Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ'

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРЕСЫ НАСЕЛЕНИЯ / КОНФЛИКТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСЛОВИЯ РАВНОЗНАЧНОГО ПАРТНЁРСТВА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДОВЕРИЕ АУДИТОРИИ / MASS MEDIA / INTERESTS OF THE POPULATION / CONFLICT / PUBLIC ADMINISTRATION CONDITIONS OF EQUAL PARTNERSHIP / LOCAL GOVERNMENTS / AUDIENCE TRUST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белов А.В.

Статья посвящена системе приёмов, призванных способствовать выстраиванию паритетных отношений между органами местной власти и городскими либо районными СМИ в условиях изначального неравенства позиций, поскольку учредителями муниципальных газет, телевизионных и радиовещательных компаний, согласно законодательству, являются органы местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF BUILDING PARTNERSHIPS BETWEEN THE AUTHORITIES OF THE MUNICPALITY AND LOCAL MEDIA

The article is devoted to a system of receptions designed to help build parity relations between local authorities and city or district mass media in the conditions of an initial inequality of positions, since the founders of municipal newspapers, televisions and broadcasting companies are local governments.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

УДК 352.075

Белов А.В. студент 1 курса Уральский институт управления Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования Российская Академия Народного Хозяйства и государственной

службы при Президенте России научный руководитель: Федоровских А.А.

доцент

кафедра государственного управления и политических технологий

Уральский институт управления РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ Статья посвящена системе приёмов, призванных способствовать выстраиванию паритетных отношений между органами местной власти и городскими либо районными СМИ в условиях изначального неравенства позиций, поскольку учредителями муниципальных газет, телевизионных и радиовещательных компаний, согласно законодательству, являются органы местного самоуправления.

Ключевые слова: средства массовой информации, интересы населения, конфликт, государственное управление, условия равнозначного партнёрства, органы местного самоуправления, доверие аудитории.

Belov А., a 1st year student of the Ural Institute of Management of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under

the President of Russia Russia, Yekaterinburg

Scientific adviser: Fedorovskih А.А., professor of department regional

and public administration THE CONCEPT OF BUILDING PARTNERSHIPS BETWEEN THE AUTHORITIES OF THE MUNICPALITY AND LOCAL MEDIA

The article is devoted to a system of receptions designed to help build parity relations between local authorities and city or district mass media in the conditions of an initial inequality of positions, since the founders of municipal newspapers, televisions and broadcasting companies are local governments.

Key words: mass media, interests of the population, conflict, public administration conditions of equal partnership, local governments, audience trust

При осуществлении своей профессиональной деятельности и местные органы власти, и муниципальные СМИ, независимо от того, электронные они, либо печатные, либо использующие несколько видов ресурсов, находятся в постоянном взаимодействии.

Закономерность, и необходимость подобного контакта очевидна. Информация - конечный продукт, выдаваемый масс-медиа. Органы государственной власти, независимо от того, исполнительная ли эта власть, судебная, или законодательная, являются, де-факто, поставщиками информационного материала. При этом нельзя считать, что позиция СМИ более зависима по отношению к учредителю, поставщику новостей. По нашему мнению, можно говорить о равноценном диалоге, поскольку органы власти напрямую заинтересованы в широком доступе населения к результатам своей работы. Его и обеспечивают ресурсы СМИ.

Наиболее актуально подобное положение дел для местных газет, радиостанций, телестудий. Поскольку именно «...местные издания нередко становятся единственным источником удовлетворения потребностей определённого региона и публикуют всю актуальную для того или иного района информацию. В условиях отсутствия информационной альтернативы у аудитории региональных изданий формируется доверительное отношение к местным газетам. Как правило, это происходит в отдалённых районах и связано с недоступностью стабильного интернет соединения».[1]

Подобное положение дел как раз характерно для ситуации в Ямало -Ненецком автономном округе. В названном регионе весьма оригинальная система организации средств массовой информации. Особенность её в том, что всего 70 лет назад в этом арктическом регионе появились государственные СМИ. Биография телевизионных студий, а тем более интернет изданий и того короче.

При этом степень организации окружных СМИ весьма высока, чему способствует экономическое положение субъекта федерации. Оно намного выше, чем в ряде российских регионов.

