съемки, результаты которых экспортируются в информационную модель проектируемой дороги с целью оценки соответствия выполненных работ проектным данным. При этом количество оценочных данных будет значительно шире, а их достоверность существенно выше, чем при традиционном взаимодействии участников инвестиционного процесса.
4. И, наконец, на стадии завершения проекта вся собранная и обобщенная информация в виде единой модели дороги и событий, связанных с ней, передается эксплуатирующей организации в виде ГИС-проекта функционирования введенного в действие объекта.
V.N. BOIKOV, S.P.KRYSIN, A.V. SKVORTSOV
GIS-TECHNOLOGY USE IN THE DIFFERENT PHASES OF HIGHWAY LIFE CYCLE
The question of GIS-technology use in the different phases of highway life cycle is considered in the paper. The features of GIS-technology use in highway engineering are described. The experience and sequence of work using GIS technology for different engineering decisions are demonstrated.
УДК 625.7 : 519.683
Д. С. САРЫЧЕВ, канд. техн. наук,
С.А. СУББОТИН,
С. П. КРЫСИН, канд. техн. наук, доцент
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
В данной работе описана концепция построения информационной системы автомобильных дорог, проведен системный анализ предметной области, рассмотрены существующие разработки и построена информационная модель дороги. На базе проведенного исследования предложена методология построения информационной системы автомобильных дорог, позволяющая решать задачи информационного, пространственного и темпорального моделирования сети автомобильных дорог.
Введение
Основная функция информационной системы сложного инженерного комплекса, такого, каким является сеть автомобильных дорог, заключается в оперативном обеспечении персонала сведениями, необходимыми в процессе эксплуатации, в ведении и анализе данных о состоянии автомобильных дорог и инженерных сооружениях на них. Информационная система должна обеспечивать возможность ввода и хранения стандартизованных описаний объектов автомобильных дорог и инженерных сооружений, анализ текущего со-
стояния дорожных сетей, оценку эффективности работы персонала, упрощение решения задачи развития дорог. Информационная система должна иметь возможность работы с распределенными пользователями.
Ранее выполненные авторами исследования по данной проблеме позволяю сделать выводы о том, что в настоящее время в дорожной отрасли (на федеральном и территориальных уровнях) не существует единой концепции построения информационной системы. Разработки велись в технической и технологической областях, обходя стороной глубокий анализ предметной области и процессов, происходящих в ней.
1. Методология построения модели
Информационная система всегда основывается на некоторой модели реальности, имеющей специальные возможности для манипулирования своими объектами. Первым этапом построения информационной модели является выбор методологии (одной или нескольких), на основе которой будет проводиться исследование и строиться модель. Методология, используемая при решении задачи построения информационной системы, базируется на системном анализе [1, 2]. Введем несколько определений:
Объект - некоторая ограниченная сущность реального мира, которая может быть рассмотрена самостоятельно и для которой могут быть выделены присущие ей характеристики и методы действий (поведения). Так, например, объектом может быть мост, светофор, автобусная остановка. Объект при необходимости можно рассматривать как совокупность деталей (подобъектов), что называется анализом, либо как составную часть более крупного объекта (суперобъекта), что называется синтезом.
Рис. 1. Пример наследования классов
Класс - абстрактное правило для группировки однотипных объектов. Класс определяет, какие характеристики и методы действий должны наличе-
ствовать у представителей (экземпляров) данного класса. Так, например, класс дорожных знаков определяет, что у его представителей должны быть следующие характеристики: принадлежность к титулу; расположение; тип знака; техническое состояние.
Наследование - механизм повторения правил между классом-потомком и классом-предком. Этот механизм позволяет строить иерархию классов, выделяя обобщенный базовый класс и более частные случаи. Данный подход позволяет сделать структуру классов более логичной и избежать многократного дублирования. Пример наследования представлен на рис. 1.
