Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPT / SYSTEM / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT ACTIVITIES / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуляева С. С., Гуляев П. Д., Добровольский С. С., Сыроватская А. Ф.

Цель исследования - разработка концепции построения региональной системы физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, направленной на повышение показателей физического состояния населения северного региона. Методика и организация исследования. В работе использовались общие и частные теоретические и эмпирические методы научного исследования. Содержание предлагаемой системы представляет собой совокупность научно обоснованных средств, методов и технологий физической активности разновозрастного населения, разумно интегрирующихся с образовательно-воспитательными и бытовыми процессами жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия). Исследование проводилось в три этапа в соответствии с государственными заданиями Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Министерства спорта Российской Федерации на период с 2011 по 2018 г. Результаты исследования и выводы. В результате проведенных исследований получены данные, раскрывающие новое научное осмысление сущности физической культуры как инструмента повышения качества жизни человека Севера через призму системного подхода к физкультурно-спортивной деятельности. Предпосылкой к разработке концепции и самой системы послужили наши констатирующие исследования, в результате которых обосновано влияние состояния физического здоровья на качество жизни, определены мотивационно-ценностные потребности разных социально-демографических групп населения Республики Саха (Якутия) по отношению к своему физическому состоянию и физкультурно-спортивной деятельности, выявлена взаимосвязь физического здоровья населения северных регионов Российской Федерации с климатогеографическими факторами среды проживания и определены особенности психофизического состояния населения центральных районов Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гуляева С. С., Гуляев П. Д., Добровольский С. С., Сыроватская А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional physical education and sport training system building concept in application to Sakha Republic (Yakutia)

Objective of the study was to develop a concept for building a regional system of physical education and sport and recreational activities aimed to improve the physical condition of the population in the North. Methods and structure of the study. The study involved general and specific theoretical and empirical methods of research. The proposed system includes a combination of scientifically grounded means, methods and technologies of physical activities of the population of different age groups, which reasonably integrates with the educational and household activities of the people of the Sakha (Yakutia) Republic. The study was carried out in three stages in accordance with the state orders of the Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia) and Ministry of Sports of the Russian Federation from 2011 through 2018. Results of the study. The data obtained during the study revealed a new scientific understanding of the essence of physical culture as a tool to improve the quality of life of the population in the North through the prism of a system approach to the physical education and sport activities. The ascertaining experiments we had conducted served as a prerequisite for the development of the concept and the system itself, since our findings helped prove the dependence of life quality on man’s physical condition, determine the motivational and value orientations of different socio-demographic groups of the Sakha Republic (Yakutia) in terms of their physical condition and physical education and sport activities. Conclusion. The proposed system was introduced into the work of preschool, secondary and higher vocational education institutions, departments of physical education and sport, health and fitness clubs working with adults in the rural municipal districts and the city of Yakutsk of the Republic of Sakha (Yakutia), and was proved to be relevant and effective.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

концепция построения региональном системы физкультурно-спортивной деятельности в условиях республики саха (якутия)

УДК/UDC 351.855.3:796

Поступила в редакцию 12.11.2019 г.

Информация для связи с автором: ssvjakutija@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Гуляева1 Кандидат педагогических наук, доцент П.Д. Гуляев1 Доктор педагогических наук, профессор С.С. Добровольский2 Аспирант А.Ф. Сыроватская2

1 Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)

2 Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

REGIONAL PHYSICAL EDUCATION AND SPORT TRAINING SYSTEM BUILDING CONCEPT IN APPLICATION TO SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

PhD, Associate Professor S.S. Gulyaeva1 PhD, Associate Professor P.D. Gulyaev1 Dr.Hab., Professor S.S. Dobrovolsky2 Postgraduate A.F. Syrovatskaya2

1 Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, Republic of Sakha (Yakutia)

2 Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Аннотация

Цель исследования - разработка концепции построения региональной системы физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, направленной на повышение показателей физического состояния населения северного региона.

