатационными качествами (устойчивость, долговечность, комфортность, теплоустойчивость), и, соответственно, развитие регионального рынка строительных материалов и конструкций.
Решение обозначенных выше проблем должно строиться на основе разработанных моделей взаимодействия субъектов управления, мотивированных (на законодательном уровне1) к активному внедрению энергосберегающих технологий и повышению энергоэффективности малоэтажного строительства с учётом требований технического регулирования, что позволит в конечном итоге обеспечить необходимые экономические эффекты, компенсирующие барьеры развития. Реализация моделей должна способствовать также решению проблемы расселения ветхого и аварийного жилищного фонда.
Таким образом, концепция развития малоэтажного жилищного строительства с учётом требований энергоэффективности в регионах России на долгосрочную перспективу должна предусматривать [5]:
1 ГУ Государственного строительного надзора выпустило Распоряжение № 1 от 24.01.2014, в котором требуется при сдаче в эксплуатацию вновь построенных зданий и сооружений, а также зданий после капитальной реконструкции оформлять энергетический паспорт и присваивать зданию класс энергоэффективности. Энергетический паспорт является документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Большим плюсом оформления энергетического паспорта являются предоставляемые налоговые льготы: происходит освобождение от налога на имущество организаций для вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (класс энергоэффективности В, В+, В++ и А) в соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
- создание институциональной среды, которая должна формироваться под воздействием созданных региональных операторов малоэтажного жилищного строительства, реализующих функции координатора между субъектами малоэтажного строительства и обеспечивающих взаимные гарантии, а также формирующих энергоэффективную среду;
- совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие энергоэффективного малоэтажного жилищного строительства с учётом «Комплексной программы разработки нормативных документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений на период до 2015 года», рассмотренной и утвержденной Минреги-оном России 20 апреля 2012 г.;
- разработку моделей взаимодействия субъектов малоэтажного жилищного строительства, учитывающих требования энергоэффективности;
- формирование методологии комплексного освоения малоэтажных поселений (включая порядок предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство, развитие социальной и энергоэффективной инженерно-коммунальной инфраструктуры [2]);
- проведение мероприятий по анализу современных энергоэффективных технологий малоэтажного жилищного строительства, соответствующих системе технического регулирования2;
- разработку механизмов финансирования малоэтажного жилищного строительства, в том числе с использованием средств «Фонда содействия развитию жилищного строительства», «Фонда содействия реформированию ЖКХ», кредитных механизмов, материнского капитала, иных механизмов предоставления льготных земельных участков и строительных материалов [3];
- каталогизацию доступности малоэтажного жилья, предусматривающую выделение типовых проектных решений энергоэффективного строительства, обеспечивающее сокращение стоимости строительства на этапе разработки проектно-сметной документации.
Перечисленное подразумевает использование программно-целевого подхода, который позволит осуществить:
- комплексный подход к решению проблемы, т. е. учесть все аспекты развития малоэтажного жилищного строительства в регионах в контексте энергоэффективности и направления финансирования, определить приоритет тех или иных мероприятий;
- распределение полномочий и ответственности между уровнями власти, застройщиками, инвесторами и т. д. и повышение таким образом эффективности выполнения программных мероприятий;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации модели, где необходимо разработать систему индикаторов, которые позволят ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам [9].
2 Имеется в виду система стандартизации НОСТРОЙ, которая обеспечивает входящим в СРО возможности устанавливать на основе стандартов НОСТРОЙ единые требования по выполнению работ в области строительства, по методам контроля их проведения и их результатов.
Таким образом, в целях повышения доступности современного энергоэффективного малоэтажного жилья акцент должен быть сделан на распределение финансовых ресурсов в первую очередь на развитие и модернизацию, в соответствии с требованиями энергоэффективности, инженерно-коммунальной инфраструктуры малоэтажных посёлков. Освоение территорий застройки при этом будет осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства, а также обеспечения доступности земельных участков под малоэтажное жилищное строительство для льготных категорий граждан [4].
Следует учитывать, что значительный спрос на малоэтажное жилищное строительство в пригородных зонах крупных городов, дефицит свободных территорий и экологические требования ограничивают средний размер площади участков под малоэтажную застройку. При этом в качестве главного резерва земельных участков остаются территории сельскохозяйственного назначения (неиспользуемые по назначению) муниципальных образований, отчуждение которых является одним из наиболее реальных решений поставленной задачи.
Комплекс мероприятий должен включать в себя меры государственной/региональной поддержки организаций строительного комплекса, населения и некоммерческих объединений граждан (жилищно-строительных), направленные на стимулирование спроса и предложения на рынке жилья с учётом требований энергоэффективности, сбалансированности рынка и развития малоэтажного жилищного строительства и стройиндустрии в регионе.
Реализация концепции должна осуществляться по следующим основным направлениям3:
- проекты комплексной малоэтажной застройки (организованные коттеджные поселки, в том числе и эконом-класса), строительство которых осуществляется в том числе и с учетом поддержки, оказываемой проектам комплексного освоения и развития территорий (КОРТ);
- строительство малоэтажного жилья для жителей сельской местности, осуществляемое в целях улучшения жилищных условий молодых специалистов и членов их семей по линии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (в рамках программы строительства по социальной ипотеке ГЖФ);
- коллективное и индивидуальное малоэтажное жилищное строительство (ЖСК).
Последовательное соблюдение этих принципов позволит напрямую влиять на конечную эффективность проектов малоэтажного строительства, где эффект должен складываться из двух компонентов [10]:
1. Экономические эффекты, возникающие в процессе строительства от внедрения новых технологий и строительных материалов.