Следующей методологией, широко используемой при анализе предметной области, является объектно-ориентированный подход, выражающийся в следующих принципах [3, 4]:
- абстракция, или выделение у объектов реального мира тех его существенных свойств, которые отличают его от прочих объектов и четко определяют особенности данного объекта с точки зрения дальнейшего его рассмотрения;
- принцип «черного ящика», заключающийся в том, что при манипулировании с объектом в процессе рассмотрения (в нашем случае - моделирования) можно воздействовать на ограниченный набор характеристик объекта. При этом внутренняя структура объекта остается недоступной для воздействия;
- принцип декомпозиции;
- принцип иерархичности (упорядоченная система абстракций, или ранжирование);
- типизация - ограничение, относящее объекты к различным классам, препятствующее произвольной замене объектов одного класса объектами других классов или сужающее возможность такой замены;
- устойчивость - свойство объектов существовать во времени и пространстве.
На рис. 2 изображена типовая структура объекта и его связей с окружающим миром. Важным достоинством объектного подхода является его автономность, что дает возможность самостоятельной работы объекта по отслеживанию своей истории.
Рис. 2. Объект и его отношения с окружающей средой
Необходимость отслеживания состояния моделируемого объекта во времени приводит к использованию объектно-ориентированного подхода с элементами темпоральности. При этом появляется возможность отслеживания не только состояния параметров объекта, его элементов и моментов их изменения, но и поведения объекта, изменения его внутренней структуры.
Объекты представляют собой особый блок или сущность (реальную или абстрактную), имеющую важное функциональное назначение в данной предметной области [5]. Классы и объекты являются базовыми строительными блоками при использовании объектно-ориентированной методологии для создания сложных программных систем.
Дорожная сеть не существует сама по себе, она является следствием потребностей окружающего мира в транспортных услугах. Для целостного анализа требуется определить ближнюю и дальнюю среду, а также круг лиц, принимающих жизненные решения в дорожной сети.
Ближней средой дорожной сети являются объекты, явно взаимодействующие с сетью: транспорт, обслуживающий персонал, смежные инженерные сети и территориальные объекты, вблизи которых пролегает сеть, например объекты гидрографии и т.п. [6] (рис. 3). Дальней средой инженерной сети являются объекты, неявно или опосредованно взаимодействующие с сетью. Это органы власти той территории, на которой располагается сеть; общество, чьи потребности выполняет сеть и чей уровень жизни она должна поддерживать; природа, которая несет экологическую нагрузку от взаимодействия с сетью, и культура, в рамках которой сеть выполняет утилитарную роль и является объектом ее внимания.
2. Анализ предметной области
Ближняя среда
Дальняя среда
Дорожная
сеть
Общество
V
Персонал
-Г
Природа
Т ерриториальные объекты
Культура
V
Рис. 3. Окружение дорожной сети
Концептуальным в нашем построении модели является то, что объекты сложной предметной области мы разбиваем на некоторую иерархию типов [14]. Для этого мы рассмотрим следующую группу классов (рис. 4).
Рис. 4. Обобщенная классификация дорожных объектов во всех объектах
Автомобильная дорога состоит из объектов трех видов: протяженных (участков), точечных и площадных. Под участком, или объектом, будем понимать такое сооружение или протяженный фрагмент дороги, логический или технический, который исполняет определенный набор функций либо представляется в определенном качестве, может фигурировать в этом качестве как единое целое и при этом может быть целиком заменен на аналогичный. Необходимым требованием к участку и объекту является его необходимость с информационно-аналитической точки зрения. Так, например, в ряде практических случаев представляется важным рассматривать такие мелкие объекты, как слои дорожной одежды, детали пролета моста, а в ряде случаев - нет.
Для качественного разделения объектов по классам и наиболее простого и в то же время полного описания, удобного для анализа, необходимо выработать единую методику абстракции конкретных сущностей реального мира на основе унификации их параметров и функций [4, 15].
Мы уже выделили примерную структуру объектной иерархии и теперь можем привести общие положения по разделению конкретных сущностей по этим классам. Начиная с самого верха, выделим абстрактный объект дорожной сети. Самыми общими его чертами будут: принадлежность титулу, расположение, тип (принадлежность к тому или иному виду сущностей), состояние. Набор возможных состояний будет расширяться по мере конкретизации описания объекта, списка объектов, находящихся в его составе. Самыми общими функциями будут: изменение состояния объекта, добавление нового объекта в состав данного, исключение определенного объекта из состава (рис. 5).