Методика и организация исследования. В работе использовались общие и частные теоретические и эмпирические методы научного исследования. Содержание предлагаемой системы представляет собой совокупность научно обоснованных средств, методов и технологий физической активности разновозрастного населения, разумно интегрирующихся с образовательно-воспитательными и бытовыми процессами жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия). Исследование проводилось в три этапа в соответствии с государственными заданиями Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Министерства спорта Российской Федерации на период с 2011 по 2018 г. Результаты исследования и выводы. В результате проведенных исследований получены данные, раскрывающие новое научное осмысление сущности физической культуры как инструмента повышения качества жизни человека Севера через призму системного подхода к физкультурно-спортивной деятельности. Предпосылкой к разработке концепции и самой системы послужили наши констатирующие исследования, в результате которых обосновано влияние состояния физического здоровья на качество жизни, определены мотивационно-ценностные потребности разных социально-демографических групп населения Республики Саха (Якутия) по отношению к своему физическому состоянию и физкультурно-спортивной деятельности, выявлена взаимосвязь физического здоровья населения северных регионов Российской Федерации с климатогеографическими факторами среды проживания и определены особенности психофизического состояния населения центральных районов Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: концепция, система, физкультурно-спортивная деятельность, Республика Саха (Якутия).

Annotation

Objective of the study was to develop a concept for building a regional system of physical education and sport and recreational activities aimed to improve the physical condition of the population in the North.

Methods and structure of the study. The study involved general and specific theoretical and empirical methods of research. The proposed system includes a combination of scientifically grounded means, methods and technologies of physical activities of the population of different age groups, which reasonably integrates with the educational and household activities of the people of the Sakha (Yakutia) Republic. The study was carried out in three stages in accordance with the state orders of the Ministry of Education and Science of the Republic of Sakha (Yakutia) and Ministry of Sports of the Russian Federation from 2011 through 2018.

Results of the study. The data obtained during the study revealed a new scientific understanding of the essence of physical culture as a tool to improve the quality of life of the population in the North through the prism of a system approach to the physical education and sport activities. The ascertaining experiments we had conducted served as a prerequisite for the development of the concept and the system itself, since our findings helped prove the dependence of life quality on man's physical condition, determine the motivational and value orientations of different socio-demographic groups of the Sakha Republic (Yakutia) in terms of their physical condition and physical education and sport activities. Conclusion. The proposed system was introduced into the work of preschool, secondary and higher vocational education institutions, departments of physical education and sport, health and fitness clubs working with adults in the rural municipal districts and the city of Yakutsk of the Republic of Sakha (Yakutia), and was proved to be relevant and effective.

Keywords: concept, system, physical education and sport activities, Republic of Sakha (Yakutia).

Введение. На современном этапе жизнь в условиях северных территорий России характеризуется значительным

снижением доли ручного труда и двигательной активности детского и взрослого населения, ухудшением экологической

№ 2 • 2020 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

ситуации, изменением характера питания, что является прежде всего результатом социально-экономического прогресса и урбанизации сельских территорий. По итогам 2018 г, по рейтингу качества жизни, который строится на комплексном учете 70 показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни, ситуации в социальной сфере, Республика Саха (Якутия) занимает 72-ю позицию среди субъектов Российской Федерации [1-6, 8, 9, 12].

Специфика климата Севера, характеризующаяся разнообразными экстремальными климатогеографическими факторами, такими как холод, резкие перепады температуры, напряжения электромагнитного поля и атмосферного давления, приводит к изменению адаптационного статуса физического состояния. Их отрицательное воздействие на организм, которое преимущественно носит комплексный характер, нередко вызывает развитие патологических процессов в организме человека [7, 11, 12].

Ведущими российскими учеными указывается на необходимость осознания важности физической активности как фактора обеспечения адаптационных возможностей организма человека в современных условиях жизнедеятельности [1-6, 8, 9].

Цель исследования - разработка концепции построения региональной системы физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, направленной на повышение показателей физического состояния населения северного региона.