В таких условиях построение информационного общества в регионе становится абсолютной реальностью. «В информационном обществе знания и информация становятся решающими инструментами в управлении социумом. СМИ превращаются в важнейший источник формирования общественных стереотипов и образцов массового поведения людей.[2]

По сути, идентичные задачи поставлены и перед региональными, и перед местными органами власти. Реестр должностных инструкций у представителей госуправления вообще достаточно широк. Одним из них, для нас самым актуальным, как раз и является создание регионального информационного пространства, как аспект созидания информационного общества.

«Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации, ведомственные и

межведомственные территориально-распределительные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней; печатными и электронными средствами информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами и пр.»[3] Будем реалистами. Когда заходит речь о взаимодействии власти с органами СМИ, так или иначе возникают моменты опасения по поводу возможного контроля властных структур над деятельностью масс -медиа. Контроль может выражаться как в ограничении доступа к информации, так и в цензурировании её использования.

Увы, негативные примеры, подтверждающие обоснованность подобных опасений, имеются. Появился даже узко специфический термин: «парадокс региональных политических элит».

«Существует своеобразный парадокс региональных политических элит: стремясь к созданию собственного положительного образа, они, тем не менее, не пытаются сделать информацию о себе максимально доступной и прозрачной.[4]

Можно ли дать этому рациональное объяснение? Оказывается, да. Покажется удивительным, однако тем не менее: данный нонсенс заинтересовал учёных. После комплексных исследований у них появилось не одна, а целый ряд гипотез, объясняющих данный феномен.

«Учёные выдвигают ряд объяснений этому феномену: в условиях перманентной конфликтогенности политического ландшафта любая информация рассматривается как аргумент в пользу оппонента; авторитарные тенденции, доминирующие в политической жизни многих регионов, продолжают воспроизводить атмосферу секретности и закрытости информации; наконец, существуют технологические и образовательные барьеры».[5]

Да что там технологические препоны! В современной российской практике есть примеры, сотни примеров давления местной власти на районное телевидение и прессу. Один из таких вопиющих случаев анализирует в своей работе Е. Прохоров. Как известно, экономический фактор был и остаётся одним из основных инструментов влияния на прессу. Добавим сюда способность власти трактовать законодательство, и вправду, порой допускающее двойственное прочтение собственных норм, в свою пользу, и получаем весьма неприглядную картину административного доминирования.

И как, в таком случае, редакции выстраивать линию защиты? «Не от хорошей жизни пошла редакция {районной газеты - прим. авт.) на соучредительство с областной властью. Иначе под вопросом оказалось бы само существование газеты - других источников поддержки нет. Впрочем,

от этой бомбы редакция может спрятаться в прочное убежище закона: ст. 19 Закона «О средствах массовой информации» утверждает: редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности», а ст. 18 предупреждает: «Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ за исключением случаев, предусмотренных настоящим законодательством, Уставом редакции, договором между учредителем и редакцией». [6]

Не ставя себе целью драматизировать ситуацию в отношениях органов власти и СМИ, тем не менее, вынуждены признать, что при возникновении спорных, а зачастую, и конфликтных ситуаций между госструктурами и прессой, преимущество остаётся всё же на стороне первых.

Что в таком случае можно положить на противоположную чашу весов, дабы уравновесить положение? На сегодняшний день общее положение дел таково, что при развитии интернет технологий каналы гласности, не подлежащие контролю со стороны авторитарных структур, всё же набирают мощь. Любой пользователь сети может обнародовать своё мнение, и аргументировать его отснятыми видео материалами, или фото-файлами. Относительно же официальных источников информации остаётся актуальной позиция П. Латышева, в бытность представителя Президента в Уральском Федеральном округе. На встрече с журналистами он заявил: « Сильное государство невозможно без свободы слова. Не то чтобы нам хочется дружить с журналистами, но в мои обязанности входит и защита прав граждан на получение информации. Так что приглашаю прессу к сотрудничеству, - завершил генерал-лейтенант выступление о задачах, поставленных перед ним Президентом России. [7]

Рациональный подход П. Латышева к взаимодействию с масс-медиа неоднократно оправдывал себя. Вспомним более поздние события из современной истории России: реализация проекта Обская - Бованенково, Крымская весна, возведение Керченского моста...Список можно продолжать ещё долго.

Оперативное и объективное освещение этих событий силами официальных СМИ позволило создать вокруг них купол общественной консолидации, конструктивного восприятия действий власти, что, в итоге, привело к укреплению национального единения и повышению рейтинга самой власти.