Дорожные сети являются сложными объектами, имеющими протяженность не только в пространстве, но и во времени. Развитие дорожных сетей во времени есть жизненный цикл.
Рис. 5. Абстрактный объект
Выделим основные этапы жизненного цикла дорожных сетей. Существование любой дороги обусловлено необходимостью получения услуг. Эта необходимость ставит задачу по созданию дороги определенного класса. Созданию дороги предшествуют действия по изысканиям и проектированию дороги. После проектирования следует этап физического воплощения проекта -строительство. Как правило, это длительный этап, совмещенный с эксплуатацией уже построенных частей дороги.
Следующим концептуальным этапом является эксплуатация, то есть процесс обслуживания дороги в соответствии с задачами по ее содержанию. В процессе эксплуатации автомобильной дороги может возникнуть необходимость в ремонте или реконструкции, в зависимости от технического состояния. На рис. 6 изображен полный вариант жизненного цикла дороги. Следует отметить, что он также применим и к отдельным составным частям дороги.
Моделирование жизненного цикла распадается на две задачи: отслеживание технологических событий, дефектов и работ; отслеживание и архивирование изменения параметров. Для этого предлагается использовать следующие модели.
Основным объектом для описания жизненного цикла объекта дороги будет событие. Событие - любое действие, производимое системой управления над объектом. Это могут быть измерения характеристик, ремонтные работы и другие действия - в зависимости от типа события (рис. 7).
Событие
Свойства
Объект
О
Дата, время, продолжительность
Тип события
О
Исполнители
1 2 3 N
Дефекты
1 2 3 N
Измерения
1 2 3 N
Функиии
Начало события
Окончание
события
Отчет о событии
Обнаружение
дефекта
Работы
1 2 3 N М ^ У
Выполнение
работы
Рис. 7. Абстрактное событие
Любая информация об изменении состояния объекта появляется при проведении очередного события. Это может быть информация об обнаруженных и устраненных дефектах, изменении характеристик объекта, зафиксированных в результате измерений.
На рис. 8 изображена информационная структура, моделирующая жизненный цикл. На графике изображены жизненные линии работ, дефектов, параметров некоторого объекта дорожной сети. Данная информационная структура позволяет решать обе задачи - отслеживание событий и изменения параметров.
Событие 1 Событие 2 Событие 3
1.03 - 8.04 22.04 - 30.04 17.06 - 24.06
Работа 1
I
Дефект 1
I
Работа 2
Работа 3
Измерение 1
Работа 4
Работа 5
I
Измерение 2 —
Работа 6
Работа 7
X
Измерение 3
Дефект 2
а
Дефект 1
Дефект 2
Значение измеряемого параметра
г
Рис. 8. Фрагмент жизненного цикла дорожного объекта
3. Информационное моделирование
В настоящее время при моделировании информационных структур баз данных одной из наиболее распространённых является модель данных Бпй1у-Яе1айоп (Сущность-Связь), предложенная П. Ченом [15].
В базе данных основной сущностью является дорожный объект, принадлежащий некоторой автомобильной дороге (Титулу) (рис. 9). Для титула определены важнейшие обобщенные показатели: наименование, шифр, статус, уровень содержания. С титулом связаны права землепользования, относящиеся к нему.
Для объекта определены его тип, принадлежность титулу и местоположение (километровая отметка), организация-балансодержатель и балансовая стоимость. Кроме того, с ним связана Информация об объекте - архив документов по данному объекту. Для объекта может быть указан ближайший к нему населенный пункт.
Дорожные объекты подразделяются на участки дороги, дорожные знаки, водопропускные трубы, паромные переправы и мосты (рис. 10).