Методика и организация исследования. При разработке авторской концепции и региональной системы повышения показателей физического состояния населения опирались на теоретические и эмпирические системные концепции, выдвинутые выдающимися учеными - основателями научных школ по теории и методологии системных исследований И. В. Блаубергом, Э. Г. Юдиным, В. Н. Садовским [2, 10].

Результаты исследования и их обсуждение. Предлагаемая система обладает следующими свойствами:

- целенаправленностью, целостностью, структурностью и интегративностью компонентов (блоков) системы, направленных на повышение физического состояния;

- организованностью системы - сосредоточенностью на специально организованной деятельности по использованию подобранных средств, методов и условий физкультурно-спортивной деятельности;

- иерархичностью системы - упорядоченной последовательностью ее различных компонентов и уровней взаимосвязи между ними, наличием нескольких подсистем, подчинённых единой цели и охватывающих физкультурно-спортивной деятельностью различные возрастные группы населения;

- динамичностью системы - возможностью изменения качественных и количественных свойств системы;

- адаптивностью системы к специфическим условиям северного региона Российской Федерации (взаимосвязью со средовыми факторами);

- эффективностью системы в улучшении функционального и психоэмоционального состояния, уровнем физической подготовленности, качеством здоровья и жизни населения;

- управляемостью системы - возможностью внесения изменений в содержание системы, в состав применяемых средств, методов и условий физкультурно-спортивной деятельности в зависимости от динамики изменения тех или иных показателей физического состояния занимающихся;

- мультипликативностью - возможностью использования данной системы и распространения опыта ее реализации в других северных регионах.

Основными принципами региональной системы являются:

- взаимосвязь средовых факторов и физического состояния человека;

- единство мотивационно-ценностных факторов, этнокультурных традиций и применяемых средств двигательной активности;

- взаимосвязь качества жизни с уровнем физического состояния;

- единство и учет региональных особенностей при контроле и оценке физического состояния;

- преемственность.

Содержание разработанной нами системы представлено средствами, методами и условиями физкультурно-спортивной деятельности для повышения отдельных показателей физического состояния разновозрастного населения Республики Саха (Якутия), реализуемого через эффективные каналы социального взаимодействия субъектов физкультурно-спортивной среды.

Основные функции созданной системы: социальная, педагогическая и культурологическая. Являясь частью общей культуры общества и личности, физическая культура выполняет социально значимую функцию - функцию физического совершенствования человека и тем самым удовлетворяет многие его социальные и естественные потребности. Концепция построения системы опирается на общие принципы российской системы физического воспитания и осуществляется через призму культурологического подхода к образовательной деятельности, способствующей привитию культурных, социокультурных и этнокультурных ценностей у субъектов физкультурно-спортивной среды, формированию у них положительных личностных качеств, мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию.

Система состоит из 4 блоков (компонентов): диагностического, информационного, управляющих воздействий и внедренческо-результирующего, находящихся между собой в функциональных и содержательных связях. Данные компоненты выступают также как подсистемы данной системы, имеют внешние и внутренние взаимосвязи, но сохраняют ее существенные признаки, поскольку подчинены единой цели.

Диагностический блок системы подразумевает деятельность по выявлению социально-экономических и климато-географических факторов региона, влияющих на формирование высокого уровня физического состояния населения, мероприятия по мониторингу физического состояния, оценке качества жизни и мотивационно-ценностного потенциала жителей Республики Саха (Якутия).

Контроль и оценка показателей физического состояния состоят из мероприятий по текущему и этапному тестированию психофизического состояния:

- контроля и оценки физического состояния дошкольников, наблюдения над динамикой физической подготовленности детей по региональному нормативу «Кэнчээри» и ВФСК ГТО;

- контроля и оценки физической подготовленности учащихся школ по региональному нормативному комплексу «Эрэл» и ВФСК ГТО;

- контроля и оценки уровня физической подготовленности студенческой молодежи «неспортивного» профиля обучения по разработанному нами физкультурно-спортивному комплексу и ВФСК ГТО.

