<Тешетневс^ие чтения. 2016
За месяц такой игры 4 600 сотрудников проверили в общей сложности 530 000 страниц текста и нашли около 7 000 грамматических и пунктуационных ошибок. Похожий игровой подход использовали в компании Deloitte для повышения квалификации своих менеджеров (Deloitte Leadership Academy). Интегрировав в программу систему испытаний, рангов, наград и статусов, Deloitte привлекла к самостоятельному обучению 50 000 менеджеров из 150 стран мира.
Более сложный пример - Habitica, использующая вид игры для контроля списков дел и заданий [3]. Однако вместо того, чтобы накладывать на процесс самоорганизации некоторые игровые механики, Habitica перетягивает сам процесс в мир игр. Создатели данного сервиса решили взять на вооружение основные принципы игр в жанре RPG (Role-Playing Games - ролевые игры), а именно, прокачку персонажа, выполнение заданий и получение предметов. Цель всего этого -помочь пользователю приобрести новые хорошие привычки, избавиться от дурных склонностей и достигнуть поставленных целей. Задачи в игре представлены в виде маленьких монстров, которых нужно победить. Чем лучше пользователю это удается, тем дальше в игре он продвигается. Наградой за выполнение считается внутриигровое золото, которое позже можно обменять на виртуальные (например, новая броня для героя) или реальные награды (устанавливаются пользователем). Также в игре существует и социальный элемент или «режим суперответственности» - битвы с боссами: если пользователь не выполняет свои задания, босс наносит урон всей команде игроков. Со времени запуска сервис стал популярным, и его опробовало более 1,1 миллиона человек.
Как можно заметить, игрофикация в значительной степени помогает обеспечить вовлеченность пользователя, а также расширить аудиторию (за счет привлечения любителей игр). Однако при внедрении та-
кого похода не стоит забывать, что он служит лишь дополнением к основному неигровому назначению и ни в коем случае не должен затмевать его.
Библиографические ссылки
1. Аналитик Эндрю Чен: «Потеря 80% мобильных пользователей - это нормально» [Электронный ресурс] // Vc.ru Бизнес, технологии, идеи, модели роста. URL: https://vc.ru/p/gh-mobile-users/ (дата обращения: 29.07.2016).
2. WorkCraft: Как добиться от сотрудников большего с помощью игр [Электронный ресурс] // The Village Новости, люди, места, события. URL: http://www.the-village.ru/village/business/management/ 154467-geymifikatsiya-vnutr-kompanii/ (дата обращения: 01.08.2016).
3. Habitica Your Life the Role Playing Game [Электронный ресурс]. URL: https://habitica.com/static/front (дата обращения: 01.08.2016).
References
1. Vc.ru Biznes, tekhnologii, idei, modeli rosta. Analitik Endryu Chen: "Poterya 80 % mobil'nykh pol'zovateley - eto normal'no". Available at: https://vc.ru/ p/gh-mobile-users/ (accessed: 29.07.2016).
2. The Village Novosti, lyudi, mesta, sobytiya. WorkCraft: Kak dobit'sya ot sotrudnikov bol'shego s pomoshch'yu igr. Available at: http://www.the-village.ru/village/business/ management/154467-geymifi-katsiya-vnutr-kompanii/ (accessed: 01.08.2016).
3. Habitica Your Life the Role Playing Game. Available at: https://habitica.com/static/front (accessed: 01.08.2016).
© Иванов Д. Ю., 2016
УДК 004.42, 004.9
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
А. Т. Кожомбаева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы использования дополненной реальности в туристическом бизнесе. Представлена общая архитектура информационно-справочной системы дополненной реальности для туристического бизнеса.
Ключевые слова: дополненная реальность, туризм, трехуровневая архитектура, веб-приложение.
THE CONCEPT OF BUILDING A SYSTEM OF AUGMENTED REALITY FOR TOURISM BUSINESS
А. T. Kozhombaeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
¡Программные средства и информационные технологии
The article discusses the use of augmented reality in the tourism business. The article presents the overall architecture of the information reference system of augmented reality for the travel industry.
Keywords: Augmented reality, tourism, the three-tier architecture, web app.
Туризм является неотъемлемой частью нашего современного общества. Более миллиарда человек во всем мире путешествуют за пределами своей обычной среды, при этом туристический поток увеличивается с каждым годом [1]. На выбор мест поездки влияют различные критерии, например, уровень предоставляемых услуг и развлечений, а также и развитие транспортного и гостиничного бизнеса. В связи с этим в туристических агентствах возникает потребность правильно организовать экскурсионную деятельность туриста. Использование современных ИТ дает туристическим организациям конкурентное преимущество. Инновационной технологией в туристическом бизнеса в последние несколько лет являются приложения с дополненной реальностью (ДР). Их главной особенностью является бесшовное наложение компьютерной графики на изображение реального мира, что, в свою очередь, позволяет усилить восприятие наблюдаемых объектов [2]. В конечном счете, приложения ДР предоставляют больше информации в более удобной форме. Возможности применения таких приложений в индустрии туризма огромны, так как приложения с ДР обладают такими преимуществами, как [3] предоставление информации с учетом потребностей и интересов личности; навигация - наложение пути к интересующим объектам; перевод -способность понимать знаки, меню и другой текст, написанный на другом языке; предоставление дополнительной информации по объектам туристического интереса, позволяющей сделать туристические объекты более привлекательными местами. Например, возрождение древних храмов и исторических зданий, сбор информации как для туристических агентств, так и для экскурсоводов.
Наиболее значимым преимуществом является сбор информации, так как приложения ДР полностью отслеживаются и весь трафик контролируется. Благодаря этому появляется возможность активно наблюдать за популярностью различных услуг и развлечений. В свою очередь это помогает более эффективно продвигать предоставляемые услуги.