Справочник статусов автодорог Код типа статуса
Право землепользования Код земельного участка
Справочник уровней содержания Код уровня содержания
Титул
Код титула
Наименование 1 Шифр
Экономико-историческая справка Код типа статуса (РК)
Код уровня содержания (РК)
Код титула (РК)
Код организации - землепользователя (РК) Площадь, га
Код организации, принявшей решение (РК)
Номер решения
Дата решения
Наименование документа
Номер документа
Дата регистрации документа
Код организации, выдавшей документ (РК)
Документ
Код населенного пункта (РК)
Справочник типов населенных пунктов Код типа НП
Дорожный объект
Код объекта
Код титула (РК)
Код типа объекта (РК) Местоположение, км Балансовая стоимость Код организации - владельца (РК) Код ближ. населенного пункта (РК)
Информация об объекте Код информации
Наименование Код объекта (РК) Данные Иконка
Код организации Наименование Адрес ч Реквизиты Код правовой формы (РК)
Код формы собственности (РК) Является владельцем недвижимости Является владельцем дорог Является землепользователем Обслуживает дороги Орган власти
ТТ
Справочник форм собственности Код формы собственности
Справочник типов объектов
Код типа объекта Код правовой формы
Описание 1 Описание 1
Населенный пункт Код населенного пункта Код района (РК) Наименование Код типа НП (РК)
Код района
Код региона (РК)
Наименование
Описание
Код региона
Наименование
Описание
Рис. 9. Титулы и объекты
Мостовое сооружение Код моста (РК)
Код типа моста (РК)
Код типа преграды (РК) Наименование преграды Грузоподъемность, т Расчетная нагрузка
Справочник типов объектов Код типа объекта
Дорожный объект
Недвижимость
Код недвижимости (РК)
Код типа недвижимости (РК)
Наименование
Расположение
Расстояние от оси, м
Мощность
Площадь, кв. м
Площадь земель, га
пзрщнаягсрепряв^
Код объекта (РК)
Наименование водной преграды Ширина в межени, м Рабочий ход парома, м Число паромов Тип плавсредства Длина парома Ширина парома, м Грузоподъемность, т Пропускная способность, авт/сут Код способа передвижения (РК) Код типа пирса (РК)
Водопропускная труба Код трубы (РК)
Код объекта
Код титула (РК)
Код типа объекта (РК) Местоположение, км Балансовая стоимость Код организации - владельца (РК) Код ближ. населенного пункта (РК)
Код сечения трубы (РК)
Код режима трубы (РК)
Код материала трубы (РК)
Код типа водотока (РК)
Длина трубы, м
Диаметр или ширина, м
Высота, м
Число очков
Схема трубы
Толщина стенок
Код правого оголовка (РК)
Код левого оголовка (РК)
Код типа изоляции (РК)
Код укрепления дна (РК)
Код укрепления правого откоса (РК) Код укрепления левого откоса (РК)
Код укрепления правого отверстия (РК) Код укрепления левого отверстия (РК)
Участок дороги
Код участка (РК)
Расположение Начало участка, км Код типа участка (РК) Конец участка, км
Дорожный знак
Код знака (РК)
Направление Расстояние от оси, м Код типа расположения (РК) Код типа знака (РК)
Текст
Рассмотрим линейно-протяженные объекты - участки (рис. 11). Участки дороги подразделяются на логические и физические. Логические участки (районный участок дороги, участок обслуживания, категорийный участок, а также участок проведения работ, не представленный отдельной сущностью) отражают разделение дороги на логические участки по некоторому признаку.