- контроля и оценки уровня физической подготовленности студентов-спортсменов по региональному нормативному комплексу «Маарыкчаан» и ВФСК ГТО;

- контроля и оценки физического развития, физической подготовленности и функционального состояния взрослого населения по месту жительства с созданием базы данных о физическом здоровье населения;

- контроля и оценки показателей и особенностей психофизического состояния различных групп населения с использованием инновационных программных оборудований и инструментариев;

10

http://www.teoriya.ru

№ 2 • 2020 Февраль | February

- контроля динамики физического состояния с использованием дневника самоконтроля и современных информационных технологий.

Данный блок также состоит из мероприятий, направленных на определение качества жизни, мотивов, предпочтений и отношения граждан к своему здоровью, физическому совершенствованию и физкультурно-спортивной деятельности.

Информационный компонент предполагает реализацию комплекса мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта через средства массовой информации: телерадиовещания, социальные сети образовательно-просветительского характера, рубрики о здоровом образе жизни, публикации материалов формирующие потребность в занятиях физическими упражнениями, повышающие интерес к знаниям в вопросах гигиены, режима питания, труда и отдыха; информационно-консультативные беседы (групповые и индивидуальные), продвижение рекламы (печатной, аудиовизуальной, уличной), размещение полезной информации на сайтах организаций и учреждений. Результаты наших исследований указывают на высокую потребность населения (особенно лиц среднего и пожилого возраста) в просветительской деятельности в вопросах здорового образа жизни и организации физкультурно-спортивных занятий.

Реализация общих принципов воспитания и обучения обусловили подбор и классификацию средств и методов педагогического воздействия. В нашей системе основную группу составляют основные и дополнительные средства физического воспитания (с акцентом на специально подобранных национальных и самобытных средствах физической активности), общепедагогические и специфические методы физического воспитания.

Многолетний научно-педагогический опыт указывает на то, что содержание системы образования и воспитания, формы и методы ее реализации должны учитывать среду обитания и базироваться на социально-биологическом опыте физического воспитания населения конкретных регионов. Оптимальное сочетание национального и интернационального, совершенствование содержания программного материала на основе национально-региональных особенностей положительно зарекомендовало себя в ряде регионов. За долгий период своей эволюции северные этносы создали большой арсенал различных средств физического воспитания, подвижных игр и упражнений, которые могут служить и на современном этапе развития общества действенным, эффективным средством физического совершенствования детей и подростков. Преимущественно эти средства направлены на развитие разных двигательных способностей подрастающего поколения.

Таким образом, блок управляющих воздействий в системе представлен средствами, методами, формами и условиями, мероприятиями в образовательно-воспитательной среде в условиях образовательных учреждений, физкультур-но-спортивных и оздоровительных объединений, трудовых коллективов, повседневной жизни населения Республики Саха (Якутия).

Вывод. Предложенная система внедрена в работу организаций дошкольного, школьного среднего и высшего профессионального образования, в деятельность управлений физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительных клубов по работе со взрослым населением в условиях сельских муниципальных районов и г Якутска Республики Саха (Якутия) и доказала свою востребованность и эффективность.

Литература

1. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации: материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в пе-

риод 2006-2026 гг. / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 5. - С. 10з.

2. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - С. 65-70.

3. Волосникова Т.В. Физическая культура в системе управления оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Т.В. Волосникова. - СПб., 2011. - 44 с.

4. Гаврилов Д.Н. Проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства / Д.Н. Гаврилов, Д.Н. Пухов [Электронный ресурс] // URL: http:// oreluniver.ru/file/science/confs/2015/sport/publ/5_Gavrilov_ Problemy_organizatsii_.pdf. Дата обращения: 11.07.2017.

5. Иванова С.В. Физкультурно-спортивная работа с населением: средовой подход: монография / С.В. Иванова, И.В. Манжелей. -Тюмень, 2015. - 244 с.

6. Камалетдинов В.Г. Педагогические аспекты развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью: монография / В.Г. Камалетдинов. - М.: Советский спорт, 2002. - 240 с.