Для того чтобы воспользоваться приложениями ДР необходимы 4 составляющие [4], обеспечивающие создание эффекта дополненной реальности: веб-камера, смартфон или планшет, GPS или ГЛОНАСС и программа. GPS или ГЛОНАСС используются для определения местоположения и прокладки маршрута к интересующим объектам.
В результате изучения предметной области было выявлено, что в основном приложения ДР в области туризма сосредоточены в сфере рекламы объектов туризма, например, указатели на рестораны, отели и магазины. В свою очередь, объектам туристического интереса уделяется совсем мало внимания [5]. В связи с этим становится актуальной задача создания информационно-справочной системы по туристическим объектам в виде приложения ДР. Предлагается ис-
пользование системы, учитывающей особенности современных мобильных технологий, которые обладают всеми необходимыми составляющими компонентами. Общая архитектура информационно-справочной системы предполагает взаимодействие различных устройств через сервер (см. рисунок).
Общая архитектура информационно-справочной системы
Система проектируется с использованием трехуровневой архитектуры, включающей уровни представления данных, бизнес-логики, а также уровень хранения данных.
Уровень представления данных предполагается реализовать согласно технологии «тонкий клиент». При этом клиентское приложение на мобильном устройстве будет работать следующим образом: после запуска приложения и наведения веб-камеры на объект туристического интереса будет происходить распознавание картины и наложение данных поверх нее в виде фотографии. Далее через информационные кнопки можно будет получить данные об интересующем объекте в виде исторической справки, легенды, мифов, видео- и аудиовизуального описания. Связь между мобильным приложением и веб-приложением будет осуществляться через веб-службу. Администрирование базы данных предполагает использование веб-клиента, связь которого с веб-приложением будет осуществляться через контроллеры.
Реализацию уровня бизнес-логики предполагается выполнить следующим образом: обработка потоков данных в соответствии с заданными бизнес-правилами; взаимодействие с уровнем представления данных для получения запросов и возврат ответов; взаимодействие с уровнем хранения данных для передачи запросов и получения ответов.
Решетневс^ие чтения. 2016
В уровне хранения данных предполагается обеспечивать хранение данных в базе справочной информации, обработку запросов уровня бизнес-логики и возврат результатов.
Для удобства применения мобильного приложения ДР необходимо учитывать, что зачастую требуется использование его за пределами зоны покрытия сети. В связи с этим следует уделять внимание поддержке ДР в офлайн-режиме. Также целесообразно хранить часть материалов, таких как данные геопозиционирования, краткие справочные информации, легенды, мифы объектов туристического интереса, локально на устройстве, т. е. в компактно встраиваемой реляционной базе данных, как, например, SQLite. Такое решение позволит пользователям избежать как дополнительных финансовых расходов, так и быстрого расхода энергии аккумулятора мобильного устройства.
Реализация предлагаемой системы в туристическом бизнесе даст возможность организациям обеспечить большее количество информации в иной форме, чем просто поиск источников в Интернете или путеводителях.
Библиографические ссылки
1. How augmented reality can enhance the tourism industry. Mixed Reality & Augmented Reality Blog [Электронный ресурс]. URL: http://www.mixedrealitystudio. com/blog/how-augmented-reality-can-enhance-the-tourism-industry/ (дата обращения: 11.09.2016).
2. Han D-I., Jung T., Gibson A Dublin. AR: Implementing Augmented Reality in Tourism // Information and Communication Technologies in Tourism. Springer, 2014. С. 511-523.
3. Destinations beyond print - 5 reasons to adopt augmented reality in travel marketing [Электронный
ресурс]. URL: http://www.elanders.com/uk/destinations-beyond-print-5-reasons-adopt-augmented-reality-travel-marketing/ (дата обращения: 12.09.2016).
4. 23 дела с мобильным. Тема 11. Дополненная реальность [Электронный ресурс]. URL: http://ru23mo-bilethings.blogspot.ru/2013/10/11.html (дата обращения: 12.09.2016).
5. Peres R, Correia A, Moital M. The indicators of intention to adopt mobile electronic tourist guides // J. of Hospitality and Tourism Technology. 2011. № 12 (2). С. 120-138.
References
1. How augmented reality can enhance the tourism industry - Mixed Reality & Augmented Reality Blog Available at: http://www.mixedrealitystudio.com/blog/ how-augmented-reality-can-enhance-the-tourism-industry/ (accessed: 11.09.201б).
2. Han D-I., Jung T., Gibson A. Dublin AR: Implementing Augmented Reality in Tourism. In: Information and Communication Technologies in Tourism, 2014. Springer, pр. 511-523.
3. Destinations beyond print - 5 reasons to adopt augmented reality in travel marketing Available at: http://www.elanders.com/uk/destinations-beyond-print-5-reasons-adopt-augmented-reality-travel-marketing/ (accessed: 12.09.2016).
4. 23 things mobile: Theme 11: Augmented reality Available at: http://ru23mobilethings.blogspot.ru/2013/10/ 11.html (accessed: 12.09.2016).
5. Peres R, Correia A, Moital M. The indicators of intention to adopt mobile electronic tourist guides // Journal of Hospitality and Tourism Technology, 2011, no. 12 (2), pр. 120--138.
© Кожомбаева А. Т., 2016
УДК 004.4, 004.9
ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А. Т. Кожомбаева, Л. Ф. Миргаязова, А. В. Щетилов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Рассмотрены вопросы использования дополненной реальности в туристической сфере. Представлен обзор инструментальных средств разработки приложений дополненной реальности. Предложена концепция мобильного приложения дополненной реальности для туристического бизнеса.
Ключевые слова: дополненная реальность, туризм, инструментальные средства, мобильное приложение.