Для состояния СМИ в современной России характерно наличие двух основных медиа-моделей. Первая государственная, работающая на условиях муниципального заказа. Вторая частная, не имеющая гарантированных источников финансирования, и направленная, как и подобает любому бизнес-сообществу, на получение прибыли.

Теперь проанализируем ситуацию в одном, отдельно взятом регионе -в Ямало-Ненецком автономном округе. В нашем субъекте Федерации нет широкого пласта частных средств массовой информации. Так, в городе Новый Уренгой к концу 2019 года осталось единственная компания,

работающая в сфер масс-медиа.

Соответственно, окружная система СМИ относится, по факту, к патерналистскому варианту советской медийной модели.

Значит ли это, что северные журналисты работают под жестким гнётом цензуры? На прямо поставленный вопрос нужен амбивалентный ответ. И в данном случае можно заявить со всей ответственностью: согласно Устава редакции газеты, в нашем случае - городской общественно-политической газеты «Правда Севера», авторы несут ответственность за достоверность излагаемых фактов.

Подобное положение дел мы не склонны считать проявлением структуры, поскольку взаимодействие с органами государственной власти в муниципальном образовании г. Новый Уренгой у специалистов газеты выстроено по принципам делового сотрудничества.

Составляющие этого сотрудничества оттачивались десятилетиями. Через два года городской газете исполняется 40 лет - солидный возраст для региона, образованного в 1930-м году. За это время сложилась прочная модель взаимодействия между двумя структурами.

Разберём их на конкретном примере. В случае возникновения внештатной ситуации, либо иного информационного повода, на вопрос, интересующий население рабочего города {а Новый Уренгой относится как раз к такой категории), на него даётся ответ. Причём отвечающий - не абстрактный субъект местного самоуправления - администрация, - а конкретный исполнитель, отвечающий за данное направление городской жизни. Когда того требует ситуация, с комментарием выступает и Глава города.

Далее. При работе над ситуацией, её устранении, если это ЧП, или информационном сопровождении, как в случае с проведением международного спортивного турнира, исполняются ряд непреложных условий:

1. Назначается конкретное ответственное лицо.

2. Указываются его контактные данные - телефон, адрес электронной почты, время и место приёма.

3. Обозначаются сроки локализации ситуации.

4. Называются слагаемые успеха, позволившие добиться необходимого результата

5. В случае неудачи - оперативно и открыто излагаются причины, не позволившие достичь поставленных целей в установленные сроки.

6. Проводится контроль за окончательным регулированием ситуации.

7. Назначается анализ положения для предотвращения нежелательных прецедентов в дальнейшей жизнедеятельности муниципального образования.

Построенное на принципах равноправного партнёрства органов государственной власти и общественно-политической газеты «Правда Севера», основанное на предоставлении оперативной и достоверной

информации населению города новый Уренгой, как раз и служит залогом сохранения читательского сообщества даже в современных условиях интенсивного развития интернет-технологий. По результатам социологических исследований, Ямало-Ненецкий автономный округ остаётся регионом, где по-прежнему высок авторитет официальных источников информации - телевидения, газет и радио.

Использованные источники:

1. Карпова Е. А., Чередниченко Л. В. «Региональная пресса как инструмент политического воздействия на аудиторию» (Электронный ресурс).с. 210 -Режим доступа: www.e-library/061d13 cc-ceb-4f47-9b6d-1 a76b0bb7bc 1

2. Молодов О. Б. «Региональные и местные СМИ Вологодской области: контент - анализ» [Электронный ресурс]. с. 128 - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21431252

3. Концепция развития законодательства в сфере информации и информатизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.isn.ru/zakon/

4. Середина А. С. «Взаимодействие органов государственной власти (региональной власти) со средствами массовой информации» [Электронный ресурс]

5. Ачкасова В. А., Чугунов А. В. «Концепт глобализации и роль информационных технологий» [Электронный ресурс].- Режим доступа: www/ imag.iis.ru>arc/infosoc/emag.nsf/BPA

6. Прохоров Е. П. «Региональная пресса в информационном пространстве России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.inguk.ru/RegionProch.htm.

7. Колпина Л. «Не то чтобы нам хочется дружить с журналистами...Но использовать их следует» // «Эксперт-Урал».-2008.- №8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.