7. Квашнина С.И. Здоровье населения на Севере / С.И. Квашнина. - Ухта, 2001. - 260 с.

8. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-14.

9. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. -2003. - № 8. - С. 2-9.

10. Садовский В.Н. Основание общей теории систем. Логико-методологический анализ / В.Н. Садовский. - М., 1974. - 280 с.

11. Солонин Ю.Г. Медико-физиологические аспекты жизнедеятельности в Арктике / Ю.Г. Солонин, Е.Р. Бойко // Арктика: экология и экономика. - 2015. - № 1 (17). - С. 70-75.

References

1. Bal'sevich V.K. Zdoroveformiruyushchaya funktsiya obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: materialyi k razrabotke natsionalnogo proekta ozdorovleniya podrastayuschego pokoleniya Rossii v period 2006-2026 gg. [Health-forming function of education in the Russian Federation: materials for development of national project to improve Russian young peoples' health in the period 2006-2026]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2009. no.5. p. 103.

2. Blauberg I.V., Yudin E.G. Stanovlenie i suschnost sistemnogo podkhoda [Formation and essence of system approach]. M.: Nauka publ., 1973. pp. 65-70.

3. Volosnikova T.V. Fizicheskaya kultura v sisteme upravleniya ozdorovleniem doshkolnikov v ekologicheskih usloviyah megapolisa [Physical education in preschooler health management system in environmental conditions of metropolis]. Doct. diss. abstr.. St. Petersburg, 2011. 44 p.

4. Gavrilov D.N., Pukhov D.N. Problemy organizatsii fizkulturno-ozdorovitelnoy rabotyi s naseleniem po mestu zhitelstva [Problems of organizing domiciliary sports and recreation activities with the population]. [Electronic resource] Available at: http://oreluniver. ru/file/science/confs/2015/sport/publ/5_Gavrilov_Problemy_ organizatsii_.pdf. Date of access: 11.07.2017.

5. Ivanova S.V., Manzheley I.V. Fizkulturno-sportivnaya rabota s naseleniem: sredovoy podhod [Physical education and sports work with population: environmental approach]. Tyumen, 2015. 244 p.

6. Kamaletdinov V.G. Pedagogicheskie aspektyi razvitiya kulturyi upravleniya fizkulturno-sportivnoy deyatelnostyu [Educational aspects of development of physical education and sports activity management culture]. M.: Sovetskiy sport publ., 2002. 240 p.

7. Kvashnina S.I. Zdorovye naseleniya na Severe [Public Health in the North]. Ukhta, 2001. 260 p.

8. Lubysheva L.I. Fizicheskaya i sportivnaya kultura: soderzhanie vzaimosvyazi i dissotsiatsii [Physical and sports culture: content of relationship and dissociation]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2002.no. 3. p. 11-14.

9. NikolaevYu.M.Fizicheskayakulturaiosnovnyiesferyizhiznedeyatelnosti cheloveka i obschestva v kontekste sotsiokulturnogo analiza [Physical education and key spheres of human and social life in context of sociocultural analysis]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2003. no. 8. pp. 2-9.

10. Sadovskiy V.N. Osnovanie obschey teorii sistem. Logiko-metodologicheskiy analiz [Basis of general system theory. Logical and methodological analysis]. M., 1974. 280 p.

11. Solonin Yu.G., Boyko E.R. Mediko-fiziologicheskie aspektyi zhiznedeyatelnosti v Arktike [Mecico-physiological aspects of life in the Arctic]. Arktika: ekologiya i ekonomika. 2015. no. 1 (17). pp. 70-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Tkachev,A.V., Bichkaeva F.A., Dobrodeeva L.K. Ecophysiologikalchar-acteristicsofimmune, endocrinesystems, andmetabolicprocessesof-humaninnort. //Livingandworkinginthenorth: thecompleteWorksofln-ternationalsymposium. Kostomus, 2003. pp. 134-137.

№ 2 • 2020 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.