Код района
Код региона (РК
Наименование
Описание
Районный участок дороги Код объекта (РК)
Участок дороги
Код района (РК)
Код объекта (РК) Расположение Начало участка, км Код типа участка (РК Конец участка, км
Справочник материалов слоев Код материала слоя Описание ГОСТ
Код организации
Наименование Адрес Реквизиты
Код правовой формы (РК)
Код формы собственности (РК) Является владельцем недвижимости Является владельцем дорог Является землепользователем Обслуживает дороги Орган власти
ТТ
Справочник типов участков Код типа участка
Участок проезжей части Код объекта (РК)
Ширина проезжей части,
Участок обслуживания
Код объекта (РК)
Балансовая организация (РК)
Обслуживающая организация (РІ
*
Полоса отвода
Код объекта (РК)
Код организации - землевладельца (РК
Фактическая площадь, га
Представленная площадь, га
Переходно-скоростная полоса Код объекта (РК) |
Ширина, м I
Точка полосы отвода
Расстояние от кромки, Код объекта (РК) Местоположение, км
Участок ограждения
Код объекта (РК)
Код типа расположения (РК)
Код группы ограждения (РК)
Код конструкции ограждения (РК) Код направляющего устройства (Р Количество направляющих Код материала ограждения (РК)
Справочник расположений
Код типа расположения Описание
Справочник групп ограждения Код группы ограждения
Участок слоя дорожной одежды Код объекта (РК)
Расстояние от поверхности до низа слоя, Расстояние до правой кромки Расстояние до левой кромки Продолжается до откоса - Заложение справа Заложение слева Код материала слоя (РК)
Повтор формы поверхности
Категорийный участок дороги Код объекта (РК)
Код категории (РК)
І
Справочник категорий автодорог Код категории
Описание
Интенсивность движения
Участок обочины
Справочник типов укрепления обочин
Код объекта (РК)
Ширина обочины, м Код типа укрепления (РК) Ширина остановочной полосы, Код типа покрытия (РК)
Код типа укрепления Описание
Участок дорожного покрытия Код объекта (РК) )Р
Справочник типов покрытия Код типа покрытия _ Описание
Код типа покрытия (РК)
Снегозащитное сооружение Код объекта (РК)
Код типа сооружения (РК) Количество рядов Количество щитов
Справочник типов снегозащитных сооружени Код типа сооружения
I Справочник направляющих устройсте
Код направляющего устройства Описание
Участок водоотведения Код объекта (РК)
Код типа расположения (РК)
Код водоотводного сооружения (Р Код типа укрепления (РК)
Справочник водоотводных сооружений Код водоотводного сооружения
Межузловой участок - Код объекта (РК)
Код начального узла (РК) Код конечного узла (РК) Уклон начального элемент; Высота начала, м Код типа участка (РК) Направление_примыкания
Справочник типов укрепления водоводов
Код типа укрепления
Узел дорожной сети
Код узла Наименование
Код конструкции ограждения Справочник материалов ограждения Код материала ограждения Код типа участка
Описание Описание 1 Описание
Организация
Рис. 11. Участки дороги
Физические участки (участок проезжей части, участок слоя дорожной одежды, участок дорожного покрытия, участок обочины, переходноскоростная полоса, полоса отвода, ограждение, водоотведение, снегозащитное сооружение) представляют реальные протяженные объекты либо участки дороги, имеющие одинаковые на своем протяжении параметры.
Для представления жизненного цикла дорожного объекта используется сущность событие, имеющее даты начала и окончания, тип, а также описы-
вающий документ (акт, отчет и т.п.). Для события указывается организация, исполнившая данное событие. В составе события имеются работы, дефекты (выявленные и/или устраненные), а также результаты измерений (рис. 12).
Справочник_допустимых_дефектов
Код_допустимого_дефекта
Код типа дефекта (РК)
Код уровня содержания (РК) Допустимая категория эксплуатации Допустимая количеств. оценка
Справочник уровней содержания ^ Код уровня содержания Описание
Справочник типов объектов Код типа объекта
Справочник типов дефектов
Дорожный объект_____________________
Код объекта
Код титула (РК)
Код типа объекта (РК) Местоположение, км Балансовая стоимость Код организации - владельца (РК)
* Код ближ. населенного пункта (РК) Код участка (РК)
Код типа дефекта
Код типа события (РК) Описание Единица измерения
Код типа события - Код вида измерения
Код типа объекта (РК) Описание Код типа объекта (РК) Описание Единица
1
Дефект
Результат измерения
Код дефекта Код события • Код результата измерения
Код события - обнаружения (РК) *- і— Код объекта (РК) Код события (РК)
Код типа дефекта (РК) Код типа события (РК) Код вида измерения (РК)
Код события - устранения (РК) Количественная_оценка Дата начала Дата окончания Значение
Описывающий документ >- Ор анизация
Работа____________________
Код работы
Код события (РК)
Код типа работы (РК) Трудозатраты, чел/час Количественная оценка Стоимость
Код организации
Справочник типов работ Код типа работы
Описание Единица измерения Код типа события (РК)
Наименование Адрес Реквизиты ; Код правовой формы (РК)
Код формы собственности (РК) Является владельцем недвижимости Является владельцем дорог Является землепользователем Обслуживает дороги Орган власти
Рис. 12. События: работы, дефекты, измерения
Данная модель позволяет непротиворечиво описывать объекты дороги, титулы и дорожную сеть в целом. Модель предоставляет возможности отслеживания жизненного цикла дорожных объектов, ведения архивов документов по объектам и их эксплуатации, правам землепользования. Модель создана таким образом, что позволяет проводить дальнейшее ее расширение, добавляя новые сущности, описывающие новые типы дорожных объектов и участков. При этом они будут вписываться в существующую иерархию, что позволит избежать противоречий и дублирования.