3 Малоэтажные посёлки могут носить «отраслевую рубашку» и различаться по следующим видам: агро-городки, посёлки молодых учёных, «бизнес-посёлки», «экогородки», посёлки нефтяников, газовиков, лесорубов и т. д. Подобная классификация позволяет вырабатывать и использовать на вариативной основе различные инструменты и механизмы стимулирования и развития малоэтажного жилищного строительства и тем самым оптимизировать проектные решения, в том числе с позиции инженерного обустройства.
2. Экономические эффекты, возникающие в процессе долговременной эксплуатации объектов малоэтажного жилого строительства.
Библиографический список
1. Минаев, Н.Н. Управление жилищно-коммунальным комплексом города: территориально-отраслевой аспект : автореф. дис. ... докт. экон. наук / Южно-Уральский государственный университет. - Томск, 2010. - С. 1-33.
2. Филюшина, К.Э. Управление рисками при реализации инвестиционно-строительных проектов в регионе на основе государственно-частного партнерства (на примере Томской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. - Томск, 2012. - С. 1-22.
3. Минаев, Н.Н. Индикативное планирование развития жилищно-коммунального комплекса города / Н.Н. Минаев // Вестник Чувашского университета. - 2008. - № 3. - С. 429-434.
4. Елисеев, А.М. Комплексное развитие экономики сельских территорий как фактор повышения эффективности производства / А.М. Елисеев, И.В. Волчкова, Ю.В. Подоприго-ра // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. - 2009. - № 7. - С. 47-53.
5. Филюшина, К.Э. Управление рисками в жилищно-коммунальном комплексе / К.Э. Филюшина, Н.Н. Минаев // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-1(41). -С. 509-512.
6. Минаев, Н.Н. Методика анализа и оценки рисков в строительном комплексе региона / Н.Н. Минаев, К.Э. Филюшина // Интеграл. - 2011. - № 6. - С. 158-159.
7. Колыхаева, Ю.А. Обоснование управленческих решений по организации теплоснабжения в жилищно-коммунальном комплексе / Ю.А. Колыхаева // Городское управление. -2013. - № 6(203). - С. 31-44.
8. Минаев, Н.Н. Сценарные варианты управления жилищно-коммунальным комплексом города / Н.Н. Минаев, А.А. Селиверстов, Н.Р. Шадейко // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 178-181.
9. Уфимцева, Е.В. Универсальная система показателей как инструмент управления оценки эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса / Е.В. Уфимцева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-1(41). - С. 602-609.
10. Филюшина, К.Э. Формирование модели государственно-частного партнерства в строительном комплексе региона / К.Э. Филюшина // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 16. - С. 41-44.
References
1. Minaev N.N. Upravlenie zhilishchno-kommunal'nym kompleksom goroda: territorial'no-otraslevoi aspekt [Municipal department of housing and utility facilities: territorial and sectoral aspect. DSc thesis]. South-Ural State University. Tomsk, 2010. Pp. 1-33. (rus)
2. Filyushina K.E. Upravlenie riskami pri realizatsii investitsionno-stroitel'nykh proektov v re-gione na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (na primere Tomskoi oblasti) [Risk management in investment and construction project implementation in the region based on public-private partnership (Tomsk region case study). PhD thesis]. Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. Tomsk, 2012. Pp. 1-22. (rus)
3. Minaev N.N. Indikativnoe planirovanie razvitiya zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa goroda [Indicative planning development of housing and communal complex]. Vestnik Chuvash-skogo universiteta. 2008. No. 3. Pp. 429-434. (rus)
4. Eliseev A.M., Volchkova I.V., Podoprigora Yu.V. Kompleksnoe razvitie ekonomiki sel'skikh territorii kak faktor povysheniya effektivnosti proizvodstva [Integrated economic development of rural areas as a factor of increasing the efficiency of production]. Vestnik of St. Petersburg State University of Economics (UNECON): Economics. 2009. No. 7. Pp. 47-53. (rus)
5. Filyushina K.E., Minaev N.N. Upravlenie riskami v zhilishchno-kommunal'nom komplekse [Risk management in housing and communal complex]. Journal of Economy and Entrepre-neurship. 2013. No. 12-1 (41). Pp. 509-512. (rus)
6. Minaev N.N., Filyushina K.E. Metodika analiza i otsenki riskov v stroitel'nom komplekse re-giona [Methods of analysis and risk assessment in regional construction sector]. Integral. 2011. No. 6. Pp. 158-159 (rus)
7. Kolykhaeva Yu.A. Obosnovanie upravlencheskikh reshenii po organizatsii teplosnabzheniya v zhilishchno-kommunal'nom komplekse [Rationale for management decisions on heat supply in housing and utility complex]. Gorodskoe upravlenie. 2013. No. 6 (203). Pp. 31-44. (rus)
8. Minaev N.N., Seliverstov A., Sadako E.G. Stsenarnye varianty upravleniya zhilishchno-kommunal'nym kompleksom goroda [Management model of housing and communal complex]. Regional Economics: Theory and Practice. 2007. No. 5. Pp. 178-181. (rus)
9. Ufmtseva E. V. Universal'naya sistema pokazatelei kak instrument upravleniya otsenki effek-tivnosti deyatel'nosti zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa [Universal scorecard as a management tool to assess the effectiveness of housing-and-municipal complex]. Journal of Economy andEntrepreneurship. 2013. No. 12-1(41). Pp. 602-609. (rus)
10. Filyushina K.E. Formirovanie modeli gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v stroitel'nom komplekse regiona [Formation of public-private partnership in the regional construction complex]. Regional Economics: Theory and Practice. 2012. No. 16. Pp. 41-44. (rus)