4. Реализация информационной системы
Информационная система предназначена для ввода, хранения и вывода данных по автомобильным дорогам в установленном порядке. При помощи данной системы могут быть решены задачи инвентаризации и учета основных фондов, отслеживания эксплуатационных событий, автоматического формирования отчетов и многое другое.
Система состоит из двух частей - базы данных, в которой централизованно хранится вся информация, и клиентских рабочих мест - программ, при помощи которых пользователи могут просматривать, вводить и корректиро-
вать данные, а также формировать отчеты (рис. 13). При данном подходе реализуется возможность разграничения прав пользователей при помощи стандартных средств базы данных.
|!У!| Информационная Система Автомобильных Дорог (ИС-АД) 1.0
Титулы Участки Объекты Отчеты Сервис
гЖ' і ш В & f fcj
Федеральные [? Территориальные Г- Ведомственные “По наименованиям
0 Вороново-Малиновка (шифр ]
0 Елгай-Хмедевка (шифр)
0 Ересгная-Осиновка-Волкацаевка (шиф£ 0 Кожевниково-причалы Оби (шифр ]
0 Кожевниково-Ю вала (шифр ]
□ Мельниково-Кожевниково-Изовка (шиз 0 Подъезд к Вороново (шифр)
0 Подъезд к Десягово [шифр ]
1 I Подъезд к Екимово (шифр ]
0 Подъезд к Елгай (шифр 1
— читая
шшштт
0 Подъезд к Ересгной (шифр ]
0 Подъезд к Кожевниково-на-Шегарке (и
0 Подъезд к Красный Яр (шифр)
□ Подъезд к Мил лова (шифр )
□ Подъезд к Ново-Сергеевка (шифр ]
1 I Подъезд к Новотроицк (шифр ]
I I Подъезд к Рассвет (шифр )
□ Подъезд к У ртам (шифр)
□ Терсалгай-Н.Успенка (шифр )
□ Уртам-Борзуновка-В.Уртамка (шифр)
I I Ч илино-Е атурино (шифр )
□ Ювала-Елгай-Аптала (шифр)
□ Ю вала-М уллова (шифр ]
~ Т итулы
“Ш Кожевниково-Ю вала (шифр ]
! Й М Участки
І I É & По обслуживанию (2 шг.)
І ! І i--J§ ШегарскоеДРСУ (0+000,00 • 32+685,00)
і і ! ! ÉQ Кожевниковское ДРСУ (32+685.00 - Є5+525.00)
І і По районам (2 шт.)
І І і і " Шегарский район (Томская область (кадастр) (0+000.00 • 32+685,00)
І і I -ф Кожевник о вс к ий район (Т омская область (кадастр) (32+685,00 • 65+525,00]
І і I.Сз Участки проведения работ (0 шт.)
! . Н-Оэ» По категориям (1 шт.)
I яш.ч. ■ J' /I JL-'A .'Ul_________I
*1 h....' .111. - і ji-- ■ _ts . J. .
"Л j Li>-IH. XI .
"*) SJ UotrrseaeH.-e . l.t _J I -г**г-ни- IlI.ÎT I
Я [¡¿> І ‘Hfl" — =1*111= > I.T
” *♦(1*1.‘fl ■ *>+*'.fl ПҐ f.rrw* fl
f§ **(1*1.*11 ■ ->--'.fllir .. -*,(1
■iJ ..J -..і'» *)Л •;( - 'I - : -1 il I
..J '■ л Ч> ’ і* ’Йчі іиіТм іі I
I Q&r '-4t. - ¿„V-J.'.-Jl J W- -Ы1И- I Ul I
0 .*U.J.U j_’*:4U.UC. л. Id. - .Як "Л j L.1C-- д:р:л:н: "- :tc чі 11 lt I
Г . ™o-:or jc - hl : Tf jiii '
і. Абстрактный землевладелец - T омская область (кодас) Абстрактный землевладелец • Т омская область (кздас]
F |_Л ■ 1*х*-*- - ■' г I
Ь. "«і—к-.і— * іґ.т^-ір-;.- 1 ит '
Ц 17*П' І. им-- ■ гіч.і—і н і.— '‘¡■'.И ,Г1Т
Ц 17*М I. .......і ■ ■: ■ і її -|і ■■ сп і к і ‘.“..1 IР В ~ "
Ц "1. .....і - і пГ |і ■■ с- и і ■■«г ■ .і' -1-- 1і '
Э 32+641,00, слева: автобусная остановка "ЮВАЛА"
Ё- СП Автозаправочные станции (1 шт.]
I- нм Подъезд к Вороново (шифр |
I- гЛп Подъезд к Десягово (шифр )
1чд Подъезд к Елгай (шифр)
І- Жі Ппп'ьйяп к РпягтнпО іїіінфп 1
Рис. 13. Внешний вид рабочего места
Для того чтобы редактировать информацию по объектам, участкам или титулам, следует выбрать требуемый объект в «дереве» титулов и перейти в режим редактирования объектов (рис. 14). Вернемся к форме редактирования информации по титулу. Для изменений в базе данных следует нажать кнопку ОК, для отказа от записи нажать кнопку Отмена. Следует отметить, что имеется возможность разграничения прав доступа, что запретит отдельным пользователям просмотр, исправление и/или добавление информации в базу данных.
В нижней части формы расположены кнопки тТї'і События и Щ] Документы. Первая вызывает список эксплуатационных событий, произошедших с данным участком (см. далее), а вторая - форму со списком (архивом) документов по данному участку (рис. 15). Для просмотра и редактирования документа следует выбрать его в списке и дважды щелкнуть мышью либо нажать Enter, либо кнопку Щ Редактировать под списком. При этом появится окно соответствующего приложения, в котором можно просматривать или редактировать этот документ.
Объект недвижимости: События
Список событий
® й5 15.07.1998 Содержание В 27.02.2003 Капитальный ремок Ё1-СгЬ Работы
Ремонт кровли ^ Ремонт покрытия площ В{22> Обнаруженные дефекты ~3у Нарушение покрытия п.' Нарушение покрытия к| Проседание грцнта пло ^ 1
________________I
ш ^ ^ ^
<1
ш
~ Описание ^ ~—а
Т ип события: | Капитальный ремон ж | Дата начала: |27-02-2003| ^
Г" Дата окончания: |30-12-1899 Исполнитель: | ЗАО Петройл и брат ж | 1|1£1
Д| Описывающий документ |
і Записать
Закрыть
Рис. 15. Информация по событиям с объектом
Информационная система предусматривает ввод, хранение и обработку информации о «жизненном цикле» автомобильной дороги как совокупности данных об эксплуатационных событиях ее отдельных частей. В силу этого каждый объект и участок, описанный в информационной системе, может иметь описание произведенных с ним работ, выявленных дефектов, произведенных измерений и оценок.
Информационная система предоставляет возможность формирования стандартных отчетов по формам ВСН 1-83, а также формам стандартных инвентаризационных отчетов [17, 18]. При формировании отчетов возможен выбор титула по имени, либо по региону и району, либо по обслуживающей организации.
Библиографический список
1. Перегудов, Ф.И. Основы системного анализа: учеб. - 2-ое изд., доп. / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко - Томск : Изд-во НТЛ, 1997. - 396 с.
2. Технология системного моделирования / Е. Ф. Аврамчук, А. А. Вавилов, С. В. Емельянов [и др.]; под общ. ред. С. В. Емельянова [и др.]. - М. : Машиностроение; Берлин : Техник, 1988. - 520 с.
3. Буч, Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения: [пер. с англ.] / Г. Буч. - М. : Конкорд, 1992. - 519 с.
4. Буч, Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с применением приложений на С++, 2-е изд. / Г. Буч. - М. : Изд-во «БИНОМ»; СПб : Невский диалект, 1998. - 560 с.
5. Smith, M. An Integrated Approach to Software Requirements Definition Using Objects / M. Smith,
S. Tockey. - Seattle, WA : Boeing Commercial Airplane Support Division, 1988. - 132 p.
6. Скворцов, А.В. Применение геоинформационных технологий для информационного обеспечения деятельности промышленных предприятий / А.В. Скворцов, Д.С. Сарычев, Ю.Л. Новиков // Энергетика: экология, надёжность, безопасность. - Томск, 1999. - С. 57.
7. Дорожная терминология: справочник / под ред. М. И. Вейцмана. - М. : Транспорт, 1985. -310 с.
8. Электрические системы и сети / Н.В. Буслова, В.Н. Винославский, Г.И. Денисенко [и др.]. -К. : Вища школа, Головное изд-во, 1986. - 584 с.
9. Комплексная автоматизированная система управления «Воронежупрдор» на базе локальной вычислительной сети. - Воронеж : ОАО «ТЕРРА». - 33 с.
10. Казаков, А.Г. Информационная система автомобильных дорог Новосибирской области / А.Г. Казаков, А.В. Конкин // Геоинформатика-2000: тр. Междунар. науч.-практ. конф. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 248-252.
11. Волошина, В.Н. Информационные ресурсы в управлении дорожной отраслью Приморского края / В.Н. Волошина // Геоинформатика-2000: тр. Междунар. науч.-практ. конф. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 260-265.
12. Поспелов, П. И. Создание информационной системы управления автомобильными дорогами на основе внедрения ГИС-проектов «Инвентаризация» и «Паспортизация» / П.И. Поспелов, А.А. Котов // Геоинформатика-2000: тр. Междунар. науч.-практ. конф. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. - С 256-260.
13. Поспелов, П. И. Совершенствование информационной системы управления автомобильными дорогами на основе внедрения ГИС-проектов «Инвентаризация» и «Паспортизация» / П.И. Поспелов, А.А. Котов // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ); УФ МАДИ (ГТУ). - М. - 2001. - С. 81-85.
14. Особенности создания и поддержания кадастра инженерных сетей / С.Г. Слюсаренко, А.В. Скворцов, С.А. Субботин [и др.] // Энергетика: экология, надёжность, безопасность (материалы докладов 6-го всероссийского научно-технического семинара). - Томск, 1998. - С. 72-78.
15. Петер, Пин-Шен Чен. Модель «Сущность-связь» - шаг к единому представлению данных / Пин-Шен Чен Петер // СУБД. - М. - 1995. - № 3. - С. 137-158.
16. Бойков, В.Н. Информационное обеспечение дорожной отрасли с позиции инженерного подхода / В.Н. Бойков, С.П. Крысин // Наука и техника в дорожной отрасли. - 1999 (9). -№ 2. -С. 10-12.
17. Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах: ВСН 12-86 / Министерство автомобильных дорог РСФСР. - М. : Транспорт, 1988. - 183 с.
18. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. ВСН 6-90 / Министерство автомобильных дорог РСФСР. ЦБНТИ Минавтодора РСФСР. - М., 1990. - 168 с.
19. Сильянов, В.В. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог / В.В. Силь-янов. - М. : Транспорт, 1984. - 287 с.
20. Сильянов, В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения / В.В. Сильянов. - М. : Транспорт, 1977. - 303 с.
21. Благодаров, А. Обзор CAM-систем / А. Благодаров // Компьютер Пресс. - № 3. - 1997. -
C. 22-23.
D.S. SARYCHEV, S.A. SUBBOTIN, S.P. KRYSIN
CONCEPT OF FORMATION OF HIGHWAY INFORMATION SYSTEMS
The concept of formation of highway information systems based on system analysis is described in the paper. The highway information model was created. On this basis the formation principles for highway information systems are proposed. These information systems allow to solve the tasks of informational, spatial and temporal modeling of highway network.